Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
октябрь 2001

Сравнение двух аудиоинтерфейсов.

Эту статью вполне можно было бы озаглавить «Echo Gina и ее соперники». Для того, чтобы правильно понять, почему можно было бы сделать так и в каком ключе излагается материал, давайте обратимся к не столь давнему прошлому, а, точнее, к прошлому малых, в особенности, домашних студий на основе компьютера (PC). Нетрудно вспомнить, что несколько лет назад в таких студиях безраздельно «правили бал» звуковые платы компании Turtle Beach Systems. Надо сказать, это были неплохие устройства — Multisound, Tahiti, Fiji. Качество производимой ими оцифровки звука (с точки зрения «музыкальности») до сих пор остается непревзойденным среди устройств этого класса (о современной продукции Turtle Beach сложно сказать что-нибудь хорошее). Конечно, стоили они непомерно дорого, но альтернативы им, в общем-то, не было. Однако прогресс не остановить, и у него есть как плоды, так и жертвы. В категорию последних попали и указанные устройства, которым, к несчастью пользователей, производитель не обеспечил должной поддержки, вследствие чего они разделили участь динозавров (впрочем, кое-кому эти платы продолжают служить и по сей день, но в компьютерах, которые модернизация не затронула).

Четыре года назад американская компания Echo, в то время распространявшая свою продукцию под маркой Event, выпустила два двадцатибитных аудиоинтерфейса под именами Darla и Gina, а также обещала скорое появление системы Layla. Трудно переоценить значение этих новинок — для малых компьютерных студий это была настоящая революция. Лидерство продукции от Echo было несомненным: все остальные компьютерные аудиоинтерфейсы той же ценовой категории выглядели на фоне «сестер» просто смешно (см. статью «Многоканальные аудиоинтерфейсы для PC»). Прошло несколько лет, формат аудиоданных с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 кГц стал общепризнанным. Сравнительно недорогие аудиоинтерфейсы, поддерживающие этот формат, посыпались как из рога изобилия. Среди всего этого многообразия по-прежнему видное место занимают… все те же «сестры»: Darla, Gina, Layla, а также новые — Mona и Mia (о последней см. статью «Echo Mia и Marian Marc 2»). Правда, Darla (в настоящее время уже снята с производства), Gina и Layla были подвергнуты серьезной модернизации, и теперь они соответствуют современному стандарту красоты 24/96, на что указывает прибавляемая к названиям современных моделей цифра 24.

Лидерство компании Echo в производстве компьютерных аудиоинтерфейсов рассматриваемого класса (стоимостью до 500$) бесспорно до сих пор. Особый интерес у меня вызвала современная версия системы — Gina 24: набор возможностей этого устройства более чем просто привлекателен, а конфигурация представляется на редкость хорошо продуманной. Однако с выбором «соперника» для этой системы не так все просто. Дело в том, что найти другое устройство, обладающее таким же набором возможностей, в настоящее время нельзя, даже в других ценовых категориях. В результате, для сравнения был выбран не менее известный аудиоинтерфейс Delta 66 фирмы M-Audio (подразделение Midiman), как наиболее близкий по возможностям и цене. Таким образом, это устройство в данном сравнительном тестировании будет играть собирательную роль «типичного соперника» (мой опыт показывает, что устройства M-Audio серии Delta как раз являются типичными представителями своего класса). Результаты этого сравнения также должны показать, какова дистанция между продукцией Echo и ее современными конкурентами в лице M-Audio.

Возможности

Аудиоинтерфейс Echo Gina 24 (299$) серии Echo 24 состоит из платы (PCI) и коммутационного блока, имеет два аналоговых входа и восемь аналоговых выходов, цифровой интерфейс формата SPDIF: электрический (используются разъемы RCA) и оптический (TOS-Link). Оптический цифровой интерфейс может переключаться в режим ADAT-интерфейса, тогда система получает восемь каналов цифрового ввода-вывода. Оптический и электрический цифровые интерфейсы не могут использоваться одновременно. Аналоговые входы и выходы симметричные, на четвертьдюймовых джеках, уровни сигналов программно переключаются между +4 дБ и -10 дБв. Есть выход для наушников (джек), на который поступает сигнал, дублирующий первую стереопару аналоговых выходов. Выход для наушников имеет регулятор громкости. Все входы и выходы расположены на коммутационном блоке, причем разъемы для аналоговых сигналов находятся на его лицевой стороне, а цифровые входы и выходы — на тыльной. Аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи имеют 128-кратную передискретизацию, поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 8 до 96 кГц. Цифровой интерфейс поддерживает разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 96 кГц. Возможна совместная работа нескольких устройств серии Echo 24 и их синхронизация посредством шины ESync. Прилагаются драйверы для Windows 9x/ME (текущая версия 5.58, поддерживаются ASIO, GSIF и DirectSound), для Windows 2000/NT версии 1.60 beta и для Mac (версии 4.00), а также программа многодорожечной записи и редактирования Syntrillium Cool Edit Pro SE.



Программная панель управления Echo Console на платформе PC существует в двух вариантах. Первый (рис. 1) предназначен для работы с не-WDM драйверами (каковыми являются все прилагаемые в комплекте). Второй вариант (рис. 4) предназначен для работы с WDM-драйверами, и, несмотря на то, что последние существуют пока только в виде бета-версии (0.63, можно скачать с сайта производителя), олицетворяет будущий облик этой программы. Поскольку от старого варианта многочисленные пользователи Windows 9.x вряд ли откажутся (несмотря на то, что Windows 98SE может работать и с WDM-драйверами, а стало быть, и с новой панелью управления), а за новым вариантом, несомненно, будущее, то необходимо рассказать подробнее об обоих вариантах панели управления.

Первый вариант панели управления (рис. 1) является, по сути, мониторным микшером. Здесь есть секции управления входами, мониторингом и выходами. Секция управления аналоговыми входами (In 1/2) имеет индикаторы уровней входного сигнала левого и правого каналов, под которыми расположены кнопки переключения чувствительности (между +4 дБ и -10 дБв, причем цифра на кнопке соответствует текущей чувствительности). Секция управления входом SPDIF (In S/PDIF) имеет только индикаторы уровней входного сигнала. Секции управления аналоговыми выходами (Out 1/2 … Out 7/8) имеют для каждого канала отдельные фейдеры, индикаторы уровня сигнала, кнопки заглушения (M) и солирования (S), регуляторы панорамы, а также окошки, в которых отображается в децибелах текущий коэффициент передачи фейдера. Каждая пара фейдеров может быть объединена путем включения соответствующей опции (G). Секции управления мониторингом аналоговых входов и цифровых входов формата SPDIF (Mon с соответствующими индексами) внешне отличаются от секций управления аналоговыми выходами только тем, что вместо индикаторов уровня сигнала на них есть радиокнопки выбора выхода для мониторинга (где цифра обозначает стереопару аналоговых выходов по номеру ее левого канала, буква D обозначает цифровой выход формата SPDIF, а A1…A7 обозначают пары каналов оптического цифрового интерфейса формата ADAT, причем цифра снова соответствует номеру левого канала каждой пары). Заметьте, что мониторинг цифрового входа формата SPDIF через выход формата ADAT невозможен, то есть оптический цифровой интерфейс не позволяет одновременно работать входу в формате SPDIF, а выходу — в формате ADAT (и наоборот). Указанные кнопки позволяют экономить площадь панели, используя одни и те же секции для настройки мониторинга через все пары выходов. Индекс в подписи мониторных секций соответствует текущим парам выходов, настройка мониторинга через которые осуществляется при выборе соответствующих кнопок. Секция цифровых выходов формата SPDIF (Out S/PDIF) имеет только индикаторы уровня сигнала каждого канала. Все фейдеры панели управления можно вернуть в исходное положение, для чего необходимо нажать клавишу Ctrl и щелкнуть мышью по нужному фейдеру.



В нижней части панели расположены пять больших кнопок, предназначенных для выбора источника синхронизации, в качестве которого могут выступать: осциллятор платы (Internal), шина синхронизации при частоте дискретизации до 48 кГц (Esync), то же самое, но при частоте дискретизации 88,2 или 96 кГц (Esync 96 Khz), поступающий на цифровой вход сигнал формата SPDIF (S/PDIF) и цифровой сигнал формата ADAT (ADAT). Обратите внимание, что синхронизация по внешнему источнику цифрового сигнала возможна при частотах дискретизации от 30 до 50 кГц для формата SPDIF и от 40 до 50 кГц для формата ADAT. Окошко Digital Mode Switch с выпадающим меню позволяет выбирать режим работы цифрового интерфейса: SPDIF электрический (S/PDIF RCA), SPDIF оптический (S/PDIF Optical) и ADAT (ADAT).

Опция View ADAT Ctrls, доступная при выборе ADAT в меню Digital Mode Switch, показывает вторую страницу панели (рис. 2), содержащую секции управления четырьмя парами входов (In ADAT 1/2 … In ADAT 7/8) и четырьмя парами выходов (Out ADAT 1/2 … Out ADAT 7/8) оптического цифрового интерфейса формата ADAT, и секции управления мониторингом этих входов (ADAT 1/2 … ADAT 7/8). Секции управления входами и выходами имеют только индикаторы уровня сигнала. Секции управления мониторингом входов цифрового интерфейса формата ADAT отличаются от секций мониторинга аналоговых входов и входов формата SPDIF только набором кнопок. Таким образом, мониторинг входов цифрового интерфейса формата ADAT возможен как через аналоговые выходы, так и через цифровой выход формата ADAT.



В меню File панели Echo Console есть пункт под названием Preferences, открывающий доступ к странице настроек (рис. 3). На этой странице сосредоточены три группы настроек: Digital I/O, General и Sample Rate Lock. Первая группа, Digital I/O, содержит радиокнопки S/PDIF Out Format Professional и S/PDIF Out Format Consumer, позволяющие выбирать формат выходного цифрового сигнала. Несмотря на то, что цифровой интерфейс платы не передает кодов защиты от копирования (SCMS), некоторые цифровые устройства воспринимают сигнал только в формате Consumer. В этой же группе настроек есть опция Dither Input, позволяющая применять дизеринг к входному цифровому сигналу. Группа настроек General имеет только одну опцию, Sync Wave Devices, которая обеспечивает синхронную работу всех устройств платы (одним устройством являются аналоговые входы и выходы, другим — цифровой интерфейс, в дальнейшем я буду употреблять словосочетание «устройства платы» именно в таком значении). Производитель рекомендует использовать эту опцию, если для ее отключения нет веских оснований. Заявляется, что полная независимость всех входов и выходов платы, достигаемая при отключении опции Sync Wave Devices, может понадобиться разве что программистам и что для выхода из ситуации, когда программы отказываются работать с платой в полнодуплексном режиме, в большинстве случаев достаточно включения опции Multi-client audio. Группа настроек Sample Rate Lock содержит радиокнопки «unlocked» и «locked at», первая из которых позволяет музыкальным приложениям свободно выбирать частоту дискретизации, а вторая, доступная только в режиме синхронизации со встроенным осциллятором платы, позволяет жестко фиксировать частоту дискретизации. Возможно восстановление настроек по умолчанию, для чего предусмотрена кнопка Set Defaults.



Кроме того, драйверы платы имеют множество свойств, недоступных из панели управления Echo Console. Тем не менее, до этих настроек можно добраться через панель управления Windows, выбрав в «звуковых, видео и игровых устройствах» Gina24 By Echo. В появившемся окне интерес представляют две закладки: Settings и DirectSound/GSIF. Закладка Settings содержит четыре опции. Опция Show console on taskbar позволяет выводить значок панели Echo Console на панель задач. Опция Monitor during playback позволяет включать мониторинг во время воспроизведения (в этом случае мониторинг включен постоянно, в противном случае мониторинг работает только во время записи). Опция SAW compatibility mode позволяет работать с платой старым версиям некогда популярной программы Software Audio Workshop (SAW), требующим наличия на плате одинакового количества входов и выходов. При использовании этой опции драйверу платы удается «обмануть» программу, предоставляя ей требуемое количество дополнительных фиктивных входов. Опция Multi-client audio позволяет драйверу работать в мультиклиентном режиме, то есть несколько музыкальных приложений могут одновременно обращаться к различным парам выходов платы. Закладка DirectSound/GSIF дает возможность с помощью радиокнопок Enable DirectSound и Enable GSIF выбирать режим работы с драйвером DirectSound или GSIF. Здесь же расположены настройки драйвера DirectSound. Опция Enable DirectSound for analog outputs разрешает системе DirectSound использовать аналоговые выходы платы, а опция Enable DirectSound for digital outputs позволяет системе DirectSound использовать цифровые выходы. С помощью опции Lock DirectSound format можно заставить драйвер DirectSound воспроизводить аудио исключительно в определенном формате (аудиоданные, имеющие другой формат, при этом подвергаются пересемплированию). Выбрать желаемый формат в этом случае можно с помощью группы настроек Locked format: предлагаются частоты дискретизации (Sample rate) 11, 22, 44,1, 48, 88,2 и 96 кГц, разрядность (Bit depth) 8 или 16 бит, моно или стерео (Channels). Возможно восстановление настроек по умолчанию, для чего на данных закладках предусмотрены кнопки Set Defaults.

Другой, более современный вариант панели управления Echo Console выглядит совсем иначе (рис. 4). Эта панель управления также является мониторным микшером, впрочем, она и организована в виде микшера. На каждую из стереошин (а их здесь восемь — четыре аналоговых и четыре цифровых) могут быть смикшированы входные сигналы со всех аналоговых и цифровых входов, а также поток аудиоданных, адресованный музыкальными приложениями данной шине. Выбор шин осуществляется с помощью кнопок A 1-2 … A 7-8 (аналоговые шины) и D 1-2 … D 7-8 (цифровые шины), расположенных в мастер-секции, причем каждая из этих кнопок имеет миниатюрные индикаторы уровня (что позволяет одновременно наблюдать все происходящее на выходах), а надпись в нижней части мастер-секции, под органами управления, соответствует текущей выбранной шине. Разумеется, что все четыре выходных цифровых шины становятся доступны только при переключении цифрового интерфейса в формат ADAT. Таким образом, все выходные шины управляются с помощью одной и той же мастер-секции, текущие настройки которой относятся только к текущей выбранной шине.



Мастер-секция имеет для каждого канала отдельные фейдеры, индикаторы уровня сигнала, кнопки заглушения, кнопки переключения чувствительности (между +4 дБ и -10 дБв), а также окошки, в которых отображается в децибелах текущий коэффициент передачи фейдера. Пара фейдеров может быть объединена. Линейки входов микшера, текущие настройки которых относятся только к текущей выбранной шине мониторинга, организованы парами. Линейки аналоговых входов имеют для каждого канала отдельные фейдеры, индикаторы уровня сигнала, кнопки заглушения, регуляторы панорамы, кнопки переключения чувствительности (между +4 дБ и -10 дБв) и окошки, в которых отображается в децибелах текущий коэффициент передачи фейдера. Пара фейдеров может быть объединена. Линейки цифровых входов отличаются от линеек аналоговых входов только отсутствием кнопок переключения чувствительности. Если цифровой интерфейс работает в формате SPDIF, то используется только первая пара этих линеек. Линейки, относящиеся к воспроизводимому музыкальными приложениями потоку аудиоданных, для каждого канала имеют отдельные фейдеры, кнопки заглушения, окошки, в которых отображается в децибелах текущий коэффициент передачи фейдера, а также опции объединения фейдеров.

Источник синхронизации может быть выбран с помощью группы настроек Input clock, в которую входят четыре кнопки: Internal (синхронизация от встроенного осциллятора платы), S/PDIF (внешняя синхронизация через цифровой интерфейс), Esync (синхронизация с другим аудиоинтерфейсом серии Echo 24 посредством шины Esync при частоте дискретизации до 48 кГц), Esync 96 (синхронизация с другим аудиоинтерфейсом серии Echo 24 посредством шины Esync при частоте дискретизации свыше 48 кГц). Рядом с каждой из этих кнопок есть индикатор состояния синхронизации, выполненный в виде ярко-зеленого «виртуального светодиода». Режим работы цифрового интерфейса переключается с помощью группы настроек Digital mode, в которую входят кнопки S/PDIF RCA, S/PDIF Optical и ADAT Optical, названия которых говорят сами за себя.

Доступ к дополнительным настройкам открывается с помощью кнопки Settings, при этом раскрывается окно Gina24 settings, имеющее четыре закладки. Первая закладка, под названием Driver (рис. 5), содержит специфические настройки драйвера. Здесь есть группа настроек Sample Rate Lock, содержащая две радиокнопки, «unlocked» и «locked at», первая из которых позволяет музыкальным приложениям свободно выбирать частоту дискретизации, а вторая, доступная только в режиме синхронизации со встроенным осциллятором платы, позволяет жестко фиксировать частоту дискретизации. Опция Synchronize wave devices, которая была подробно описана ранее, обеспечивает синхронную работу всех устройств платы.



На второй закладке (Digital I/O, рис. 6) находится группа настроек S/PDIF format, содержащая радиокнопки Consumer format (S/PDIF) и Professional format (AES/EBU), позволяющие выбирать формат выходного цифрового сигнала.



Третья закладка (GSIF, рис. 7) предназначена для настройки размера буфера драйвера GSIF. Предлагаются шесть вариантов настройки (64, 128, 256, 512, 1024 и 2048 семплов). Последняя, четвертая закладка (About) содержит информацию о версии панели управления и версии драйвера. К сожалению, в новой панели управления мне не удалось найти опции включения (или, что важнее, отключения) применения дизеринга к входному цифровому сигналу. Тем более обидно, если эта функция реализована аппаратно. Поскольку данная панель управления все еще находится в стадии разработки, то вполне логично ожидать появления у нее новых возможностей.



Аудиоинтерфейс M-Audio Delta 66 (395$) серии Delta состоит из платы (PCI) и коммутационного блока, имеет по четыре аналоговых входа и выхода, электрический цифровой интерфейс формата SPDIF. Аналоговые входы и выходы выполнены на джеках, совместимы как с симметричной, так и с несимметричной коммутацией, и расположены на коммутационном блоке, в то время как цифровые вход и выход находятся на заглушке-брэкете платы (используются разъемы RCA, изолированные от самой заглушки, а, стало быть, и от корпуса компьютера). Коммутационный блок подключается к плате кабелем с пятнадцатиконтактными разъемами D-Sub. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность 24 бита и частоту дискретизации до 96 кГц. Есть встроенный мониторный цифровой микшер с разрядностью 36 бит (аппаратный). Аналоговые и цифровые входы и выходы могут работать одновременно. Поддерживается вывод через цифровой выход сигнала в формате Dolby Digital 5.1 (AC3) для работы с DVD или домашним кинотеатром. Также возможны управление кодами защиты от копирования цифрового сигнала (SCMS) и совместная работа до четырех любых плат серии Delta. Прилагаются программная панель управления, драйверы для Windows MME, ASIO 1, ASIO 2, EASI и GSIF, а также для MacOS (Sound Manager, ASIO 1, ASIO 2).



Прилагаемая программная панель управления имеет пять закладок (см. рис. 8 — 11) и может одновременно управлять четырьмя любыми платами серии Delta. В правой части панели управления есть четыре радиокнопки, объединенные в группу под названием H/w Installed, с помощью которых можно выбрать настраиваемый аудиоинтерфейс (на рисунках показана панель при использовании только одной платы, поэтому выбор устройства невозможен и «лишние» кнопки затенены), причем напротив кнопок появляются буквенно-цифровые обозначения модели инсталлированных устройств (в данном случае «66» означает «Delta 66»). Справа над радиокнопками выбора устройства расположены обычные кнопки Save, Delete и Load, позволяющие сохранять, удалять и загружать ранее созданные настройки панели управления. В нижней части панели расположена кнопка Done, при нажатии на эту кнопку панель управления закрывается. Все перечисленные кнопки не зависят от выбора закладки; естественно, что при этом настройки на текущих закладках относятся к выбранному аудиоинтерфейсу.

Первая закладка (Monitor Mixer) является мониторным микшером (рис. 8), имеющим шесть пар входов и мастер-секцию. Как можно видеть на рисунке, под «линейками» входов есть стандартная полоса прокрутки, необходимость в которой возникает из-за того, что на панели все «линейки» входов одновременно не помещаются. На пары входов H/W In поступает сигнал непосредственно с физических аналоговых и цифровых входов, а пары входов WavOut принимают потоки аудиоданных, посылаемые программами на аналоговые и цифровые выходы. Каждый из входов имеет собственный фейдер, индикатор уровня сигнала, регулятор панорамы, возможности заглушения и солирования, причем фейдеры каждой пары входов могут быть объединены (опция Stereo Gang). Грубая регулировка уровня осуществляется простым перемещением виртуального фейдера. Возможна точная регулировка шагами по 0,5 дБ нажатием мышью на маленькие кнопочки с изображенными стрелками, расположенные над каждым фейдером, или с клавиатуры. Для управления с клавиатуры соответствующий фейдер должен быть активизирован щелчком мыши, после чего фейдер можно перемещать шагами по 0,5 дБ путем нажатия на клавиши стрелок «вверх» и «вниз». Ослабление сигнала фейдером отображается (в децибелах) цифрой в окошке, расположенном непосредственно над ним. Панорама для каждого входа также может регулироваться как грубо (слайдером), так и точно (стрелками «вверх-вниз» или «вправо-влево»). Состояние выбранного регулятора панорамы отображается в процентах цифрой в окошке, расположенном под мастер-секцией. Мастер-секция микшера имеет пару самых длинных фейдеров (Master Volume), возможность синхронизации их перемещения и возможность заглушения выходов микшера (обоих сразу). Регулировка уровня осуществляется точно так же, как и на входах микшера.



Вторая закладка (Patchbay/Router) позволяет управлять внутренней маршрутизацией системы, то есть назначать источники сигнала для всех физических аналоговых и цифровых выходов (рис. 9). На первую пару аналоговых выходов (H/W Out 1/2) может быть назначен поток аудиоданных, посылаемый на них программами (WavOut 1/2), выходной сигнал мониторного микшера (Monitor Mixer), сигнал с цифровых входов (S/PDIF In), то же самое, но с переменой местами правого и левого каналов (S/PDIF In (L/R Rev.)), сигнал, поступающий на первую или вторую пару аналоговых входов (H/W In 1/2 или H/W In 3/4). На вторую пару аналоговых выходов (H/W Out 3/4) может быть назначено все то же самое, но за исключением мониторного микшера. На цифровые выходы (H/W Out S/PDIF) может быть назначен поток аудиоданных, посылаемый на них программами (WavOut S/PDIF), выходной сигнал мониторного микшера (Monitor Mixer), сигнал с цифровых входов (S/PDIF In), то же самое, но с переменой местами правого и левого каналов (S/PDIF In (L/R Rev.)), сигнал, поступающий на первую или вторую пару аналоговых входов (H/W In 1/2 или 3/4). Неиспользуемые опции (затенены) предусмотрены для других устройств серии Delta, имеющих больше входов и выходов.



Третья закладка (Hardware Settings) позволяет управлять основными настройками системы (рис. 10). Здесь возможен выбор источника синхронизации (Master Clock), в качестве которого могут выступать осциллятор платы (Internal Xtal) или поступающий на цифровой вход сигнал (S/PDIF In). При использовании осциллятора платы цифровой вход не воспринимает поступающий сигнал. Состояние синхронизации отображается надписью «Locked» в окошке под кнопками выбора источника синхронизации. При отсутствии на входе цифрового сигнала (в то время, как источником синхросигнала является S/PDIF In) в этом окошке вместо «Locked» появляется сообщение «No Signal». Здесь же устанавливается и размер буфера ASIO-драйвера (DMA Buffer Sizes/ASIO), в семплах. Группа настроек Variable Signal Levels предназначена для переключения уровней сигнала аналоговых входов и выходов. Выходной уровень переключается для всех четырех выходов одновременно с помощью подгруппы настроек Variable Signal Levels/Outputs. Здесь есть три радиокнопки (+4dBu, Consumer и -10dBV), предлагающие три варианта уровня сигнала на аналоговых выходах. Для каждого из входов чувствительность переключается индивидуально кнопками +4, Con и -10. Производителем заявляются следующие уровни входных и выходных сигналов, соответствующие полной цифровой шкале: +14 дБ в режиме «+4dBu», +6 дБв в режиме «Consumer» и 0 дБв в режиме «-10dBV».



На этой же закладке расположены кнопки выбора режима для совместной работы нескольких плат серии Delta или настройки одновременного использования различных устройств одной выбранной платы, таких, например, как аналоговые и цифровые входы (MultiTrack Driver Devices). Синхронизация устройств системы может обеспечиваться используемой многодорожечной программой (Single and In-Sync), возможна независимая работа устройств (Independent), что позволяет одновременно обращаться к разным входам и выходам нескольким программам, также возможна синхронизация нескольких плат (Multiple Card Sync). Группа радиокнопок S/PDIF Sample Rate при работе в режиме синхронизации с поступающим на цифровой вход сигналом (иными словами, когда источником Master Clock является входной поток SPDIF-входа) отображает частоту дискретизации, которая должна принимать одно из стандартных значений (32, 44,1, 48, 88,2, 96 кГц). Это значение частоты дискретизации должно использоваться работающей с устройством программой. Группа радиокнопок, объединенных под названием Codec Sample Rate, отображает текущую частоту дискретизации, общую для всей системы. Обращающиеся к устройствам программы могут изменять текущую частоту дискретизации (естественно, при этом в качестве источника тактового сигнала должен быть выбран осциллятор платы). Опция «Reset Rate When Idle» позволяет контролировать поведение системы в течение времени, когда она не используется приложениями. Если эта опция отключена, то, освободившись, система продолжает сохранять последнюю назначенную частоту дискретизации; если включена, — возвращается к частоте дискретизации, назначенной с помощью радиокнопок Codec Sample Rate. Опция «Rate Locked» фиксирует выбранную частоту, не позволяя программам изменять ее, причем при попытке приложения сделать это возникает сообщение об ошибке.

Четвертая закладка (S/PDIF) содержит некоторые особые настройки цифрового интерфейса (рис. 11). Группа сообщений Digital Input отображает текущий статус цифрового входа SPDIF. При распознавании входного сигнала приемником SPDIF «Дельты» продолжением строки «S/PDIF Signal:» является сообщение «Valid Input Detected»; в противном случае, если входной цифровой сигнал содержит ошибки или вовсе отсутствует, появляется надпись «Invalid or Not Present». Под строкой статуса входного сигнала расположены две затененных радиокнопки «Coax (RCA)» и «Optical», причем первая из них «включена», что соответствует наличию в системе электрического интерфейса формата SPDIF на разъемах RCA. Вполне логично, что выбор типа цифрового интерфейса в данном случае невозможен (Delta 66 имеет только электрический цифровой интерфейс), но при работе этой панели управления с другими платами серии Delta (Delta DiO 2496, например), имеющими как электрический, так и оптический цифровые интерфейсы, указанные кнопки функционируют. Группа настроек под названием Digital Output Format позволяет выбирать формат выходного цифрового сигнала и управлять некоторыми его параметрами. Возможны два режима: Consumer и Professional. В режиме Consumer выходной цифровой сигнал имеет формат SPDIF. В режиме Professional через SPDIF-интерфейс передаются данные в формате AES/EBU. Такой сигнал способны воспринимать некоторые, но далеко не все устройства с входами AES/EBU.



Включение опции Advanced Settings в обоих режимах обеспечивает доступ к дополнительным настройкам. В режиме Consumer возникает группа дополнительных настроек (Consumer Format Advanced Settings), позволяющая управлять кодами защиты от копирования (SCMS), статус-битом Emphasis и использовать цифровой выход для передачи данных в формате AC-3 (Dolby Digital 5.1). Группа настроек кодов защиты от копирования (подгруппа Copy Mode) предлагает три переключаемых режима: защиты от копирования (SCMS), неограниченного копирования (Original (Copy Permitted)) и пометки воспроизводимого материала как копии первого поколения или более позднего (1st Generation). Статус бит Emphasis может быть отключен (кнопка None) или установлен (кнопка 50/15uSec). Тип передаваемых данных (подгруппа Data Type) может выбираться радиокнопками Audio и Non-Audio, что соответствует обычным аудио данным и формату AC-3 (Dolby Digital 5.1). В режиме Professional название группы дополнительных настроек меняется на «Professional Format Advanced Settings». Здесь возможен выбор типа передаваемых через цифровой интерфейс данных и управление статус-битом Emphasis. Как и в предыдущем случае, тип передаваемых данных (подгруппа Data Type) может выбираться кнопками Audio и Non-Audio. Набор настроек управлением статус-бита Emphasis в режиме Professional несколько богаче: кроме отключения статус-бита Emphasis, возможна его установка для двух вариантов кодировки: CCITT или 50/15uSec. Кнопка Restore Defaults позволяет восстановить для цифрового интерфейса исходные установки.

И, наконец, последняя закладка, названная About, содержит полезную информацию о версии используемых драйверов и самой панели управления. Кроме того, эта закладка имеет ссылку на сайт M-Audio/Midiman.

Как происходило тестирование

На этот раз тестирование происходило по несколько усовершенствованной методике. Усовершенствование заключалось в том, что теперь прослушивалось и сравнивалось воздействие не целого звукового тракта тестируемых устройств, а вклад в звучание аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей по отдельности.

Среди использовавшегося при тестировании оборудования были три компьютера:

1) процессор Pentium III Coppermine 750E, 256 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE-контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR, звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 2000;

2) процессор Pentium III Coppermine 800E, 256 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), SCSI-контроллер Adaptec 29160N (160 LVD), два жестких диска IBM DDYS 36 Гб, видеоадаптер Matrox G400 32 Мб (Single Head), цифровая плата ввода-вывода RME Hammerfall Project (DIGI 96/52), Windows 98 SE;

3) процессор Pentium 233 MMX, 64 Мб памяти, материнская плата ASUS TXP4, жесткий диск WD 4,3 Гб, видеоадаптер S3 Virge DX 2 Мб, звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 98 SE.

Аналоговые выходы устройств подключались к микшеру Soundcraft Ghost LE, прослушивание осуществлялось через мониторы Tannoy AMS 8 A, а также наушники AKG 240 M. Тестовый материал воспроизводился на CD-проигрывателе Tascam CD 301 Mk II. Для коммутации цифровых сигналов использовались цифровые кабели Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (электрические форматы) и оптические кабели Swissonic. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare.

В качестве эталонного устройства при просл

1 комментарий
  1. Купил Delta 66. Характеристика: рабочая лошадка без лишних понтов! У меня материнка на VIA всё нормально работает( кнкретно Gigabyte ga7va).

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo