Часто можно встретить рекомендации проложить демпфирующую прокладку в местах крепления вентилятора к корпусу, но в реальных условиях это не дает хоть сколько-нибудь заметного уменьшения шума — вибрация все равно достигает корпуса компьютера через винты крепления вентилятора. Кстати говоря, корпус, как жестяное ведро, начинает резонировать при механическом контакте с любым вибрирующим телом, коим является вентилятор (жесткий диск, кулер ЦПУ и т. д.). Амплитуда этого резонанса зависит от конструкции корпуса. Дешевые двадцатидолларовые корпуса с единой П-образной крышкой резонируют заметно больше, чем корпуса с двумя независимыми съемными боковинами. Практически полностью резонансные колебания можно подавить (а заодно и очень прилично звукоизолировать сам корпус) при помощи прокладок из пенорезины (лента для звукоизоляции салонов автомобиля, старые мягкие коврики от мышки, туристический матрасик и т. п.), приклеенных к крышке корпуса изнутри.
Процессорный кулер тоже вносит свою лепту в общий уровень шума системного блока. И здесь ситуация разрешается просто — необходимо купить тихий кулер. Можно, конечно, экспериментировать с напряжением питания по схемам, приведенным выше, но, учитывая тот факт, что практически все процессоры в нашей стране разогнаны, а значит требуют очень серьезного охлаждения (особенно это относится к процессорам AMD), такой способ борьбы с шумом нельзя признать оптимальным. Относительно недорогим способом существенно снизить уровень шума является приобретение кулера с терморегулятором (около 15$). Скорость его вращения, а значит и уровень шума, им создаваемый, зависят от температуры процессора. При эксплуатации процессора в нормальных условиях (без экстремального разгона с полувольтовым повышением напряжения питания ядра) применение такого кулера, в особенности в сочетании с программными средствами охлаждения процессора, дает очень неплохие результаты. Только надо иметь ввиду, что мониторинг скорости вращения процессорного кулера BIOSом компьютера следует отключить — иначе компьютер будет постоянно сигнализировать о пониженной скорости вращения вентилятора.
Теперь пришел черед поговорить о снижении шума, издаваемого жестким диском. Естественно, что наилучшим способом будет установить в систему малошумящий современный винчестер, например, Seagate Barracuda АТА IV. Его использование совместно с интеловским Bus-Master-драйвером в среде Windows XP дает такое неочевидное преимущество, как возможность управлять уровнем шума, издаваемого винчестером. Достигается это изменением параметра "Управление авто-акустикой". Доступны три варианта: а) минимальный акустический выход, б) максимальная производительность, в) отключено. Варианту "б" присущ несколько более высокий уровень шума за счет более быстрого позиционирования головок при чтении большого количества файлов или в том случае, когда данные сильно фрагментированы. Вариант "а", на мой взгляд, является оптимальным для использования жесткого диска в музыкальной рабочей станции. В этом режиме работа винчестера практически не слышна, особенно когда остальные части компьютера еще не подвергались оптимизации.
Если смена винчестера не входит в ваши планы, лучшим решением будет применение для жесткого диска специального звукопоглощающего бокса со встроенным вентилятором. К сожалению, они редки на нашем рынке и стоят недешево — приблизительно половину стоимости новенькой 40-гигабайтной Барракуды.
Для тех же, кто не готов расстаться с подобной суммой, описано множество способов по шумоизоляции жесткого диска, основанных на введении в конструкцию крепления винчестера мягких прокладок, — от простого "завернуть диск в кусок поролона и положить на дно компьютера" до разной степени сложности подвесов из линолеума, призванных уничтожить вибрацию, передаваемую от винчестера корпусу компьютера. Все эти способы в той или иной мере справляются с возложенной на них задачей, но, как водится, они не лишены недостатков. Во всех случаях могут возникнуть проблемы с транспортировкой компьютера, и во всех же случаях в той или иной мере страдает охлаждение жесткого диска. Шасси компьютера, к которому привинчен диск, служит, в том числе, и для отвода тепла от винчестера. Для диска со скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин и выше перегрев может обернуться потерей информации и выходом диска из строя, так что имеет смысл позаботиться о дополнительном охлаждении такого виброизолированного винчестера.
Неплохим решением может стать применение так называемого системного кулера типа System Blower, представляющего собой пятнадцатидолларовое устройство с одним или двумя встроенными малошумящими вентиляторами, вставляемое в пятидюймовый отсек компьютера (рис. 3). Поскольку вентиляторы находятся внутри пластикового бокса, шум их практически не слышен. Существует большое количество моделей подобных устройств, так что всегда есть возможность выбрать экземпляр с низкой скоростью вращения вентиляторов — например, Ultimate System Blower USYS тайваньской компании Evercool. Это устройство содержит один вентилятор, вращающийся с частотой 1600 об/мин. Несмотря на такую низкую скорость вращения, эффективность его достаточно высока за счет увеличенного размера вентилятора и специальной конструкции его лопастей.
Сейчас, во время повального увлечения видеоакселераторами, приходится постараться, чтобы найти видеоадаптер, способный нормально работать без принудительного воздушного охлаждения. Хорошим выбором может стать видеоадаптер семейства NVIDIA, например, GeForce4 MX 440 производства фирм ASUSTeK или Palit Microsystems. Эти видеоадаптеры дают великолепное качество "картинки" при работе с высокими разрешениями экрана. Волею случая, поработав с GeForce4 MX 440 в течение полугода, мне пришлось на какое-то время перейти к использованию S3Savage4. Все это время, пока мой 440-й не вернулся назад, у меня постоянно возникало ощущение, что при разрешении 1280 х 1024 экран монитора вымазали вареньем, и мне сквозь его слой приходится вглядываться, чтобы рассмотреть, что происходит. Так что я был безмерно счастлив, вернув свой NVIDIA.
Проделав все вышеописанные процедуры по снижению уровня шума и отодвинув сам системный блок от места работы в дальний угол, мы получим почти тот же самый результат, что и при кардинальном удалении компьютера из контрольного помещения, — практически полную тишину. Поверьте, что, приступая к работе в таких условиях, вы к самому предмету труда будете относиться совершенно иначе!
Даже если нет возможности "удалить" системный блок, и он по-прежнему живет под столом, то, что мы уже осуществили, сделает шумовую обстановку более комфортной. Кардинально же изменить ситуацию может специализированный компьютерный стол с закрывающейся нишей (ящиком), куда компьютер можно упрятать и закрыть на ключ, особенно если лето в вашем регионе не слишком жаркое. Восемьдесят шансов из ста, что таким образом вы решите проблемы с шумом, оставшиеся же двадцать за то, что вместо проблем с шумом придут проблемы с недостаточной вентиляцией и, как следствие, перегревом компьютера со всеми вытекающими. Чтобы этого не случилось, обратите внимание на наличие вентиляционных отверстий в дне и/или задней стенке ящика. Стандартного пятисантиметрового отверстия для проводов бывает недостаточно для полноценной циркуляции воздуха.
Для завершения картины следует отметить, что дерево (или ДСП), из которого сделан стол (да и пол в комнате), — хороший резонатор, и помещение компьютера в закрываемый ящик может привести не к уменьшению уровня шума, а лишь к смене его тона — превращению шума в гул. То же происходит, когда компьютер просто стоит на полу, — шум усиливается, приобретая характерную "рокочущую" окраску. Даже ковер под компьютером помогает не в полной мере. Выход — кусок толстого (не менее трех сантиметров) плотного поролона, вырезанный по размеру днища корпуса, в роли демпфирующей прокладки между системным блоком и поверхностью, на которую он установлен.
Очень может случиться так, что, закончив "противошумовую компанию", вы вдруг обнаружите, что сейчас самым раздражающим шумовым фактором стал… гул трансформатора питания вашего монитора или тиканье настенных часов в соседнем помещении. Это значит, что вы не зря тратили свое время на создание тишины на рабочем месте: появление "новых" источников шума в такой ситуации — это верный признак, что борьба со "старыми" успешно завершена.
Windows 98 или Windows XP?
Продолжая разговор, начатый в августе 2002 года, вернемся к рассмотрению "профпригодности" операционной системы для решения задач работы со звуком. Мы уже увидели, что Windows 9x буквально напичкана тем, что не очень нужно музыканту или звукоинженеру и что можно безболезненно удалить из системы, освободив тем самым такие нужные для работы ресурсы. Сейчас на слуху новый фаворит Microsoft — Windows XP. Естественно, что украшений в нем гораздо больше, чем у предшественников, так что и поле деятельности по их удалению и дезактивации (если в этом возникнет необходимость) у нас шире. Но прежде, чем начать ассенизаторскую работу, попробуем разобраться — а есть ли вообще смысл в переходе на XP? Что в ней есть такого, чего нет у ее предшественников? По возможности, оставим в стороне новый многопользовательский интерфейс и те изменения, которые не касаются непосредственно работы со звуком.
Первое и самое основное отличие — это 32-разрядное ядро и защищенная модель памяти, доставшиеся в наследство от семейства NT. Это подняло стабильность системы на качественно новый уровень. Даже крах одной из выполняющихся программ не приводит к отказу системы в целом. Правда, за такую стабильность приходится платить совместимостью — ни один драйвер от 16-разрядной версии Windows не захочет работать в 32-разрядной среде XP. XP поддерживает только драйверы, соответствующие спецификации WDM (Windows Driver Model), что сильно ограничивает владельцев звуковых плат, переведенных производителями в разряд "legacy" ("устаревшие") и к которым перестали обновляться драйверы. Для этих пользователей вопрос перехода на новую операционную систему не стоит — если только они не готовы поменять свой аудиоинтерфейс на более современный.
Отличие второе — встроенная поддержка мультизагрузки. Сейчас нет необходимости в применении бут-менеджеров сторонних производителей, чтобы иметь на машине две или более операционные системы для решения разных задач. Все необходимое для этого уже предусмотрено программистами Microsoft.
Для любителей экспериментировать с конфигурацией машины или опробовать абсолютно все новые программы и плагины, может пригодиться развитая схема резервирования системных файлов, позволяющая в любой момент откатиться к любому предварительно сохраненному состоянию системы.
Еще одно серьезное отличие — поддержка NTFS. Файловая система NTFS, также доставшаяся по наследству от NT и 2к, — более совершенная файловая система, чем распространенная ныне FAT32. Правда, применительно к работе со звуком каких-то особых преимуществ перед последней она не имеет, но есть два нюанса, способных повлиять на выбор в пользу NTFS: поддержка разделов больше 32 Гб и отсутствие 4-гигабайтного ограничения на максимальный размер файла. Это может стать актуальным для тех, кто, параллельно со звуком, работает и с видеоматериалом. Естественно, что в том случае, когда на машине вместе с XP установлена более старая версия Windows, при ее загрузке раздел, отформатированный в NTFS, будет недоступен. Здесь есть проблема, описанная в артикле Q308219 базы знаний Microsoft. Заключается она в резком падении производительности дисковой подсистемы на основе SCSI-дисков, форматированных в NTFS. Лечится проблема установкой первого сервис-пака XP.
В последней версии Windows снято ограничение на 10 интерфейсных устройств при использовании WDM-драйверов, имевшее место в Windows 2000. Сейчас таких устройств может быть 32.
Возможность записи CD-R (так же, как и возможность "аудиограбления" — цифрового копирования треков аудио-CD в WAV-файл) уже интегрирована в систему. Это следует иметь в виду тем пользователям, которые устанавливают новую операционную систему поверх старой ее версии. Программы записи CD-R сторонних производителей (Nero Burning Rom и др.) требуют в этом случае повторной инсталляции.
Оптимизированная поддержка двухпроцессорных систем (только в Professional Edition). К слову, если вы ставите операционную систему на обычную однопроцессорную машину без необходимости использования ее в сети сложной конфигурации или в качестве интернет-сервера, то для решения всех мыслимых или немыслимых задач, связанных со звуком, вполне достаточно Home-версии XP. Притягательное "Professional" здесь, вероятнее всего, даже сослужит плохую службу, "напичкав" систему расширенным набором ненужных приложений и сервисов. И "Home-", и "Pro-" варианты Windows XP имеют в своем составе DirectX версии 8.1, что избавляет от необходимости скачивать огромный архивный файл инсталлятора.
Серьезнее выглядит сейчас и минимальная конфигурация компьютера. Если для запуска Windows 98 достаточно было процессора 486 DX 66 и 16 Мбайт ОЗУ, то загрузку XP производитель гарантирует уже лишь на 233-мегагерцовом Pentium-2 с 64 мегабайтами оперативной памяти. Естественно, что и в том, и в другом случаях для устойчивой работы приложений оба числа надо удвоить.
В целом — субъективно работа в среде XP удобнее, чем в предыдущих версиях ОС.
Как видим, различий достаточно много, особенно если учесть и те, которые мы пропустили: заметно меньшее время старта, новый интерфейс, многопользовательские возможности и т. п. Это то, что мы имеем на одной чаше весов. На второй чаше находятся стабильность существующей системы (если не стабильность, то хотя бы предсказуемость ее поведения) и наличие проверенных временем драйверов. С одной стороны — желание идти в ногу со временем, с другой — принцип "Лучшее — враг хорошего". Подытожим:
- если эстетическое и моральное удовлетворение от перехода на новую операционную систему способно сделать вашу работу более качественной и продуктивной;
- если вы не боитесь потратить время на отладку обновленной системы (естественно, нет никаких гарантий, что у вас это получится) и вы уверены, что все установленное у вас оборудование и программное обеспечение от BIOS материнской платы до драйвера звукового интерфейса способно работать в среде XP;
- если вы хотите познать прелести создания сверхбольших разделов и гигантских файлов;
- если ваш компьютер был новым и навороченным не более трех лет назад,
то переход к работе в среде Windows XP для вас оправдан, и вы вполне можете приступить к чтению следующей главы.
Оптимизация Windows XP
Здесь опять не обойтись без упоминания августовской публикации. К сожалению, некоторые рекомендации, приведенные там, неприменимы в среде XP. А именно:
- Отключение асинхронного доступа к файлу подкачки (ConservativeSwapFileUsage=1). Эта строчка, вписанная в секцию [386Enh] файла System.ini, никоим образом больше не влияет ни на производительность системы в целом, ни на размер файла подкачки.
- Ограничение размера файлового кэша VCACHE. Сейчас достаточно убедиться, что ваш диск (или раздел), на котором вы работаете с аудиофайлами, форматирован с размером кластера 32 килобайта (для FAT32) или 64 килобайта (для NTFS).
- Ограничение количества цветов системной палитры. Современный видеоадаптер с хорошим XP-драйвером адаптирован именно для работы с высокими разрешениями экрана и 24/32-битным цветом. Впрочем, если вы полагаете, что есть какие-то проблемы, связанные с видеоадаптером, в качестве компромисса попробуйте установить режим 16-битного цвета.
Но вместо вышеперечисленных есть множество других способов показать системе, кто в доме хозяин. Начнем с удаления неиспользуемых компонентов системы и отключения тех сервисов, которые нам не нужны.
Удаление неиспользуемых компонентов не способно повлиять на производительность системы — может быть, исключая индексирование, да и то, ускорение проявится лишь при выполнении файловых операций. Зато можно ощутимо сэкономить на дисковом пространстве, занятом системой. Для этого недостаточно просто воспользоваться кнопкой "Пуск — Настройка — Панель управления — Установка и удаление программ". Программисты Microsoft "спрятали" некоторые компоненты операционной системы, сделав их невидимыми для "Мастера удаления программ". Чтобы все же от них избавиться, надо сделать следующее. Нам понадобится файл sysoc.inf, расположенный в директории Windows/Inf. Сама директория Inf тоже имеет атрибут "Hidden" ("Спрятанный"), так что, прежде чем ее искать, включите в Проводнике или том файл-менеджере, которым вы пользуетесь, показ "спрятанных" файлов.
Найдя указанный файл и открыв его для редактирования с помощью "Блокнота", найдем в нем секцию [Components]. Каждая строчка в нем — это компонента операционной системы. Если в строке ее параметров есть слово "Hide", значит она от нас спрятана, но простым удалением этого слова может быть снова стать видимой и доступной для удаления из системы. Отыщем строчку "msmsgs=msgrocm.dll,OcEntry,msmsgs.inf,hide,7" и удалим в ней слово "hide", оставив обе запятые, его обрамляющие, и после перезагрузки в списке установленных компонентов ("Пуск — Настройка — Панель управления — Установка и удаление программ — вкладка "Установка компонентов Windows") появится новая строчка "Microsoft Messenger" с установленной слева от нее "галочкой". Сняв "галку" и нажав "Далее", удаляем ненужный нам коммуникатор. Аналогичным образом можем удалить индексирование (строчка IndexSrv_System=), связь (CommApps=), игры (Games=, ZoneGames= и Pinball=), факс (Fax=), сервер терминалов (TerminalServer=), Microsoft WordPad (MSWordPad=), интернет-сервисы (iis=). В принципе, удалять можно все, исключая dtc=, com= и WBEM=. Если вы все-таки придете к выводу, что лишились чего-нибудь важного или нужного, всегда можно восстановить удаленное, вернув назад "птичку" напротив удаленного компонента. Важно, чтобы дистрибутив XP при этом был под рукой. Обращаю ваше внимание: удалять следует не сами строчки, а лишь оператор "hide". Сам компонент удаляется после перезагрузки машины при помощи "Мастера компонентов Windows". И, раз уж у нас есть такая возможность, перед любым вмешательством в систему имеет смысл создать контрольную точку восстановления при помощи соответствующего мастера.
Раз мы начали освобождать место на диске, проделаем еще несколько шагов. Удалим содержимое каталога "Windows\Driver Cache\i386\". Если все оборудование у вас уже установлено и сконфигурировано, огромный 70-мегабайтный архивный файл, который там находится, вам не понадобится — не понадобится до тех пор, пока вы не внесете изменение в конфигурацию вашего компьютера. При установке нового устройства, не найдя этого удаленного файла, операционная система просто обратится к дистрибутиву и создаст его заново.
Откажемся от использования спящего режима. Для этого в "Панели управления" откроем апплет "Электропитание" и снимем "галку" на вкладке "Спящий режим". Это сэкономит нам объем дискового пространства, равный объему ОЗУ вашего компьютера.
Есть еще одна громадная папка, Windows\system32\dllcache\, в которой хранятся системные файлы, используемые лишь для автоматического восстановления оригиналов в случае их повреждения. Размер папки — около 400 Мб. Определяется он параметром SFCQuota (0xFFFFFFFF) в ключе [HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\Microsoft\
WindowsNT\CurrentVersion\Winlogon]. Шестнадцатеричное число FFFFFFFF, стоящее там по умолчанию, и определяет максимальный размер этой папки. Уменьшив его, можно существенно сэкономить место на диске, правда, ценой надежности системы. Это имеет смысл делать лишь тогда, когда все программы уже установлены и проверены на работоспособность и в обозримом будущем установка нового программного обеспечения не планируется.
Подобно архиву оригинальных библиотек dllcache, существует еще одна палочка-выручалочка — возможность восстановления системы после сбоя. Мы рассматривали это как один из "козырей" XP, но, в принципе, самые отчаянные или самые экономные пользователи РС могут отказаться от такой возможности — в конце концов, как-то обходились же мы без нее раньше. Для этого необходимо правым кликом на ярлыке "Мой компьютер" активизировать меню и выбрать из него пункт "Свойства". Там на вкладке "Восстановление системы" ставится "галка" напротив "Отключить восстановление системы для всех дисков". В принципе, столь кардинальных действий можно избежать, не отключая функцию восстановления полностью, а лишь ограничив объем дискового пространства, зарезервированного для ее реализации. Достигается это нажатием кнопочки "Параметры" и перемещением ползунка из крайнего правого положения (12% всего объема диска или раздела) куда-нибудь ближе к середине (рис. 4). Тем самым вы ограничиваете количество точек восстановления, которые система может создать, и предохраняете себя от чрезмерного ее "разбухания".
Теперь можем отключить ненужные нам сервисы. Для этого идем в "Панель управления" — "Администрирование" и выбираем ярлычок "Службы". У меня первый взгляд на огромный список вызвал оторопь — сколько всего сокрыто под "рабочим столом" XP! К сожалению, все это нам не пригодится на нашей узкоспециализированной машине, так что некоторая терапия будет вполне уместна.
Если машина не является частью сети и не имеет выхода в интернет, можно смело отключать все то, что связано с удаленным доступом и сетевыми сообщениями, — а это почти половина всего списка. Не нужны службы синхронизации, времени, печати, индексирования, терминала, поддержки смарт-карт, загрузки изображений (WIA), автоматического обновления, телефонии, тем рабочего стола и криптографии. Оставляем журнал событий, Plug-And-Play, службу управления приложениями (AppMgmt), клиент отслеживания изменившихся связей (если у вас в системе есть диски, форматированные в NTFS), Windows Audio, Windows Installer и вообще все то, чего не понимаем или напротив чего в колонке "Состояние" не написано "Работает". При помощи "Диспетчера задач" (кнопки Ctrl+Alt+Del) можете сравнить объем памяти, занятой службами, до модернизации системы и после нее (не забудьте только выполнить перезагрузку). Вы будете удивлены тем, как много такой полезной оперативной памяти можно совершенно безболезненно отнять у системы всего за пять минут ненапряженной работы.
Продолжим оптимизацию памяти. Мы уже скорбели о том, что полезная функция отключения асинхронного доступа к файлу подкачки в XP отсутствует. Но не все так грустно — есть ее замена, хоть и не вполне адекватная, позволяющая запретить операционной системе "сбрасывать" в своп код ядра системы и драйверы.
Для этого необходимо отредактировать реестр. Ищем параметр "DisablePagingExecutive" по адресу [HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\
Control\SessionManager\MemoryManagement] и устанавливаем его значение в "единицу", заставляя XP максимально использовать быструю оперативную память, а не "сваливать" ее содержимое на хоть и современный, но такой ме-е-едленный по сравнению с ней жесткий диск.
По тому же адресу найдите ключик "LargeSystemCache" и, если у вас ОЗУ 256 Мб или больше, установите его значение также равным "1". Параметр "IOPageLockLimit" тоже влияет на скорость дискового кэша. Установите его значение в зависимости от используемого объема памяти. Так, если вы имеете 128 Мб памяти, установите шестнадцатеричное значение 4000, если 256 Мб — 10000, и если 512 Мб — 40000.
Системные библиотеки, используемые программами в среде Windows, остаются в оперативной памяти даже после того, как закрывается программа, их вызвавшая. Чтобы избежать такой бесполезной траты драгоценного ОЗУ, пойдем по адресу [HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\Microsoft\
Windows\CurrentVersion\Explorer]. Там создадим параметр "AlwaysUnloadDLL" типа "dword" и присвоим ему значение, равное единице.
На этом оптимизацию памяти будем считать законченной. Осталось внести несколько штрихов в общую картину оптимизации Windows XP, чтобы закончить и с ней. В принципе, все то, о чем писалось в первой части статьи относительно отключения украшений, хранителей экрана, дефрагментации своп-файла и подготовки жесткого диска, справедливо и здесь. Рассмотрим лишь отличия.
Если ваша материнская плата собрана на основе чипсета Intel, но вы не используете фирменный "Intel Application Accelerator", то вам имеет смысл вручную включить поддержку режимов UDMA-66 и UDMA-100. Для этого пойдем в [HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\
Control\Class\{4D36E96A-E325-11CE-BFC1-08002BE10318}\0000], найдем там параметр "EnableUDMA66" типа "dword" (если его там нет — создайте его сами) и присвоим ему значение "1". В готовом виде это будет выглядеть следующим образом: EnableUDMA66=dword:00000001
Немного увеличить скорость реакции системы можно увеличением приоритета IRQ таймера CMOS. Делается это созданием "dword"-параметра "IRQ8Priority" по адресу [HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\
Control\PriorityControl] и присвоением ему значения "1".
Далее, можно ускорить процесс аудиограбления и вообще чтения данных с CD-ROM. Идем в реестр по адресу [HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\
Control\FileSystem\]. В разделе "FileSystem" создаем подраздел "CDFS", в котором создаем три параметра: двоичный "CacheSize" со значением "ff ff 00 00" и два параметра типа "dword": один — "Prefetch", а второй — "PrefetchTail", оба с одинаковым значением "4000" (рис. 5). Выигрыш по скорости чтения большого объема данных с моего Teac CD-W540E — полтора-два раза.