Начало
 
 


Процессоры эффектов

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Главное - естественность

Счастливое исключение
 
 
  Lexicon MPX 500 и TC Electronic M-One

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
июнь 2000

Сравнение двух процессоров эффектов.

Фирмы Lexicon и TC Electronic специально представлять не надо - любой человек, который хотя бы раз бывал в студии, что-нибудь о них да слышал. Обе фирмы выпускают очень дорогие процессоры эффектов с весьма характерным и выделяющимся звуком, что позволяет им иметь как преданных поклонников, так и яростных противников. Причем о звучании одного и того же процессора эффектов порой можно услышать оценки от "чрезвычайно реалистичное и естественное" до "крайне ненатуральное и искусственное". Похоже, что и здесь пословица "на вкус и цвет товарища нет" находит подтверждение.

До недавнего времени обе фирмы не очень баловали малобюджетные студии своим вниманием - лишь Lexicon выпустил процессор MPX 100, который тут же получил кучу премий от самых разных иностранных журналов. Но полноценно работать с MPX 100 довольно сложно из-за невозможности редактирования в пэтче более одного параметра. Ближайший же по цене процессор Lexicon с нормальными возможностями редактирования - MPX 1 - стоил уже под тысячу долларов. А самый дешевый процессор TC Electronic - M 2000 - стоил уже под две тысячи.

Однако, как говорят китайцы, "ничто не вечно в подлунном мире...". В том числе и ценовая политика производителей. И Lexicon, и TC Electronic как-то одновременно выпустили приборы, которые при внушительных возможностях имеют относительно невысокие цены (причем, практически одинаковые) и ориентированы именно на малобюджетные студии. Обе компании в своих рекламных проспектах уверяют потенциальных покупателей, что теперь за небольшие деньги стали доступны все фирменные алгоритмы более дорогих процессоров.

MPX 500
Процессор имеет корпус высотой в одну рэковую единицу. На передней панели (рис 1) находятся: жидкокристаллический дисплей с подсветкой (150х32 символа), регулятор входного уровня (Input Trim), четыре регулятора для редактирования параметров (Edit), регулятор выбора пэтча (Program), шесть кнопок и выключатель питания.

 
Рис. 1  
   

На задней панели (рис. 2) есть два аналоговых входа и два аналоговых выхода (симметричные, разъемы джек и XLR, преобразователи 24-разрядные), цифровые вход и выход формата SPDIF (электрические, разъемы RCA, поддерживается разрядность до 24 бит, частоты дискретизации 44,1 и 48 кГц), MIDI вход и выход/сквозной, вход на джеке для подключения педального переключателя, регулятор контрастности дисплея и гнездо питания (прибор питается напрямую от сети).

 
Рис. 2  
   

Большинство алгоритмов работает в режиме истинного стерео, то есть с независимой обработкой левого и правого каналов одним эффектом. Но MPX 500 может производить и два эффекта одновременно, в таком случае можно выбирать из четырех вариантов конфигурации (рис. 3): Cascade (последовательная), Dual Stereo (оба эффекта получают сигнал со стерео входа, стерео выходы эффектов суммируются), Dual Mono (у каждого эффекта отдельный моно вход и моно выход) и Mono Split (на каждый эффект поступает моно сигнал с одного из входов, стерео выходы эффектов суммируются).

 
Рис. 3  
   

MPX 500 способен производить следующие эффекты: реверберацию, хорус, фленджер, тремоло, эффект вращающегося динамика, сдвиг высоты тона, расстройку (Detune) и задержку (максимальное время - 5,5 секунды). Среди 240 пресетных пэтчей первые 59 - это алгоритмы истинной стерео реверберации, разбитые на шесть банков: Plate, Gate, Hall, Chamber, Ambience и Room. Пэтчи с 60 по 104 - это истинные стерео алгоритмы остальных эффектов. И пэтчи со 105 по 240 - это различные комбинации двух эффектов типа фленджер/ задержка или хорус/ реверберация.

Управляется MPX 500 довольно просто. С помощью регулятора Program и кнопки Load выбирается один из 240 пресетных или 30 пользовательских пэтчей. Если нажать на регулятор Program, то произойдет смена банка (в каждом банке сгруппировано по 10 однотипных пэтчей). При помощи кнопки Edit Pages включается режим редактирования. При этом четыре регулятора под общим названием Edit меняют четыре параметра, которые выводятся на дисплей. В любом пэтче есть четыре страницы редактирования, то есть общее количество доступных параметров равно 16 (но не всегда используются все 16 параметров). Кроме того, для пэтчей с темпозависимыми параметрами можно воспользоваться функцией Tap (при загрузке таких пэтчей начинает мигать светодиод на кнопке Tap/Cancel). Вводить значение темпа можно как вручную, так и в автоматическом режиме - в последнем случае процессор анализирует поступающий на вход сигнал и определяет его ритмическую фактуру. Также значение темпа может устанавливаться по MIDI.

Для упрощения процесса редактирования в MPX 500 самый главный (чаще всего используемый) параметр каждого пэтча стоит первым. То есть в любом пэтче можно смело нажимать кнопку Edit Pages и крутить первый регулятор Edit. С очень большой вероятностью будет изменяться то, что нужно. В руководстве пользователя есть специальные таблицы, в которых указано, какой именно параметр назначен на первый регулятор. Однако этим руководство пользователя и ограничивается - о назначении остальных 15 параметров редактирования нужно догадываться самостоятельно по символам на дисплее. И задача эта не всегда так просто решается. Что вам говорят, например, аббревиатуры Rt HC или BassMult? Если вы никогда не работали с ревербераторами фирмы Lexicon, то, скорее всего, ничего. Кстати, на сайте Lexicon в Интернете также нет никаких сведений на эту тему. Далее мы еще вернемся к этому вопросу.

Дисплей процессора, несмотря на небольшие размеры, довольно информативен (рис. 4). В левой его части находится индикатор уровня входного сигнала, а под ним - символ используемых входов (правый, левый, стерео аналоговый или цифровой) и значение частоты дискретизации цифрового входа. Далее следует номер и название пэтча, а под ними - название банка. В правой части дисплея выводится схема конфигурации обработки и значение темпа для темпозависимых пэтчей. И, наконец, в самой нижней части дисплея находится строка с названиями параметров, которые изменяются на первой странице редактирования четырьмя регуляторами Edit. При нажатии кнопки Edit Pages над этой строкой появляются значения соответствующих параметров

Рис. 4

Для входа в меню системных настроек на передней панели прибора есть кнопка System. С помощью этого меню можно выбрать источник входного сигнала (правый/ левый/ оба аналоговых входа или SPDIF), источник и частоту синхронизации при работе через цифровой интерфейс, выставить выходной уровень, настроить MIDI интерфейс или сбросить в секвенсор данные о пэтчах, банках и настройке всей системы. Кстати говоря, MPX 500 может работать и в качестве аналого-цифрового преобразователя. Для этого в системном меню надо указать, что на SPDIF выход должен поступать прямой (dry) сигнал.

Так как руководство пользователя ничего не говорит о том, как расшифровывать аббревиатуры параметров редактирования, выводимые на дисплей, давайте немного поговорим на эту тему. На самом деле, регулировка эффектов типа хоруса и задержки вряд ли вызовет затруднение - там все довольно очевидно. А вот "руление" реверберации вполне может стать камнем преткновения даже для людей достаточно опытных - фирма Lexicon любит придумывать для простых параметров малопонятные аббревиатуры.

Зная, что у MPX 500 время реверберации раздельно регулируется в трех частотных полосах, уже проще догадаться о том, что означают аббревиатуры на дисплее. Итак, по порядку: Decay - общее для всех трех полос время реверберации (общая длина хвоста); MidRt (Middle Reverb time) - время реверберации на средних частотах; HF Rlloff (High Frequency Roll off) - частота среза обрезного фильтра высоких частот (для всего хвоста); Mix - баланс прямого/ обработанного сигналов; Pre Delay - предварительная задержка (в приборах Lexicon это задержка между прямым и обработанным сигналами); BassXvr (Bass X-over) - нижняя разделительная частота кроссовера (регулятор MidRt действует только выше этой частоты); Rt HC (Reverb time High Crossover, а, возможно, и High Cut) - верхняя разделительная частота кроссовера (регулятор MidRt действует ниже этой частоты), BassMult (Bass Multiply) - отношение времени реверберации на низких частотах ко времени реверберации на средних частотах; Diffusion - плотность хвоста реверберации; Size - размер имитируемого помещения (меняет параметры ранних отражений); Attack - время атаки реверберации (при изменении этого параметра самые первые ранние отражения становятся тише, и источник звука как бы отодвигается на задний план); Level - уровень обработанного сигнала; EkoDly L и EkoDly R - время задержки для правого и левого каналов (у ревербераторов Lexicon в алгоритмах реверберации есть две линии задержки, работающие параллельно с хвостом); EkoFbk L и EkoFbk R - коэффициент обратной связи для правой и левой линий задержки. Выглядит все это довольно страшно, но когда начинаешь работать с прибором, довольно быстро привыкаешь.

M-One
Процессор фирмы TC Electronic имеет корпус высотой в одну рэковую единицу. На его передней панели (рис. 5) находятся: цветной жидкокристаллический дисплей с подсветкой (в спецификации указано, что на дисплей может выводиться до 23 букв и 280 пиктограмм), кнопка включения питания, три регулятора группы Levels, три группы кнопок - Setup, Effects и Program, а также группа органов управления под общим названием Control, куда входят колесо ввода данных, две кнопки пролистывания, а также кнопки Enter и Exit.

 
Рис. 5  
   
На задней панели (рис. 6) есть два симметричных аналоговых входа и два выхода на джеках (преобразователи 24-разрядные со 128-кратной передискретизацией), цифровые электрические вход и выход формата SPDIF (разъемы RCA, поддерживают разрядность 8, 16, 20 и 24 бита, частоты 44,1 и 48 кГц, на выходе возможен дизеринг), три MIDI разъема (In, Out, Thru), вход для педального переключателя и гнездо питания (прибор питается прямо от сети).

 
Рис. 6  
   
M-One имеет двухмашинную (Dual Engine) архитектуру. Всего есть шесть вариантов коммутации машин (рис. 7): Dual Send/Return (на каждую машину поступает моно сигнал с одного из входов, стерео выходы машин суммируются), Parallel (сигналы с обоих входов суммируются и направляются на каждую машину, стерео выходы машин суммируются), Parallel/Serial (как Dual S/R, только сигнал с выхода первой машины может быть добавлен к входному сигналу второй), Serial (последовательная коммутация), Stereo Linked (истинное стерео), Dual Mono (у каждой машины отдельный моно вход и моно выход). Кстати, в приборе TC Electronic каждая машина имеет только один вход, а каждый эффект процессора MPX 500 - по два входа. То есть при параллельной обработке стерео сигнала двумя разными эффектами у M-One на самом деле получается "псевдостерео" обработка, так как сигналы правого и левого каналов приходится смешивать, а у MPX 500 такого недостатка нет.

Рис. 7

В памяти M-One находятся 100 пресетных и 100 пользовательских пэтчей. Процессор способен производить следующие эффекты: реверберацию (Hall, Room, Plate, Spring, Live и Ambience), задержку (одно- и двухотводную), хорус (классический и четырехголосный), фленджер (классический и четырехголосный), смещение высоты тона, расстройку (Detune), тремоло и фейзер. Кроме этого, имеются алгоритмы трехполосного параметрического эквалайзера с "полочными" (shelf) фильтрами низких и высоких частот, компрессора, лимитера, экспандера/ гейта и деэссера. То есть M-One можно использовать во время записи как качественный двухканальный аналого-цифровой преобразователь и динамический процессор, а на сведении - как процессор эффектов.

Управление прибором организовано очень толково. Тремя регуляторами группы Levels настраивают уровень входного сигнала, соотношение прямого/ обработанного сигналов и баланс машин. Пэтчи выбираются поворотом колеса ввода данных и нажатием кнопки Recall. В группе Effects находятся две кнопки включения режимов редактирования (Algo/Edit) для каждой из машин и две кнопки Bypass - также по одной на каждую машину. При первом нажатии кнопки Algo/Edit на дисплей выводится название алгоритма. Если в этот момент повернуть колесо ввода данных, то произойдет смена алгоритма. Повторное нажатие кнопки Algo/Edit выводит на дисплей меню редактирования эффекта. Кнопки группы Setup открывают доступ к меню настроек коммутации (Routing), входов и выходов (I/O), ритмизации (Tap) и системных утилит (Utility). Кнопка Enter требуется для ввода некоторых параметров, а кнопка Exit позволяет выйти из любого меню.

Дисплей процессора очень хорошо продуман - достаточно одного беглого взгляда, чтобы получить почти исчерпывающую информацию о состоянии устройства (рис. 8). В левой части дисплея находится индикатор уровня сигнала на входе (его можно переключить на индикацию уровня сигнала на выходе). Далее расположено поле, куда выводится схема текущей коммутации машин, название схемы, информация об активном входе (цифровом/ аналоговом) и частоте дискретизации. Еще правее есть поле с названиями текущих алгоритмов для каждой из машин, а рядом с ним - индикатор степени воздействия на сигнал динамической обработки. В крайнем правом поле дисплея выводятся номер пэтча, название банка (Factory/User), а также индикаторы редактирования и активности MIDI. Нижняя часть дисплея занята символьной строкой, в которой размещаются названия пэтчей и прочая текстовая информация.

Рис. 8

В отличие от MPX 500, в приборе TC Electronic управление эффектами реализовано несколько проще (да и в руководстве пользователя подробно описывается, в каком случае чего надо вертеть). Большинство алгоритмов имеет уж совсем прозрачные регулировки типа Speed/ Depth/ Delay для хоруса или Speed/ Depth/ Feedback/ Delay для фленджера. Однако реверберация имеет весьма приличное количество параметров редактирования (хотя и не столь большое, как у MPX 500), и у нее есть свои особенности.

В любом алгоритме реверберации M-One можно изменять следующие параметры: Decay (длина хвоста), Predelay (длительность ранних отражений), Size (меняет задержку и панораму отдельных ранних отражений), High Cut (обрезной фильтр высоких частот, крутизна 6 дБ/окт), High Color (время реверберации на верхних частотах), Low Color (время реверберации на нижних частотах), Reflect Level (уровень ранних отражений), Reverb Level (уровень хвоста), Mod Type (тип модуляции хвоста), Mod Speed (скорость модуляции), Mod Depth (глубина модуляции) и FX Level (уровень эффекта). Кстати, обратите внимание на то, что в M-One параметр Predelay означает предварительную задержку реверберационного хвоста, а не задержку между прямым и обработанным сигналами. То есть Predelay в M-One - это не только инструмент создания ритмизированного "ух!" на барабанах, но и еще один параметр, непосредственно влияющий на восприятие информации о размерах помещения и положении в нем слушателя.

Обратите внимание и на то, что у M-One, в отличие от MPX 500, реверберационный хвост может модулироваться. Эта модуляция, как написано в руководстве пользователя, используется для придания хвосту более хаотичного характера с целью более реалистичной передачи акустических свойств помещений. Когда включаешь модуляцию, хвост действительно становится более плотным и насыщенным (у каждого алгоритма есть свой собственный рисунок модуляции). А у алгоритмов Hall можно менять и тип модуляции: Smooth работает более гладко, без изменения высоты исходного сигнала, а Vintage вносит в хвост небольшую расстройку, что еще больше уплотняет звучание. Разумеется, модуляция - это несколько искусственный способ добиться естественности звучания, но работает он неплохо.

Как и эффекты, алгоритмы динамической обработки M-One управляются просто. Компрессор имеет автоматическую настройку времени атаки, ручную - времени восстановления (Release) и может переключаться между жестким и мягким типом (Hard и Soft Knee). Степень компрессии (Ratio) регулируется от 1:1 до жесткого лимитирования. Лимитер же на самом деле является компрессором жесткого типа (Hard Knee), у которого можно вручную регулировать время атаки, а все остальное (в том числе и степень компрессии) редактируется, как и у компрессора. Экспандер/ гейт позволяет менять пороговый уровень, степень компрессии, атаку и время восстановления. А деэссер имеет те же органы управления, что и экспандер/ гейт, плюс настройку частотной полосы, на которой происходит подавление шипящих и свистящих звуков.

В работе
Качество эффектов, производимых тем или иным прибором, - понятие крайне субъективное. Есть, конечно, некие общепринятые нормы звучания фонограммы, но и они работают лишь до определенных пределов - в современной электронной и альтернативной музыке очень часто эти нормы переворачиваются с ног на голову, и в записях можно слышать работу самых неожиданных "примочек". Поэтому испытания процессоров вряд ли можно назвать "испытаниями". Это, скорее, прослушивание на разном материале с последующей попыткой сформулировать свое собственное отношение по принципу "нравится - не нравится". Далее вы можете познакомиться с моим личным мнением, не претендующим на универсальность, - я занимаюсь в большей степени электронной музыкой и поэтому имею довольно специфический взгляд на обработку. Но во время тестирования я не удержался и помимо трип-хоповых и индустриальных композиций попробовал работу процессоров при сведении хард-роковой баллады с довольно резким (связочным) женским вокалом и бардовской песни.

Итак, самым главным эффектом в обоих приборах, без сомнения, является реверберация. MPX 500 производит этот эффект действительно похоже на старшие модели Lexicon (мне удалось послушать этот процессор рядом с M 300 и 300 L), однако есть и существенные отличия. Во-первых, у него отсутствует характерное низкочастотное "уханье", свойственное более дорогим приборам Lexicon, а также реальным помещениям. Причем на MPX 500 можно оставить в хвосте только низкочастотную составляющую, но она не будет такой разборчивой, как на более дорогих устройствах. Во-вторых, процессор гораздо хуже реагирует на пассажи с меняющейся динамикой. Например, резкие, форсажные ноты в партии вокала порождают какие-то конвульсивные дерганья хвоста и металлические призвуки. А в-третьих, у MPX 500 довольно посредственные преобразователи (особенно АЦП), из-за чего при аналоговом подключении прибор звучит несколько сдавленно и заметно шумит. Хотя, если использовать цифровой интерфейс, реверберация звучит уже гораздо богаче и прозрачней. То есть рекламные заявления фирмы Lexicon не совсем соответствуют действительности - MPX 500 не может заменить более дорогие устройства.

К сожалению, у меня не было возможности прямо сравнить TC Electronic M-One со старшими моделями этой фирмы. Так что расскажу о нем в сравнении с MPX 500. Реверберация, производимая этим прибором, имеет более яркий, прозрачный и холодный характер. Я бы даже сказал, что M-One производит реверберацию, близкую к идеальной - настолько она ровная и правильная, с хорошо читаемыми ранними отражениями. Однако MPX 500 больше похож на реальные помещениями со всеми недостатками их акустики. Например, Hall из M-One чем-то смахивает на холодную реверберацию мраморных залов Московского университета с довольно острыми и хорошо различимыми ранними отражениями. Правда, у залов M-One отсутствует дальняя стена - акустическое пространство ровно уходит в бесконечность. Hall же из MPX 500 достаточно неплохо создает иллюзию концертного зала какого-нибудь провинциального ДК (на зал Московской консерватории он явно не тянет), со стенами, обшитыми деревянными панелями, - ранние отражения размазаны и приглушены, а хвост несколько неровный, но мягкий и теплый.

Есть у алгоритмов реверберации этих приборов и еще одно серьезное отличие. Реверберация M-One практически универсальна - можно применять и Hall, и Plate, и Ambient к любым партиям от вокала до барабанов практически без "руления", и все будет звучать хорошо. Дело в том, что алгоритмы TC Electronic прозрачны и не очень сильно привлекают внимание слушателя - при добавлении эффекта инструмент просто начинает звучать глубже, и все. У MPX 500 совсем другая картина: его хвосты реверберации более густы и гораздо лучше слышны. То есть при неумелом обращении с прибором фонограмму очень просто испортить. Например, если обработать луп ударных любым пэтчем с алгоритмом Hall, то можно получить шок от результата, и никакая простая ритмизация предварительной задержки ситуацию не спасет. Однако стоит немного поиграть со временем реверберации на разных частотах, и результат становится намного лучше. А если сменить алгоритм, например, на Chamber или Plate, и немного "порулить" его, то результат станет совсем приличным. То есть к MPX 500 нужен правильный подход. В этом смысле для начинающих гораздо более предпочтителен TC Electronic M-One - он легче прощает ошибки.

Есть у M-One одна особенность - большинство пресетных пэтчей представляет собой пару "одномашинных" алгоритмов в различных комбинациях: два холла, холл и комната, хорус и холл и т. д. Причем, "одномашинные" алгоритмы действительно очень неплохо звучат. У MPX 500 все прилично звучащие алгоритмы построены по схеме "истинное стерео", а "одномашинные" особой красотой не блещут. То есть M-One совершенно спокойно можно использовать как два "псевдостерео" процессора, если истинная стерео реверберация не нужна. А вот MPX 500 вряд ли в такой ситуации будет полезен - его "одномашинные" алгоритмы существенно проигрывают аналогичным алгоритмам M-One.

Теперь о том, как реверберация обоих приборов укладывается в миксы. Для плотной электронной музыки с тяжелыми гитарами мне больше понравился M-One. Дело в том, что хорошо заметный хвост MPX 500 моментально вносил "кашу" в звучание фонограммы - она становилась не глубже, а грязнее. Я пытался спасти положение редактированием пэтчей - крутил обрезной фильтр, уменьшал время реверберации на низких частотах, ритмизировал предварительную задержку, но мне так и не удалось добиться нужного результата. Зато M-One как будто и затачивался под такую музыку: добавление реверберации сделало фонограмму немного глубже, но разборчивость сохранилась полностью.

При сведении хард-роковой баллады а-ля Scorpions с не очень плотным звучанием (в центре - барабаны, бас и вокал, справа и слева - по гитаре, на заднем плане - подпевки), в принципе, оба прибора показали себя неплохо: с M-One микс был гораздо ярче, но холоднее, а с MPX 500 - более мягким и теплым. Однако при обработке вокала алгоритмом Hall проявилась "болезнь" MPX 500 - стоило вокалистке перейти с мягкого грудного пения на связочный форсаж, как в хвосте появилось неприятное дрожание с металлическим призвуком, которое можно было замаскировать только уменьшением уровня обработанного сигнала. А вот M-One справлялся с этим переходом совершенно спокойно.

Кстати говоря, MPX 500 обязательно требует использования разных алгоритмов для обработки разных инструментов (старшие модели процессоров Lexicon свободны от этого недостатка). Например, на голосе и мягких синтезаторных подкладах хорошо звучат алгоритмы Hall. Но на ударные и электрогитары Hall лучше не ставить - из-за размазанных ранних отражений они тут же теряют остроту. Для барабанов есть несколько неплохих пэтчей, например, Drum Chamber или Drum Plate. А гитары лучше всего уживаются с короткой Room реверберацией. То есть теоретически для нормального сведения нужно иметь сразу три MPX 500, однако есть и другой выход - записывать обработанный сигнал на свободные дорожки. В этом случае можно обойтись и одним прибором.

При сведении бардовской песни (голос, две акустические гитары и перкуссия) я отдал предпочтение MPX 500 - TC Electronic M-One вносил в фонограмму совершенно неуместную яркость и холодность. А MPX 500 с пэтчем Jazz Hall работал просто изумительно - он подчеркнул теплоту звучания акустических гитар и создал доверительную, камерную атмосферу. Никаких металлических призвуков в хвосте не наблюдалось - ведь ни в вокале, ни в гитарах не было резких изменений динамики. Немного только размазывалась перкуссия, но, включив для нее пэтч Drum Chamber и немного подрезав высокие частоты, я получил то, что хотел.

 

АЛГОРИТМЫ РЕВЕРБЕРАЦИИ

Lexicon MPX 500

Hall
Реверберация отличается более-менее достоверной передачей акустических свойств различных концертных залов. Как правило, это основной тип реверберации для обработки инструментальных и вокальных дорожек.

Room.
Короткая реверберация, имитирующая реальные комнаты. Чаще всего применяется для обработки дорожек ударных, перкуссии и электрогитар. Также может использоваться во всех случаях, когда требуется создать непринужденную, камерную атмосферу.

Plate.
Имитация листовых ревербераторов. Имеет яркое, насыщенное звучание и обычно применяется в поп-музыке для обработки мелодических инструментов и перкуссии.

Ambience.
Реверберация со случайными ранними отражениями, ровным уменьшением уровня и постепенным уменьшением ширины частотной полосы хвоста. Применяется для обработки музыкального или речевого материала, когда требуется получить теплое, широкое окружение, без сильного окрашивания прямого сигнала.

Chamber.
Этот тип реверберации очень похож на Hall, однако не создает впечатления четко очерченного помещения. То есть моделируется некое абстрактное акустическое пространство с ровным затуханием реверберационного хвоста. Чаще используется для обработки речи и в случаях, когда требуется очень ненавязчивая реверберация без сильного окрашивания прямого сигнала.

Gate.
Реверберация, у которой хвост обрезается гейтом. Обычно применяется на малом барабане и томах.

TC Electronic M-One

Hall.
Алгоритм имитации концертных залов. Имеет раздельные, разнесенные по панораме и несколько приглушенные ранние отражения и ровный прозрачный хвост. Подходит для обработки любых дорожек.

Room.
Имитация комнат. Отличается от Hall более яркими и плотно "сбитыми" ранними отражениями и более "густым" хвостом, который ощутимо заполняет акустическое пространство. Хорошо подходит для имитации комнат с каменными стенами для обработки барабанов (особенно с ритмизированной предварительной задержкой). Также пойдет во всех случаях, когда требуется создание иллюзии небольших помещений.

Plate.
Имитация листовых ревербераторов. По сравнению с Hall звучит более "рассыпчато". Подходит для обработки любых инструментов в поп-музыке.

Ambient.
Максимально реалистично звучащая реверберация.

Live.
Яркая и "живая" реверберация с ровным хвостом. По "рассыпчатости" - нечто среднее между Hall и Plate. Подходит для любых инструментов.

Spring.
Имитация пружинных ревербераторов. Практически не создает иллюзии помещения - в хвосте прослушиваются отдельные отражения. Но очень неплохо звучит с соло гитарой.

 
   
Теперь несколько слов об остальных эффектах. Общее их качество весьма прилично на обоих приборах - это не "металлическая" обработка дешевых процессоров и не мутная обработка DirectX "плугинов". Так что все, что я скажу ниже, относится лишь к разнице в нюансах звучания. Кстати говоря, у M-One есть одна особенность: все эффекты производятся только одной "машиной", и установка двух одинаковых алгоритмов для истинной стерео обработки выигрыша в качестве не дает. Совсем другая картина у MPX 500 - истинные стерео алгоритмы эффектов звучат намного лучше, и вся прелесть прибора раскрывается именно на них.

Итак, модуляционные эффекты (хорус, фленджер, фейзер, тремоло и т. д.) мне больше понравились на MPX 500 - работают мягко и музыкально (речь, разумеется, идет об истинных стерео алгоритмах). Например, хорус одинаково прилично справляется и с акустической гитарой, и с любыми синтезаторами. Аналогичные эффекты с M-One страдают какой-то прямолинейностью и навязчивостью. То есть слушаешь эффект с MPX 500, и создается ощущение, что прибор "чувствует" инструмент, а у M-One все как-то отдельно - инструмент сам по себе, и обработанный сигнал сам по себе. Та же история и с эффектами, построенными на смещении высоты тона - у MPX 500, на мой взгляд, они работают гораздо интереснее. Например, пэтч Heavy Detune делает звучание обычной акустической гитары похожим на двенадцатиструнную гитару. Причем делает он это очень деликатно. У M-One двенадцатиструнка получается какой-то топорненькой, производства Шиховской мебельной фабрики.

Задержки обоих процессоров работают так, как им и положено - ничего особенно плохого или хорошего я в них не заметил. Только у Lexicon MPX 500 функция автоматического распознавания темпа так ни разу точно и не определила темп лупа ударных. Причем прибор долго мигал и показывал на дисплее несколько вариантов значений, но ни одно из них не было правильным. Так что я, в конце концов, ввел значение вручную.

Зато у TC Electronic M-One мне очень понравился эквалайзер. Я слышал много цифровых эквалайзеров, как программных, так и аппаратных, и у большинства из них есть одинаковая болезнь - очень жесткая и неаккуратная работа. Например, берешь обычный луп ударных и начинаешь поднимать в районе 100 герц полосу шириной в одну октаву. Почти все недорогие цифровые эквалайзеры делают луп "бумкающим", неразборчивым - сразу хочется задрать высокие частоты, чтобы за этим самым "бумканьем" было хоть что-нибудь слышно. А эквалайзер M-One просто поднимает уровень бас-барабана, не замутняя при этом остальных барабанов ударной остановки.

Компрессор M-One я сравнивал лишь с недорогим DBX 262 на записях вокала и могу сказать, что M-One мне понравился больше - в режиме Soft Knee он позволял больше компрессировать сигнал без потери естественности. Но при повышении степени компрессии до 8:1 или даже 16:1, его работа, конечно, становилась очевидной, причем не так, как на DBX 262 - звук получался жестче. А вот деэссер я не очень понял - шипящие-то он давит, вот только вокалиста делает немного шепелявым. Я довольно долго экспериментировал со степенью компрессии, частотой и пороговым уровнем срабатывания. Конечно, при малой степени компрессии звук естественности не теряет, но и шипящие остаются. Стоило же задавить их сильнее, как мне начинало казаться, что у вокалиста нет передних зубов. Хотя эксперименты я ставил с записью, полученной при помощи микрофона Audio Technica AT 4047, - может быть дело больше в ее специфическом спектральном составе, с которым M-One не очень "дружит". А с другими микрофонами и другими вокалистами результаты могут быть другими.

Заключение
Повозившись с обоими процессорами достаточно долгое время, я понял, что мне нужны оба. Поодиночке ни MPX 500, ни M-One не закрывают всех моих потребностей - у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Для сведения электронной музыки я воспользуюсь реверберацией M-One, но модуляционные эффекты позаимствую из MPX 500 (если только не понадобится холодное агрессивное звучание - в этом случае лучше будет M-One). Если же придется сводить мягкую акустическую музыку, то здесь в качестве основного ревербератора однозначно будет использован MPX 500, а M-One будет работать линией задержки или инсертным динамическим процессором. То есть варианты использования этих приборов очень сильно зависят от стилистики сводимого материала.

Если же вам предстоит выбрать только один процессор, например, для работы в паре с системой записи на жесткий диск типа Creamware Pulsar или Soundscape Mixtreme, и в ближайшее время денег на покупку второго процессора не предвидится, то я бы порекомендовал остановиться именно на TC Electronic M-One - он более универсален, ведь с ним одинаково неплохо звучит музыка любой плотности, любых стилей и направлений (в том числе и акустическая - она просто получается холодноватой). MPX 500 все-таки не очень хорошо справляется с плотными аранжировками, да и о его проблемах с динамикой не стоит забывать. Кроме этого, M-One может работать и во время записи как аналого-цифровой преобразователь и динамический процессор, а на сведении - как два "одномашинных" прибора. При ограниченном бюджете такие возможности никогда не будут лишними. Но если вы большой поклонник фирмы Lexicon, то конечно, надо покупать MPX 500 - он вполне сопоставим с более дорогими приборами этой фирмы.

Lexicon MPX 500 599$
A&T Trade
TC Electronic M-One 595$
ISPA



Главное - естественность

Счастливое исключение

  Оценка статьи
Посещений: 355 | Проголосовавших: | Средняя оценка:

   


  Комментарии
22.03 06:48
Миша
Вот так, тихо и осторожно, Денис Дубровский приступил к прививанию нам любви к профессиональным приборам :) Прослеживается контекст: бросайте свои плагини и берите реальные приборы :) Как все меняется ! :) На самом деле, конечно же, статья хорошая. И довольно информативная.

02.10.03 22:51
Вадим
Круто!!!Очень толково и интересно.Однако,хотелось бы узнать конкретней: какие ручки двигал Денис Дубровский на Lexicon(е) для обработки вокала ревербератором и какой программой,так как имею этот прибор, но настроить толком не могу. Вот бы САМ автор помог.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА