Начало
 
 


Электронная перкуссия

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Clavia ddrum

Андрей МИХАЙЛОВ
Музыкальное Оборудование
ноябрь 2000

Электронные ударные ddrum, производимые шведской компанией Clavia, всегда считались серьезными инструментами. Выпускаются они давно, красные модули и пэды с крупными логотипами компании, отлитыми на корпусах, узнаваемы, и их часто можно увидеть на видео и фото самых разноплановых музыкальных коллективов. А список известных исполнителей, которые их используют, внушает уважение, если не сказать больше. Как-то получилось, что у нас о ddrum много говорят, но мало кому довелось на них поиграть. В общем, мне попробовать эти барабаны хотелось давно, и вот, наконец, такая возможность представилась.

Основными компонентами ударной установки являются модуль ddrum4, пэды и барабанный стенд. Все компоненты можно приобретать по отдельности.

Модуль
Металлический корпус модуля имеет верхнюю и переднюю панели из одного гнутого куска металла, покрашенного в красное, и производит суровое впечатление, несмотря на цвет. Дизайн модуля не менялся уже очень давно и выглядит несколько архаично.

 
  Clavia ddrum4  
   

Зато в этот дизайн хорошо вписываются регуляторы чувствительности входов, выходящие на верхнюю панель ручками-столбиками около пяти миллиметров в диаметре, и трехсимвольный дисплей из семисегментных индикаторов, защищенный от внешнего воздействия против ожидания не бронестеклом, даже не твердым пластиком, а красной пластмассовой пленкой. Развитым такой дисплей назвать сложно, и в качестве подспорья рядом находится вертикальная линейка из 10 светодиодов, с нанесенными по ее бокам на панель названиями параметров. Правый столбик - системные параметры (SYSTEM), а левый - группы инструментов (SOUND). Переход от правой группы параметров к левой осуществляется кнопкой SYSTEM, рядом с ней находится светодиод, свечение которого показывает, что редактируется системный параметр. Свечение одного из светодиодов вертикальной линейки говорит о том, значение какого именно параметра показано на дисплее. Изменяют значения параметров колесом набора данных под дисплеем. Между дисплеем и колесом находится ряд из шести функциональных кнопок, а расположенные слева и справа от колеса кнопки SHIFT и EXIT намекают на то, что прибор современный, а его суровый дизайн является данью традиции. Не обошлось и без регулятора общей громкости MASTER LEVEL, находящегося в правом углу рабочей части верхней панели.

На задней панели находятся 10 неподписанных триггерных входов (понять, кто из них кто, можно лишь сопоставив их расположение с расположением органов управления на передней панели, что мне, например, пришло в голову далеко не сразу). Кроме того, на задней панели есть семь звуковых выходов (четыре индивидуальных, стереопара и выход для наушников), MIDI вход, MIDI выход, несъемный сетевой кабель и кнопка включения питания. Свое звучание модуль демонстрирует с помощью шести композиций, которые на меня произвели весьма благоприятное впечатление (демонстрационные примеры есть на сайте производителя в формате MP3). Удобно и то, что темп демонстрационок можно менять для уяснения нюансов.

К модулю ddrum4 можно подключить десять пэдов, для чего существуют десять триггерных входов, каждый из которых принадлежит своему инструментальному каналу: KICK (бас-барабан), SNARE (малый барабан), RIM (обод), HIGH, MID и LOW (высокий, средний и низкий томы), PERC. (перкуссия), CYMBAL 1 и CYMBAL 2 (тарелки крэш и райд), HI HAT (хет). Из десяти каналов четыре (бас-барабана, малого барабана и двух тарелок) понимают сообщения послекасания, а канал хета - особый - предназначен для работы со специальным пэдом хета, но при подключении обычного пэда может работать и как другие каналы, не поддерживающие послекасание. В каждом канале есть регулятор чувствительности и кнопка, предназначенная для прослушивания назначенного на канал звука. Эти кнопки нединамические, но можно установить значение динамики (velocity), которое должно использоваться при проигрывании звуков этими кнопками. При активизации канала кнопкой или с включенного в него пэда загорается светодиод, расположенный рядом с кнопкой канала. Также эта кнопка служит для выбора канала с целью редактирования его параметров. Когда канал выбран для редактирования, светодиод горит постоянно.

Установка

С модулем можно использовать не только штатные барабанные пэды Cast Precision. Установки типа триггера (всего 10 типов) позволяют каждому каналу модуля работать и с пэдами Cast Acoustic ("звучащие" пэды ddrum), и с тарелочными пэдами, и с датчиком обода пэда малого барабана, и с акустическими триггерами, установленными на обычные барабаны разных типов (в том числе и с сетчатыми пластиками разных диаметров). Кроме того, есть установка триггера для игры по пэду руками. Установки для пэда хета есть в каждом канале, но полноценно работать с ним может только 10 канал. Установки триггера для игры щетками нет. Я пытался, выбрав щеточный звук, использовать разные типы триггеров, разные установки чувствительности и порога срабатывания, но приемлемых результатов при игре щетками не получил.

Каналы разбиты на четыре секции: KICK, в которую входит только канал бас-барабана; SNARE - в нее входят каналы малого барабана и обода; TOM'S, включающую в себя три канала томов; и PERCUSSION - канал перкуссии, двух тарелок и хета. Для каждой секции существует возможность быстрой замены звуков, назначенных на входящие в нее каналы. Делается это нажатием кнопки переключения Палитры - PALETTE. Рядом с этой кнопкой располагаются три светодиода, указывающие на то, какая именно из пяти палитр активна в настоящий момент. В каждой секции есть только одна кнопка Палитры - она переключает разом все инструменты секции. В режиме Палитры (а это режим, в котором модуль оказывается после включения питания) выбор инструмента колесом набора данных автоматически заносит этот инструмент в текущую Палитру и сохраняет его там. Все изменения, сделанные в этом режиме, включая редактирование самих инструментов, сохраняются автоматически. На этот счет в руководстве по эксплуатации модуля есть предупреждение и рекомендация производить освоение прибора в режиме Ударной Установки (Kit).

В режиме Ударной Установки, втором основном режиме модуля, пять инструментов Палитры добавляются к инструменту, назначенному на канал в данной Установке. В режиме Ударной Установки изменять состав Палитры нельзя, но можно заменять инструменты установки и редактировать эти инструменты. Все изменения, если не принять специальных мер по сохранению редактирования, сохраняются только до выключения питания. В этом режиме колесом набора данных можно перелистывать ударные установки, которых всего 99. С первой по двадцать шестую - пользовательские установки, их можно редактировать и сохранять. Установки с двадцать шестой по девяносто девятую - пресетные, редактировать их можно, но все изменения сохраняются только до выключения питания.

Пэды
Тарелочный пэд (213$) представляет собой тонкий (около 10 мм) трехслойный (металл-резина-металл) бутерброд, к которому снизу на двух винтах через резиновые прокладки прикреплена сложной формы литая пластина со смонтированными на ней разъемом XLR и крепежом под стандартный L-образный крюк (L-rod). Сверху на большую часть металлической поверхности пэда наклеен еще один слой резины, по которому и надлежит стучать палкой. Пэд - смешанного типа, он явно содержит как датчик пьезо типа, так и датчик давления. Пэды, совмещающие в себе датчики двух типов - не редкость. Более того, их большинство, но дело в том, что обычно такие пэды имеют пьезо датчик на основной ударной поверхности, расположенный в ободе датчик давления, и подключаются к модулю трехжильным кабелем (экран и по проводу на датчик). У тарелочного же пэда ddrum вся ударная поверхность является одновременно и датчиком давления, а подключается пэд к модулю двухжильным кабелем (экран и провод). На мой взгляд, тарелочным пэдам ddrum (как и большинства других фирм) не хватает свободной подвески на стойку, какую последнее время практикует Yamaha в своих тарелочных пэдах. Ну не может тарелка при ударе оставаться неподвижной.

Тарелочный пэд

Пэд хета (363$) рассчитан на эксплуатацию со стандартной стойкой хета, на которую он надевается вместо нижней тарелки. А верхнюю тарелку заменяет надеваемый на шток хета металлический цилиндр с торцом, оклеенным фетром. Этот цилиндр своим фетровым концом заходит в круглое отверстие на верхней стороне пэда (на необрезиненной ее части), и с его помощью педалью можно с разной силой как ударять по пэду, извлекая звуки педального хета, так и давить на пэд. Если при этом еще и ударять по пэду, в зависимости от силы нажатия на педаль, модуль будет издавать звуки, соответствующие разным степеням открытости хета. Передвигая цилиндр по штоку, можно регулировать ход педали хета. Крепится пэд к стойке хета с помощью мощного, похожего на струбцину прилива на основании пэда. С хетом вышла некоторая незадача. Дело в том, что мне довольно долго не удавалось закрепить пэд на стойке (производства фирмы Pacific) так, чтобы педаль хета продолжала действовать. Как я ни старался, при закручивании крепежного барашка, фиксирующего пэд, в стойке, видимо, происходил перекос, что-то зажимало шток, и педаль переставала работать. Я нашел выход из положения, проложив между трубой стойки и основанием крепежа сложенную в несколько слоев бумагу. Еще надо отметить, что кабель, соединяющий пэд хета с модулем, отличается от кабелей, которыми комплектуются другие пэды ddrum. Кабель хета двойной (для реализации возможностей хета используется дополнительный провод), и его с другими кабелями не перепутаешь.

Пэд хета

Основой пэда малого барабана (307$) является литой алюминиевый корпус с цилиндрической верхней частью и расширяющейся конической - нижней. На цилиндрическую часть надеты обычный двенадцатидюймовый барабанный пластик и обод. Обод шестью болтами привинчен к корпусу. На корпусе снизу два гнезда типа XLR: с одного снимается сигнал рабочей поверхности пэда, с другого - обода. Рядом с разъемами на корпусе отлиты соответствующие надписи: Snare и Rim. Поскольку этот пэд устанавливается с помощью крепежа от обычной подставки малого барабана (имеющей раздвижные лапы), никаких специальных крепежей на его корпусе нет.

Пэд малого барабана

Пэд бас-барабана (307$) отличается от пэда малого барабана наличием ножек, укрепляемых на специальных приливах корпуса, и L-образной пластиной, за которую к пэду цепляется педаль. Поставляется пэд полуразобранным - для его приведения в рабочее состояние надо помощью трех болтов прикрепить L-образную пластину и установить ножки. Ножки имеют обычную конструкцию: острые концы и навинчивающиеся резиновые наконечники, фиксирующиеся посредством круглых гаек с накаткой.

Пэд бас-барабана

Пэд тома (225$) отличается от пэда малого барабана диаметром (используется пластик 10"), отсутствием выхода с обода и наличием крепежа под L-образный крюк, с помощью которых пэды томов устанавливаются на барабанный стенд или на обычные барабанные стойки.

Пэд тома

Натяжение пластика пэдов можно в некоторых пределах изменять настроечными болтами, так же, как на обычных барабанах. И если в Roland TD 10 для правильного позиционирования пластик нужно довольно точно настроить с помощью встроенного тюнера, то здесь этого не требуется. Пластик настраивается лишь для получения желаемого отскока палки. Несмотря на то, что под пластиком находится слой губчатого материала (типа поролона), пэды довольно громкие. Зато у них нет зон повышенной чувствительности, как в центре (там, где располагаются датчики) пэдов Roland на основе сетчатых пластиков (Mesh Heads).

На всех тарелочных и барабанных пэдах присутствует залитая сверху прозрачным компаундом красная овальная пластина-логотип, роднящая пэды с живыми барабанами, для которых подобные логотипы традиционны.

Комплект из пяти пэдов (малый барабан, бас-барабан и три тома) можно приобрести за 1045$.

Установку можно дополнить пэдом ковбелла Tube Pad (113$), который представляет собой покрашенный в красный цвет отрезок металлической трубы с пластмассовыми заглушками по краям, разъемом XLR в одной из заглушек и крепежом под L-образный крюк. Поскольку пэд металлический, ощущение при игре по нему очень похоже на возникающее при игре на обычном ковбелле.

Пэд ковбелла Tube Pad

Барабанный стенд (500$), на который устанавливаются все пэды (кроме пэда бас-барабана) и модуль, состоит из стальных хромированных труб и покрашенных в черный цвет алюминиевых крепежей. Собранный стенд стоит устойчиво, а длинная, выгнутая основная труба позволяет удобно расположить пэды. Одноногая стойка пэда малого барабана специальной трубой крепится к стенду, что повышает устойчивость всей конструкции. Тем не менее, стенд мне не слишком понравился. В двух крепежах, соединяющих трубы между собой (абсолютно новых, я их распечатывал из упаковочных пакетов), на барашках были сорваны резьбы, и мне пришлось брать барашки из томовых крепежей, что сократило количество одновременно установленных томов. Кроме того, еще и сами крепежи позволяют затягивать барашки в не полностью закрытом положении. Это, по моим меркам, для хорошего крепежа недопустимо.

Позиционирование
Все десять каналов ddrum4 позиционируемые, то есть модуль понимает, в какое место пэда нанесен удар, и в связи с этим изменяет не только громкость звучания инструмента, но и его тембр. Делается это как плавным (или резким - по необходимости) переключением семплов, из которых состоит инструмент, так и изменением параметров воспроизведения семпла: высоты тона, длительности, спада и т. д. Реализация позиционирования является очень сильной стороной ddrum4, оно весьма эффективно и делает игру чрезвычайно реалистичной, но, поскольку механизм этого процесса в руководстве пользователя не описан, я могу только предполагать, как это происходит. Позиционирование передается по MIDI разными нотами и может быть записано в секвенсор, а затем проиграно. Количество нот, принимаемых каналом, можно установить равным единице, двум, четырем или восьми. В таком же диапазоне можно установить и количество нот, передаваемых каналом на MIDI выход. Это может понадобиться для использования модуля и пэдов в качестве MIDI конвертера. Установка этих параметров на минимальные значения не приводит к утрате позиционирования при игре, но, разумеется, влияет на позиционирование при передаче данных в секвенсор и приеме их обратно. К сожалению, мне не удалось попробовать модуль с акустическими триггерами, и, соответственно, я не знаю, работает ли в этом случае позиционирование и, если работает, то как. В руководстве пользователя информации об этом я не нашел.

Завершая рассказ о позиционировании, необходимо отметить, что в модуле Roland TD 10, основном конкуренте ddrum, до недавнего времени позиционировались только два входа. С появлением дополнительной платы TDW 1 ситуация изменилась - после установки этой платы в TD 10 у него должны позиционироваться все входы.

Тарелки можно глушить, хватая рукой за край пэда. К сожалению, усилия, которые нужно при этом приложить, на мой взгляд, великоваты, зато тарелки также глушатся нажатием палки на пэд, что гораздо удобней глушения хватанием. Глушение палкой довольно непривычно, но исключительно удобно. Естественно, тарелочные пэды (чувствительные к давлению) должны быть включены в соответствующие (поддерживающие послекасание) входы, поскольку передается глушение сообщениями полифонического послекасания (Polyphonic Pressure или Polyphonic Aftertouch), может быть записано в секвенсор и воспроизведено.

Некоторые пользователи ddrum

  • Dave Weckl
  • Dennis Chambers
  • Anton Fig
  • Jonathan Moffet
  • Jean-Michel Jarre
  • William "Bubba" Bryant (Backstreet Boys)
  • Mel Gaynor (Simple Minds, UK)
  • Joey Waronker (Beck)
  • Butch Vig (Garbage)
  • Mike Hossack (Doobie Brothers)
  • Charlie Benante (Anthrax)
  • Nick Menza (Megadeath)
  • John Tempesta (White Zombie)
  • Robin Goodridge (Bush)
  • Scott Columbus (Manowar)
  • Freddie Holliday (Boyz II Men)
  • Graham Lear (Paul Anka)
  • Pat Mastelotto (King Crimson)
  • Frank Beard (ZZ Top)
  • Peter Criss (KISS)
  • Vinnie Paul (Pantera)
  • David Silveria (KoRn)
  • Gerald Heyward (Blackstreet, Janet Jackson)
  • Tal Bergman (Simple Minds, Billy Idol, Chaka Khan)
  • Frank Bessard (Joe Satriani, Michael Schenker, Fred Blondin, Roch Voisine, Baby Porcelain)
  • Sabal Lecco (Stanley Clark, Lionel Ritchie, Peter Gabriel, Poetic Lovers, Medelique)
  • Rick Allen (Def Leppard)
  • Dave McClain (Machine Head)
  • Fritz Danlow (Saxon)
  • Igor Cavalera (Sepultura)
  • Tommy Lee & Stephen Perkins (Methods of Mayhem)
  • Инструменты
    По умолчанию в ddrum4 находится библиотека звуков версии 3.1, содержащая 306 инструментов: 63 бас-барабана, 73 малых барабана, 25 звуков удара по ободу, 53 тома, 7 тарелок, 5 хетов, 10 спецэффектов, 55 перкуссионных инструментов и 15 инструментов, относящихся к категории "Разное" - Assorted (в основном представлены звуки классических ритм-машинок Roland TR 808/809).

    На дисплее индицируется только номер инструмента, а по светодиодному индикатору можно определить, к какой из групп относится инструмент. Всего групп десять: KICK, SNARE, RIM, TOM, PERCUSSION, CYMBAL, HI HAT, EFFECT, ASSORTED, DUMP. Первые девять пояснений не требуют, а в группу DUMP помещаются загруженные звуки, не входящие в штатную библиотеку.

    Загрузка звуков
    Все звуки модуля находятся во флэш-памяти и могут быть заменены загружаемыми по MIDI звуками, а с модулем поставляется CD-ROM с библиотеками (звуки предоставлены в виде MIDI файлов, всего 900 инструментов), которые можно загружать в модуль с помощью имеющейся на этом же диске программы ddrum4Tool (PC). Можно также открыть MIDI файлы в секвенсоре и загрузить их в ddrum4 как MIDI SysEx. При загрузке семплов в ddrum4 первый по очереди семпл загружается в группу Dump модуля под номером 666, а следующие - под менее экзотическими номерами: 1, 2, 3 и т. д. Также на диске находится штатная библиотека ddrum4, на случай, если понадобится восстановить какой-нибудь из его звуков, стертый для замены другим звуком или по ошибке. Звуки этой библиотеки грузятся не в группу Dump, а в те группы, которым они принадлежат, и под собственными номерами.

     
      ddrum4Tool  
       

    Память модуля измеряется блоками (блок равен приблизительно 1 Кб), по умолчанию свободно 66 блоков. Загрузка звуков, естественно, занимает некоторое время. Например, малый барабан (EFCT_912 Spacesnare.mid), занимающий 11 блоков, грузится семь секунд, тарелка (CYMB_004 RidePai Cup-Flat.mid) из 87 блоков грузится около минуты, а тарелка (CYMB_002 Zild Ride 20 Cup-F.mid) из 240 блоков - две с половиной минуты. Загружать звуки в модуль очень просто, поскольку ddrum4 автоматически распознает формат поступающих данных, позволяет проверить количество свободной памяти, а во время загрузки на дисплее указывается количество загруженных блоков.

    Кроме того, в модуль можно загрузить любой звуковой файл, предварительно конвертированный в формат MIDI Sample Dump. Я для такого преобразования пользовался программой Awave. Следует заметить, что инженеры Clavia здорово поработали над форматом файлов - инструменты ddrum сжаты от трех до шести раз (по словам производителя) и при этом звучат очень здорово. Это понимаешь, когда начинаешь загружать в модуль звук, изготовленный самостоятельно, - грузится гораздо дольше и звучит, как правило, значительно хуже. Оно и понятно: мультисемплерный инструмент для этого модуля сам не изготовишь, да и позиционирование работать не будет. В общем, особого смысла в изготовлении инструментов для ddrum я не вижу. Разве что, если потребуется использовать какие-нибудь уж очень специфические звуки. Тем более, что родные библиотеки ddrum хороши, богаты и бесплатны (их можно скачать с сайта www.clavia.se).

    Звучание
    Тут работает правило: чем из большего количества семплов состоит звук, тем он реалистичней. Еще не залезая в ту часть инструкции, где описан состав инструментов, я, перебирая инструменты, искал наиболее хорошо звучащий малый барабан и остановился на барабане № 161 - отлично звучащем и наиболее отчетливо позиционирующемся. Затем я посмотрел таблицу инструментов, из которой стало ясно, что SNRE_161 DW 14x5" pos4 spl является единственным инструментом библиотеки, состоящим из четырех семплов. В основном, малые барабаны состоят из двух-трех семплов (некоторые из одного). Бас-барабаны и эффекты все односемпловые, почти все хеты трехсемпловые, остальные инструменты состоят из одного-двух семплов. Позиционирование тарелок сводится, в основном, к выделению купола в тарелках райд.

    Основное достоинство ddrum - структура звука: плотная, концентрированная, ровная. По опыту, ударные Roland при сведении требуют значительной обработки (эквалайзер, динамика) как барабанов, так и тарелок для получения необходимого баланса, конкретности звучания и ровной общей звуковой картины. И даже после обработки установка Roland звучит несколько разрозненно. Звучание же ddrum (как отдельных инструментов, так и всей установки в целом) производит впечатление уже практически готового к сведению и годного для самых разных стилей.

    Владимир СЕВОСТЬЯНОВ


    Выводы
    Я сравнивал звучание ddrum4 с Roland TD 5 и пришел к выводу, что инструменты ddrum звучат и в целом получше, и, что самое главное, они гораздо естественней реагируют на динамику игры. Да и пэды с пластиками значительно приятней по игровым ощущениям, чем резиновые, что, конечно, также влияет на сравнительную оценку. К сожалению, напрямую сравнить ddrum4 с Roland TD 10 не получилось, и остается только полагаться на память, в которой еще живы воспоминания о времени, проведенном за установкой V-Drums. В TD 10 меня сильно напрягала повышенная чувствительность центральных областей пэдов малого барабана и томов, от которой свободен ddrum. Зато у TD 10 есть процессор эффектов и потрясающая гибкость в моделировании инструментов, а в инструментах ddrum ничего, кроме высоты тона и длины спада, не поменяешь. Ну, есть там еще параметр Variation, при тех же семплах несколько изменяющий эквализацию и динамику инструмента. Это все. И, тем не менее, на мой взгляд, электронные ударные ddrum4 из всех подобных инструментов, с которыми я имел дело, наиболее приближены к живым барабанам как по звучанию, так и по игровым ощущениям.

    К сожалению, не обошлось и без ложки дегтя. Сразу после сборки установки и включения модуля я обнаружил, что при ударе по пэду тарелки крэш производится очень короткий звук, больше похожий на удар по закрытому хету. Я проверил правильность подключения пэдов, инициализировал модуль, но это не помогло. Нормальный звук тарелки крэш появился только после того, как я выключил и снова включил питание. Появился, но ненадолго - после нескольких ударов по пэду звук снова укоротился до минимума, причем каждый последующий удар был короче предыдущего. Затем этот эффект пропадал и появлялся непредсказуемо. Не помогли замены ни пэдов, ни кабелей. Я, греша на неисправность модуля, обменял его на другой, в котором несколько раз эффект проявился, но вскоре неожиданно исчез. Специалист фирмы Clavia, с которым на этот предмет удалось побеседовать на выставке "Музыка-Москва 2000", сказал, что первый раз слышит о такой неполадке, отверг мои предположения о связи неполадки с нестабильностью сети и, связавшись с представительством фирмы, предположил, что вход модулей оказался не откалиброванным (как это сделать, описано в сервисной документации). Впрочем, продемонстрировать ему этот эффект мне не удалось - экспонируемый на выставке модуль (скорее всего, один из тех, что был у меня) работал безупречно.


    Модуль ddrum4 1425$
    Комплект пэдов 1045$
    Пэд малого барабана 307$
    Пэд бас-барабана 307$
    Пэд тома 225$
    Пэд хета 363$
    Пэд тарелки 213$
    Пэд ковбелла 113$
    Барабанный стенд 500$
    Аваллон

      Оценка статьи

    Посещений: 18997 | Проголосовавших: 45 | Средняя оценка: 4.5

       

      Комментарии

    20.11.08 08:46
    Alex Rosen alexrosen@mail.ru
    Отличный дивайс ... фирмовый саунд!!

    В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

    РЕКЛАМА

     
           


    Цены на рекламу


    Музыкальное Оборудование
    www.muzoborudovanie.ru
    www.moline.ru
    moline@comtv.ru
    © Агентство ДАТА