Начало
 
 


Другие контроллеры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Peavey PC 1600 X

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
июль 1999

Любой человек, который когда-либо работал с компьютерными секвенсорами или программными "виртуальными студиями", хорошо знает как неудобно производить многие операции при помощи мыши. Поэтому большинство опытных пользователей используют клавиатурные сокращения ("горячие" клавиши) где только можно - работа таким манером ускоряется. А еще более продвинутые пользователи покупают себе MIDI контроллеры с множеством программируемых кнопок и фейдеров, и во время сеанса записи вообще не притрагиваются к "хвостатой" - мышь используется только при графическом редактировании. Еще одно преимущество при таком методе работы - контроллер можно утащить метров на пять от компьютера, что при работе в гордом одиночестве с микрофонами избавляет от многочисленных стрессов.

Разумеется, область применения MIDI контроллеров не ограничивается только управлением компьютерными программами. Хорошо иметь такое устройство в студии, в паре с мастер-клавиатурой. Таким образом, всегда можно "порулить" резонансный фильтр или LFO любого звукового модуля, стоящего где-нибудь в дальнем углу, не прибегая к редактированию с передней панели. А о модных нынче развертках фильтра и говорить нечего... Еще можно использовать контроллер для управления несколькими процессорами эффектов, ведь для настройки на каждый из них достаточно поменять пресет и переключить порт вывода в секвенсоре. Делается это гораздо быстрее - не надо плестись к рэковой стойке, щелкать кнопками, а потом возвращаться через кучу проводов назад, к "командирскому" месту.

Короче, многофункциональный MIDI контроллер - вещь весьма полезная в современном студийном хозяйстве. Но, как это ни странно, производителей таких устройств можно пересчитать по пальцам одной руки - конкуренция в этом секторе рынка не очень большая. Самые главные контроллеростроители - это фирмы Peavey и JL Cooper. Их продукция стоит не дешево и пользуется хорошей репутацией. Последнее время им на пятки стала наступать британская фирма Kenton Electronics, выпустившая 8- и 16-фейдерные устройства под общим названием Control Freak. Старшая модель очень близка к Peavey PC 1600 X, но стоит почти на сотню долларов дешевле. Также на этом поприще засветилась фирма Roland, еще года три назад выпустившая недорогой MCR 8 (сейчас он стоит в Москве меньше 200 долларов), и одна малоизвестная британская фирма Keyfax Hardware, продвигающая маленький и симпатичный контроллер Phat Boy. Вот и весь "рынок".

Фирма Peavey выпустила свой первый MIDI контроллер PC 1600 еще в 1993 году. Новинка вышла настолько удачной, что выпускалась без изменений почти шесть (!) лет: при современных темпах развития музыкальной промышленности - срок очень большой. И вот совсем недавно устройство было обновлено, что выразилось в прибавлении к номеру 1600 буквы "X" (от слова eXtended - расширенный).

Тотальный контроль
Peavey PC 1600 X (515$) имеет 16 программируемых 60-мм фейдеров и 16 программируемых кнопок. Рядом с ними есть большое колесо ввода данных, которое, во-первых, дублирует активный фейдер и позволяет выставить нужное значение более точно, а во-вторых, используется во время редактирования. Над колесом - небольшой жидкокристаллический дисплей с подсветкой (две строки по 20 символов). "Портрет" завершают четыре кнопки управления курсором и шесть системных кнопок. На задней панели находятся два MIDI разъема (In, Out) и два гнезда для CV (Control Voltage) педалей. В одно из этих гнезд вместо педали можно подключить два педальных переключателя (Footswitch).

 
Peavey PC 1600 X  
   

 
Peavey PC 1600 X задняя панель  
   

По замыслу разработчиков контроллер можно включать в MIDI цепь не только обычным способом - In в Out и наоборот, - но и устанавливать его в разрыв между передающим и принимающим устройствами. В этом случае порт Out начинает работать как Thru, а в основной сигнал добавляются MIDI сообщения с контроллера. Кроме этого, Peavey PC 1600 X может работать в качестве преобразователя CV/MIDI.

Фейдеры устройства довольно ощутимо сопротивляются руке - это облегчает выставление точной позиции. Но при необходимости точного попадания в цель удобнее пользоваться большим колесом ввода данных - его полный оборот соответствует изменению текущего параметра на восемь единиц. Кнопки также нажимаются с некоторым усилием и сигнализируют о свершившемся негромким щелчком, что надежно страхует от случайных нажатий. Сам контроллер буквально "прилипает" к столу своими резиновыми ножками и сдвинуть его с места в горизонтальной плоскости весьма затруднительно. В общем, внешне устройство выполнено очень добротно.

После включения "железки" на дисплее появляется название первой пресетной программы. Всего пресетов - 50. Среди них есть с десяток программ для работы с секвенсором, типа Volume with mute (Громкость с заглушением), Transport Control (Управление транспортом), или Change Program (Смена программы). Все остальное - программы для управления различными студийными устройствами. Среди которых: системы записи на жесткий диск Akai DR 8/16, Roland VS 880 и Digidesign Pro Tools/Session 8, процессоры Ensoniq DP 2/4, TC Electronic Finaliser, Peavey Addverb III, Lexicon LXP 15 и PCM 70/80, гармонайзер Digitech Vocalist Workstation, семплеры Akai S 2000/3000, звуковые модули Roland JV 1080 и E-mu Planet Phatt, микшер Yamaha ProMix 01 и пульт управления ADAT BRC.

Все пресеты поддаются произвольному редактированию и сохранению. Также программы можно закачивать в контроллер по MIDI, посредством SysEx сообщений. Файлы Mid и Syx с программами для Peavey PC 1600 X водятся в интернете, например на www.peavey.com. Можно найти пресеты для Cubase VST, Kurzweil 2000/2500, E-mu Proteus и многих других.

Для запоминания положения фейдеров, кнопок и педалей в распоряжении имеются 100 сцен. Соответствующее меню вызывается на дисплей кнопкой Scene. Процесс запоминания состоит всего из двух шагов: выбора свободной сцены и нажатия кнопки Enter. Столь же просто сцены вызываются из памяти. Причем, MIDI сообщения, записанные в сцене, передаются независимо от текущего пресета. Сцены никак не редактируются - их можно только по отдельности обнулять. К сожалению, отсутствует возможность вызывать сцены по MIDI.

Нажатие кнопки Utility приводит к появлению на экране меню системных настроек. В этом меню можно выбрать передающие и принимающие MIDI каналы, настроить MIDI фильтр и параметры прохождения SysEx сообщений, указать способ реагирования на сообщения Program Change (PC 1600 X может под воздействием этого сообщения переключать пресеты, но этот режим может быть отключен с сохранением сквозного прохождения Program Change), поменять идентификационный номер устройства. Также здесь можно настроить яркость дисплея, назначить педальные переключатели и поменять режим использования программируемых кнопок. Для инициализации собственных пресетов и закачки уже готовых по MIDI также следует обращаться в это меню.

Программирование
Если среди пресетных программ нет ни одной подходящей, то можно либо отредактировать существующую, либо с нуля создать новую. В обоих случаях это делается очень просто при знании основ MIDI, только во втором случае приходится выполнять на две операции больше (инициализация и ввод нового названия пресета). Также можно скопировать любую программу и делать с ней все, что заблагорассудится. Для входа в меню редактирования служит кнопка Edit. Причем, при ее нажатии фейдеры и кнопки продолжают передавать соответствующие MIDI сообщения, то есть существует возможность во время редактирования сразу проверять свои действия.

Любой фейдер может работать в одном из четырех режимов: отсутствия MIDI сообщений (No message), передачи контроллеров (Controller), мастер-фейдера (Master fader - в этом режиме можно создавать подгруппы) и в режиме передачи "шестнадцатеричных последовательностей" (Hexadecimal string - это могут быть сообщения SysEx, например). В последнем случае сообщение формируется прямо на соответствующей странице меню с помощью кнопок курсора и колеса ввода данных (надо сказать, что ввод шестнадцатеричных символов - занятие довольно нудное). Также можно задавать диапазон значений SysEx сообщения и передавать его вместе с контрольной суммой (Checksum). Помимо этого, каждому фейдеру можно присвоить имя собственное, которое во время его активизации будет выводиться на дисплей.

Программируемые кнопки могут существовать в следующих ипостасях: отсутствия сообщения (Off/Fader ID), заглушения и солирования фейдера (Mute и Solo fader), передачи сообщения смены программы (Program Change), передачи сообщений нажатия/снятия ноты (Note on/off), передачи одной или двух шестнадцатеричных последовательностей (String, String PRS/RLS и String toggle), передачи сцены (Send scene) и передачи значения фейдера (Send Fader). В последнем случае сначала при помощи фейдера точно выставляется значение контроллера или SysEx, а затем с помощью кнопки оно передается дальше по MIDI. Выбор режима String toggle позволяет назначить одну последовательность на первое нажатие кнопки, а еще одну - на второе. А String PRS/RLS - это вариант передачи двух последовательностей, но только при нажатии/ отпускании кнопки.

Две CV педали могут выполнять ту же самую работу, что и фейдеры. Особенно полезно использовать их в качестве мастер-фейдеров при микшировании 16 каналов. Педальные переключатели способны выполнять следующую работу: дублировать кнопку Enter, пролистывать пресеты, сохранять и передавать сцены, передавать сообщения старта/ остановки секвенсора, передавать сообщения ноты и заглушать каналы.

Помимо настроек фейдеров, кнопок и педалей, в пресете можно сохранить сообщения выбора банка и программы, уровни всех MIDI каналов, команду вызова определенной сцены, а также любое SysEx сообщение объемом не более 80 байт.

В работе
Самая удобная на сегодняшний день программа для работы с Peavey PC 1600 X - это Cakewalk 8.0. Во-первых, органы управления ее виртуального микшера произвольно настраиваются на любые MIDI сообщения (команда Remote Control контекстного меню панели), а во-вторых, любые команды меню и транспорта могут быть продублированы любыми MIDI сообщениями. Это позволяет максимально использовать все ресурсы контроллера. Кстати, Peavey не случайно выбрал именно Cakewalk для своей новой системы Studio Mix, состоящей из восьмифейдерного контроллера и вышеозначенной программы. MIDI-дублирование команд меню и транспорта есть и в Logic Audio. Но для работы с ее панелями микшера приходится настраивать сам Peavey. У Cubase транспорт "мидирован", а для работы с аудио микшером надо скачивать из Интернета специальный пресет, либо писать его самостоятельно. Та же самая история и с Samplitude 24/96 v.5.12 и выше, но специальный пэтч, который находится на дистрибутивном CD, надо уже устанавливать в саму программу. В результате, с помощью контроллера можно управлять транспортом, скроллингом, масштабом изображения и микшером.

У контроллера есть одна очень приятная особенность: при переключении пресетов на выход не передаются никакие MIDI сообщения (если только это специально не указано). Поэтому с Cakewalk очень просто создать систему микширования 24-32 MIDI и аудио каналов. Для этого нужно написать два пресета с разными MIDI контроллерами на фейдерах, а в программе эти контроллеры присвоить виртуальным движкам панели микшера. То есть, дорожки 1-16 управляются первым пресетом, а 17-32 - вторым. А для быстрого переключения между ними оптимально использовать педальные переключатели. Таким же образом "мидируются" и остальные органы и функции управления - пишутся новые пресеты и все.

Очень полезна функция Master fader. Если включить ее, то с помощью одного физического фейдера можно управлять одновременным изменением параметров нескольких других фейдеров устройства. В режиме Mute кнопка просто обнуляет значение соответствующего фейдера, а при повторном нажатии - восстанавливает. Зато в режиме Solo при повторном нажатии кнопки почему-то восстановления исходных значений фейдеров не происходит. Так что этим режимом лучше не пользоваться, а то придется восстанавливать всю картинку вручную. Но если уж кнопка Solo необходима, то нужно сохранить текущее положение фейдеров в сцене - только в этом случае их можно будет затем оперативно восстановить.

Заключение
В общем и целом, Peavey PC 1600 X производит приятное впечатление. Он очень прост в управлении, надежен и универсален. Попробовав его один раз, уже совсем не хочется возвращаться к обычным способам работы с секвенсором. Единственное, что, пожалуй, ограничивает массовое распространение этого устройства - относительно высокая цена.

Peavey PC 1600 X 515$
Петрошоп

  Мониторинг цен по объявлениям

Средняя 246.
250 (20.06.2002), 240 (24.01.2004), 240 (12.02.2004), 250 (15.05.2005), 250 (28.01.2007).

Приводятся цены по объявлениям, ранее размещенным на сайте МО в разделе Продажа. Полный список здесь.

  Оценка статьи
Посещений: 13683 | Проголосовавших: 13 | Средняя оценка: 4.1

   

  Форум

pc 1600 x presets

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА