Начало
 
 


НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
МОДЕЛИ
Alesis airFX
Alesis MicroVerb 4
Alesis MidiVerb 4
Alesis NanoVerb

Alto AlphaVerb
Alto BetaVerb
Alto TOPVerb

ART FX 1

Behringer Mini FEX 800
Behringer Tweakalizer DFX 69
Behringer V-Verb Pro REV 2496
Behringer Virtualizer Pro DSP 2024 P

Boss VF 1

Bricasti Design M 7

dbx IEM
dbx ProVocal

Digisynthetic DS 100
Digisynthetic DS 1280
Digisynthetic DS 248
Digisynthetic DS 36

DigiTech Quad 4
DigiTech S 100
DigiTech S 200
DigiTech Vocal 300
DigiTech Vocalist VR
DigiTech Vocalist Performer
DigiTech Vocalist Workstation EX
DigiTech Vx 400

Eventide Eclipse
Eventide H 7600
Eventide H 8000
Eventide H 8000 FW
Eventide Orville
Eventide Orville/R
Eventide Reverb 2016

Fostex DE 10

Korg KAOSS PAD

Kurzweil KSP 8
Kurzweil Mangler
Kurzweil Rumour

LEM FX 22
LEM FX 24

Lexicon 960 L
Lexicon MPX 1
Lexicon MPX 110
Lexicon MPX 550
Lexicon MX 200
Lexicon MX 400
Lexicon PCM 81
Lexicon PCM 91
Lexicon PCM 96

Line 6 Studio Modeler

MAM VF 11

Moog Moogerfooger
Moog Moogerfooger MF 104 Z
Moog Moogerfooger MF 105 B
Moog Moogerfooger MF 107 FreqBox

Nady SDP 20

Omnia ToolVox

Quantec 2402 YardStick

RED Sound XS-FX

Roland EF 303

Sabine Phantom Mic Rider

Sony DRE-S 777

Stanton DFX 1

TC Electronic D-Two
TC Electronic Fireworx
TC Electronic M-One XL
TC Electronic M 2000
TC Electronic M 350
TC Electronic M 3000
TC Electronic Reverb 4000
TC Electronic System 6000

TC-Helicon Quintet
TC-Helicon VoiceCraft
TC-Helicon VoiceDoubler
TC-Helicon VoiceLive
TC-Helicon VoiceOne
TC-Helicon VoicePrism
TC-Helicon VoicePrismPlus
TC-Helicon VoicePro
TC-Helicon VoiceWorks
TC-Helicon VoiceWorksPlus

Technosaurus Effexon

Voice Systems Deltaverb
Voice Systems Gammaverb
Voice Systems HP 3

Wharfedale EZVERB

Yamaha REV 500
Yamaha SPX 2000
Yamaha SREV 1

Zoom PFX 9003
Zoom RFX 300
Zoom RFX 1000
Zoom RFX 1100
Zoom RFX 2000
Zoom RFX 2200
 
АРХИВ
Alesis Akira
Alesis Ineko
Alesis ModFX
Alesis Q 20
Alesis QuadraVerb 2
Alesis Wedge

ART DMV-Pro
ART FXR
ART FXR Elite II
ART Quadra/Fx

Behringer Modulizer Pro DSP 1200 P

Boss SX 700

dbx 290

DigiTech Studio 400
DigiTech Studio Quad
DigiTech Studio Twin
DigiTech Studio Vocalist EX
DigiTech Vocalist Access
DigiTech Vocalist Workstation

DOD Dimension 3
DOD Dimension 6
DOD Dimension 12
DOD R 512

Dynacord DRP 5
Dynacord DRP 10
Dynacord DRP 15

Electrix Mo-FX
Electrix WarpFactory

Ensoniq DP/Pro

Eventide DSP 4500
Eventide DSP 7000
Eventide DSP 7500

Fostex DE 1

Korg AM 8000 R
Korg DL 8000 R

Lexicon 300 L
Lexicon M 300
Lexicon MPX 100
Lexicon MPX 200
Lexicon MPX 500
Lexicon PCM 80

Peavey Addverb III

Roland SRV 3030

Sony DPS-V 55
Sony DPS-V 77
Sony HR-MP 5

Symetrix 606

TC Electronic M-One
TC Electronic M 300
TC Electronic M 5000

Yamaha SPX 990
Yamaha SPX 1000
 
СТАТЬИ
Boss VF 1

Korg ih

Kurzweil Rumour (отрывок)

Lexicon MPX 500 и TC Electronic M-One

Lexicon MX 400 (отрывок)

Power Technology DSP-FX

TC Electronic M 300

Technosaurus

Yamaha REV 500
 
РОДСТВЕННЫЕ ТЕМЫ
Динамическая обработка

Предусилители

Преобразователи

Эквалайзеры

Другая обработка
 

 
  Процессоры эффектов

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
декабрь 1997

Расскажем вкратце об основных типах эффектов.

Реверберация
Несомненно, самым распространенным типом эффекта является реверберация. В реальной жизни реверберация происходит из-за множественных отражений звука от стен, пола и полотка, происходящих столь часто, что невозможно различить отдельные повторения. Все помещения дают разный звук в зависимости от размера, формы, способности материала поверхностей (а также имеющихся в помещении предметов, особенно людей) поглощать звук и их способности поглощать одни частоты больше, чем другие.

Вначале человек использовал природную реверберацию, например, пещеры и каньоны. Затем он стал строить для этого специальные архитектурные сооружения: амфитеатры, церкви, концертные залы. Первые способы создания искусственной реверберации были также довольно естественны: в студиях строились специальные комнаты-камеры (Chamber), обычно с каменными стенами и полированным деревянным полом, в одном конце которых устанавливался динамик, а в другом - микрофон. Параметры реверберации можно было изменять при помощи установки специальных экранов. Одна калифорнийская студия, чьи реверберационные камеры считались лучшими, сдавала их звучание в аренду другим студиям при помощи телефонных линий повышенного качества.

Затем (в 1950-х годах) в студиях стали использовать листовые ревербераторы (Plate), в которых реверберация получалась посредством вибрации большого металлического (чаще всего стального) листа. Звук при этом был не очень естественный, но характерный. За время использования листовых ревербераторов слушатели так привыкли к их звучанию, что алгоритмы, его имитирующие, присутствуют практически во всех современных устройствах.

Однако и камеры, и листовые ревербераторы применялись только в крупных студиях (как из-за дороговизны, так и из-за размеров), а на малобюджетном фронте использовались младшие братья листовых ревербераторов - пружинные. Их до сих пор можно встретить в гитарных комбиках.

Сегодня самым распространенным способом получения искусственной реверберации является применение цифровых устройств. Их, кстати, можно считать одними из первых устройств физического моделирования, поскольку они пытаются при помощи расчетов имитировать изменение звука в реальных физических условиях.

Большинство производителей современных ревербераторов используют одинаковую, или, по крайней мере, схожую терминологию. Например, выбирая тип реверберации, вы обычно видите следующие алгоритмы: Комната (Room), Зал (Hall) и Лист (Plate). Иногда можно встретить алгоритм Камера (Chamber), а некоторые производители предлагают такие алгоритмы, как Церковь (Church) или Туннель (Tunnel). Время реверберации (Reverb или Decay time) - время затухания звука реверберации до уровня -60 дБ. Время между прямым звуком от источника и началом реверберации называется предварительной задержкой (Pre Delay). Параметр Density или Diffusion определяет плотность реверберации, чем больше - тем плотнее звук, чем меньше - тем воздушнее. Первые отражения от ближайших поверхностей называются ранними отражениями (Early Reflections), при этом уровень и время первого отражения являются очень важными параметрами для имитации размеров помещения. А материал, из которого изготовлены стены помещения, имитируется параметрами поглощения (Damping) высоких (High) и низких (Low) частот.

Следует отметить, что теория реверберации, лежащая в основе этих параметров, применяется хоть и большинством, но не всеми производителями процессоров.

Основная задача ревербераторов - искусственная имитация естественного акустического пространства. Однако в современной звукозаписи применяются и эффекты, не существующие в природе, например реверсивный ревербератор или загейтованный (не так давно был очень популярен для обработки барабанов, одна из первых записей - Phil Collins, песня "In The Air Tonight" с альбома Face Value).

Что же касается применения реверберации, то самое главное здесь - не переусердствовать. Помните, что только реверберация, производимая очень дорогими процессорами (или естественная), может нормально восприниматься слушателем в больших количествах в течении долгого времени. Вместо того, чтобы утопить вашу музыку, применяйте реверберацию к одним инструментам больше, а к другим меньше, или вообще не применяйте. Также, в некоторых случаях вместо реверберации можно применить эффект ранних отражений или задержки.

Задержка
Результат действия линии задержки - повторения звука через установленные временные интервалы. В русскоязычной литературе этот эффект еще называется "эхо", что достаточно описательно.

Первые линии задержки были сделаны на основе магнитофонов с закольцованной лентой и несколькими записывающими и воспроизводящими головками. Время задержки можно было изменять включением одних и отключением других головок. Одними из самых известных устройств этого типа являются Roland Space Echo и Watkins Copicat. В 80-х появились линии задержки, использующие микросхемы BBD (Bucket Brigade Delay). Микросхемы были недорогими, но с ограниченным частотным диапазоном, так что качество задержанного сигнала заметно ухудшалось. При использовании магнитофонных задержек качество тоже не улучшалось, но в этом случае ухудшения были приятнее на слух, чем в BBD-устройствах. В дальнейшем большую часть выпускаемых линий задержки составляли цифровые устройства.

Одним из важных параметров линии задержки является уровень обратной связи (feedback), то есть количество сигнала после задержки, направляемое снова на вход, что создает дополнительные повторения. Длительные задержки, сочетающиеся с темпом, часто используются на сольных партиях для наложения и усложнения фраз и на ритмических партиях для создания комплексных ритмов. Популярным эффектов является так называемая пинг-понговая задержка, когда повторения по очереди направляются в левый и правый каналы. При малом времени задержки возможны другие применения, например уплотнение звука или автоматическое удвоение (Automatic Double Tracking). Последнее хорошо использовать с направлением прямого сигнала в один канал, а задержанного - в другой. Однако не забудьте, что в этом случае, а также во всех случаях небольшой по времени задержки, необходимо проверять результат и в моно, чтобы убедиться в отсутствии взаимного уничтожения звуков из-за фазовой разницы.

Несколько лет назад специализированные линии задержки стали не нужны большинству студийного мира, получившего доступ к мультиэффектным процессорам, и новые модели практически не производились. Однако сейчас задержка снова входит в моду, и несколько фирм выпустили специализированные устройства.

Модуляционные эффекты
Так называются эффекты с изменяющимися параметрами. Они придают звуку изменчивость, одушевленность. Поскольку человеческий мозг устроен таким образом, что он перестает замечать постоянный звук через некоторое время, изменения звука позволяют привлекать к нему внимание.

Фленджер. Сигнал копируется, задерживается и смешивается с прямым сигналом. Время задержки постоянно изменяется (в пределах от 1 до 15 миллисекунд) при помощи генератора низкой частоты (LFO). Поскольку время задержки невелико, то вы не слышите повторения, а слышите изменения фазового соотношения между прямым и задержанным сигналами. Имя фленджер родилось на раннем периоде развития звукозаписи. Тогда, чтобы добиться подобного эффекта, одинаковый звук воспроизводили с двух магнитофонов. Оператор при этом пальцем нажимал на край, или фланец (flange) катушки одного из магнитофонов, причем нажатие происходило с переменной силой, что приводило к разному времени задержки относительно другого магнитофона.

Хорус. Основан на смещении высоты тона сигнала (также на небольшое количество - несколько центов) и смешивании с прямым. Количество смещения модулируется. Основан на том факте, что при пении хором (chorus) каждый голос чуть отличается по высоте тона от другого, и различие это постоянно изменяется.

Фейзер. Также разделяет сигнал на две части, одна из которых проходит через пропускающий фильтр всех частот. Фильтр, хотя и пропускает все частоты, однако меняет их фазу, причем по-разному в зависимости от частоты. Фильтр затем модулируется LFO. При смешивании с прямым сигналом мы слышим постоянно изменяющееся фазовое соотношение между ними.

Есть несколько эффектов, при применении которых сигнал модулируется LFO, но не смешивается с прямым. Например, при модулировании высоты тона получается вибрато, при модулировании громкости - тремоло. Одним из эффектов модулирования высоты тона является эффект Доплера (возможно вы замечали изменение высоты тона звука, исходящего от проезжающей мимо машины, особенно заметное, если это машина с сиреной). Модулирование частоты среза пропускающего фильтра низких частот производит эффект, известный как вау-вау, особенно популярный у гитаристов. Если это модулирование производится при помощи LFO, то мы получаем автовау.

Популярным в 1960-х и 70-х годах был эффект, производимый устройством Leslie. Его называют также эффектом вращения динамика, хотя в настоящем Leslie вращаются не динамики, а рупор и отражатель (подробнее см. статью "Орган Hammond"). Получающееся в результате изменения звука родственно эффекту Доплера.

Смещение высоты тона
Этот эффект (pitch shifter) изменяет высоту тона обрабатываемого сигнала. Чаще всего его используют для добавления дополнительных голосов к партии. Однако смещение высоты тона может применяться не только на вокале и сольных партиях для гармонизации, но также и на перкуссионных звуках или даже на эффектах для этих звуков: например, попробуйте снизить тон реверберации малого барабана.

Одно из первых специализированных устройств этого типа выпустила в конце 70-х фирма Eventide, и называлось оно Harmonizer. С тех пор подобные устройства часто называют гармонайзерами. Один из ярких примеров работы гармонайзера - сольная партия гитары в песне группы Yes "Owner Of A Lonely Heart". Фирма Eventide по-прежнему держит первенство в студийных гармонайзерах, современные модели которых (H 3000, H 3500, DSP 4000) можно встретить практически в каждой серьезной студии. Еще в крупных студиях применяется устройство Infernal Machine фирмы Publison, результат работы которого привел к судебному процессу, в который были вовлечены певец Holly Johnson из Frankie Goes To Hollywood и продюсер Trevor Horn. В бюджетных студиях и в концертной работе фаворитами являются устройства фирмы DigiTech.

Кроме обычного смещения высоты тона на заданную величину, современные процессоры могут производить "разумную" (intelligent) гармонизацию, добавляя к основному тону разные интервалы в зависимости от тональности. Кроме того, возможно объединение эффектов задержки и смещения высоты тона, то есть когда повторения изменяются к тому же по высоте тона, что позволяет создание различных арпеджио. Другое распространенное применение - коррекция небольших расхождений с требуемой высотой тона. Некоторые устройства имеют функцию Quantise, в данном случае сдвигающую получаемые ноты к ближайшему полутону. Некоторые гармонайзеры позволяют вводить требуемые ноты по MIDI.

Истинное стерео
Хотя большинство процессоров имеет стереофонические входы и выходы, некоторые смешивают сигнал с обоих входов в моно до обработки. При этом, хотя прямой сигнал сохраняет свои стереопараметры, обработанный сигнал имеет мало общего с изначальной стереокартиной. Такой способ работы характерен для недорогих процессоров. Однако более дорогие устройства предлагают истинную стереообработку эффектом, то есть когда обработанный сигнал сохраняет расположение в стерео элементов прямого сигнала, что имеет наибольшее значение при обработке ревербератором и задержкой. Учитывая, что в последнее время возрастает число недорогих истинных стереопроцессоров, производители микшеров среднего класса начали делать на своих пультах стереопосылы на эффекты. Некоторые процессоры позволяют также производить независимую обработку каждого входа отдельным эффектом.

Что выбрать?
Поскольку реверберация - самый важный эффект в вашем арсенале, рекомендую при покупке первого процессора в первую очередь обратить внимание на качество этого эффекта. Еще лучше - иметь специализированное устройство именно для реверберации. Впрочем, эффектов много не бывает, и сколько бы у вас не было ревербераторов, еще один никогда не помешает. Теоретически, я вообще сторонник специализированных процессоров, способных производить только один эффект, зато хорошо. Но на практике, когда подумаешь, что за цену линии задержки можно приобрести устройство, которое в одной песни можно использовать как хорус, в другой - как гармонайзер, а в третьей обработать с его помощью звук сразу тремя эффектами, то теория сразу меркнет.

Отдельно хотелось бы отметить, что MIDI-управление, возможное во многих современных процессорах, позволяет не только автоматизировать управление эффектами (типа переключения программ или изменения определенных параметров в нужном месте), но и производить интересные соответствия, например, устанавливать время задержки или скорость LFO фленджера в зависимости от темпа, а также согласовывать эффект с клавишными партиями, например, увеличивать уровень реверберации при игре в правой части клавиатуры и уменьшать при игре в левой, вводить хорус колесом модуляции и т. д.

  Форум

Yamaha Rev7. Как сохранять свои пресеты???

Железный хорус

Вокальные процы

Ревербератор ... если бы Вас заставили ....

Отличия 480 от 300 (Lexicon)

реверок

Вопрос про Yamaha SPX 90

Lexicon Alex и Alesis QuadraVerb

Выбор студийного ревера

Пользователи Lexicon Nuverb, отзовитесь пожалуйста

Отзовитесь владельцы Korg Kaos Pad3

Посоветуйте Delay с функцией freez

Delay

Kaoss Pad 3

Лучшие Аналоговые Delays. 1975-1995.

Ensoniq DP/4

Блок питания Midiverb II

Reverb 4000 и PCM 91

NuVerb

Lexicon или TC ???

Пружинный ревер

Ревёрбы . . . .

Eventide3000 действительно крут? Если да то в чём?

Midiverb II

Оборудование для обработки вокала

Помогите выбрать Delay

DP 4 or MidiVerb 4?

Ревера Lexicon

Какие ревера и сколько нужно иметь?

Как уменьшить DECAY в Alesis Midiverb II (28 Program)???

Alesis Midiverb II

Lexicon MPX 550 или MidiVerb4 что взять то?

Lexicons

Ensoniq DP4

Nuverb

Lexicon PCM 81 или Lexicon PCM 91?

MIDIVERB II

Крош, помоги плз выбрать добротный ревёрб

вопрос Крошу и всем, кто в курсе, по Ensoniq DP4

Back to к вопросу о ревербераторах

Бюджетный ревер

вопрос по Lexicon -овским реверам

Quantec Yardstick 2404<>Lexicon 300l?

Я тут опять со своим-Lexicon224<300L???

Alesis Microverb 4

Krosh,podelites sekretami revera!!!!

Посоветуйте нормальный ревер

Предлагаю сравнить Hall в Reverb4000 и Lexicon300!

Помогите выбрать хороший ревербератор в пределах 3000$

Как сделать стереопэд?

Кто знает о процессорах?

  Комментарии

30.11.03 06:57
sasha vagaboval@mtu-net.ru
Я применяю в работе гармонайзер Workstation очень интересный эффект 4 верхних тона,но требует навыка поскольку не каждый тембр голоса красиво раскладывается,первые полгода вообще жалел о покупке,а сейчас и представить себя без Этого не могу! Александр.

21.01.04 19:09
Дима dkokotko@yahoo.com
Напишите пожалуйста поподробней об TC electronic Reverb 4000.Заранее благодарен.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
moline@comtv.ru
© Агентство ДАТА