Начало
 
 


Инструментальные эффекты

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  TC Electronic G-Force

Владимир СЕВОСТЬЯНОВ
Музыкальное Оборудование
сентябрь 1997

Недавно на российском рынке музыкального оборудования появился новый гитарный процессор TC Electronic G-Force, результатами испытания которого я и хочу поделиться.

Внутри коробки был обнаружен сам прибор, сетевой кабель с вилкой европейского стандарта, руководство по эксплуатации на английском, список пресетов, пара рекламных проспектов и пакетик с четырьмя самоклеющимися резиновыми ножками. Так что если в процессе работы возникнет желание поставить процессор на полированный стол, то отсутствие царапин гарантируется. Сам прибор занимает одно пространство девятнадцатидюймового рэка.

G-Force имеет 225 заводских и 100 пользовательских пэтчей. Среди них есть как пэтчи, состоящие из одного эффекта, так и мультиэффектные пэтчи (можно использовать до восьми эффектов одновременно плюс гейт). При увеличении количества эффектов в пэтче их качество не ухудшается. На задней панели прибора расположены аналоговые и цифровые входы и выходы. Аналоговые входы несимметричные, на джеках. Аналоговые выходы каналов симметричные, на джеках, максимальный уровень выходного сигнала составляет +22 дБ. Цифровые входы и выходы в формате SPDIF (разрядность 24 бита, частота 44,1 кГц), на разъемах RCA. Еще на задней панели аппарата расположены разъемы MIDI In, Out, Thru и гнездо для подключения педали, которой пользователь может задавать темп и переключать пэтчи.

Интерфейс и управление
Пользовательский интерфейс напоминает компьютерный: система окон, полоса прокрутки и прочее. Интерфейс понятный, доходчивый. Об уровне доходчивости интерфейса могу рассказать следующее: знакомый гитарист, не имея никакой практики работы с подобными устройствами, изменил уровень реверберации, переключил базовый MIDI канал и запомнил изменения в пользовательский банк за восемь минут без инструкции по эксплуатации. Инструкция написана доступным английским языком, но в ней отсутствует описание некоторых алгоритмов и их параметров.

 
TC Electronic G-Force  
   

Управление прибором осуществляется при помощи двадцати двух кнопок и двух регуляторов (значения параметра и местонахождения курсора). Информация отображается на двух больших дисплеях, один из которых жидкокристаллический (на нем возникают рабочие окна с параметрами), а другой - светодиодный, предназначенный для отображения номера загруженного пэтча. Уровни сигналов на входах можно контролировать при помощи индикаторов и изменять посредством двух регуляторов. Под этими регуляторами располагается разъем для карты PCMCIA, на которую можно сохранять необходимые установки.

Первые три кнопки (BYPASS, TUNER и TEMPO) управляют общими режимами процессора. При нажатии на кнопку BYPASS происходит обход всех эффектов, кроме гейта. Кнопка TUNER переводит устройство в режим настройки инструмента. В этом режиме можно выбрать ноту, на которую нужно настроиться (Tuning Note) или установить функцию DETEСT, при этом прибор сам будет определять и отображать на дисплее ближайшую ноту. Параметр Master Tune позволяет установить частоту ноты ''A''. Установкой параметра Show Always определяется, будет ли нота настройки отображаться на дисплее в любом режиме работы процессора (YES) или только в режиме настройки (NO). Кнопка TEMPO предназначена для ручного ввода темпа.

Effects Control

Следом за тремя перечисленными кнопками располагаются девять кнопок управления эффектами: Gate, Pan+Trem, Drive, Compress, Pitch, Chorus, Filters, Delay, Reverb. Их нажатием можно включать соответствующие эффекты, причем гейт можно включать и отключать всегда, а остальные эффекты только в том случае, если они присутствуют в загруженном пэтче. В режиме Effects двойное нажатие кнопок вызывает окно редактирования соответствующего эффекта.

Режимы работы
Control Шесть следующих кнопок (RECALL, EFFECTS, I/O SETUP, STORE, MOD, UTILITY) позволяют переключать основные режимы работы прибора.

После включения G-Force, на жидкокристаллическом дисплее возникает окно режима Recall, служащего для выбора банка, пэтча или эффекта, а на светодиодном - номер пэтча. При помощи регулятора Parameter можно выбрать одну из трех функций: Preset (выбор и загрузка необходимого пэтча из установленного банка), Bank (выбор банка) и Select (вызов одного из эффектов пэтча). Если курсор установить на All, то при загрузке пэтча будут активизированы все входящие в него эффекты.

При включении режима Store на дисплее появляется окно с алфавитной таблицей, названием банка, названием пэтча, а также функциями сохранения и удаления пэтча. Перед сохранением пэтча ему можно поменять имя.

В режиме Mod производятся настройки внутренних и внешних систем управления. К внутренним относятся: генератор низкой частоты (LFO) и огибающие (ADR и Envelopе). К внешним - педаль и MIDI сообщения. Назначение контроллера для управления параметром производится при помощи экранной матрицы, каждая строка которой соответствует одному из параметров в пэтче, а каждый столбец - внешнему контроллеру. Если, например, возникает желание MIDI контроллером, назначенным на внешний контроллер EXT 1 (а прибор позволяет одновременно управлять по MIDI восемью параметрами) изменять уровень реверберации, то на пересечении соответствующих строки и столбца необходимо поставить точку. Хочу отметить, что управление по MIDI и педалью происходит без каких-либо щелчков и прочих призвуков.

В режиме Utility пользователь может отстроить глобальные параметры: работу с картой PCMCIA, скорость прокрутки окна, работу с педалью, контраст дисплея.

При включении режима I/O Setup и функции Audio в нем, можно выбрать цифровой или аналоговый вход. Процессор может обрабатывать входной сигнал, поступающий только с левого канала, может обрабатывать сумму правого и левого каналов или стерео сигнал. При параметре KillDry = Yes на выход прибора поступает только обработанный сигнал, а при KillDry = No - смесь прямого и обработанного. Уровни этих сигналов можно регулировать при включенной функции MIX в режиме EDIT. При работе с параллельным посылом-возвратом прямой сигнал лучше отключить, а при работе с последовательным посылом-возвратом оставить включенным. Функция MIDI позволяет настроить все глобальные MIDI параметры: основной MIDI канал, сообщения Program Change и Bank Select.

Режим Effects
Режим Effects предназначен для создания новых и редактирования ранее созданных эффектов в загруженном пэтче. Кнопками "<" и ">" можно выбрать одно из четырех окон редактирования: Mix, Edit, Routing и Layout.

Окно Mix позволяет изменять регулятором Value соотношение уровней прямого и обработанного сигналов для каждого эффекта в пэтче. Регулятором Parameter можно переключать редактируемый эффект. Это окно на дисплее выглядит как своеобразный микшер.

Окно Routing. В этом окне пользователь может расставлять эффекты, соединять их между собой, а также с входным и выходным блоками.

В окне Layout можно перемещать расположенные в матрице эффекты по строкам или по столбцам дисплея. Для этого существуют команды Move L, Move R, Move U, Move D, Insert и Delete.

Окно Edit выводит на дисплей карту коммутации эффектов. Здесь регулятором Parameter можно выбрать либо редактируемый эффект (он показан прямоугольником с названием внутри), либо входной или выходной блок. Для редактирования необходимо нажать кнопку Enter или произвести двойное нажатие соответствующей кнопки.

Edit

Блоки эффектов
Входной блок IN включает в себя пункт Level (уровень входного сигнала) и параметры гейта: Mode (режим) может принимать значения Soft и Hard; Threshold (пороговый уровень) изменяется от 0 до -60 дБ; Max Damping (максимальное ослабление) изменяется от 0 до 50 дБ, Rel.Rate (скорость восстановления) изменяется от 3 до 100 дБ/сек. Рядом со списком параметров на дисплее схематично изображается график зависимости уровней выходного сигнала от входного.

Выходной блок OUT содержит параметры Level (уровень), Locut (обрезной фильтр низких частот, частота среза 40 или 80 Гц) и Hicut (обрезной фильтр высоких частот, частота среза ступенчато регулируется от 2,5 до 5 кГц). Рядом изображается соответствующий график. Фильтрами Locut и Hicut можно отрегулировать необходимую частотную зависимость сигнала на выходе прибора, что очень помогает при использовании широкополосных акустических систем.

Блок COMPRESS. В этом окне можно выбрать тип компрессора (Simple или Advanced) и настроить его параметры. Компрессоры обоих типов имеют параметры Threshold (пороговый уровень), Ratio (степень компрессии), In Level (входной уровень) и Out level (выходной уровень). Компрессор Advanced имеет к тому же параметры Knee Mode (мягкий или жесткий тип компрессии) и Release (скорость восстановления). Рядом в окне изображен график, так что в свободное время можно изучать влияние изменения разных параметров на вид кривой компрессии.

Блок DRIVE. В верхней части этого окна расположены две функции: выбора алгоритма перегрузки (Select Algo) и редактирования параметров (Param). Надобность первой функции мне не очень понятна: устройство реализует только один алгоритм перегрузки, который называется Drive It. При включении функции редактирования параметров, в левой части дисплея возникает список параметров, а в правой - вертикальные индикаторы. Параметр Drive регулирует уровень перегрузки, Brightness изменяет яркость, Body управляет ''мясистостью'', а Smasher - резкостью звучания, о котором можно сказать только одно: лучше бы эффекта Drive в приборе вообще не было. Звучание синтетическое, мертвое, напоминает перегруженный динамик.

Блок PAN+TREM позволяет реализовать один из четырех алгоритмов: Simple Tremolo, Advanced Tremolo, Simple Panner, Surround Panner.

При загрузке алгоритма Simple Tremolo появляются параметры Speed (скорость) и Depth (глубина).

В алгоритме Advanced Tremolo к перечисленным выше параметрам добавлены параметры генератора низкой частоты: Curve (форма волны, может быть синусоидальной, треугольной и прямоугольной), Pulse Width (позволяет производить частотную модуляцию внутри одного периода волны LFO), Phase (задает фазовый сдвиг на 90 или 180 градусов).

Алгоритм Simple Panner обладает следующими параметрами: Speed (скорость эффекта), Mix (соотношение прямого и обработанного сигналов), In Level (входной уровень) и Out Level (выходной уровень).

Больший интерес представляет Surround Panner. К параметрам алгоритма Simple Panner добавлены параметры генератора низкой частоты (Curve, Pulse Width и Phase), а также параметры Center (устанавливает положение центра эффекта) и Width (отвечает за ширину, причем при Width = 100% стереобаза обладает естественными размерами, при Width > 100% стереобаза увеличивается, при Width < 100% - уменьшается).

Во всех четырех алгоритмах присутствует параметр Tempo. При Tempo = Ignored эффект не зависит от темпа. При Tempo = 1, 1/2, 1/4 и т. д. эффект становится темпозависимым. Это означает, что скорость перемещения звука из канала в канал при работе эффекта Panner, например, будет зависеть от темпа, установленного педалью, кнопкой Tempo или поступающего в виде сообщений MIDI Clock.

Блок CHORUS. Верхняя часть окна состоит из функций выбора алгоритма (Select Algo) и редактирования параметров (Param). При включении функции Select Algo на дисплее появляется список алгоритмов: Classic Chorus, Advanced Chorus, Classic Flanger, Advanced Flanger.

При редактировании Classic Chorus появляются параметры Speed (скорость хоруса, этот параметр еще называют Rate) и Depth (глубина хоруса и его интенсивность).

Алгоритм Advanced Chorus отличается от Classic Chorus наличием параметров Delay (время задержки), Phase Reverse (поворот фазы, может быть включен или выключен), Curve (форма волны LFO, может быть треугольной или синусоидальной), Phase (устанавливает фазу колебаний LFO).

Окно алгоритма Classic Flanger содержит параметры Speed (скорость эффекта), Depth (глубина) и Feedback (уровень обратной связи).

При включении алгоритма Advanced Flanger к перечисленным параметрам добавляются: Cross Feedback (уровень обратной связи между каналами), Delay (время задержки), Phase Revers (поворот фазы эффекта на правом канале, что придает стереосигналу особую широту). LFO настраивается двумя параметрами: Curve и Phase. Звучат эти эффекты просто великолепно: звук насыщенный, жирный, его хочется потрогать.

Блок FILTERS предлагает алгоритмы Parametric, Wah-Wah, Formant, Phaser.

Алгоритм Parametric является параметрическим эквалайзером, состоящим из пяти фильтров. Фильтры со второго по пятый имеют параметры Freq (частота), Gain (уровень) и BW (добротность). Первый фильтр вместо BW имеет параметр Slope (крутизна фильтра, от 3 до 12 дБ/окт).

Алгоритм Wah-Wah реализует одноименный эффект. Кроме параметров Mix, In Level и Out Level, окно редактирования содержит параметры Freq (частота) и Inst. Mode, который может принимать значения Guitar и Bass.

Алгоритм Formant реализует автоматический формантный фильтр. Заключается этот эффект в том, что фильтр, в соответствии с установленным словом, выделяет из звука нечто, похожее на букву, с которой это слово начинается. В качестве примера скажу, что, как мне кажется, в гитарных процессорах фирмы Zoom такой фильтр, настроенный на букву "Ы", постоянно включен и не имеет возможности отключения. В окне редактирования важно задать "начальное, промежуточное и конечное слово", уровень резонанса, а также возраст и пол человека, это слово произносящего.

Phaser имеет следующие параметры: Depth (глубина эффекта), Speed (скорость), Fb Level (уровень обратной связи), Inst. Mode (может принимать значения Guitar или Bass) и Mix, In Level и Out Level. Эффект Phaser может быть темпозависимым.

Блок PITCH отвечает за алгоритмы расстройки и добавления к звучащей ноте одного или двух голосов. Функция выбора алгоритма позволяет включить Intelligent 2 Voice, Fixed 1 Voice, Fixed 2 Voice и Dual Detune. Звучат эффекты очень хорошо, добавленные голоса ровные и чистые, без всяких призвуков.

Алгоритм Intelligent 2 Voice обладает следующими параметрами: Key (тональность), Scale (лад), Pitch Voice 1 и Pitch Voice 2 (задают ступени тональности), Detune Voice 1 и Detune Voice 2 (определяют расстройку), Delay Voice 1 и Delay Voice 2 (определяют задержку голосов), Level Voice 1 и Level Voice 2 (громкость), Pan Voice 1 и Pan Voice 2 (расположение в стереобазе).

Алгоритм Fixed 1 Voice - это одноголосый эффект Pitch. Список его параметров включает в себя Pitch (интервал), Delay (задержка голоса), Level (громкость), Pan (панорама), Feedback (уровень обратной связи). Если нужно одновременно добавить два интервала, то сдвоенный Fixed 1 Voice - это Fixed 2 Voice.

Алгоритм Dual Detune позволяет получить двойную расстройку. К его параметрам относятся: Pitch Voice 1 и Pitch Voice 2, Delay Voice 1 и Delay Voice 2, Level Voice 1 и Level Voice 2, Pan Voice 1 и Pan Voice 2.

Блок DELAY. При включении функции выбора алгоритма на дисплее возникает список из пяти алгоритмов задержки: Stereo, Dual, Dual Two-Tap, One-Tap, Quad-Tap.

Алгоритм Stereo реализует эффект стерео задержки. Его параметры: Time (время задержки), Feedback (уровень обратной связи), Locut и Highcut (обрезные фильтры низких и высоких частот).

Алгоритм Dual реализует эффект задержки с прямыми и перекрестными обратными связями по каналам. Среди его параметров: Time 1 и Time 2 (время задержки первого и второго каналов), Feedback 1 to 1, Feedback 2 to 2, Feedback 1 to 2 и Feedback 2 to 1 (уровни прямой и перекрестной обратной связи), Level 1 и Level 2 (уровни выходного сигнала соответствующих линий задержки), Pan 1 и Pan 2 (установка линий задержки в стереобазе), Locut1, Locut2, Highcut1, Highcut2 (высокочастотные и низкочастотные обрезные фильтры линий задержки).

При загрузке алгоритма Dual Two-Tap входные сигналы левого и правого каналов смешиваются, а в окне редактирования эффекта для каждой из линий задержки можно отрегулировать: Time 1 и Time 2 (время задержки), Feedback 1 и Feedback 2 (уровни обратных связей), Level 1 и Level 2 (громкости двух задержек каждой линии), Pan1 и Pan 2 (панорамы задержек каждой линии), Locut1, Locut2, Highcut1, Highcut2 (высокочастотные и низкочастотные обрезные фильтры), Line Level (входной уровень сигнала каждой линии задержки). К глобальным параметрам относятся регулировка входного и выходного уровней и соотношения уровней прямого и обработанного сигналов.

Алгоритм One-Tap представляет собой обыкновенную задержку. Сигналы правого и левого каналов на входе смешиваются, а обработанный сигнал можно расположить в стереобазе. Список параметров включает в себя: Time (время задержки), Feedback (уровень обратной связи) и Pan (расположение в стереобазе). Также имеются два обрезных фильтра (Locut и Highcut).

Quad-Tap - это алгоритм One-Tap, только всего у него по четыре.

В каждом алгоритме присутствует один или несколько параметров Tempo, то есть задержку можно сделать темпозависимой.

Блок REVERB. Здесь осуществляется настройка ревербератора. Сразу скажу, что звучит он очень хорошо, его хвост (послезвучие) очень ровный, насыщенный и красивый (как у павлина - прим. ред.). Функция выбора предоставляет возможность включить Simple Reverb или Advanced Reverb.

Simple. Параметр Type устанавливает один из десяти типов реверберации: Room, Club, Hall, Church, Cathedral, Grand Hall, Fast Decay, Slow Decay, Plate и Spring. За параметром Type следуют: Decay Time (время затухания), Pre Delay (время задержки хвоста, может быть положительным и отрицательным), Color (тембровая окраска хвоста).

Advanced. Параметр Room Type устанавливает форму комнаты: она может иметь вид круга, криволинейной трапеции и квадрата. При редактировании этого параметра на дисплее появляются соответствующие геометрические фигуры. Room Size устанавливает размеры комнаты, Decay - время затухания. High Color, High Factor, Low Color и Low Factor определяют тембровую окраску хвоста и ее характер, Pre Delay - время задержки хвоста, Decay Level - уровень затухания, Decay Start - время, через которое начнется затухание после начала хвоста, Diffuse - точная настройка "плотности".

Звучание
Звучит прибор великолепно, если не включать Drive, о котором уже говорилось. Гейт работает хорошо, правда, хотелось бы увеличить скорость перехода в закрытое состояние. При резком прекращении входного сигнала некоторое (очень маленькое) время слышен затухающий шум. Компрессор работает нормально, без провалов. Очень порадовал ревербератор. Такого хвоста я не слышал ни в одном гитарном процессоре. По сравнению с популярным прибором DigiTech GSP 2101, G-Force звучит намного лучше. Ревербератор создает ощущение настоящей комнаты. Хорус и задержка напоминают звучание знаменитых приборов TC Electronic 1210 и 2290, которые очень любят гитаристы.

Теперь немного об использовании прибора. Самый лучший вариант - включение его в последовательный посыл-возврат гитарного усилителя или между внешним гитарным предварительным усилителем и усилителем мощности. При желании, между эффектом перегрузки (предварительным усилителем, примочкой Drive или Distortion) и процессором можно поставить внешний компрессор. Я, например, люблю использовать RMS компрессор с пиковым лимитером в качестве своеобразного эквалайзера, который динамически выравнивает АЧХ. Звук при этом становится менее зернистым и не таким резким, как при прямом подключении перегрузки.

Заключение
По качеству эффектов прибор стоит на первом месте в ряду подобного оборудования. Осталось решить, стоит ли этот прибор своих (вернее, наших) немалых денег. С одной стороны, существует устройство Rocktron Voodu Valve (1300$), являющееся полноценным гитарным процессором, с "рабочими" эффектами перегрузки и хорошо звучащими (хотя и не настолько, как в G-Force) остальными эффектами. Блок Pitch у Voodu Valve, например, не имеет полноценного гармонайзера, а лишь позволяет добавить некоторый интервал к уже имеющейся ноте. Однако основное отличие этого, по моему мнению, правильного гитарного процессора от G-Force - наличие встроенного эффекта спикосимуляции, так что для более или менее нормальной записи "в линию" одного устройства Voodu Valve будет вполне достаточно. С процессором G-Force это не пройдет.

С другой стороны, если необходимо высочайшее качество обработки звука гитары, то существуют два пути: или покупка G-Force, или сборка стойки с отдельными приборами типа TC 2290, TC 1210, Lexicon PCM 90, Custom Audio Electronics 4X4, Custom Audio Electronics RS-10 и т. д. Стоимость такой стойки составит около десяти тысяч долларов, так что G-Force по сравнению с ней - вещь недорогая. Наличие цифрового входа и выхода позволяет использовать прибор как 24-разрядный аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователь, что еще больше расширяет область применения. Кроме гитары, G-Force подходит для обработки и других инструментов, хотя в качестве единственного студийного процессора я бы его не купил.

Скоро на российском рынке должен появиться универсальный процессор эффектов TC Electronic Fireworx, построенный на основе G-Force. Возможно, он хорошо сыграет роль основного студийного и, одновременно, гитарного процессора.

TC Electronic G-Force 1450$
ISPA

  Оценка статьи
Посещений: 22210 | Проголосовавших: 17 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА