|
|
|
Компьютерные системы
с микрофонными предусилителями |
Что нужно для создания небольшой компьютерной демо-студии? Кроме музыкальных инструментов (например, гитары и синтезатора), разумеется, сам компьютер со звуковым интерфейсом, один-два микрофона, компрессор, небольшой микшер и контрольная акустика. С помощью такого оборудования можно записать очень приличное демо или пуститься в захватывающие звуковые эксперименты.
Но в большинстве случаев в такой студии отдельный микшер не совсем рентабелен, особенно, если одновременно записываются только два канала и материал сводится программно. Дело в том, что при работе с компьютером эквалайзеры микшера и его посылы на обработку обычно не используются, а количество действительно необходимых входов ограничивается четырьмя-шестью, причем только два из них должны иметь микрофонные предусилители. Зато очень нужна альтернативная шина микширования (подгруппа), чтобы иметь возможность направлять сигнал в нужное место без лишнего переключения кабелей, и, желательно, - разрывы микрофонных каналов для подключения компрессора. Но, к несчастью, дешевые микшеры с парой микрофонных предусилителей и четырьмя-шестью входами не имеют ни разрывов, ни альтернативной шины. Вот и приходится покупать более дорогие пульты, которые в результате используются на треть своих возможностей.
А можно ли обойтись вообще без микшера? Если звуковой интерфейс имеет как минимум четыре входа, на двух из которых установлены качественные микрофонные предусилители с фантомным питанием, а также есть отдельный выход на наушники, то можно. В этом случае будет куда подключить синтезатор, сигнал с которого можно либо смешать с выходным аудио сигналом, либо записать на аудио дорожки. Также к такому интерфейсу можно будет подключить один или два приличных микрофона и наушники для мониторинга.
Как это ни странно, до недавнего времени производители не очень-то баловали нас подобными системами. А точнее, не баловали совсем, ведь даже такие неплохие разработки как Yamaha DSP Factory (интерфейс AX 44) и Emu APS не могли похвастаться качественными микрофонными предусилителями, сравнимыми хотя бы с предусилителями очень распространенных микшеров Mackie и Behringer. Кроме того, идея расположить коммутационные блоки в отсеках системного блока компьютера лично у меня не вызывает особого энтузиазма. Мне кажется, это неудобно (из-за кабелей затрудняется доступ к CD-ROM и дисководу) и некрасиво.
И вот недавно сразу четыре производителя представили компьютерные интерфейсы, имеющие хорошие микрофонные предусилители и достаточное количество входов и выходов. Это системы Aark Direct Pro фирмы Aardvark, Mona фирмы Echo, USB Studio D фирмы Swissonic и SoloEX фирмы SeaSound. Aark Direct Pro и Mona имеют всего по четыре универсальных аналоговых входа с микрофонными предусилителями плюс цифровые входы. То есть микшеры они могут заменить лишь в том случае, когда в дополнение к микрофонам используется только один аналоговый источник звука. Зато с их помощью можно записывать по четырем независимым каналам сразу с четырех микрофонов. А вот USB Studio D и SoloEX имеют уже практически полноценные микшеры.
Aardvark Aark Direct Pro 24/96
Direct Pro, как и большинство современных компьютерных многоканальных аудио интерфейсов, состоит из двух частей - PCI платы и выносного коммутационного блока, который соединяется с платой специальным кабелем. Как и прочие системы, Direct Pro способен осуществлять ввод и вывод звука по нескольким независимым каналам. Однако на этом сходство и заканчивается. Изюминкой системы является специальный программный микшер, работающий за счет имеющегося на плате 24-разрядного DSP с вычислительной мощностью 80 MIPS. У микшера на каждом из четырех входных каналов есть по компрессору и трехполосному эквалайзеру с полупараметрической регулировкой средних частот, а также имеется ревербератор в общем посыле-возврате.
|
|
|
|
|
|
На передней панели коммутационного блока расположены четыре аналоговых входа на комбинированных разъемах XLR/джек с микрофонными предусилителями (чувствительность входов регулируется программно). Там же есть кнопка включения фантомного питания и выход на наушники (джек). На задней панели блока находятся MIDI вход и выход, четыре симметричных выхода на джеках и еще два несимметричных выхода на разъемах RCA. На всех входах и выходах используются 24-разрядные преобразователи, поддерживающие частоту дискретизации до 96 кГц. Также система имеет на плате цифровые вход и выход формата SPDIF (электрические, разъемы RCA).
|
|
|
|
|
|
Программный микшер Aark Direct Pro (рис. 1) имеет четыре входных канала. Два из них постоянно настроены на работу с первой парой аналоговых входов, а еще два могут переключаться между второй парой аналоговых входов и цифровым SPDIF входом. Линейка каждого канала начинается с регулятора чувствительности и трех кнопок переключения диапазона действия регулятора. Далее следует секция компрессора с регуляторами порога срабатывания, степени компрессии, времени атаки и затухания, кнопками обхода и вызова пресетов. Ниже расположена секция эквалайзера с регуляторами уровня низких и высоких частот, полупараметрической регулировкой средних частот, а также кнопкой обхода и кнопкой вызова пресетов. Далее следуют фейдер, регулятор панорамы, кнопки солирования, заглушения, объединения двух каналов в стерео, регулятор посыла на ревербератор и кнопка записи возвращенного с него сигнала.
В мастер-секции находятся три фейдера уровня трех выходных стерео каналов с кнопками солирования, заглушения и регулятором посыла на ревербератор, два фейдера уровня мониторного канала так же с кнопками солирования и заглушения. Выше мастер-секции находятся органы управления ревербератором - регуляторы времени реверберации (Decay), степени рассеивания (Diffusion) и частоты среза обрезного фильтра высоких частот (Brightness), окошко выбора типа ранних отражений (Room Size), кнопки включения обхода и вызова пресетов. Есть у микшера и "коммутационная панель", вызываемая нажатием специальной кнопки. В окне Patch Bay (рис. 2) можно произвольно указать пути прохождения сигналов внутри системы.
Система поставляется с MME, ASIO и GSIF драйверами под Windows 95/98. К сожалению, GSIF драйвер не поддерживает GigaSampler, он способен работать только с программой GigaStudio. Также в комплект поставки входит программа Samplitude Basic.
Echo Mona
Если все остальные системы этого обзора не очень похожи на классические устройства ввода-вывода звука, то Mona - это обычный многоканальный интерфейс, оснащенный микрофонными и инструментальными предусилителями. Однако у нее есть простенький программный микшер, с помощью которого можно управлять мониторингом, и выход на наушники, так что систему Mona вполне можно использовать в небольшой демо-студии без внешнего микшера.
Mоnа состоит из двух частей - PCI платы и рэкового коммутационного блока высотой в одну единицу. Надо сказать, что система имеет самый длинный соединительный кабель из всех испытанных систем - 4 м, - так что коммутационный блок можно утащить достаточно далеко от компьютера. На задней панели рэкового блока находятся четыре аналоговых выхода на симметричных разъемах XLR (преобразователи 24-разрядные, поддерживается частота дискретизации до 96 кГц), которые дублируются несимметричными разъемами RCA, цифровые вход и выход формата SPDIF (электрические, разъемы RCA), цифровые оптические вход и выход, которые переключаются между форматами SPDIF (2 канала) и ADAT (8 каналов), вход и выход Word Clock, а также гнездо питания (220 В).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На передней панели коммутационного блока находятся четыре аналоговых входа на комбинированных разъемах XLR/джек с микрофонно-инструментальными предусилителями. На всех входах используются 24-разрядные преобразователи, поддерживающие частоту дискретизации до 96 кГц. Рядом с каждым входом есть регулятор чувствительности и кнопка Guitar со светодиодным индикатором, которая превращает вход в инструментальный. Левее входов расположены четыре 10-сегментных светодиодных индикатора уровней входных сигналов. Также на передней панели находятся кнопка питания, кнопка включения фантомного питания (обе со светодиодными индикаторами) и выход на наушники с регулятором громкости.
Система поставляется с многоканальными MME и ASIO драйверами под Windows 95/98. Также в комплект поставки входит программный микшер (рис. 3), утилита Echo Reporter, позволяющая проверить жесткие диски компьютера на предмет производительности работы с аудио приложениями и специальная версия программы Cool Edit Pro.
Swissonic USB Studio D
В отличие от всех остальных систем, представленных в этом обзоре, USB Studio D швейцарской фирмы Swissonic соединяется с компьютером не при помощи PCI платы, а через USB интерфейс. Причем если компьютера под рукой нет, то система может работать в качестве самого обыкновенного микшера. То есть ее скорее надо рассматривать как микшер, у которого помимо аналоговых и цифровых, есть USB вход и выход. Согласитесь, что решение довольно оригинальное...
У USB Studio D есть четыре аналоговых моно, пять аналоговых стерео и один стерео цифровой входной канал. Сигналы с них могут быть направлены на две шины - мониторную и записи, причем сигнал с цифрового входа перед направлением на одну из шин преобразуется в аналоговую форму (преобразователь 20-разрядный, поддерживаются частоты дискретизации 44,1 и 48 кГц). На мониторную шину можно направить и сигнал, поступающий через USB интерфейс (20-разрядный преобразователь) с компьютера. С шины записи сигнал можно направить на индивидуальный аналоговый выход, SPDIF выход или USB выход системы. В двух последних случаях сигнал преобразуется в цифровую форму при помощи 20-разрядных преобразователей. С мониторной шины сигнал поступает на три аналоговых выхода (главный, мониторный и выход на наушники), а также он может быть направлен на цифровой SPDIF выход.
|
|
|
|
|
|
USB Studio D имеет рэковый корпус высотой в одну единицу. На задней панели находятся два микрофонных входа на разъемах XLR с раздельными кнопками включения фантомного питания, переключения полярности и гнездами разрывов (трехконтактные джеки), два инструментальных входа (несимметричные джеки), стерео вход на несимметричных разъемах RCA, четыре стерео входа на трехконтактных джеках, три выхода на несимметричных разъемах RCA и цифровые SPDIF вход и выход, которые переключаются между оптическим и электрическим форматами - в наличии есть как разъемы RCA, так и разъемы Toslink. Также на задней панели расположено гнездо питания (220 В).
На передней панели системы находятся десять регуляторов уровня входных каналов (два микрофонных, два инструментальных, пять стерео и цифровой) с кнопками направления сигнала на шину записи, регулятор уровня сигнала, поступающего от компьютера через USB интерфейс, регулятор уровня шины записи с восьмисегментным индикатором, регулятор уровня цифрового выхода с кнопкой переключения частоты дискретизации (44,1/48 кГц) и кнопкой выбора источника сигнала (мониторная шина или шина записи), регулятор уровня мониторной шины с кнопкой заглушения, а также выход на наушники (с регулятором уровня).
Самое удивительное в этой системе то, что она поставляется вообще без каких-либо драйверов. При подключении ее через USB интерфейс к компьютеру, работающему под управлением операционных систем Windows 98, Windows 2000 или MacOS 9, происходит автоматическая установка стандартных драйверов операционной системы для "USB аудио устройства". И потом все работает без каких-либо дополнительных настроек. Сейчас на сайте Swissonic появился ASIO драйвер для Macintosh. Аналогичный драйвер под Windows обещается через некоторое время.
SeaSound SoloEX
Фирма SeaSound появилась на рынке совсем недавно - ее основал в 1998 году легендарный конструктор синтезаторов Tom Oberheim и SoloEX - ее первый продукт. Но надо сказать, что выглядит эта система совсем не "первым блином", - найдется очень мало компьютерных продуктов, которые были бы выполнены столь тщательно и аккуратно. По дизайну она скорее напоминает дорогие ламповые приборы обработки, чем что-то компьютерное.
SoloEX состоит из рэкового блока высотой две единицы, который соединяется с PCI платой при помощи специального кабеля (рэковый блок питается от компьютера). Как и у Swissonic USB Studio D, в рэковом блоке находится микшер, который смешивает сигналы в аналоговой форме, а итоговый микс преобразует в стерео цифровые данные и направляет в компьютер. У него также есть две шины микширования - мониторная и записи. Однако микшер у SoloEX гораздо слабее - он имеет только четыре основных аналоговых входа, два дополнительных аналоговых входа и вход сигнала, поступающего от компьютера. Зато эта система имеет MIDI интерфейс и электрический SPDIF интерфейс, который может использоваться совершенно независимо от микшера - то есть SoloEX имеет четыре канала ввода и четыре канала вывода звука плюс MIDI. Кроме того, аналоговый сигнал переводится в цифровую форму при помощи 24-разрядных преобразователей, поддерживающих частоту дискретизации от 8 до 96 кГц. На аналоговом выходе системы установлены преобразователи с теми же параметрами.
Рэковый блок на задней панели имеет два аналоговых линейных входа, два дополнительных (Aux) входа, главный и мониторный (Control Room) стерео выходы, два прямых выхода с предусилителей и разрывы предусилителей. Все входы и выходы выполнены на несимметричных джеках. Также на задней панели имеется полный набор MIDI разъемов (In, Out, Thru) и вход для педального переключателя. Пока этот вход не работает, но в скором времени фирма SeaSound обещает его оживить.
|
|
|
|
|
|
Передняя панель рэкового блока разбита на несколько секций. Слева находятся две секции предусилителей. В каждой из них есть по одному микрофонному входу на разъеме XLR и по одному инструментальному входу на несимметричном джеке. К сожалению, инструментальный и микрофонный входы одновременно использоваться не могут. У каждого предусилителя есть регулятор чувствительности (до разрыва), регулятор уровня (после разрыва), регулятор панорамы сигнала в мониторном канале и выключатель записи со светодиодным индикатором (который направляет сигнал на шину записи). Также имеется общий для обоих предусилителей выключатель фантомного питания.
В секции линейных входов находятся два регулятора уровня, два регулятора панорамы сигнала в мониторном канале и два выключателя записи с индикаторами. Правей этой секции находится индикатор уровня с кнопкой переключения мониторинга сигнала на входе или выходе и кнопкой включения режима задержки пиков. В самом верху есть два светодиода, показывающих наличие сигнала на MIDI входе и выходе.
Всю правую часть блока занимает мониторная секция. Здесь есть два регулятора уровня сигнала, поступающего с компьютера, два регулятора уровня сигнала, поступающего с шины записи, регуляторы уровня основного и мониторного (Control Room) выходов и два разъема на джеках для подключения наушников с раздельными регуляторами уровней.
В руководстве пользователя приводится схема коммутации небольшой демо-студии при помощи SoloEX. Согласно ей, к линейным входам системы подключается синтезатор, а к двум предусилителям - микрофоны или гитары. Сигналы со всех этих источников можно направить либо на мониторную секцию и далее - на акустические системы и мастер-выход, либо на основную шину микширования и далее - в компьютер, либо сразу на обе шины. Причем для каждого канала путь прохождения сигнала определяется совершенно независимо. В мониторной секции сигналы с основных входов смешиваются с сигналами, поступающими с компьютера и дополнительного входа, куда, например, можно подключить второй синтезатор или внешний магнитофон. Как видите, принцип работы с SoloEX мало чем отличается от работы с микшером, имеющим альтернативную шину микширования.
Система поставляется с MME и ASIO драйверами для Windows 95/98, драйверами для Macintosh и утилитой Solo-o-meter (рис. 4), которая имеет индикатор уровня и позволяет управлять маршрутизацией сигналов и частотой дискретизации. Также в комплект поставки входят программы Cubasis VST и ACID Rock для PC, и Cubasis AV для Mac.
Если возможностей системы маловато, то можно дополнительно купить специальный рэковый расширитель под названием Expander. Он имеет шесть независимых входов и шесть независимых выходов на джеках, на каждом из которых установлены 24-разрядные преобразователи, идентичные тем, что используются в основной системе. Можно производить запись и воспроизведение по шести независимым каналам. То есть вместе с SoloEX получается десять независимых каналов на вход и десять на выход (включая SPDIF).
Испытания
Испытания проходили следующим образом. Все системы по очереди устанавливались в компьютер с процессором Pentium III 450 МГц, 256 Мб оперативной памяти, двумя жесткими дисками IBM DTTA 371010 и видеоадаптером Matrox G400 (32 Мб). Первым делом я слушал, как системы воспроизводят звуковой материал (барабаны, басы, гитары, фортепиано и т. д.) из различных библиотек. В качестве эталона звучания, с которым непосредственно сравнивались системы, был выбран процессор TC Electronic M-One, который работал в качестве аналого-цифрового преобразователя (он был подключен к компьютеру через SPDIF интерфейс системы Pulsar II). Для контроля использовались акустические системы JBL 4208, Alesis Monitor One и наушники Sennheiser HD 600.
Закончив прослушивание, я подключал к системам микрофон Audio-Technica AT 4047/SV (конденсаторный, с большой мембраной) и записывал с каждой из систем дорожку акустической гитары и дорожку вокала в программе Cakewalk 9.02. Во время прослушивания получившегося материала в качестве эталона использовались дорожки, записанные через тот же микрофон, подключенный к микшеру Mackie 1402 VLZ, и оцифрованные при помощи все того же процессора TC Electronic M-One, работавшего в качестве преобразователя.
И в заключительной части испытаний я проводил измерения аналогового тракта систем при помощи программы SpectraLab. Для этого аналоговый выход соединялся с аналоговым входом, на выход посылался сигнал с генератора тестовых сигналов программы, а на входе устанавливался анализатор спектра, который показывал, что происходит с сигналом после цифро-аналогового и аналого-цифрового преобразования. То есть моделировалась ситуация записи любого источника звука и его последующего воспроизведения через аналоговые входы и выходы систем.
Итак, сначала общие впечатления обо всех системах. Во время испытаний они вели себя устойчиво, никаких проблем ни при установке их в компьютер, ни при работе не возникло. Компьютер, работающий под Windows 98, не завис ни разу. А установка Swissonic USB Studio D меня вообще поразила до глубины души - компьютер сам определил, что за устройство я прицепил к USB порту, сам установил все необходимые драйверы и даже перезагрузки не потребовал. Вот это я понимаю - настоящий Plug-n-Play!
Во время прослушивания систем на предмет воспроизведения файлов из разных звуковых библиотек меня ждал один сюрприз - Aark Direct Pro, Mona и SoloEX звучали настолько похоже, что я не отличил их друг от друга и от TC Electronic M-One. Все они выдавали очень резвый, открытый звук, с прозрачным верхом и хорошо читаемым низом. У всех систем в аналоговом тракте был очень низкий слышимый уровень шума. Выходы на наушники тоже меня весьма вдохновили - никакого ухудшения качества звучания я не заметил, а после выключения фонограммы в наушниках устанавливалась полная тишина. Короче говоря, очень похоже, что большинство производителей пользуются близкими схемотехническими решениями. Так что хороший звук становится стандартом, а не исключением, как это было еще пару-тройку лет назад.
А вот Swissonic USB Studio D на фоне всех остальных систем при воспроизведении библиотек выглядел несколько бледно. Звуковая картина была слегка зажата - чувствовалась некоторая нехватка высоких частот. Басы звучали не так напористо, как на TC Electronic M-One, особенно это проявлялось на лупах со слэповым басом из библиотеки Bass Legends производства фирмы Spectrasonics. Все это мне напомнило звучание систем Darla и Gina производства фирмы Echo - они страдают теми же самыми недостатками. По уровню слышимых шумов система ничем не отличалась от остальных - при выключении звука в акустических системах и наушниках устанавливалась мертвая тишина.
Во время прослушивания USB Studio D я обратил внимание на какие-то странные щелчки, которые время от времени появлялись в акустических системах. В среднем при проигрывании трехминутного файла раздавалось два-три таких щелчка. Все это мне очень не понравилось, и я решил найти причину их возникновения. Для этого я соединил линейный выход USB Studio D с одним из линейных стерео входов, открыл Cakewalk, загрузил на свободную дорожку трехминутный файл с килогерцовой синусоидой, сгенерированной в программе Sound Forge, и поставил соседнюю дорожку на запись. Внимательно просмотрев всю записанную дорожку, я нашел-таки причину возникновения щелчков - это оказалось элементарное выпадение данных (рис. 5). Кстати говоря, полученная мной "картинка" почти полностью совпадает с "картинкой", полученной Евгением Петровым при испытаниях USB интерфейса Opcode SONICport (см. статью USB - первые впечатления). Так что его версия о том, что виноваты в выпадении данных не производители звукового оборудования, а компания Microsoft, которая никак не может написать нормальные драйверы для USB аудио устройств, похоже, нашла свое подтверждение. Кстати говоря, уже позже я убедился, что выпадения данных происходят только во время воспроизведения. В записанных с помощью USB Studio D дорожках не было никакого намека на щелчки.
|
|
|
|
|
|
Закончив с прослушиванием звуковых библиотек, я занялся записью. Вот здесь, наконец, появилась разница между тремя лидирующими системами, а то я уж было совсем заскучал. Сразу обнаружилось общее отличие микрофонных предусилителей испытуемых систем от микрофонных предусилителей микшера Mackie 1402 VLZ, у которого на их фоне оказалась довольно сильно задрана верхняя середина. В результате на дорожках Mackie акустическая гитара звучала очень ярко, но не совсем похоже на оригинал, а в голосе появлялся какой-то "бумажный" оттенок, который особенно был слышан через мониторы Alesis Monitor One. Кстати, этот подъем верхней середины очень полезен при работе с динамическими микрофонами: я пробовал много разных моделей, и результаты получались очень неплохими. А вот конденсаторные микрофоны реагируют на этот подъем не самым лучшим образом - появляется ощущение некоторой резкости, неестественности. И Audio-Technica AT 4047 здесь не исключение...
Микрофонные предусилители Mona и Aark Direct Pro тоже произвели на меня хорошее впечатление, правда, на фоне SoloEX стали видны их небольшие недостатки. У Mona предусилители немного подрезают середину, в результате чего акустическая гитара несколько теряет в глубине, но зато становится острее, и у нее на передний план вылезает щелканье медиатора по струнам (обычно в миксе так отстраивают гитару, играющую "чес", - она создает ритмическое наполнение, не мешая при этом остальным инструментам). Дорожка голоса показалась мне бледнее, чем дорожка, записанная на SoloEX, но при записи вокалистов с резким, "сверлящим" голосом такое свойство предусилителей может оказаться очень полезным (я пел мягко, низким грудным голосом). А вот микрофонные предусилители Direct Pro по сравнению с SoloEX показались мне резковатыми, хотя и не такими жесткими, как предусилители Mackie 1402 VLZ. У предусилителей Direct Pro тоже чувствуется подъем в области верхней середины, но более умеренный. То есть я могу предположить, что Direct Pro будет отлично уживаться с динамическими микрофонами.
Кстати говоря, во время работы с Direct Pro я попробовал воспользоваться эквалайзером, компрессором и ревербератором его программного микшера. Эквалайзер оказался удобоваримым - при отсутствии чего-то лучшего им вполне можно пользоваться. Только на входном тракте хотелось бы иметь нормальный параметрический эквалайзер (пускай даже однополосный), с помощью которого можно точно вырезать или, наоборот, поднять нужную частотную полосу. А трехполосный эквалайзер с полупараметрической серединой для подобных "хирургических операций" явно не годится. А вот компрессором Direct Pro, на мой вкус, пользоваться просто нельзя - он откровенно искажает звук и работает очень топорно. То же самое относится и к ревербератору - такой эффект производил "ревербератор цифровой стереофонический" отечественного производства конца 80-х. Но ничего общего с нормальной реверберацией этот эффект не имеет.
А вот с USB Studio D история оказалась не такой простой и очевидной. Когда я включил микрофон и надел наушники, то мне показалось, что микрофонные предусилители системы очень даже неплохие - звучание чем-то было похоже на Mona. Звук был достаточно комфортным и естественным - я вполне узнавал и свой голос, и гитару. Но стоило мне записать дорожки и сравнить их с остальными, как возникло подозрение, что начались галлюцинации, - ничего общего с тем, что я слышал в наушниках, на дорожках записано не было. Заинтригованный, я повторил запись еще раз и получил такой же результат. Только на этот раз я понял, что не ошибаюсь - микрофонные предусилители системы действительно работают хорошо, но по пути в компьютер звук где-то сильно искажается. Тогда я решил пойти "в обход" и записал пару дорожек через цифровой SPDIF интерфейс USB Studio D, а в качестве платы цифрового ввода-вывода поработал Pulsar II. Оказалось, что таким манером звук получается гораздо лучше. Так что мне осталось предположить, что звук сильно портится где-то в USB выходном тракте системы.
На такой "оптимистической" ноте я перешел к измерениям. И первым делом, разумеется, занялся USB Studio D. Соединив выход с входом, я привычно запустил килогерцовую синусоиду с генератора SpectraLab и включил режим работы в реальном времени анализатора спектра. И увидел такое... Оказалось, что перегрузка USB тракта этой системы возникает гораздо раньше положенных 0 дБ. Повертев регулятор уровня записи, я обнаружил, что жуткие искажения, которые я узрел на экране компьютера, исчезают, когда уровень записи находится в районе -4 дБ. Но все равно, у моей синусоиды на экране неизвестно откуда появились соседи - такие красивые гармоники, выстроившиеся по росту. Самая высокая из них - вторая гармоника - имела уровень примерно -50 дБ (рис. 6).
|
|
|
|
|
|
Чтобы выяснить, где появляются искажения, мне пришлось произвести измерения входного и выходного USB трактов по отдельности. Помог мне здесь опять процессор TC Electronic M-One, преобразователи и аналоговый тракт которого не вызывают никаких подозрений. Оказалось, что USB выходной тракт системы работает очень даже неплохо, - уровень паразитных гармоник и прочих напастей не превышает 79,6 дБ. А вот во входном тракте сигнал сильно окрашивается. Виноват ли в этом преобразователь, или это очередные фокусы USB интерфейса, работающего под управлением Windows 98, я понять так и не смог. А чтобы составить окончательное представление об этой системе, я померил и SPDIF тракт (напомню - внутри USB Studio D цифровой сигнал с SPDIF входа преобразуется в аналоговый вид, а на SPDIF выходе снова превращается в цифровой посредством 20-разрядных преобразователей). Оказалось, что здесь никаких проблем нет. Уровень паразитных гармоник и наведенных шумов не превысил 81,9 дБ. А вот это уже наводит на определенные размышления относительно USB и Windows 98, ведь преобразователи у USB и SPDIF выходов совершенно одинаковые и вряд ли они могут работать настолько по-разному.
Испытания трактов систем Mona и Aark Direct Pro, как и ожидалось, прошли гладко и без неожиданностей. Результаты можно увидеть в таблице, где также содержатся сведения о времени ожидания ASIO драйвера, с которым система устойчиво работала, и времени задержки прохождения сигнала с входа на выход.
|
|
|
сигнал/помеха |
THD, % |
IMD, % |
ASIO latency |
задержка вход/выход |
Aark Direct Pro |
77,8 дБ |
0,00197 |
0,0027 |
9 мс |
92 семпла |
Mona |
85,8 дБ |
0,00436 |
0,0018 |
4 мс |
134 семпла |
Solo |
77,2 дБ |
0,00254 |
0,006 |
18 мс |
3 семпла |
USB StudioD,
USB выход |
79,6 дБ |
0,00234 |
0,0019 |
750 мс* |
673 семпла |
USB StudioD,
USB вход |
79,6 дБ |
0,58 |
0,472 |
750 мс* |
673 семпла |
USB StudioD,
SPDIF вход/выход |
81,9 дБ |
0,00309 |
0,0019 |
- |
- ** |
* - у системы пока нет собственного ASIO драйвера под Windows 98, цифра получена со стандартным мультимедиа ASIO драйвером.
** - измерения не производились, так как в качестве платы цифрового ввода/вывода использовался Pulsar II. |
|
|
|
|
А вот SoloEX преподнесла небольшой сюрприз: на анализаторе спектра я увидел странную наводку, которая показана на рис. 7. Причем наводка эта не убиралась ничем - я и все ручки на коммутационном блоке поставил в нулевое положение, и даже пробовал менять видеоадаптер. Но толку никакого - наводка продолжала жить своей собственной загадочной жизнью, не обращая на меня никакого внимания. Легко можно видеть, что основная частота наводки лежит за границами звукового диапазона (10 Гц), а остальные пики - это ее гармоники. Вторая гармоника (20 Гц), которая имеет уровень -77 дБ, уже вроде попадает в звуковой диапазон, но как я ни пытался что-нибудь услышать, у меня так и не получилось - слишком мал ее уровень. Так что стоит признать эту наводку безобидной, поскольку слышимого воздействия на звук она не оказывает.
Заключение
Если быть до конца честным, то я получил большое удовольствие от общения только с одной из четырех испытуемых систем. Это SeaSound SoloEX. Настолько хорошо продуманного и с любовью сделанного устройства я давно не встречал. Меня подкупало буквально все: и очень удобные ручки регуляторов, и старомодные тумблеры, и замечательная система маршрутизации сигналов, и даже темно-синий цвет корпуса. Про звук я вроде уже все рассказал, и добавить тут нечего - он очень хороший, и все... И даже "выловленная" в конце испытаний наводка не смогла испортить моего радужного настроения, тем более что услышать ее я так и не смог. Так что я совершенно искренне могу порекомендовать эту систему всем, кому нужен универсальный звукозаписывающий аппарат для домашней студии. Зато покупка SoloEX решает заодно и проблемы с MIDI интерфейсом.
Mona и Aark Direct Pro могут понадобиться в том случае, если вам нужно записывать с четырех микрофонов одновременно четыре независимых дорожки. Кроме того, обе системы могут работать и микшерами. А какую систему выбрать - решать уже вам. Mona стоит на 100 долларов больше, но имеет ADAT интерфейс и возможность прямой записи гитары или баса. Aark Direct Pro оснащен MIDI интерфейсом, что резко повышает его ценность в глазах владельцев синтезаторов. Также эта система имеет GSIF драйвер, так что если вы нацелились на работу с программой GigaStudio, то среди рассмотренных систем конкурентов у Direct Pro нет.
Система USB Studio D фирмы Swissonic вызвала у меня массу противоречивых чувств и эмоций. Дело в том, что сам прибор сделан очень хорошо: у него очень качественная аналоговая часть, продуманная система управления, да и по количеству полезных входов и выходов он может дать фору многим популярным микшерам сравнимой стоимости. И даже 20-разрядные преобразователи меня совершенно не смущают - то, что они немного проигрывают 24-разрядным преобразователям более дорогих систем, вещь вполне естественная. Однако проблемы с USB драйверами Windows 98 сильно мешают нормальному существованию этого многообещающего устройства. Вообще очень обидно, что старания многих фирм сделать USB интерфейс полезным и для музыкантов натыкаются на неспособность компании Microsoft довести до ума свою операционную систему. Между прочим, я встречал в Интернете рассказы о том, что USB Studio D просто изумительно работает с Macintosh, тем более, что под эту платформу уже написаны ASIO драйверы.
Таким образом, на счет USB Studio D можно дать следующую рекомендацию. Если вы с надеждой смотрите в будущее, то можете смело покупать эту систему - она просто идеально подходит для домашней студии с несколькими источниками звука. Ведь, как известно, в большинстве своем программные проблемы рано или поздно решаются. А в том, что у USB Studio D проблемы именно такого рода, у меня сомнений практически нет. Кроме того, скоро выходит новая операционная система семейства 95/98 под названием Windows Millenium. Будем надеяться, что проблемы с USB в ней будут ликвидированы.
Aardvark Aark Direct Pro 24/96 |
795$ |
Echo Mona |
895$ |
SeaSound SoloEX |
995$ |
Swissonic USB Studio D |
695$ |
Мультимедиа Клуб |
|
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.
|
|
|
|
|
|
|
|