Начало
 
 


Автономные системы записи

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Roland VS 1680

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
январь 1999

Где-то я вычитал, что западные психологи всерьез делят людей на совместимых и не совместимых с компьютерами. Пускай Зигмунд Фрейд десять раз перевернется в гробу от таких утверждений, но похоже, что это правда. Иначе как объяснить, что люди до сих пор вертят разные блестящие ручки, а не поголовно щелкают кнопками мыши или стучат по клавиатуре. А производители выпускают все новые и новые изделия, которые призваны стать альтернативой компьютеру в самых различных областях человеческой деятельности.

Вот и фирма Roland удивила весь мир просто феноменальным успехом своей восьмиканальной системы записи VS 880, которая, по сути, является специализированным компьютером. А недавно появилась шестнадцатиканальная система Roland VS 1680, которая моментально стала хитом 1998 года и уже заслужила массу похвал от различных западных журналов. Следует отметить, что фирма Roland свои устройства серии VS называет "рабочими станциями" (workstation).

Вот из ит? Ит из воркстэйшн...
Что же это такое - рабочая станция? Все очень просто: фирма Roland довела идею портастудии - портативной студии - до своего логического завершения. То есть, пользователь получает все, что нужно для звукозаписи, в одной коробке и ему не надо думать ни о чем другом, кроме творчества. VS 1680 - это 16-канальная система записи на диск, плюс 26-канальный автоматизированный микшер, плюс четыре универсальных процессора эффектов. И все это втиснуто в очень компактный корпус со здоровенным жидкокристаллическим дисплеем. Добавьте сюда 24-разрядное представление данных при микшировании, возможность внутреннего сведения записанного и инструментарий для записи аудио CD (разумеется, для этого нужен внешний SCSI CD-R). Что еще нужно в небольшой студии? Только музыкальные инструменты, микрофоны и контрольная акустика...

 
Roland VS 1680  
   

Разумеется, такой подход к комплектации студии не лишен недостатков. Какую бы развитую внутреннюю архитектуру не имела рабочая станция, вы завязаны на ограниченный набор готовых схем коммутации, определенное звучание процессоров, вынуждены выполнять необходимую последовательность операций без возможности оптимизации процесса. Однако очевидны и преимущества: при малом бюджете на первое место выходит соотношение цена/возможности, а по этому показателю рабочая станция далеко обходит любые системы, собранные из отдельных компонентов. Коммерческий успех Roland VS 880 - яркое тому подтверждение.

Знакомство
Мне давно хотелось попробовать одну из станций производства Roland - среди музыкантов они пользуются хорошей репутацией. Наконец, VS 1680 была предоставлена на испытание, а с ней и 2,5-дюймовый жесткий диск (такие диски используются в ноутбуках) Roland HDP 88-2100 с двумя демонстрационными песнями специально для VS 1680. Эти жесткие диски отличаются от прочих низким собственным уровнем шума и высоким быстродействием. В руководстве пользователя сказано, что если вы хотите получить заявленное количество дорожек, то следует пользоваться только таким жестким диском.

Распаковав устройство, я отвинтил крышку на его дне и вставил в специальные слоты две платы VS8F2, с двумя универсальными процессорами эффектов на каждой. Такую же операцию я проделал с крышкой на передней панели и "зарядил" VS 1680 винчестером. Надо сказать, что меня снабдили и специальным адаптером HDP88-DLE, с помощью которого любой 2,5-дюймовый жесткий диск устанавливается в станцию. Однако он не понадобился - жесткий диск Roland уже был упакован в подобный адаптер, поэтому вся процедура подготовки к первому включению заняла около пяти минут.

Затем я приступил к коммутации. На задней панели станции находятся девять аналоговых входов: два симметричных, на разъемах XLR, с фантомным питанием для микрофонов (выключатель фантомного питания расположен рядом с входами), шесть симметричных на джеках и несимметричный вход на джеке для подключения гитары. Все восемь симметричных входов имеют регуляторы чувствительности. Гитарный вход дублирует вход 8 - можно подключаться либо к одному, либо к другому. То есть, станция позволяет работать с восемью монофоническими внешними источниками сигнала одновременно. Немного левее секции входов расположены четыре стерео выхода на разъемах RCA (мастер выход, два стерео посыла и мониторный выход) и стерео выход на наушники (джек). На всех входах стоят 20-разрядные преобразователи с 64-кратной передискретизацией. На выходах тоже используются 20-разрядные преобразователи, но со 128-кратной передискретизацией.

Задняя панель

Помимо аналоговых, станция имеет оптический (Toslink) и электрический (RCA) цифровые входы и выходы. Цифровой вход можно использовать либо один, либо другой. Зато сигнал поступает сразу и на оптический и на электрический цифровые выходы. Для подключения внешних SCSI устройств в наличии имеется соответствующий 25-контактный разъем. Прямо под ним расположены MIDI вход и выход. Есть и вход для педального переключателя.

Я подключил к соответствующему выходу усилитель с контрольными мониторами (пришлось паять новые кабели RCA-джек), в гитарный вход включил инструмент, а к обычным входам подключил синтезатор. После этого нажал кнопку включения питания...

Секунд десять ничего не происходило. Я уже полез было проверять питание, когда станция ожила и синим цветом загорелся большой (320 х 240 точек) жидкокристаллический дисплей. Появились сообщения об инициализации жесткого диска, настройке процессоров эффектов, а еще через некоторое время появилось рабочее окно первой демонстрационной песни. Информация на дисплее оказалась весьма прозрачной: в верхней части окна расположились индикаторы уровня всех шестнадцати каналов и отдельные стерео индикаторы для мониторного и основного выходов, а нижняя часть окна была отведена под графическое представление аудиоданных на дорожках в виде горизонтальных полосок (как это похоже на компьютерные программы!). Недолго думая, я нажал на большую клавишу воспроизведения. Индикаторы тут же ожили, а полоски "поехали" влево, относительно курсора позиции песни. Несмотря на то, что демо представляло собой банальнейший мейнстрим, я с удовольствием дослушал его до конца. Устройство выдавало очень чистый красивый звук с плотным басом и искрящимися верхом. С первых же секунд звучания я обратил внимание на весьма качественную обработку. В общем, первое впечатление было очень приятным.

Рабочее окно

После прослушивания демонстрационной песни я принялся внимательно рассматривать органы управления станции. В секции микшера находятся двенадцать 60-мм фейдеров каналов и один мастер фейдер. Первые восемь фейдеров управляют моно каналами, а следующие четыре - стерео. С помощью кнопки Fader/Mute можно на фейдеры каналов назначать либо сигналы, поступающие со входов, либо сигналы, поступающие с дорожек. Причем выставленные уровни входных сигналов и сигналов, поступающих с дорожек, сохраняются при переключении между двумя режимами работы микшера. Таким образом, можно смешивать сигналы шестнадцати дорожек и восьми аналоговых входов. Всего получается 24 канала одновременного микширования.

Секция микшера

С помощью подсвеченных кнопок, находящихся над фейдерами, можно вывести на экран окна управления параметрами входных каналов и дорожек, назначить физические входы на определенные дорожки, настроить дорожки в режим записи, воспроизведения или вообще заглушить. Выше этих кнопок расположены регуляторы чувствительности входов с индикаторами перегрузки и две ручки уровня громкости в мониторном канале и в наушниках. Есть еще несколько специальных кнопок, но о них чуть позже.

В секции управления записью и воспроизведением кнопок не меньше, чем в секции микшера. Прямо под дисплеем находятся шесть функциональных клавиш F1-F6. На экране всегда присутствует информация о том, какая клавиша какую функцию выполняет. Так как экран сравнительно небольшого размера, а функций много, предусмотрена кнопка Page (Страница), которая меняет назначения этих клавиш. Правее есть еще одна кнопка - Display, которая, чаще всего, используется для возвращения к рабочему окну песни.

Секция управления записью и воспроизведением

Следующие три ряда кнопок позволяют работать с маркерами и локаторами (подробности позже). Еще ниже расположены большие клавиши управления "лентопротяжным механизмом". Правее дисплея есть кнопки управления курсором, колесо Time/Value для ввода значений параметров, кнопки Enter (Ввод) и Exit (Выход), которые используются практически в любых операциях.

Вообще, внешне рабочая станция производит впечатление добротно сделанного устройства. Фейдеры секции микшера имеют очень плавный ход. Кнопки нажимаются с некоторым усилием, что страхует от случайных нажатий. Подсветка дисплея и кнопок (при выполнении операций кнопки меняют цвет) позволяет работать даже в полной темноте. В общем, знакомство произошло, и было оно приятным.

Первая запись
Разумеется, после прослушивания демо я сразу же захотел записать несколько дорожек. Вооружившись руководством пользователя, я приступил к изучению приемов работы с устройством. Больше всего меня позабавила процедура выключения станции. Для выполнения команды Shutdown (Прекратить работу) необходимо проделать целых семь шагов. Но все остальное оказалось очень простым и понятным. Так что уже через несколько минут я отложил руководство и начал колдовать над станцией.

Работа над записью начинается с создания новой песни (Song). Пара нажатий функциональных кнопок - и на дисплей выводится соответствующее окно. В нем можно ввести название песни, выбрать частоту дискретизации (32, 44,1 или 48 кГц), режим записи (о нем немного позже), еще пару параметров. Следующие несколько нажатий кнопок - и на экране появляется движущаяся полоска, символизирующая выполнение операции. Через пару-тройку секунд на экране появляется пустое рабочее окно новой песни.

Теперь пару слов о режимах записи (Record Mode). Их всего шесть: Multi-Track Pro, Mastering, Multi-Track 1, Multi-Track 2, Live 1 и Live 2. Отличаются они объемом записываемой информации и, соответственно, разными степенями сжатия данных. Увы, в руководстве пользователя ни слова не сказано об использующихся алгоритмах сжатия (да и о том, что сжатие используется - тоже ни слова). Зато приводится таблица, показывающая время записи (в минутах) одной моно дорожки на жесткий диск объемом 2,1 Гбайт.

Время записи в разных режимах

Только в режиме Mastering используется 16-разрядная запись без сжатия (одна минута монофонической записи с частотой 44,1 кГц и разрядностью 16 бит занимает на диске примерно 5 Мбайт). Остальные режимы используют ту или иную степень сжатия. Например, Multi-Track 1 сжимает данные с коэффициентом 2:1, а в режиме Live 2 используется сжатие 4:1. При этом, в режиме Mastering (запись без сжатия) доступны всего восемь дорожек. Шестнадцать дорожек станция предоставляет только в режимах со сжатием.

Насколько я понял, разница между режимами MT Pro и MT 1 состоит в том, что в режиме MT Pro используется 24-разрядная запись, но сжатие данных с коэффициентом 4:1. В руководстве пользователя сказано (перевожу дословно), что "MT Pro обеспечивает совместимость с оборудованием профессионального качества - процессорами эффектов, цифровыми микшерами и т. д. Цифровой звук может быть обработан внешними устройствами во время воспроизведения или передан на внешнее устройство и возвращен обратно".

Забегая немного вперед, скажу, что в режимах MT Pro и MT 1 отличить запись от оригинального звука вообще невозможно, несмотря на сжатие данных. Как я не пытался вслушиваться - ничего так и не смог обнаружить (слушал я все в наушниках AKG K 270). А вот в остальных режимах со сжатием изменения в звуке становятся слышны - появляется хорошо различимый цифровой шум. По-моему мнению, качество записи в режимах MT 1 и MT Pro вполне приемлемо. Если человеку не сказать, что в записи применяется сжатие, он, скорее всего, ничего и не заметит (судя по руководству пользователя, именно так и поступает Roland в данном случае).

Итак, после создания новой песни нужно настроить вход, к которому подключен музыкальный инструмент или микрофон. Для этого нажимается соответствующая кнопка и на дисплей выводится окно обработки входа. В нем присутствуют виртуальные регуляторы аттенюатора, фейдера уровня входного сигнала, двухполосного полностью параметрического эквалайзера (VS 1680 позволяет использовать 16 трехполосных или 24 двухполосных эквалайзера, и если выбирается трехполосная эквализация, то входной сигнал откорректировать нельзя), виртуальные переключатели полярности, разрыва, заглушения и солирования канала, а также секции четырех посылов на внутренние процессоры с регулировкой уровня и панорамы. Для изменения любого параметра нужно подвести к нему курсор с помощью соответствующих кнопок и повернуть колесо ввода данных.

Я взял гитару, включил в разрыв канала один из четырех процессоров эффектов, выбрал один из гитарных пресетов (подробности о процессорах далее), отрегулировал уровень и панораму, и придумал незамысловатый ход, который должен был стать основой будущей композиции.

Следующим шагом стало назначение входного канала на одну из дорожек. Эта операция делается просто. Сначала нужно нажать и удерживать кнопку статуса дорожки. При этом на дисплее появляется схема связей входов и дорожек Input Assign (Назначение входов), на которой легко можно увидеть, куда направляется сигнал с каждого из входов. Для назначения на дорожку одного из входов, нужно во время удержания кнопки статуса дорожки нажать соответствующую кнопку выбора входа. Вся операция занимает от силы десять секунд. Я назначил свою обработанную процессором гитару на первую дорожку. Еще пара нажатий на кнопку статуса дорожки - и она начинает мигать красным светом. При этом оживает индикатор уровня записи. Все готово.

Назначение входного канала на дорожку

После нажатия кнопки записи, а следом за ней - кнопки воспроизведения, я сыграл четыре такта будущей композиции. Остановил запись, "перемотал" к началу, послушал. Все вроде бы хорошо. После этого я записал вторую дорожку, продублировав партию и развел обе дорожки по краям панорамы. Кстати говоря, в VS 1680 очень удобно реализована функция отмены, с возможностью возврата. Неудачный дубль - нажимаем кнопку Undo, и все. Но если окажется, что дубль все-таки был удачным, то можно всегда его вернуть. Кроме этого, можно записывать дубли на виртуальные дорожки. Каждая физическая дорожка может содержать 16 виртуальных. Во время воспроизведения можно выбрать один из 16 вариантов дорожки и послушать его.

После записи дорожек аккомпанемента я решил набросать соло. Но его предстояло еще сочинить. Поэтому я решил воспользоваться функцией кольцевания фрагмента, как привык это делать на компьютере. Почитав руководство пользователя, я смело установил две позиции локатора (всего в распоряжении 64 позиции). При этом я вывел на экран рисунок формы волны моей записи и воспользовался колесом ввода данных для установки точной позиции курсора. После этого нажал кнопку Loop (Петля) и запустил воспроизведение. Здесь меня ждало некоторое разочарование. Станции требуется некоторое время для того, чтобы вернуться к началу отмеченного фрагмента. То есть, непрерывного воспроизведения петли не получается. Правда, я через некоторое время приноровился к небольшой паузе и придумал-таки соло.

Но записал я всего четыре такта, а соло получилось на восемь. Пришло время осваивать операции редактирования. Покопавшись в руководстве, я быстро понял, как все это проделывается. Станция имеет два режима редактирования: редактирование дорожек и редактирование фраз. В первом режиме можно удалять, перемещать, копировать, вырезать и вставлять произвольные фрагменты дорожек. Кроме этого, можно изменять длительность воспроизведения фрагментов дорожки без изменения высоты тона. Разумеется, каждой дорожке можно присваивать и имя собственное. Фраза - это фрагмент дорожки, у которого указаны точки начала и окончания. С фразами очень удобно работать, когда вы точно знаете темп композиции в bpm (например, при работе с секвенсором). VS 1680 позволяет выставлять темп в bpm, а счетчик "ленты", наряду с обычным форматом, показывает время в формате такты/ четверти/ импульсы. Можно установить режим квантизации фразы - и операции редактирования заметно упрощаются. Кроме этого, у фразы можно установить ключевую точку (From), относительно которой и будет производиться квантизация.

Любая операция редактирования начинается с вызова на экран соответствующего окошка, в котором надо указать позиции начала и конца фрагмента, и позиции начала нового положения, если производится перемещение или копирование. Правда, при этом невозможно прослушать выделенный фрагмент, так что время приходится расставлять по памяти. Позицию можно выставить с точностью до сотой кадра SMPTE (1/3000 сек.), чего более чем достаточно для точного редактирования. Если вы записывали и виртуальные дорожки, то из нескольких дублей можете легко собрать окончательный вариант звучания трека. Разумеется, можно перемещать и копировать фрагменты записи с дорожки на дорожку (в том числе и на виртуальные). То есть, набор функций редактирования достаточно развит и композицию легко можно "собрать" из произвольных кусков.

Окно монтажного редактирования

Проделав пару незамысловатых операций, я удалил участок с тишиной в начале и два раза скопировал четыре такта аккомпанемента. В результате, у меня получилось 12 тактов. После этого было записано соло. На первый раз я решил остановиться и попробовать свести получившийся фрагмент.

Нажатие кнопки редактирования канала вывело на экран окно, в котором сосредоточены все органы управления эквализацией, обработкой, уровнем и панорамой канала. Оно очень похоже на окно обработки входа и все принципы редактирования параметров точно такие же. Я очень быстро "повесил" на все дорожки реверберацию, а в разрыв канала соло-гитары установил линию задержки. Первая запись была завершена.

Статическая автоматизация
VS 1680 может сохранять все настройки микшера двумя способами: в виде сцен и в виде шаблонов EZ Routing (EZ - сокращение от easy - легкий, а routing - это маршрутизация). Сцена позволяет запоминать текущие положения фейдеров и регуляторов (уровень, панорама, эквалайзер, посылы на эффекты), настройки процессоров эффектов, настройки входных каналов и т. д. Сценами очень удобно пользоваться при сведении, когда вы сделали один вариант микса и хотите попробовать сделать другой, например, с иными алгоритмами обработки. Всего есть восемь сцен и процесс запоминания каждой из них чрезвычайно прост: достаточно нажать две специальных кнопки. Точно также просто и оперативно сцена вызывается из памяти. Причем, можно восстановить ее как в полном виде, так и без значений положений фейдеров каналов. В последнем случае станция воспользуется текущими положениями фейдеров. К сожалению, сцены невозможно менять во время воспроизведения - его обязательно нужно останавливать.

EZ Routing - это система сохранения коммутационных настроек микшера. Ей очень удобно пользоваться для запоминания наиболее часто употребляемых схем коммутации. Например, вы чаще всего используете гитару для записи первых двух дорожек, при этом в разрыв входного канала устанавливается процессор эффектов с одним из гитарных алгоритмов. Затем вы подключаете бас и используете другие алгоритмы процессора эффектов. Так вот, для того, чтобы каждый раз не мучаться с перенастройкой процессора, назначением дорожек и т. д., можно написать два шаблона EZ Routing, которые вызываются "легким движением руки" и существенно экономят время.

В распоряжении есть 29 паттернов, куда можно записать собственные настройки. Программирование коммутации возможно двумя методами: создание шаблона целиком или пошаговое программирование настроек в режиме диалога. Последняя функция имеет три варианта: настройки для записи, для микширования или для перезаписи дорожек.

Если вы выбрали создание шаблона целиком, то на экран выводятся таблицы настройки входов, назначения дорожек, настройки процессоров и глобальных установок (количество полос эквализации, источник для мониторного выхода, состояние разрывов основных выходов и т. д.). Таблицы переключаются при помощи функциональных кнопок. Процесс создания шаблона прост: вы подводите курсор в нужную ячейку таблицы и крутите колесо ввода данных. Информация в таблицах достаточно прозрачна и если вы представляете себе структуру микшера VS 1680 (она есть в руководстве пользователя), то шаблон создается очень быстро. Для его вызова достаточно нажать кнопку EZ Routing и выбрать необходимый вариант.

Таблица настройки

Но чаще всего бывает, что глобальная схема коммутации вам не нужна. Например, вы хотите создать шаблон, который будет использоваться только во время записи. Для этого можно воспользоваться диалоговым режимом программирования, который более удобен и не требует особых умственных усилий. Если вы устанавливали на компьютер программное обеспечение, то диалоги создания шаблонов покажутся вам очень похожими на мастера установки приложений и оборудования Windows.

Динамическая автоматизация
Как и большинство других цифровых пультов, микшер VS 1680 имеет возможность не только запоминать положения всех органов управления в сцены и шаблоны EZ Routing, но и записывать изменения параметров прямо в песню для последующего воспроизведения. Таким манером очень удобно создавать всевозможные "наплывы" дорожек, общее плавное увеличение/ уменьшение уровней, играть панорамой, менять пресеты процессоров эффектов и уровни посылов-возвратов. Увы, фейдеры станции не моторизованы, что вызывает некоторое неудобство. Но положение фейдера и его числовое значение выводятся на дисплее, поэтому всегда можно точно выставить нужное положение - это почти полностью компенсирует отсутствие у фейдеров "моторчиков".

VS 1680 имеет три режима записи динамической автоматизации. Первый называется Snapshot (Моментальный снимок). В этом режиме вы устанавливаете курсор позиции песни в нужное место и путем нажатия нескольких кнопок фиксируете положение органов управления выбранных дорожек. Второй режим - Gradation (Постепенный переход) - позволяет выставить два маркера (всего в распоряжении есть 1000 маркеров, чего более чем достаточно для создания самых хитрых схем автоматизации) и указать начальное и конечное значения записываемого параметра. Станция создает плавный линейный переход между двумя значениями во время воспроизведения. Третий режим называется Realtime (Реальное время). В этом режиме записываются перемещения фейдеров микшера. Так как станция не имеет физических органов управления для панорамы, уровней посыла и т. д., в реальном времени можно записать только изменения уровня сигнала каналов и основных выходов.

Все операции автоматизации достаточно просто управляются. На панели секции микшера есть кнопка Automix, которая активизирует режим записи автоматического микширования или воспроизведения данных автоматизации (текущий режим показывается лампочкой). То есть, вы всегда очень быстро можете отключить режим автоматизации и работать "вручную". Маркеры выставляются тоже очень быстро. Кстати говоря, маркеры можно использовать и вместо локаторов для закольцовывания фрагмента - это тоже удобно.

Процессоры эффектов
Очень большим достоинством VS 1680 является наличие возможности установки двух плат VS8F2, каждая из которых имеет по два независимых 24-разрядных стереофонических процессора эффектов, базирующихся на COSM технологии - собственной разработке фирмы Roland. Прелесть внутренних процессоров заключается не только в отличном звуке, но и в возможности запоминания конфигурации процессоров в песне. То есть, возвращаясь к работе, не нужно судорожно вспоминать, что за пресет вы использовали в прошлый раз. А при помощи динамической автоматизации можно переключать пресеты прямо во время воспроизведения. Это действительно удобно.

Каждый процессор платы имеет по 34 алгоритма, в том числе реверберация и реверберация с гейтом, полный набор эффектов, построенных на задержке и модуляции задержанного сигнала, всевозможные сдвиги высоты тона, вокодер, эффект Лесли, Lo-Fi процессор, динамическая обработка (компрессор, лимитер, шумоподавитель по типу денойзера), 10-полосный графический и 4-полосный параметрический эквалайзеры, имитатор микрофона (вариант спикосимулятора). В число алгоритмов входят и мультиэффекты для обработки вокала и гитары. На базе этих алгоритмов реализовано 210 пресетных и 200 пользовательских пэтчей. То есть, пользователь получает всю мыслимую обработку для полноценной работы.

Как уже говорилось ранее, качество обработки высокое. Ревербератор выдает сочный, густой шлейф, который очень хорошо создает иллюзию помещения. Кстати, один из параметров настройки так и называется Room Size (Размер комнаты). Эффекты, основанные на задержке и модуляции (линия задержки, хорус, фленджер, фейзер), имеют очень сочный звук и даже при глубокой модуляции звучат естественно. Динамическая обработка очень аккуратная - при больших степенях компрессии ее присутствие практически незаметно. Также хорошо работают и остальные эффекты.

Отдельно хочется остановиться на гитарных алгоритмах. Дело в том, что в домашних условиях (а именно в домашние студии в большинстве случаев покупаются подобные устройства) довольно тяжело полноценно записывать гитару. Поэтому чаще всего ее подключают прямо в пульт через специализированные процессоры или спикосимуляторы/ директ-боксы. Наличие в процессорах VS 1680 гитарных алгоритмов может стать настоящей находкой. Самой удачной "примочкой" в станции является спикосимулятор (Guitar Amp Simulator) - он работает очень достойно и позволяет записывать гитару прямо в пульт с приличным результатом. В цепочках мультиэффектов есть и три вида перегрузов: Metal, Distortion и OverDrive. Нельзя сказать, что они выдающиеся, но их вполне можно сравнить с педалями типа Sans Amp - характер звука несколько синтетический, но зато плотный и насыщенный. Во всех гитарных алгоритмах присутствуют также автовау, компрессор, шумоподавитель, фленджер, линия задержки и спикосимулятор (он гораздо слабее спикосимулятора, который реализован отдельно).

Гитарный мультиэффект

Еще хочется выделить алгоритм под названием Vocal Multi. Его очень хорошо использовать как при записи (в разрыве входного канала), так и при последующей обработке вокала. Цепочка эффектов этого алгоритма такова: шумоподавитель, лимитер/ деэссер, энхансер, эквалайзер, сдвиг высоты тона, линия задержки и хорус. Результат работы этого алгоритма, даже с недорогими микрофонами, получается очень достойный.

SCSI и резервное копирование
VS 1680 может работать с семью внешними SCSI устройствами одновременно. В качестве последних могут выступать жесткие диски, дисководы Jaz/Zip, внешние магнитооптические накопители и привод CD-R производства Roland (приводы других производителей не подходят). Сразу после включения станции инициализируются все SCSI устройства, о чем на экран выводится соответствующая надпись.

После инициализации SCSI устройства его требуется отформатировать. После этой операции вы не можете использовать винчестер или Jaz/Zip диск с другими устройствами (например, компьютером). Есть и еще одно ограничение - диск должен быть разбит на разделы (Partition) в 500, 1000 или 2000 Мб. Объем данных песни (Song) не может превышать размер раздела. Если используется Zip диск объемом 100 Мб или магнитооптический диск 230 Мб, то при форматировании размер раздела может быть любым - станция автоматически отведет под раздел все свободное пространство.

К сожалению, VS 1680 нельзя соединить посредством SCSI интерфейса с компьютером - последний просто не "видит" жесткие диски станции. Однако ходят слухи, что уже где-то есть программа, которая позволяет передавать данные с VS 880 на жесткий диск компьютера, переводить их в формат WAV и после обработки возвращать обратно. Более подробно об этой программе ничего не известно - пока ее никто не видел. Теоретически, следует ожидать и нечто подобное для VS 1680.

Диски с большим временем доступа (Zip, Jaz, магнитооптика) нельзя использовать для записи - они подходят только для архивации данных. Но, по большому счету, нет особого смысла покупать SCSI жесткий диск, если у вас уже установлен внутренний IDE диск - для работы его вполне достаточно. Нужно иметь только средство для архивации данных. Устройства типа Jomega Zip очень хорошо подходят для этой роли - стоят они сравнительно недорого. А если объем данных песни превышает 100 Мб, ее всегда можно заархивировать на несколько Zip-дисков (для этого есть специальная функция).

Если вы приобретаете специальный привод CD-R для записи аудио CD (о записи компакт-дисков - см. далее), то вам не нужно никакое другое средство резервного копирования. Станция позволяет архивировать данные на диске CD-R. Как и все остальные, такой диск не будет читаться компьютером и любыми другими устройства - Roland использует несовместимую ни с чем файловую систему. Кроме этого, данные можно архивировать и на DAT магнитофон.

Работа в MIDI системе
Станция может работать в MIDI системе как в качестве ведущего, так и в качестве ведомого устройства. Поддерживается синхронизация как посредством MTC (MIDI Time Code), так и посредством MIDI Clock. Помимо этого, поддерживается управление посредством MMC (MIDI Machine Control). Кстати говоря, в руководстве пользователя утверждается, что VS 1680 может терять синхронизацию при работе под управлением компьютерного секвенсора. Но c компьютером P233 MMX с 96 Мб памяти и звуковой платой Apex в качестве MIDI интерфейса станция отлично синхронизировалась посредством MTC и с Cakewalk, и c Cubase.

Для того, чтобы можно было использовать VS 1680 в качестве ведомого при синхронизации посредством MIDI Clock, требуется прописывать специальную скрытую семнадцатую синхродорожку. После ее записи можно задать изменения темпа на отдельных участках композиции (если секвенсор поддерживает Song Position Pointer).

При работе станции в качестве ведущего устройства и синхронизации посредством MIDI Clock, можно составить карту темпа (Tempo Map) и также задать изменения темпа на отдельных участках композиции - разумеется, секвенсор для выполнения синхронного изменения темпа должен поддерживать SPP.

При совместной работе с секвенсором учтите, что VS 1680 может управляться посредством MIDI Machine Control. То есть, станция будет дублировать команды воспроизведения, остановки и перемотки, которые вы даете секвенсору. Такой режим работы более удобен, чем простая синхронизация.

Все изменения параметров секции микшера станции сопровождаются генерацией соответствующих MIDI сообщений. Если вы запишите эти сообщения в секвенсор, то при проигрывании станция повторит все действия (разумеется, она должна быть настроена на прием MIDI сообщений). Кроме того, по MIDI можно переключать сцены (с остановкой воспроизведения) и менять пресеты процессоров эффектов. Кстати, если вы работаете в Cakewalk, то можете сделать панель управления станцией по типу уже готовой панели для VS 880 и прямо из окна программы управлять микшированием и эквализацией.

А если у вас в компьютере стоит восьмиканальный аудиоинтерфейс, то, купив VS 1680, вы легко получаете 24 физических канала на сведение. Для этого выходы интерфейса подключаются к восьми входам станции. Используя же MIDI Machine Control, вы совершенно спокойно можете запихнуть станцию под стол и управлять ею из секвенсора.

Запись аудио CD
VS 1680 имеет весь необходимый инструментарий для записи аудио компакт-дисков. Правда, никак нельзя распечатать PQ лист. Так что, если вы собираетесь отправлять диск на завод, вам придется "снять" записанный диск при помощи любой мастеринговой компьютерной программы, еще раз составить TOC и записать еще одну матрицу (но уже на компьютере) и оттуда же распечатать PQ лист.

Перед тем, как записывать диск, требуется обязательно пересвести композиции на две любые свободные дорожки (можно и на виртуальные). Так как станция позволяет записывать диски двумя методами - дорожка-за-раз и диск-за-раз - сведенный материал не обязательно скидывать в отдельную песню. Правда, есть важное требование - на внутреннем IDE диске (CD может быть записан только с него) должно быть достаточно свободного места для создания образа диска (Image data). Есть и еще одно ограничение - песни, которые планируется записывать на аудио CD, должны быть записаны только с частотой 44,1 кГц. Для достижения высокого качества, Roland рекомендует при записи песни пользоваться только режимами Mastering, MT Pro и MT 1.

Сам процесс подготовки уже сведенного материала к записи матрицы очень прост: нужно указать лишь дорожки, которые будут использоваться в качестве источника, и решить, нужно ли фиксировать диск (Finalize). Если вы на диск еще будете что-нибудь дописывать, то фиксировать его не надо. Если же вы хотите записать диск целиком, то предварительно весь материал копируется в одну песню, расставляются маркеры начала песен и дается команда закрытия диска. После подготовки путем нажатия пары кнопок запускается процесс записи. Все исключительно просто и понятно.

Заключение
За две недели, отпущенные мне на тестирование, я гонял VS 1680 и так, и эдак - все искал, к чему бы придраться. Но практически не нашел ничего серьезного (то, что нашел - указано в недостатках далее). Станция работает отлично. В результате, я проникся к этому устройству большой симпатией. Меня мучил лишь вопрос цены. Однако когда я прикинул стоимость компьютерной системы, имеющей такие же функциональные возможности, то выяснилось, что она... больше! И даже если не учитывать стоимость программного обеспечения, все равно получается, что компьютер, плюс многоканальный интерфейс с восемью входами, плюс приличный аналоговый микшер стоят как минимум столько же. И это только в том случае, если вы используете программную обработку, а интерфейс вам нужен для одновременного ввода восьми независимых каналов. Так что можно сказать, что у VS 1680 просто феноменальный показатель цена/возможности. Кроме этого, компьютер, как ни крути, требует от пользователя довольно высокой квалификации - со станцией же можно научиться работать гораздо быстрее (я уже вовсю записывался через час после распаковки устройства).

Короче говоря, VS 1680 можно смело рекомендовать всем желающим иметь под рукой хороший записывающий аппарат. Станцию можно спокойно использовать и в коммерческих студиях, если выкинуть из головы предрассудки о "несолидности" внешнего вида. Ну а если вы действительно хотите получить очень серьезный записывающий аппарат, то, как уже говорилось ранее, используйте Roland вместе с компьютером, который оснащен восьмиканальным аудиоинтерфейсом. 24 канала на сведение - это вам не шутки!

Достоинства: отличный звук, развитые возможности редактирования, наличие четырех интегрированных процессоров эффектов, автоматизированное сведение, возможность работать по замкнутому циклу и (при наличии рекордера) получать на выходе матрицу CD-R, большой дисплей.

Недостатки: небольшая задержка для "перемотки" при воспроизведении в режиме петли, отсутствие возможности прослушивания выделенного фрагмента во время операций редактирования, невозможность вызова сцен во время воспроизведения.

Roland VS 1680 (жесткий диск, две платы эффектов) 2550$
Roland VS8F2 280$
Roland VS-CDR-S2 700$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи
Посещений: 29820 | Проголосовавших: 49 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии
03.07.03 22:09
serge
все чудесно.... а где совместимость с простой студией на PC? Я за 2000$ имею возможностей гораздо больше. Удачи!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА