Руфат СУЛЕЙМАНОВ
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2000

Когда в мире музыкального оборудования появляется очередная новинка, потенциальные покупатели, откладывая в сторону прочие дела, превращаются в добытчиков и исследователей информации о ней. Однако опытные люди никогда не спешат с покупкой нового прибора. Впечатляющие цифры рекламных буклетов, как правило, о качестве изделия ничего не говорят, а опробование в салоне магазина и даже на своем рабочем месте в течение нескольких дней дает лишь самое общее впечатление — только время помогает по-настоящему оценить прибор. Кроме того, современное устройство со временем обрастает разными «полезностями», типа компьютерных программ редактирования, новых пэтчей, а то и новых версий операционной системы, зачастую исправляющих недостатки первых версий. Так что лучше не спешить.

К делу

Несмотря на все вышесказанное, ваш покорный слуга стал одним из первых обладателей нового процессора эффектов Boss VF 1. Без принуждения, пребывая в здравом уме и трезвой памяти.

Напомню, что фирма Boss является дочкой могущественной японской компании Roland и известна в основном благодаря своим гитарным «примочкам». Можно их любить или не любить, но почти каждый гитарист хоть раз пользовался каким-нибудь изделием этой фирмы.

Одним из новых продуктов фирмы Boss является 24-разрядный процессор эффектов VF 1. Boss называет этот процессор самым мощным за всю свою историю и, не забывая о гитаристах (прибор имеет множество гитарных эффектов и специальный гитарный вход), предлагает обрабатывать с помощью VF 1 и вокал, и клавишные, и все остальное.

Внешне прибор имеет сходство с некогда популярным процессором эффектов Boss SE 70, который стоит рассматривать в качестве идеологического предшественника VF 1. Все та же идея запихнуть в полурэковый прибор всю свою линейку педалей, а также снабдить его эффектами общего применения, чтобы привлечь внимание не только гитаристов.

Что касается самих эффектов, то здесь у VF 1 другой предок — рэковый процессор эффектов GX 700. Как и в GX 700, в VF 1 используется технология COSM — ноу-хау фирмы Roland и ее гордость, впервые появившаяся в легендарном гитарном полифоническом процессоре VG 8, одном из самых успешных приборов физического моделирования на сегодняшний день. Слово COSM красуется на передней панели VF 1, как бы говоря о серьезности намерений.

Еще среди предков VF 1 можно назвать и рэковый гитарный процессор Roland GP 100, и напольные Boss GT 3, GT 5.

Аналого-цифровые преобразователи прибора 24-разрядные с 64-кратной передискретизацией, цифро-аналоговые преобразователи 24-разрядные со 128-кратной передискретизацией, частота дискретизации 44,1 кГц, внутренняя обработка 30-разрядная. Размеры — 218 x 242,9 x 44 мм (полурэк). Масса — 1,4 кг (без адаптера питания).

В принципе, ничего революционного в VF 1 нет. Собрали все, что только можно, и все это элегантно запихнули в полурэковый корпус, добавив 24-разрядные преобразователи и цифровой выход. Получился современный универсальный прибор по вполне доступной цене.

В упаковке находятся само устройство, блок питания и руководство пользователя.

Передняя панель

При знакомстве с VF 1 сразу бросается в глаза, мягко говоря, неперегруженность его передней панели: шесть маленьких кнопочек, два потенциометра и вход для гитары. При живой игре, да и в студии, крохотные утопленные кнопочки вряд ли можно назвать удобными. Но позвольте, скажет дотошный читатель, ведь есть же MIDI разъемы, а значит, — возможность рулить прибор с компьютера. Но не тут-то было. Никакого программного обеспечения к VF 1 не прилагается. Не поддерживают VF 1 ни Sound Diver, ни Music Quest, ни прочие универсальные редакторы, равно как и Cakewalk, Cubase и Logic. А желающий самостоятельно написать такую поддержку обнаружит, что в документации к прибору отсутствует раздел MIDI Implementation, жизненно необходимый для того, чтобы осуществить эти благие намерения. Эту книженцию надо дополнительно заказывать.

Однако надо отметить, что пользовательский интерфейс очень удобный, продуманный и интуитивно понятный, что вкупе с хорошей документацией делает работу с прибором простой.

Итак, нажималки и крутилки.

В левом верхнем углу находится уникальный переключатель-потенциометр под названием Power/Input. Он служит и выключателем питания, и регулятором уровня входного сигнала. Причем по каждому из двух каналов по отдельности! Для этого он выполнен в виде двух соосных регуляторов, один из которых находится в другом.

 

   

Непосредственно под этим чудом дизайнерской мысли находится гнездо Guitar(Hi-Z) — высокоомный (10 мОм) вход для гитары.

Чуть правее расположен графический жидкокристаллический дисплей (69 x 25 мм). Наглядность графики при работе с VF 1 трудно переоценить, но при быстром переключении пэтчей с помощью Program Change экран попросту не успевает перерисовываться, высвечивая иногда очень забавные картинки. Справедливости ради надо заметить, что в реальной практике изменение текущих пэтчей с такой скоростью вряд ли кому-нибудь понадобится. Еще у дисплея есть и подсветка, что тоже приятно.

Дальше идут кнопки в количестве шести штук.

Верхний ряд, слева направо. Кнопочка Utility, как вы догадались, вводит прибор в режим, позволяющий сделать много полезного: например, настроить гитару, подкорректировать общесистемные установки или же передать данные на внешнее устройство.

Кнопка Write используется для записи отредактированного пользовательского пэтча (это всегда делается в специальном буфере, а не прямо в самом пэтче) в любую ячейку памяти, то есть — в любой пользовательский пэтч.

Кнопка Exit — одна из самых полезных. Если вы заблудились в дебрях редактирования и хотите «домой, к маме», то, нажав на эту кнопочку, сразу выйдете на один уровень выше, — и так до тех пор, пока не выберетесь на самый верх иерархической структуры меню.

Кнопка Category. Каждый пэтч может быть отнесен к определенной категории, например, Electric Guitar, Acoustic Guitar, Vocal, Reverb, Studio и т. д. Это облегчает поиск необходимого пэтча, ибо кнопкой Category листаются только пэтчи, относящиеся к данной категории. Есть и категории, которые может определить сам пользователь. Весьма удобно.

Далее следуют две кнопочки Parameter. Назначение, думаю, понятно. Можно, скажем, переходить от одного параметра эффекта к другому для дальнейшего редактирования.

Наконец, справа находится красивая кнопка-регулятор под названиями Number/Value и Effects/Enter (в дальнейшем для краткости просто Number). Крутя ручку, можно изменять значение параметра, а нажатием — выбирать накрученное в качестве нового значения.

Остается только добавить, что некоторые комбинации одновременных нажатий двух или более кнопок и регуляторов тоже имеют определенный смысл.

Задняя панель

Посмотрим теперь на заднюю панель устройства. С левой ее стороны находится гнездо для разъема блока питания, а также «закреплялка» кабеля, с тем, чтобы, выражаясь военным языком, «непредумышленное наступление на кабель питания не привело бы к его нежелательному выдергиванию из гнезда». Я свой кабель закрепил и теперь могу спокойно на него наступать. Пара слов о блоке питания. Он сделан грамотно — вилка питания размещена не на самом блоке, а на выходящем из него довольно длинном кабеле, что удобнее. Сам же блок компактный, симпатичный и практически не греется.

 

   

Далее располагаются два MIDI гнезда — Out и In, за ними находится разъем Exp. Pedal / Cntrl 1,2 (трехконтактный джек). К этому разъему можно подсоединить педальный переключатель (или два, соединенных специальным кабелем) или педаль экспрессии (громкости).



Как всегда, производитель рекомендует пользоваться только педалями его производства. Нужно отметить, что в приборе очень много внимания уделено управлению с педалей.

Далее следует электрический цифровой выход формата SPDIF (RCA), названный просто — Digital. Boss, естественно, утверждает, что наличие цифрового интерфейса выводит VF 1 на лидирующие позиции в своем ценовом диапазоне.

В правой части задней панели располагаются два аналоговых выхода и два входа, а между ними — переключатель +4/-20 дБ. Входы и выходы несимметричные, на джеках.

Структура

Основополагающими понятиями VF 1 являются Алгоритм (Algorithm), Эффект (Effect) и Пэтч (Patch).

Начнем с эффектов, ибо они являются теми кирпичиками, из которых состоят и алгоритмы, и пэтчи. Всего в приборе более сорока разных видов эффектов. Параметры каждого эффекта могут быть отредактированы и сохранены.

Алгоритм — это цепочка эффектов, объединенных в определенной последовательности. Места некоторых эффектов в алгоритме строго определены, другие можно перемещать. Любой эффект в цепочке может быть отключен.

Пэтч работает с определенным алгоритмом, в котором включены или выключены те или иные эффекты, расположенные в той или иной последовательности с определенными параметрами. Кроме алгоритма, в пэтче хранится дополнительная информация, например, режим работы с педалями. Всего пэтчей 404.

Интерфейс

Пользовательский интерфейс можно признать удачным, несмотря на малое количество органов управления. Дисплей очень информативен, в частности, можно постоянно следить за входным и выходным уровнями сигнала. Интерфейс дополняется хорошо и понятно написанным руководством пользователя (на английском языке).

Процедура выбора пэтчей зависит от того, включен или нет выбор по категориям. Эта информация выводится в правый верхний угол дисплея. Если выбор по категориям включен, то с помощью «крутилки» под названием Number (очень удобной, к слову сказать) можно выбирать пэтчи, входящие в данную категорию. Чтобы включить этот режим, надо нажать на кнопку Category и выбрать нужную категорию. Отключить выбор по категориям можно с помощью кнопки Exit.

Редактировать пэтчи несложно — до любого эффекта в алгоритме и до любого параметра эффекта можно легко добраться.

Режимы работы

Их всего три. В режиме Utility выполняется настроечная работа по управлению прибором в целом, передаче и приему установок и пэтчей по MIDI, настройке входов и выходов, включению-выключению обхода и т. д. В режиме Edit можно редактировать все, относящееся к пэтчам, а также все параметры алгоритмов и эффектов, установки педалей, уровни прямого сигнала и обработанного. В режиме Play прибор используется по своему прямому назначению — для обработки звука.

Режим Utility





После нажатия кнопки Utility на дисплее появляются пять пиктограмм. Первая — Tuner. Можно настроить гитару, с выбором частоты для ноты Ля первой октавы от 435 до 445 Гц с шагом в один герц. Кстати, тюнер может работать и молча — громкость работы регулируется.

Вторая пиктограмма (по ним можно бегать с помощью регулятора Number) — Sys, то есть системная. Можно изменить контрастность дисплея, режимы управления прибором в реальном времени. Выбирается также режим обхода — только прямой звук или вообще никакого звука на выходах.

Можно управлять диапазоном номеров пэтчей, выбираемых с помощью педальных переключателей, а также самим назначением на педали той или иной функции. Например, включение-выключение эффекта, тюнера, переключение пэтчей или же присвоение переключателю номера MIDI контроллера.

Для эффекта Harmonist (гармонайзер, позволяет добавить к основному звуку еще парочку, в определенных интервалах и в зависимости от тональности произведения) можно создавать пользовательские лады.

Третья пиктограмма, Global, заведует глобальными звуковыми установками, такими, как уровень выходного сигнала в процентах. VF 1 также можно настроить на оптимальную работу с той аппаратурой, к которой он будет подключен. Среди вариантов — Guitar AMP (Combo), Guitar AMP (Stack), Power AMP (Combo), Power AMP (Stack) и Line.

Можно управлять уровнем шумоподавителя (Noise Suppressor, используется в очень многих алгоритмах) в диапазоне -20/+20 дБ. Это полезно, если вы меняете гитары, например.

Также можно ввести темп произведения, что позволяет устанавливать некоторые параметры эффектов в соответствии с темпом исполняемого, в том числе и в реальном времени.

Еще одна возможность — регулирование уровня реверберации (от 0 до 200 процентов) для всех пэтчей сразу. Ну и, наконец, можно регулировать, будет или не будет выводиться прямой, необработанный звук. Актуально при подключении VF 1 к посылу-возврату микшерного пульта

Пиктограмма Factory Reset позволяет вернуть все заводские установки.

Пиктограмма же MIDI совершенно естественным образом отвечает за MIDI (смотрите далее).

Режим Edit

В этом режиме редактируются пэтчи. С помощью кнопок Parameter вы сразу попадаете в алгоритм пэтча. Можно быстро перемещаться между эффектами, включать-выключать их и редактировать. Количество параметров у разных эффектов разное: у одних эффектов их два-три, у других больше десяти, а иногда и под двадцать. Названия параметров соответствуют их сути и загадок в себе не таят.

Все параметры эффектов очень наглядно выводятся на дисплей, и их легко менять. При этом используются в основном кнопки Parameter и Number. Естественно, хотелось бы, чтобы программисты Roland написали редактор для VF 1. Но пока можно, набравшись терпения, нажимать и крутить все, что нажимается и крутится, чтобы получить необходимый звук. Не полагайтесь на пресеты — они далеки от совершенства. Потенциал прибора гораздо выше, чем это может показаться на первый взгляд.

COSM

Прежде чем начать обсуждение эффектов, несколько слов о технологии COSM — Composite Object Sound Modeling. С помощью фирменных алгоритмов физического моделирования фирма Roland пытается воссоздать звук того или иного звукового объекта — например, гитарного усилителя или громкоговорителя, гитарных звукоснимателей, микрофонов; а также моделирует расстояние от микрофонов до комбика, и многое другое. Эта же технология позволяет создавать совершенно новые звуки, и даже виртуально делать то, что физически сделать невозможно. Например, передвинуть звукосниматель гитары как угодно высоко по грифу, хоть на самый верхний порожек, и расположить его под любым углом. Разумеется, всякая копия хуже оригинала. Но идея физического моделирования очень привлекательна и перспективна. Впервые COSM появился у Roland в уникальном гитарном полифоническом (каждая струна обрабатывается отдельно) процессоре VG 8, вдохновившем таких знаменитостей, как Pat Metheny, Al Di Meola, Robert Fripp, Mike Oldfield и даже Metallica. Затем технология была перенесена на другие приборы, в числе которых оказался и Boss VF 1. Разумеется, не в полном объеме — технология эта недешевая. Кроме того, VF 1 не может одновременно моделировать гитарный усилитель и громкоговоритель. Но все-таки, не зря надпись COSM гордо красуется на передней панели испытуемого.

Пэтчи

Всего в VF 1 есть 404 пэтча, распределенных по двум пресетным банкам и двум пользовательским банкам, по 101 пэтчу в каждом. При этом пользовательские пэтчи один в один повторяют соответствующие им пресетные. Названия некоторых пресетов говорят сами за себя. Например, «Brian M» или «Hey! Jimi». В каждом пэтче есть информация о том, на какой параметр и как влияет педаль, если она подключена. Текущий пэтч всегда хранится в буфере, и все манипуляции с ним, например, редактирование, происходят именно с копией пэтча в буфере. Если же вы захотите запомнить изменения, необходимо произвести специальную операцию записи (кнопка Write).

Менять пэтчи можно с передней панели инструмента, с помощью педальных переключателей и по MIDI. В последнем случае существуют два режима. В первом режиме каждый пэтч выбирается с помощью комбинации двух MIDI сообщений — Controller 0 (со значением равным 2, 3, 4 и 5 для переключения между банками) и Program Change (от 0 до 128).

Во втором случае можно использовать только Program Change. При этом тот или иной пэтч выбирается в соответствии с таблицей переадресации пэтчей, которую можно редактировать. Например, если в таблице переадресации сообщению Program Change 96 поставлен в соответствие пэтч User 37, то именно этот пэтч и будет выбран, если VF 1 получит по MIDI сообщение Program Change 96. Всего, таким образом, может быть адресовано 128 пэтчей — более, чем достаточно. Если ко всем способам выбора того или иного пэтча добавить еще и возможность выбирать пэтчи по категориям, то получается довольно удобная система организации пэтчей.

MIDI

Работа устройства по MIDI довольно-таки стандартна, хотя некоторые вопросы у меня до сих пор остались. Манипулировать установками при работе по MIDI можно в режиме Утилит, выбрав пиктограмму MIDI. Можно назначить MIDI-канал приема сообщений, режим OMNI (ON, OFF), номер устройства (на случай, если в вашем распоряжении будет несколько VF 1 и вы захотите направлять сообщения тому или иному из них). В этом же режиме редактируется таблица переадресации пэтчей (см. ранее). Ну и, конечно, можно посылать по MIDI: пэтчи, управляющую информацию, содержимое буфера (где хранится текущий пэтч) или все сразу. Естественно, есть возможность приема аналогичной информации.

Уже говорилось, что документация, которая идет вместе с VF 1, не содержит раздела MIDI Implementation. Такую книжечку нужно заказать отдельно у продавцов. Я это сделал в фирме Инваск, связавшись с ними по электронной почте. В тот же день был получен ответ, что книжечка заказана. Оперативно! Однако ждать придется недели три. Мне же хотелось включить в эту статью свои мысли по поводу того, как работает VF 1 с MIDI. На помощь пришел мой германский собрат по владению VF 1. Он запросил документ в немецком отделении фирмы Roland, и они ему прислали (а он, соответственно, мне) документ в формате PDF, изучением которого я немедленно занялся. В принципе, любой параметр VF 1 может быть передан и получен по MIDI. Однако некоторые вопросы остались. В частности, не удалось осуществить передачу данных по запросу. Это когда в прибор посылается специальная команда выслать содержимое той или иной ячейки памяти. Очень удобно! Ни у меня, ни у моего немецкого коллеги это не получилось, хоть и описано как возможная операция.

Некоторые параметры можно менять, посылая сообщение System Exclusive без всякой настройки прибора на прием. Другие же иначе не сделаешь — надо готовить устройство к приему сообщений.

При детальном знакомстве с MIDI Implementation удалось выяснить, что у VF 1 есть 512 ячеек памяти для хранения пэтчей. В первоначальной версии прибора (ОС 1.00) было 400 пэтчей в четырех банках. В версии 1.10 их стало уже 404 (по 101 в каждом). А всего их со временем может стать 512 — по 128 в каждом. Аналогичная ситуация с алгоритмами и другими параметрами. Так что прибору есть, куда расти, и это приятно.

Обновление операционной системы

У многих современных приборов есть возможность обновления операционной системы тем или иным способом. Самый приятный для пользователя способ — бесплатное обновление по MIDI. Именно этот способ обновления и используется в VF 1. Сама операционная система хранится в так называемой флэш-памяти.

Сначала я не знал, что у VF 1 есть возможность обновления операционной системы. Об этом не сообщалось ни в документации, ни на сайтах Boss. Между тем, в приборах данной ценовой категории такая возможность встречается не так уж и часто.

Обнаружить же новую версию операционки удалось на некоторых сайтах фирмы Roland. Я быстренько скачал эту новую версию (1.10), прочитал инструкции и попробовал обновиться. При этом я использовал привычный секвенсер Cakewalk 3.0. Однако ничего у меня не получилось. Я начал грешить на само обновление из 15 MIDI файлов, пронумерованных 1-14 и 16. Подумалось, что нет файла с номером 15. На эту же удочку попался и мой немецкий коллега.

Тогда я решил не мудрить, и скачал еще и маленькую утилитку под названием smfplayer. Эта утилита последовательно посылает все MIDI файлы на указанное MIDI устройство. И, видимо, делает это с должными чувством, толком и расстановкой, поскольку этот способ сработал. Теперь мой прибор имеет версию 1.10, и выражается это в том, что появился новый алгоритм Speaker Simulator, а также четыре новых пэтча, основанных на этом алгоритме.

Добавлю только, что в каждом из 15 MIDI файлов содержится 255 сообщений типа «system exclusive».

Дополнительное оборудование

Boss предлагает в качестве опций для работы с VF 1 педальные переключатели FS 5 U. Причем две такие педали можно соединить специальным кабелем. В этом случае, можно, например, использовать одну из педалей для переключения пэтчей в возрастающем порядке, другую — в убывающем. Педаль другого типа, например, педаль экспрессии EV 5, при подключении к VF 1 дает возможность управлять параметрами, которые могут изменять свое значение в определенном диапазоне (чаще всего от 0 до 127). Наиболее простой пример — вау-вау.





Наиболее полно возможности для управления прибором с помощью ног реализуются при использовании напольных MIDI контроллеров типа Roland FC 200 и FC 50. Руководство пользователя дает подробные инструкции по применению этих контроллеров. Особенно ценны эти возможности при использовании VF 1 в концертной практике.



В качестве еще одной опции предлагается RAD 50. Это — железяка, с помощью которой VF 1 можно смонтировать в рэк в соседстве с еще с каким-нибудь устройством полурэкового формата. Ну, например, синтезаторным модулем Roland JV 1010.

Цифровой выход

Мне удалось подключить VF 1 только к минидисковому рекордеру с цифровым входом, ничего другого на расстоянии вытянутой руки не нашлось. А вот мой немецкий коллега вовсю работает по цифре со звуковыми платами Terratec EWS 88 MT (24 бита, 96 кГц) и Guillemot ISIS (16 бит, 48 кГц). Отзывы самые положительные, почти восторженные.

Я лишь могу констатировать: цифровой выход работает! А вот вопрос «как» требует более тщательного тестирования.

В целом же, принимая во внимание стоимость VF 1, мне с трудом верится в безупречность его АЦП и цифрового выхода.

Тестирование

Испытание производилось в домашних условиях, на более чем скромной аппаратуре. При этом использовались:

  • компьютер, снабженный звуковой платой и MIDI интерфейсом;
  • гитары — электроакустическая с нейлоновыми струнами Godin ACS, электрогитара Ibanez серии RG;
  • микрофоны — динамический Shure SM 58 и конденсаторный Shure Prologue 16 L;
  • а также различные источники звука.
  • Комплект, тем не менее, удачный, потому что в основном относится к тому же классу приборов, что и сам VF 1.

    Сразу оговорюсь: я тестировал и оценивал VF 1 как музыкант, дружащий с компьютерами, а не как звукоинженер. Поэтому все оценки на уровне «нравится, не нравится». Никаких измерений не проводилось.

    Я взял в руки руководство пользователя VF 1 и, вооружившись всем, что было в моем распоряжении, читал ее, нажимая и крутя все, что надо было нажимать и крутить, а заодно играл, записывал и слушал.

    Говоря о VF 1, следует помнить, что это полностью цифровое устройство и, соответственно, все эффекты цифровые, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Начнем с того, что является фирменным знаком Roland/Boss.



    Эффекты COSM: Preamp / Speaker Simulator (моделирует гитарные усилители, громкоговорители, расположение микрофонов, а также несколько классических педальных эффектов Boss), Pickup Simulator (звук «хамбакера» преобразовывается в «сингл», и наоборот), Mic Converter (усердно пытается переделать звук недорогих микрофонов в звук дорогих студийных микрофонов), Speaker Modeling (моделирует характеристики акустических систем). Бесспорно, что реальный, живой гитарный комбик лучше его цифровой модели. Но все же, вряд ли кто откажется от возможности попробовать модели разных комбиков, звукоснимателей, микрофонов и громкоговорителей. А алгоритмы физического моделирования становятся все более и более серьезными. Эффекты COSM, которые я пробовал и слушал в VF 1, показались мне самыми реалистичными из всего, что доводилось слушать.

    Все эффекты RSS (создания трехмерного звучания) мне показались весьма и весьма интересными, может быть, в силу своей необычности, а может быть, потому, что не с чем сравнивать. В любом случае, это еще один плюс VF 1

    Эффекты Lo-Fi («ухудшайзер», имитатор низкокачественного оборудования) и Isolator (делит звук на три частотные полосы, каждой из которых можно манипулировать отдельно — большое поле для экспериментов, особенно при управлении параметрами в реальном времени). Мне кажется, что эти эффекты никого не оставят равнодушными, с их помощью можно достичь уникальных результатов, а для любителей современной музыки и звучания они могут стать просто незаменимыми.

    Вокальные эффекты. VF 1 обладает достаточными возможностями для обработки вокала. Компрессор/ лимитер, деэссер, четырехполосный параметрический и десятиполосный графический эквалайзеры, энхансер, модуляционные эффекты — вполне на уровне. Интересен алгоритм Mic Simulator (эффекты: имитатор микрофонов, обрезной фильтр низких частот, дисторшн, лимитер). А Voice Transformer (трансформирует человеческий голос, в том числе в голос робота) пришел в VF 1 с VT 1.

    Понравились Ring Modulator (кольцевой модулятор, позволяет создавать звенящие звуки путем модуляции исходного звука сигналом с внутреннего осциллятора) и Rotary Speaker (имитатор вращающихся динамиков, в частном случае можно получить овердрайв). Обязательно буду ими пользоваться!

    Особенно придирчиво я проверял эффект Acoustic Processor (имитирует звук акустической гитары, подзвученной микрофоном) и алгоритм Acoustic Multi (Preamp / Speaker Simulator — Acoustic Processor — Anti Feedbacker — Noise Suppressor — 2×2 Chorus — Rev), поскольку моя основная гитара является электроакустической и имеет цельный корпус. Мне же хотелось бы сделать звук более «акустическим» и менее «электро». Для этого, собственно, и предназначены ACP и Acoustic Multi, также использующие COSM. Не сказать, что я разочаровался, но и особенно выдающихся результатов не получил.

    Реверберация. Лично мне никогда особо не нравились роландовские алгоритмы реверберации. Не очень понравились мне они и в VF 1. Недостаточно теплые для меня. Хотя, кручением ручек (изменяются 19 параметров) можно достичь неплохого результата.

    Хорус, фленджер и фейзер словно бы сошли с педальной линейки Boss. Звучание примерно такое же.

    Дисторшн не очень впечатлил. Но это, наверное, естественно — не аналоговый. Однако редактированием можно кое-чего добиться. А вкупе с другими эффектами можно добиться и приличного результата.

    Не следует также забывать, что VF 1 можно использовать вместе с гитарными усилителями и примочками, а не вместо них.

    Pitch Shift (смещение высоты тона в пределах двух октав вверх и вниз), Wah-Wah (вау-вау), Vocoder (десятиполосный вокодер), Harmonist, Guitar Synth (используя звук электрогитары, синтезирует новый звук) требуют более тщательной проверки, но то, что я успел услышать, не разочаровало меня. Вполне добротно.

    Bass simulator (имитация бас-гитары при игре на обычной электрической), Defretter (имитирует звук безладового баса), Acoustic simulator (имитация акустической гитары на электрической, моделируются такие параметры, как резонанс корпуса гитары и верхней деки), Feedbacker (создание искусственной обратной связи) — не так реалистичны, как хотелось бы.

    Humanizer («очеловечиватель», позволяет на гитаре произвести звуки, похожие на гласные буквы, аж цельные две гласные одновременно!), Slicer («разрезатель», с завидным постоянством обрывает звук, создавая впечатление играющей на заднем фоне ритм-группы), Slow Gear (производит звук а-ля скрипка, с плавным подъемом громкости) — довольно оригинальные эффекты, которые вполне можно использовать. Мне они показались весьма интересными.

    Tape Echo 201 (моделирование работы старой ленточной линии задержки Roland RE 101) — впечатлил! Весьма симпатичное звучание. Может быть, потому, что я не слышал оригинального прибора.

    Всякие эффекты-убийцы, вроде Noise Suppressor (шумоподавитель), Vocal Canceler (пытается безжалостно изъять вокал из фонограммы), Hum Canceler (старается убрать всякого рода шипение, гудение и жужжание), Antifeedbacker (борец с обратной связью) тоже совсем не лишние в звуковом хозяйстве.

    Еще есть следующие эффекты: Master (регулирует общую громкость и работу педалей громкости), 2×2 Chorus (два отдельных стерео хоруса — для низких и высоких частот), Short Delay (короткая задержка — максимум 400 мс), Vibrato (вибрато), Tremolo/Pan (тремоло — циклическое изменение громкости, или панорама — такое же перемещение звука слева направо в стереобазе), Octave (добавляет звук октавой ниже), Space Chorus (моделирует работу аналогового хоруса Roland SDD 320 Dimension D), Delay (линия задержки).

    В целом прибор порадовал хорошим, чистым и прозрачным звуком.

    Сравнение и конкуренты

    С чем сравнивать? В первую очередь, с теми приборами данной ценовой категории, с которыми приходилось сталкиваться: Alesis Midiverb, Midiverb IV, Microverb III и Nanoverb, DigiTech DSP 256, Yamaha REV 500, Lexicon MPX 100, Ensoniq DP/2. Кроме последнего, все остальные к процессорам мультиэффектов не отнесешь. В основном реверберация, задержки, хорус, фленджер, эквалайзер, смещение высоты тона.

    Конечно, реверберация Lexicon и Yamaha (а, может быть, даже Alesis и Ensoniq) мне понравилась больше. Много интересных эффектов и очень приятное звучание было у Ensoniq (но и стоил он больше!).

    Прямым же конкурентом VF 1 можно считать Line 6 POD. Правда, только по части гитарной обработки, поскольку вокальных эффектов, например, в нем нет. POD по иронии судьбы тоже красный, имеет множество моделей реального гитарного оборудования и довольно популярен. К тому же у POD отличная поддержка: программа редактирования поставляется в комплекте с самим устройством.

    Честно говоря, прибор этот в руках не держал, поэтому и сравнивать не могу. Однако, неоднократно упоминавшийся здесь мой немецкий приятель-инкогнито, являясь обладателем обоих устройств, считает, что качество эффектов и самого моделирования у VF 1 повыше. Что называется, за что купил, за то и продаю.

    Плюсы

    Изобилие самых разнообразных эффектов, 24-разрядные преобразователи, цифровой выход, компактность, симпатичный дизайн, возможность программировать все и вся, использовать прибор как для живой игры, так и для записи, возможность обновления операционной системы.

    Вполне годится в качестве устройства «все в одном». И хотя понятно, что лучше иметь много разных железок от разных фирм, чем одну на все случаи жизни, можно и с помощью одного VF 1 решать самые разнообразные задачи.

    Минусы

    Не все эффекты должного качества. Пресеты не раскрывают полностью потенциал прибора. Жесткая структура алгоритмов не позволяет ставить в цепочки все те эффекты, которые хочется, хотя и декларируется, что можно использовать до девяти эффектов одновременно. Девять то девять, но не любых!

    Плохо, что нет достаточной программной поддержки — ни тебе редактора специализированного, ни тебе поддержки в Cakewalk, Cubase, Sound Diver.

    Нет пока и наруленных пользователями пэтчей. Но это дело времени, при условии, что прибор станет популярным.

    Не до конца понятно, а можно ли управлять VF 1 по MIDI в полном объеме.

    Прибор не работает с сигналами микрофонного уровня, предлагается пользоваться внешним микрофонным предусилителем.

    Нет выхода на наушники. Входы и выходы несимметричные.

    Нет возможности направлять на цифровой выход необработанный сигнал, чтобы при этом на аналоговых выходах был обработанный сигнал, для мониторинга. Это возможность очень меня радовала в Lexicon MPX 100.

    Заключение

    Если собрать по отдел

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo