Начало
 
 


Электронная перкуссия

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Roland KD 120
 

 
  Roland V-Drums

Андрей МИХАЙЛОВ
Музыкальное Оборудование
декабрь 1997

Первые заявления о скором появлении новых революционных электронных ударных V-Drums были сделаны компанией Roland более года назад. Интересующаяся этим барабанная общественность взволновалась и пребывала в волнении до появления возможности испытать на себе обещанную революционность.

Основу системы электронных ударных Roland V-Drums составляют модуль TD 10 и пэды PD 100 и PD 120.

Roland V-Drums

Сутью модуля Roland TD 10 является применение к ударным принципа физического моделирования, позволяющего получить чрезвычайно реалистическое звучание при игре на ударных инструментах. Причем, тут важно следующее: сегодня несложно сделать звук электронного инструмента неотличимым от акустического. Семплер запишет и по нажатию клавиши или удару палки воспроизведет любой звук. Но с нюансами при использовании семплера возникают проблемы. Ведь при разной силе удара по барабану или тарелке меняется не только громкость звучания, но тембр, который также меняется и в зависимости от того, в какое место барабана или, опять же, тарелки нанесен удар. Частично справиться с этой проблемой в семплере помогает "многослойные" инструменты. Ударил слабо - звучит один семпл, сильно - другой, еще сильней - третий и т. д. Довольно громоздко, негибко, ресурсоемко и, как следствие, семплерный инструмент с повышенной точностью передачи нюансов исполнения должен быть очень дорог. Физическое моделирование тоже обходится покупателю недешево (пока, во всяком случае), но позволяет решить эту проблему более элегантно. Инструмент моделируется программным образом и зависимость изменения тембра от манеры игры закладываются при разработке модели.

Пэды
Поскольку большинство возможностей, выводящих TD 10 вперед среди других производителей электронных барабанов, может быть реализовано только с новыми пэдами PD 100 и PD 120, начать свой рассказ следует именно с них, тем более, что эти пэды сами по себе также являются серьезным событием в мире электронных ударных.

Roland PD 120

Пэды PD 100 и PD 120 созданы в тесном взаимодействии с фирмой Remo и представляют собой практически традиционные барабаны диаметром 10 и 12 дюймов соответственно, с кадушкой глубиной 3,5 дюйма и с одним пластиком. Внутри барабана, на расположенной по его диаметру металлической скобе, укреплены пьезо датчики (у PD 100 - один, у PD 120 - два). Датчик, снимающий удар по пластику, расположен в центре скобы. На датчик наклеен проводник колебаний - конус из губчатой резины, который своей вершиной упирается изнутри в центр пластика. Второй датчик (имеется только у PD 120) располагается с краю скобы у самого корпуса пэда и предназначен для приема удара по ободу через корпус пэда. Но самая большая хитрость заключается в самом пластике Mesh Head.

Смекалка инженеров вызывает зависть. Спрашивается: как можно сделать бесшумным удар по пластику барабана? Нормальному человеку ничего, кроме набивания барабана подушкой, в голову не придет. Создатели Mesh Head пошли другим путем и, оставив подушки в покое, создали сетчатый пластик, что сделало удары по нему практически беззвучными, а новые пэды приобрели удивительное сходство с ситом. Об этих пластиках в одном импортном журнале смешно и точно написали, что они "пугающе бесшумны".

Натягивается такой пластик на кадушку точно также, как и обыкновенный - с помощью стандартного обода и стандартных же барабанных болтов. Правда, верхняя часть ободов пэдов обрезинена, что также уменьшает шум и увеличивает срок службы палок, но чрезвычайно затрудняет настройку пластика с помощью стандартного барабанного ключа. Слой резины уменьшает расстояние между винтом и ободом, в результате обычный ключ с большим трудом надевается на головку болта. Для борьбы с этим уродливым явлением, пэды снабжаются специальным ключом с тонкими стенками. Нижняя часть кадушки также покрыта слоем резины, зачем это сделано, я догадаться так и не сумел.

К несомненным достоинствам новых пэдов следует отнести бесшумность и практически полное ощущение игры на обычном барабане. Но, так как нет ничего состоящего из одних только достоинств, так и у этих пэдов есть недостатки, которые достоинств не перевешивают, но имеют место быть. Первое и самое неприятное: в центре пэда, в месте контакта резинового конуса с пластиком есть зона повышенной чувствительности диаметром сантиметра два, два с половиной. При игре с размаху, без нюансов, это не имеет большого значения, но стоит при выигрывании мелких барабанных штучек (дробей и т. д.) эту зону зацепить, появляются незапланированные акценты. Приходится приспосабливаться. Второе: зона действия датчика удара по ободу представляет собой сектор градусов в девяносто, напротив соответствующего датчика. Чем дальше от середины сектора нанесен удар по ободу, тем, соответственно, слабей звук инструмента назначенного на обод, что тоже непривычно и не совсем удобно. Третье: во время первой же настройки пластика с винтов посыпался хром, что, в общем, может быть и мелочь, но на мой вкус, мелочь довольно досадная. Зато между винтами и ободом проложены пластмассовые шайбы, согласно последней барабанной моде.

К сожалению, Roland пока не реализовал возможности пластика Mesh Head для создания бесшумного бас-пэда. С TD 10 используется обычный бас-пэд KD 7, а бас-пэд на основе Mesh Head по моим данным выпускает фирма Hart Dynamics, продукция которой в нашей стране пока не представлена.

Roland KD 7

Модуль
TD 10 имеет настольное исполнение. Это не значит, что его нельзя ставить на пол или диван - просто прибор не рэковый и может устанавливаться на стойку или барабанный стенд. А на мягкое его как раз лучше не ставить: прибор ощутимо греется и неизвестно, как себя поведет, если закрыть вентиляционные отверстия в нижней панели. Кроме этих отверстий на нижней панели есть крышка о четырех винтах. Под эту крышку предполагается устанавливать специальную плату серии Wave & System Expansion Board TDW. Предполагается, что платы этой серии будут содержать новые звуки и системные обновления.

Начать описание TD 10 лучше всего с задней панели, на которой находятся: 12 триггерных входов (джеки) для подключения пэдов (KICK, SNARE, TOM1, TOM2, TOM3, TOM4, HI-HAT, CRASH1, CRASH2, RIDE, AUX1, AUX2).

Вход для педали хай-хета (HH CTRL). К этому входу подключается штатная педаль хета FD 7.

Вход для педали (FOOT SWITCH), четыре пары выходов (MASTER, DIRECT1, DIRECT2, DIRECT3), выход для наушников, стерео вход для внешнего источника сигнала (все на джеках); два MIDI разъема (IN, OUT/THRU), слот для карточки (MEMORY CARD), разъем для сетевого кабеля и кнопка включения питания.

То, что задняя панель несколько скошенная, облегчает доступ к находящимся на ней разъемам.

Отказ от размещения TD 10 в стандартном рэковом корпусе понятен - сложно разместить на панели рэкового устройства в одну или две единицы все то обилие органов управления, которое имеет место быть на описываемом модуле. Основной достопримечательностью верхней панели модуля является подсвечиваемый дисплей размером 26 на 62 см (64 х 160 точек). Не особенно большой - сегодня встречаются и покрупнее, но очень графический, что делает управление модулем в силу наглядности простым и, более того, довольно увлекательным. Еще в правой части панели заметно выделяются две большие (31 мм в диаметре) обрезиненные кнопки ENC/- и ENC/+, дублирующие функции колеса набора данных - каждое нажатие изменяет какое-нибудь значение на единицу в ту или другую сторону. Обрезиненность и такой большой диаметр нужны, предположительно, для того, чтобы можно было нажимать эти кнопки барабанной палкой (во всяком случае, другого объяснения я предложить не могу). Чуть выше находится несколько меньшая (26 мм), но также обрезиненная кнопка Preview. С помощью этой кнопки и расположенных несколько левее трех кнопок TRIG SELECT можно прослушать любой инструмент (кроме дополнительных) и назначить его на редактирование. Кнопками 1-12 выбирают триггер, на который назначен инструмент, а кнопкой RIM делают доступным инструмент, назначенный на обод. Если к модулю подключены пэды, все это проще делать ударами по ним. Я бы предпочел кнопку Preview большего диаметра, для того, чтобы по ней было удобней стучать двумя пальцами (при знакомстве со звуком барабана мне привычней извлекать звук двумя руками). Хотя эта кнопка обладает хорошей динамикой, по сравнению, например, с подобной кнопкой на модуле Alesis D 4, после часа щелчков по которой мой палец ощутимо болел. Еще выше располагается большое удобное колесо набора данных, четыре треугольные кнопки управления курсором и три регулятора под общим названием VOLUME CONTROL: MIX IN (управляет громкостью внешнего источника сигнала, подключенного к одноименному входу), PHONES (регулирует громкость наушников), MASTER (осуществляет управление громкостью пары основных выходов модуля).

Roland TD 10

В левой части верхней панели модуля располагаются шесть фейдеров (GROUP FADERS) управления громкостью инструментов: KICK (бочка), SNARE (малый барабан), HIHAT (хет), OTHERS (остальные инструменты - томы, тарелки и т. д.), BACKING (группа дополнительных мелодических инструментов), CLICK (метроном). Над фейдерами расположен ряд кнопок, начинающийся с кнопки SETUP, нажатие которой переводит модуль в режим редактирования таких глубинных параметров, как настройка триггеров, MIDI, педалей, возвращение настроек к заводским, яркость дисплея и т. п. Для упрощения переключения функций под дисплеем располагаются четыре функциональных кнопки F1-F4, а на дисплее сменяют друг друга названия опций, включаемых этими кнопками. Слева от этих кнопок расположена кнопка EXIT, пошагово выводящая из того или иного режима, и кнопка TOOLS, предлагающая режим работы с карточкой и режим Помощи (HELP), в котором растолковывается для чего предназначена та или иная функция, и тут же, из этого же окна, предлагается этой функцией воспользоваться. Очень удобно. Самое же забавное, что в HELP есть даже реклама - последний пункт меню называется THE PMA 5, при выборе которого предлагается обратиться к ближайшему дилеру Roland на предмет получения подробной информации о такой замечательной штуке, как Roland PMA 5. Реклама - двигатель торговли Персональными Музыкальными Помощниками, которые так, похоже, никто не покупает. Последняя кнопка в этом ряду называется CHAIN, расположена она рядом с кнопкой SETUP и предназначена для редактирования режима, в котором установки в заданной последовательности переключаются нажатием ножной педали. Всего таких цепочек можно сделать 16, и каждая может содержать до 32 установок. Этот режим на дисплее иллюстрируется звеном якорной цепи, судя по размерам как минимум авианесущего крейсера, на фоне ударной установки - очень впечатляющее зрелище. Также, кнопка CHAIN (при ее одновременном нажатии с кнопкой SETUP) служит такому важному делу, как прослушивание демонстрационных песен модуля. Всего демонстрационных песен четыре - ROCK, ANALOG, FUSION, JAZZ и, на мой взгляд, по ним судить о качестве звучания прибора сложно.

Справа от фейдеров под функциональными кнопками находятся семь кнопок управления секвенсором. Секвенсор модуля имеет четыре дорожки (одна барабанная, две для аккомпанемента, четвертая - бас), может работать в режимах: пошаговом, петли и линейном, а также запускаться на запись ударом по пэду. Секвенсор имеет разрешение 192 импульса на четвертную ноту, есть квантайз и такие функции редактирования, как вставка событий (INSERT), удаление событий (DELETE), вставка "пустого места" в позицию курсора (SPACE). Всего имеется 50 пользовательских и 50 заводских паттернов, очень неплохо сделанных и активно провоцирующих на игру в заданных стилях, что может быть с успехом использовано для занятий. Я, например, именно из этих соображений все их переписал и очень этим доволен. Данные секвенсора (и десять ударных установок) сохраняются в памяти модуля, также их можно сохранить на карточку (Roland M 512 E). В секвенсор можно записать данные с внешнего MIDI источника.

Ко всем триггерным входам TD 10 можно подключать практически любые одно- и двухтриггерные пэды.

При подключении двухтриггерных пэдов Roland PD 7 или PD 9 все работает также, как в модулях TD 5 и TD 7 - звук, назначенный на обод, звучит в полную силу лишь тогда, когда удар наносится одновременно по пластику и ободу. При ударе (даже сильном) просто по ободу, слышен звук, назначенный на обод, но тихо.

Roland PD 7 и 9

Полностью же возможности TD 10 будут реализованы при подключении к входам SNARE и RIDE пэдов PD 120. Только эти пэды одновременно обеспечивают позиционирование (изменение тембра инструмента в зависимости от места удара по пэду) малого барабана или тарелки райд и возможность игры римшотом. Пэды PD 100 также поддерживают позиционирование, но не римшот, поскольку датчика обода у них нет. Если использовать PD 120 в качестве пэда для тарелки со входом RIDE, то звучать будет только пластик - датчик обода игнорируется.

Позиционирование
О позиционировании же необходимо сказать особо. Эта возможность (в сочетании с принципом физического моделирования) вплотную приблизила звучание и ощущение при игре на электронных барабанов к живым, так как тембр звука изменяется в зависимости от того, как далеко от центра пластика по нему нанесен удар. Кстати, по части позиционирования пальма первенства принадлежит шведской фирме Clavia, чьи уже довольно давно выпускаемые электронные барабаны DDrum (на семплерной основе) имеют возможность позиционирования.

Как уже было сказано, в TD 10 из двенадцати триггерных входов позиционируется два - малого барабана и тарелки райд. По MIDI позиционирование передается для входа SNARE контроллером 16, для входа RIDE - контроллером 17. Естественно, значения контроллеров могут быть записаны в секвенсор и отработаны при воспроизведении. При ударе по центру пластика значение контроллера минимально и, по мере приближения ударов к краю пэда, возрастает.

На пэд PD 120 можно назначить два звука (один - на сам пэд, другой - на обод). С PD 120 при ударе по ободу звучит звук, назначенный на обод, при ударе по пластику - звук, назначенный на пластик. И одновременно они звучать не могут (приоритет у пластика). Однако, на слух одновременный удар по ободу и пластику (римшот) воспринимается как более звонкий, близкий к звуку римшота обычного барабана. При этом контроллер 16 может принимать разные значения в зависимости от комбинации силы и места удара как по ободу, так и по пластику. К сожалению, зона эффективности датчика обода ограничивается сектором приблизительно в 90 градусов в месте расположения этого датчика. Поэтому в руководстве по эксплуатации рекомендуют это учитывать и для удобства нанесения римшота и просто удара по ободу, устанавливать пэд соответствующим образом, ориентируясь на красивую металлическую пластину с гравированной надписью Roland V-Drums, на которой находится гнездо джека для связи пэда с внешним миром.

Кроме того, в руководстве прописано, что если пластик пэда будет натянут неравномерно, позиционирование будет работать как бог на душу положит. Для того, чтобы этого избегнуть, в модуле имеется тюнер, указывающий на ослабленность или перетянутость настроечных болтов (всего их шесть). Тюнер предлагает выбрать одну из трех настроек пластика - слабую, нормальную или сильную. Поскольку пластик вытащенного из коробки пэда показался мне натянутым слабовато, я по неосторожности решил это поправить, перейдя из настройки Loose (слабая) к Normal. Сам процесс настройки оказался непрост. В принципе, все как в обычном барабане - простукиваешь пластик напротив каждого болта и крутишь болт, ориентируясь не на слух, поскольку сетчатый пластик пэда не звучит, а на стрелочки, указывающие на то, ослаблять или закручивать следует тот или иной болт. Однако стрелки эти довольно инерционны и плохо предсказуемы - часто после одного удара указывали в одну сторону, а после другого удара - в другую, хотя в промежутках между ударами я ничего не крутил. Я довольно долго с этим боролся, пока, наконец, не взял себя в руки и не решил считать пластик настроенным. Тем не менее, в результате этих усилий в равноудаленных от центра пэда местах звук стал примерно одинаковым. Вообще, ощущения при игре на TD 10 с пэдом PD 120 сильные. Правда, подобное же я в свое время писал про TD 5 с PD 7, но все познается в сравнении. Звук очень классный и ощущения при игре очень близки к ощущениям при игре на акустическом барабане.

Игра щетками
Также довольно важной представляется возможность игры щетками. Справедливости ради следует отметить, что TD 10 - не первое барабанное устройство, предоставляющее такую возможность: на барабане Korg WaveDrum (также, кстати, на основе физического моделирования) щетками тоже можно было играть. В руководстве к TD 10 настоятельно рекомендуется играть только пластмассовыми щетками, поскольку металлические могут повредить пластик пэдов. В модуле есть установки Brush Kit и OldScool, специально предназначенные для щеточной игры, хорошо заметные при перелистывании установок - в правом нижнем углу дисплея появляется изображение щетки. Сначала меня несколько сбило с толку то, что TD 10 предоставляет возможность выбрать игру палками или щетками для любой установки. Но речь здесь, к сожалению, идет лишь о том, что при выборе для установки щеток вместо палок чувствительность триггерного входа просто переключается с низкой на высокую. Специфическую же технику щеточной игры, включающую в себя шуршание с постукиваниями, можно использовать, повторяю, только с двумя установками. Причем, реализация игры щетками в целом мне понравилась не слишком. Если использовать щеточные установки по умолчанию, то, при попытке шуршать по пластику круговыми движениями щетки, при нормальном нажиме в шуршание постоянно пролезают звуки ударов. Можно, конечно, приспособиться и крутить щетками едва касаясь пластика, но я предпочел опустить чувствительность триггера с 11 до 3. Шуршать стало хорошо, но возникли трудности уже с ударами. Пробить триггер при такой чувствительности оказалось сложновато: либо удары получались невнятными, либо надо было бить значительно сильнее, чем предполагает стандартная техника игры. Я приспособился следующим образом: шуршал, естественно, по пластику, а бил по ободу - получалось прилично. Еще один серьезный недостаток - нюансы щеточной игры не передаются по MIDI и, соответственно, не могут быть ни записаны в секвенсор, ни, понятное дело, оттуда воспроизведены. Кстати сказать, у корговского барабана с этим делом тоже никак.

Инструменты
Всего в модуле 599 звуков, плюс 54 дополнительных инструмента. Все инструменты модуля делятся на две основные группы. К первой, так называемой группе V (Virtual), принадлежат инструменты, созданные с помощью физического моделирования. Ко второй группе - немодулируемые инструменты, к которым относятся и дополнительные инструменты.

Созданные с помощью физического моделирования "виртуальные" инструменты, составляющие основу звуковой части модуля, имеют широкие возможности редактирования и звучат очень хорошо. Остальные инструменты, видимо, выполнены на базе воспроизведения семплов, но звучат тоже очень прилично, что говорит о том, что возможности семплерных технологий себя еще не исчерпали. Например, мне очень понравилось, как звучат литавры из перкуссионного набора модуля. Хотя они и не принадлежит к элитной виртуальной группе, однако чудно реагируют на динамику исполнения. Если бы они позиционировались, то вообще было бы здорово.

Малых барабанов в модуле 100, из них 29 - моделируемых, из которых, в свою очередь, 13 позиционируются (на самом деле позиционируются все 13 виртуальных малых барабанов, просто каждому из них соответствует включенный в список непозиционируемый звук римшота). Малый барабан, как наиболее сложный инструмент ударной установки, и редактирование имеет самое развитое. Вообще, редактирование моделируемого барабана модуля TD 10 напоминает (во всяком случае, с непривычки) увлекательную компьютерную игру.

Выбранный барабан (малый, том или бочка) появляется на дисплее в высокохудожественном изображении и в процессе редактирования трансформируются соответствующим образом. В моделируемом малом барабане можно выбрать материал корпуса. Вашему вниманию предлагаются корпуса: деревянные (Wood), стальные (Steel), латунные (Brass). И, естественно, после выбора того или иного материала меняется звук барабана. К сожалению, у меня в жизни не было возможности сравнивать звучание барабанов, отличающихся друг от друга только материалом корпусов. Поэтому насколько точно тот или иной звук соответствует тому или иному материалу корпуса оценивать не берусь, скажу только, что разница в звучании есть. Выбрав материал корпуса, можно заняться глубиной этого корпуса и плавно ее изменять от 1 дюйма до 20. Глубина изображенного на дисплее барабана также будет меняться. И, если не встречающийся в природе малый барабан глубиной в 1 дюйм звучит очень похоже на распространенный трехдюймовый, то двадцатидюймовый (!) малый барабан отличается от барабана глубиной в 6,5 дюймов (у меня такой был) значительно сильнее.

На очереди выбор пластика. Доступны три варианта: прозрачный (Clear), с покрытием (Coated) и с кольцевым утолщением по краю (Pinstripe). В зависимости от типа пластика звучание меняется очень реалистично. Далее выбранный пластик можно настроить. Настройка пластика возможна в широком диапазоне и при этом на дисплее можно видеть как вращается по, либо против часовой стрелки барабанный ключ, в зависимости от того, вверх или вниз изменяется тон. Настройка барабана возможна только общая, т. е. не поддерживается моделирование раздельной настройки ударного и резонансного пластиков. Это, конечно, жаль, поскольку при раздельной настройке, которая, скорее всего, значительно усложнила бы алгоритм моделирования, возможно получение очень интересных вариантов звучания барабана. Настроив пластик, его можно приглушить. Я описываю порядок операций так, как это происходило бы при создании "с нуля" своего барабана, на самом же деле, операции редактирования можно производить в любой последовательности. Итак, глушение. Доступны четыре варианта. Глушение отсутствует (Off) - барабан гудит. При выборе следующих типов глушения на дисплее можно видеть, как на пластике барабана появляются "наклейки" - небольшая (Tape1) и побольше (Tape2) - соответственно меняется и звук. Если необходимо еще больше приглушить барабан, можно выбрать "внешние механические заглушки" (Doughnuts1 или Doughnuts2), что будет также отражено на дисплее. Я для того так подробно описываю картинки, возникающие на дисплее, чтобы стало понятно, насколько наглядно (и, в связи с этим, приятно) управление модулем.

Ну и, наконец, такой важнейший элемент малого барабана, как пружина. Возможны четыре степени ее "натяжения": от полностью отпущенной до натянутой сильно (Off, Loose, Medium, Tight). На дисплее это иллюстрируется изменением положения рычажка, управляющего пружиной виртуального барабана. Звучание пружины имитируется исключительно реалистично.

Электронных малых барабанов три: просто аналоговый и два модных - TR 808 и TR 909. При редактировании аналоговых барабанов (малого, томов, бочки) можно изменять следующие параметры: уровень атаки, тон, шум, спад, баланс между тоном и шумом, изменение высоты тона, то есть это полноценные классические аналоговые барабаны, порадующие тех, кому почему-то нравится их звучание. Малый барабан TR 808 и TR 909 имеет следующие регулировки: TUNE (меняет высоту и плотность звука), SNAPPY ("натяжение пружины"), TONE (высота тона).

Бочек в модуле 83, и все они моделируемые. При редактировании бочки изменению поддаются следующие параметры: глубина корпуса (можно выбрать нормальный или глубокий), тип пластика (Clear, Coated, Pinstripe) и высота его настройки, глушение (OFF, Tape1, Tape2, Blanket, Weight). OFF - без глушения, Tape1, Tape2 - наклейки на пластик. При выборе Blanket, внутри дисплейной бочки появляется нечто, напоминающее моток колючей проволоки - видимо, для того, чтобы реалистично изобразить внутри барабана небольшое сложенное одеяло, не хватило разрешения дисплея. Зато с Weight (наиболее радикальным средством глушения бочки) все ясно - большой кусок поролона, уложенный по трети периметра корпуса. У бочки TR 808 есть следующие настройки: Tune, Decay, Tone; у TR 909 - Tune, Decay, Attack.

В TD 10 имеется 132 тома (все моделируемые). Меняется глубина корпуса (нормальный или глубокий), тип пластика (Clear, Coated, Pinstripe) и высота его настройки; глушение (OFF, Tape1, Tape2, Felt1 Felt2). В томах как TR 808, так и TR 909 регулируется настройка (Tune) и спад (Decay).

На обод можно назначить любой звук из имеющихся. Если на обод и на пластик малого барабана назначены моделируемые звуки, то изменение установок материала корпуса, типа пластика и его настройки происходит одновременно для обоих звуков. Если на обод малого барабана назначить звук не малого барабана, а, например, бочки, (моделируемый), то редактировать можно будет только его высоту (Pitch) и спад (Decay). Если на обод и центр назначены моделируемый и не моделируемый инструменты, настройки можно производить независимо друг от друга.

Инструменты, о которых речь пойдет в дальнейшем, не моделируемые и поэтому все их редактирование сводится к установке высоты тона (Pitсh) и спада (Decay).

Тарелок в модуле всего 66 (34 крэш, 32 райд). Из 32 тарелок райд 18 позиционируемые, для этого надо подключить соответствующий пэд (PD 100, PD 120) к триггерному входу RIDE и объяснить это модулю, выбрав соответствующие установки триггера. Позиционирование в тарелках довольно эффективное - звучание при приближении к краю меняется очень существенно, и, в тоже время, плавно. С центральной частью дело несколько хуже - в центре, где, по логике, должен быть звук купола, его нет, зато некоторые тарелки сделаны таким образом, что звук этот проявляется на сильных ударах. Но это - специфическая особенность большинства барабанных модулей Roland.

Очень жаль, что Roland не придумал специального тарелочного пэда с позиционированием. Использовать в качестве тарелки PD 100 или PD 120 не очень удобно - из-за высокого обода к самому краю, где тарелочный звук с позиционируемого пэда наиболее характерен, не подберешься. Про тарелки группы CRASH, к которым, кроме самих крэш относятся и специфические тарелки типа Splash, China и т. д., нечего сказать кроме того, что практически все они звучат очень хорошо. И, если в качестве тарелочных используются пэды PD 7 или PD 9, звук тарелки можно глушить хватанием пэда за край.

24 хета модуля тоже хороши, и, назначенные на соответствующий пэд, при работе с педалью Roland FD 7 (не входящей в комплект модуля), могут плавно изменять звучание от полностью закрытого до полностью открытого. По MIDI это передается посредством контроллера 6.

Roland FD 7

Инструментов перкуссионной группы 98. В нее входят всевозможные конги, бонги, гуиро, свистки, столь близкие моему сердцу литавры и т. д.

Группа звуков OTHER ("остальные") состоит из 97 инструментов, которые и инструментами-то называть как-то неловко, поскольку в эту группу входят звуки шумовые, реверсированные (пущенные наоборот), голосовой счет для метронома и прочее, и прочее.

Кроме перечисленного, в TD 10 имеются 54 мелодических дополнительных инструмента: рояли, гитары, басы и т. д., которые нельзя назначить на пэды, нельзя редактировать. Дополнительные инструменты не моделируемые, звучат обычно и доступ к ним возможен только по MIDI.

Обработка
Из перечисленных звуков сформированы 50 ударных установок, каждую из которых можно редактировать. Дальнейшая обработка звука установки происходит в так называемой "виртуальной студии", состоящей из помещения, в котором находится установка (в него попадаешь, нажимая кнопку STUDIO) и контрольной комнаты (кнопка CONTROL ROOM), в которой звучание установки обрабатывается эффектами. Повышенная виртуальность всего в TD 10 провоцирует на частое употребление модного ныне словосочетания "как бы": "как бы студия", "как бы комната", "как бы контрольная комната" и т. д.

Итак, виртуальное помещение, в котором привольно раскинулась виртуальная ударная установка. Выбирать предлагается из десяти вариантов: Пляж (Beach), Жилая Комната (Living Room), Ванная Комната (Bath Room), Студия (Studio), Гараж (Garage), Раздевалка (Locker Room), Театр (Theater), Пещера (Cave), Спортзал (Gymnasium), Крытый Стадион (Dome Stadium). Далее можно определить каких размеров будет выбранное помещение: крохотное (Tiny), просто маленькое (Small), среднее (Medium), большое (Large) или огромное (Huge). Причем, звук при этом изменяется довольно честно - барабаны на маленьком пляже звучат также, как и на огромном. При изменении размера помещения, на дисплее меняется в размерах вращающийся куб. Затем выбирается тип стен помещения. Стены могут быть деревянными (Wood), пластмассовыми (Plaster) или стеклянными (Glass). Чудно, что выбрав в качестве помещения пляж, для него можно затем выбрать стеклянные стены - прямо-таки виртуальный солярий! По совести сказать, я не услышал большой разницы между деревянными и, скажем, стеклянными стенами по версии Roland. Причем ни на пляже, ни в пещере, ни где бы то ни было.

Следующим этапом может стать выбор для каждого барабана микрофона и его положения. Для немоделируемых инструментов, в том числе для тарелок и хета, ни то, ни другое не выбирается. Положение микрофона для всех барабанов выбирается из трех возможных: Outside (в некотором отдалении), Standard (как положено: для малого барабана и томов над ободом, для бочки - непосредственно перед пластиком), Inside (для бочки - внутри, для остальных - поближе к центру пластика). Для малого барабана можно выбрать три типа микрофона: динамический, конденсаторный и низкокачественный; для бочки - один конденсаторный и два разных динамических; для томов тип микрофона не выбирается. Кроме индивидуальных микрофонов можно выбрать положение общих микрофонов (Ambience Mic) для всей установки. Эти микрофоны могут находится высоко или низко. С общими микрофонами можно наэкспериментироваться вволю, так как уровень проникновения в эти микрофоны можно регулировать индивидуально для каждого инструмента установки (на дисплее возникает окно с 12 ползунками). Уровни посыла трех групп инструментов - ударных (DRUMS), перкуссии (PERC) и сопровождения (PART) - также регулируются и, плюс ко всему, регулируется уровень общих микрофонов на каждой паре выходов.

Нажатием кнопки CONTROL ROOM перемещаемся из помещения с установкой в контрольную комнату и пытаемся понять, чего там есть и как это работает. А есть в контрольной комнате пульт (MIXER), компрессор (COMP), эквалайзер (EQ) и процессор эффектов (EFFECT).

Пульт предоставляет возможность регулировать уровень и панораму каждого инструмента установки, назначать каждый инструмент установки на одну из четырех пар выходов, регулировать отдельно уровни громкости ударных и перкуссии.

В компрессоре/лимитере регулируется порог срабатывания, степень компрессии, время атаки, время восстановления и уровень выхода инструментов, назначенных на десять из двенадцати триггеров модуля (не могут обрабатываться инструменты, назначенные на триггеры AUX1 и AUX2).

Двухполосный эквалайзер предназначен для индивидуальной коррекции тембра инструментов, также назначенных на первые десять триггеров. В каждой полосе эквалайзера можно изменять следующие параметры: тип фильтра (Peak, LShelv, HShelv), добротность, частоту, уровень. Также имеется трехполосный общий эквалайзер (MASTER EQ)

А вот процессор эффектов модуля - общий для всей установки. В нем регулируется посыл на эффект с каждого инструмента установки, уровни посыла групп (ударные, перкуссия, аккомпанемент) и общий возврат с эффекта. Всего типов эффектов 30, включая реверберацию, задержку, комбинированные эффекты (фленджер с задержкой, хорус с задержкой). Эффекты качественные, каждый c четырьмя редактируемыми параметрами.

Итог
В заключении могу сказать, что безусловно V-Drums на сегодняшний день по совокупности характеристик не имеет аналогов на рынке, что система имеет недостатки, но достоинства ее очевидны и не оставляют сомнений в том, что будущее (во всяком случае, ближайшее) принадлежит физическому моделированию.

Roland TD 10 1415$
Roland PD 100 290$
Roland PD 120 320$
Roland FD 7 140$
Roland PD 9 130$
МиксАрт
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи

Посещений: 2255 | Проголосовавших: 8 | Средняя оценка: 2.8

   

  Комментарии

25.06.03 14:17
Валерий interlight@mail.ru
После двадцатилетнего перерыва решил поиграть на барабанах, в основном для себя. Собрался купить ROLAND TD-10, в максимально возможной комплектации, с интересом прочитал статью, но после того, как увидел дату написания (декабрь 1997 г), нахожусь в полном недоумении, неужели с тех пор ничего более революционного не придумали? Валерий

27.06.03 17:29
Илья Сандалов sandalov@wmt.ru
Есть расширение этого модуля с помощью карты TDW-10. Появились пады-тарелки. Информация на сайте roland: http://...

16.09.03 21:37
rageman
я на них играл, могу сказать что акустика все таки ЛУЧШЕ чем електро.

15.11.03 01:03
KesoFF
Эти барабаны- лучше своего предшественника- акустики во много раз: -можно играть дома(не только у себя) -можно играть в студии(изменяемость настроек любого пэда) - и т д ROLAND 4EVER!!!!!!!!!!!!!!!

05.05.04 23:29
Di
У меня такая установка с 200 года, расширенная модулем TDW-10. Отменное качество, очень близки по звуку и ощущениям к настоящим акустическим барабанам. Как упоминалось, уже выпущены усовершенствованные хайхет и тарелки (у меня апгрейднут только хайхет). И опять же система выше всяких похвал. Одно замечание к статье, при изменени материала стен виртуальной команаты разница ЕСТЬ. Особенно при переключении на "стеклянные стены" -- разница по высоким частотам очень ощутима. Просто надо хорошие наушники или мониторы чтобы это услышать. На сегодняшний день V-Drums (с модулем TDW-10 и обновленными "тарелками") все еще одни из самых лучших электронных барабанов. Очень рекомендую.

02.05.05 02:23
Димон nitro@fromru.com
А сколько будет стоить это чудо, допустим как на рисунке?

11.01.08 14:50
awaron
Это очень хорошая установка!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
moline@comtv.ru
© Агентство ДАТА