Начало
 
 


Автономные системы записи

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Korg D 16

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
апрель 2000

Компьютерный бум в самом разгаре: все рассуждают о "гигасемплерах", звуковых библиотеках и "кубэйсах". Рынок завален звуковыми платами самой разной стоимости, а счет музыкальных программ идет на сотни. Музыканты создают в интернете свои сайты, выкладывают на них композиции в формате MP3, транслируют в сети концерты. Прогресс, короче...

Однако далеко не все хотят заниматься изучением операционных систем, поисками в интернете или обретением навыков звукорежиссуры, особенно если речь идет всего лишь о наброске аккомпанемента для самостоятельных репетиций, пробе нескольких вариантов аранжировки, подготовке демо.

Для них без лишнего шума продолжается производство четырех- и восьмиканальных портастудий, работающих на кассетах и минидисках, а также цифровых систем записи на диск с интегрированным микшером и обработкой. На освоение подобной техники обычно требуется не больше пары вечеров, а все остальное время можно играть, записывать дубли и сводить готовые композиции. Это вам не компьютер, где надо месяц потратить только на то, чтобы решить, в какой программе лучше работать, и еще полгода на то, чтобы более-менее эту программу освоить.

Давно известно, что для полноценной музыкальной работы на компьютере нужно обладать достаточно высокой квалификацией и иметь представление о целой куче очень далеких от музыки вещей. Иначе работа превращается в сущее мучение - машина буквально начинает издеваться над своим владельцем сообщениями типа "Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта..." или вообще "синими экранами смерти" с надписями на тарабарском языке. И ради чего человек все это терпит? Если ради хитроумных аранжировок в тридцать дорожек с кучей спецэффектов и сложных сочетаний шумов, то бороться дальше стоит. А если ради пяти-восьми сквозных дорожек "живых" инструментов в сопровождении синтезаторных баса, фортепиано и барабанов, - то стоит ли? Ведь есть более простые, надежные и дешевые способы сделать хорошую фонограмму в домашних условиях и без компьютера.

Принято считать, что компьютер легко побеждает любые автономные устройства по соотношению "цена/ возможности". И именно это толкает многих музыкантов на его покупку. Однако, поработав месяц на машине с платой SB Live Value (по моему мнению, такие системы при очень хорошем соотношении "цена/ возможности" имеют очень плохое соотношение "цена/ качество"), многие понимают, что все рассуждения о "профессиональном звучании" подобных устройств не совсем соответствуют реальности. И начинается поиск более серьезных вариантов. А вот здесь оказывается, что затраты на качественную компьютерную звукозапись часто бывают не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем на сопоставимые автономные устройства.

Таким образом, если перед вами стоит проблема выбора записывающего устройства, а вы никогда в жизни не видели компьютера, и музыка, которую вы играете, все-таки больше "живая", чем "синтезаторно-драммашинная", то вам лучше обратить свой взор на портастудии в целом, в частности на цифровые рекордеры с интегрированными микшерами и обработкой.

Последние года два лидерство на рынке цифровых портастудий держала фирма Roland. Ее серия VS, в которую сейчас входят VS 840 (восемь каналов записи на диск Zip), VS 880 (восемь каналов записи на жесткий диск) и VS 1680 (16 каналов записи на жесткий диск), пользуется заслуженной популярностью. Эти портастудии относительно недороги и просты в работе, для них есть отличная обработка на дополнительных платах, а старшие модели (VS 880 и VS 1680) позволяют записывать диски CD-R (при подключении внешнего привода, разумеется). Однако все эти устройства используют сжатие данных, чем отталкивают многих потенциальных пользователей, желающих иметь более высокое качество работы. В качестве альтернативы серии VS на рынке до недавнего времени были представлены только цифровые портастудии Akai DPS 12 и Korg D 8. Первая записывает 12 дорожек без сжатия данных, имеет возможность установки платы с двумя процессорами эффектов и записи CD-R с помощью внешнего SCSI привода. А вторая позволяет работать с восемью дорожками без сжатия и имеет интегрированный процессор эффектов.

Но спокойная ситуация на рынке цифровых портастудий, которая существовала до недавнего времени, резко изменилась в 2000 году. Сразу шесть фирм выпустили очень приличные устройства, которые назвать "портастудиями" уже язык не поворачивается, - это, скорее, небольшие цифровые студии. Видимо, фирмы-производители заметили некоторое охлаждение пользователей к компьютерным технологиям. Roland представил 18-канальную 24-разрядную систему VS 1880; Akai - 16-канальную систему DPS 16, способную работать в формате 24 бита/96 кГц; Boss - 8-канальную портастудию с записью на Zip диск BR 8; Fostex - 16-канальную портастудию VF 16; Yamaha выступила с навороченной системой AW 4416, которая имеет 16-канальный рекордер и 44-канальный микшер; и, наконец, фирма Korg выпустила 16-канальную систему записи на жесткий диск с интегрированным микшером и обработкой D 16. Пока до России добралась только новинка фирмы Korg - и именно о ней мой сегодняшний рассказ. Но я постараюсь следить за появлением на нашем рынке остальных устройств, своевременно их испытывать и докладывать о результатах кому следует.

Возможности
Korg D 16 имеет восемь аналоговых входов, способных работать с сигналами как линейного, так и микрофонного уровней; два стерео аналоговых выхода (основной и мониторный); выход посыла на внешнюю обработку; выход для наушников. Также имеются цифровые оптические вход и выход формата SPDIF (поддерживают разрядность до 24 бит, вход имеет преобразователь частоты дискретизации, который автоматически конвертирует сигналы с частотой 48 или 32 кГц в 44 кГц). На всех входах установлены 24-разрядные преобразователи с 64-кратной передискретизацией, на всех выходах - 24-разрядные преобразователи со 128-кратной передискретизацией. Внутреннее представление данных 32-разрядное, а интегрированные процессоры эффектов используют 44-разрядную обработку.

D 16 записывает звук без сжатия в формате 16 или 24 бита, 44 кГц на встроенный жесткий диск объемом 2,1 Гб (6,5 часов непрерывной моно записи в формате 16 бит/44 кГц, максимум можно сохранить 100 песен). Также к портастудии можно подключить внешние SCSI-2 носители: жесткие диски, магнитооптические дисководы, дисководы Jaz/Zip и приводы CD-R или CD-RW (общим числом до семи устройств). На внешние диски можно производить запись (D 16 поддерживает объем до 1000 Гбайт) или использовать их для резервного копирования данных. Приводы CD-R/RW можно использовать только для записи аудио CD (возможность резервного копирования на них должна появиться в следующей версии операционной системы). Кстати, в отличие от цифровых портастудий Roland, работающих только со специализированным приводом Roland VS-CDR-S 2, к D 16 можно подключить стандартные дисководы (правда, в текущей версии операционной системы поддерживаются только устройства фирмы Yamaha: CRW 6416 SX, CRW 4416 SX, CDR 400 A).

Если используется разрядность 16 бит, то можно одновременно записывать до восьми и воспроизводить до шестнадцати дорожек. Увеличение разрядности до 24 бит уменьшает количество записываемых дорожек до четырех, а воспроизводимых - до восьми. У каждой физической дорожки есть восемь виртуальных, куда могут быть записаны дубли. Записанные дорожки можно произвольно редактировать - есть функции копирования, вставки, удаления фрагмента, стирания фрагмента (Erase), временного сжатия/растяжения, обмена фрагментами между дорожками (Swap), реверсирования фрагмента и оптимизации выделенного фрагмента (операция оптимизирует расположение данных на диске, что увеличивает скорость доступа). Редактирование производится максимально наглядно - на дисплей выводится форма волны, по которой очень легко ориентироваться. Кроме этого, можно использовать замедленное воспроизведение (Scrub) для поиска нужных мест на дорожке. Все редактирование неразрушающее - у D 16 есть 99 уровней отмены (Undo). C песнями также можно производить некоторые манипуляции: копировать, перемещать, удалять, переименовывать и защищать от случайного редактирования.

Во время записи песни можно запоминать до четырех позиций локатора и до 100 простых маркеров (им можно давать названия). Локаторы используются для записи в режиме автоматической врезки, зацикливания фрагмента песни и при редактировании (фрагмент выделяется при помощи двух позиций локатора, третья позиция служит для указания места, куда копируется или перемещается фрагмент). Маркеры облегчают навигацию по песне - можно быстро перейти к нужной точке. Также есть функция включения записи при помощи триггера - запись включается автоматически с началом игры.

Встроенный микшер имеет четыре стерео и восемь моно основных каналов, а также четыре стерео дополнительных канала. На основных каналах (как моно, так и стерео) есть трехполосный эквалайзер с полупараметрической серединой, функция переключения полярности, два посыла на внутренние эффекты и один на внешние, а также разрыв для установки внутренней обработки. Два моно канала могут быть объединены для совместного редактирования. Дополнительные каналы имеют только регуляторы уровня и панорамы.

В режиме записи сигнал с любого физического входа (как аналогового, так и цифрового) направляется на любой из основных каналов микшера, а затем - на вход дорожки записывающей секции. Таким образом, при записи дорожек можно обрабатывать входной сигнал как эквалайзерами, так и встроенными процессорами эффектов. Для мониторинга во время записи можно использовать и дополнительную секцию Cue, позволяющую делать независимый микс сигналов, поступающих с выходов дорожек. С ее помощью можно установить любой баланс в наушниках исполнителя, не трогая основного микса, или прослушивать дорожки во время записи, когда основные линейки микшера заняты сигналами, поступающими с физических входов.

В режиме сведения сигналы с 16 дорожек записывающей секции поступают на основные каналы, а сигналы с физических аналоговых входов - на дополнительные. К сожалению, на дополнительные каналы при сведении нельзя направить сигнал с SPDIF входа - его можно использовать только при записи. А SPDIF выход дублирует аналоговый мастер-выход.

В памяти D 16 можно сохранить 100 сцен статической автоматизации для каждой песни (у каждой сцены запоминается и позиция ее вызова при воспроизведении песни). В сценах можно сохранять настройки эквалайзера, эффектов, посылов на внутренние и внешние эффекты, а также уровня и панорамы канала. Есть возможность применения фильтра, выбирающего параметры, на которые будет распространяться действие статической автоматизации. Сцены можно вызывать по MIDI (сообщения Program Change). Для облегчения управления автоматизацией есть специальная страница дисплея, на которую выводятся положения фейдеров и регуляторов панорамы каждой сцены.

Портастудия имеет 11 (!) встроенных процессоров эффектов, которые можно использовать одновременно. При этом восемь процессоров можно установить в разрывы основных каналов, два - в посылы-возвраты, и еще один - на мастер-выход. Процессоры эффектов очень похожи на те, что используются в рабочих станциях Korg Triton. Всего в распоряжении оказывается 106 эффектов. У инсертных процессоров есть 128 пресетных и 128 пользовательских пэтчей, в том числе гитарные, бас-гитарные и вокальные мультиэффекты (до пяти эффектов одновременно), ревербераторы, любая модуляционная обработка (в том числе - эффект Доплера, вращающегося динамика, кольцевой модулятор и т. д.), линии задержки, алгоритмы смещения высоты тона, полная линейка динамической обработки, четырехполосный полностью параметрический эквалайзер и семиполосный графический, всевозможные дисторшны, спикосимуляторы и имитаторы микрофонов, а также эксайтер и вокодер. Процессоры, которые находятся в посыле-возврате, имеют 32 пресетных и 32 пользовательских пэтча - в основном ревербераторы, эффекты, построенные на задержке, и модуляционная обработка. Мастер-процессор, установленный в разрыв главного выхода микшера, также имеет 32 пресетных и 32 пользовательских пэтча, но здесь в большей степени используется динамическая обработка и эквалайзеры, а еще есть несколько ревербераторов и линий задержки.

Встроенный в D 16 метроном не совсем обычен - по совместительству он выполняет функцию ритм-машинки. В распоряжении есть 215 ритмических рисунков ударных, принадлежащих к 96 стилям. Среди рисунков есть вступления, сбивки и окончания, характерные для того или иного стиля. Все партии ударных воспроизводятся звуками, очень похожими на барабаны рабочих станций Triton/Trinity. Программирование дорожек ударных производится с помощью специальной карты темпа (Tempo Map). В ней можно для каждого такта песни указать свой ритмический рисунок, темп и музыкальный размер. После создания партии ударных ее можно записать на любую дорожку (или дорожки) портастудии и обработать эффектами. Помимо "драм-метронома", у портастудии есть тюнер для настройки гитары.

D 16 можно синхронизировать с внешними устройствами по MIDI. Портастудия не только понимает MIDI Time Code и MIDI Clock, но и может управляться с внешнего устройства при помощи команд MIDI Machine Control. Также по MIDI могут вызываться сцены и меняться в реальном времени некоторые параметры эффектов. Для улучшения синхронизации посредством MIDI Clock можно записать специальную дорожку темпа.

Внешний вид
Когда первый раз видишь D 16, то больше всего поражают ее размеры: портастудия настолько мала (357 х 245 х 72 мм), что как-то не верится, что в ней помещаются целых 16 каналов, - фирма Korg выпустила действительно "портативную студию", которую можно закинуть в рюкзачок и отправиться с ней на репетицию. Выглядит новинка очень аккуратно: синий пластиковый корпус, белые кнопки и фейдеры, зеленоватый дисплей.

На верхней панели устройства (рис. 1) находятся 13 фейдеров длиной 45 мм (восемь фейдеров моно каналов, четыре - стерео и один мастер-фейдер). Над ними - регуляторы панорамы и кнопки статуса дорожек. В верхней левой части панели расположен большой (240 х 64 пикселя) сенсорный дисплей, выполненный по той же технологии (Touch View), что и дисплеи рабочих станций Triton и Trinity. В правой части панели расположено множество кнопок управления, кнопка включения питания, колесо ввода данных, небольшой джойстик для управления курсором и клавиши управления "лентопротяжным механизмом". У части кнопок есть светодиодные индикаторы состояния, а еще часть кнопок имеет подсветку. Кроме того, в левом нижнем углу панели находится встроенный микрофон - если в голову неожиданно приходит гениальная мелодия, а нормальный микрофон вытаскивать лень, то с его помощью можно сделать предварительный набросок.

Рис. 1

На передней панели есть гитарный вход на джеке, два симметричных аналоговых входа на комбинированных разъемах XLR/джек и еще два симметричных аналоговых входа на джеках. Над всеми входами расположены регуляторы их чувствительности со светодиодами, показывающими уровень сигнала (нормальный уровень - зеленый огонек, перегрузка - красный). Помимо этого, на передней панели есть выход для наушников (джек) с регулятором уровня, два входа для педалей (switch и expression) и переключатель назначения встроенного микрофона.

На задней панели портастудии расположены еще четыре симметричных аналоговых входа на джеках (с регуляторами уровня), несимметричные мониторный и главный выходы на разъемах RCA (у мониторного выхода есть регулятор уровня), оптические вход и выход формата SPDIF, несимметричный выход посыла на внешнюю обработку (джек), 25-контактный SCSI разъем, регулятор контрастности дисплея, два MIDI разъема (In и Out) и гнездо питания (адаптер входит в комплект поставки). Все восемь аналоговых входов D 16 способны работать с сигналами как линейного, так и микрофонного уровня. К сожалению, у портастудии отсутствует фантомное питание.

Обновляемая операционная система D 16 вовсю использует преимущества сенсорного дисплея и позволяет управлять устройством в диалоговом режиме. Как и в рабочих станциях Trinity и Triton, на дисплее появляются различные окна, меню, переключатели, поля ввода, закладки и прочие графические элементы. Если же графический элемент мелкий и в него тяжело попасть пальцем, то для перемещения курсора можно воспользоваться небольшим джойстиком, который расположен над колесом ввода данных.

Запись и сведение песни
Итак, я вытащил портастудию из коробки, подключил к ней синтезатор, приготовил руководство пользователя, гитару, микрофон и занялся изучением устройства. Первым делом я послушал три демонстрационные песни, которые находятся на жестком диске. Особенно впечатлила композиция под названием Clarity - очень красивая пьеска, сыгранная на акустических гитарах и перкуссии. На ней очень хорошо слышна обработка D 16. Остальные две вещи так себе - гитары в каше, бумкают барабаны и ничего толком не разобрать.

После знакомства с демонстрашками и получасового сосредоточенного чтения руководства пользователя (перевод на русский язык прилагается к портастудии) я приступил к решительным действиям. Первым делом создал новую песню и ввел ее название. Затем нажал кнопку Tempo/Rhythm и вывел на дисплей окно редактирования метронома - в наушниках тут же закликало. Ткнув пальцем в нужное поле дисплея и поворачивая колесо ввода данных, я послушал штук сто рисунков ударных. Впечатление от них было очень приятное - иногда казалось, что звучат "живые" барабаны. Наигравшись с ритмическими рисунками, я переключился на страницу карты темпа и запрограммировал партию ударных для первых 16 тактов новой композиции. Следом за этим при помощи трех нехитрых операций партия ударных была записана на дорожки 15 и 16.

Настал черед записывать бас. Я включил синтезатор и настроил чувствительность входов D 16 по светодиодным индикаторам около регуляторов Trim. Далее переключился в окно назначения входов (рис. 2) и указал, что хочу видеть бас на первом основном канале микшера и, соответственно, на первой дорожке рекордера.

Рис. 2

Следующим шагом стало нажатие кнопки статуса первого канала микшера - он загорелся желтым (это означает режим назначения на канал сигнала со входа), и я услышал свой бас. Нажатием кнопки Meter/Track View на дисплей было выведено окно с индикаторами уровня всех дорожек (рис. 3), где произошла окончательная отстройка уровня (индикаторы могут показывать уровни и до, и после фейдера). Все было готово к записи.

Рис. 3

Еще одно нажатие кнопки статуса первого канала микшера привело первую дорожку в состояние готовности - индикатор загорелся красным светом. После этого я нажал нужные кнопки в секции "лентопротяжного механизма" и принялся с усердием давить на клавиши синтезатора под аккомпанемент ударных. Записал. Послушал - не понравилось. Нажал кнопку Undo и отменил результаты записи. Переиграл. Из шестнадцати записанных тактов восемь оказались кривыми. Пора было осваивать редактирование.

Нажатие кнопки Track и выбор закладки Track Edit привели меня на страницу редактирования дорожки. Первым делом нужно было удалить плохо сыгранные фрагменты партии баса. Посоветовавшись немного с руководством пользователя, я выбрал функцию Delete и установил два локатора. При этом мне здорово помогла страница просмотра волновой формы (рис. 4), на которой можно устанавливать позицию с точностью до тика путем верчения колеса ввода данных - курсор медленно скользит по дисплею, а в наушниках прослушивается урчание, символизирующее наличие сигнала в позиции курсора. Нажатие кнопки Exec. (от execute - выполнить) привело к удалению неудачных фрагментов.

Рис. 4

Теперь нужно было растиражировать оставшийся фрагмент. Я выбрал функцию Copy, установил два локатора выделения фрагмента и третий - позиции копирования. На этот раз функция просмотра волновой формы не понадобилась - локаторы устанавливались прямо в начала нужных тактов, выбираемых путем изменения соответствующего значения счетчика времени. Нажатие Exec. привело к выполнению вожделенной операции. Первые 16 тактов партии баса были готовы. Теперь надо было записать гитару. Я воткнул инструмент в гитарный вход, настроил его чувствительность, назначил канал микшера и точно выставил все уровни по индикаторам. После этого в разрыв искомого канала был установлен процессор эффектов.

Все эффекты в D 16 построены на базе новой технологии фирмы Korg под названием REMS (Resonant structure and Electronic circuit Modeling System - система моделирования резонансных структур и электронных цепей), которая позволяет достаточно точно имитировать акустические свойства реальных звучащих объектов, аналоговые "примочки" или акустику помещений. Потенциал новой технологии наиболее полно раскрывают такие эффекты, как Cabinet Resonator - имитатор звука гитарных комбиков, Amplifier Simulator - имитатор гитарного усилителя, или Mic Simulator - имитатор микрофона, который призван превращать недорогие динамические микрофоны в дорогие конденсаторные.

У портастудии четыре основных режима использования инсертных эффектов. Первый режим называется 1in2outx2. Он лучше всего подходит для записи вокала и гитар, и в нем доступно всего два процессора эффектов с моно входами и стерео выходами, которые можно установить в разрывы любых двух каналов микшера. В каждом из этих процессоров можно использовать цепочку из пяти эффектов одновременно. Второй режим имеет название 2in2outx2, и он оптимален при обработке стерео источников. Здесь вновь количество процессоров ограничено двумя, но зато можно применять к источникам звука пространственную и модуляционную стерео обработку. Третий режим - 1in1outx4 - подходит как для записи с четырех моно источников одновременно, так и для обработки четырех моно дорожек. Здесь становятся доступны четыре инсертных процессора, каждый из которых способен производить два эффекта одновременно. Пэтчи, используемые в этом режиме, содержат большей частью динамическую обработку, эквалайзеры и всякого рода спикосимуляторы. Последний режим называется 1in1outx8, и его стоит применять при обработке одновременно восьми источников звука, как при записи, так и при сведении - получаем в полное распоряжение восемь инсертных процессоров, каждый из которых может производить только один эффект.

Итак, я выбрал режим 1in2outx2, включил на работу с входом еще один канал микшера, развел в крайние положения панораму обоих выбранных каналов (выход инсертного процессора - стерео) и стал пролистывать гитарные мультиэффекты. В конце концов мой выбор пал на пэтч под названием Guitar Multi 3, в цепочке которого есть дисторшн, шумоподавитель, имитатор усилителя (AmpSim), имитатор акустических свойств комбика (CabRes) и линия задержки - с моей гитарой этот пэтч звучал довольно прилично. Среди остальных пэтчей, доступных в режиме 1in2outx2 и предназначенных для обработки гитары, можно встретить цепочки для работы на чистом звуке (компрессор - эквалайзер - имитатор усилителя - хорус/фленджер - стерео задержка); цепочки с модуляционными эффектами и задержками; имитаторы гитарных предусилителей (дисторшн - шумоподавитель - имитатор лампового эквалайзера - имитатор усилителя); эффекты смещения высоты тона (компрессор - параметрический эквалайзер - смещение высоты тона - задержка). Также есть два пэтча с эффектом вау-вау (вау-вау - дисторшн - шумоподавитель - задержка, вау-вау - компрессор - эквалайзер - хорус/фленджер - задержка). Особенностью этого эффекта является возможность управлять частотой среза фильтра как при помощи педали экспрессии, подключенной к соответствующему гнезду на передней панели D16, так и с помощью генератора низкой частоты.

Нажатие на поле названия пэтча привело меня на страницу редактирования последнего, на которой располагаются пять очень занятных пиктограммок (похожих на те, что показаны на рисунке 5), символизирующих отдельные эффекты пэтча. Нажатие на любую из пиктограмм приводило к появлению на дисплее страницы редактирования эффекта.

Рис. 5

Отключив задержку, шумоподавитель и имитатор комбика, я активизировал имитатор усилителя (чтобы гитара звучала более-менее естественно) и принялся изучать алгоритмы перегрузов. На странице редактирования дисторшна можно выбрать один из девяти вариантов звучания: Tube, Crunch, Scream, HotBox, HiGain, Valve, Crush, Scoop и Fuzz. Также можно установить уровень перегруза (Drive), поднять или убрать высокие частоты и выставить выходной уровень эффекта. Звучат перегрузы очень похоже на те, что зашиты в гитарных процессорах Korg, - несколько электронненько, но довольно бодро, особенно при средних положениях параметра Drive. Увеличение уровня перегруза усиливает "жужжание", но не добавляет плотности, и даже на экстремальных по замыслу разработчиков HiGain или Crunch вряд ли можно изображать Макса Кавальеру - рыка в нижней части диапазона гитары добиться просто невозможно. Но для гитаристов, играющих не слишком экстремальный рок, поп-рок или джаз-рок, встроенные в D 16 перегрузы могут оказаться полезными.

Следующий эффект, на который я обратил внимание, - это Cabinet Resonator. На соответствующей странице редактирования обнаружились всего два параметра: Type - размер и количество динамиков (1x8", 1x10", 1x12", 2x12", 4x10", 4x12") и Depth - глубина воздействия на обрабатываемый сигнал. Однако стоило мне его включить, как я тут же почувствовал себя будто рядом с гитарным комбиком - как достигается подобный эффект, сказать трудно, но результаты его работы впечатляют. Кстати, вместе с Amplifier Simulator (AmpSim) Cabinet Resonator позволяет в пределах одного перегруза достаточно сильно менять звучание, так что их стоит "порулить" при создании собственных вариантов гитарного звука.

После записи дорожек гитары я решил поэкспериментировать с вокалом. Подключив микрофон к первому входу портастудии, я сделал всю необходимую виртуальную коммутацию и выставил правильные уровни. Надо отметить, что D 16 имеет весьма качественные микрофонные предусилители: они выдают открытый прозрачный звук без слышимых искажений, разве только чуть-чуть завален самый низ - создается ощущение работы пологого обрезного фильтра. Режим использования инсертных процессоров я оставил прежним (1in2outx2) и занялся прослушиванием вокальных пэтчей, которых в текущем режиме было четыре.

Первый же вызванный пэтч произвел на меня очень хорошее впечатление. Его цепочка эффектов выглядит так: компрессор, эксайтер, смещение высоты тона и стерео задержка. Задержка была моментально выключена, а остальные эффекты подверглись тщательному исследованию. Компрессор имеет пять изменяемых параметров - степень сжатия (от 1:1 до 50:1 плюс жесткое лимитирование), пороговый уровень, время атаки и восстановления, выходной уровень. Но, несмотря на простоту управления, работает он очень прилично: при изменении порогового уровня звук начинает насыщаться и выравниваться, при этом наличие самого эффекта заметно лишь по небольшому падению уровня высоких частот. Но эксайтер, стоящий в цепочке следом за компрессором, моментально восстанавливает прозрачность. А эффект смещения высоты тона чуть-чуть расстраивает отобранный сигнал и накладывает его на оригинал - в результате звук получается еще плотнее. Задержка же при умелом употреблении способна немного растянуть звук в стереопанораме. В результате получается очень сочный голос, который не теряется даже в самых плотных миксах.

Два из трех оставшихся пэтчей также работают на удивление хорошо. Первый - Vocal Multi 2 - имеет цепочку из шумоподавителя, деэссера, четырехполосного параметрического эквалайзера, хоруса/фленджера и стерео задержки. Второй - Vocal Double - из компрессора, эксайтера, четырехполосного параметрического эквалайзера, хоруса/фленджера и задержки. Его лучше всего использовать на подпевках. А вот пэтч под названием Rock Vocal вызвал у меня некоторое удивление - от остальных он отличается отсутствием верхних и нижних частот. Я так и не понял, в каком из музыкальных направлений используют такой вокал. Также я не поленился найти эффект имитации студийного микрофона. Что-то он, конечно, в звуке меняет (причем непонятно, в какую сторону), но превратить дешевый микрофон в дорогой сможет вряд ли.

После записи вокала наступило время сведения. Сначала я отключил все инсертные эффекты и решил послушать дорожки как поодиночке, так и попарно. Нажатие кнопки Solo/Monitor и выбор закладки Monitor привели меня на страницу коммутации мониторинга. Здесь я активизировал режим солирования и перешел на страницу Solo, на которой располагаются виртуальные кнопки включения соло на каждом канале, всех трех посылах и возвратах со встроенных эффектов. Закончив с этим этапом, я отправился на страницу эквалайзера (вызывается кнопкой EQ/Phase) и слегка подправил звук на дорожках вокала и гитар.

Осталось только настроить эффекты в посыле-возврате. Нажатие кнопки Master Effect/Aux привело меня в нужное окно, где я сначала выбрал алгоритм реверберации, а затем на странице посылов на первый мастер-процессор (рис. 6) установил необходимые уровни для всех каналов. Кстати, мне очень понравилась Room реверберация D 16. Она, в отличие от большинства алгоритмов недорогих процессоров, полностью лишена неприятных металлических призвуков и обладает довольно мягким характером. Ранние отражения также у этого алгоритма вполне приличные - на заднем плане отчетливо ощущались стены, а при прослушивании только обработанного сигнала в последнем отлично разбиралось, что там пропевал голос, даже с низкими значениями уровня посыла канала. Алгоритмы Hall и Plate выполнены также неплохо, но, по моим ощущениям, они все-таки проигрывают "комнате" в реалистичности.

Рис. 6

Операцией, завершающей процесс работы над песней, было сведение всей песни на две виртуальные дорожки.

Резюме
Если честно - я влюбился в D 16 сразу и безоговорочно. Просто удивительно, что в такой маленькой коробочке помещается сразу так много хорошего звука! Портастудия очень аккуратно сделана и практически не имеет серьезных недостатков. Единственное, на что я бы посетовал, так это на отсутствие возможности назначать SPDIF вход на дополнительные каналы при сведении, а SPDIF выход - на внешний посыл. Если бы такая возможность была, то к портастудии можно было бы подключать процессоры эффектов с цифровыми входами и выходами. Также не радует отсутствие у устройства фантомного питания для микрофонов.

Таким образом, если вам требуется 16-канальный рекордер для домашней демонстрационной записи, вы не хотите связываться с компьютерными решениями, а также обладаете необходимой суммой денег, то я настоятельно рекомендую повнимательнее присмотреться к Korg D 16. Только не забудьте, что она требует обязательного наличия устройства для резервного копирования (например, SCSI Zip привода), иначе через месяц вы будете ломать голову, какие песни стирать с диска, а какие - оставлять. В принципе, на D 16 можно записывать и нечто большее, чем демо, - качество звука позволяет это делать совершенно спокойно, - но для полноценной работы ее собственными возможностями обойтись вряд ли удастся.

Korg D 16 1850$
A&T Trade

  Оценка статьи
Посещений: 22091 | Проголосовавших: 23 | Средняя оценка: 4.5

   

  Комментарии
04.10.05 16:52
Андрей
Я купил Corg D 16, Напишите пожалуйста где можно найти руководство пользавотеля на русском языке

04.12.05 03:11
Дмитрий Попов
http://... 1,29 Мбhttp://... 646 Кб

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу

РЕКЛАМА
Ledcentral- светодиодные светильники линейного типа с доставкой


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА