Начало
 
 


Гитарные эффекты

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Rocktron Prophesy

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
октябрь 1999

Ламповый гитарный процессор.

Год назад, когда проводилось тестирование гитарных процессоров фирмы Rocktron, мне очень понравилось сочетание предусилителя Piranha и процессора Multi Valve. Пара этих приборов полностью удовлетворяла все мои потребности в гитарной обработке и качественном звуке. Если бы я мог выложить тогда полторы тысячи долларов за подобный комплект, то сделал бы это не задумываясь. Но из соображений экономии средств и нервов я остановился на тогдашнем флагмане фирмы - ламповом гитарном процессоре Voodu Valve On-Line, который при разумной для прибора такого класса цене, обладает очень хорошим (хотя и несколько своеобразным) звуком и весьма развитыми функциональными возможностями. Однако хвастался "самой-самой крутой примочкой" я недолго: фирма Rocktron выпустила новинку - ламповый гитарный процессор Prophesy (1799$), рядом с которым мой Voodu Valve выглядит как речной трамвайчик рядом с океанским лайнером.

Новый прибор способен поразить кого угодно не только ценой, но и возможностями: в нем стоят два 24-битных 66 МГц DSP с суммарной вычислительной мощностью 130 MIPS - что в 12 раз больше, чем у DSP процессора Rocktron Intellefex, и раз в 20 больше, чем у Voodu Valve! Помимо стандартного набора обработок и лампового предусилителя, у него есть такая экзотическая функция, как управление параметрами эффектов в зависимости от динамики исполнения, а пресеты переключаются совершенно бесшумно. Пройти мимо такого устройства я никак не мог и взял его попробовать.

"Монстрообразный гитароулучшатель"
"Любой профессиональный гитарист просто обречен на большие финансовые затраты. Для того, чтобы хотя бы немного уважать себя, нужно иметь как минимум один приличный инструмент (1-3 тыс. долларов), один приличный комбик (около тысячи долларов) и приличную обработку (от тысячи долларов). То есть, менее трех тысяч "гитарное счастье" стоить не может. Но, как правило, серьезные музыканты имеют несколько гитар и комбиков, в рэке может стоять 5-7 процессоров, а на полу обычно валяется десятка три педалей. На этом фоне, 1800 долларов, которые стоит Prophesy, не выглядят очень большими деньгами." - Утешая себя такими мыслями, я вытаскивал новинку из коробки.

 
Rocktron Prophesy (передняя панель)  
   

У Prophesy - рэковый корпус высотой две единицы. На передней панели находятся кнопка питания, маленький дисплей номера пресета, большой флуоресцентный дисплей (две строки по 40 символов), на который выводятся все параметры редактирования, индикаторы уровня входного сигнала и уровня компрессии, две маленьких и восемь больших ручек, 16 подсвеченных кнопок и вход для гитары (несимметричный джек). На задней панели есть вход для инструмента (дублирует тот, что на передней панели), выход для внешнего тюнера, входы и выходы разрывов, а также главный стерео выход (все - несимметричные, на джеках). Кроме перечисленного, имеется симметричный стерео выход на разъемах XLR (Recording out), вход для педального переключателя, MIDI вход (семиконтактный разъем), MIDI выход (нормальный пятиконтактный разъем), четырехконтактное гнездо питания (9 вольт) и гнездо питания для контроллера MIDI Mate. В комплект поставки входят также сетевой адаптер и инструкция - фирма верна своим спартанским традициям.

 
Rocktron Prophesy (задняя панель)  
   

Маленькие ручки на передней панели прибора предназначены для регулирования входного и выходного уровней. Из больших ручек одна переключает произвольно редактируемые пресеты (всего их 127), еще одна - страницы дисплея, а остальные меняют параметр, который находится над ручкой на текущей странице. Если на дисплее высвечивается название пресета, то поворот любой из ручек редактирования переключает дисплей в режим отображения параметров предусилителя (гейн, эквалайзер и уровень). Надписи под этими ручками (Bass, Mid, Presence и т. д.) недвусмысленно намекают именно на такой способ их использования. 16 подсвеченных кнопок, во-первых, показывают какие эффекты активны в текущем пресете, во-вторых, позволяют быстро вывести на дисплей нужную страницу редактирования и включить эффект, а в-третьих, позволяют выполнить операции сохранения и сравнения результатов редактирования с исходным пресетом, а также - включить обход (bypass) или встроенный тюнер. Одна из кнопок (Tap) позволяет быстро переключать значение задержки или частоты тремоло. Кнопка Tap может быть продублирована с педального переключателя (footswitch).

Вообще, Prophesy фантастически удобен в управлении. В отличие от старых моделей гитарных процессоров фирмы Rocktron он имеет одну раз и навсегда установленную последовательность эффектов и, соответственно, последовательность страниц дисплея (у старых моделей есть несколько вариантов конфигурации). При переключении на страницу того или иного эффекта (всего страниц 17) все его параметры сразу видны и мгновенно меняются при помощи пяти соответствующих больших ручек. Мало того - флуоресцентный дисплей позволяет осуществлять процесс редактирования в полной темноте! Кроме того, наличие кнопок быстрого доступа к страницам эффектов и включения/ выключения последних ликвидирует занудный процесс листания, так меня достающий на Voodu Valve - там никогда не удается сразу попасть в нужное место. Всегда приятно, когда проявляется забота о твоем душевном равновесии...

Структурная схема прибора довольно проста (см. рисунок). На входе стоят схемы согласования и предкоррекции (Pre emphasis), затем сигнал попадает в ламповые предусилитель и компрессор (оба, разумеется, с цифровым управлением). Далее происходит оцифровка (какие преобразователи стоят на входе и выходе фирма не афиширует) и пост-коррекция (De emphasis). Последовательность цифровых данных сначала поступает в шумоподавитель HUSH (работает по типу денойзера - динамического пропускающего фильтра низких частот, совмещенного с мягким экспандером), далее - в блок вау-вау, и затем - в блок предварительного пользовательского эффекта. Далее цифровой сигнал поступает в предусилительный блок. Здесь он обрабатывается одним из четырех базовых алгоритмов создания характера звучания (Clean American, Texas Blues, Vintage British и Mega Drive). Кроме этого, в блоке есть два двухполосных параметрических эквалайзера (до и после дисторшна). Потом сигнал поступает в три блока пользовательских эффектов, ревербератор и тремоло (переключается до и после ревербератора). Завершается цепочка спикосимулятором, глобальным эквалайзером и цифро-аналоговыми преобразователями.

 
Rocktron Prophesy (структурная схема)  
   

На самом деле, для меня до сих пор остается загадкой, каким методом в процессорах фирмы Rocktron создается эффект дисторшн. Очевидно, что в его основе лежит перегруз аналогового предусилителя. Но все эквалайзеры-то цифровые! А фирма упорно утверждает, что один из них находится до дисторшна, а другой - после (и работают они соответственно). Естественно, возникает предположение, что исходные аналоговые искажения "догружаются" чисто цифровым алгоритмом, до и после которого, собственно, и находятся эквалайзеры. Но подтвердить или опровергнуть эти предположения возможности нет - Rocktron предпочитает все это держать в тайне.

Эффекты, используемые в пользовательских блоках, могут принимать следующий вид: фленджер, хорус, эффект Лесли, фейзер, сдвиг высоты тона, дакер/задержка и огибающая типа ADSR. Также можно установить в цепочку пресета любой внешний процессор эффектов, который подключается к разрывам на задней панели прибора, но при этом "съедается" один из четырех пользовательских блоков. ADSR огибающая может использоваться в Prophesy не только по прямому назначению - для управления уровнем сигнала во времени, но и для управления любым контроллером в зависимости от динамики исполнения. Особенно здорово эта функция работает с "квакушкой": я не могу сказать, что она заменяет педаль - скорее дополняет и позволяет получить очень странные рисунки открытия/ закрытия фильтра.

Разумеется, прибор такого класса обязан обладать полноценным MIDI управлением. У Prophesy можно любой параметр любого эффекта назначить на произвольный MIDI контроллер (максимум можно задействовать 120 контроллеров, в одном пресете можно использовать до восьми контроллеров). MIDI управлению с помощью контроллеров поддаются и функции включения/ выключения отдельных эффектов в пресете. Для смены пресетов надо использовать сообщения Program Change. По MIDI можно скидывать пресеты в секвенсор и загружать новые пресеты, которые доступны на сайте www.rocktron.com.

В работе
Процессор я пробовал с двумя своими гитарами. Первая - это мастеровая копия "Страта" (клен пятилетней медленной сушки, фурнитура - латунная, передний и средний датчики - вертикальные хамбакеры Seymour Duncan STK-S2n, задний - Seymour Duncan Distortion), вторая - мастеровая же копия Gibson Les Paul (махогани, фурнитура - каленая сталь, датчики - также мастеровые, копии "мыльниц" фирмы Gibson). Сначала я подключал процессор к разрывам комбика Fender 112 Deluxe, а затем - прямо в пульт, через симметричные выходы на разъемах XLR. В последнем случае в цепочках всех пресетов автоматически включается спикосимулятор.

Первым делом я, разумеется, послушал заводские пресеты (всего их 65). Общее впечатление оказалось очень приятным - прибор обладает оригинальным, сочным и ярким звучанием. Создатели пресетов явно ориентировались на исполнителей модной музыки - очень много легких перегрузов, различных хорусов, фленджеров и фейзеров для ненавязчивого чеса на заднем плане. Также имеются "квакушки" и тремоло (и те, и другие - зависимые от динамики исполнения). Слабые перегрузы в некоторых пресетах звучат с приятным бархатистым оттенком (чувствуется "дрожание" лампы). Но вот экстремальных пресетов очень мало, причем два самых суровых из них - Rammstein и Dimebag (имеется в виду Dimebag Darrel из Pantera) - обладают таким нежным звучанием, что мне хотелось играть этим звуком длинные медленные подклады в стиле Pink Floyd. Даже со свирепым "Лес Полом" эти пресеты имели певучий лирический оттенок, хотя формально в "чесе" все было на месте - резвая атака, плотные приглушенные ноты, хорошо читаемые аккорды.

После прослушивания пресетов я занялся секцией предусиления. С целью более правильного восприятия я отключил всю остальную обработку. Для изменения параметров предусилителя отведено пять страниц. На первой меняются гейн, общий уровень, presence и уровни трех полос главного эквалайзера. Именно на эту страницу попадаешь при повороте любой из больших ручек редактирования параметров в момент отображения на экране названия пресета. На второй странице можно выбрать один из четырех алгоритмов окрашивания звучания: Clean American, Texas Blues, Vintage British и Mega Drive. Мне больше всего понравились второй и третий: Texas Blues дает на слабом перегрузе тот самый приятный бархатистый оттенок, а Vintage British на сильном перегрузе действительно мне напомнил старый Black Sabbath. Если выбрать алгоритм Clean American, то появляется возможность включить функцию Bright. С ней у "страта" подчеркивается щелчок, а звук становится похож на традиционный для кантри. Mega Drive - самый, на мой взгляд, бесхарактерный алгоритм: на сильном гейне он звучит немного "сердитее", чем Vintage British, но в целом - ничего особенного. На оставшихся трех страницах предусилительной секции сосредоточены органы управления эквалайзерами (pre, post и main).

Очень мне понравился в Prophesy ревербератор. Я и на Voodu Valve не жаловался на этот эффект, но в новом приборе он намного лучше: слышны вязкие и плотные "хвосты", хорошо создающие иллюзию помещения (было бы удивительно, если бы в приборе такой стоимости ревербератор был плохой...) Под управление реверберацией отведены две страницы. Можно выбрать восемь ее типов: два Plate, два Room, два Hall, один Stadium и один Dual. Помимо этого регулируются панорама "хвоста", длительность затухания (Decay), подавление высоких и низких частот и раздельно предварительная задержка для правого и левого каналов. Есть на ревербераторе и гейт с возможностью регулирования порога и задержки срабатывания.

Очень меня вдохновил алгоритм сдвига высоты тона. На младших моделях гитарных процессоров Rocktron этот эффект имеет три варианта качества работы, и при самом высоком качестве сильно ощутима задержка - DSP все-таки слабоват. А выбираешь менее качественный вариант сдвига - звучит плохо. У Prophesy проблем с вычислительной мощностью нет, поэтому сдвиг работает и с максимальным качеством очень быстро. Для управления эффектом предназначены две страницы (по странице на отвод) и на них можно выставить величину сдвига (грубо/точно), а также уровень и панораму отобранного сигнала.

Модуляционные эффекты (хорус, фленджер, фейзер, эффект Лесли и тремоло) также хороши: работают очень ненавязчиво даже при глубокой модуляции. Фейзер, например, производит очень сильное впечатление. Хорус во всех процессорах фирмы Rocktron весьма достойный - он способен растягивать звук по панораме и делать его гораздо плотнее. При этом сложно понять, что работает цифровое устройство. Я очень люблю добавлять этот эффект на своем Voodu Valve к пресетам для экстремального "чеса". Но на Prophesy этот эффект меня просто сразил - он имеет целых четыре отвода, то есть можно так насытить стереокартину, что никакой double track при записи нужен не будет. Единственное, что мне не понравилось в процессоре - это задержка. Дело в том, что у нее всего один отвод, и для того, чтобы сделать сложные рисунки задержки, приходится занимать два блока эффектов. А так - задержка вполне на уровне.

Еще одно сильное место Prophesy - аналоговый компрессор. Он просто на голову выше своего цифрового собрата из Voodu Valve. Особенно он меня зацепил при игре на "страте" - я легко получил мощный чистый звук с хорошо подчеркнутым щелчком. Шумоподавитель типа HUSH - традиционный для приборов Rocktron и ничем не отличается от младших моделей. Точно также никаких изменений не было внесено и в спикосимулятор: у него, как и в более дешевых процессорах, регулируются размер динамика, положение микрофона и диапазон хода динамика - работает он также прилично. Хотя, конечно, при записи гитары прямо в пульт звук становится несколько резче, чем при записи через комбик и микрофон, и теряется ощущение мягкости звучания.

Выводы и рекомендации
Когда я брал Prophesy на тестирование, у меня в голове сидела шальная мысль: "надо продать Voodu Valve, найти еще тысячу долларов и взять себе этот процессор". Однако после испытаний я от этой идеи отказался. Дело все в том, что по характеру звучания процессоры очень разные. Voodu Valve - очень "злобный", агрессивный прибор, на нем замечательно получаются экстремальные подклады. Даже на чистом звуке он умудряется быть очень "свирепым" и холодным. Prophesy же представляет собой полную противоположность своему младшему собрату. Более мягкого и лиричного процессора я еще не слышал. Особенно хороши на нем слабые перегрузы в режиме Texas Blues. Да и чистый звук очень теплый - это свойство не теряется даже при записи прямо в пульт. Так что я понял, что мне нужно опять копить деньги - хочется иметь оба прибора.

Короче говоря, Prophesy - это отличный процессор. Но он далеко не универсален, хотя и закрывает весьма большую часть потребностей гитариста. Так что, если у вас есть означенная сумма денег, и вы не занимаетесь экстремальной музыкой, я могу с чистой совестью порекомендовать его вам.

Кстати говоря, очень прочно укоренилось мнение, что какую гитару в любой процессор Rocktron не воткни - звук будет совершенно один и тот же (чаще говорят, что хороший). Это не совсем так. Действительно, с процессором Voodu Valve и "Стратокастер", и "Лес Пол" становятся похожи "злобностью" характера. Но вот тембрально они довольно сильно отличаются, да и форма огибающей полностью сохраняется - "Лес Пол", как ему и положено, "рычит" с дисторшном, а "страт" имеет хорошо выраженный щелчок. Но в свое время я для чистоты эксперимента втыкал в процессор и недорогой серийный стратокастер. Хочу вам доложить, что звучание очень сильно ухудшилось - небольшая доля "злобности" осталась, но злоба эта была какая-то вялая, как у сонной дворняги. Кроме того, пропала разборчивость, искусственные флажолеты стало "высекать" тяжело, пропал длинный ровный сустейн, звук стал разваливаться, появились хорошо слышимые резонансы и биения - короче, процессор совсем не спас плохой инструмент. Так что приобретение Voodu Valve или Prophesy совсем не освобождает от необходимости иметь хорошую гитару.

Rocktron Prophesy 1799$
МиксАрт

  Оценка статьи
Посещений: 21451 | Проголосовавших: 28 | Средняя оценка: 3.5

   


  Мониторинг цен по объявлениям

Prophesy. Средняя 1113.
1200 (19.11.2006), 850 (15.12.2006), 1200 (29.06.2008), 1200 (14.09.2008).

Prophesy II. Средняя 1325.
1000 (26.08.2007), 1650 (11.05.2008).

Приводятся цены по объявлениям, ранее размещенным на сайте МО в разделе Продажа. Полный список здесь.

  Комментарии
07.09.05 10:38
Horizont
Н-дя... Автор сказал все и не сказал ничего... Продемонстрировал собственную "крутость", выражающуюся в снобистской избалованности, опустил по полной серийный стратокастер - за редким исключением, весьма достойный инструмент - воздав дань КЛЕНОВОМУ "страбухастеру" наколенного производства "by-Dyadyа Wasja", и не сообщил ничего О ХАРАКТЕРЕ СОБСТВЕННО ПЕРЕГРУЗА - кроме того, что он мягкий и пушистый. Как он пишется, недостатки, легко ли свалить звук в "инфинитив" и какого характера звучания можно добится? Звук а-ля "Старый Sabbath" или "Cтарый Блэкмор" несложно получить даже на GT6, имея соответствующий надобностям инструмент, и не заслуга примочки в 4 раза дороже, что она способна на это, а вот можно ли "докрутить" звук на этом достаточно ДОСТАТОЧНО приборе до насыщенного "обьемного" усиления (не пространственной обработки звука, а именно УСИЛЕНИЯ, кто знает о чем речь - поймет) а-ля Малмстин-Трилогия или драйвогово грува а-ля Пиет Силк, или тут все таки нужна схема с двумя паралельными преампаими, кои даже гораздо более дешовой стоимости дадут гораздо более плотный, интересный и возможно, четкий звук, про этот аспект звучания почему-то умалчивается?

07.09.05 10:51
Никколло
Cамая большая ошибка автора статьи - что кленовый "стратокастер" - это не стратокастер, не смотря на стратовскую мензуру - так же как и самодельный Дес-Пол - это не лес пол, т.к. не дкмаю что все ноу-хау с лакокрасочным покрытием и деревом там выдерженны - а лак - это тоже звук! Он не может быть стратокастером по звучанию, это скорее ESP Кирк Хеммит с другими датчиками и стратовской формой - то есть достаточно усредненная гитара.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА