Начало
 
 


НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  AGNULA — музыкальный Линукс

Дмитрий Стропалов
Музыкальное Оборудование
март 2005

Платформа для работы с аудио.

Так сложилось, что первые несколько лет существования операционной системы Линукс мультимедийные возможности в ней обходились стороной. Однако со временем ситуация менялась, и недавно под патронатом Европейской Комиссии (исполнительного органа Европейского Союза) стартовал проект AGNULA (A GNU/Linux Audio distribution), конечной целью которого является создание свободной платформы для профессиональной работы с аудио. Идеологическую сторону в этой статье я намеренно не буду рассматривать, так как не хочу вносить свою лепту в "священные войны" между приверженцами различных ОС.

Что такое "The AGNULA project"
AGNULA — это дистрибутивы (наборы пакетов программного обеспечения) Линукс на базе систем Debian или RedHat. Из состава дистрибутивов исключено большинство привычных для этой ОС пакетов (серверы, сетевые утилиты, некоторые компиляторы и т. д.) и добавлены пакеты с приложениями для работы со звуком, а также патчи ядра системы для обеспечения более высокой производительности. В отличие от других систем, AGNULA представляет собой интегрированную среду работы, устанавливая которую, вы устанавливаете сразу и необходимые приложения. Выбор базовой системы (Debian/RedHat) остается за пользователем, так как список приложений при этом не изменяется. Как и большинство дистрибутивов на базе Линукс, AGNULA можно свободно загрузить с сайта проекта (www.agnula.info).

Установка
Установка дистрибутива AGNULA не отличается от установки любых других Линукс-систем. Относительную сложность представляет только предварительная разметка диска, но в интернете хватает справочных руководств и статей на эту тему. С дистрибутивом поставляется загрузчик GRUB, который позволяет инсталлировать AGNULA на компьютеры с уже установленными ОС. Новичкам я бы осмелился посоветовать дистрибутив на основе Debian, так как его программа установки хорошо умеет производить автоконфигурирование устройств компьютера (видеоадаптера, монитора и т. д.).

Состав дистрибутива и архитектура системы
Все аудиоприложения, входящие в состав AGNULA, можно разделить на три большие группы: драйверы устройств и микшеры, звуковой сервер, приложения для работы с аудио и MIDI.

У читателей, не знакомых с Линукс, может возникнуть вопрос — а зачем нужен звуковой сервер? Дело в том, что звуковой сервер осуществляет взаимосвязь приложений и драйверов устройств, обеспечивая, например, воспроизведение звука одновременно несколькими приложениями (драйверы в Линукс не являются мультиклиентными). Плюс сервер выполняет программную маршрутизацию потоков данных между приложениями и может выступать в роли DSP. Наличие такой "прослойки" не сказывается на производительности и не влияет на задержку (latency).

В качестве драйверов выбрана система ALSA (Advanced Linux Sound Architecture), которая обладает широким набором поддерживаемого оборудования (полный список находится на сайте www.alsa-project.org в разделе SoundCards). Замечу, что выбор и конфигурирование драйвера происходят автоматически при установке системы (при условии, что устройство присутствует в выше обозначенном списке).

Аудиосервером стал Jack audio connection kit (jackit.sourceforge.net) из-за его скорости (минимальная задержка составляет примерно 4,3 мс) и удачной архитектуры, которая обеспечивает стабильную работу. Практически все новые приложения для Линукс используют этот сервер (рис. 1). Это позволяет сделать их более переносимыми на различные платформы (существует версия Jack для MacOS X).


 
Рис. 1  
   

Именно связка ALSA+Jack является сердцем всей системы и обеспечивает базовую функциональность. Драйвер предоставляет физические порты устройств (входы-выходы аудио и MIDI) в распоряжение серверу, а он уже распределяет их между приложениями. Маршрутизацию между физическими и виртуальными портами можно настроить с помощью соответствующих утилит сервера. Как я уже говорил, допускается подключение нескольких приложений к одному устройству. Скажу сразу, что при тестировании нареканий на работу этой "парочки" не возникало — работала она стабильно и без проблем. Небольшие неудобства возникли только с микшером из-за его громоздкости — он просто не помещался в экран (никогда не думал, что для моей платы SBLive! может быть столько регулируемых параметров).

Приложения для работы с аудио и MIDI
В состав AGNULA входит довольно большое количество приложений для работы со звуком — от секвенсоров до трекеров, редакторов sf2 и табулатур. Из наиболее известных (относительно, конечно же) можно выделить SuperCollider, Audacity и Rosegarden. Все программы предоставляются по лицензии GPL, то есть пользователь имеет право свободно их использовать и распространять. Кроме собственно программ, существуют также подключаемые модули формата LADSPA — некий аналог форматов VST/DX. Правда, пока нет LADSPAi. Далее я постараюсь кратко осветить каждую из основных позиций (все рассмотренные далее программы имеют поддержку LADSPA).

Секвенсоры
В дистрибутив входят три секвенсора: MusE, Rosegarden4 и Seq24. Я бы выделил первые два, так как Seq24 является довольно специфичной программой, ориентированной, прежде всего, на живые выступления. MusE (рис. 2) и Rosegarden4 (рис. 3) обладают примерно одной степенью функциональности: клавишный редактор, редактор событий, фильтрация сообщений на входе и т. д. Кроме работы с MIDI эти программы предоставляют базовые средства работы с аудио (использование эффектов LADSPA, микширование с помощью подгрупп). Отличительной особенностью MusE является наличие встроенных программных синтезаторов (имитатор электрооргана, семплер для банков sf2, аналоговый синтезатор) и возможность автоматизации. Как видно из скриншотов, интерфейсы обеих программ не отличаются красотой и привлекательностью, что, впрочем, не сильно сказывается на работе. За дополнительной информацией относительно возможностей этих программ обращайтесь на сайты разработчиков (www.muse-sequencer.org и www.rosegardenmusic.com), так как выходят новые версии, и набор функций постоянно расширяется.


 
Рис. 2  
   

 
Рис. 3  
   

Редакторы аудио
В этом разделе представлено большое количество программ, однако далеко не все из них являются редакторами аудио в привычном смысле этого слова. Из наиболее "продвинутых" (опять же относительно) я бы выделил Audacity, ReZound и Sweep.

Audacity (audacity.sourceforge.net) на данный момент является стандартом "де-факто" для Линукс (рис. 4). Он обладает наиболее приятным интерфейсом, развитыми возможностями редактирования. Важными отличительными особенностями этого редактора являются кроссплатформенность (Linux, Win32, MacOS X) и поддержка нескольких треков. Программа предоставляет в распоряжение пользователя практически все стандартные для таких редакторов инструменты: монтажное редактирование (копирование, удаление, вставка), рисование, неограниченное количество отмен, представление звука в различных видах (волновая форма, спектрограмма), импорт/экспорт в различные форматы, поддержка подключаемых модулей обработки (для Win32 и MacOS X это VST, для Linux — LADSPA). Пожалуй, главным недостатком является то, что Audacity (из-за кроссплатформенности) не поддерживает аудиосервер Jack, поэтому, например, невозможно одновременное воспроизведение звука совместно с другими приложениями.


 
Рис. 4  
   

ReZound (rezound.sourceforge.net) и Sweep (www.metadecks.org/software/sweep) — редакторы попроще (и по внешнему виду, и по возможностям). Например, они пока не умеют производить предварительное прослушивание используемого эффекта. Однако каждый из них обладает небольшими "изюминками". ReZound (рис. 5) имеет встроенные средства спектрального и фазового анализа, а Sweep (рис. 6) умеет проигрывать файл в режиме реверса и имеет регулятор скорости воспроизведения (+/-10%). В последующих версиях этих программ разработчики обещают добавить все недостающие инструменты и функции.


 
Рис. 5  
   

 
Рис. 6  
   

Программы многоканальной записи
Вернее, надо было сказать "программа", так как в составе дистрибутива есть только один многоканальный рекордер — Ardour (ardour.org). Ardour (рис. 7) позволяет записывать звук одновременно с нескольких входов, поддерживает разрядность до 32 бит и частоту дискретизации до 96 кГц, автоматизацию параметров трека и LADSPA-эффектов, мониторинг входного сигнала и обработку его в реальном времени. Также Ardour поддерживает MMC-контроллеры. Авторы программы сравнивают ее с Samplitude, Logic и Nuendo, однако отсутствие поддержки MIDI не дает произвести такое сравнение в полной мере, тем более что список дополнительных функций в Ardour пока слишком мал.


 
Рис. 7  
   

Другие программы
Секвенсоры и редакторы аудио — это хорошо, вот только сейчас этого уже недостаточно, поэтому разработчики AGNULA включили в дистрибутив большое количество сопутствующих программ и утилит. Я не буду рассматривать их по отдельности, а просто приведу список, разбитый по функциональным группам.

Программы для диджеев: GJay, Music Librarian, PyTone, terminatorX.

Ритм-машины: Freebirth, Hidrogen, TK-707.

Нотные редакторы: GNU Solfege (интерактивный учебник), denemo, noteedit.

Редакторы гитарных табулатур: songwrite, eTktab.

Виртуальные синтезаторы: ALSA modular synth, AmSynth (рис. 8), Beast, Cecilia, GEM, PureData, QSynth, SpiralSynthModular, SuperCollider, gAlan, zinaddsubfx.


 
Рис. 8  
   

Разное: gtick (метроном), Vkeybd (виртуальная MIDI-клавиатура), smurf (редактор звуковых банков формата SoundFont).

Также в дистрибутив включено просто гигантское количество LADSPA-плагинов, так что приводить их список я не считаю целесообразным.

Недостатки
Пожалуй, самым главным недостатком AGNULA является то, что проект находится на стадии тестирования, а потому ни о какой стабильности речи не идет. На данный момент стабильными являются только ALSA, Jack и несколько небольших программ. Будем надеяться, что ситуация скоро изменится, и разработчики выпустят отлаженные версии своих продуктов. К другим недостаткам я бы отнес довольно сложную для неподготовленного пользователя установку и отсутствие утилиты автоматического подключения разделов жестких дисков FAT/NTFS — это придется делать вручную после установки.

Резюме
AGNULA позиционируется разработчиками как профессиональная платформа для работы с аудио (а в дальнейшем — и с видео). Однако, по моему мнению, это несколько не соответствует действительности. Ведь если Cubase и Cakewalk со временем превратились из "чистых" MIDI-секвенсоров в полноценные виртуальные студии, то для аналогичных Линукс-программ этот процесс только начинается. Так сложилось, что существует отставание "в развитии" на несколько лет, и сможет ли оно исчезнуть — покажет только время. Однако все предпосылки для этого есть: и квалифицированный коллектив программистов, и финансовая поддержка такой солидной организации, как Европейская Комиссия. А пока что я склонен рассматривать AGNULA как платформу для любительских и непрофессиональных проектов. Тем более, что не надо забывать и о таком немаловажном показателе, как цена, где конкурентов у Линукс просто нет. Ведь за те деньги, которые будут потрачены на "скачивание" дистрибутива из интернета, вряд ли можно купить даже один профессиональный аудиоредактор, не говоря о других, более сложных программах. Выбор, как всегда, остается за вами, и с выходом AGNULA он стал еще больше.

  Оценка статьи
Посещений: 20410 | Проголосовавших: 42 | Средняя оценка: 3.7

   

  Комментарии
29.05.07 20:01

синт напоминает клавия норд лид 3 кнопками))))))

13.06.07 17:35
SAiNT
на сайте написано что проэкт приостановлен.. =о\

10.08.07 12:16
boroforkala
купить себе геморой и такое же отношение

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА