Начало
 
 


Программные редакторы MIDI устройств

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  SCEdit

Павел ЖИВАЙКИН
Музыкальное Оборудование
июль 1998

Программа SCEdit работает со всеми звуковыми модулями серии Sound Canvas (SC 55, SC 88 и т. д.), а в режиме General MIDI - со всеми устройствами, которые поддерживают этот режим.

Главное окно программы изображает панель управления и предоставляет прямой доступ ко всем регулируемым параметрам. Управление осуществляется мышью в реальном времени.

Значения параметров изображаются в небольших окнах, напоминающих жидкокристаллический дисплей. Изменения параметров в процессе регулировки передаются устройству по MIDI. Для непрерывных контроллеров (continuous controllers) имеется экранное колесико. А для прослушивания результата во время редактирования можно воспользоваться или внешней MIDI клавиатурой, или специальной экранной клавиатурой в нижней части главного окна программы.

Все отредактированные изменения можно сохранить целиком (в файле с расширением ALL) или для отдельной части (PRT), или для набора ударных (DRM). Под термином "часть" (part) здесь понимается звук (тембр), назначенный на определенный MIDI канал. Кроме того, изменения можно сохранить в виде сообщения SysEx в стандартном MIDI файле для того, чтобы его позже загрузить в MIDI секвенсор. Вы можете также запускать SCEdit параллельно с секвенсором и редактировать звуки в реальном времени.

Но сначала нужно объяснить, как можно менять значения параметров. Разумеется, круглые ручки, колесико и кнопки работают как во всех Windows программах. Но у вас есть еще один способ - установите мышь на любое окошко с параметрами, нажмите на левую кнопку и подвигайте мышь вверх-вниз. Значение параметра в этом окошке будет соответствующим образом меняться. Если окошко имеет зеленый цвет, оно готово к редактированию, если серый - в данный момент параметр регулироваться не может.

Вверху, рядом с названием программы, располагаются две большие прямоугольные кнопки. Одна из них (с символом GS) служит для мгновенной установки всех параметров и контроллеров в значения по умолчанию.

Вторая кнопка (General MIDI) выбирает в каком виде управляющие сообщения пойдут на устройство. В отжатом состоянии будут передаваться все управляющие сигналы, которые могут быть восприняты инструментами серии Sound Canvas. В нажатом состоянии включается режим General MIDI и будут передаваться значения только тех контроллеров, которые предусмотрены в этом формате.

Теперь давайте подробней рассмотрим главную панель.

Назначение функциональных областей на главной панели SCEdit
Все параметры разделены на следующие логические группы: Master, Part, Controller, Effects, Enables, Drum.

В области Master вы определяете глобальные параметры программы и вашего внешнего модуля. Здесь вы можете выбрать MIDI порты, включить или выключить сквозное прохождение MIDI сигнала (MIDI THRU), определить номер устройства (если у вас подключено несколько модулей Sound Canvas). Рядом находятся четыре ручки управления параметрами Volume (громкость), Pan (панорама), Tune (точная подстройка всего модуля) и KSHIFT (транспонирование вверх или вниз, от полутона до двух октав).

 
SCEdit  
   

Область Voice разделена по вертикали на 16 частей, по числу MIDI каналов. В левом столбце области вы устанавливаете часть, которая будет в данный момент активной (то есть, ее можно редактировать с помощью других разделов главного окна программы). Чуть правее можно установить для этой части нужный MIDI канал. Еще правее находится столбец, в котором вы можете зарезервировать за данной частью определенное число генераторов. Это не означает число голосов полифонии в общепринятом смысле этого слова, так как в некоторых тембрах для каждого голоса полифонии требуется не один, а несколько звуковых генераторов. Число незарезервированных пока генераторов указано под этим столбцом и если оно равно нулю, значит все генераторы заняты. В самом правом столбце вы можете назначить банк и номер тембра для соответствующей части. Буквы под столбцом обозначают: С - банк 0 (с номерами соответствующими GM); V - вариации соответствующего номера тембра (значения банка от 1 до 16); М - нумерация тембров согласно модулю Roland МТ 32 (банк 127); D1 и D2 - два набора ударных инструментов.

В области главного окна Part вы можете редактировать ту часть, которую установили активной в разделе Voice. Все окошки и кнопочки подписаны и вы легко разберетесь. Тем более, что все изменения можно делать в реальном времени и сразу же слышать, как тот или иной параметр влияет на звук.

В области Display Panel можно увидеть некоторые параметры редактируемой части (part) в графическом изображении. Этот раздел программы имеет пять режимов, которые выбираются в верхней части окна. Режим ENVELOPE позволяет мышью менять параметры огибающей соответствующего генератора. В режимах REVERB и VOLUME изображены 17 столбиков (16 MIDI каналов и Мастер, обозначенный буквой А) уровня реверберации или громкости для всех MIDI каналов. В режиме CHORUS можно установить параметры хоруса, а режим PAN показывает значение панорамы для каждого MIDI канала.

В области главного окна Effects вы можете регулировать глобальные параметры ревербератора и хоруса. Здесь имеются небольшие прямоугольные окошки со списками типов эффектов (это набор всех значений соответствующего эффекта, подобранный заранее и сохраненный под легко ассоциирующимся именем - например ROOM1, HALL1, DELAY и так далее).

В разделе Controller можно редактировать действие MIDI контроллеров для активной части. Стандартные контроллеры (Modulation, Pitchbend, Channel Aftertouch или Polyphonic Aftertouch) можно выбрать из готового списка в левом окошке, а для остальных там же найти название Controller1 или Controller2 и установить его номер.

Правее находится область главного окна, которая называется Enables. Здесь вы можете определить, какие из управляющих MIDI сообщений могут приниматься частью, выбранной в разделе Voice. Цвет лампочки около каждого параметра означает: зеленый - может; темно-зеленый - может, но не будет влиять в данном режиме; красный - не может; темно-красный - не может и не будет влиять.

Область Drum относится к MIDI каналу 10 и наборам ударных. Как только вы сделаете активным десятый MIDI канал, широкое окошко в этой области поменяет цвет с серого на зеленый, следовательно сейчас эту часть можно редактировать. Как известно, в режиме ударных каждая нота соответствует отдельному инструменту. Щелкните по широкому окошку в этой области и клавиатура в нижней части главного окна переключится в режим One Key (одна клавиша). Теперь, нажав на ней любую клавишу, можно увидеть название соответствующего ей звука в широком окошке и установить различные его параметры регуляторами, расположенными ниже. Здесь есть три параметра, характерных только для ударных инструментов.

Exc - вы приписываете текущий инструмент к какой-нибудь группе (номера от 1 до 127, 0 - без группы) и теперь при нажатии ноты с инструментом этой группы текущая нажатая нота перестанет звучать, даже если она не отпущена. Например, открытый и закрытый хет вы назначили в одну группу (ноты A# и F#). Вы запустили ноту A# (открытый хет, который звучит не меньше секунды) и сразу же ноту F# (то есть, как бы ножной педалью его закрыли). Естественно, звук открытого хета сразу же прекращается.

Два других специфических параметра ударных обозначаются стрелками. Стрелка вниз позволяет выключить данную ноту (и соответствующий ударный инструмент) совсем - нота нажимается, а звука нет. Стрелка вверх отключает функцию прекращения звука, когда соответствующая нота отпускается. Например, большая тарелка звучит долго (больше секунды) и вам теперь нет необходимости держать все это время нужную клавишу нажатой.

Здесь следует отметить, что один из наборов ударных называется SFX. В нем каждой клавише соответствует не ударный инструмент, а какой-либо звук, взятый из жизни: дождь, гроза, лаянье собаки, проходящий поезд, сирена и так далее. Однако, редактируются все эти звуки точно так же, как и ударные инструменты.

И, наконец, внизу окна расположена клавиатура - Keyboards. Она используется, во-первых, для определения диапазона для текущего голоса. Это необходимо, если вы хотите использовать multiple layers - несколько слоев разных тембров для текущей части. Ну, а чтобы просто послушать звучание редактируемой части, активизируйте любую ноту правой клавишей мыши.

В целом, программа хорошо справляется с поставленными задачами. Хорошо бы иметь возможность использовать не только заводские пресеты, но и запоминать свои. Кроме того, очень необходимы способы взаимодействия с MIDI секвенсорами, чтобы, во-первых, напрямую вписывать в них SysEx сообщения (а не через экспорт/импорт MIDI файла). Во-вторых, хорошо бы и проигрывать через этот редактор MIDI файлы. Например, завел в цикле какой-нибудь хитрый кусок - и экспериментируй себе с соответствующим тембром.

  Оценка статьи
Посещений: 9705 | Проголосовавших: 20 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА