Начало
 
 


Компьютерные системы записи

Звуковые платы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Yamaha DSP Factory и SW 1000 XG

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
апрель 1999

Приятно работать с виртуальной обработкой типа подключаемых модулей - никаких тебе запутанных проводов, сетевых розеток, рэковых стоек и т. д. Сидишь себе в белой рубашке за столом и знай мышкой пощелкиваешь... Одно плохо: уж больно прожорливы эти самые "плугины". Даже мощный процессор не спасает: как повесишь дорожек на шестнадцать эквалайзеры от TC Works, да парочку ревербераторов HyperVerb, так компьютер и говорит "все, брат, приехали, не могу больше". А еще компрессоров Waves хочется, да эксайтер от DSP-FX в разрыв главной шины микширования... А если еще и Gigasampler или Reality запустить, то компьютер наверняка задымится и сгорит. Вот и сидишь себе и мечтаешь о цифровом пульте Yamaha 02 R с рэковой стоечкой сбоку, в которой проживают всевозможные звуковые модули и семплеры...

Компания Yamaha как будто услышала мои причитания, да и решила пользователей ублажить, выпустив микшер 02 R в виде компьютерной платы DSP Factory DS 2416, а также звуковой модуль MU 100, интегрированный с 12-канальным микшером для обработки живого звука и пятью процессорами эффектов, в виде платы SW 1000 XG. Кроме того, Yamaha не стала ухудшать качество звучания своих компьютерных изделий (чтобы с автономными прототипами не конкурировали), и MU 100, установленный на SW 1000 XG, действительно является самим собой, а не DB 50 XG; а эквалайзеры и обработка DS 2416 действительно соответствует эквалайзерам и обработке 02 R.

Но ресурсоемкость виртуальных синтезаторов и подключаемых модулей не является единственной причиной привлекательности новых плат от Yamaha. Если учесть, что набор обработки, перечисленный в самом начале статьи, тянет более чем на 2000$, и приплюсовать семь сотен за Gigasampler, то на этом фоне DS 2416 за 1000 долларов и SW 1000 XG за 700 выглядят просто подарочным набором.

DSP Factory DS 2416

Итак, DSP Factory - это PCI плата, на которой установлены стерео аналоговый вход (RCA, 20-разрядный АЦП со 128-кратной передискретизацией), стерео аналоговый выход (RCA, 20-разрядный ЦАП с 8-кратной передискретизацией) и электрический SPDIF (поддерживается разрядность до 24 бит). Аналоговые входы и выходы несимметричные, -10 дБ (+6 дБ в пиках). На плате есть пять сигнальных процессоров YSS228E-F (точно таких же, как и в микшере 02 R) и три мегабайта оперативной памяти (входной буфер плюс память процессоров). Внутреннее представление аудиоданных - 32-разрядное, эквалайзеры работают с 44-разрядным представлением.

Yamaha DS 2416

Три сигнальных процессора из пяти занимаются микшированием, эквализацией и динамической обработкой. Еще на одном DSP реализованы два процессора эффектов, каждый из которых эквивалентен REV 500. А на последний DSP возложены обязанности по управлению потоками аудиосигналов и по их синхронизации. Надо сказать, что плата аппаратно обеспечивает синхронизацию аудиодорожек с точностью до семпла. Пользователи платформы Windows просто не могут этого не оценить: ведь, как известно, синхронизация аудиопотоков - это одно из узких мест PC.

Микшер на DS 2416 имеет 24 входных канала. На него можно завести 16 аудиодорожек из практически любой программы многоканальной записи (для этого драйвер платы имитирует восемь стерео портов, которые видят программы). Кроме этого, можно вместе с аудиодорожками микшировать еще восемь каналов, используя их в качестве возвратов с внешних и внутренних эффектов, или для подключения синтезатора. Записывать можно одновременно восемь дорожек. Две платы DS 2416 способны работать вместе - для их соединения предусмотрены специальные порты. При этом все 48 каналов микширования работают совершенно синхронно. Можно к системе подключить и SW 1000 XG, при этом синтезатор платы можно завести на микшер DSP Factory.

На всех входных линейках микшера есть обрезной фильтр низких частот, аттенюатор, динамическая обработка, шесть переключаемых до и после фейдера посылов на эффекты (два из них - на внутренние эффекты), четырехполосный параметрический эквалайзер, восемь посылов на подгруппы (тоже переключаются до и после фейдера), регуляторы уровня и панорамы канала, а также "кнопки" заглушения и солирования. На первых двадцати каналах, кроме этого, имеется возможность задержки сигнала до 2600 семплов (примерно 58 мс при частоте дискретизации 44 кГц). В мастер-секции есть восемь подгрупп, шесть общих регуляторов уровня посылов и регулятор уровня главной шины микширования. На выходе микшер имеет отдельный эквалайзер и динамическую обработку.

К плате DS 2416 можно подключить два интерфейса AX 44 (для этого в наличии имеются соответствующие порты). Каждый из этих интерфейсов имеет четыре несимметричных входа (-10 дБ, джеки, 20-разрядные АЦП со 128-кратной передискретизацией), четыре несимметричных выхода (-10 дБ, джеки, 18-разрядные ЦАП с восьмикратной передискретизацией) и выход на наушники с регулятором громкости. Первые два входа имеют возможность работы с сигналом микрофонного уровня, для чего предусмотрены соответствующие переключатели. AX 44 устанавливается в отсек системного блока компьютера и требует подвода питания. Плюс ко всему, Yamaha собирается выпускать ADAT интерфейс AX 16 AT (2 ADAT порта, 16 каналов ввода/вывода) специально для DSP Factory.

Yamaha AX 44

Инсталляция
Знаете, когда я ехал за DSP Factory, то думал, что в упакованном виде она будет довольно большой (02 R все-таки!), и даже прихватил с собой соответствующую сумку. Но оказалось, что упаковка компактна и легко уместилась в небольшой рюкзачок. Тем не менее, какое-то легкое чувство недоверия так и осталось до конца тестирования. Развеялось это чувство только после того, как я внимательно послушал, как работает настоящий пульт Yamaha 02 R. Увы, аудиоинтерфейсы AX 44 найти так и не удалось - многие фирмы возят новинки только на заказ при условии предоплаты, тем более такую экзотику, как интерфейсы к DSP Factory.

В упаковке обнаружилась сама плата, руководство пользователя, дискета с драйвером и тестовой утилитой, а также небольшой шлейф для каскадирования двух DS 2416 или подключения SW 1000 XG. Плата произвела приятное впечатление добротностью сборки и позолоченными разъемами RCA. Руководство пользователя написано кратко, но доступно, хотя Yamaha явно ориентируется на опытных пользователей - большую часть книжки занимает подробная техническая информация.

Надо сказать, что к DSP Factory не прилагается никакой управляющей программы. Вместо этого в руководстве дается список интернетовских адресов фирм-разработчиков музыкальных приложений, заявивших о поддержке DS 2416 (в этом списке присутствуют все лидеры, в том числе Cakewalk, Steinberg, Emagic, SEK'D и Sonic Foundry). В общем-то, такой шаг весьма разумен, ведь предоставив возможность разработки приложений всем желающим, Yamaha добилась быстрого роста числа совместимого программного обеспечения, а, соответственно, и очень широкой известности - каждый производитель не преминул сообщить в рекламе своих продуктов о поддержке DSP Factory. Но для конечного пользователя это оборачивается многочасовыми поисками в сети и скачиванием кучи бесплатных программ и демо-версий коммерческих продуктов.

Короче говоря, после распаковки платы я полез в Интернет и методично обошел все указанные в руководстве сайты, прочитал всю необходимую информацию и скачал все полезное программное обеспечение, в том числе и демо-версии коммерческих программ. На все это у меня ушло около шести часов.

В результате, у меня в компьютере оказался свежий драйвер DS 2416 (www.yamaha.co.uk). Кстати, в руководстве пользователя ни слова не сказано о местонахождении свежих драйверов. Визит на главный сайт фирмы Yamaha мне ничего не дал. Но где-то я узрел ссылку на то, что искомый драйвер "живет" в Британии. И действительно, зайдя на сайт английского отделения Yamaha, я нашел все, что хотел. Еще порывшись в сети, я заполучил свободно распространяемую программу LUI (www.cakewalk.com), демо-версии программ C-Console фирмы C-Mexx (www.c-mexx.com) и QUARTZ Studio PRO фирмы Canam Computers (www.canam-comp.fr). О работе с разным программным обеспечением вы узнаете немного позже.

После серфинга по Интернету, я, наконец, установил плату в компьютер Pentium II 350 МГц (материнская плата Lucky Star) со 128 Мб оперативной памяти, AGP видеоадаптером ATI Xpert Works (8 Мбайт), двумя жесткими дисками Quantum Fireball ST (8 Гбайт дискового пространства) и операционной системой Windows 98. Входы и выходы были заведены на микшер Mackie 1402 VLZ, подключенный к мониторам Alesis Monitor One. В дальнейшем, для прослушивания, кроме мониторов, использовались и наушники AKG K 270. При оценке звучания для сравнения использовался аудиоинтерфейс Darla фирмы Event - пожалуй, одна из самых лучших по звучанию плат в своей ценовой категории. На всю инсталляцию и коммутацию устройства у меня ушло минут десять.

Рис. 1

После положенной перезагрузки я запустил тестовую утилиту DS 2416 check program (рис. 1). Она выдала сообщения, что плата найдена, а драйвер и процессоры работают нормально. Я быстро в этом убедился, запустив на выход тестовый сигнал. После этого, я по традиции зашел в Панель управления и посмотрел, что делается в разделах Система/Устройства и Мультимедиа. Там все оказалось в порядке: Windows опознала плату как восемь портов вывода (16 моно каналов) и четыре порта ввода (восемь моно каналов) звука.

В работе
Разумеется, после завершения инсталляции я тут же послушал DS 2416, воспроизведя с помощью программы Sound Forge несколько семплов с записью ударных, басов, гитар и фортепиано. Первое впечатление оказалось приятным: звук DSP Factory мне показался более сочным и открытым по сравнению с Darla. В наушниках отчетливо прослушивались верхние обертоны тарелок (у Darla они были немного смазаны). Бас-барабан стал более массивным, а у слэпового баса обнаружилась очень резвая атака и плотный низ. Серединный диапазон (гитары и фортепиано) DSP Factory мне показался похожим на Darla - окрас звука практически не менялся при переключении между платами. Кстати говоря, при воспроизведении семплов индикаторы моего микшера стабильно показывали уровень +7 дБ на входе (у Darla - плюс 4 дБ, что соответствует паспортным данным). А при отсутствии сигнала в микшере стояла мертвая тишина (более мертвая, чем у Darla; подробнее о шумах - см. отчет о SW 1000 XG).

Завершив прослушивание, я провел приблизительную оценку частотной характеристики выхода платы при помощи генератора программы SpectraLab и индикаторов моего микшера. Естественно, такое измерение нельзя ни в коем случае считать точным - оно позволяет лишь приблизительно говорить о линейности или нелинейности выходного аудиотракта и не дает никакого права рассуждать о нюансах. Но общую картину показывает (в этом можно убедиться далее на примере Yamaha SW 1000 XG). Методика измерения проста: на выход платы подается синусоида с частотой 1000 Гц по уровню 0 дБ, засекается ее уровень, а потом подаются сигналы по всему частотному диапазону с шагом в 1 кГц (на низких частотах с шагом в 10-50 Гц). Остается лишь сравнить показания индикатора уровня с уровнем тестового килогерцового тона. В этом испытании DS 2416 показала себя хорошо: на всех частотных полосах стабильно выдавала +7 дБ (точность измерения составляет примерно +/- 3 дБ). То есть, можно утверждать, что выходной аудиотракт платы близок к линейному. Кстати говоря, снятая таким же образом "частотная характеристика" платы Darla совпадает с характеристикой DSP Factory. Это как раз тот случай, когда погрешность измерений не позволяет увидеть отличий. Кроме этого, на прозрачность звука оказывают влияния и интермодуляционные искажения, которые при такой методике тестирования оценить невозможно.

Наконец, я занялся более интересным делом: знакомством с микшированием и обработкой многоканальных записей. В компьютер еще до начала испытаний были установлены четыре самые популярные программы для многоканальной записи: Cubase VST 3.6, Cakewalk Pro Audio 8.04, Logic Audio 3.5 и Samplitude 2496 5.11. Так как Cubase в версии 3.6 напрямую поддерживает DSP Factory и позволяет управлять микшером штатными средствами, я решил начать именно с него.

После инсталляции DS 2416 и настройки ASIO Multimedia Driver (время ожидания - Latency - 557 мс; увы, своего ASIO драйвера у платы пока нет), в меню Audio появляется новый пункт "DSP Factory". Из него открывается доступ ко всем ресурсам микшера платы. Кроме того, в мастер-секции появляется восемь стерео шин (16 моно каналов). Разумеется, для того, чтобы аудиодорожки можно было микшировать с помощью DSP Factory, нужно в окне Monitor раскидать их по стереошинам и развести панораму парных дорожек в крайние положения. Кстати говоря, если компьютер достаточно мощный, то параллельно с DSP Factory совершенно спокойно можно пользоваться VST и DirectX обработкой.

Итак, я загрузил готовый файл с восемью записанными ранее аудиодорожками (стерео барабаны, бас, подкладочная гитара в double track, соло гитара и подклад с синтезатора - тоже стерео). Распределил дорожки по шинам микширования и каналам. Открыл окно DSP Factory Input Console (рис. 2), закольцевал фрагмент в восемь тактов и принялся изучать обработку. Для того, чтобы получить доступ к той или иной группе регуляторов канала, я щелкал правой кнопкой мыши по треугольнику в строке номера канала и в контекстном меню выбирал желаемую группу (эквалайзеры, динамическую обработку, посылы на эффекты и т. д.). На рис. 2 на разных линейках каналов показаны все доступные группы регуляторов. Группы регуляторов мастер-секции переключаются точно также. Возвраты с двух встроенных REV 500 по умолчанию заведены на каналы с 21 по 24. Так что имеется возможность подкорректировать обработанный сигнал эквалайзерами этих каналов.

 
Рис. 2  
   

Во время прослушивания я постоянно сравнивал обработку DSP Factory со своими любимыми подключаемыми модулями формата DirectX. Как уже говорилось, DS 2416 полностью идентична микшеру Yamaha 02 R - я специально послушал как работает этот пульт на знакомом материале. Посему сравнение с программной обработкой было вдвойне интересно, и, забегая немного вперед, скажу, что программные модули с честью вышли из этого испытания. И не потому, что плоха DSP Factory, а потому, что хороши программисты таких фирм, как TC Works, Waves и Arboretum Systems (все эти фирмы оттачивали свое мастерство на платформе Pro Tools, а теперь занялись переносом своих алгоритмов под DirectX и VST).

Впечатления от обработки DSP Factory можно сформулировать примерно так:

Эквалайзеры микшера очень аккуратны, но холодноваты. При их прослушивании у меня все время в голове крутился образ сосредоточенного хирурга с острым скальпелем в руках. Такое свойство цифровых эквалайзеров пультов производства Yamaha нравится многим звукоинженерам. Но лично мне гораздо больше импонируют эквалайзеры с "норовом", которые украшают звучание. Например, DirectX модуль TC Native EQ производства TC Works имеет алгоритм SoftSat, который имитирует процессы, происходящие в ламповом эквалайзере. В результате, модуль с включенным "сатуратором" при превышении какой-нибудь полосой уровня 0 дБ начинает ее очень мягко и естественно поджимать, добавляя в звук "аналоговую" компрессию. Например, любимый мой фокус с этим эквалайзером выглядит так: беру запись ударной установки и начинаю поднимать самые низкие частоты, для того, чтобы выделить бочку. Обычные параметрические эквалайзеры (особенно цифровые) начинают придавать звуку "бумкающий" характер, в результате приходится приподнимать и высокие частоты, чтобы скомпенсировать это самое "бумканье". TC Native EQ при подъеме низких частот просто делает бочку более плотной и насыщенной - она начинает доминировать над остальными барабанами, не заглушая их. И никакие высокие частоты поднимать не требуется. Не забывайте только, что пакет TC Native EQ стоит около 450 долларов - это практически половина DSP Factory.

В общем, характер эквалайзера - это дело вкуса. Но у эквалайзера DSP Factory есть и небольшой недостаток: все регуляторы работают дискретно. То есть, нельзя точно настроиться на некоторые частотные полосы, находящиеся между двумя соседними значениями контроллера. В принципе, это не очень заметно, но с помощью DirectX модулей можно настраиваться на любую полосу.

В отличие от эквалайзеров, динамическая обработка мне нравится максимально нейтральная. "Подогревать" записи я предпочитаю при помощи других средств. При записи с микрофона я пользуюсь недорогим DBX 262 (на мой взгляд, он лучший в своей ценовой категории), а из DirectX обработки моему сердцу (и слуху) всех милее Waves C 1. В качестве отрицательного примера могу привести Alesis 3630, который вносит в звук какую-то вялость и тягомотность. Компрессоры же DS 2416 меня полностью устраивают. Вообще, приборы фирмы Yamaha ассоциируются у меня с эпитетами "нейтральный", "холодный" и "точный", так что вся ее динамическая обработка (компрессор, лимитер, гейт, экспандер, дакер) пришлась мне по вкусу. Правда, я так и не смог сформулировать ответ на вопрос: "Что лучше - Waves C 1 или компрессоры DS 2416?" Поскольку времени на тестирование мне было отпущено немного, я просто не успел внимательно сравнить их работу на разноплановом материале.

Рис. 3

Управление встроенными процессорами эффектов сосредоточено на отдельной панели (рис. 3), которая вызывается нажатием кнопки FX в левой части окна микшера входных каналов. Алгоритмы реверберации со встроенных процессоров эффектов (hall, room, stage, plate, early reflection, gate reverb, revers gate) меня не особо впечатлили. На мой вкус, DirectX или VST модуль TC Native Reverb звучит получше, не говоря об автономных процессорах TC Electronic или Lexicon. Основные претензии сводятся к наличию в реверберационном хвосте хорошо различимого дрожания - свидетельства работы многочисленных линий задержки. Конечно, обрезным фильтром верхних частот можно замаскировать это дрожание, но тогда из сигнала приходится удалять все частоты выше 5 кГц. Кстати, алгоритмы реверберации с 02 R вызывают совершенно справедливые нарекания со стороны многих пользователей. Именно поэтому в микшере 03 D использованы алгоритмы с процессора ProR 3, которые звучат гораздо лучше.

Зато линии задержки и все модуляционные алгоритмы (хорус, фленджер, фейзер) мне понравились. Задержанный сигнал ничем не отличается от оригинального, и даже при глубокой модуляции звук не теряет естественности. Качество работы хоруса или фленджера при обработке гитары вполне сравнимо с аналогичными алгоритмами фирмы Rocktron (из гитарного процессора Voodu Valve). Среди обработки DirectX с ними может только поспорить, пожалуй, пакет DSP-FX, да и то, с небольшой натяжкой. Остальная обработка (автопанер, смещение высоты тона, тремоло, кольцевой модулятор, фильтр) работает неплохо и никаких нареканий не вызывает (как, впрочем, и особых восторгов). Единственный алгоритм, который мне однозначно не понравился - это дисторшн (впрочем, мне не нравятся любые цифровые "перегрузы").

Короче говоря, после знакомства с устройствами обработки и корректировки звука DS 2416 у меня сложилось твердое впечатление, что их качество явно выше, чем у средних недорогих микшеров и процессоров, но ничего выдающегося я так и не обнаружил. А об оправданности затрат на аппаратно реализованный микшер и обработку, при наличии очень хороших программных модулей, мы поговорим чуть позже.

Рис. 4

Завершив этот этап изучения DSP Factory, я начал знакомиться с коммутационными возможностями системы. В Cubase VST 3.6 есть две панели (DSP Factory Routing), которые позволяют произвольно указывать пути сигнала внутри системы. Первая панель (рис. 4) помогает осуществлять маршрутизацию выходных сигналов микшера. Для выходов подгрупп, дополнительных (Aux) выходов и мастер-секции можно назначить определенные физические выходы системы (аналоговый и цифровой выход, выходы двух AX 44), а также направить сигналы на виртуальные порты драйвера платы для записи при помощи любой программы (по умолчанию - на четыре виртуальных стерео порта назначены выходы подгрупп). Кстати говоря, итоговый стерео микс можно одновременно направить и на один из физических выходов, и на виртуальный порт для записи. То есть, можно обойтись без всяких DAT магнитофонов и сводить композиции на свободные аудиодорожки программы многоканальной записи. В этом случае, разумеется, никаких потерь качества не происходит. Заодно в этой панели сосредоточены системные кнопки и регуляторы (источник синхронизации, рабочая частота и т. д.).

Вторая панель позволяет устанавливать связи для входных каналов микшера (напомню: всего их 24). На любой из каналов можно назначить виртуальные порты воспроизведения (16 каналов), физические аналоговый и цифровой входы DS 2416, входы двух AX 44, возвраты с двух встроенных REV 500 и синтезатор платы SW 1000 (естественно, если последняя установлена по соседству).

Развитые коммутационные возможности системы позволяют легко решать проблему подключения внешних процессоров эффектов. Если в распоряжении есть любой приличный процессор с SPDIF интерфейсом (Lexicon MPX 1, TC Electronic M 2000 и т. д.), то он просто подключается к цифровым выходу и входу DS 2416, а при помощи коммутационных панелей назначается посыл и возврат для работы. Если же поставить даже один AX 44, то можно добавить в эту систему еще два процессора, подключив их через аналоговые входы и выходы интерфейса. Всего же можно использовать при сведении четыре внешних процессора одновременно (при условии отключения внутренних REV 500), либо два встроенных REV 500 и два внешних процессора.

После знакомства со всей коммутацией DS 2416 на примере Cubase VST 3.6, я решил поэкспериментировать с остальными программами. Так как кроме Cubase ни одно серьезное приложение не позволяет управлять микшером штатными средствами, схема работы выглядит следующим образом: параллельно с программой многоканальной записи запускается самостоятельная панель управления микшером, откуда и получается доступ ко всем необходимым ресурсам. Сейчас на рынке есть две таких панели: C-Console фирмы C-Mexx и бесплатная программа LUI for DSP Factory, распространяемая компанией Cakewalk.

Рис. 5

LUI (рис. 5) имеет интерфейс в виде диалогового окна с несколькими закладками. Каждая закладка открывает доступ к тем или иным органам управления входными каналами. В верхней части окна есть два списка, которые позволяют выбрать текущую плату (если в машине стоят две DS 2416) и текущий канал. Разумеется, такой способ управления микшером не очень удобен, зато изрядно экономится место на экране монитора и с LUI можно комфортно работать даже при разрешении 640 х 480. Несмотря на не очень солидный вид, программа открывает доступ ко всем документированным возможностям DS 2416. Кроме того, она обладает очень полезной функцией - полного объединения органов управления стереоканала (Link). При включении кнопки Link для соседних каналов, становятся общими не только фейдеры и посылы, но и эквалайзеры вместе с динамической обработкой (другие панели и Cubase 3.6 такой возможности не имеют). К числу же недостатков следует отнести невозможность динамической автоматизации и MIDI управления. Возможно только сохранение в отдельных файлах положений регуляторов и кнопок микшера (Snapshot), пресетов эквалайзера, динамической обработки и процессоров эффектов.

Рис. 6

C-Console 1.1 фирмы C-Mexx (рис. 6) - это уже более серьезное приложение, которое немного похоже на панель управления DSP Factory программы Cubase 3.6: пользователь на экране видит изображение всех линеек виртуального микшера. У этой программы очень много достоинств: возможность синхронизации с другими программами при помощи MTC (как в режиме ведущего, так и ведомого устройства), полная статическая и динамическая автоматизация, управление другими приложениями посредством MMC (вы, вероятно, обратили внимание на присутствие кнопок управления "лентопротяжным механизмом" на рис. 6), огромное количество готовых пресетов для эквалайзера, динамической обработки и процессоров эффектов, графическое отображение частотной характеристики эквалайзера, соответствия уровней входа и выхода динамической обработки, величины сжатия (gain reduction) компрессора (рис. 7) - и это далеко не полный перечень функциональных возможностей. Кроме того, программа полностью поддерживает работу с двумя DS 2416, а также имеет уникальную возможность: поддержку работы с двумя видеомониторами под Windows 98 (разумеется, при наличии второго видеоадаптера).

Рис. 7

Я достаточно интенсивно погонял и LUI и C-Console вместе с Cakewalk, Logic и Samplitude. Для MIDI связи C-Console и других программ для их последующей синхронизации использовался пакет Hubi's Loopback. Все работало просто изумительно: никаких сбоев синхронизации и подобной ерунды. Разумеется, я был просто очарован программой C-Console и хочу ее рекомендовать всем пользователям DSP Factory.

Существует еще очень странное приложение под названием QUARTZ Studio PRO французской фирмы Canam Computers (рис. 8). Оно представляет собой программу многоканальной записи на диск и ничем не выделяется из ряда дешевых программ для начинающих, за исключением прямой поддержки DSP Factory. Ее демо-версию я попробовал исключительно для полноты исследования. Использовать QSP в качестве основной рабочей программы, думаю, не следует, но зато я открыл в ней одну недокументированную функцию: программу можно использовать как панель управления для DS 2416 совместно с любыми другими программами, если не удастся раздобыть C-Console. Все-таки ее интерфейс получше, чем у LUI, кроме того, в ней есть возможность синхронизации и динамической автоматизации микшера.

Рис. 8

SW 1000 XG (XG Factory)

Если DS 2416 - это узкоспециализированное устройство, то SW 1000 XG представляет собой дальнейшее развитие универсальных мультимедийных плат. Но в отличие от таких фирм, как AVM или Turtle Beach, Yamaha наконец решилась выпустить на рынок плату с полноценным синтезатором, а не его подобием. Кроме того, будущим пользователям было отказано в традиционных мультимедийных качествах, вроде совместимости с Sound Blaster. В результате появилось действительно хорошая звуковая плата для домашней демо-студии.

SW 1000 XG предназначена для шины PCI и имеет стерео аналоговый вход (миниджек, программно переключается между микрофонным и линейным уровнем, АЦП - 20 бит), стерео аналоговый выход (RCA, ЦАП - 18 бит), электрический цифровой выход формата SPDIF, MIDI вход и выход на разъеме miniDIN (переходник прилагается). На плате установлен 64-голосный синтезатор, идентичный звуковому модулю MU 100. В 20 Мбайтах ROM содержится 1267 инструментов и 46 ударных установок. Мультитембральность - 32 части.

Yamaha SW 1000 XG

Плата аппаратно поддерживает воспроизведение двенадцати и запись четырех моно аудиодорожек с любой программой многоканальной записи (драйвер имитирует шесть стереопортов на выход и два на вход). Имеется в наличии и уже упомянутый чип DSP YSS228E-F, на котором реализовано пять независимых процессоров эффектов одновременно: ревербератор и хорус в посыле-возврате, и три эффекта, устанавливаемые в разрыв дорожек. Причем, эффекты можно применять как на MIDI, так и на аудио дорожках. Также есть возможность устанавливать сразу два процессора эффектов в разрыв входного стереоканала. Этот же DSP поддерживает работу пятиполосного параметрического эквалайзера на линейном выходе.

Для расширения возможностей SW 1000 XG, Yamaha выпускает три дочерние платы. Плата PLG 100 VL представляет собой монофонический синтезатор на основе физического моделирования, который призван ликвидировать нехватку высококачественных имитаторов акустических инструментов (в первую очередь - духовых) и является аналогом звукового модуля VL 70 M. Дочерняя плата PLG 100 DX - это 16-голосный FM синтезатор, идентичный по звучанию (по заверению представителей Yamaha) знаменитой серии DX. И завершает модельный ряд гармонайзер PLG 100 VH. С одной SW 1000 XG при помощи специального шлейфа можно соединить только одну дочернюю плату.

Инсталляция
В комплект поставки SW 1000 XG входит сама плата, компакт-диск с программным обеспечением, MIDI адаптер (In, Out) и руководство пользователя. Надо сказать, что, как и в случае с DS 2416, фирма Yamaha отказалась от написания каких-либо утилит для новой платы. С платой поставляется только драйвер, да аудио-MIDI секвенсор под названием XG Works, который оптимизирован под звуковые платы и синтезаторы, совместимые с форматом XG. Секвенсор местами напоминает Cubase, а местами - Cakewalk, но в целом он не очень понравился мне по причине своей незатейливости. Единственное его достоинство - наличие редактора звуков для XG синтезатора и панель аудиомикшера, созданная специально для SW 1000.

В комплект поставки платы входят написанные третьими фирмами панели микшера SW 1000 XG в форматах самых популярных секвенсоров: Cakewalk (StudioWare), Cubase (Mixermap) и Logic (Environment). Далее я расскажу о них более подробно.

Так как на коробке SW 1000 XG большими буквами изображен адрес специального сайта поддержки (www.xgfactory.com), я решил начать испытание платы именно с его посещения. И не зря: оказалось, что драйверы, находящиеся на компакт-диске, имеют проблемы синхронизации аудио и MIDI потоков. Кроме того, я почерпнул на сайте много полезной информации. Например, фирма Yamaha заявляет о несовместимости SW 1000 XG с материнскими платами SiS 5596, SiS 5598 и OPTi viper. Есть и приятные новости, например, о полной поддержке платы компанией Kenton Electronics, которая в свой MIDI контроллер Control Freak ввела соответствующий пресет. Кстати, Control Freak стоит гораздо дешевле, чем Peavey PC 1600, и непонятно, почему его никто не продает в нашей стране.

После скачивания последней версии драйвера и файла определений инструментов (Instrument Definition) для Cakewalk (ничего подобного для Cubase и Logic там не оказалось), я, наконец, установил SW 1000 XG рядом с DS 2416 и Event Darla (напомню, что именно с ней сравнивалось звучание подопытных устройств). При этом порты связи обеих "фабрик" (DSP и XG) были соединены специальным шлейфом. Инсталляция прошла без осложнений и, после ее завершения, в системе появились шесть новых портов вывода и два порта ввода звука, а также два MIDI порта синтезатора. На самом деле, синтезатор один, просто он разбит на две совершенно одинаковые части, к каждой их которых возможен доступ по 16 MIDI каналам. Это стандартная схема организации синтезаторов с 32-частной мультитембральностью.

В работе
Разумеется, первым делом я решил послушать синтезатор. Запустив программу XG Works, я загрузил один из демонстрационных файлов и включил воспроизведение. Услышанное мне понравилось: синтезатор выдавал очень бодрый звук, с плотным, насыщенным басом. Разумеется, характер его звучания мало отличается от остальных XG устройств, но звук при этом - очень высокого качества. Я с удовольствием ознакомился еще с несколькими демонстрашками.

Надев наушники, я попытался оценить уровень шумов SW 1000 относительно других установленных плат. В программе Cakewalk я открыл луп с записью ударной установки, трижды откопировал его на соседние дорожки и каждую завел на отдельный выход DS 2416, SW 1000 XG и Event Darla. Включил закольцованное воспроизведение. По индикаторам микшера я выставил у всех трех плат, стоящих в компьютере, одинаковый уровень воспроизведения сигнала. После этого, я выключил воспроизведение и вывел регулятор уровня мониторного канала микшера в максимальное положение, для того, чтобы услышать шум плат (собственные шумы Mackie 1402 VLZ в этом положении регулятора еще не слышны). С помощью кнопок заглушения каналов микшера я стал переключаться между платами и сравнивать их шипение между собой. В результате оказалось, что самая тихая плата - это DS 2416, за ней следовала Darla, и замыкала ряд SW 1000 XG.

Для того, чтобы хотя бы в первом приближении оценить значение шума на выходе плат, я придумал такой опыт. С помощью генератора программы SpectraLab я подавал на выход звуковой платы белый шум с очень низким уровнем (от -70 до -90 дБ). Регуляторы канала, к которому подключена плата, и мониторного канала микшера были выведены в максимальное положение. Фейдер мастер-секции находился в положении 0 дБ (при таком взаимном положении фейдеров собственные шумы микшера не слышны). В результате, я очень хорошо слышал шипение платы. В момент подачи белого шума с генератора я сравнивал его уровень с уровнем шума платы (шумы немного отличаются по характеру, поэтому их легко было сравнивать). Постепенно уменьшая уровень сигнала с генератора, я находил точку, в которой уровни шума платы и генератора были практически идентичны (ниже этой точки шум платы начинал маскировать белый шум). Полученное значение уровня белого шума и принималась мной за истинное соотношение сигнал/помеха платы.

Разумеется, такая методика может дать только примерное значение уровня шумов, так как, во-первых, в ней присутствует очень сильный субъективный фактор, а во-вторых, она показывает только шумовые характеристики плат, работающих в совершенно конкретной системе (в другом компьютере, с другим микшером, с другими соединительными кабелями, да и просто в другом помещении шумы могут отличаться). Но, собственно, этим методика и интересна - она позволяет сравнить платы и понять, что конкретный пользователь (то есть я) слышит у себя в наушниках. В результате у меня получились такие цифры: SW 1000 XG - минус 82 дБ, Event Darla - минус 85 дБ и DS 2416 - минус 87 дБ.

Затем я стал сравнивать звучание SW 1000 XG с Event Darla на разнородном звуковом материале (как и в опыте с DS 2416). Выяснилось, что SW 1000 воспроизводит лупы ударных с небольшой потерей атаки малого барабана и немного проигрывает в прозрачности: хет и тарелки звучат не так "воздушно". Зато Darla проигрывает в нижней части частотного диапазона: бочка и бас звучат на ней более плоско, чем на SW 1000. В середине (гитара и фортепиано) звучание плат практически идентично.

Чтобы проверить свои ощущения, я провел примерную оценку линейности аудиотракта SW 1000 XG с помощью генератора программы SpectraLab и индикаторов уровня микшера. Выяснилось, что у нее в диапазоне от 70 до 480 Гц происходит плавный подъем уровня в среднем на 2 дБ. Ниже 70 Гц уровень задирается еще на 2 дБ. На средних частотах характеристика практически линейна. В диапазоне между 6 и 12,6 кГц есть подъем в 2 дБ. А вот между 14,2 и 14,3 кГц происходит резкий спад на 2 дБ, а дальше кривая идет вниз (16 кГц - минус 4 дБ, 18 кГц - минус 7 дБ и т. д.). В измерениях я и нашел подтверждение своим ощущениям, что SW 1000 не так прозрачна как Darla и, тем более, DS 2416. Также стало понятно лучшее воспроизведение басов: у SW 1000 они просто задраны - это добавляет комфорта при прослушивании, но не может быть подмогой при сведении.

Тут я вспомнил, что на линейном выходе SW 1000 XG стоит пятиполосный параметрический эквалайзер, и мне захотелось с его помощью выправить частотную характеристику платы. Я установил программу XG Edit версии 2.6 (рис. 9), хорошо знакомую всем пользователям XG плат и звуковых модулей, настроил ее на SW 1000 и принялся рулить эквалайзер, подавая сигнал с генератора SpectraLab и следя за ним по индикаторам уровня. Через полчаса я одержал полную и безоговорочную победу в диапазоне от 20 Гц до 16 кГц. Послушав теперь петли с "живыми" инструментами я быстро убедился, что Darla и SW 1000 звучат практически идентично, за исключением верхней части частотного диапазона, в котором наблюдается немного разное окрашивание звука. Но оно настолько мало, что услышать разницу я смог лишь воспользовавшись пропускным фильтром высоких частот и убрав из исходного материала все частоты ниже 10 кГц. Кстати, применение эквалайзера дало ухудшение шумовой характеристики SW 1000 всего на 1 дБ. Результаты своего труда я сохранил в виде банка эксклюзивных сообщений (файл с расширением syx) и в дальнейшем в самом начале работы передавал настройки эквалайзера в плату.

Рис. 9

Пора было двигаться дальше. Я решил записать и обработать несколько MIDI и аудио дорожек при помощи программы Cakewalk Pro Audio 8.04.

Рис. 10

Первым делом, в папку с Cakewalk я скопировал две StudioWare панели, которые есть на дистрибутивном компакт-диске SW 1000 XG. Первая панель - это микшер (рис. 10), с помощью которого можно получить доступ к MIDI и аппаратным аудио дорожкам и ко всей обработке. Вторая панель - редактор звуков синтезатора (рис. 11). По своим возможностям она лишь немного отстает от фирменной программы XG Edit.

Рис. 11

Набросав на двух MIDI дорожках аккомпанемент ударных и линию баса (и то и другое звучит очень прилично), я приступил к записи "живой" гитары. При этом мне захотелось попробовать в работе обработку платы - спикосимулятор, компрессор и модуляционные эффекты - и посмотреть, насколько SW 1000 может заменить гитарный процессор. Гитара была подключена прямо в пульт, а ее сигнал подан на плату с альтернативной шины микширования Mackie 1402 VLZ.

Открыв StudioWare панель микшера платы, я нажал кнопку AD Input Monitor и попытался воспользоваться органами управления входными каналами. Однако как я ни крутил ручки, мне не удалось переключить вход на линейный уровень. Кроме того, я так и не нашел способа установки обработки в разрыв входных каналов, а я знал, что это точно возможно.

Забегая немного вперед, я расскажу и о других проблемах StudioWare панели микшера, чтобы больше к ней не возвращаться. Итак, во-первых, у инсертных эффектов ручки названы так: Param 1, Param 2 и т. д. То есть, авторы панели предлагают все время держать перед собой руководство пользователя и без конца лазить по разным таблицам. Во-вторых, инсертные эффекты невозможно применить к аудиодорожкам (это легко делается с помощью других программ). В-третьих, панель вариационного эффекта (который применяется в разрыве MIDI каналов) вообще загадочна: вместо понятных надписей в ней используются какие-то цифры, которые тоже нужно искать в руководстве, при этом желательно обладать талантами Шерлока Холмса (Sherlock Holmes). Я так и не смог настроить ни один из инсертных и вариационных эффектов - после получаса возни с таблицами и напряженной умственной деятельности у меня просто кончилось терпение. То есть, из панели микшера легко доступны только самые простые функции SW 1000, а это не очень интересно.

Устав разбираться с шарадами StudioWare панели Cakewalk, я решил проблему с настройкой входных каналов (да и все остальные проблемы тоже, как оказалось впоследствии) довольно просто. Установив драйверы виртуальных портов Hubi's Loopback, я запустил параллельно Cakewalk программу XG Edit и в ее MIDI настройках указал виртуальный порт в качестве выходного (порт LB1 в списке MIDI Out A). В Cakewalk я указал этот же порт в качестве входного. В результате, XG Edit производил управляющие MIDI сообщения, которые сквозь Cakewalk направлялись к плате (только нужно следить, чтобы курсор стоял на любой MIDI дорожке, если он будет находиться на аудиодорожке, сигнал от XG Edit на плату поступать не будет). По окончании сеанса работы, я сохранял все настройки XG Edit в виде банка SysEx, который элементарно вставлялся в композицию и при последующей ее загрузке автоматически восстанавливал все настройки платы. Такой способ работы оказался настолько удобен, что я настоятельно рекомендую его всем пользователям SW 1000, независимо от используемого секвенсора.

Рис. 12

С помощью аудиомикшера XG Edit (рис. 12) я, наконец, осуществил все, что хотел. Вход был переключен для работы с сигналом линейного уровня, в первый разрыв входного канала я установил спикосимулятор (Amp Sim), а во второй разрыв - компрессор. Оказалось, что спикосимулятор вполне приемлем для работы над демо записью (только не надо сильно вертеть ручку Gain, а то появляется ужасный цифровой дисторшн). Конечно, ему сложно тягаться с близкими алгоритмами дорогих гитарных процессоров, но это лучше, чем ничего. Кроме того, заменив компрессор на энхансер во втором разрыве, я добился уже более естественного звука гитары. В таком виде я и решил ее записать. Кстати, помимо инсертных эффектов, на входных каналах можно добавить реверберацию и хорус с помощью посылов.

Но оказалось, что не все так просто. У SW 1000 XG есть два входных порта. Первый позволяет записывать сухой сигнал со входа, а второй - обработанный. Однако, на второй порт подается и сигнал с синтезатора, так что на аудио дорожке оказывается микс MIDI дорожек, метронома и инструмента (или голоса). И нигде нельзя синтезатор отключить. Пришлось сначала вывести аккомпанемент баса и барабанов на свободную аудио дорожку, а затем заглушить MIDI треки и отключить метроном. Только после этого я смог записать обработанную гитару. Но, с другой стороны, если нужно добавить реверберацию в наушники вокалиста, а на дорожку записать сухой сигнал, то с помощью SW 1000 это осуществляется элементарно. Вероятнее всего, инженеры Yamaha ориентировались именно на такой вариант при прокладывании путей прохождения сигнала.

Записав гитару, я попробовал подключить к плате микрофон и записать что-нибудь с него. Но встроенный микрофонный предусилитель оказался настолько плох (очень сильны шумы и искажения), что я его выключил и больше никогда не включал, используя только предусилители внешнего микшера.

Затем я принялся изучать обработку платы. Она практически идентична обработке DS 2416, только количество алгоритмов больше. Звучит все хорошо, за исключением цифровых дисторшнов и овердрайвов. Сначала мне показалось, что алгоритмы реверберации SW 1000 гораздо лучше, чем у DSP Factory. Но потом я увидел, что просто у них по умолчанию частота среза LPF установлена в положение 4-5 кГц, то есть все высокие частоты давятся и не слышно характерного цифрового дрожания. На любой MIDI и аудио дорожке можно установить уровень посыла на ревербератор и хорус, а также использовать два инсертных эффекта. Пятый - вариационный - эффект можно установить только в разрыв одного из MIDI каналов, на аудиодорожках и входных аудиоканалах он не доступен.

С помощью программы XG Edit, связанной через виртуальный MIDI порт с секвенсором, очень удобно решается и задача редактирования звуков синтезатора. То же самое вполне можно делать с помощью панелей Cakewalk, Cubase и Logic, но они имеют не такой удобный интерфейс, да и количество доступных функций в них меньше. После окончания редактирования, все параметры сохраняются в виде банка SysEx, для последующего восстановления настроек. Можно даже при записи MIDI дорожек в реальном времени крутить мышью какой-нибудь регулятор XG Edit и все его перемещения запишутся на дорожку в виде SysEx сообщений. Но для руления звука в реальном времени все же лучше использовать какую-нибудь внешнюю "железку", типа Peavey PC 1600 - в этом случае изменения параметров, например резонансного фильтра, запишутся в виде MIDI контроллеров. А такой вариант лучше по причине меньшей загруженности MIDI интерфейса (SysEx сообщения довольно объемны).

Завершив знакомство с возможностями платы, я решил взглянуть, как обстоят дела с панелями Mixer Map для Cubase и Environment для Logic.

Рис. 13

Для Cubase в комплект поставки SW 1000 XG входит семь панелей Mixer Map: панель для управления входными каналами (AD Parts), аудио микшер (Audio MixerEX - рис. 13), редактор ударных (Drum Edit), MIDI микшер (MIDI Mix), MIDI микшер для работы в режиме TG300 (TG300Bmixer), панель управления эффектами (XG Map 1 - рис. 14) и панель управления фильтром и генератором огибающей (XG Edit). Несмотря на разнообразие панелей, они охватывают меньше функций, чем StudioWare панели Cakewalk. Например, нет доступа к генератору низкой частоты, в результате чего невозможно установить с его помощью глубину модуляции фильтра или усилителя. Кроме того, нельзя использовать инсертные эффекты на аудиодорожках и входных каналах. А панели управления эффектами не дают доступа к параметрам редактирования, да и алгоритмы известны только по номерам (опять нас отсылают к руководству). Список можно продолжать очень долго. Серьезные нарекания вызывает и отсутствие поддержки модуля Studio - без него получить доступ к вариационным банкам синтезатора весьма непросто, поскольку приходится держать в голове их адреса.

Рис. 14

Тринадцать панелей Environment для Logic написаны уже более толково. Они охватывают большинство функций SW 1000 XG, в том числе, в отличие от Cakewalk и Cubase, все доступные эффекты имеют нормальные названия (а не порядковые номера) и подписанные регуляторы (рис. 15). Во время редактирования звуков можно использовать большинство функций синтезатора. Однако и здесь не обошлось без проблем: инсертные эффекты можно использовать только в разрывах MIDI каналов и двух входных аудио каналов, и нигде больше. То есть, во время сведения нет доступа к разрывам и соответствующим эффектам на аудиодорожках. Кроме того, опять забыт генератор низкой частоты и модуляция фильтра и усилителя. Есть и еще одна проблема: для получения доступа к банкам опять придется запоминать цифры и вслепую просматривать все инструменты, входящие в банк. В панели SW 1000 для Logic нет простого доступа ко всем пэтчам синтезатора.

 
Рис. 15  
   

Короче говоря, пользователям и Cubase и Logic (как и пользователем Cakewalk) можно порекомендовать использовать для управления SW 1000 программу XG Edit, соединенную с секвенсором через виртуальный MIDI порт. Только так можно получить полный доступ ко всем функциям платы.

Выводы и рекомендации

Если вы помните, в самом начале статьи я задался вопросом о целесообразности покупки новых продуктов фирмы Yamaha при условии наличия очень качественных DirectX и VST модулей обработки звука. Как показало тестирование, программные модули легко могут конкурировать с аппаратной обработкой DS 2416 и SW 1000 XG. Так что вопрос этот имеет первостепенную важность.

Вы когда-нибудь микшировали большое количество дорожек программным образом с использованием приличного количества обработки? Если нет, то я расскажу, что происходит: итоговый микс получается немного "ватным", создается ощущение "каши" в инструментах. Я в свое время никак не мог понять, почему так происходит, ведь вроде делаешь все правильно, да и отдельно дорожки звучат хорошо. А результат получается не совсем тот, которого ожидаешь. Но один знакомый звукоинженер в свое время просветил меня: дело все в том, что единственный процессор компьютера в реальном времени должен обслуживать и операционную систему, и драйверы устройств, и программу многоканальной записи, да еще и всю виртуальную обработку. Да, современные процессоры класса Pentium II неплохо справляются с таким количеством задач. Но, как тут ни крути, они обрабатывают задачи последовательно - одну за другой. То есть, если на две дорожки повешено два эквалайзера, то сначала процессор обсчитывает один, а только после этого - другой. Из-за высоких скоростей работы современных компьютеров задержка между обсчетом двух алгоритмов абсолютно не заметна, но, тем не менее, она есть. А когда микшируется много дорожек с большим количеством обработки, эта задержка проявляется в виде микроскопических "гуляний" дорожек относительно друг друга (ведь система синхронизации программы многоканальной записи обслуживается тем же процессором). Вот эти самые фазовые расхождения и приводят к замутнению итогового микса. Кстати, я стараюсь даже на мощном компьютере использовать минимальное количество обработки и записывать дорожки так, чтобы их потом не нужно было корректировать. Кроме того, я стараюсь уложиться в 10-12 дорожек - в этом случае итоговые миксы получаются хорошими.

А теперь смотрите: на DS 2416 есть пять процессоров, один из которых полностью выделен под обслуживание синхронизации каналов (у него есть здоровенный буфер для этих целей). Три процессора обслуживают микширование, корректировку и динамическую обработку. И один процессор занимается эффектами. Плюс центральный процессор компьютера. Не мудрено, что Yamaha заявляет о синхронизации каналов с точностью до семпла. В результате получаются четкие, прозрачные миксы, даже при всей задействованной обработке.

Но точная синхронизация аудиопотоков - не единственный плюс аппаратного микширования. Обе новинки позволяют использовать обработку во время записи (DS 2416 без каких-либо ограничений, а SW 1000 XG - с некоторыми дополнительными ритуалами). То есть, это уменьшает затратную часть бюджета студии. Ведь для работы с обычными звуковыми платами и аудиоинтерфейсами все равно приходится приобретать хотя бы компрессор и микшер. Кстати, совершенно непонятно, почему производители программного обеспечения до сих пор не предусмотрели возможность установки DirectX модулей обработки в разрыв виртуальных входных каналов и последующей записи на аудиодорожки.

Короче говоря, можно четко сформулировать несколько причин, по которым вам не следует приобретать эти платы.

Для DSP Factory:

  • Вы работаете с небольшим числом аудиоканалов (8-12) и минимальным количеством обработки.
  • Вам не требуется высококлассные записи. Например, вы делаете на компьютере лишь демо, а серьезную работу переносите в студию более высокого уровня.
  • У вас уже есть приличный универсальный синтезатор, микшер и обработка.
  • Вам требуется цифровой интерфейс формата AES/EBU.
  • Вы не доверяете технике, у которой отсутствуют разъемы XLR.
  • Вам требуется соотношение сигнал/шум больше 100 дБ.
  • У вас нет 1000 долларов.
  • Для SW 1000 XG отрицания будут выглядеть следующим образом:

  • У вас уже есть приличный универсальный синтезатор, микшер и обработка.
  • Вам нужна абсолютно ровная частотная характеристика аудиотракта, а эквалайзеры на входе и выходе не вызывают вашего доверия.
  • Вам нужен цифровой вход.
  • Вам мало 12 каналов на сведение.
  • Вам нужно много входов для одновременной записи.
  • Вам не нравятся синтезаторы фирмы Yamaha.
  • Во всех остальных случаях я рекомендую обратить внимание на новинки.

    Yamaha DSP Factory 950$
    Yamaha AX 44 389$
    Yamaha SW 1000 XG 650$
    Мультимедиа Клуб

      Оценка статьи
    Посещений: 27438 | Проголосовавших: 37 | Средняя оценка: 4.0

       

      Комментарии
    В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

    РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА