|
|
Гитарные педали.
Торговая марка DigiTech известна многим музыкантам: вокалистам, клавишникам, но в первую очередь — гитаристам и бас-гитаристам. Фирма является подразделением компании DOD Electronics, которая, наряду с такими известными брендами, как AKG, Amek, Crown, dbx, JBL, Lexicon, Soundcraft, Studer и другие, входит в корпорацию Harman International. Процессоры эффектов, выпускаемые фирмой, весьма популярны, на этих устройствах строился гитарный звук таких знаменитостей, как Vinnie Vincent, Joe Satriani и многих других. Эта компания была одной из первых, попытавшихся объединить в одном напольном приборе преимущества современных цифровых технологий и классического аналогового лампового звука (2120 Artist).
Не так давно фирма DigiTech выпустила ряд цифровых устройств (например, процессоры Genesis 3, GNX 3 и BNX 3), в том числе серию педалей X-Series, состоящую из десяти моделей: XTF "Turbo Flange" Stereo Flanger, XSW "Synth Wah" Envelope Filter, XMC "Multi Chorus" Digital Multi Voice Chorus, XMS "Main Squeeze" Compressor/Sustainer, XHP "Hyper Phase" Stereo Phaser, XDV "Digiverb" Digital Reverb, XDD "Digidelay" Digital Delay, XMM "Metal Master" Heavy Metal Distortion, XHR "Hot Rod" Distortion и, наконец, XTD "Tone Driver" Overdrive.
В данной статье я подробно расскажу о восьми педалях серии, которые удалось попробовать.
Первое, что сразу хочется отметить: все педали произведены не в Китае или в Мексике, а в США, что указано на упаковке, а также на наклейке на днище самой педали. Далее обращает на себя внимание немалый вес (около 630 г) при габаритах 125 мм (длина) на 70 мм (ширина) на 54 мм (высота), что добавляет солидности устройствам. Корпуса педалей изготовлены из силумина толщиной 2 мм. Сетевой разъем располагается на передней панели корпуса. С левой стороны находится вход (джек), с правой стороны — два выхода (джеки). Функции каждого выхода могут различаться в зависимости от модели устройства. На лицевой панели имеются четыре регулятора, индикатор включения эффекта и платформа включения. Под платформой находится контейнер для батарейки (9 В).
Еще одной характерной особенностью устройств является способ крепления платформы к корпусу. В принципе, этот способ уже описан в статье о педалях Sabine NexFX. Вместо традиционных винтов используются установленные на корпусе подпружиненные кнопки, а в платформе имеются соответствующие им по размерам отверстия. Таким образом, кнопка под действием пружины держит платформу на корпусе, находясь в зафиксированном состоянии в отверстии. Правда, в отличие от предыдущего случая, эта кнопка гораздо меньше по размерам, и поэтому пальцами снять платформу невозможно (по крайней мере, у меня не получилось). Приходится использовать какой-либо предмет подходящего диаметра, надавив которым на кнопку, можно освободить отверстие. Полистав инструкцию, входящую в комплектацию, я обнаружил, что в качестве такого предмета предлагается использовать обычный джек инструментального кабеля. Какая-то "гипертрофированно гитарная" концепция в разработке дизайна. А если вдруг во время концерта сядет батарейка? Чтобы ее заменить, придется сверх всего еще и джек вытаскивать… или специально для этих нужд иметь запасной в кармане?
Обход педалей горячий. Он вносит определенные изменения в исходный сигнал, что выражается в подрезании верхних частот и некотором разжижении звука, но, как показалось мне, делает это мягко, музыкально, не создавая явного дискомфорта.
К каждому устройству прилагается регистрационно-гарантийная карта, инструкция по применению и алкалайновая батарейка Energizer. Поставляются педали в традиционной картонной коробочке.
При проведении сравнительных испытаний были использованы инструменты Gibson Les Paul Standard Plus и Ibanez RG 550 Pro Custom, гитарные усилители Fender Bullet и Orange OTR 120. Для записи звуковых примеров к данной статье использовался Orange OTR 120. Запись производилась следующим образом: сигнал с гитарного усилителя снимался динамическим микрофоном Sennheiser Evolution E 609 и поступал на аналого-цифровой преобразователь Apogee AD 1000, использовавшийся также в качестве микрофонного предварительного усилителя. Далее оцифрованный таким образом сигнал поступал для записи в компьютер, на котором была установлена плата цифрового ввода-вывода RME Project Hammerfall DIGI 96/52. Запись осуществлялась с использованием программы WaveLab 3.0.
XTF "Turbo Flange"
Фленджер, может работать в стереорежиме. Есть два выхода: Out 1 (Mono) и Out 2. При работе в монорежиме используется первый выход, при работе в стерео — оба. Также эффект имеет встроенный спикосимулятор CIT. Он позволяет имитировать звучание акустической системы 4 x 12 в случае, когда данная педаль подключается последовательно с эффектом перегрузки. Для того, чтобы включить спикосимулятор, необходимо сперва нажать платформу, далее подключить к схеме внешний источник питания или внутренний, замкнув гитарный вход педали. Индикатор питания начнет мигать. Через 1-2 секунды, когда он перестанет мигать, следует отпустить платформу. Далее спикосимулятор будет активен только при включенном эффекте, то есть когда платформа находится в нажатом положении. Алгоритм CIT имеет каждое устройство серии, но действие его распространяется на один или два выхода, в зависимости от модели. На педали Turbo Flange спикосимулятор может обрабатывать сигналы, поступающие на оба выхода.
Регуляторы: Speed — скорость модуляции, Depth — глубина модуляции, Regen — уровень обратной связи (может менять свое назначение), Type — выбор типа эффекта (алгоритма). Вообще говоря, Type только внешне выглядит как регулятор, в действительности же на соответствующих педалях он является переключателем с семью фиксированными позициями. Итак, типы эффекта: Voice 1, Voice 2, Voice 3, Rise/Fall, Trig Up, Trig Down, Step. Остановимся немного на каждом из них. Voice 1 — классическое звучание эффекта (напоминает звук реактивного двигателя), Voice 2 — более современное, жесткое и агрессивное, "рычащее" звучание, Voice 3 имитирует ламповый звук. Rise/Fall создает медленный постоянно "восходящий" или "нисходящий" эффект в зависимости от положения регулятора Regen. Если он установлен в положении между минимальным и центральным — получаем "восходящий" эффект звучания (Rise). Дальнейшее перемещение этой ручки по часовой стрелке переключает педаль в режим работы "нисходящего" эффекта (Fall). Trig Up — алгоритм начинает работать с самой "низкой" своей точки и создает "восходящий" эффект, когда встроенный детектор достигает порога чувствительности (устанавливается регулятором Regen). Величина обратной связи здесь фиксирована. Trig Down — эффект, обратный Trig Up (при тех же условиях формируется "нисходящий" эффект звучания фленджера). Step — модуляция сигнала происходит прямоугольными импульсами случайно выбранной ширины, в результате получается интересный "булькающий" эффект.
Работу устройства можно оценить, прослушав файлы XTF1 (683 Кб), XTF2 (696 Кб) и XTF7 (658 Кб), — регулятор Type установлен в положениях Voice 1, Voice 2 и Step соответственно. В данном случае для записи использовалась гитара Ibanez. Эффект характеризуется ровным, плотным и жирным звучанием. Он способен привнести яркость, дополнительную глубину и объем. Особенно хорошо это заметно при работе устройства в стереорежиме. Хочется отметить четкую работу всех регуляторов. А главное, обработка сигнала происходит мягко и естественно, даже "радикальные" настройки параметров не портят общего звучания.
XSW "Synth Wah"
Объединяет семь различных эффектов, использующих в своей работе фильтр с огибающей. Устройство имеет два выхода: Out 1 Normal (Dry) и Out 2 (Effect). В случае работы только с одним внешним устройством необходимо использовать первый выход. Тогда, в зависимости от положения платформы, на нем появляется обработанный или необработанный сигнал. Если подключиться одновременно к двум выходам устройства, то на первый будет поступать только "чистый" сигнал (Dry), в то время как измененный эффектом сигнал возникает на втором выходе (если эффект включен). Если же педаль работает в режиме обхода, то второй выход заглушается. Таким образом, это устройство работает как распределитель сигналов. Производитель советует использовать его в самом начале гитарной цепи и подключать остальные эффекты, используя выход Out 1 Normal (Dry). Соединив цепь таким способом, вы имеете возможность микширования двух сигналов, один из которых обработан эффектом "Synth Wah", а вторым может быть, например, сигнал перегрузки, взятый с соответствующего выхода гитарного усилителя.
Есть регуляторы Sens, Control, Range и Type. Функции всех, кроме последнего, меняются в зависимости от установки этого последнего регулятора. Он, в свою очередь, служит для выбора типа эффекта и имеет семь положений. Env Up — классический алгоритм работы фильтра с огибающей. Env Down — режим работы фильтра с обратным законом изменения частоты. При выборе этих алгоритмов остальные регуляторы выполняют следующие функции: Sens — настройка чувствительности детектора срабатывания эффекта (во всех алгоритмах, кроме последнего, Auto Wah), Control — установка соотношения обработанного и необработанного сигналов, Range — частотный диапазон работы эффекта. Следующие два положения представляют собой режимы работы генератора гармоник с открывающимся (Synth 1) и закрывающимся (Synth 2) триггером огибающей фильтра. Назначения регуляторов: Control — время атаки синтезатора гармоник, Range — частота среза. Пятое и шестое положения, Filter 1 и Filter 2, включают эффект Synth Talk — "фирменное блюдо" компании (во втором случае — с обратным ходом работы огибающей фильтра). Регулятор Control в этом случае устанавливает время атаки фильтра, а Range — частоту работы эффекта. Наконец, седьмое положение, Auto Wah, — классический эффект "вау", в котором времена перемещения частоты среза резонансного фильтра в сторону ее уменьшения и увеличения совпадают. Скорость изменения данной частоты контролируется регулятором Sens, глубина — регулятором Control, диапазон изменения частоты — регулятором Range.
Файлы XSW1 (415 Кб), XSW3 (228 Кб), XSW4 (234 Кб), XSW6 (241 Кб) и XSW7 (414 Кб) показывают работу эффекта при установке регулятора Type в соответствующих положениях. Ну просто волшебный мир экзотических звуков! Весьма трудно было подобрать подходящие примеры, где можно было бы использовать такие любопытные эффекты. Единственное исключение — широко известный эффект Auto Wah. Поэтому я решил записать один и тот же гитарный риф и с остальными алгоритмами. Охарактеризовать получившиеся записи не берусь. Педаль явно рассчитана, что называется, "на любителя". Могу лишь отметить, что звучание меняется самым причудливым образом, причем иногда оно даже почти неузнаваемо при разных настройках регуляторов одного и того же алгоритма. Также сам производимый эффект зависит и от силы удара по струнам (обратите внимание на настройку регулятора Sens). Если вы хотите добавить звучанию гитары экзотики или "синтезаторности", то данное устройство откроет широкие возможности для экспериментов и применения в современных музыкальных направлениях.
XMC "Multi Chorus"
Производит эффект хорус. Как и XTF "Turbo Flange", поддерживает работу в стереорежиме. Выходы имеют те же обозначения, Out 1 (Mono) и Out 2, и соответствующие функциональные предназначения. Спикосимулятор CIT способен работать на два выхода. Педаль имеет следующие регуляторы: Level (устанавливает соотношение уровней обработанного и чистого сигнала), Speed (управляет скоростью модуляции), Depth (изменяет глубину модуляции), Voice (позволяет плавно увеличивать или уменьшать количество добавляемых голосов от 1 в крайнем левом положении регулятора до 16 в крайнем правом).
Звучание эффекта на чистом звуке демонстрирует файл XMC (922 Кб). Все вышесказанное относительно эффекта XTF "Turbo Flange" в равной степени можно отнести и к этой педали. Только, пожалуй, с диапазоном настроек регуляторов немного перестарались. Например, такое большое количество добавочных голосов все-таки портит общее звучание, делая его заметно более скользким, замутненным и размытым. Одинаково четко это заметно как при игре на чистом гитарном звуке, так и с перегрузкой. В качестве примера приведу файл XMM+XMC (491 Кб), где последовательно с данным эффектом подключена педаль XMM "Metal Master". Для сравнения та же тема сыграна без эффекта хорус - файл XMM (464 Кб).
В остальном же все было в порядке. Педаль четко реагировала на изменение настроек: хотите услышать едва уловимую на слух работу педали — нет проблем, желаете ровного насыщенного звучания эффекта — пожалуйста. Но если вдруг возникнет необходимость получить из ряда вон выходящий результат — и тут ради бога!
XMS "Main Squeeze"
Компрессор/сустейнер, в котором, помимо собственной новейшей технологии AudioDNA, примененной в процессоре GNX 3, используются алгоритмы фирмы dbx. Педаль имеет два выхода: Out 1 (Amp) и Out 2 (Mixer). Действие спикосимулятора CIT распространяется только на второй выход. Регулятор Level изменяет уровень выходного сигнала, а регулятор Attack одновременно управляет двумя параметрами компрессии: временем атаки и временем восстановления. В начальной позиции настройки соответствуют минимальному времени атаки и максимальному времени восстановления, в конечной — все наоборот. Регулятор EQ изменяет уровень высоких частот, а Sustain также является комплексным регулятором: он может одновременно устанавливать порог срабатывания компрессора и длину сустейна обработанного сигнала. Вообще, использовать его эффективнее совместно с регулятором Level.
Запись производилась поочередно с двумя гитарами: Gibson (файл G_XMS, 553 Кб) и Ibanez (файл I_XMS, 554 Кб). Тема сыграна приемом chicken picking для того, чтобы можно было отследить реакцию прибора на быструю медиаторную атаку и более медленную пальцевую. Для сравнения приведены файлы, где та же тема записана на чистом звуке: G_DRY (566 Кб) и I_DRY (544 Кб). Эффект по-разному реагирует на различные способы звукоизвлечения, динамику и спектральный состав обрабатываемого сигнала. В таком случае нужна более тщательная отстройка устройства, а это не так просто, если регуляторов немного или если одним регулятором изменяются несколько параметров. Легче оказалось в первом случае, при использовании педали с гитарой Ibanez. Удалось добиться такого режима, кода прибор одинаково хорошо справлялся как с яркой медиаторной атакой, так и с более плавной пальцевой. Атаку обоих типов можно было выделить, подчеркнуть или, наоборот, несколько подобрать, добавляя плотности. Но всегда атака была четкой и читаемой. Сложнее оказалось отстроить педаль для работы с гитарой Gibson. Звучание было то в некоторой степени задавленное и расслабленное, то какое-то чрезмерно упругое и лавинное. Медиаторный щелчок звучал квадратно при большом времени атаки, а при его уменьшении постепенно терял разборчивость, становясь все более похожим на пальцевый. Пришлось немало потрудиться для достижения приемлемого результата. А вот порадовало то, что у компрессора отсутствует эффект пампинга: в каком бы режиме он ни работал, сустейн всегда ровный, без "икания" или периодического проглатывания звука. С этой точки зрения весьма удачным оказался подбор взаимоизменения параметров атаки и восстановления в одном регуляторе.
XHP "Hyper Phase"
Фейзер. Устройство обладает двумя выходами, Out 1 (Mono) и Out 2, и "умеет" функционировать в стереорежиме. Спикосимулятор CIT способен работать на оба выхода. Эффект располагает следующими регулировками: Speed — скорость вращения фазы, Depth — диапазон изменения фазы обрабатываемого сигнала, Regen — величина сигнала обратной связи (кроме алгоритмов Rise/Fall, Trig Up и Trig Down), Type — выбор алгоритма обработки входного сигнала. Таких алгоритмов семь: Stage A — четырехголосный фейзер, Stage B — восьмиголосный, а в алгоритме Stage C целых 12 голосов. Действие алгоритмов Rise/Fall, Trig Up, Trig Down и Step аналогично действию одноименных эффектов, описанных при рассмотрении педали XTF "Turbo Flange", только на этот раз различные эффекты звучания создаются изменением фазы входного сигнала. Функционирование регулятора Regen в точности повторяет описанное раннее.
Работу эффекта на чистом звуке показывают файлы XHP1 (660 Кб), XHP2 (661 Кб), XHP4 (1,05 Мб), XHP6 (1,11 Мб) — алгоритмы Stage A, Stage B, Rise/Fall и Trig Down соответственно. Устройство не везде работает одинаково хорошо. Можно услышать некоторое сглаживание динамики сигнала и при этом небольшое "проглатывание" верха, что делает звучание, по сравнению с необработанным звуком, более мутным с одной стороны и жирным с другой. Впрочем, достаточно заметно это становится при максимальном количестве дополнительных голосов (12) либо при большой величине сигнала, отбираемого в обратную связь, что особенно слышно при игре на гитаре Gibson. В остальных режимах работы, с "щадящими" настройками регуляторов, эффект звучит вполне приемлемо, в меру добавляя объема и плотности.
XDV "Digiverb"
Педаль представляет собой цифровой эффект реверберации. Выходы устройства — Out 1 (Mono) и Out 2, оба имеют возможность использования спикосимулятора. Педаль способна производить стереоэффекты. Есть следующие регуляторы: Level — соотношение уровней обработанного и необработанного сигналов, EQ — количество верхних частот в обработанном сигнале, Decay — время затухания реверберации, Type — выбор алгоритма обработки. Алгоритмов семь: Room имитирует реверберацию комнаты; Plate воссоздает классический эффект листовой реверберации; Hall — реверберация зала; Church — реверберация церковного зала; Gated — реверберация с подавлением сигнала затухания, когда тот достигнет определенного уровня (не настраивается); Reverse — обработанный сигнал принимает обратную динамику с неестественно большим временем нарастания и резким спадом; Spring имитирует эффект пружинной реверберации.
Производитель утверждает, что это мощный ревербератор, способный производить эффекты студийного качества, поэтому также рекомендует использовать педаль в качестве устройства общей обработки, подключаемого в параллельный посыл-возврат микшера.
Работу прибора на чистом звуке демонстрируют файлы XDV3 (1 Мб), XDV4 (1,05 Мб), XDV7 (1,02 Мб) — эффекты Hall, Church и Spring соответственно. Впечатления от его работы весьма недурные. Конечно, не все звучит идеально естественно, но довольно реалистично (во всяком случае, при определенных настройках). Хотя есть и недостатки. В алгоритме Spring может присутствовать неестественный, излишне акцентируемый щелчок пружины. Поэтому, используя этот эффект, приходилось очень тщательно выставлять регуляторы (Level и EQ), балансируя между широтой звучания и появлением щелчка. И вообще, я бы не советовал выкручивать на максимум регулятор Level: в большинстве случаев это просто не имеет смысла. В результате на выходе устройства возникает только обработанный сигнал, что нечасто можно услышать в естественных условиях. Этот сигнал заметно теряет яркость, становится размытым, вялым и тусклым. К тому же появляется он с заметной на слух задержкой, что свойственно любому эффекту реверберации (так называемый Predelay). Использовать такие настройки для обработки гитарного звука можно в каких-то специальных случаях.
Возможно, предыдущие примеры не дают полного представления об алгоритмах, имитирующих большие помещения: Church и Hall. Поэтому я решил дополнительно продемонстрировать звучание алгоритма Hall на фрагменте соло, сыгранном на перегруженном звуке с использованием педали XMM "Metal Master" (файл XMM+XDV3, 0,98 Мб), и алгоритма Church (файл XDV41, 842 Кб) на чистом звуке. В обоих случаях с чистым и перегруженным звуком большее время затухания (Decay) приводит к тому, что звучание этих алгоритмов становится менее натуральным, каким-то слащавым и размытым, что не позволяет этим эффектам раскрыться в полной степени. Поэтому использовать эту педаль в качестве студийной "рабочей лошадки", как советует производитель, я бы не решился, а как исключительно гитарное устройство она вполне применима.
XDD "Digidelay"
Эффект задержки. Имеет два выхода, Out 1 (Mono) и Out 2, соединенные с отключаемым спикосимулятором CIT, допускает работу в стереорежиме. Регуляторы устройства: Level — отношение уровней обработанного и не обработанного эффектом сигнала, Repeats — количество повторов обработанного сигнала, Time — время задержки (крайне правое положение регулятора соответствует максимальному времени задержки в выбранном диапазоне, максимум — восемь секунд), Mode служит для выбора диапазона времени задержки, типа задержки или переключения в режим создания "петли". Переключатель имеет семь фиксированных положений. Первые три положения определяют диапазон работы эффекта: 10-250 мс, 0,25-1 с, 1-4 с. При подключении второго выхода, то есть при работе в стерео, в этих положениях эффект работает в режиме ping-pong (поочередное поканальное панорамирование обработанного сигнала). Четвертое положение, Таре, воспроизводит классическое звучание ленточной задержки. Диапазон времени задержки в этом случае составляет 0,1-1 с. Пятое положение — Mod Dly, повторы сигнала дополнительно обрабатываются хорусом. Шестое положение — Reverse, структура задержанных сигналов принимает обратную динамику, медленно нарастая и резко обрываясь. Максимальное время задержки для этих трех режимов составляет восемь секунд. И, наконец, седьмое положение, Loop, устанавливает режим записи музыкальной фразы (максимум четыре секунды), которая далее может быть неоднократно воспроизведена параллельно с "живым" звуком. В данном режиме регулятор Repeats не активен. Но и это еще не все: существует дополнительный режим Tap Tempo, в котором можно назначить время задержки с помощью платформы, без использования соответствующего регулятора. Такой режим очень удобен при живом выступлении, когда нет возможности предварительно точно настроить время задержки, или если оно может меняться в процессе.
Действие эффекта можно оценить, прослушав звуковые файлы XDD3 (795 Кб), XDD4 (813 Кб), XDD5 (807 Кб) и XDD6 (842 Кб) — алгоритмы 1-4 sec, Tape, Mod Delay и Reverse соответственно. Педаль работает превосходно. В обработанном сигнале нет никаких неприятных призвуков или помех во всем диапазоне работы регуляторов. Плавное изменение всех параметров дает возможность точной настройки звучания. Динамика задержанного сигнала практически идентична исходной даже в "отдаленных" повторах. Дополнительные опции, имеющиеся в устройстве, делают его более гибким в живой работе. В процессе эксплуатации также выяснилось, что у эффекта есть одна характерная особенность. Дело в том, что действие его продолжается, даже если, например, после первого повтора отпустить платформу. Сложно сказать, насколько это удобно, — все зависит от вашего вкуса и привычек.
XMM "Metal Master"
Эффект перегрузки, имеющий следующие регуляторы: Level (управляет выходным уровнем эффекта), Low (устанавливает уровень низких частот), Hi (ослабляет или усиливает высокие частоты), Morph (осуществляет плавную балансировку между тремя основными эффектами перегрузки). На самом деле эффект перегрузки в педали один, а регулятор Morph управляет частотой среза фильтра типа "колокол", что позволяет сильно влиять на звучание перегрузки. Педаль имеет два выхода: Out 1 (Amp) и Out 2 (Mixer). Первый служит для подключения гитарного усилителя, второй — для работы с линейкой микшера через отключаемый спикосимулятор. Звучание педали демонстрирует гитарный риф (файлы XMM, 464 Кб, XMM+XMC, 491 Кб), а также фрагмент соло (файл XMM+XDV3, 0,98 Мб), где это устройство работало вместе с педалью XDV "Digiverb". Эффект предназначен, прежде всего, для гитаристов, предпочитающих тяжелые направления гитарной музыки: Heavy Metal, Thrash Metal, Death Metal, Grindcore, Hardcore и т. д. Звучание форсированно жесткое, резкое, концентрированное, с обилием гармоник и длительным сустейном, не всегда поддается контролю звукоизвлечением. В результате сложно избавиться от характерной "аналоговой" грязи, тем более, что у эффекта отсутствует регулятор перегрузки. То, что устройство цифровое, выражается в некоторой вычурности, приторности, холодности и искусственности звучания. Хотя разница, по сравнению с аналоговыми устройствами, уже не так существенна, как была еще совсем недавно.
В качестве вывода отмечу, что эффекты показали себя достойно. Серия содержит, пожалуй, полный необходимый современному гитаристу набор устройств (эффекты перегрузки, модуляции, динамической обработки и т. д.). Весьма важно, что практически все педали данной серии сочетают в себе некоторые возможности процессора, то есть позволяют выбирать из нескольких алгоритмов обработки и редактировать параметры эффекта. Также приятно и то, что есть алгоритмы как с классическим звучанием, так и с современным, что дает гитаристу большую творческую свободу.
DigiTech XTF "Turbo Flange" |
92$ |
DigiTech XSW "Synth Wah" |
92$ |
DigiTech XMC "Multi Chorus" |
103$ |
DigiTech XMS "Main Squeeze" |
92$ |
DigiTech XHP "Hyper Phase" |
92$ |
DigiTech XDV "Digiverb" |
110$ |
DigiTech XDD "Digidelay" |
110$ |
DigiTech XMM "Metal Master" |
99$ |
A&T Trade |
|
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.
|
|