Семплерные библиотеки: фортепиано

  Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
июль 2002

Первая статья серии о библиотеках семплов формата Akai.

При всем разнообразии пристрастий музыкантов в части используемого инструментария, позиции семплера пока незыблемы. И хотя использовать его сложнее, чем обычный синтезатор, это компенсируется почти неограниченными возможностями получения нужных звуков — необходимы лишь семплы. В продажу семплы обычно поступают библиотеками на компакт-дисках, собранными по тематическим признакам.

К сожалению, далеко не всегда можно определить содержание библиотеки по ее названию. Например, можно ли догадаться о содержимом библиотеки под названием Einstein? Бывает также, что весьма похожий музыкальный материал выпускается разными производителями и под разными названиями. Да и внятное описание на обложке компакт-диска того, что в него входит, встречается нечасто.

Целью задуманного цикла статей и является восполнение недостатка информации о содержании семплерных библиотек. А поскольку самой распространенной семплерной платформой является Akai, речь пойдет именно о библиотеках Akai формата S 1000/3000.

Для работы с библиотеками был задействован семплер Akai S 2000 с 32 Мб памяти.

Думаю, нелишне будет напомнить структуру библиотек этого формата. Максимально возможный объем диска формата S 1000/3000 составляет 540 Мб. На диске записывается иерархическая структура вида Partition — Volume — Program — Sample (Раздел — Том — Пэтч — Семпл). Разделы обозначаются латинскими буквами (Partition A, Partition B). Встречаются библиотеки, содержащие всего два-три раздела, но бывают и крупные, с десятью-пятнадцатью разделами. Каждый раздел обычно содержит от одного до двадцати-тридцати томов, но теоретически способен вмещать их до 128. В каждом томе содержатся пэтчи (Program), составленные из семплов. В одном томе может содержаться до 510 пэтчей и семплов (в документации Akai и те, и другие обозначены как «items»). Тома, пэтчи и семплы могут именоваться произвольным образом.

Каждый семпл может назначаться как на одну клавишу, так и на несколько, то есть на группу клавиш (Keygroup). В предельных случаях пэтч может содержать и один семпл, назначенный на все клавиши сразу (семь-восемь октав), и по одному семплу на каждую клавишу. Группирование обычно обуславливается характером звука и, конечно, же, зависит от предполагаемого объема пэтча (объема памяти под его загрузку). Как правило, живые инструменты семплируются с возможно большим количеством клавишных групп, а вот несложная по характеру синтетика может содержать всего один-два семпла на весь используемый высотный диапазон.

Начну обзор с одиночных инструментов, и первым номером будет, конечно же, фортепиано.

Звук фортепиано, вне всякого сомнения, является одним из нужнейших, но далеко не всякий клавишный инструмент может похвастаться тем, что передает его вполне адекватно. Чтобы удовлетворить потребности музыканта в качественном звуке, естественно, лучше всего использовать акустический инструмент. Однако такой инструмент не всегда вписывается в размеры используемого в качестве студии помещения, да и сами помещения зачастую акустическивесьма неудачны. Даже очень хороший рояль может звучать неповоротливо и металлически, если его поместить в бетонную коробку. Взгляд музыканта в таких случаях часто обращается в сторону электронных инструментов.

Среди цифровых пианино, в большом количестве представленных на рынке, немало вполне приличных, однако по-настоящему хороший инструмент недешев. Кроме того, один и тот же инструмент для разных слушателей может показаться как очень хорошим, так и средненьким, как по звуку, так и по тактильным ощущениям. Иногда даже приходится делать выбор между качеством звуков и качеством клавиатуры, что само по себе довольно неестественно. Как следствие, при выборе специализированного инструмента такого класса довольно сложно добиться полного удовлетворения.

Вот тут и приходит на помощь семплер. При умеренных финансовых затратах можно обеспечить себя звуками сразу нескольких акустических инструментов, что трудно осуществить при использовании, скажем, цифровых пианино. Еще одно очевидное преимущество семплера перед специализированным инструментом заключается в том, что клавиатура приобретается отдельно от звуков. Отыскать хорошую клавиатуру проще, чем готовый инструмент с такой клавиатурой. А уж выбор собственно звуков, без оглядки на механику клавиш, оказывается гораздо более легким делом, в чем я убедился на личном опыте.

Мне удалось добыть двенадцать фортепианных библиотек. Прежде всего, хочу отметить, что при описании виртуального фортепиано будут использованы обозначения динамики звуков, применяемые повсеместно в музыкальной практике (см. врезку).

ppppiano-pianissimo, пиано-пианиссимо — предельно тихоpppianissimo, пианиссимо — очень тихоppiano, пиано — тихоmpmezzo-piano, меццо-пиано — умеренно тихоmfmezzo-forte, меццо-форте — умеренно громкоfforte, форте — громкоfffortissimo, фортиссимо — очень громкоfffforte-fortissimo, форте-фортиссимо — предельно громко

Еще должен отметить, что некоторые библиотеки буду описывать очень подробно, а некоторые — поверхностно. Это объясняется как разной сложностью их структуры, так и моей оценкой качества представляемого звукового материала. Я плохо представляю себе, зачем скрупулезно описывать то, что потом объявишь совершенно непригодным?

The Ultimate Piano Collection

Библиотека фирмы East West содержит великолепную подборку роялей Fazioli F228, Bosendorfer 225, Steinway D и Steinway C. Диск забит семплами под завязку. Из тринадцати разделов первые четыре посвящены звукам Fazioli, еще два — Bosendorfer, а остальные семь представляют рояли фирмы Steinway. В каждом разделе расположены один-два тома с семплами и пэтчами, плюс один том со специальными пресетами для семплера S 3000, которые я не рассматриваю.



В целях экономии памяти семплы всех представленных инструментов записаны с разной частотой дискретизации, в зависимости от высоты основного тона. В каждом пэтче звуки четвертой, третьей и второй октавы оцифрованы на 44,1 кГц, часть первой октавы уже «опущена» до 39 и 29,4 кГц, а малая октава и ниже записаны с частотой 22,05 кГц. Это оправдано тем, что низкие звуки все равно не имеют высших гармоник, и записывать их с высокой дискретизацией не имеет смысла. Я для примера специально проверил гармонический состав звука До малой октавы, взятого из семплов роялей Fazioli и Bosendorfer. В момент удара молоточком по струнам наблюдается «всплеск» гармоник до 7 кГц, а далее, в части сустейна, спектр резко сужается до 3 кГц. Поскольку при частоте дискретизации в 22,05 кГц теоретически возможно корректно передавать частоты до 11 кГц включительно, то, учитывая немалый «запас» по частоте, такая оцифровка для нижней части диапазона фортепиано видится вполне приемлемой.

Рояль Fazioli представлен размещенными в разных разделах четырьмя типами пэтчей: Loud, Soft, Pedal, Marcato.

Семплы из тома Loud — это яркие звуки, обычно извлекаемые из фортепиано при энергичной игре forte. Здесь представлены пэтчи размером в 32, 24 и 16 Мб, собранные из разного количества одних и тех же семплов. Для сравнения: 32-мегабайтный пэтч в диапазоне от ноты Ля субконтроктавы до ноты До пятой октавы состоит из 50 семплов, а 16-мегабайтный — только из 26. То есть в самом крупном пресете один семпл используется примерно двумя клавишами, в то время как в самом малом — четырьмя.

Еще три пэтча представляют собой части от полного высотного диапазона фортепиано: нижний, средний и верхний регистр (A2-e; f-c2; cis2-c5, где А2 — нота Ля субконтроктавы, с5 — нота До пятой октавы). Объем пэтчей, соответственно: 11,3 Мб, 11,5 Мб, 10,2 Мб. При загрузке в память семплера всех трех частей получается инструмент, содержащий 51 клавишную группу. Однако, поскольку его общий объем составляет около 33 Мб, целиком в память он не помещается — у меня остались не загруженными почти все семплы из четвертой октавы. Так что альтернативы обычному 32-мегабайтному пэтчу из этой сборки не получилось.

Все перечисленные пресеты используют одни и те же семплы во всем диапазоне динамики (от 0 до 127). То есть, независимо от скорости нажатия на одну и ту же клавишу, будет воспроизводиться один и тот же семпл. Это до некоторой степени ограничивает достоверность воспроизведения, поскольку тембр звучания обычного фортепиано ощутимо зависит от силы удара по клавише: меньшая скорость нажатия дает более мягкий звук с меньшим количеством гармоник. При использовании указанных пэтчей с низкими значениями параметра velocity звук, как ему полагается, воспроизводится негромкий, однако его тембр для данного уровня несколько жестковат.

Для устранения этого несоответствия в библиотеке есть пресеты с соответствующей динамической раскладкой. Три последние пэтча из тома Loud (они называются Dynamic) используют те же семплы с ярким и открытым звуком, но уже правильно разложенные по динамике. Все они заключены в диапазон значений velocity от 90 до 127, то есть воспроизводиться они будут лишь при очень энергичной игре. Эти пэтчи также имеют размеры в 32, 24 и 16 Мб и, за исключением диапазона динамики, являются точной копией первых трех. Они предназначены для конструирования двухслойных (разложенных по динамике) пресетов. Разумеется, для этого потребуется и второй слой — о нем будет сказано чуть далее.

Известно, что характер звука фортепиано в значительной степени меняется в зависимости от силы удара по клавише. При игре fortissimo звук имеет отчетливую и резкую перкуссионную атаку, при слабом ударе по клавише атака не очень яркая, и в целом тембр имеет характерный приглушенный оттенок. Пэтч «Loud» составлен только из «громких» семплов, которые будут звучать спектрально и динамически однообразно при любой силе удара по клавише. Даже при легкой негромкой игре в звуках по-прежнему отчетливо слышны удары молоточка, что создает привычную для forte и fortissimo, но несколько искусственную для piano перкуссионную атаку. Поэтому, если есть желание использовать все 32 мегабайта памяти только для звуков Loud, придется придерживаться некоторых исполнительских рамок — играть мощные и экспрессивные пассажи. В противном случае лучше использовать двухслойные динамические раскладки.

Выявился еще нюанс, который относится к содержащемуся в пресете количеству семплов. Если пэтч размером в 32 Мб звучит очень цельно, ярко и вообще красиво, то шестнадцатимегабайтный отличается некоторой нестройностью звучания. Сам-то по себе он весьма неплох, но, сравнив варианты в 32 Мб и 16 Мб, я понял, что меньший звучит несколько хуже. Проявляется это в том, что инструмент местами кажется немного расстроенным и слегка затуманенным. По всей видимости, это связано с погрешностями подстройки семплов, ведь каждый из них используется сразу для нескольких нот.

Второй раздел/том, Fazioli Soft, содержит несколько более мягкие по звучанию семплы. Набор пэтчей по количеству и структуре очень похож на комплект из тома Loud, но 32-мегабайтный пресет содержит не 50, а 52 семпла.

Пользуясь однослойными пэтчами этого раздела, очень приятно играть спокойные неторопливые вещи в piano, которые могут звучать и вполне драматично, невзирая на некоторые тембровые ограничения.

При сравнении пресетов в 32 Мб и 16 Мб выяснилось, что меньший также звучит менее прозрачно и немного натянуто. Однако, во избежание недоразумений, должен сказать, что разница в их звучании не настолько явная, и чтобы ее обнаружить, нужно внимательно вслушиваться. В отсутствии же предмета сравнения 16-мегабайтный пэтч воспринимается очень хорошо.

В томе Fazioli Soft тоже есть пэтчи Dynamic, которые здесь разложены по значениям динамики от 0 до 89. Все они имеют понятные названия: Dyn64-2, Dyn48-2, Dyn32-2. Это означает, что каждый из них содержит вторую половину из общего количества семплов, предназначенных для создания составного двухслойного пресета, общим размером, соответственно, 64, 48 и 32 Мб (соответствующие им пэтчи из тома Loud называются Dyn64-1, Dyn48-1 и Dyn32-1). Понятно, что для семплеров S 2000 или S 3000 с их объемом памяти можно создать только пэтч в 32 Мб, то есть нужно выбирать исходные части с размерами в 16 Мб (Dyn32-1 и Dyn32-2).

Двухслойные пресеты показали себя с самой лучшей стороны. Переключение между семплами при смене динамики практически незаметно, и я получил большое удовольствие от игры на этом инструменте. В диапазоне от piano до forte рояль звучит очень ровно и потрясающе красиво. Вообще, следует отметить, что семплерный вариант рояля Fazioli выдает теплое своеобразное звучание, позволяющее выписывать музыкальную картину, если можно так выразиться, в пастельных тонах. Мне остается только сожалеть о том, что не удалось прослушать «живьем» составной пресет размером в 64 Мб. Наверное, это было бы великолепно.

В разделе Pedal находятся пресеты, использующие семплы, записанные при нажатой правой педали фортепиано. Звуки здесь очень сочные и густые, более объемные, чем в предыдущих разделах; в средне-верхнем и верхнем диапазонах особенно хорошо слышны призвуки возбудившихся струн, принадлежащих соседним клавишам. Сказочно красиво. Все семплы по характеру звучания соответствуют группе Soft: хорошо слышно, что при семплировании клавиши нажимали с умеренной скоростью. Это примерно соответствует игре mezzo-piano и piano.

Здесь, как и в прочих разделах, есть пэтчи размером 32, 24 и 16 Мб, и в самом крупном из них используются 48 семплов на весь 88-клавишный диапазон. Есть также «частичные» пресеты (Low, Mid, High), назначенные на различные по высоте участки клавиатуры. При размерах 10-12 мегабайт каждый, они содержат весьма плотную раскладку семплов, и в сумме дают 49 клавишных групп. Однако все вместе в память семплера они не помещаются.

В данном разделе я практически не почувствовал разницы между звучанием крупных и малых пэтчей. И те, и другие показались мне очень живыми и реалистичными. Полагаю, что достоверность передачи звуков в малом пресете обусловлена наличием маскирующих призвуков соседних клавиш. Это полностью соответствует впечатлениям, которые получаешь от игры на живом инструменте, — нет никакой натянутости. А уж когда нажимаешь педаль сустейна, подвешивая звуки, становится просто непередаваемо красиво. Создается полная иллюзия настоящего рояля, ведь любой тон слышен именно таким, каким он существует в реальном инструменте — дышащим и переливчатым.

Последний раздел Fazioli содержит два тома звуков Marcato. Два — потому, что 88-клавишный диапазон разделили на две части (по ноте До второй октавы) и рассовали по разным томам. Это не совсем удобно, да и непонятно, зачем: нижняя часть диапазона «весит» около 16 Мб, верхняя — 11 Мб. До тридцати двух мегабайт явно не дотягивает — можно было бы ничего не разделять. Возможно, вновь сказались соображения экономии. Однако в этих пэтчах для каждой клавиши есть свой семпл (в сумме их 88 штук). Здесь видна наиточнейшая передача звуков каждой клавиши фортепиано, если, конечно, не принимать во внимание динамику нажатия.

По характеру звучания пэтчи Fazioli Marcato представляют собой нечто вроде энергичного forte. В целом все красиво, но как-то слишком правильно, я бы сказал — рафинированно. Звуки четкие и строгие, как будто обязывающие к определенному стилю. Это может показаться странным, но во время игры создается ощущение, что не я управляю инструментом, а он мной, заставляя пальцы выдавать нечто стремительное и слегка демоническое.

В разделе Marcato навязчивая идея экономии оперативной памяти достигла своего апогея. Вообще-то все пэтчи представлены стереосемплами. Но каждый из двух пэтчей Marcato имеет своего монофонического двойника, в котором используется только левый канал исходных семплов. Соответственно, при загрузке в семплер расходуется не 16 и 11 Мб памяти, а 8 и 5,5 Мб.

Бюджет бюджетом, но я бы никому не советовал экономить на памяти для семплов фортепиано. Не тот случай. Моносемплы звучат сухо, безжизненно, и явно проигрывают по красоте своим стереособратьям.

Интересно, что когда вскоре после написания этих строк я прочитал обзор журнала Sound on Sound по данному диску, то обнаружил там следующую фразу: «Забудьте об экономии памяти…». Приятно, когда у тебя есть единомышленники.

Рояль Bosendorfer представлен двумя разделами. В одном находится группа пэтчей Loud, в другом — Marcato.

В томе Loud все пресеты построены по той же схеме, что и для рояля Fazioli, только нет пэтчей Dynamic. Они имеют объем в 32, 24 и 16 Мб, и содержат, соответственно, 52, 37 и 27 стереосемплов на 88-клавишный диапазон. «Частичные» пэтчи (Low, Mid, High) устроены аналогично описанным ранее пэтчам рояля Fazioli, поэтому останавливаться на них не буду.

Пэтчи Marcato также распределены между двумя томами, и каждый пэтч использует по одному семплу на каждую клавишу. Объемы нижней и верхней частей одинаковы: по 14 Мб в стереоварианте, и по 7 Мб — в моно.

Впечатления от рояля Bosendorfer у меня остались плохие. Звуки «Loud» оказались грубоватыми, даже несколько вульгарными. Что-то в звучании рояля напоминало инструмент Honky-Tonk. Нельзя сказать, что Bosendorfer совсем расстроен (однако не вполне настроен, это факт), но звучит он несколько зыбко и неуверенно, хотя и громко. В верхнем диапазоне звуки чрезмерно резкие и резонирующие, необычно контрастирующие с низом. Похоже, что их снимали, поместив рояль в железный бункер. Уж не знаю, откуда в действительности собирались семплы, но, судя по звуку, инструмент слеплен буквально по кускам.

Два тома Marcato меня особенно поразили. Вообще-то я сознаю, что фортепиано многогранный инструмент с богатыми возможностями формирования звука. Однако хороший инструмент, при всей своей многогранности, остается самим собой, и его звучание в любом случае можно назвать академическим. Это проверено на практике. Но представленное здесь маркато звучало особенно: резкая чрезмерная атака, а затем сильный завал. Особенно заметен эффект в верхнем диапазоне. Инструмент по звуку напоминает клавесин; кажется, что вот-вот услышишь защип струны металлическим крючком. А уж если чуть слабее ударил по клавише, вся эта неестественная резкость просто начинает выпирать.

Рояли Steinway представлены семью разделами. В четырех записаны звуки рояля Steinway D, оставшиеся три посвящены роялю Steinway С. Буквенный индекс в названии обозначает модель инструмента, но вообще-то их можно упрощенно трактовать как его размер. Фирма Steinway & Sons использует собственную систему наименований. Буква D в названии инструмента указывает на самый большой из выпускаемых компанией — девятифутовый концертный рояль Concert Grand (его длина составляет 274 см). Модель C — Small Concert Grand — малый концертный рояль, примерно соответствующий по размерам салонному роялю. Его длина — 7,5 футов (227 см).

У фирмы Steinway есть и другие модели инструментов, обозначаемые буквами B, A, L, O, M, S. Некоторые из них имеют совсем небольшие отличия, поэтому с непривычки такая система обозначений кажется несколько запутанной. В нашей стране, насколько мне известно, способ описания размеров роялей иной: миньон, кабинетный, салонный, концертный. Все, в общем, понятно, хотя указанные обозначения относятся не к конкретному размеру инструмента, а к их разбросу. Скажем, концертный рояль может иметь длину от 2,5 до 3 метров.

Итак, Steinway D представлен томами Loud, Soft, Pedal и Marcato. Строение всех томов аналогично таковому для рояля Fazioli. Есть пэтчи размером в 32, 24 и 16 Мб, использующие на 88-клавишный диапазон, соответственно, 50, 38 и 26 семплов, и, в основном, они однослойные.

Тома Loud и Soft имеют по три «динамических» пресета, запускающихся при значениях динамики более 90 (Loud) и менее 89 (Soft) соответственно. Они служат для составления двухслойных пэтчей объемом в 64, 48 и 32 Мб. То есть, каждая половинка имеет размер 32, 24 и 16 Мб соответственно.

Звуки Marcato по клавиатурному диапазону поделены на две части. Каждая часть записана в отдельный том, в котором есть стереопэтч (13 Мб) и монопэтч (6,5 Мб).

У рояля красивое и, хочется сказать, «правильное» звучание. Тембр звучания семплов группы Loud можно отнести скорее к игре mezzo-forte, нежели к forte. Умеренно звонкие и несколько сдержанные звуки мне понравились. Однако в процессе музицирования меня не покидало ощущение игры на ученическом инструменте. В сравнении с Fazioli, Steinway D звучал осторожно и размеренно. Пресеты объемом в 16 и 32 Мб звучат одинаково хорошо.

Пэтчи Soft составлены в расчете на исполнение mezzo-piano и piano. Они показались мне немного «кривоватыми», в том смысле, что звуки первой и, особенно, второй октав звучат резче, чем им положено. Иными словами, переход в верхние октавы звучит не совсем натурально: при одинаковой динамике игры верхние звуки заостряются и получаются неожиданно звонкими, что не вполне сочетается с тембром нижней половины диапазона. Возможно, верхние октавы семплированы с другой динамикой — их атака кажется более резкой, чем в среднем и нижнем диапазоне.

Составные пресеты типа Loud-Soft звучат хорошо, хотя впечатление несколько портит мягкость семплов группы Loud. Как уже указывалось, на forte они никак не тянут, соответственно, динамический диапазон полученного рояля остается очень узким (p-mf), что заметно ограничивает исполнительские возможности. Однако внутри этого диапазона никаких серьезных нареканий к звучанию у меня не возникло.

Пэтчи из тома Pedal звучат просто волшебно. Ровные, мягкие и сочные, по динамике они примерно соответствуют уровню piano и характер имеют самый что ни на есть лирический. Они понравились мне все, и добавить здесь нечего.

Пэтч Marcato звучит бодро, энергично и очень свободно. Пассажи в mezzo-forte и forte отыгрываются просто бесподобно. И вновь огорчительный факт: при всем великолепии звуков полноценный рояль приходится собирать из двух пресетов, в одном из которых содержится нижняя часть высотного диапазона, а в другом — верхняя. Приходится загружать в память семплера оба пресета по очереди. Замечу, кстати, что бюджетные монопэтчи из тома Marcato в сравнении с любыми другими звучат просто позорно, их и трогать-то не хочется. Радует, что для этих целей никто не стал специально записывать в библиотеку моносемплы.

Последним на диске представлен рояль Steinway С — Small Concert Grand. Три раздела содержат тома с пэтчами типа Loud, Pedal, Marcato. Они структурированы аналогично соответствующим пресетам других инструментов.

Пэтч Steinway С Loud по динамике семплов я однозначно отношу к fortissimo. Очень объемный, напористый и энергичный звук, из-за чего даже кажется, что модель C рояля имеет больший размер, чем модель D. Из-за сильной вибрации струн при громкой игре строй инструмента сохраняется не вполне точно, что придает звуку дополнительную жирность. Меньший пэтч тома Loud звучит несколько более расстроено. Нет, он вполне играбелен, но при сравнительном прослушивании все-таки можно найти отличия от большего.

Пэтчи типа Soft по динамике более подходят для игры mezzo-forte и forte. Мне одинаково понравились все раскладки — 32, 24 и 16 Мб. Красивое насыщенное звучание, в меру энергичное и широкое — в общем, здорово.

Для рояля Steinway С нет готовых пэтчей с динамической раскладкой, и собрать двухслойный инструмент без ковыряния в недрах семплера просто невозможно. Это огорчает, но не сильно. В конце концов, есть несколько других двухслойных роялей.

При прослушивании пэтча из тома Marcato (14 и 13 Мб) вполне можно предположить, что играешь на другом инструменте. Звук здесь совершенно измененный. Все семплы яркие, четкие, собранные, и отчетливо слышны практически в любых пассажах. Их хочется назвать хрустальными — настолько чисто и прозрачно они звучат. Характер звука говорит о том, что им правильней всего играть что-нибудь в mezzo-forte и forte, причем лучше всего звучат стаккатные соло — динамика здесь на высоте. Впрочем, название пэтча на это и указывает. Поиграв вволю, я остался очень доволен.

На этом диск заканчивается. Подборка роялей в целом очень хорошая. Немножечко, как мне показалось, выпадает Bosendorfer, но звучание остальных инструментов остается на высоте. Особенно Fazioli. Поэтому на библиотеку Ultimate Piano Collection очень рекомендую обратить внимание. Это — классика! И как раз для исполнения классических фортепианных произведений подходит очень хорошо.

Double Platinum Rock Piano



Библиотека фирмы ILIO, как явствует из названия, создана для рока. Производитель заявляет, что все семплы для данной библиотеки записывались со специального студийного рояля Steinway B (Music Room Grand, это нечто среднее между большим кабинетным и малым салонным, его длина 211 см).

В библиотеке представлены различные вариации рояля. Есть стерео- и моносемплы, одно-, двух-, и трехслойные раскладки по динамике, различные раскладки по клавиатуре, закольцованные (бесконечный звук при использовании педали сустейна) и незакольцованные семплы. Для различных раскладок по динамике (максимум — три слоя) производитель использовал семплы, записанные при игре piano, mezzo-forte, fortissimo. Из этих групп в различном сочетании и составлены пэтчи. Я вначале опишу структуру библиотеки, а потом уже перейду к звуку — так удобнее.

Библиотека имеет тринадцать однотомных разделов. В некоторых из них размещается полный высотный диапазон инструмента, а в некоторых — только половина: в таких случаях для того, чтобы собрать «целый» рояль, нужно загружать в память семплера по два тома с пэтчами. Но такие разделы всегда расположены рядом, так что ошибиться сложно.

Первые два раздела/тома содержат готовые трехслойные стереопэтчи. Высотный диапазон инструмента здесь разбит на две части таким образом, что в первом разделе содержатся семплы нижнего диапазона, а во втором — верхнего диапазона инструмента. Это соответствует диапазонам До контроктавы — Си малой октавы и До первой октавы — Соль шестой октавы (о шестой октаве и подобных вещах я скажу немного далее). Пэтчи по объему рассчитаны на семплеры с 32 и 64 Мб памяти (то есть, полудиапазонные пресеты в каждом томе используют примерно по 16 и 32 Мб памяти). Понятно, что меньший по размерам пэтч использует меньшее количество семплов. Если открыть диск в компьютерной программе CDxtract, то в ней можно увидеть, что на полный диапазон инструмента используются 60 клавишных групп для пэтча в 64 Мб и 36 групп для варианта в 32 Мб. В обычном рояле не бывает более 88 клавиш, но чего не сделаешь для рокеров? Раскладка семплов перекрывает диапазон в 104 (!) клавиши. Ничего сверхъестественного в этом нет, просто семпл с самым высоким тоном назначили на группу клавиш диапазоном в две октавы. Отсюда и появились пятая и шестая октавы.

Производители библиотеки, говоря о разделении семплов по динамике, обозначили их как fortissimo, mezzo-forte и piano, установив диапазоны по значениям динамики соответственно 116-127, 66-115 и 1-65.

Следующая пара разделов содержит похожие стереопэтчи, но с двухслойной раскладкой по динамике. По спецификации производителя, это piano (1-115) и mezzo-forte (116-127). Есть пэтчи, совместно «весящие» 64 и 32 Мб и использующие, соответственно, 64 и 38 клавишных групп.

Пятый раздел содержит полнодиапазонные пэтчи вида fortissimo/ mezzo-forte/ piano с закольцованными семплами, размером в 32 Мб и 16 Мб. За трехслойную раскладку по динамике приходится платить низким разрешением по высоте тона. На рисунке 1 показан участок рабочего окна программы CDxtract, в котором отображается пэтч в 32 Мб. В левом верхнем углу, там, где обозначен размер пэтча и назначенный высотный диапазон, можно увидеть надпись «51 Keygroups». То есть, на воспроизведение 51 семпла якобы назначена 51 группа клавиш, но ведь на каждую реальную клавишу работают по три семпла, переключаясь в зависимости от динамики нажатия. Так что цифру 51 нужно поделить на три — получим 17. Именно такое количество высотных зон имеется в каждой группе семплов. Кто не верит, может посчитать на рисунке. Для пэтча в 16 Мб количество таких реальных зон равно девяти. Маловато.



Шестой раздел содержит аналогичный комплект, но семплы в нем незакольцованы и количество высотных зон уменьшено.

В седьмом разделе находятся двухслойные пэтчи (16 Мб и 32 Мб) вида fortissimo/ mezzo-forte. В большем пэтче 17 клавишных групп, в меньшем — 10. Семплы незакольцованы.

Восьмой раздел полностью аналогичен седьмому, только динамические слои собраны из семплов mezzo-forte и piano.

Девятый раздел содержит незакольцованные стереосемплы fortissimo, собранные в пэтчи размером 32, 16 и 8 Мб. Самый крупный пэтч имеет 31 клавишную группу, самый малый — 10. Десятый раздел идентичен девятому, но использует семплы с динамикой mezzo-forte. Одиннадцатый раздел содержит только семплы группы piano, а по структуре похож на предыдущие два раздела.

Двенадцатый раздел содержит пэтчи, составленные из закольцованных моносемплов. Используется раскладка по динамике (три слоя). Есть пэтчи размером в 16 и 8 Мб (19 и 10 клавишных групп соответственно). Производитель рекомендует использовать их для демо-записей.

Тринадцатый раздел — бонусный. В нем содержится пресет Honky-Tonk, составленный из 44 моносемплов.

Настало время поделиться впечатлением от прослушивания этой библиотеки. В том, что представленный инструмент роковый, сомневаться не приходится. Достаточно несколько раз нажать на клавиши. Как ни старались изготовители придать своему роялю видимость разнообразия, практически все пэтчи звучат одинаково. Это резвый, резкий, звонкий пробивной звук, местами даже не совсем похожий на фортепиано. Разработчик с особой гордостью подчеркивает, что для инструмента из его библиотеки совсем не требуется дополнительная обработка, — все и так очень плотно и звонко. Я могу это подтвердить, однако замечу, что такая плотность несколько подозрительна. Мне показалось, что после оцифровки звуки были обработаны. Спектральный состав звуков библиотеки «Rock Piano» заметно отличается от спектров роялей из предыдущей библиотеки. Для примера я сравнил спектральные картинки звука До малой октавы из «Double Platinum Rock Piano» (mezzo-forte семпл рояля Steinway B) и аналогичный семпл рояля Steinway D из «The Ultimate Piano Collection». Оказалось, что гармонический состав «рокерского» рояля богаче, чем у его «классического» собрата. На рисунке 2 слева направо представлены спектры звуков Steinway D и Steinway B — по полсекунды от момента атаки. Хорошо видно, что роковый рояль имеет вдвое более широкий активный спектр, да и в «верхах», выше 8 кГц, наблюдается какая-то муть, которая может означать либо последствия глубокой обработки, либо использование шумящей аппаратуры (что вроде бы невозможно, поскольку производитель упоминает какой-то жутко серьезный записывающий аппарат).



Меня несколько удивило, что одиночные семплы, казавшиеся при индивидуальном прослушивании вполне приличными, при живой игре зазвучали по-другому — уже и рояль не совсем на себя похож, да и ощущение в пальцах какое-то странное. Очень напоминает игру на инструменте с отключенной динамикой — как ни ударь, все одно.

Конечно, представленные в данной библиотеке пэтчи в целом вполне играбельны, но лично мне такого сорта инструменты не нравятся. Мне приятно ощущение свободы формирования звука при живой игре. Здесь же я этой свободы лишен, будучи вынужден использовать только кричащие, резкие звуки. И все упоминаемые производителем (и мной, при описании данной библиотеки) mezzo-forte и piano следовало бы брать в кавычки, поскольку разница между ними не такая, какая подразумевается в обозначении. «Piano» здесь кричит почти так же, как и «fortissimo», разве что

13 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Ответить
    Владимир Сапрыкин 08.08.2002 - 11:26

    Должен добавить, что при прослушивании некоторых фрагментов из Баха можно довольно явно ощутить некоторые пульсации в звуке, будто кто-то исподтишка покручивал ручку громкости. Например, это звук рояля Kawai из Perfect Piano. Это связано с тем, что MIDI-файл создавался единожды на определенном пэтче с определенным значением Velocity в точке переключения семплов. В разных пэтчах переключения происходят при различных значениях Velocity, а поскольку играл я динамически не очень ровно, то разброс скорости нажатия на клавишу, будучи незаметным в одних пэтчах, в других попадал в зону переключения. Таким образом, иногда происходило неверное для данного пэтча спонтанное переключение слоев, что и дало такой эффект. Играя же собственно на данном инструменте можно добиться нормальной отдачи, без завалов.

  2. Проконсультируйте, пожалуйста. Я написал музыку в формате mid *. Расписана она на несколько партий (треков). Под этими партиями (треками) я подразумевал различные инструменты, но по большей части классические — скрипки, флейты, тромбоны и т. п. Или где-то нужна арфа, а где-то балалайка с баяном. Речь идет конечно же о чистом звуке, а не пошло синтезированном. Существуют ли такие инструменты в виде сэмплов? Если — «да», тогда где и за соколько (в среднем) их можно приобрести? С помощью какой программы эти звуки можно подставить в мой midi-файл? Где и за сколько можно приобрести такую программу? Заранее благодарю за ваш отклик.

  3. Ответить
    Владимир Сапрыкин 02.12.2002 - 13:32

    Только балалайку пока не встречал в виде семплов, остальное все есть (правда, вместо баяна — аккордеон, но по сути эти инструменты одинаковы, только клавиатуры различны). Тромбоны, флейты, арфы, валторны, струнные и прочая кухня существуют на дисках практически любых форматов. Если заказывать фирменные оригиналы из-за бугра, то можно потратить от 100 до 900 долларов за диск (набор дисков), не считая транспортных расходов. Не вполне фирменные, (но в общем те же самые) можно найти и «у нас», в частности в Москве. Скажем, компания «Мультимедиа Клуб» вроде бы занимается распространением библиотек в формате AKAI, EMU, Roland и проч. по 10 $ за диск. Только у них нет более-менее внятных описаний содержимого библиотек. Какой формат Вас интересует? Я в общих чертах представляю себе содержимое довольно большой кучи библиотек в формате AKAI S1000/3000. С остальными практически не знаком, хотя, если одно и то же название есть в разных форматах, то и звуки там, скорее всего, практически одинаковы. Я такое встречал, например, между форматами AKAI и EMU. Теперь насчет MIDI-файла. В сам файл ничего подставлять не нужно и никакая дополнительная программа не нужна. Ваш файл управляет звуками, находящимися в семплере. Вы просто загружаете в семплер нужные звуки и назначаете нужные пэтчи на нужный MIDI канал (в настройках MULTI, как правило). Затем в своей программе-секвенсоре (куб, Cakewalk или еще что-нибудь, — это без разницы) назначаете выходным MIDI-портом тот порт, который связывает ваш секвенсор с семплером. И устанавливаете на каждую дорожку тот номер канала, на который в семплере назначен нужный звук. Например, вы сыграли чего-то, что должно звучать арфой, и записали партию в секвенсор. Грузите пэтч со звуком арфы в семплер, там же в MULTI назначаете этот пэтч, например, в третий канал. В секвенсоре на дорожке с партией арфы выставляете третий канал и соответствующий порт (Midi-выход звуковой платы, если семплер внешний, или виртуальный входной порт в случае программного семплера, например GigaStudio). Вот и все. Пустили воспроизведение — услышали арфу. Успехов!

  4. Почему то не рассмотрен один из конкурентов- VSTинструмент Steinberg The Grand.Или он не конкурент?

  5. Подскажите пожалуйста какую нибудь программу позволяющую конвертировать AKAI семплы последующим воспроизведении на инструмнете korg pa80.Заранее благодарен

  6. вот кое какая статья про TheGrand. http://

  7. Владимир Сапрыкин!

  8. Ответить
    Владимир Сапрыкин 14.12.2004 - 10:47

    В данной статье были рассмотрены библиотеки формата AKAI S1000/S3000, которые не нуждаются в каких-либо инсталляциях — их нужно просто загрузить в RAM и все. Ваши описания относятся к чему-то другому, например ГигаСтудио, судя по расширениям. Я с «Гигой» не работаю. Сожалею, но ответить на Ваш вопрос в разумные сроки представляется мне невозможным. Попробуйте прочитать семплы с помощью специализированного софта, например, CDXtract, Awave Studio…

  9. Самый лучший звук у виртуального рояля Estonia который достать чрезвычайно трудно. У меня есть, если хотите могу записать демо, сравните звук. Я лично перепробовал все виртуальные рояли какие только есть и теперь рояль estonia ни на какой другой не поменяю. Моя жена — пианистка, учится в консерватории, она сама призналась что лучшего звука она ещё пока не слышала. Сам инструмент в формате gig, размером около 1.5 гигабайта. Очень реалистичный звук и классная раскладка по velocity.

  10. Надоели эти мегабайтники и мегагерцники. Не в цифрах дело, а умении использовать эти возможности. в 1991 году читал журнал «Кейбордс» там писали про какой-то синтезатор — 1.5 мегабайта фортепианных звуков — это вершина качества. Ну и что с того что у отечественных попосвиков есть рояли по 10 гигабайт объема? Все равно музыка плохая.

  11. А что за произведение звучит в файлах с динамическими переходами?

  12. Ответить
    Владимир Сапрыкин 21.05.2008 - 21:32

    В динамических переходах — кусок одного из моих ранних произведений. Кривовато сыгранный, правда, но для данного демо, надеюсь, это простительно…

  13. Ответить
    Ян Сандалов 28.05.2008 - 11:38

    Заслушал «до дыр» этот маленький кусочек. Уж очень понравился. Владимир, а Вы полностью не выкладывали это произведение?

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo