Начало
 
 

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Зачем нужно MIDI

Стандартные MIDI-файлы

General MIDI - в чем тут обман?

От GM и GS к XG и XM
 
 
  15 лет MIDI

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
январь 1998

Немногие технологии оказали такое же воздействие на процессы сочинения и исполнения музыки, как MIDI. Да и многие виды музыкального оборудования коренным образом изменились с появлением этого интерфейса.

Причем изменились не только клавишные инструменты, для которых MIDI был изначально предназначен, но и процессоры эффектов, микшерные пульты и даже световое оборудование. Сегодня MIDI применяется и в столь массовых сферах, как персональные компьютеры, и в столь специализированных, как парки развлечений.

При этом нельзя сказать, что протокол MIDI совершенен. С момента своего появления MIDI критикуется как слишком медленный и ритмически неточный интерфейс. Некоторые студии и отдельные музыканты (Vince Clark, например) MIDI игнорируют. В последнее время особенно возрос хор голосов, критикующих MIDI как технологию "15-летней давности". Мне кажется, не стоит особенно заострять на этом внимание, поскольку MIDI в значительной степени выполняет свое предназначение. Конечно, со временем произойдет замена MIDI на более совершенный интерфейс, но случиться это не раньше, чем возникнет реальная необходимость. Так что не стоит устраивать манифестаций и шествий с плакатами "Долой MIDI", предоставим событиям развиваться естественным путем.

История
Точной даты рождения MIDI не существует. Одни считают таковой декабрь 1982 года, когда был выпущен первый MIDI инструмент Sequential Circuits Prophet 600, другие - январь 1983 года, когда было произведено первое успешное соединение MIDI инструментов разных фирм: Prophet 600 и Roland Jupiter 6.

И до MIDI существовали возможности ограниченного управления синтезаторами друг другом. Многие инструменты имели CV/Gate интерфейсы, в которых напряжение (CV) определяло высоту звучащей ноты, а триггер (Gate) - ее ритмику. Однако эти интерфейсы в инструментах разных производителей были часто несовместимы друг с другом.

В 1978 году появился инструмент Sequential Circuits Prophet 5 - первый синтезатор, управляемый микропроцессором. Вскоре после этого подобные инструменты выпустили и другие производители. Поскольку микропроцессоры позволяют с легкостью производить цифровое общение, производители начали создавать собственные цифровые интерфейсы. Roland сделал DCB - похожий на MIDI интерфейс, но на 25-контактном разъеме. У Sequential был свой интерфейс на четырехконтактном разъеме, работавший со скоростью 256 Кбод (в 20 раз быстрее MIDI). Интерфейс Oberheim на ленточном кабеле являлся, на самом деле, шиной процессора Z 80 - параллельный и очень быстрый, но создавал помехи для телевизоров во всей округе. Были свои варианты и у других компаний (в основном на базе интерфейса RS 232), и даже некоторые музыканты (Herbie Hancock, например) заказывали создание собственных интерфейсов и добавление их к стандартным инструментам.

Хотя прежде всего несовместимость между инструментами различных производителей вызывала раздражение пользователей, представители фирм, стремясь удовлетворить запросы покупателей, пришли к выводу о необходимости создания универсального интерфейса.

Первые разговоры на эту тему, в которых участвовали Ikutaro Kakehashi (президент Roland), Tom Oberheim (Oberheim) и Dave Smith (президент Sequential Circuits) произошли в июне 1981 года на выставке NAMM. После выставки Dave Smith и сотрудники фирмы Sequential Circuits разработали предложения по спецификации интерфейса под названием USI (Universal Synthesizer Interface). В октябре 1981 года на выставке в Японии произошла встреча представителей фирм Sequential, Roland, Korg, Yamaha и Kawai, на которой была представлена спецификация USI. В ноябре 1981 года Dave Smith официально представил USI на конференции AES. В январе 1982 года на выставке NAMM фирма Sequential Circuits организовала встречу, которую посетили большинство производителей синтезаторов. На встрече выяснилось, что остальные американские компании по разным причинам не хотят участвовать в деле создания единого интерфейса. После встречи, Sequential Circuits и японские фирмы (Roland, Korg, Yamaha, Kawai) решили продолжать совместную работу независимо от остальных. В марте 1982 года появилась третья версия предложений по USI, обогащенная новыми идеями японских фирм, в большинстве своем ведущими происхождение от Roland DCB. В июне 1982 года сотрудники Sequential Circuits создали четвертую версию USI. Пришло время для официального названия интерфейса. USI было отвергнуто, поскольку слово universal (универсальный, всеобщий) могло вызвать юридические проблемы. Японцы предложили UMII (Universal Music Instrument Interface), произносится ю-ми (you-me). Но, поскольку это название также содержало слово universal, Dave Smith предложил исправить его на MIDI, с чем все и согласились. В октябре 1982 года была закончена предварительная MIDI-спецификация. В декабре вышел Prophet 600. А в январе 1983 года на выставке NAMM произошло соединение Prophet 600 и Roland Jupiter 6 по MIDI, и оно работало. В марте появился Roland JX 3 P, а в июне - Yamaha DX 7.

Хотя фирмы совместно работали над MIDI, на рынке они по-прежнему являлись конкурентами. Поэтому некоторые фирмы добавляли собственные спецификации к MIDI, в отдельных случаях неверно интерпретируя существующие параметры (как по недоразумению, так и умышленно), в то время как все не связанные с MIDI компании критиковали этот интерфейс. В то же время, фирмы, связанные с MIDI, не могли раскрыть конкурентам все тайны. Например, Sequential Circuits планировали выпуск мультитембрального инструмента (Six-Trak) и предлагали внести необходимые для этого возможности в спецификации, но меньше всего хотели, чтобы об их планах узнали японские производители.

Тем не менее, было необходимо скоординировать работы по MIDI-инструментам, и в середине 1983 года в Японии был сформирован комитет по MIDI-стандартам (JMSC). В августе того же года была обнародована спецификация MIDI 1.0. Также в 1983 году была сформирована Международная MIDI-ассоциация (IMA), однако она представляла пользователей, а не производителей, и не могла оказывать на них серьезное влияние. Поэтому в июне 1984 года была сформирована Ассоциация MIDI-производителей (MMA).

MIDI был создан с расчетом на дальнейшее расширение, поэтому некоторые его команды были не определены. С тех пор произошло некоторое расширение изначальной спецификации. В марте 1987 года был добавлен MIDI Time Code (синхросигнал), в мае 1987 - Sample Dump Standard (передача семплов), в декабре 1988 - сообщение Reset all controllers (обнулить все контроллеры), в апреле 1990 - сообщение Bank select (выбор банка), в мае 1991 - All sounds off (снять все звуки), в июле 1991 - MIDI Show Control (управление световыми и пиротехническими приборами) и Standard MIDI Files (формат стандартных MIDI-файлов), в октябре 1991 - General MIDI, в декабре 1991 - Microtune (микронастройка), в январе 1992 - MIDI Machine Control (управление записывающими устройствами). Последнее на сегодняшний день добавление к спецификации MIDI - Downloadable Sounds. Несмотря на все эти добавления, MIDI-спецификация по-прежнему имеет версию 1.0. Интересно, что появление стандартных MIDI-файлов, General MIDI и DLS отражает распространившееся использование MIDI не только как способа создания музыки, но и как способа ее прослушивания. Последнее особенно важно в компьютерной индустрии, которая довольно быстро приняла MIDI, благодаря небольшому объему MIDI-данных по сравнению с цифровым звуком.

Будущее
Хотя, как уже было сказано, MIDI в значительной степени выполняет свое предназначение и удовлетворяет большинство пользователей, не прекращаются попытки изменить или заменить MIDI. Часто можно услышать, что MIDI - слишком медленный интерфейс, однако для большинства операций скорости MIDI достаточно и основным тормозом является скорость реагирования инструментов. От более быстрого способа передачи могли бы выиграть области применения, для которых MIDI не предназначался изначально, например, передача семплов, автоматизация микширования или интерфейсы для струнных инструментов (гитар, например). Однако, хотя и 15 лет назад собраться вместе производителям синтезаторов и договориться о чем-то было нелегко, это не идет ни в какое сравнение с сегодняшними трудностями, когда с MIDI связано громадное количество производителей музыкального оборудования, компьютерных программ и т. д. Думаю, что замена MIDI на совершенно новый, несовместимый интерфейс на данный момент невозможна. Поэтому больший интерес вызывает спецификация XMidi или eXtended MIDI.

X-MIDI
Это программное и аппаратное сочетание, призванное расширить возможности MIDI, сохранив с ним полную совместимость. Существующее MIDI-оборудование, соединенное с XMidi-оборудованием, сохраняет все свои возможности. Соединение происходит тем же способом, что и в MIDI. Разработал интерфейс бельгийский инженер Eric Lukac-Kuruc из фирмы DDD.

XMidi использует троичное представление данных вместо принятого в MIDI двоичного, что позволяет вместить больше данных в ту же структуру сообщения, не делая сообщение длиннее и не требуя дополнительной пропускной способности. Там, где MIDI использует два значения (0 и 1), XMidi использует три (0, -1 и +1). Значение -1 получается за счет использования отрицательного тока. MIDI-оборудование имеет защиту от отрицательного тока и просто не увидит его.

Для сохранения совместимости расширение происходит за счет дополнительных возможностей, то есть привычные по MIDI 16 каналов сохраняются, но имеют дополнительные субканалы. Или, например, сообщения изменения высоты тона, переданные на XMidi- и MIDI-инструменты произведут одинаковое изменение высоты тона (если диапазон изменения одинаково настроен), но на XMidi-устройстве изменения будут происходить более плавно за счет большего числа промежуточных значений.

Среди новых возможностей могут быть воплощены: передача 24-разрядных семплов, микротональная информация непосредственно в нотных сообщениях, привязка контроллеров ко всем параметрам современных синтезаторов и т. д. Кроме того, XMidi - двунаправленный протокол передачи данных по одному кабелю, что позволяет не только более простое соединение устройств, но и взаимное их общение. Например, компьютерная программа могла опросить все подсоединенные устройства, выяснить, что каждое из них умеет, сколько у них каналов, пэтчей (и как они называются) и т. д., а затем сконфигурировать себя соответствующим образом.

Мы уже писали об XMidi в 1995 году (см. статью "От GM и GS к XG и XM"), но с тех пор немногое изменилось. Хотя многие фирмы проявили интерес к предлагаемому формату, ни одна из них не торопится выпускать совместимое с XMidi оборудование, да и Ассоциация MIDI-производителей заявила, что ее члены не заинтересованы в принятии нового формата в качестве стандарта, а работают над передачей MIDI-данных через интерфейс FireWire (см. МО, май 96, "Новости"). Хотя XMidi столь же недорог, как и MIDI, воплощение новых возможностей в инструментах приведет к значительному их удорожанию. Для того, чтобы, скажем, отследить большее количество сообщений изменения высоты тона и сделать в связи с этим более плавные изменения звука, процессору инструмента необходимо затратить больше ресурсов. Поэтому необходимо или уменьшить другие задачи процессора (снизив возможности инструмента) или поставить более мощный процессор, что увеличит стоимость инструмента. Производители думают, что предпочтет покупатель: инструмент с вдвое более плавным изменением высоты тона или инструмент с вдвое большей полифонией? Ответ для них так же очевиден, как и для нас.

Впрочем, производители оборудования из тех областей, для которых MIDI на самом деле слишком нетороплив или обладает недостаточной пропускной способностью (например, гитарных контроллеров или систем автоматизации микшеров), вполне могут первыми применить новый формат, а там может и другие подтянутся, например, создатели компьютерных программ. В любом случае, поговорим об этом подробнее через пять лет на банкете, посвященном двадцатилетнему юбилею MIDI.

  Оценка статьи
Посещений: 20344 | Проголосовавших: 33 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА