Начало
 
 


Автономные системы записи

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Akai DPS 16

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
декабрь 2000

Цифровые технологии развиваются с фантастической скоростью. Еще каких-нибудь пять лет назад большинство музыкантов работало дома с четырех- и восьмиканальными кассетными портастудиями, а 16-канальные магнитофоны были доступны только в коммерческих студиях звукозаписи. Сейчас же 16 каналов стали нормой для демо-записи, а производители продолжают идти дальше - фирма Roland, например, выпустила 18-канальную VS 1880. Вообще, у меня складывается ощущение, что в следующем году мы увидим первые 24-канальные портастудии, ведь никаких технических ограничений для производства подобной техники нет - современные жесткие диски позволяют записывать куда больший поток данных.

В статье о Korg D 16 я обещал продолжить знакомство с новыми цифровыми портастудиями, как только они появятся на нашем рынке. И вот до нас доехала единственная в своем классе машина, способная работать в формате 24 бита 96 кГц - Akai DPS 16.

Внешний вид и органы управления
Дизайн в музыкальной технике - вещь не второстепенная. Не случайно многие фирмы тратят кучу денег на исследования в области эргономики, привлекая к этой работе известных звукоинженеров и продюсеров.

DPS 16 обладает именно эргономичным дизайном. Устройство имеет приятный серебристый корпус с большим (320 x 240 пикселей) жидкокристаллическим дисплеем, угол наклона дисплея можно изменять. Органы управления на верхней панели наглядны и расположены свободно. Например, при всей моей любви к Korg D 16, у этой портастудии мне не нравится скученность органов управления. DPS 16 здесь выглядит куда выигрышней.

Akai DPS 16

Большую часть верхней панели DPS 16 занимают органы управления микшером (рис. 1): 17 шестидесятимиллиметровых фейдеров (16 фейдеров каналов и 1 мастер-фейдер), регуляторы панорамы каналов, кнопки выбора канала для записи (Record select), кнопки выбора дорожки для редактирования (Track select), кнопки выбора входного канала для редактирования (Input Select), регуляторы чувствительности входов (Input Trim) со светодиодами перегрузки, выключатель фантомного питания и переключатель чувствительности восьмого входа (гитара/линия).

Рис. 1

В правой части верхней панели (рис. 2) расположены большие кнопки управления транспортом, кнопки редактирования, клавиши управления курсором и большое колесо Jog/Shuttle (рис. 3). Под дисплеем находятся шесть функциональных клавиш. Рядом с дисплеем есть шесть многофункциональных регуляторов и регулятор контрастности.

Рис. 2

Рис. 3

Выше регуляторов усиления входов находятся два микрофонных/ линейных входа на комбинированных разъемах XLR/джек (с фантомным питанием) и шесть микрофонных/ линейных входов на джеках (возможно симметричное подключение). Последний вход может напрямую работать с гитарой. На задней панели (рис. 4) есть основной и мониторный аналоговые выходы (несимметричные, на разъемах RCA), четыре несимметричных выхода посылов (на джеках), цифровые вход и выход (электрические, формата SPDIF), MIDI вход и выход, вход для педального переключателя, 50-контактный SCSI разъем и гнездо питания с выключателем (220 В). На всех аналоговых входах и выходах установлены 24-разрядные преобразователи со 128-кратной передискретизацией, поддерживающие частоту до 96 кГц.

 
Рис. 4  
   

Дисплей портастудии (рис. 5) хорошо продуман, а его главная страница весьма информативна. В верхней части дисплея находятся поля, показывающие позицию курсора в часах/ минутах/ секундах/ кадрах SMPTE и в тактах/ четвертях/ тиках. В средней части расположены индикаторы уровня восьми входных каналов, дорожек и мастер-секции. Еще ниже находится поле графического представления содержимого дорожек. Горизонтальные полоски символизируют записанные участки. В нижней части дисплея расположено меню, а в правой части - поле быстрого редактирования каналов микшера (Q-Link Mixer Control). В нем выводятся виртуальные регуляторы эквалайзеров выбранного канала, которые нажатием клавиши F6 можно поменять на регуляторы посылов, панорамы и уровня. Элементы поля Q-Link управляются многофункциональными регуляторами, находящимися рядом с дисплеем.

Рис. 5

Страницы дисплея переключаются при помощи десяти специальных кнопок в мастер-секции верхней панели. Соответственно, у дисплея DPS 16 есть десять страниц: главная, настроек (Setup), коммутации (Patch), операций с проектами (Project), отображения волновой формы (Waveform), микшера (Mixer), эффектов (Effect), виртуальных дорожек (V-Track), дисковых операций (Disk) и редактирования дорожек (Edit). Все страницы имеют собственные меню, команды которых вызываются при помощи функциональных клавиш.

Вообще, мне очень понравилась система управления DPS 16. Самое ее главное достоинство - простота. В десяти страницах дисплея очень сложно запутаться, а команды меню однозначны, да еще снабжены в некоторых случаях подсказками. И только две вещи мне не очень понравились: слишком тугой поворотный механизм дисплея (его приходится чуть ли не отдирать от верхней панели) и туговатые фейдера. Например, у микшера Mackie 1402 VLZ ход фейдеров гораздо мягче.

Возможности
Микшер портастудии имеет 26 каналов (16 каналов дорожек и 10 входных каналов). На всех каналах (включая входные) есть трехполосный полупараметрический эквалайзер, четыре посыла на эффекты, регулировка панорамы, а также функции солирования и заглушения. Внутренняя обработка 56-разрядная. DPS 16 может одновременно записывать 10 и воспроизводить 16 дорожек при разрядности 16 бит и частоте 44,1 кГц (также есть 250 виртуальных треков). Количество дорожек в остальных форматах можно посмотреть в таблице 1.

Таблица 1.
Количество дорожек одновременной записи/воспроизведения.

  16 бит 24 бита
32 кГц 10/16 10/12
44,1 кГц 10/16 10/12
48 кГц 10/16 10/12
96 кГц 8/8 6/6

Как видно из таблицы, в формате 24 бита число одновременно доступных дорожек сокращается. Кроме того, при увеличении частоты дискретизации до 96 кГц уменьшается количество доступных посылов на эффекты (до двух) и количество доступных эквалайзеров (до шести).

У микшера портастудии есть режим быстрой коммутации Quick Patch. С его помощью можно быстро указать пути прохождения сигнала внутри DPS 16. При включении этого режима на дисплей выводится страница (рис. 6) с тремя рядами кружочков, символизирующих физические входы, виртуальные входы дорожек, посылов на эффекты и мастер-секции, а также сами дорожки (разделение дорожек и их виртуальных входов нужно для организации баунсинга). Задача пользователя - при помощи кнопок Input Select, Track Select и Record Track соединить кружочки прямыми линиями. Это удобно и делается очень быстро. После определения коммутации входных каналов можно переключиться на страницу выходов, где есть таблица соответствия виртуальных выходов и физических портов. С помощью этой таблицы можно выходы любой дорожки, посылов на эффекты, основной и мониторной шины назначить на любые физические выходы. Таким образом, при помощи Quick Patch можно не только направлять входные сигналы на любую из дорожек, но и, например, сигнал с дорожки направить на инсертный процессор и вернуть прямо на главную шину микширования через любой из входов. Таким же образом возможно подключение внешнего процессора эффектов через SPDIF входы и выходы (у Korg D 16 такой возможности нет).

Рис. 6

Микшер DPS 16 имеет память для сохранения в каждом проекте (песне) до 16 сцен статической автоматизации. В каждой сцене сохраняются данные о заглушении каналов, положении фейдеров и регуляторов панорамы, положении регуляторов посылов на эффекты, а также настройки эквалайзера и эффектов. К сожалению, невозможно сохранить данные о солировании дорожек, а также вызывать сцены по MIDI. Зато каждой сцене можно давать название. Но если использовать любой секвенсор, то возможности автоматизации значительно расширяются. Во-первых, можно сохранять и вызывать неограниченное количество "снимков" (snapshot) микшера с информацией об уровне и панораме всех каналов, а также об уровне мастер-фейдера. Во-вторых, можно использовать динамическую автоматизацию на всех каналах микшера (уровень и панорама) и мастер-фейдере. Разумеется, DPS 16 имеет и возможность синхронизации с любыми другими MIDI устройствами при помощи MMC, MIDI Time Code или MIDI Clock в качестве ведущего или ведомого.

Во время записи можно использовать ручную и автоматическую врезку, баунсинг и функцию отмены (Undo). Есть 100 позиций локатора, причем позиции можно назначать на кнопки для быстрого перемещения курсора (это называется Direct locate). Кроме этого, есть еще две позиции, In и Out, предназначенные для записи вставок, включения режима репетиции и т. д. Они имеют собственные кнопки на верхней панели.

Записанный материал можно основательно редактировать. У DPS 16 для этого есть девять команд: copy-overwrite (копирует фрагмент и записывает его в указанное место, уничтожая находящийся там материал), copy-insert (копирует фрагмент и записывает его в указанное место, раздвигая находящийся там материал), cut-overwrite (аналогично copy-overwrite, только фрагмент вырезается и остается пустое место), cut-insert (аналогично copy-insert, только фрагмент вырезается), insert silence (вставка фрагмента с тишиной), cut-discard (фрагмент удаляется и остается пустое место), cut-move (фрагмент удаляется, остальной материал сдвигается), time stretch (растяжение и сжатие фрагмента) и stretch-move (растяжение и сжатие фрагмента с раздвижением остального материала). Во время редактирования очень полезно колесо Jog/Shuttle. С его помощью материал можно воспроизводить в любую сторону с разными скоростями (нормальной, а также 1/4 и 1/2 от нормальной), и выставлять курсор с точностью до 1/10 кадра SMPTE. А на странице отображения волновой формы можно вывести содержимое дорожки в виде стандартной амплитудной характеристики и увеличить ее таким образом, что один пиксель экрана становится равным одному семплу.

В комплект поставки не входит жесткий диск. Его надо покупать дополнительно. DPS 16 может работать как с внутренним IDE диском, так и с внешними SCSI дисками (по SCSI можно подключить до шести устройств) или магнитооптическими накопителями. IDE диск может быть любой, но, разумеется, желательно использовать быстрые современные диски большого объема. Также по SCSI можно подключить любые приводы CD-R или CD-RW, поддерживающие Multi Media Command, и записывать диски в формате Audio CD или скидывать данные для хранения (в собственном формате DPS 16). Есть у портастудии еще одна функция, позабытая большинством производителей цифровых записывающих устройств, но не потерявшая актуальности и в наши дни: архивирование данных на DAT магнитофон, подключенный через SPDIF интерфейс. К сожалению, в нынешней версии операционной системы не предусмотрена возможность чтения CD-ROM дисков с аудиоданными формата WAV (у Korg D 16 такая возможность уже появилась), а также "снятие" в цифровом виде дорожек Audio CD.

Также в комплект поставки не входит плата эффектов EB 4 M, которую надо покупать дополнительно. После установки такой платы становятся доступны четыре процессора эффектов, имеющие по 44 алгоритма. Процессоры можно использовать как в посылах-возвратах, так и в разрывах любых каналов микшера. Причем, если установить процессор в посыл-возврат, то нельзя использовать соответствующий внешний посыл. Среди алгоритмов платы можно найти различные вариации хорусов, фленджеров, фейзеров, ревербераторов, линий задержки и панеров. Также есть алгоритм сдвига высоты тона, имитатор вращающегося динамика, компрессор/ лимитер, экспандер, гейт, эквалайзер, автовау, дисторшн и энхансер.

В работе
Итак, я привез DPS 16 домой, распечатал коробку, подключил к портастудии синтезатор с гитарой, конденсаторный микрофон Audio-Technica AT 4047/SV, и приступил к экспериментам. К сожалению, мне не удалось получить плату процессора эффектов - их просто еще не было в Москве. Поэтому я включил в посыл-возврат процессор TC Electronic M-One, а гитару записывал через процессор Rocktron Voodu Valve.

Первым делом я на первые две дорожки записал через SPDIF интерфейс несколько хорошо знакомых лупов ударных с компьютера и послушал, как они звучат. Если честно, я был приятно удивлен: лупы казались более открытыми и естественными, чем при проигрывании через аналоговые выходы компьютерной системы CreamWare Pulsar II (недешевой, между прочим). И вроде бы верхние частоты были у них похожи, и внизу было все практически идентично, но при прослушивании лупов с DSP 16 появлялось какое-то ощущение легкости, воздушности звука. Кроме того, Pulsar II гораздо больше шумел (и это при том, что его шумы не превышают уровень минус 79-80 дБ). При сравнении DPS 16 с TC Electronic M-One, работавшим в качестве преобразователя, мне показалось, что все-таки DPS 16 немного лучше, хотя разница была совсем невелика. Короче, цифро-аналоговые преобразователи DPS 16 произвели на меня очень хорошее впечатление.

На этих же хорошо знакомых лупах я попробовал работу эквалайзера. Оказалось, что и он на высоте: однозначно превосходит большинство компьютерных подключаемых модулей (в том числе и модули системы Pulsar II). К сожалению, у меня не было возможности напрямую сравнить DPS 16 и популярные недорогие цифровые микшеры Yamaha 01 V и Tascam TM-D 1000, но по памяти мне кажется, что эквалайзеры DPS 16 все-таки ближе к мягким эквалайзерам TM-D 1000. А вот прямое сравнение с эквалайзером TC Electronic M-One показало, что последний все-таки работает немного лучше, - например, подъем высоких частот в районе 12 кГц на M-One приводит к более прозрачному звучанию, а на DPS 16 вылезает и "цыканье" тарелок (не забывайте только, что M-One имеет полную параметрическую регулировку, а DPS 16 - только полупараметрическую). Зато эквалайзер DSP 16 очень здорово "накачал" бочку электронной ударной установки при подъеме 100-герцовой полосы - она зазвучала очень плотно, но не забивая при этом малый барабан и хет. На M-One то же самое звучало посуше.

Закончив предварительное прослушивание, я занялся записью небольшой песни. Первым делом была создана черновая дорожка ударных из ранее переписанных с компьютера лупов. Для этого мне пришлось освоить операцию копирования. Делается она очень просто: сначала с помощью маркеров In и Out выделяется фрагмент для копирования, затем курсор перемещается в позицию копирования (при выставлении маркеров и курсора можно пользоваться страницей отображения волновой формы и возможностью подмотки при помощи колеса Jog/Shuttle), и завершается операция вызовом страницы редактирования и выбором нужной команды. Ключевые моменты всех операций сопровождаются экранными подсказками, так что при освоении DPS 16 даже в руководство пользователя лазить совсем не обязательно. Все остальные операции производятся так же легко. Кроме того, если вы знаете темп лупов в bpm или работаете с секвенсором, то можно выставить нужный темп на странице настроек, и все операции редактирования осуществлять относительно тактовой сетки. В этом случае для выставления маркеров даже не нужно лезть на страницу отображения волновой формы.

Во время освоения операций редактирования я наткнулся на первый недостаток DPS 16. На странице отображения волновой формы при выходе курсора за пределы отображаемого фрагмента дисплей не перерисовывался, а оставался пустым. Волновая форма появлялась только после нажатия кнопки "стоп". Конечно, этот недостаток нельзя отнести к разряду глобальных, но Korg D 16 и Roland VS 1680 справляются с прорисовкой волновой формы "на ходу" безо всяких проблем.

Закончив с дорожкой ударных, я включил синтезатор и занялся партией баса. При этом сразу наткнулся на второй недостаток. Нажав кнопку Record Select на нужной дорожке, я услышал, как и положено, свой инструмент. Однако стоило мне нажать на кнопку воспроизведения для того, чтобы отрепетировать партию, как звук пропал. Нажал на "стоп" - звук появился. Такой ерунды на других портастудиях не наблюдалось - там при нажатии кнопки выбора дорожки для записи можно сколько угодно репетировать партию, и звук никуда исчезать не будет. Пришлось идти на страницу Quick Patch и направлять сигнал с входа сразу на мастер-секцию, минуя дорожки. А для записи все возвращать в исходное положение (направлять сигнал с входа на нужную дорожку). Вот уж непонятно, чем руководствовались разработчики DPS 16, когда продумывали алгоритм записи. Ведь это так естественно - ткнул кнопку Record Select, отрепетировал партию в режиме воспроизведения и после этого нажал на запись...

Но наряду со вторым недостатком я обнаружил и одно замечательное свойство DPS 16, по которому она "убирает" и Korg D 16, и Roland VS 1680: включив режим репетиции, я услышал, что петля между маркерами In и Out воспроизводится абсолютно корректно, без каких-либо задержек. То есть можно совершенно спокойно загнать в петлю любой фрагмент и репетировать до посинения... Другие цифровые портастудии при перемещении курсора к началу выделенного фрагмента на секунду "задумываются", в результате чего петля периодически "заикается".

Еще одна приятная особенность DPS 16 обнаружилась, когда я попробовал записать виртуальную дорожку. На других цифровых портастудиях у каждой дорожки есть несколько виртуальных, причем их количество задано раз и навсегда. А в DPS 16 есть банк из 250 виртуальных дорожек, каждая из которых может быть назначена на любую физическую дорожку. То есть, по сути, физических дорожек как таковых вообще нет - весь материал записывается на виртуальные треки, шестнадцать из которых может быть воспроизведено одновременно. В результате, в любой момент можно элементарно поменять дорожки местами, поэкспериментировать с дабл-треками или вообще записать дорожек на 100 различные лупы ударных и во время сочинения "легким движением руки" подставлять под остальные инструменты различные варианты рисунков барабанов. Делается это на странице V.Tracks (рис. 7), на которой с одной стороны выводится список доступных виртуальных треков, а с другой стороны - 16 каналов микшера, на которые назначаются дорожки. Такая система по своей гибкости чем-то напоминает компьютерные программы Cubase и Logic с их "звуковыми накопителями" (Pool и Audio Window, соответственно).

Рис. 7

Записав бас, я обрезал "хвосты" с тишиной (операция cut-discard) и скопировал бас нужное количество раз (copy-overwrite). После этого точно таким же образом набросал партии двух гитар. Пришло время писать голос. Микрофонные предусилители DPS 16 оказались вполне приличными. Может быть, они чуть-чуть глуховаты, но подъем верхних частот на дорожке вокала восстанавливает прозрачность. В целом, DPS 16 с микрофонами работает нормально для своего класса. У микшера Tascam TM-D 1000, например, микрофонные предусилители значительно хуже. Насчет Korg D 16 и Roland VS 1680 ничего утверждать не возьмусь - я пробовал их с динамическими микрофонами (первую портастудию - по причине отсутствия у нее фантомного питания, а вторую - по причине отсутствия у меня тогда нормального конденсаторного микрофона). Зато могу сказать с уверенностью, что по работе с микрофонами DPS 16 мне нравится гораздо больше, чем микшер Mackie 1402 VLZ (который был рядом с DPS 16 во время испытаний). У последнего предусилители задирают верхнюю середину - это делает ярче недорогие динамические микрофоны, но звук хороших конденсаторных приобретает гадкий "бумажный" характер (особенно это слышно в мониторах Alesis Monitor One). У DPS 16 предусилители все-таки получше.

Записав несколько дублей вокала, я "нарезал" из них лучшие куски на свободную дорожку. Можно было приступать к сведению. Но так как у меня не было платы эффектов, а голос хотелось подкомпрессировать, я направил выход первой дорожки на первый Aux выход (это было сделано на страницах Quick Patch), подключил к выходу компрессор, а выход с компрессора, в свою очередь, соединил с аналоговым входом DPS 16. У меня получился такой импровизированный разрыв канала. В результате я нормально поджал голос, а затем обработал его эквалайзером входного канала и реверберацией с процессора TC Electronic M-One, который был подключен ко второму посылу. Вообще такая гибкость обращения с путями прохождения сигнала мне очень понравилась. Korg D 16 и Roland VS 1680 здесь сильно проигрывают.

Во время сведения я попробовал воспользоваться сценами и локатором DPS 16. Очень понравилась возможность назначения для каждой позиции локатора любой кнопки из групп Input Select, Track Select или Record Select. После назначения перемещение курсора в нужную позицию состоит из нажатия двух кнопок: Go To и соответствующей назначенной кнопки. Единственный недочет в этой системе - невозможность посмотреть, какая клавиша назначена на каждую из позиций. В таблице с параметрами локатора на это нет даже никакого намека. Со статической автоматизацией тоже не было никаких проблем, однако наличие всего 16 сцен заставило меня задуматься, хватит ли этого количества для нормальной работы. В результате я провел небольшой опрос своих знакомых, и большинство постановило, что, конечно, такого количества маловато, но управиться можно. Хотя мне все-таки кажется, что 16 сцен на песню (учитывая возможности динамической автоматизации) - достаточно.

В самом конце испытаний я попробовал, как DPS 16 работает в режиме синхронизации с программой Cubase. Выяснилось, что хорошо (как ведущим, так и ведомым), только петля в режиме репетиции получается "с заиканием". То есть секвенсор нормально работает с портастудией, когда песня воспроизводится от начала до конца. В этом случае я не обнаружил никаких расхождений (только нужно правильно подобрать параметр offset).

Заключение
После окончания испытаний у меня сложилось впечатление, что DPS 16 отлично подходит для записи как живых, так и электронных проектов в домашних условиях. Разумеется, есть у нее и недостатки, но они компенсируются многочисленными достоинствами.

По поводу сравнения DPS 16 с цифровыми портастудиями других производителей могу сказать следующее. Функционально DPS 16 близка к Roland VS 1680. Однако последняя может записывать 16 дорожек только со сжатием данных, у нее гораздо хуже преобразователи, да и количество доступных полос эквализации значительно меньше. А посылов на внешнюю обработку вообще нет. Кроме того, VS 1680 умеет работать только с CD-R производства Roland, а DPS 16 - со всеми, поддерживающими MMC. А стоит DPS 16, между прочим, дешевле. Так что преимущество все-таки за продуктом Akai (на счет VS 1880 вопрос пока остается открытым).

Korg D 16 обставляет DPS 16 по количеству процессоров эффектов (есть подозрение, что и по качеству тоже) и стоит дешевле (если иметь в виду стоимость DPS 16 вместе с жестким диском и платой процессора). Однако у этой портастудии нет фантомного питания на микрофонных входах, есть всего один посыл на внешнюю обработку, нет возможности подключить внешний процессор в посыл-возврат через SPDIF интерфейс, а встроенный жесткий диск имеет объем всего 2,1 Гбайт. То есть, DPS 16 выглядит привлекательнее при условии использования внешней обработки и жестких дисков большого объема (в последнем случае она начинает стоить меньше D 16). Кроме того, она значительно удобнее D 16 в стационарных условиях (миниатюрные фейдеры D 16 - это просто кошмар). Ну и, конечно, DPS 16 умеет работать в формате 24 бита 96 кГц. Хотя, если честно, я не очень понимаю, зачем в домашних условиях записывать в таком формате. Стандартных 16 бит 44,1 кГц достаточно для записи хорошо звучащего демо, тем более, что у DSP 16 нет никаких мастеринговых инструментов, и в том числе корректного алгоритма понижения разрядности (как, впрочем, и у других портастудий). То есть перед записью CD вы все равно будете транкейтить свою запись до 16 бит. И зачем, спрашивается, было огород городить? Если уж вы хотите чего-то большего, то, может, пора с портастудий переходить на более серьезную технику?

Akai DPS 16 1551$
Akai EB 4 M 313$
Proline MGK

  Оценка статьи
Посещений: 17549 | Проголосовавших: 30 | Средняя оценка: 2.8

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА