Начало
 
 


НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Мир богатых и знаменитых

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
август 1998

Оборудование крупных студий и известных исполнителей.

Используя в своей повседневной деятельности портастудии, звуковые платы и прочее недорогое оборудование, почти все мы надеемся когда-нибудь попасть в мир богатых и знаменитых, записываться в студиях, где пишутся они, и использовать такое же оборудование. Может быть поэтому, а может быть и по каким-либо другим причинам, всегда был, есть и будет интерес к оборудованию, которое, как это ни горько сознавать, большинство из нас не увидит никогда в жизни, не говоря уже о том, чтобы работать на нем или иметь его в собственности. Вот почему не ослабевают дискуссии на тему "что лучше - Neve или SSL" среди людей, которые никогда их не видели, а также постоянно задаются вопросы про Synclavier, студию Real World и т. д. В этой статье мы попытаемся проникнуть в такой далекий и манящий мир дорогого оборудования.

Необходимо отметить, что многие современные записи, в том числе известные и коммерчески успешные, делаются на оборудовании вполне обычном, доступном широкому кругу желающих. С этим связано и не очень завидное положение крупных студий. Как сказал один из сотрудников очень известной студии (кажется, Hit Factory): "Если Michael Jackson записывает в этом году свой альбом, то крупные студии Нью-Йорка чувствуют себя хорошо - он занимает одну из них на несколько месяцев и клиенты разбредаются по другим студиям. Если Michael Jackson не записывается, то работы у всех немного." Кроме того, среди оборудования крупных студий есть немало устройств, применяющихся на студиях самого разного калибра, в том числе в малобюджетных и домашних.

Впрочем, крупные студии имеют определенные преимущества перед другими, иначе никто бы не стал платить им столь немалые деньги (до 2500$ за сутки). Основными преимуществами крупных студий являются большие, акустически подготовленные помещения и квалифицированный персонал. Однако и среди оборудования можно встретить устройства, отличающие крупную студию от некрупной. И в первую очередь это микшеры.

Микшеры
Для крупных студий выбор чаще всего лежит между моделями двух фирм: Neve или SSL. Вряд ли можно говорить о стандартных конфигурациях подобных микшеров, поскольку это всякий раз штучная работа. Кроме того, возможности могут быть значительно скорректированы в соответствии с пожеланиями заказчика. Интересно, что иногда микшеры для крупных студий создаются специально: например, существуют микшеры фирмы Focusrite, более известной нам своими устройствами обработки сигнала. Бывают и обратные случаи: микшер Amek 9098 доступен немногим (цены на него выражаются шестизначными цифрами), поэтому фирма Amek продает его по частям, предлагая отдельные блоки микшера как автономные приборы: микрофонный предусилитель, эквалайзер, компрессор/лимитер.

Отличительной особенностью аналоговых микшеров данного класса является полная модульность. Вы заказываете одно или несколько шасси на определенное количество элементов и модули определенного типа из числа имеющихся для этого микшера. Например, для модели SL 9000 J фирмы SSL шасси бывает размером от 48 до 120 каналов. Модули каналов имеют два пути сигнала (принцип in-line), возможно глобальное и поканальное переключение мониторного и основного путей. На канале есть симметричные линейный и микрофонный входы (у микрофонного предусилителя переключается сопротивление, поэтому его можно использовать для подключения гитар), четырехполосный параметрический эквалайзер (переключается между типом E и типом G отдельно на каждом канале), динамическая обработка (компрессор/лимитер, экспандер/гейт), шесть моно посылов на эффекты и один стерео, 48 выходов на многодорожечный магнитофон. Есть опция, позволяющая производить панорамирование для многоканального объемного звука (см. статью "Объемный звук").

SSL SL 9000 J

Основной выход четырехканальный (LCRS), есть также четыре стерео подгруппы (подгруппы и выходы на магнитофон можно использовать в качестве дополнительных посылов на эффекты), четыре стерео возврата и три выхода на наушники. Система обратной связи позволяет направлять сигнал на все выходы. Возможна быстрая переконфигурация микшера для разных ситуаций (запись, наложение, сведение). Используются только безкислородные провода. Микшер имеет генератор тестовых сигналов и жидкокристаллические индикаторы с подсветкой.

В системе динамической автоматизации Ultimation используются моторизованные фейдеры (большой фейдер) и VCA (малый фейдер). Система статической автоматизации Total Recall позволяет сохранить значения многих переключателей как на каналах, так и в мастер-секции микшера. Данные автоматизации сохраняются на внутренний жесткий диск, возможно редактирование данных в автономном режиме. Есть 32 группы автоматизации. Возможен захват и графический показ аудио фрагмента для облегчения редактирования данных автоматизации. Для управления автоматизацией используется цветной видео монитор и графический планшет. Микшер позволяет производить управление внешними устройствами (до четырех одновременно) посредством девятиконтактных разъемов. Есть пять позиций локатора и колесо jog/shuttle.

Возможно соединение микшера по сети Ethernet с цифровыми устройствами фирмы SSL: DiskTrack (запись звука на диск, 95 каналов), VisionTrack (запись видео на диск), SCSINet (система МО дисководов), KeyPad (пульт дистанционного управления), PatchBay (программируемые коммутационные панели).

Хотя аналоговые микшеры фирмы SSL разных лет выпуска несомненно встречаются на крупных студиях чаще других, последнее время особое внимание притягивает довольно новый аналоговый микшер Amek 9098, в создании которого принимал участие конструктор Rupert Neve - легендарная фигура в мире звукового оборудования. Кроме основания фирмы Neve и разработки производимого ею оборудования, он также основал фирму Focusrite, а сейчас сотрудничает с фирмами Amek и Summit Audio.

Amek 9098 имеет отдельную мониторную секцию (конфигурация split), в отличии от более распространенного в последнее время принципа объединения основной и мониторной секций (конфигурация in-line). Можно выбрать из четырех основных элементов шасси: на 32 позиции, на 24 позиции, одинарное шасси коммутационной панели, двойное шасси коммутационной панели. Есть три вида входных модулей: 9098 A (с моно входом), 9098 K (с двумя моно входами), 9098 L (со стерео входом). Возможности варьируются для разных модулей: например, 9098 A содержит четырехполосный параметрический эквалайзер и имеет 16 посылов на эффекты.

Кроме того, микшер имеет четыре основных стерео выхода, один четырехканальный выход и 48 выходов для многодорожечного магнитофона. Есть шесть мастер-индикаторов, можно установить до 48 индикаторов каналов. Тип индикаторов выбирается по желанию. Переключением Master Status микшер конфигурируется на работу для записи и сведения музыки, радио- или телевещания, пост-производства. Кроме того, Amek 9098 имеет некоторые функции, присущие специализированным микшерам для кино и позволяет работать с многоканальным объемным звуком.

Микшер содержит систему динамической автоматизации Supermove, систему статической автоматизации Recall, систему динамической обработки Virtual dynamics, систему управления внешними устройствами Superloc. Программа автоматизации работает под DOS, компьютер и 20-дюймовый монитор входят в комплект поставки. Возможно сохранение движений моторизованных фейдеров, сохранение положений переключателей (до 18 на модуль) и редактирование данных автоматизации.

Аналоговые микшеры производит и фирма Neve (новейшие модели VX и VXS), однако наибольшее внимание из продукции этой фирмы в последнее время привлек цифровой 24-разрядный микшер под названием Capricorn. В максимальной конфигурации он имеет 176 входов. Аналоговые входы устанавливаются блоками по 16 микрофонных/линейных входов с 20-разрядными аналого-цифровыми преобразователями, по два источника на вход, максимум восемь блоков. Кроме того, микшер имеет несколько разъемов MADI (Multichannel Audio Digital Interface) для соединения с цифровыми магнитофонами, до 56 каналов на разъем. Также можно установить блок цифровых интерфейсов формата AES/EBU (до 96 входов/выходов), блоки преобразователей TDIF/MADI, блоки преобразователей форматов Prodigi и SDIF-2 в MADI.

Neve Capricorn

На каждом канале есть четырехполосный параметрический эквалайзер, фильтр, компрессор, экспандер/гейт, лимитер, 16 посылов на эффекты (моно или стерео), 48 выходов на многодорожечный магнитофон (могут использоваться как дополнительные посылы при сведении). Возможно назначение каналов для работы в качестве стерео входа, двух моно входов или в режиме MS стереофонии. Обработка, посылы и индикаторы могут быть включены в любом месте пути сигнала.

Микшер имеет 24 подгруппы и позволяет работать с многоканальным объемным звуком (до восьми каналов). Возможно копирование параметров, объединение органов управления. Есть динамическая и статическая (300 сцен) автоматизация. Возможно редактирование данных автоматизации, организация последовательности сцен, программирование переходов между сценами (длительностью от одного кадра до 30 секунд), сохранение параметров на жесткий диск, дискету, магнитооптический диск. Есть 16 групп управления.

Микшер Neve Capricorn установлен, например, в одной из трех аппаратных легендарной студии Abbey Road.

Нельзя не отметить стремительно набирающий популярность 24-разрядный цифровой микшер Sony OXF-R 3, известный также как Oxford (в разработке микшера участвовала группа специалистов из Оксфорда, ранее работавших на фирму SSL). Микшер достаточно компактен, поскольку является панелью, содержащей органы управления, назначаемые для изменения определенных параметров. Динамическая обработка, эквалайзеры, преобразователи, цифровые интерфейсы, микрофонные предусилители располагаются в отдельных блоках.

 
Sony OXF-R 3  
   

Микшер имеет две секции по 24 фейдера каналов, расположенные слева и справа от мастер-секции, в которой находятся 16 многоцелевых фейдеров. Все фейдеры моторизованные. Есть 120 входных каналов, 48 выходов на многодорожечный магнитофон, 24 посыла (возможно объединение для работы в стерео), основной и восемь независимых стерео выходов (подгрупп), три стерео выхода на аппаратную, один стерео выход на студию, четыре стерео выхода на наушники, селектор внешних источников (до 26 стерео входов), шесть выходов обратной связи (две группы).

В базовой конфигурации микшер имеет 32 микрофонных предусилителя с дистанционным управлением чувствительностью, 56 аналого-цифровых преобразователей, 32 цифро-аналоговых преобразователя, 48-канальный интерфейс MADI, 16 цифровых интерфейсов формата AES/EBU или SPDIF. Используется два типа АЦП: первый оптимизирован для микрофонных входов и интегрирован с микрофонными предусилителями, второй предназначен для линейных входов. ЦАП применяются также двух типов: один для мониторинга и мастеринга, другой для коммутации с внешними устройствами.

Микшер имеет расширяемую систему обработки: параметрический пятиполосный эквалайзер, низкочастотный и высокочастотный фильтры, компрессор, экспандер, лимитер, гейт. Используются 32- 64- и 96-разрядные алгоритмы. Входные каналы могут быть двух типов: Full Channel (основной и мониторный входы), Stereo Return Channel (стерео вход). Количество каналов разных типов определяется программно. Возможна полная динамическая и статическая автоматизация всех функций. Для контроля используется шесть видео мониторов (на каждом представляется информация о восьми каналах) и основной монитор с двумя трекболами. Поддерживается панорамирование и мониторинг во всех стандартных форматах объемного звука (в том числе LCRS, 5.1 и SDDS).

Возможна интеграция OXF-R 3 с многодорожечными цифровыми магнитофонами Sony PCM 3348/3348HR и с двухдорожечным устройством записи на магнитооптические диски Sony PCM 9000. Кроме того, микшер может управлять шестнадцатью внешними устройствами одновременно.

Расширение возможностей микшера может происходить посредством обновлений операционной системы и аппаратных дополнений.

В числе первых покупателей Sony Oxford был Peter Gabriel - микшер установлен в одной из студий его комплекса Real World. Сейчас Oxford устанавливается уже во второй студии Real World.

Цена начинается с 500 тыс. долларов.

Записывающие устройства
Среди аналоговых записывающих устройств вне конкуренции магнитофоны фирмы Studer, как многодорожечные, так и двухдорожечные. Текущие модели магнитофонов этой фирмы называются A 807 Mk II (может быть двух- или четырехдорожечным) и A 827 (лента шириной 2", может быть 16- или 24-дорожечным). Нередко встречаются также многодорожечные магнитофоны Otari и двухдорожечные Ampex (ATR 102 и 104). Из цифровых часто можно встретить катушечные Sony, реже Mitsubishi.

Studer A 827

Специально для поддержки микшера Oxford в деле создания 24-разрядной студии фирмой Sony был выпущен цифровой катушечный магнитофон PCM 3348 HR (формат DASH-Plus). Он позволяет записывать 48 каналов звука (плюс четыре канала для служебной информации) на магнитную ленту шириной 1/2". Дорожки 25-48 расположены между дорожками 1-24, что делает магнитофон полностью совместимым (при записи 16-разрядной информации) с 48-дорожечными магнитофонами формата DASH и частично совместимым с подобными 24-дорожечными магнитофонами (первые 24 дорожки). На стандартную катушку может быть записано сорок минут 24-разрядного звука или один час 16-разрядного. Поддерживаются частоты дискретизации 48 кГц, 44,1 кГц, 44,056 кГц и 47,952 кГц. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи имеют двукратное превышение частоты и программно управляемые цифровые фильтры. В стандартной конфигурации PCM 3348 HR содержит цифровые входы и выходы формата MADI, а также цифровые входы формата SDIF и восемь цифровых входов и выходов формата AES/EBU. Есть буфер на 80 секунд 24-разрядного стерео звука, возможно реверсивное воспроизведение из буфера. Скорость воспроизведения изменяется в пределах +/-12,5%. Есть встроенный генератор синхросигнала, прилагается пульт дистанционного управления. До трех PCM 3348 HR можно синхронизировать для одновременной работы.

Для записи смикшированного материала фирма Sony производит PCM 9000 - устройство двухдорожечной записи на магнитооптический диск. На один диск при частоте дискретизации 44,1 кГц можно записать 100 минут 16-разрядного стерео звука, 80 минут 20-разрядного или 65 минут 24-разрядного. Поддерживаются также частоты 44,056 и 48 кГц. Возможна запись каналов по отдельности. Скорость записи и воспроизведения можно изменять в пределах +/-12,5%.

PCM 9000 имеет цифровые (формата AES/EBU) стерео вход и выход, с цифровыми же разрывами. Для контрольного прослушивания есть цифро-аналоговый преобразователь и выход на наушники (с регулируемым уровнем). Еще есть вход видео синхронизации, вход и выход word sync, счетчик времени (абсолютное, относительно последнего сброса показаний, оставшееся), колесо jog/shuttle. Прилагается пульт дистанционного управления RM-D 9000. Дополнительно можно приобрести плату SCSI интерфейса, плату 20-разрядных АЦП/ЦАП, плату SMPTE синхронизации, плату цифрового интерфейса формата SDIF-2, плату для PQ кодирования, плату дополнительной памяти для прослушивания в режиме Jog и более детального редактирования.

Что касается DAT магнитофонов, то почему-то чаще всего встречаются магнитофоны Panasonic SV, особенно модель 3700. Также нередко применяются устройства фирмы Sony серии PCM и фирмы Tascam серии DA. А из кассетных магнитофонов абсолютным рекордсменом по частоте использования является Tascam 122 в разных своих модификациях (текущая модель называется 122 Mk III). Этот трехголовочный магнитофон с прямым приводом имеет симметричные и несимметричные входы/выходы, регуляторы входного уровня, локатор на две позиции (наряду с возвращением к нулю). Возможно управление скоростью, калибровка уровня сигнала и уровня подмагничивания. Есть системы шумоподавления Dolby B и C, система HX Pro, встроенный генератор тестовых сигналов (400 Гц, 10 кГц), параллельный порт для внешнего управления запуском. На втором месте (со значительным отставанием) следуют кассетные магнитофоны фирмы Nakamichi.

Tascam 122 Mk III

Процессоры эффектов
Если вы видели фотографии крупных студий, то наверняка заметили лежащие где-нибудь на панели микшера довольно неприглядные устройства белого цвета, напоминающие гигантские советские микрокалькуляторы. Это - пульты дистанционного управления LARC (Lexicon Alphanumeric Remote Control) от ревербератора Lexicon 480 L.

Lexicon 480 L

Процессор содержит два блока обработки, которые Lexicon называет "машинами". Блоки можно использовать параллельно или последовательно, а при наличии двух пультов LARC можно работать с 480 L как с двумя абсолютно независимыми процессорами. Есть два входа и четыре выхода, симметричные, на разъемах XLR. Используются 18-разрядные преобразователи, частоты дискретизации 44,1 и 48 кГц.

Процессор содержит 21 банк по 10 пресетов в каждом. Наряду с реверберацией есть также вокальные эффекты, трех- (стерео) или шести- (моно) секундный семплер, эффект Доплера, смещение высоты тона. Некоторые пэтчи предназначены для мастеринга: Stereo Adjust - двухканальный микшер с регулировкой уровня и баланса, эквалайзером, управлением стереобазой; PONS Adjust (Psychoacoustically Optimized Noise Shaping) - многие параметры Stereo Adjust плюс дизеринг с нойс-шейпингом (см. статью "Цифровой звук"); параметрический эквалайзер (двухполосный стерео или четырехполосный моно); компрессор. Также есть 50 пользовательских пэтчей, возможно сохранение пэтчей на дополнительные карты (50 на каждую). Возможно динамическое управление параметрами и переключение пэтчей по MIDI.

Дополнительная карта Classic содержит некоторые алгоритмы с классического процессора Lexicon 224 XL. Кроме того, можно приобрести плату цифровых интерфейсов формата AES/EBU (два канала входа и четыре канала выхода) и плату расширения семплерной памяти SME (до 12 секунд стерео или 24 секунд моно).

Наряду с Lexicon 480 L довольно часто встречается ревербератор AMS RMX 16 (в свое время произошло объединение фирмы Neve, выпускавшей аналоговое оборудование и фирмы AMS, специализировавшейся на цифровых устройствах), однако мне не удалось раздобыть о нем подробную информацию. Еще в крупных студиях часто применяются другие процессоры фирмы Lexicon (224 XL, PCM 41, PCM 70, PCM 80), устройства фирм TC Electronic (M 5000), Eventide (DSP 4000), Yamaha (REV 5 и 7), Klark-Teknik (DN 780), а со старых времен на многих крупных студиях остались листовые ревербераторы фирмы EMT. Среди линий задержек можно встретить модели Lexicon PCM 42, AMS DMX, Roland SDE, TC Electronic 2290, Eventide 949. Из гармонайзеров популярна продукция фирм Publison и, естественно, Eventide (H 3000/3500).

Обработка
Среди устройств динамической обработки, эквалайзеров и предусилителей на студиях применяется множество современных моделей. О них мы рассказывали и будем рассказывать в МО. Однако для данной статьи особый интерес представляют раритетные устройства, также активно использующиеся в крупных студиях.

Есть несколько возможных причин популярности старых приборов. В первые годы существования студий практически не было производителей профессионального звукового оборудования и сотрудники студий сами делали для себя необходимые устройства. Поскольку речь не шла о массовом производстве и получении прибыли от продаж, то оборудование делалось бескомпромиссное, главное - добиться хорошего звука. Постепенно те, кому это удавалось лучше, получали заказы от сотрудников других студий на изготовление наиболее удачных моделей и для них. Так родилась индустрия производителей студийного оборудования. В некоторых случаях нечто подобное сохранилось и до наших дней, например, в таких фирмах, как George Massenburg Labs и Manley Laboratories. Не следует думать, что старые устройства употребляются из-за каких-то особенно качественных технических характеристик - современные устройства в этом плане могут быть намного лучше (технология на самом деле шагнула вперед, а не назад, как иногда кажется). Отличительной особенностью раритетных устройств обработки и предусилителей является ярко выраженный "характер", то есть особое, хорошо узнаваемое звучание, к которому многие привыкли и которое полюбили, слушая "классические" записи современной музыки. Таким образом, их звук стал своего рода знаковым.

Среди микрофонных предусилителей популярны ламповые устройства серии V (V 72, V 72 A, V 76, V 78), производившиеся разными фирмами (Telefunken, Siemens, Maihak, TAB) для радиовещания Германии в 50-х годах. Поскольку они используют лампы Telefunken, то чаще всего называются по имени этой фирмы. Благодаря их высокому качеству, предусилители серии V через некоторые время стали использовать и в Англии, например V 72 A были установлены в микшере студии Abbey Road, когда Beatles записывали там альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. Высказывается даже мнение, что из-за очень высокой культуры производства и низкого уровня оплаты труда, существовавших в послевоенной Германии, произведенные сегодня точные копии устройств серии V будут стоить дороже оригиналов. Кроме этих предусилителей широко распространены также ламповые устройства фирм Langevin (AM 16), Altec (458) и RCA; транзисторные предусилители Neve 1272 и API 512.

Telefunken V 76

Из компрессоров/лимитеров самым желанным в последние годы является Fairchild 670, цены на который доходят до 20000$. Это ламповое двухканальное устройство создано с целью применения при нарезке матриц для виниловых дисков и имеет регуляторы Lateral (горизонтальный) и Vertical (вертикальный), долженствующие ограничивать диапазон движения головок при нарезке дисков. Существует также монофоническая версия этого компрессора/лимитера - Fairchild 660. Нередко используется ламповый компрессор/лимитер и микрофонный предусилитель RCA BA 6 A.

Fairchild 670

Однако чаще всего встречаются ламповый электрооптический монофонический компрессор/лимитер Teletronix LA 2 A, выпускавшийся в 60-х годах, и его транзисторный вариант LA 3 A, вышедший после покупки Teletronix фирмой Universal Audio в 70-х. Оба прибора имеют высоту в две рэковых единицы и ширину в половину рэка, что позволяет установить два экземпляра в стандартный рэк и использовать их для обработки двух каналов одновременно. Также у обоих устройств степень сжатия динамического диапазона не регулируется, а изменяется автоматически в зависимости от входного уровня. Через некоторое время фирма Universal Audio превратилась в UREI, а вместо LA 3 A появился LA 4. Он имеет те же размеры, но больше возможностей управления: переключатель степени сжатия (2:1, 4:1, 8:1, 10:1 или 20:1) и регуляторы входного и выходного уровней (правда, вместо регуляторов порогового уровня и компенсации выходного уровня, как на LA 2 A и 3 A). Фирма Universal Audio также выпускала ламповый монофонический компрессор UA 176, на основе которого фирма UREI выпустила транзисторный вариант компрессора и назвала его 1176. Этот широко распространенный прибор имеет переключатель степени сжатия (4:1, 8:1, 10:1, 20:1), регуляторы времени атаки и освобождения. Позже 1176 был модифицирован в модель 1176 LN. Существует также двухканальная версия компрессора 1178. Еще одним заметным компрессором/лимитером является монофонический dbx 160 (также два рэка высотой и половину рэка шириной), имеющий версию с несимметричными входами/выходами (161) и стерео вариант (162).

UREI 1176

Среди транзисторных компрессоров/лимитеров распространены устройства фирмы Neve, изначально являвшиеся модулями для микшера. Чаще всего встречаются модели 2254/A (с фиксированным временем атаки лимитера) и 2254/E (возможен выбор между медленной и быстрой атакой). Оба прибора позволяют выбрать степень сжатия. Модель 32254/E подобна 2254/E, но имеет другой внешний вид, модели 2264/A и 32264/A отличаются размером корпуса и меньшим временем освобождения.

Из эквалайзеров часто применяется устройства фирмы Neve: модель 1073, содержащая, наряду с трехполосным эквалайзером, пропускающий фильтр высоких частот и микрофонный предусилитель, а также модели 1064, 1066 и 1084 и 1081 (последняя с четырехполосным эквалайзером). Широко распространены устройства фирмы API, а именно модели 550, 550 A, 550 B и 560. Однако наиболее популярным (и популярность его постоянно повышается) является ламповый эквалайзер EQP 1 A фирмы Pulse Technologies, сокращенно Pultec.

Вначале, правда, был EQP 1, который имел регулятор добротности на высоких частотах и отдельные регуляторы увеличения и уменьшения высоких частот. EQP 1 A отличался от него тем, что можно было выбрать разные частоты для увеличения или уменьшения в высокочастотной области, также самая высокая частота была 16 кГц, а не 12 кГц. Эквалайзер EQP 1 A 3 подобен EQP 1 A, но в корпусе высотой в две рэковых единицы, а не в три. EQ H 2 похож на EQP 1, но высотой в два рэка и без регулятора добротности. Регулировка низких частот одинакова на всех моделях, возможен выбор частоты 20, 30, 60 и 100 Гц. Поскольку регуляторы увеличения и уменьшения частот имеют разную добротность, можно получить интересные результаты, задействовав оба регулятора. Модель MEQ 5 является эквалайзером средних частот, с двумя регуляторами увеличения и одним уменьшения. Интересно, что все эквалайзеры Pultec являются пассивными, лампы используются только для входного буфера и компенсации уровня. Одновременно с Pultec подобные эквалайзеры выпускали фирмы Lang (ламповые PEQ 1, транзисторные PEQ 2 и PEQ 2 A, верхняя частота 20 кГц) и Universal Audio.

Мониторы
Известно, что самыми распространенными в мире, в том числе и в крупных студиях, являются мониторы Yamaha NS 10 MS. Однако, в отличие от популярного заблуждения, они никогда не являются единственными мониторами и всегда дополняются большими системами дальнего плана, а часто и другими мониторами ближнего или среднего плана. Мониторы дальнего плана нередко создаются на заказ специально для данной студии. Из усилителей, наряду с заказными экземплярами, часто встречается продукция фирм Hafler и Bryston.

Микрофоны
Среди имеющихся на крупных студиях микрофонов практически все фирмы-производители нам знакомы (AKG, Beyer, Bruel & Kjaer, Electrovoice, Neumann, Schoeps, Sennheiser, Shure, Sony). Нередко используются раритетные микрофоны фирм RCA и Telefunken, а также редко встречающиеся у нас Crown PZM. Однако, что выгодно отличает крупную студию от небольшой, так это количество микрофонов: сорок-пятьдесят моделей минимум, а в коллекции студии Abbey Road более 300 микрофонов.

RCA

Клавишные инструменты
Среди используемых известными исполнителями клавишных инструментов редко можно встретить что-то особенное. В большинстве случаев это те же модели, доступные в свободной продаже. Пожалуй, можно вспомнить только несколько редких вариантов: рояль Steinway с MIDI интерфейсом (Phil Collins); многоголосный вариант Yamaha VL 1 под названием Yamaha VP 11, который так и не пошел в серию (его применял один из многочисленных клавишников, участвовавших в записи альбома Michael Jackson HIStory), да модульные аналоговые синтезаторы с компьютерным управлением (ценою в сотни тысяч долларов). Однако наших читателей больше всего интересует Synclavier - инструмент во многом новаторский, проложивший дорогу продукции других производителей.

Synclavier

В конце 70-х фирма New England Digital выпустила инструмент под название Synclavier I - первый полностью цифровой синтезатор. Методом синтеза являлась восьмиразрядная частотная модуляция (также впервые, еще до DX 7), довольно примитивная по нынешним меркам и хуже, чем в DX 7. Для редактирования параметров использовался интегрированный компьютер марки "Able", один из самых первых на основе RISC процессора, предвосхитивший сам термин RISC.

В 1980 году вышел Synclavier II, который обычно все и имеют в виду при слове Synclavier. Наряду с частотной модуляцией в этом инструменте используется синтез на основе воспроизведения семплов, названный "partial timbre". Synclavier II позволяет производить цифровую запись звука и сохранение параметров на диск. Однако синтезатор отличается не очень хорошей клавиатурой.

Новый инструмент с улучшенной фортепьянной клавиатурой вышел в 1984 году и был назван просто Synclavier. Он содержит 64 пресетных звука и имеет оперативную память объемом 32 Мб. Можно записать до 16 дорожек звука в память, есть и секвенсор в 200 дорожек (то есть Synclavier был еще и первой синтезаторной рабочей станцией). Полифонию можно увеличить до 32 голосов, а по заказу изготавливался инструмент со 128-голосной полифонией. Из контроллеров есть две педали, шесть педальных переключателей и ленточный контроллер. Через некоторое время для синтезатора появилось дополнение, позволяющее производить запись непосредственно на диск (также первое коммерчески доступное, более того, впервые был применен термин direct-to-disk recording), из которого, со временем, образовался другой продукт фирмы NED - многодорожечная система записи на диск Post Pro.

Многие утверждают, что Synclavier до сих пор является лучшим по звуку среди синтезаторов на основе воспроизведения семплов. Частично это связано с особенностью конструкции цифро-аналоговых преобразователей.

Системы Synclavier стоили более 100 тыс. долларов (как сказал один музыкант: "заплатив такие деньги, я думал, что смогу в нем жить"). Изменения, производимые фирмой, касались в основном добавления новых функций, однако не предпринималось никаких попыток снизить стоимость. В результате, летом 1992 года фирма New England Digital прекратила свое существование. Практически весь инженерный персонал NED был нанят фирмой Fostex, что вылилось в появление системы записи Foundation 2000. Система получилась очень удачной, но не стала коммерчески успешной. В результате подразделение было распущено и инженеры разбрелись по нескольким фирмам (Mackie, E-mu, Digidesign, Timeline, Kurzweil). Однако история Synclavier на этом не закончилась, поскольку трое владельцев инструментов выкупили все права и основали новую фирму, The Synclavier Company, которая продолжает техническую поддержку, разработку программного обеспечения, выпускает продукцию и даже производит новые продукты, например, программу преобразования форматов звуковых файлов S-Link для Macintosh.

Текущая модель называется Synclavier 9600. Инструмент имеет клавиатуру в 76 клавиш (с послекасанием) и специализированные органы управления для большинства функций. Полифония 32 голоса, может быть увеличена до 96 голосов блоками по 8 голосов. Объем оперативной памяти 16 Мбайт, расширяется до 768 Мбайт блоками по 16 Мб. Секвенсор в 200 дорожек записывает всю информацию в процессе работы, в том числе редактирование звуков, создание программ, назначение программ, MIDI установки. Есть симметричный стерео выход (XLR или джек) с 16-разрядным аналого-цифровым преобразователем и восемь индивидуальных выходов (XLR). Число индивидуальных выходов может быть увеличено до 16. Частота дискретизации изменяется от 1 кГц до 100 кГц, в интервалах по 0,1 кГц. Есть жесткий диск объемом 385 Мбайт, флоппи-дисковод размером 5,25", два MIDI входа, восемь MIDI выходов, вход/выход word clock, SMPTE синхронизатор.

Дополнительно можно установить магнитооптический дисковод объемом 1 Гбайт, MIDI коммутационную панель (16х16), модуль FM синтеза (до 32 голосов), модуль сжатия временного диапазона и преобразования частоты дискретизации, систему записи на диск (4, 8, 12 или 16 дорожек), модуль считывания синхросигнала формата VITC. Кроме того, можно подсоединить компьютер (Macintosh II или Quadra) и использовать программный библиотекарь TransferMation или программу нотации.

Как владельцы Synclavier были замечены George Duke, Pat Metheny, Sting, Michael Jackson, Frank Zappa, Geoff Downes.

На этом мы пока закончим экскурсию по миру богатых и знаменитых. Как видите, применяемое ими оборудование, даже самое дорогое и высококачественное, не является чем-то принципиально отличающимся от применяемого нами, простыми смертными. Да, оно позволяет работать быстрее и в большинстве случаев обеспечивает высококачественный звук на всем протяжении пути сигнала. Однако мы, работающие в небольших студиях, можем позволить себе затратить несколько больше времени, применить качественные устройства в особо критичных местах, приложить немного больше труда и выдумки, и, в результате, получить продукцию если не аналогичную, то, во всяком случае, сравнимую по качеству. А уж будут ли сделанные нами записи популярными, все-таки намного больше зависит от качества музыки, чем от качества звука.

Amek, Sony, Synclavier
ISPA
AMS Neve, Tascam
MS-MAX
Lexicon
A&T Trade
Solid State Logic
Elbor
Studer
Тивионика

  Оценка статьи
Посещений: 39556 | Проголосовавших: 75 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии
26.10 21:16
*Igor P.
Отличная статья. Теперь стало понятно, насколько я нищ ! Однако, голь на выдумку хитра ! Остаётся надеяться на собственную выдумку, изобретательность, музыкальный вкус и чутьё ...

18.06.03 03:35
faga
Очень приятная статья :)))

21.05.08 22:44
Женя
Супер статья. К этому счастью надо,конечно, стремиться. Статье уже много лет. А мы играем все на том же.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА