Дмитрий ПОПОВ
Владимир СЕВОСТЬЯНОВ

Музыкальное Оборудование
апрель 2000

Вообще-то история развития человечества (особенно науки и искусства) говорит о постоянном движении в сторону специализации. В Древней Греции люди стремились преуспеть в спорте, воинском деле, науке и искусстве одновременно. В эпоху Возрождения встречается немало примеров одновременных успехов в науках и искусствах (один Леонардо Да Винчи чего стоит). Ученые XVII-XVIII веков нередко обладали обширными знаниями в разных областях науки (например, Ньютон, известный своими открытиями в области физики и математики). А современный математик, хотя, скорее всего, и знает в общих чертах, что происходит в соседних областях науки, но досконально разбирается только в каких-нибудь «повторяющихся многомерных функциях».

С другой стороны, совершенно обратную тенденцию мы можем видеть в области современной музыки и звукозаписи. Еще не так давно, в 70-х и начале 80-х годов, можно было точно разделить обязанности: этот музыку сочинил, этот будет записывать, этот будет сводить, а вот этот волосатенький сыграет на гитаре. Даже появление MIDI ничего поначалу не изменило — наоборот, появились специальности «MIDI-мастер», «программист синтезаторов и ритм-машинок», «редактор семплов» (род занятий, а не вид программ).

Но в 90-х годах, особенно ближе к середине, произошли разительные перемены. Общие влияние MIDI, компьютеров, цифровых технологий и массового производства привело к снижению цен на орудия музыкально-звукового производства, устройства стали проще в обращении и в техническом обслуживании. Последствиями всего этого стало постепенное, но непрерывное размывание границ специализации.

Сначала слились композитор, аранжировщик и исполнитель — теперь это часто один человек. Если раньше вы хотели записать барабаны, то вам был нужен барабанщик. Желание иметь на записи симфонический оркестр требовало оплаты 130 человек. Теперь можно взять соответствующий звуковой модуль или загрузить в семплер необходимую библиотеку звуков.

Затем дошел черед и до записи — вместо обращения в специализированные коммерческие студии и к специалистам по записи и сведению авторы-исполнители стали создавать собственные студии. Сотрудники коммерческих студий поначалу относились к этим попыткам снисходительно, называя подобные студии «проектными» и даже «домашними», но ирония быстро улетучилась, когда крупные студии начали терять клиентов и закрываться.

Сейчас на очереди мастеринг. Описываемые в данной статье устройства как раз предназначены для того, чтобы отнять этот род деятельности у специалистов и передать его в неопытные руки нашего условного, но очень активного автора-исполнителя-звукорежиссера.

Трудно однозначно ответить, почему так происходит. Возможной причиной является то, что в наше время готовой формой музыкального произведения чаще всего является не нотный текст и не исполнение на публике, а запись. Поэтому творческие личности стремятся взять в свои руки весь цикл создания.

Кстати, уже можно предположить, какой рубеж будет взят следующим, — распространение. Это может осуществляться посредством приобретения тиражного оборудования и самостоятельного изготовления ограниченного тиража (вместе с подготовкой оформления и т. д.), или распространения своей продукции через Интернет, в скачиваемом формате. Возможно и совмещение подходов — использование Интернета для рекламы своих записей с последующей продажей самостоятельно нарезанных компакт-дисков.

Естественно, у происходящего есть как положительные, так и отрицательные стороны. Но глупо сетовать и пытаться с этим бороться. Лучше постараемся извлечь необходимые уроки.

Мастеринг

Как уже говорилось в одноименной статье, мастеринг обычно состоит из трех этапов: монтажного редактирования, окончательной доводки звучания и вывода в требуемом формате. Рассматриваемые сегодня устройства предназначены для решения второго этапа — окончательной доводки звучания. Обычно, в мастеринговых студиях звук на этом этапе подвергается различной частотной и амплитудной обработке с использованием нескольких специализированных и высококачественных (читай — дорогих) устройств, цифровых и/или аналоговых. Очень важной при этом является задача избежать потерь в качестве сигнала при передаче его между устройствами. И если для аналоговых устройств эту задачу можно решить относительно просто, то с цифровыми все сложнее. Как известно, при цифровой обработке более качественное звучание можно получить если проводить вычисления и сохранять промежуточные результаты с высокой разрядностью и частотой дискретизации. Однако, насколько нам известно, не существует цифровых интерфейсов, поддерживающих разрядность более 24 бит. Вычисления же внутри устройств нередко производятся с разрядностью 32 и 48 бит. Таким образом, при передаче звука между устройствами необходимо постоянно производить понижение разрядности, что не лучшим образом сказывается на качестве звука. Да и частота дискретизации 96 кГц поддерживается не так давно, существуют даже два разных способа передачи звука с этой частотой по цифровому интерфейсу (single wire и double wire).

Подобные проблемы можно решить, если сосредоточить максимум необходимых видов обработки внутри одного устройства, обеспечивающего высокую разрядность сигнала вплоть до его вывода. Тогда нежелательные артефакты обработки будут находиться ниже порога слышимости.

Кроме того, именно использование цифровых технологий позволило удешевить процессоры (поскольку себестоимость цифровых устройств уменьшается при увеличении объемов производства особенно сильно) и сделать их доступными для более широких слоев населения, в том числе и для персональных студий. Наряду с очевидными преимуществами в этом есть и негативная сторона — далеко не все владельцы персональных студий обладают достаточным опытом и знаниями для правильного применения подобных устройств и не все имеют достаточно качественную мониторную систему, чтобы услышать все вносимые в звук изменения. Поэтому, если вы планируете подвергать ваши записи третированию в специализированной мастеринговой студии, лучше предоставлять им сведенный материал, не обработанный какими-либо дополнительными устройствами. Или, по крайней мере, иметь подобный материал в качестве запасного.

В результате неудивительно, что все представленные в этой статье устройства — цифровые. Что, впрочем, ограничивает их применение — далеко не всегда мастеринг делается в цифровом виде. С другой стороны, изначально подобные устройства и не предназначались для студий мастеринга, потенциальными покупателями считались записывающие студии, желающие без лишних забот придать сведенному результату законченный вид. А тот факт, что подобные процессоры все чаще встречаются именно в студиях мастеринга, свидетельствует о правильности выбранного производителями подхода.

Для обработки звучания при мастеринге, наряду с эквалайзерами, процессорами изменения стереобазы и утепления звука, нередко используется многополосная динамическая обработка. Остановимся на ней подробнее.

Многополосная динамическая обработка

Многополосная обработка отличается от обычной тем, что позволяет производить более или менее независимое изменение сигнала в разных частотных полосах, например, — раздельное компрессирование низких, средних и высоких частот. Принцип ее устройства не очень сложен: исходный сигнал поступает на кроссовер, где разделяется на несколько частотных полос, после чего каждая полоса поступает на отдельный процессор (компрессор, например). В финале все полосы суммируются для получения единого сигнала.

Многополосная динамическая обработка имеет ряд преимуществ перед обычной динамической обработкой. В случае широкополосного компрессора, при превышении исходным сигналом порогового уровня в любой части спектра, происходит изменение уровня всего сигнала. Конечно, возможно применение частотно-зависимой компрессии (при помощи входа управляющей цепи устройства, например) для изменения уровня только в том случае, если превышение порогового уровня происходит в определенной части спектра сигнала. Однако и в этом случае изменяется уровень всего сигнала. Поскольку в современной музыке большая часть энергии сосредоточена в области низких частот, широкополосное компрессирование нередко приводит к глухому общему звучанию, особенно в случае сильного компрессирования. Многополосная же обработка позволяет сильнее компрессировать сигнал без появления нежелательных эффектов и тем самым повысить субъективный уровень громкости.

Еще многополосная обработка позволяет изменить частотную характеристику общего звучания. Во многих случаях это — основная цель применения многополосных устройств, поскольку изменение частотной характеристики другими средствами (при помощи эквалайзера, например) дает другие результаты и подходит далеко не всегда. Однако это может быть и основным противопоказанием применения подобной обработки, поскольку, если частотный баланс звучания верный, — зачем его менять?

Способность многополосной обработки менять частотную характеристику звучания используется в радиовещании, где важно добиться схожего частотного баланса от песни к песне. При мастеринге это нередко используется для контроля низкочастотной области записи, получения более глубоких басов, столь востребованных в большинстве современных стилей музыки. Кроме того, многополосная обработка позволяет выделить отдельные инструменты в готовой фонограмме (если они, конечно, находятся в определенном частотном диапазоне).

В любом случае, основное предназначение подобных устройств — обработка всей записи в целом, хотя встречается и применение многополосных устройств для обработки групп инструментов или даже отдельных треков. Например, это может быть использование многополосного процессора в качестве деэссера.

Правильная настройка многополосного динамического процессора предъявляет немалые требования к оператору: необходимы фундаментальные знания о происходящих процессах для выбора правильных начальных значений параметров, опыт обращения с широкополосными динамическими обработками. В то же время невозможно дать однозначные рекомендации по установкам того или иного параметра — каждое произведение требует индивидуального подхода, поэтому необходима хорошая мониторная система, позволяющая расслышать вносимые в звук изменения, а также умение оператора слушать и слышать.

Как и в случае с любой другой обработкой, изменяющей первоначальный сигнал, негативные результаты при применении многополосных устройств может дать чрезмерное использование имеющихся возможностей. Например, совсем не обязательно устанавливать разные степени компрессирования в каждой полосе только потому, что у вас есть возможность это сделать. В большинстве случаев лучше использовать одинаковую степень в каждой полосе. Даже больше: наличие четырехполосного устройства вовсе не означает, что вы должны обязательно использовать четырехполосную обработку. Вполне возможно, что лучший результат получится при помощи трех-, двух- или широкополосной. Смысл приобретения многополосного устройства состоит в том, чтобы иметь возможность использовать многополосную обработку тогда, когда она необходима. А вот для того, чтобы понимать, какую обработку использовать в каждом конкретном случае, и необходим опыт.

 Многополосная обработка в радиовещании
Мастеринг не единственная область широкого применения многополосной обработки. В радиовещании динамическая обработка применяется для получения более высокого уровня громкости, помогающего бороться с высоким шумовым фоном окружающей обстановки (в автомобиле, например). Помогает это и в конкурентной борьбе радиостанций — поскольку психологически люди воспринимают сравнительно более громкий звук как более качественный, при переключении между станциями слушатель скорее остановится на более громкой. Кроме того, поскольку многие люди слушают радио с невысоким уровнем громкости, важно выровнять уровень сигнала, чтобы слушателю не приходилось постоянно изменять громкость. В то же время необходимо жестко ограничить максимальный уровень сигнала для предотвращения перемодуляции передатчика (теоретически, за этим следят соответствующие организации и наказывают нарушителей вплоть до отъема лицензии). И, наряду с пиковыми лимитерами, для этих целей часто применяют многополосную динамическую обработку.

Одним из самых известных (и одним из первых) многополосных устройств, применяемых в радиовещании, является лимитер Optimod фирмы Orban. Из более новых устройств можно отметить Aphex FM Pro Model 2020 (6495$) и TC Electronic DBMax (3250$).



Авторы записи по-разному относятся к ее изменению при радиотрансляции. Некоторые считают это искажением их творческого замысла, другие же, наоборот, хотят добиться подобного звучания уже на CD. Если первое для вас верно, рекомендуется делать отдельный мастеринг специально для радиостанций (например, для рассылаемых звукозаписывающими компаниями промо-синглов). Иногда для этого лучше сделать и специальное сведение.

   

Устройства

Одним из первых специализированных процессоров для мастеринга был Finalizer датской фирмы TC Electronic, появившийся в 1996 году. В 1998 году его сменил Finalizer Plus, поддерживающий разрядность до 24 бит, который в 1999 году сменил Finalizer 96 K (2545$), — его основным отличием можно считать поддержку частот дискретизации 88,2 и 96 кГц. Кроме того, от модели к модели происходили изменения в коммутационных возможностях устройства и появлялись новые функции обработки. Интересно, что фирма TC Electronic предлагает возможность модернизации предыдущих моделей.

Прямым конкурентом Finalizer 96 K является новый процессор Quantum (1950$) фирмы dbx. Третьим в этом списке мог бы быть Drawmer Masterflow DC 2476 (2975$), но его мы не пробовали. Еще в сравнении участвовали два устройства фирмы Behringer: Ultramizer Pro DSP 1400 P (365$) и Ultra-Dyne Pro DSP 9024 (730$). И по цене, и по возможностям эти устройства относятся совсем к другой категории, но нам было интересно посмотреть, соответствует ли разница в цене разнице в работе.

dbx Quantum

Процессор имеет высоту в одну рэковую единицу. В левой части передней панели находится секция управления аналоговыми входами и выходами — регуляторы и 12-сегментные светодиодные индикаторы входного и выходного уровней отдельно для каждого канала. Здесь же есть четырехсегментные светодиодные индикаторы работы функции TSE (см. далее), так же отдельно для каждого канала.

 

   

В центре передней панели устройства располагается большой жидкокристаллический дисплей с подсветкой (контраст дисплея регулируется). В левой части дисплея находятся вертикальные индикаторы уровня для цифровых входов и выходов, одновременно показывающие средний и пиковый уровни (пиковый показывается центральным столбиком индикатора, средний показывается по краям). Правее индикаторов можно видеть либо номер, название и состав текущего пэтча, либо название и основные параметры пэтча (пороговый уровень, степень сжатия, значение частоты и т. д.). Еще правее находятся два индикатора уровня подавления (в многополосном режиме могут показывать уровень отдельно для каждой полосы) — они также вертикальные, но работают наоборот, то есть сверху вниз. В крайне правой части дисплея располагается либо блок-схема текущего пэтча, либо графическое представление изменяемой функции (компрессора, эквалайзера, кроссовера). Справа от дисплея находится колесо ввода данных, оно же — кнопка выбора параметров. Заканчивается передняя панель пятнадцатью кнопками управления (ими выбирают режимы и переключают страницы на дисплее) и выключателем питания.



На задней панели есть разъемы цифровых интерфейсов формата AES/EBU (XLR) и SPDIF (RCA), вход и выход синхрослова (BNC), MIDI вход и выход. Аналоговые входы и выходы представлены разъемами XLR и джеками, все симметричные, но могут быть использованы с несимметричными соединениями. Все выходы работают одновременно.

 

   

Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи 24-разрядные, внутренняя обработка — 48-разрядная. Разрядность выходного сигнала выбирается между 24, 20, 16 или 8 бит. При снижении разрядности можно выбрать тип дизеринга и алгоритм нойс-шейпинга. Возможно снижение разрядности только для цифрового выхода, при этом на ЦАП устройства продолжает поступать 24-разрядный сигнал. Есть режим обхода для цифрового сигнала, пропускающий фильтр высоких частот с частотой среза 1,75 Гц на цифровых входах (предназначен для удаления постоянного смещения относительно нулевого напряжения), функция калибровки АЦП.

Quantum поддерживает частоты дискретизации 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц и 96 кГц. Возможно преобразование частоты дискретизации сигнала, поступающего на цифровые входы (повышение частоты возможно только из 44,1 в 48 кГц), синхронизация частоты с внешним устройством посредством синхрослова (поддерживается Word Clock и Superclock) или с цифровых входов.

При аналого-цифровом преобразовании возможно использование функции TSE (Tape Saturation Emulation), имитирующей насыщение аналоговой ленты. Есть пять режимов окрашивания сигнала и четыре варианта степени обработки.

Процессор может работать в одном из трех основных режимов, отличающихся доступными функциями на пути сигнала. Первый режим — стерео с многополосной обработкой. Путь сигнала: регулятор стереобазы, Ambience, четырехполосный кроссовер, четырехполосная динамическая обработка, нормализатор уровня, лимитер, процессор дизеринга. Второй режим — стерео с широкополосной обработкой. Путь сигнала: регулятор стереобазы, Ambience, деэссер, широкополосная динамическая обработка, нормализатор, лимитер, процессор дизеринга. Третий режим — двойное моно, для обработки отдельных треков. Путь для каждого канала отдельно: деэссер, широкополосная динамическая обработка, процессор дизеринга. Кроме того, в каждом режиме есть пятиполосный эквалайзер, который можно использовать до или после динамической обработки (и до деэссера, если он есть).

Рассмотрим каждую функцию подробнее.

Регулятор стереобазы широкополосный, может работать в режиме обычного стерео (Balance) и MS стерео.

Функция Ambience увеличивает уровень сигналов, находящихся ниже порогового уровня. Позволяет выделить низкоуровневые детали, сделать звучание более плотным, в то же время не подавляя пики (в отличие от компрессирования или лимитирования). Возможна регулировка степени изменения уровня, порогового уровня, диапазона.

Пятиполосный эквалайзер состоит из высокочастотного и низкочастотного фильтров и трех параметрических регулировок. Фильтры имеют изменяемую крутизну (от 3 до 12 дБ/окт) и регулируемую частоту (от 20 Гц до 20 кГц), уровень изменяется в пределах +/-12 дБ. Параметрические регулировки также имеют возможность выбора частоты в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц и изменения уровня в пределах +/-12 дБ, добротность можно регулировать от 0,25 (1,5 дБ/окт) до 16 (96 дБ/окт). Возможно использование эквалайзера в управляющей цепи.

Деэссер имеет регулировку частоты (от 800 Гц до 8 кГц) и может работать в режиме полосового фильтра (с регулируемой шириной) или пропускающего фильтра высоких частот.

Четырехполосный кроссовер позволяет регулировать разделительные частоты, а также крутизну среза (8 или 18 дБ/окт) для каждой полосы. Есть возможность мониторинга каждой полосы в отдельности.

Динамическая обработка состоит из гейта, компрессора и лимитера. Регулировки параметров динамической обработки одинаковы в многополосном и в широкополосном режимах. В многополосном режиме возможна установка параметров отдельно для каждой полосы или для всей функции сразу.

Гейт имеет регулировку порогового уровня, времени атаки, поддержки и восстановления, степени изменения уровня (от 1:1 до 1:15, что позволяет работать в режиме экспандера).

У компрессора степень изменения уровня меняется от 0,75:1 до oo:1. Отрицательная компрессия (можно назвать повышающим экспандированием) приводит к увеличению уровня сигналов, превышающих пороговый уровень. Кроме того, у компрессора доступны параметры порогового уровня, времени атаки, поддержки и восстановления (возможен также автоматический режим).

Лимитер позволяет изменять пороговый уровень, время атаки, поддержки и восстановления (возможен автоматический режим).

Компрессор и лимитер также имеют классическую для фирмы dbx функцию OverEasy. Эта функция при увеличении уровня поступающего сигнала постепенно изменяет степень сжатия от 1:1 к выбранной степени сжатия, что позволяет сильнее компрессировать или лимитировать звук без неприятных посторонних эффектов. Есть десять вариантов работы функции OverEasy.

В режиме широкополосной обработки возможно использование функции SEQ (Sidechain EQ) — установки эквалайзера в управляющую цепь, что позволяет производить частотно-зависимое компрессирование и лимитирование.

Динамическая обработка в многополосном и широкополосном режимах может использовать функцию TCM (Transient Capture Mode), ранее известную по процессору dbx 172 Super Gate. Это способность «предвидения» (или, точнее, задержка основного сигнала), позволяющая гейту открываться или компрессору начинать компрессирование до того, как обрабатываемый сигнал достигает ушей слушателя. Максимальное время задержки 85 мкс.

Пользователям компьютерных программ редактирования звуковых файлов должна быть знакома такая функция, как нормализация. Принцип ее работы заключается в следующем — находится самое высокое по уровню место, увеличивается до максимума (или до другого, установленного пользователем, значения), весь остальной звук пропорционально увеличивается по уровню. Теоретически это должно максимально увеличивать уровень записи без какого-либо изменения звучания. Однако во многих программах при этой операции происходит транкейт (то есть отбрасывание дополнительных значений, получившихся при арифметических операциях), что ухудшает звучание. Так что мастеринг-инженеры не рекомендуют пользователям нормализовать свои готовые записи перед отправкой на мастеринг. Есть и еще одно соображение по этому поводу — если предстоит дальнейшая обработка, оставьте для нее динамический запас.

Quantum способен производить нормализацию в ручном или в автоматическом режиме (в последнем случае ему необходимо сначала «прослушать» весь нормализуемый кусок музыки). У нормализатора есть отдельный лимитер.

Из 100 имеющихся в процессоре пэтчей первые 50 являются пользовательскими. Среди пресетных пэтчей есть готовые пары (режим двойного моно) для обработки отдельных инструментов, например, вокал и гитара, бас-барабан и малый барабан.

Функция Wizard предназначена для быстрой настройки процессора. Пользователь отвечает на несколько простых вопросов: тип действий (мастеринг, запись, сведение), жанр музыки (рок, классика), степень обработки. Затем автоматически создается начальная внутренняя коммутация и устанавливаются начальные параметры обработок.

Возможно управление процессором и обновление операционной системы по MIDI.

В общем, процессор гибок в настройках, хотя его интерфейс несколько посложнее, чем у Finalizer 96 K. Кроме того, на дисплее показывается много параметров одновременно, текст довольно мелок и не очень черен.

На примере Quantum видны все преимущества осуществления обработки в одном устройстве. Поскольку он имеет 48-разрядную внутреннюю обработку, то при переходе от этапа к этапу не происходит понижения разрядности, вплоть до финального дизеринга в выбранную разрядность (24, 20, 16 или 8 бит). Так что возможно именно с этим связано теплое и мягкое звучание процессора.

TC Electronic Finalizer 96 K

В центре передней панели этого однорэкового устройства располагаются жидкокристаллический дисплей и светодиодные индикаторы уровней: два 26-сегментных индикатора выходного уровня, два 10-сегментных индикатора входного уровня и три 10-сегментных индикатора уровня подавления (отдельно для каждой полосы). Светодиодные индикаторы слева от дисплея показывают разные состояния устройства (перегрузка, выбранная частота дискретизации, поступление MIDI данных и т. д.). В правой части передней панели находятся 18 кнопок (теми, что размером побольше, выбирают режимы, а меньшие используют для навигации) и колесо управления. В левой части передней панели — выключатель питания (на самом деле переводит устройство в режим ожидания, главный выключатель находится на задней панели) и разъем для PCMCIA карты (до 2 Мбайт), предназначенной для сохранения пэтчей.

 

   

На задней панели находятся симметричные аналоговые входы и выходы на разъемах XLR, оптические цифровые интерфейсы (переключаются между форматом ADAT и SPDIF), электрические цифровые интерфейсы формата AES/EBU (XLR) и SPDIF (RCA), вход синхрослова (RCA, переходник BNC-RCA прилагается), три MIDI разъема, вход для внешнего управления (педали или фейдера). Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи 24-разрядные, поддерживаются частоты дискретизации 32 кГц, 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц и 96 кГц. Возможно автоматическое преобразование частоты дискретизации входного сигнала в реальном времени. Цифровые интерфейсы поддерживают разрядность до 24 бит, на цифровых выходах возможно снижения разрядности (22, 20, 18, 16 или 8 бит) с дизерингом (тип выбирается).

 

   

Процессор имеет фиксированную структуру: входной блок, два разрыва, нормализатор уровня, трехполосный экспандер, трехполосный компрессор, трехполосный лимитер, выходной блок. Возможно отключение любого блока, кроме входного и выходного.

Входной блок позволяет выбирать цифровые или аналоговые входы, регулировать баланс, чувствительность аналоговых входов, выбирать частоту дискретизации. Есть обрезной фильтр низких частот (частота среза 2 Гц) для удаления смещения относительно нулевого напряжения или инфранизких сигналов.

В каждом разрыве можно использовать одну из следующих функций: Digital Radiance Generator (имитатор аналогового звучания, возможна регулировка уровня и выбор одного из двух типов эффекта), Stereo Adjust (регулятор стереобазы), динамический эквалайзер (практически деэссер, но с более широким частотным диапазоном; возможен выбор частоты, типа фильтра, порогового уровня, степени подавления, времени атаки и восстановления), пятиполосный эквалайзер (фильтры низких и высоких частот, а также три параметрические регулировки), MS кодер/декодер, Spectral Stereo Image (трехполосный регулятор стереобазы). Еще есть возможность использовать функцию разрыва в качестве реального разрыва — на аналоговых или цифровых (кроме оптических) входах-выходах. Функция, использованная в одном разрыве, в другом недоступна.

При переключении на страницу нормализатора на дисплее показывается форма волны сигнала и две пунктирные линии, обозначающие максимально возможный уровень сигнала. Увеличивая входную чувствительность, можно наблюдать приближение границ волны к линиям. Есть лимитер, переключаемый между мягким и жестким типами.



Перед попаданием на экспандер/гейт, компрессор и лимитер сигнал проходит через трехполосный кроссовер с регулируемыми разделительными частотами. На страницу кроссовера можно попасть со страницы любой из трехполосных динамических обработок, но параметры кроссовера являются общими для всех них. Экспандер/гейт, компрессор и лимитер имеют сходные редактируемые параметры: пороговый уровень, степень изменения уровня, время атаки и восстановления. Возможно изменение параметров одновременно для всех трех полос, или по отдельности. Кроме того, у экспандера можно ограничить максимальное подавление уровня, компрессор имеет регуляторы компенсации уровня (общий и отдельно для каждой полосы) и возможность установки крест-фактора (реагирования на пиковый уровень, средний уровень или на некоторое промежуточное значение), а лимитер отличается возможностью выбрать жесткий или мягкий тип, установить потолок максимального уровня на цифровых выходах (digital ceiling) и включить обход отдельно для каждой полосы. Для всех трех обработок есть общая функция предвидения, то есть возможность задержки основного сигнала (от 1 до 10 мкс), чтобы цепь управления могла работать с опережением.

Выходной блок позволяет выбирать разрядность (от 8 до 24) и дизеринг (три типа), устанавливать уровень сигнала на аналоговых выходах. Аналоговые и цифровые выходы работают одновременно. Есть функция автоматического изменения уровня, с выбираемыми кривыми (линейная и экспоненциальная), временем (до 60 секунд), направлением (увеличение или уменьшение уровня). Возможно внешнее управление этой функцией при помощи педали или фейдера.

Кроме того, в процессоре есть вспомогательные функции, доступ к которым осуществляется нажатием кнопки Tools. Так, на странице Flow есть шесть индикаторов уровня, показывающих происходящее в разных блоках процессора, а на странице Peak — стерео индикатор выходного уровня с возможностью задержки пиков. Еще есть индикатор корреляции фазы и генератор тестового сигнала (1 кГц).



Для облегчения работы с устройством в нем существует функция Wizard, выбираемая одноименной кнопкой. Здесь пользователь может выбрать тип материала, степень обработки, тип эквализации и оптимизацию уровня, после чего процессор автоматически устанавливает необходимые параметры. Конечно, с помощью ручной настройки можно получить лучшие результаты, но Wizard подходит к желаемому достаточно близко, и результат его работы может быть использован в качестве отправной точки.



Finalizer 96 K имеет 30 пресетных и 128 пользовательских пэтчей. Следует отметить, что в пэтче не сохраняются параметры входного и выходного блоков (кроме обрезного фильтра низких частот во входном блоке), а также параметры, установленные на страницах Utility и Tools.

Всеми параметрами устройства можно управлять посредством MIDI контроллеров.

Подводя итоги, можно сказать, что Finalizer 96 K очень гибок в настройках и удобен в использовании, а масса различных дополнительных возможностей индикации упрощает работу с ним.

Behringer Ultra-Dyne Pro DSP 9024

Процессор имеет высоту в две рэковых единицы. В центре передней панели находится жидкокристаллический дисплей (240×64) с подсветкой. Слева от дисплея располагаются четыре многофункциональных кнопки. Еще левее — три кнопки выбора режима и кнопка включения/выключения устройства. Справа от дисплея находятся четыре кнопки управления, с их помощью можно выбирать параметры и изменять их значения.

 

   

На задней панели есть кнопка включения питания, аналоговые симметричные входы и выходы на разъемах XLR и на джеках, три MIDI разъема. Есть релейный обход. Используются 24-разрядные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, поддерживаются частоты дискретизации 44,1 и 48 кГц. Внутренняя обработка 24-разрядная. Дополнительно можно приобрести плату AES 8024 (110$) с цифровым интерфейсом формата AES/EBU (XLR), поддерживающим разрядность 24 бита, частоты дискретизации 32, 44,1 и 48 кГц.

 

   

Процессор может работать как стерео устройство или обрабатывать каждый канал независимо. Из обработки есть шестиполосный экспандер/гейт, шестиполосный компрессор, широкополосный пиковый лимитер, имитатор лампового звука и трехполосный эксайтер.

В режиме простого редактирования (

3 комментария
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Скажите братья, как сделать мастеринг в PC,что для этого надо, Я работаю в cool 2.0. может посоветуйте что-то Другое??? Spasibo

  2. Эх, выложили бы сырой и обработанный сигнал для сравнения…. что ж вы такие

  3. Ответить
    Molodoj (Riga, Latvia) 09.11.2008 - 23:58

    posovetuju dlja na4ala udalitj Cool… I postavitj nu hotjabi Magix Samplitude ili Steinberg Cubase ili Nuendo. Stavi6 monitor4iki, horo6uju sound kartu, ka4ae6 more plaginov naprimer Waves, otkrivae6 v internete more literaturi i trudi6sja! 🙂

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo