Начало
 
 


Устройства ввода-вывода

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Платы цифрового ввода-вывода

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
май 1997

Для подготовки звуковых примеров, которыми иногда сопровождаются статьи на сайте МО, нам понадобилась компьютерная плата цифрового ввода-вывода звука.

Выбирали мы из трех ISA плат: Digital Audio Labs Digital Only Card, AdB Multi!Wav Pro 18 и Zefiro Acoustics ZA 2. О процессе своего знакомства с этими платами я вам сейчас и поведаю.

Почему именно цифровые? Поскольку мы хотим представлять звуковые примеры максимально близко к оригиналу, очень важным является отсутствие потерь и изменений при вводе звука в компьютер. Для этого лучше производить преобразование звука из аналогового в цифровой и обратно внешними конвертерами, а в компьютер вводить его уже в цифровом виде. Поскольку у нас есть DAT магнитофон Tascam DA-P 1, на который мы записываем звучание инструментов, то мы использовали его конвертеры.

Digital Audio Labs Digital Only Card (550$)
В комплект поставки входит собственно плата, дискета с программным обеспечением и руководство пользователя. Минимальные системные требования: 386 DX/40, DOS 4.01, 200 Мб жесткий диск с 16- или 32-разрядной шиной, для работы под Windows 3.1 минимум 4 Мб RAM. Джампером устанавливается адрес ввода-вывода платы, все остальные настройки производятся программным образом. Плата имеет цифровые входы и выходы формата SPDIF на разъемах RCA и может работать с частотами 48, 44,1 и 32 кГц.

В руководстве пользователя описан процесс инсталляции драйвера только для Windows 3.11. Инсталляция под Windows 95 описана в файле Readme на прилагающейся дискете. Кроме того, прилагаются драйверы для Windows NT 3.5, 3.51 и 4.0, а также программа записи и воспроизведения звука под DOS.

 
Digital Audio Labs Digital Only Card  
   

Следует признаться, что во время первой инсталляции платы я сделал две серьезные ошибки. Во-первых, я выбрал драйвер DAL Digital Only Card (Second Card), решив, что поскольку в системе уже установлена плата Turtle Beach TBS 2000, то DAL надо ставить как вторую плату. К тому же этот драйвер предлагался и по умолчанию. Сделав это, я сразу вспомнил, что в описании сказано про возможность одновременного использования двух плат Digital Only, а в разделе про использование DAL совместно с другими звуковыми платами ничего не говорится про то, что ее надо устанавливать как "вторую" (про это вообще ничего не говорится ни в руководстве, ни в Readme, ни в сети). И тут я сделал вторую, непростительную ошибку. Вместо того, чтобы перезагрузиться (только после этого изменения вступают в силу) и потом удалить драйвер, я сразу запустил программу добавления новых устройств и установил плату еще раз, уже как единственную. В результате получилось то, что и должно было произойти: после перезагрузки компьютера появилось диалоговое окно, в котором Windows жаловалась на отсутствие платы Digital Only 2. Нажатие кнопки OK приводило к зависанию компьютера по полной программе.

В первую очередь необходимо было реанимировать Windows. Я вспомнил, что во время инсталляции Digital Only как второй платы, в диалоговом окне настроек был указан не тот адрес порта, что ставится по умолчанию, а адрес этот должен совпадать с установленным на плате джампером. Вынув плату, я убедился, что адрес не совпадает. Изменив его, я получил возможность загрузить Windows.

Первым делом я кинулся в раздел Система/ Устройства (Панели Управления). Там никакого упоминания о Digital Only не было. Однако запустив программу Cool Edit я обнаружил не одну, а две платы DAL в диалоговом окне программы, предназначенном для выбора устройств записи и воспроизведения. Ни одна из них не работала (при попытке воспроизведения оно прекращалось почти мгновенно), поэтому я решил не настраивать и так криво установленные драйверы, а удалить их и начать сначала. Однако как же их удалить? Потыркавшись некоторое время туда-сюда, я, наконец, зашел в раздел Мультимедиа/ Дополнительно (Панели Управления), где обнаружил и безжалостно уничтожил оба устройства.

Вторая инсталляция прошла хорошо, если не учитывать, что в результате Digital Only Card не работала ни на запись, ни на воспроизведение. Пришла пора настройки. Для начала я занялся прерыванием. По умолчанию стояло 10, которое использует и TBS 2000. Вообще, надо сказать, компьютер, на котором все это проверялось, не самый свободный в мире. Много чего в него напихано и к нему подключено, и все это требует своей доли системных ресурсов. Особенно этим отличается TBS 2000, которая, конечно, хорошая плата, и совместимость с Sound Blaster у нее на высоком уровне, но, похоже, она забирает все системные ресурсы до которых может дотянуться.

Прерывание 3 (его использует порт COM2, к которому подключен модем) позволило уже произвести запись и воспроизведение. Однако при запуске воспроизведения наблюдались щелчки, а запись вообще происходила урывками. Установка прерываний 15 и 7 ничего не дала (воспроизведение останавливалось), поэтому единственный способ продолжения настройки был возврат к прерыванию 3 и попытка изменения других параметров платы.

Здесь пора сказать, что для первоначальной проверки я пользовался программой Cool Edit. Когда первый раз это программа отказалась воспроизводить файл через Digital Only Card, я попробовал другую программу, но та вела себя также, поэтому я вернулся в Cool. Испробовав все возможные настройки платы, я уже в последней надежде запустил Media Player. И что вы думаете? Файл воспроизвелся нормально. Тогда я попробовал программу Wave 2.04, в ней и с воспроизведением и с записью все было в порядке. То же самое в программе Cakewalk Audio. Так что щелчки при воспроизведении и пропадания при записи оказались связаны с программой Cool Edit.

Прочитав файл подсказки для Cool Edit я сделал все предлагаемые там изменения системных файлов. Но единственное, что смогло убрать щелчки при воспроизведении и пропадания при записи - это установка параметров Total Buffer Size [2] seconds using [12] buffers. При воспроизведении в программе WaveLab 1.6 также слышались щелчки, которые тоже убирались изменением числа буферов (Options/ Preferences/ Audio Card/ Buffer Number).

Однако не все проблемы были решены, и они уже не были связаны с какой-то одной программой. При воспроизведении в любой программе (кроме уже указанных я использовал Sound Forge 4.0b и Samplitude 4.02) время от времени были слышны негромкие потрескивания, особенно заметные на синусоидальной волне. Во-вторых, и это хуже, иногда происходило пропадание звука на ощутимое время (около секунды). Такие выпадения случались не часто, но регулярно, примерно раз в 5-7 минут.

 
Digital Audio Labs Digital Only Card  
   

С платой поставляется драйвер версии 1.3. На сайте DAL указано, что текущая версия драйвера - 1.4. Скачав ее, я обнаружил, что внутри находится драйвер версии 1.31, однако установив его, некоторые улучшения я заметил. Во-первых, при инсталляции драйвер для одинокой платы выбран по умолчанию и называется он более правильно, так что все сразу понятно. При настройке параметров прерывание 3 было выбрано по умолчанию, но это могло быть результатом предыдущих настроек (хотя я удалил предыдущей драйвер из системы). При воспроизведении обнаружилось исчезновение мелких потрескиваний. А в Cool Edit не было щелчков и при изначальных установках. Но пропадание звука осталось.

Пришло время обратиться в службу технической поддержки. Надо сказать, что хотя я и описываю каждую плату по очереди, опробование их происходило одновременно и электронная почта была направлена всем сразу. Первым пришел ответ от Digital Audio Labs. Среди нескольких советов было и предложение отключить 32-разрядные драйверы для дисков защищенного режима (Контрольная панель/ Система/ Быстродействие/ Файловая система/ Устранение ошибок). Это полностью сняло проблему, а включение драйверов в последующем снова привело к появлению пропаданий. Так что, с одной стороны, решение было найдено, с другой стороны, решение это очень сомнительное. Система помощи Windows 95 указывает на необходимость использовать отключение 32-разрядных драйверов для дисков защищенного режима только в крайнем случае, поскольку подобное отключение сильно понижает ее (Windows) скорость работы. По сообщению российского дистрибьютора фирмы Digital Audio Labs подобная проблема может быть решена установкой Service Pack 1 для Windows 95.

Хочу сразу оговориться, что все упомянутые в этой статье проблемы и способы их решения могут быть связаны исключительно с моей системой, то есть с имеющимся у меня сочетанием программного и аппаратного обеспечения и к вам они могут не иметь никакого отношения. Причина, по которой я подробно их описываю, состоит в том, чтобы показать, что большинство проблем можно легко решить, потратив на них пару недель и имея доступ к Интернету для обмена посланиями со специалистами фирм-производителей.

Попытка испытать возможность одновременной записи и воспроизведения выявила недостаток использования DAT магнитофона вместо отдельных преобразователей, поскольку в нем (во всяком случае в имеющейся у нас модели) может быть активен или цифровой или аналоговый входы, но не оба вместе. Кроме того, то, что поступает на цифровой вход, одновременно идет и на цифровой выход, так что, теоретически, мы могли бы записать только то, что воспроизводим. Но и этого не произошло, поскольку плата жаловалась на несовпадение частоты дискретизации воспроизводимого файла и поступающей на вход. Однако это нельзя отнести к недостаткам платы, а, как уже говорилось, является недостатком использования DAT магнитофона вместо преобразователей. Выходом, в данном случае, может быть мониторинг записанного через другую плату, тем более, что иметь обычную, совместимую с Sound Blaster, звуковую плату совсем не помешает.

AdB Multi!Wav Pro 18 (590$)
Кроме платы и двух дискет (одна с программой установки и одна с программой Sound Forge XP) в комплект поставки входит только описание начала процесса установки на двух листках бумаги. Руководство пользователя находится в Интернете, что, конечно, хорошо, но в основном для тех, кто имеет туда доступ.

Для установки платы необходимо сначала установить и запустить программу DriverLink. Одновременно с программой открывается файл помощи в котором подробно, шаг за шагом, описаны дальнейшие действия. Если вы изменяете какие-либо параметры платы, то на экране появляется картинка переключателей, которые надо физически установить на плате. Когда все изменения сделаны, можно выключить компьютер и установить в него плату. Затем устанавливается WAV драйвер, а также конфигурируются программные опции. Фирма производитель несколько раз в процессе инсталляции напоминает, что для настройки платы в дальнейшем необходимо использовать программу DriverLink, а не стандартные средства Windows 95.

 
AdB Multi!Wav Pro 18  
   

Инсталляция прошла без проблем. Прерывание плате не нужно, а адрес и каналы DMA сработали изначальные (всего есть 64 адреса). По умолчанию указан формат цифрового интерфейса AES/EBU, так что пришлось поменять на SPDIF. Плата имеет два оптических цифровых разъема (формат как SPDIF, так и AES/EBU) и три трехконтактных джека. Один джек является мониторным аналоговым стерео выходом (повторяет цифровой) с уровнем достаточно мощным даже для наушников. Еще два джека предназначены для обычного SPDIF и AES/EBU интерфейса. Напомню, что стандартными разъемами для SPDIF являются RCA, а для AES/EBU - XLR. Так что придется подготовить переходники или соответствующие нестандартные кабели. Надписи, определяющие предназначение разъемов, расположены не совсем понятно, так что в процессе работы с платой я часто путал мониторный выход с входом. Плата позволяет производить преобразование форматов цифрового сигнала (SPDIF - AES, оптический - коаксиальный) в реальном времени.

 
AdB Multi!Wav Pro 18  
   

Плата работала почти без проблем. Во всех программах ни потрескиваний, ни выпадений не наблюдалось. Для более быстрой синхронизации принимающего устройства плата может постоянно передавать несущую частоту. Вы можете установить функцию Default Playback Carrier Rate на какую-то определенную частоту (32, 44,1 или 48 кГц) или выбрать Last Rate Used, в последнем случае будет установлена частота, использованная последней. С этим связана и фраза "почти без проблем". Переключение частот не всегда проходит гладко и тогда на выходе появляется непотребно искаженный шумовой сигнал. Однако после долгих терзаний я не могу утверждать, что это недостаток или поломка платы. Вполне возможно, что плата воспроизводит нормально, а DAT не может как следует произвести переход на новую частоту, так как в некоторых случаях помогало отключение и последующее включение записи на магнитофоне или просто его отключение от сети. Всегда помогало переключение частоты (с возвращением искомой) программой DriverLink. Ответ от службы технической поддержки AdB пришел последним и в нем содержалось непонимание моего вопроса.

С платой поставлялся WAV драйвер и программа DriverLink версии 2.21. Текущая версия DriverLink - 3.11, WAV драйвера - 3.10. Новые возможности: поддержка четырех независимых выходов, возможность дополнительной установки прерывания (IRQ), аппаратное перепрограммирование "на лету", управление несколькими платами из одной программы DriverLink. Обновление происходит в два этапа: сначала обновляется программа DriverLink, затем WAV драйвер. Проблем при обновлении не возникло, но с частотами ничего не изменилось. Я заметил, что если сразу после перезагрузки запустить DriverLink, то воспроизведение происходит нормально. Производитель рекомендует постоянно держать программу запущенной в свернутом состоянии. Почему тогда новая версия программы DriverLink не имеет кнопки свертывания окна? Это можно сделать щелкнув правой кнопкой мыши на заголовке окна и выбрав "Свернуть", но все же...

Плата Multi!Wav позволила произвести одновременную запись и воспроизведение, однако, по причине использования DAT магнитофона вместо конвертеров, записано было то, что воспроизводилось. Если вы все-таки хотите одновременно воспроизводить и записывать при помощи этой платы и DAT магнитофона, то вам может помочь наличие аналогового мониторного выхода для прослушивания записанного.

 
AdB Multi!Wav Pro 18  
   

После обновления версий можно использовать аналоговые и цифровые выходы платы отдельно. Для этого надо установить программный модуль Quad Output. Процесс его установки также прошел безболезненно, за исключением одного: в описании процесса сказано о необходимости выбрать опцию Display Reserved Devices на странице Advanced программы DriverLink. Однако у меня такой опции на странице не оказалось. Появилась она только после перезагрузки и оказалась полезной. Дело в том, что кроме появления раздельно цифрового и аналогового выхода платы среди выходных устройств, во входных устройствах плата Multi!Wav оказалась упомянута два раза. Выбор опции привел к тому, что одно из упоминаний сменилось на Multi!Wav Reserved N/A. Переключение между режимами происходит в программе DriverLink посредством замены операционной системы платы (Hardware/Select Multi!Wav OS) и не требует перезагрузки компьютера. Я попробовал эти возможности в Samplitude 4.0 и Cakewalk Audio 6.0 и убедился, что все работает.

Вы можете использовать две платы Multi!Wav одновременно. Драйверы для Windows 3.1 и 95 прилагаются, для NT производитель обещает выпустить со дня на день. Несколько позже должна появиться возможность работать с частотой 96 кГц, а потом и с разрядностью 24 бит.

Zefiro Acoustics ZA 2 (690$)
Упаковка ZA 2 производит приятное впечатление: большая коробка, смягчающий поролон сверху и снизу... Кроме платы, руководства пользователя и инсталляционной дискеты в поставку входит также кабель с 15-контактным разъемом с одной стороны и двумя RCA и двумя XLR разъемами с другой.

Zefiro Acoustics ZA 2

Плата имеет два разъема оптического интерфейса (SPDIF), два разъема RCA для электрического SPDIF интерфейса и 15-контактный разъем. К этому разъему подключается прилагаемый кабель с двумя RCA (мама) разъемами аналогового выхода и двумя XLR (мама и папа) разъемами AES/EBU интерфейса.

Минимальные системные требования: 486/50. Частоты 32, 44,1, 44,056 и 48 кГц. Плата позволяет производить преобразование частоты на входе из 32 и 48 кГц в 44,1 в реальном времени. Возможно также преобразование цифровых форматов.

Руководство пользователя начинается сразу с описание сложных технических вещей и не имеет раздела "Getting Started".

Zefiro Acoustics ZA 2 Инсталляция прошла без проблем, все параметры, кроме адреса ввода/вывода, были выбраны автоматически (адрес изменяется джампером). ZA 2 - единственное из представленных устройств, которое появилось в разделе Система/ Устройства (Панели Управления), а не только в Мультимедиа/ Дополнительно. На панели задач появилась пиктограмма ZA, нажатие на которой левой кнопки мыши приводит к появлению меню, при помощи которого можно управлять различными функциями платы. Одна из опций, а именно Change DMA Buffer Size никак не описана в руководстве. При нажатии правой кнопки мыши на пиктограмме ZA появляется регулятор громкости аналогового выхода платы.

Воспроизведение звука происходило без проблем, включая и нормальное переключение частот. А вот одновременная запись и воспроизведение не произошли никак по все тем же причинам, связанным с использованием DAT магнитофона вместо конвертеров. В режиме Play/Rec Simultaneous плата жаловалась на несовпадение частоты входа и выхода. А Cakewalk вообще отказался даже воспроизводить, пока не была выбрана опция, отключающая возможность одновременной записи и воспроизведения (Disable Simultaneous Record/Playback). Попытки что-то сделать приводили к зависанию Cakewalk и даже всей системы. Не произошло одновременности и в программе Samplitude 4.0. Если же вы все-таки хотите записывать и воспроизводить одновременно, а автономных конвертеров у вас нет, то в этом случае можно использовать аналоговые выходы платы. Подключаете DAT только ко входу платы, а воспроизведение слушаете с аналоговых выходов.

Обнаружилась неприятная особенность: если во время воспроизведения аудио проигрывать еще и MIDI через волновой синтезатор TBS 2000, то и на аналоговом и на цифровом выходе наблюдается быстрое перемещение звука между каналами, особо хорошо заметное при воспроизведении одного канала. Происходит это независимо от того, в какой программе воспроизводятся аудио и MIDI файлы. Если вместо волнового синтезатора указать FM (все того же TBS 2000), то перемещение каналов прекращается.

Ответ от службы технической поддержки Zefiro Acoustics пришел вторым, но ничего конкретного в нем не оказалось, кроме указания на вероятный DMA конфликт и удивления, что это не влияет на другие платы. Говорилось в нем и о влиянии PCI VGA (см. врезку далее). Я установил новые версии драйверов для видео платы и переустановил TBS 2000 с новыми драйверами. Ничего не изменилось и проблема так и не была решена.

 
На сайте Zefiro Acoustics есть очень полезная статья под названием "VGA kills audio", повествующая об отрицательном влиянии PCI видеоадаптеров на звук. Не вдаваясь в технические подробности перескажу вкратце смысл статьи. Дело в том, что многие производители PCI видеоадаптеров используют способ ускорения работы своих изделий, который приводит к нелегальному захвату шины. Это практически никак не влияет на другие компоненты компьютера за исключением звука.

Вы можете легко выяснить, касается ли это вашей системы. Запустите программу воспроизведения WAV файлов и во время воспроизведения возьмите мышью за заголовок окна и быстро перемещайте его. Если при этом вы слышите треск, щелчки или пропадание звука значит у вас есть эта проблема.

На самом деле в этом нет вины ни звуковой платы, ни видеоадаптера. Виноват драйвер видеоадаптера. Автор указывает, что, возможно, драйверы Microsoft ведут себя корректнее в этом плане, но у меня проблема была и с драйверами Microsoft, и с драйверами производителя. Некоторые производители (Tseng Labs и Matrox) предлагают возможность решения проблемы посредством определенных указаний в системных файлах. Что конкретно нужно сделать можно узнать непосредственно из статьи. К сожалению для плат других производителей эта проблема пока не решается.

 
   

Производитель обещает, что в будущем все прилагающиеся программы будут существовать для Windows. Пока что некоторые из них работают под DOS. Две могли бы быть мне полезны: кодирования в формат MPEG и резервного копирования на DAT. Однако они требуют возвращения к такому административно-командному стилю работы, что делать этого никак не хочется. Я даже не нашел в себе силы проверить их работоспособность, в чем, конечно, каюсь, но о чем не жалею. Вероятно самые неленивые из вас найдут возможность сохранения 1,2 Гбайт данных (любых, не только звуковых) на двухчасовую DAT кассету полезной.

С платой поставлялся драйвер версии 1.11. Текущая версия - 1.30. Поскольку на момент написания статьи сайт Zefiro Acoustics не работал, то пришлось скачать новую версию драйвера с сайта британского дистрибьютора этой компании. Установка новой версии ничего не изменила. Впрочем, производитель сообщает, что с этой версией ZA 2 может записывать и воспроизводить 20-разрядный звук, если использовать способные на это программы, например WaveLab или Red Coaster, и соответствующие конвертеры, что, конечно, очень ценно для их владельцев.

Вывод
Какой же вывод из всего вышеизложенного? Все платы имеют свои недостатки. Но по совокупности достоинств, недостатков и цены, а также учитывая наши задачи, я выбрал AdB Multi!Wav. Ее недостаток самый редко проявляющийся (не так уж часто я воспроизвожу файлы, записанные с разной частотой) и легче всего лечится. Наличие аналогового выхода и возможность его автономного использования - большой плюс. Обещания будущих возможностей всегда следует воспринимать скептически, но фирма доказала серьезность своих намерений выпуском программного модуля Quad Output. Так что можно с большой долей оптимизма надеяться на появление возможности работать с частотой семплирования 96 кГц и разрядностью 24 бита. Отсутствие стандартных разъемов не украшает плату, но это вопрос решаемый. Плата AdB Multi!Wav официально рекомендуется фирмой Steinberg для использование с программой WaveLab, хотя есть сведения, что неофициальным фаворитом среди специалистов Steinberg является ZA 2.

 

DSPACE
Мне удалось познакомиться с предварительной версией платы DSPACE российской фирмы SPACE Labs. Вернее, аппаратная часть платы уже готова, осталось только доделать программную часть и все элементы готового коммерческого продукта (программа инсталляции, руководство пользователя, упаковка и т. д.). Производители обещают завершить этот процесс уже к моменту выхода данной статьи, что, впрочем, еще не факт, поскольку впервые эту плату в полуготовом виде я увидел пару лет назад. Минимальные системные требования: SX 386/33, 10 Мб свободного места на диске, 4 Мб ОЗУ, Windows 3.1. Адрес ввода/вывода устанавливается джампером, остальные параметры - программно. Разъемы: RCA, 9-контактный, оптические. Интерфейсы SPDIF и AES/EBU. Есть два внутренних входа, например для CD-ROM или звуковой платы с цифровым выходом. DSPACE может производить изменение формата цифрового звука в реальном времени. Плата не имеет ни одной из указанных в статье проблем плат других производителей, но имеет свою: она не воспроизводит моно файлы, что препятствует работе с ней некоторых программных синтезаторов и подключаемых программных модулей, имеющих моно выход. Стоимость около 400$.

 
   

Следует отметить, что описанные в статье платы - не единственный способ получить цифровые входы и выходы для вашего компьютера. Сейчас цифровые интерфейсы являются составной частью многих систем записи на диск и плат с несколькими выходами. Пожалуй, самый недорогой способ - приобретение дополнительного цифрового интерфейса для звуковых плат Turtle Beach Pinnacle и Fiji, если, конечно, сами звуковые платы у вас уже есть или вы их все равно собираетесь приобрести. Однако цифровой интерфейс в этих платах реализован не слишком удобно и подходит лишь для использования время от времени. К тому же, в скором времени должна поступить в продажу недорогая плата PCI 24 фирмы Lucid Technology.

Zefiro Acoustics ZA 2 299$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи
Посещений: 17860 | Проголосовавших: 16 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА