Начало
 
 

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Запись прочих инструментов

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
декабрь 1996

Если вы не читали предыдущие статьи этой серии, то наверное интересуетесь, какие это инструменты мы считаем прочими? На самом деле, здесь имеются ввиду инструменты, особенности записи которых не обсуждались в трех предыдущих статьях.

Фортепиано
Начнем мы с самого, наверно, часто записываемого из оставшихся вне нашего внимания инструмента - акустического рояля или пианино. Во всяком случае, попытки такой записи предпринимаются достаточно часто.

Сложность записи фортепиано заключается в том, что звук исходит не только от струн, но и от корпуса инструмента. Кроме того, существуют механические шумы, от которых неплохо бы избавиться. Плюс обычные сложности с акустикой помещения и т. д.

В большинстве случаев при записи используется рояль, и чем он больше, тем теоретически лучший звук он может производить, особенно в нижней части спектра.

Кстати о спектре. Одна из особенностей фортепиано заключается в том, что этот инструмент покрывает громадный частотный диапазон, так что необходим микрофон с широким спектром частот. Лучше всего для этой цели подходят конденсаторные микрофоны, причем следует учитывать, что микрофоны с малой мембраной точнее воспринимают звук. Можно использовать стерео микрофон или пару моно. Использование более двух микрофонов требует длительного экспериментирования и опробования, чтобы исключить несфазированность.

Место размещения микрофонов зависит от того, какой звук вы хотите получить. Для эстрадной музыки лучше яркий, близкий звук, а для классики и, в большинстве случаев, джаза нужен более естественный, объемный звук.

Если помещение акустически достойное и проникновение других инструментов минимальное, то пары микрофонов на расстоянии двух-трех метров от правой (открытой) части рояля может быть достаточно. Если акустика помещения ухудшает звук, то можно придвинуть микрофоны ближе, а если улучшает - отодвинуть дальше. Соответственно, лучше использовать направленные микрофоны (кардиоидные или суперкардиоидные) для уменьшения акустики помещения и всенаправленные для увеличения. По высоте микрофоны должны быть примерно на середине открытой крышки.

Для эстрады часто применяется более близкое расположение микрофонов: внутри рояля на расстоянии 15-25 см от струн, ближе к тому месту, где молоточки ударяют по струнам. В этом случае лучше употреблять всенаправленные микрофоны. Один из микрофонов располагается ближе к басовым струнам, другой - ближе к высоким октавам. Расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше, чем расстояние от микрофона до струн. Лучше, если это соотношение будет составлять пять к одному.

Пианино производит менее богатый (особенно в нижней части спектра) звук. Может расположить пару микрофонов над пианино с открытой крышкой. Можно установить микрофоны за спиной исполнителя и направить на струны (для чего необходимо снять переднюю крышку). Подобный способ применялся, например, при записи альбома Maria вокалистки Jane Siberry, когда два микрофона AKG C 451 были расположены слева и справа от пианиста на уровне его ушей и направлены на струны. Если пианино поставить ближе к стенке, то это может улучшить бас.

Духовые инструменты
Медные духовые производят большое число высоких частот в области раструба. Так что расположение микрофона ближе к раструбу производит более яркий звук, а под углом к нему - более мягкий. Можно использовать динамический микрофон для получения более мягкого звука.

В качестве примера можно привести запись духовой секции группы Tower of Power, состоящей из двух труб, двух саксофонов и баритон-саксофона, которую производил звукорежиссер Ken Kessie. Использовались следующие микрофоны: трубы - Neumann TLM 170, баритон-саксофон - Electro-Voice RE 20, саксофоны - Neumann U 87. Годы, проведенные музыкантами группы на сцене, способствовали усиленной громкости их исполнения, так что пришлось задействовать аттенюатор (pad) на микрофонах. Использовались предусилители фирмы Neve (в микшере или внешние модели 1073). Запись происходила без эквализации, компрессировался только баритон (ламповый компрессор Summit). Вообще, при сведении в духовой секции прежде всего теряются самые низкие инструменты, так что их лучше закомпрессировать. Во время исполнения сольных партий для саксофона чаще всего использовался Neumann U 67, иногда Neumann U 87 и даже Shure SM 57, когда хотелось добавить "немного рок-н-ролла". Сольная труба снималась микрофоном RCA 77 с предусилителем Massenburg. В домашней студии звукорежиссер Ken Kessie использует микрофон Shure Beta 57 с предусилителем микшера Mackie или Aphex Tubessence, иногда набрасывая рубашку поверх Beta 57 для имитации старого микрофона RCA.

В случае деревянных духовых большая часть звука происходит из отверстий в корпусе, а не из раструба. Так что направьте на них микрофон на расстоянии примерно 30 см. Что касается флейты, установите микрофон примерно в десяти сантиметрах и направьте его между мундштуком и первыми отверстиями. Иногда бывает необходимо применить специальный экран для снижения шума дыхания или отодвинуть микрофон.

Губная гармошка отлично снимается динамическим микрофоном с очень близкого расстояния (часто исполнитель держит микрофон вместе с гармошкой). Существует специальный микрофон, Shure 520 D, дающий грязноватый, блюзовый звук.

Для записи аккордеона расположите микрофон на расстоянии 15-30 см от отверстий около клавиатуры. Некоторые аккордеоны имеют отверстия с обеих сторон, так что вам понадобятся два микрофона. В этом случае помните правило "3:1" (расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше расстояния от микрофона до источника звука).

Редкие инструменты
Запись не часто встречающихся инструментов вовсе не требует экзотических методов. Внимательно послушайте инструмент, определите тональный характер, место откуда исходит звук, источник ненужных шумов. Перемещайтесь вокруг инструмента и направляйте свое ухо из того места, куда вы собираетесь поставить микрофон. После выбора места самое важное - определить микрофон.

Один из самых сложных инструментов для записи - клавесин. Он имеет большой частотный и динамический диапазон, производит сложные гармоники. Однако пары конденсаторных микрофонов сверху обычно бывает достаточно.

Запись перкуссионных инструментов хорошо происходит при помощи динамических микрофонов, чем больше инструмент - тем больше должна быть мембрана микрофона. Для небольших по размеру хорошо подходит Shure SM 57, для больших - Electro-Voice RE 20. Конденсаторные микрофоны, предназначенные для записи вокала, хорошо работают с перкуссией, производящей много гармоник. Высокочастотная перкуссия удачно записывается конденсаторными микрофонами с малой мембраной, типа AKG C 451 EB или C 460 B.

  Оценка статьи
Посещений: 8993 | Проголосовавших: 4 | Средняя оценка: 5.0

   

  Комментарии
16.05.03 08:32
Олег
1. Как записать скрипку, альт, виолончель, контрабас? 2. Как в студии записать одновременно аккустический состав? Помещение позволяет разместить 3-4 инструмента.

19.05.03 12:21
Александр Федоров
1. Записывать соло струнных инструментов лучше в стерео, т.е. с использованием одного стереомикрофона, либо двух моно микрофонов, но с очень близкими параметрами (разумеется одной и той же модели, желателно одной и той даты выпуска, партии, еще лучше - подобранная производителем стереопара).

При записи скрипки и альта нужно учесть, что направленность излучения этих инструментов на нижних нотах почти отсутствует, а с повышением высоты звук концентрируется на верхненй деке, и направлен практически перпендикулярно от нее. Инструменты при записи лучше располагать в акустически живой части студии. Записывать можно с применением систем АВ и XY. По системе АВ моно микрофоны располагаются на расстоянии около 20 см друг от друга, в 1,5 - 2 м от инструмента, на уровне инструмента или выше. Оси чувствительности микрофонов параллельны друг другу или образуют угол окло 25-30 град. Лучше использовать кардиоду, но можно и круг. "Восьмерка" при записи соло скрипки или альта дает несколько необычное звучание, что, впрочем, иногда очень в "тему". По системе XY используется один стереомикрофон, либо два моно, выстроенные друг над другом по вертикальной оси, и образующие между осями чувствительности угол в 90 град. или около того. Типичная модель микрофона AKG C 451, но также хороши ленточные микрофоны. Из стерео микрофонов, например, CAD E-200MP.

При записи скрипки можно применить компрессию 2:1, на сведении - реверберацию с гулким хвостом и большой задержкой перед ним (от 50 до 100 мс). Формант у скрипки несколько: 400 Гц, 800 Гц, 2,5 кГц, 3-4 кГц, у альта: 200 Гц, 2,4 кГц, 4 кГц. Так что эквалайзером если и крутить, то в районе этих частот.

Виолончель и контрабас звучат практически ненаправленно на всех звуках. Инструменты лучше располагать в заглушенном месте студии, так как они очень чувствительны к звукам рядом расположенных инструментов. Виолончель соло можно писать по системе AB (расстояние между микрофонами до 1,5 м от инструмента, напротив подставки или немного выше), двумя Neumann U87 либо AKG C 414, можно использовать и метод XY (двумя моно или одним стереомикрофоном).

Контрабас можно писать одним микрофоном (например, Sennheiser MD 441 или Electro Voice RE 200), расположенным в нижней части инструмента на расстоянии 1 м, можно использовать PZM микрорфон или пьезоэлектрический звукосниматель. С контрабасом эксперименты безграничны, иногда прекрасные результаты получаются при заворачивании микрофона в пороллон и помещении свертка между декой и струнами.

Форманты виолончели: 250-300 Гц, 400-500 Гц, 1,5 кГц, контрабаса - 70-250 Гц, 400-500 Гц.

2. Запись ансамбля струнных сильно зависит от состава инструментов, количества микрофонов и используемого принципа: многоканальная запись или сведение сразу же в стерео пару. Поэтому и техника записи тут может сильно отличаться и быть маломикрофонной либо многомикрофонной.


В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА