|
|
Echo Gina 24 и M-Audio Delta 66 |
Сравнение двух аудиоинтерфейсов.
Эту статью вполне можно было бы озаглавить "Echo Gina и ее соперники". Для того, чтобы правильно понять, почему можно было бы сделать так и в каком ключе излагается материал, давайте обратимся к не столь давнему прошлому, а, точнее, к прошлому малых, в особенности, домашних студий на основе компьютера (PC). Нетрудно вспомнить, что несколько лет назад в таких студиях безраздельно "правили бал" звуковые платы компании Turtle Beach Systems. Надо сказать, это были неплохие устройства - Multisound, Tahiti, Fiji. Качество производимой ими оцифровки звука (с точки зрения "музыкальности") до сих пор остается непревзойденным среди устройств этого класса (о современной продукции Turtle Beach сложно сказать что-нибудь хорошее). Конечно, стоили они непомерно дорого, но альтернативы им, в общем-то, не было. Однако прогресс не остановить, и у него есть как плоды, так и жертвы. В категорию последних попали и указанные устройства, которым, к несчастью пользователей, производитель не обеспечил должной поддержки, вследствие чего они разделили участь динозавров (впрочем, кое-кому эти платы продолжают служить и по сей день, но в компьютерах, которые модернизация не затронула).
Четыре года назад американская компания Echo, в то время распространявшая свою продукцию под маркой Event, выпустила два двадцатибитных аудиоинтерфейса под именами Darla и Gina, а также обещала скорое появление системы Layla. Трудно переоценить значение этих новинок - для малых компьютерных студий это была настоящая революция. Лидерство продукции от Echo было несомненным: все остальные компьютерные аудиоинтерфейсы той же ценовой категории выглядели на фоне "сестер" просто смешно (см. статью "Многоканальные аудиоинтерфейсы для PC"). Прошло несколько лет, формат аудиоданных с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 кГц стал общепризнанным. Сравнительно недорогие аудиоинтерфейсы, поддерживающие этот формат, посыпались как из рога изобилия. Среди всего этого многообразия по-прежнему видное место занимают... все те же "сестры": Darla, Gina, Layla, а также новые - Mona и Mia (о последней см. статью "Echo Mia и Marian Marc 2"). Правда, Darla (в настоящее время уже снята с производства), Gina и Layla были подвергнуты серьезной модернизации, и теперь они соответствуют современному стандарту красоты 24/96, на что указывает прибавляемая к названиям современных моделей цифра 24.
Лидерство компании Echo в производстве компьютерных аудиоинтерфейсов рассматриваемого класса (стоимостью до 500$) бесспорно до сих пор. Особый интерес у меня вызвала современная версия системы - Gina 24: набор возможностей этого устройства более чем просто привлекателен, а конфигурация представляется на редкость хорошо продуманной. Однако с выбором "соперника" для этой системы не так все просто. Дело в том, что найти другое устройство, обладающее таким же набором возможностей, в настоящее время нельзя, даже в других ценовых категориях. В результате, для сравнения был выбран не менее известный аудиоинтерфейс Delta 66 фирмы M-Audio (подразделение Midiman), как наиболее близкий по возможностям и цене. Таким образом, это устройство в данном сравнительном тестировании будет играть собирательную роль "типичного соперника" (мой опыт показывает, что устройства M-Audio серии Delta как раз являются типичными представителями своего класса). Результаты этого сравнения также должны показать, какова дистанция между продукцией Echo и ее современными конкурентами в лице M-Audio.
Возможности
Аудиоинтерфейс Echo Gina 24 (299$) серии Echo 24 состоит из платы (PCI) и коммутационного блока, имеет два аналоговых входа и восемь аналоговых выходов, цифровой интерфейс формата SPDIF: электрический (используются разъемы RCA) и оптический (TOS-Link). Оптический цифровой интерфейс может переключаться в режим ADAT-интерфейса, тогда система получает восемь каналов цифрового ввода-вывода. Оптический и электрический цифровые интерфейсы не могут использоваться одновременно. Аналоговые входы и выходы симметричные, на четвертьдюймовых джеках, уровни сигналов программно переключаются между +4 дБ и -10 дБв. Есть выход для наушников (джек), на который поступает сигнал, дублирующий первую стереопару аналоговых выходов. Выход для наушников имеет регулятор громкости. Все входы и выходы расположены на коммутационном блоке, причем разъемы для аналоговых сигналов находятся на его лицевой стороне, а цифровые входы и выходы - на тыльной. Аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи имеют 128-кратную передискретизацию, поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 8 до 96 кГц. Цифровой интерфейс поддерживает разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 96 кГц. Возможна совместная работа нескольких устройств серии Echo 24 и их синхронизация посредством шины ESync. Прилагаются драйверы для Windows 9x/ME (текущая версия 5.58, поддерживаются ASIO, GSIF и DirectSound), для Windows 2000/NT версии 1.60 beta и для Mac (версии 4.00), а также программа многодорожечной записи и редактирования Syntrillium Cool Edit Pro SE.
Программная панель управления Echo Console на платформе PC существует в двух вариантах. Первый (рис. 1) предназначен для работы с не-WDM драйверами (каковыми являются все прилагаемые в комплекте). Второй вариант (рис. 4) предназначен для работы с WDM-драйверами, и, несмотря на то, что последние существуют пока только в виде бета-версии (0.63, можно скачать с сайта производителя), олицетворяет будущий облик этой программы. Поскольку от старого варианта многочисленные пользователи Windows 9.x вряд ли откажутся (несмотря на то, что Windows 98SE может работать и с WDM-драйверами, а стало быть, и с новой панелью управления), а за новым вариантом, несомненно, будущее, то необходимо рассказать подробнее об обоих вариантах панели управления.
Первый вариант панели управления (рис. 1) является, по сути, мониторным микшером. Здесь есть секции управления входами, мониторингом и выходами. Секция управления аналоговыми входами (In 1/2) имеет индикаторы уровней входного сигнала левого и правого каналов, под которыми расположены кнопки переключения чувствительности (между +4 дБ и -10 дБв, причем цифра на кнопке соответствует текущей чувствительности). Секция управления входом SPDIF (In S/PDIF) имеет только индикаторы уровней входного сигнала. Секции управления аналоговыми выходами (Out 1/2 ... Out 7/8) имеют для каждого канала отдельные фейдеры, индикаторы уровня сигнала, кнопки заглушения (M) и солирования (S), регуляторы панорамы, а также окошки, в которых отображается в децибелах текущий коэффициент передачи фейдера. Каждая пара фейдеров может быть объединена путем включения соответствующей опции (G). Секции управления мониторингом аналоговых входов и цифровых входов формата SPDIF (Mon с соответствующими индексами) внешне отличаются от секций управления аналоговыми выходами только тем, что вместо индикаторов уровня сигнала на них есть радиокнопки выбора выхода для мониторинга (где цифра обозначает стереопару аналоговых выходов по номеру ее левого канала, буква D обозначает цифровой выход формата SPDIF, а A1...A7 обозначают пары каналов оптического цифрового интерфейса формата ADAT, причем цифра снова соответствует номеру левого канала каждой пары). Заметьте, что мониторинг цифрового входа формата SPDIF через выход формата ADAT невозможен, то есть оптический цифровой интерфейс не позволяет одновременно работать входу в формате SPDIF, а выходу - в формате ADAT (и наоборот). Указанные кнопки позволяют экономить площадь панели, используя одни и те же секции для настройки мониторинга через все пары выходов. Индекс в подписи мониторных секций соответствует текущим парам выходов, настройка мониторинга через которые осуществляется при выборе соответствующих кнопок. Секция цифровых выходов формата SPDIF (Out S/PDIF) имеет только индикаторы уровня сигнала каждого канала. Все фейдеры панели управления можно вернуть в исходное положение, для чего необходимо нажать клавишу Ctrl и щелкнуть мышью по нужному фейдеру.
В нижней части панели расположены пять больших кнопок, предназначенных для выбора источника синхронизации, в качестве которого могут выступать: осциллятор платы (Internal), шина синхронизации при частоте дискретизации до 48 кГц (Esync), то же самое, но при частоте дискретизации 88,2 или 96 кГц (Esync 96 Khz), поступающий на цифровой вход сигнал формата SPDIF (S/PDIF) и цифровой сигнал формата ADAT (ADAT). Обратите внимание, что синхронизация по внешнему источнику цифрового сигнала возможна при частотах дискретизации от 30 до 50 кГц для формата SPDIF и от 40 до 50 кГц для формата ADAT. Окошко Digital Mode Switch с выпадающим меню позволяет выбирать режим работы цифрового интерфейса: SPDIF электрический (S/PDIF RCA), SPDIF оптический (S/PDIF Optical) и ADAT (ADAT).
Опция View ADAT Ctrls, доступная при выборе ADAT в меню Digital Mode Switch, показывает вторую страницу панели (рис. 2), содержащую секции управления четырьмя парами входов (In ADAT 1/2 ... In ADAT 7/8) и четырьмя парами выходов (Out ADAT 1/2 ... Out ADAT 7/8) оптического цифрового интерфейса формата ADAT, и секции управления мониторингом этих входов (ADAT 1/2 ... ADAT 7/8). Секции управления входами и выходами имеют только индикаторы уровня сигнала. Секции управления мониторингом входов цифрового интерфейса формата ADAT отличаются от секций мониторинга аналоговых входов и входов формата SPDIF только набором кнопок. Таким образом, мониторинг входов цифрового интерфейса формата ADAT возможен как через аналоговые выходы, так и через цифровой выход формата ADAT.
В меню File панели Echo Console есть пункт под названием Preferences, открывающий доступ к странице настроек (рис. 3). На этой странице сосредоточены три группы настроек: Digital I/O, General и Sample Rate Lock. Первая группа, Digital I/O, содержит радиокнопки S/PDIF Out Format Professional и S/PDIF Out Format Consumer, позволяющие выбирать формат выходного цифрового сигнала. Несмотря на то, что цифровой интерфейс платы не передает кодов защиты от копирования (SCMS), некоторые цифровые устройства воспринимают сигнал только в формате Consumer. В этой же группе настроек есть опция Dither Input, позволяющая применять дизеринг к входному цифровому сигналу. Группа настроек General имеет только одну опцию, Sync Wave Devices, которая обеспечивает синхронную работу всех устройств платы (одним устройством являются аналоговые входы и выходы, другим - цифровой интерфейс, в дальнейшем я буду употреблять словосочетание "устройства платы" именно в таком значении). Производитель рекомендует использовать эту опцию, если для ее отключения нет веских оснований. Заявляется, что полная независимость всех входов и выходов платы, достигаемая при отключении опции Sync Wave Devices, может понадобиться разве что программистам и что для выхода из ситуации, когда программы отказываются работать с платой в полнодуплексном режиме, в большинстве случаев достаточно включения опции Multi-client audio. Группа настроек Sample Rate Lock содержит радиокнопки "unlocked" и "locked at", первая из которых позволяет музыкальным приложениям свободно выбирать частоту дискретизации, а вторая, доступная только в режиме синхронизации со встроенным осциллятором платы, позволяет жестко фиксировать частоту дискретизации. Возможно восстановление настроек по умолчанию, для чего предусмотрена кнопка Set Defaults.
Кроме того, драйверы платы имеют множество свойств, недоступных из панели управления Echo Console. Тем не менее, до этих настроек можно добраться через панель управления Windows, выбрав в "звуковых, видео и игровых устройствах" Gina24 By Echo. В появившемся окне интерес представляют две закладки: Settings и DirectSound/GSIF. Закладка Settings содержит четыре опции. Опция Show console on taskbar позволяет выводить значок панели Echo Console на панель задач. Опция Monitor during playback позволяет включать мониторинг во время воспроизведения (в этом случае мониторинг включен постоянно, в противном случае мониторинг работает только во время записи). Опция SAW compatibility mode позволяет работать с платой старым версиям некогда популярной программы Software Audio Workshop (SAW), требующим наличия на плате одинакового количества входов и выходов. При использовании этой опции драйверу платы удается "обмануть" программу, предоставляя ей требуемое количество дополнительных фиктивных входов. Опция Multi-client audio позволяет драйверу работать в мультиклиентном режиме, то есть несколько музыкальных приложений могут одновременно обращаться к различным парам выходов платы. Закладка DirectSound/GSIF дает возможность с помощью радиокнопок Enable DirectSound и Enable GSIF выбирать режим работы с драйвером DirectSound или GSIF. Здесь же расположены настройки драйвера DirectSound. Опция Enable DirectSound for analog outputs разрешает системе DirectSound использовать аналоговые выходы платы, а опция Enable DirectSound for digital outputs позволяет системе DirectSound использовать цифровые выходы. С помощью опции Lock DirectSound format можно заставить драйвер DirectSound воспроизводить аудио исключительно в определенном формате (аудиоданные, имеющие другой формат, при этом подвергаются пересемплированию). Выбрать желаемый формат в этом случае можно с помощью группы настроек Locked format: предлагаются частоты дискретизации (Sample rate) 11, 22, 44,1, 48, 88,2 и 96 кГц, разрядность (Bit depth) 8 или 16 бит, моно или стерео (Channels). Возможно восстановление настроек по умолчанию, для чего на данных закладках предусмотрены кнопки Set Defaults.
Другой, более современный вариант панели управления Echo Console выглядит совсем иначе (рис. 4). Эта панель управления также является мониторным микшером, впрочем, она и организована в виде микшера. На каждую из стереошин (а их здесь восемь - четыре аналоговых и четыре цифровых) могут быть смикшированы входные сигналы со всех аналоговых и цифровых входов, а также поток аудиоданных, адресованный музыкальными приложениями данной шине. Выбор шин осуществляется с помощью кнопок A 1-2 ... A 7-8 (аналоговые шины) и D 1-2 ... D 7-8 (цифровые шины), расположенных в мастер-секции, причем каждая из этих кнопок имеет миниатюрные индикаторы уровня (что позволяет одновременно наблюдать все происходящее на выходах), а надпись в нижней части мастер-секции, под органами управления, соответствует текущей выбранной шине. Разумеется, что все четыре выходных цифровых шины становятся доступны только при переключении цифрового интерфейса в формат ADAT. Таким образом, все выходные шины управляются с помощью одной и той же мастер-секции, текущие настройки которой относятся только к текущей выбранной шине.
Мастер-секция имеет для каждого канала отдельные фейдеры, индикаторы уровня сигнала, кнопки заглушения, кнопки переключения чувствительности (между +4 дБ и -10 дБв), а также окошки, в которых отображается в децибелах текущий коэффициент передачи фейдера. Пара фейдеров может быть объединена. Линейки входов микшера, текущие настройки которых относятся только к текущей выбранной шине мониторинга, организованы парами. Линейки аналоговых входов имеют для каждого канала отдельные фейдеры, индикаторы уровня сигнала, кнопки заглушения, регуляторы панорамы, кнопки переключения чувствительности (между +4 дБ и -10 дБв) и окошки, в которых отображается в децибелах текущий коэффициент передачи фейдера. Пара фейдеров может быть объединена. Линейки цифровых входов отличаются от линеек аналоговых входов только отсутствием кнопок переключения чувствительности. Если цифровой интерфейс работает в формате SPDIF, то используется только первая пара этих линеек. Линейки, относящиеся к воспроизводимому музыкальными приложениями потоку аудиоданных, для каждого канала имеют отдельные фейдеры, кнопки заглушения, окошки, в которых отображается в децибелах текущий коэффициент передачи фейдера, а также опции объединения фейдеров.
Источник синхронизации может быть выбран с помощью группы настроек Input clock, в которую входят четыре кнопки: Internal (синхронизация от встроенного осциллятора платы), S/PDIF (внешняя синхронизация через цифровой интерфейс), Esync (синхронизация с другим аудиоинтерфейсом серии Echo 24 посредством шины Esync при частоте дискретизации до 48 кГц), Esync 96 (синхронизация с другим аудиоинтерфейсом серии Echo 24 посредством шины Esync при частоте дискретизации свыше 48 кГц). Рядом с каждой из этих кнопок есть индикатор состояния синхронизации, выполненный в виде ярко-зеленого "виртуального светодиода". Режим работы цифрового интерфейса переключается с помощью группы настроек Digital mode, в которую входят кнопки S/PDIF RCA, S/PDIF Optical и ADAT Optical, названия которых говорят сами за себя.
Доступ к дополнительным настройкам открывается с помощью кнопки Settings, при этом раскрывается окно Gina24 settings, имеющее четыре закладки. Первая закладка, под названием Driver (рис. 5), содержит специфические настройки драйвера. Здесь есть группа настроек Sample Rate Lock, содержащая две радиокнопки, "unlocked" и "locked at", первая из которых позволяет музыкальным приложениям свободно выбирать частоту дискретизации, а вторая, доступная только в режиме синхронизации со встроенным осциллятором платы, позволяет жестко фиксировать частоту дискретизации. Опция Synchronize wave devices, которая была подробно описана ранее, обеспечивает синхронную работу всех устройств платы.
На второй закладке (Digital I/O, рис. 6) находится группа настроек S/PDIF format, содержащая радиокнопки Consumer format (S/PDIF) и Professional format (AES/EBU), позволяющие выбирать формат выходного цифрового сигнала.
Третья закладка (GSIF, рис. 7) предназначена для настройки размера буфера драйвера GSIF. Предлагаются шесть вариантов настройки (64, 128, 256, 512, 1024 и 2048 семплов). Последняя, четвертая закладка (About) содержит информацию о версии панели управления и версии драйвера. К сожалению, в новой панели управления мне не удалось найти опции включения (или, что важнее, отключения) применения дизеринга к входному цифровому сигналу. Тем более обидно, если эта функция реализована аппаратно. Поскольку данная панель управления все еще находится в стадии разработки, то вполне логично ожидать появления у нее новых возможностей.
Аудиоинтерфейс M-Audio Delta 66 (395$) серии Delta состоит из платы (PCI) и коммутационного блока, имеет по четыре аналоговых входа и выхода, электрический цифровой интерфейс формата SPDIF. Аналоговые входы и выходы выполнены на джеках, совместимы как с симметричной, так и с несимметричной коммутацией, и расположены на коммутационном блоке, в то время как цифровые вход и выход находятся на заглушке-брэкете платы (используются разъемы RCA, изолированные от самой заглушки, а, стало быть, и от корпуса компьютера). Коммутационный блок подключается к плате кабелем с пятнадцатиконтактными разъемами D-Sub. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность 24 бита и частоту дискретизации до 96 кГц. Есть встроенный мониторный цифровой микшер с разрядностью 36 бит (аппаратный). Аналоговые и цифровые входы и выходы могут работать одновременно. Поддерживается вывод через цифровой выход сигнала в формате Dolby Digital 5.1 (AC3) для работы с DVD или домашним кинотеатром. Также возможны управление кодами защиты от копирования цифрового сигнала (SCMS) и совместная работа до четырех любых плат серии Delta. Прилагаются программная панель управления, драйверы для Windows MME, ASIO 1, ASIO 2, EASI и GSIF, а также для MacOS (Sound Manager, ASIO 1, ASIO 2).
Прилагаемая программная панель управления имеет пять закладок (см. рис. 8 - 11) и может одновременно управлять четырьмя любыми платами серии Delta. В правой части панели управления есть четыре радиокнопки, объединенные в группу под названием H/w Installed, с помощью которых можно выбрать настраиваемый аудиоинтерфейс (на рисунках показана панель при использовании только одной платы, поэтому выбор устройства невозможен и "лишние" кнопки затенены), причем напротив кнопок появляются буквенно-цифровые обозначения модели инсталлированных устройств (в данном случае "66" означает "Delta 66"). Справа над радиокнопками выбора устройства расположены обычные кнопки Save, Delete и Load, позволяющие сохранять, удалять и загружать ранее созданные настройки панели управления. В нижней части панели расположена кнопка Done, при нажатии на эту кнопку панель управления закрывается. Все перечисленные кнопки не зависят от выбора закладки; естественно, что при этом настройки на текущих закладках относятся к выбранному аудиоинтерфейсу.
Первая закладка (Monitor Mixer) является мониторным микшером (рис. 8), имеющим шесть пар входов и мастер-секцию. Как можно видеть на рисунке, под "линейками" входов есть стандартная полоса прокрутки, необходимость в которой возникает из-за того, что на панели все "линейки" входов одновременно не помещаются. На пары входов H/W In поступает сигнал непосредственно с физических аналоговых и цифровых входов, а пары входов WavOut принимают потоки аудиоданных, посылаемые программами на аналоговые и цифровые выходы. Каждый из входов имеет собственный фейдер, индикатор уровня сигнала, регулятор панорамы, возможности заглушения и солирования, причем фейдеры каждой пары входов могут быть объединены (опция Stereo Gang). Грубая регулировка уровня осуществляется простым перемещением виртуального фейдера. Возможна точная регулировка шагами по 0,5 дБ нажатием мышью на маленькие кнопочки с изображенными стрелками, расположенные над каждым фейдером, или с клавиатуры. Для управления с клавиатуры соответствующий фейдер должен быть активизирован щелчком мыши, после чего фейдер можно перемещать шагами по 0,5 дБ путем нажатия на клавиши стрелок "вверх" и "вниз". Ослабление сигнала фейдером отображается (в децибелах) цифрой в окошке, расположенном непосредственно над ним. Панорама для каждого входа также может регулироваться как грубо (слайдером), так и точно (стрелками "вверх-вниз" или "вправо-влево"). Состояние выбранного регулятора панорамы отображается в процентах цифрой в окошке, расположенном под мастер-секцией. Мастер-секция микшера имеет пару самых длинных фейдеров (Master Volume), возможность синхронизации их перемещения и возможность заглушения выходов микшера (обоих сразу). Регулировка уровня осуществляется точно так же, как и на входах микшера.
Вторая закладка (Patchbay/Router) позволяет управлять внутренней маршрутизацией системы, то есть назначать источники сигнала для всех физических аналоговых и цифровых выходов (рис. 9). На первую пару аналоговых выходов (H/W Out 1/2) может быть назначен поток аудиоданных, посылаемый на них программами (WavOut 1/2), выходной сигнал мониторного микшера (Monitor Mixer), сигнал с цифровых входов (S/PDIF In), то же самое, но с переменой местами правого и левого каналов (S/PDIF In (L/R Rev.)), сигнал, поступающий на первую или вторую пару аналоговых входов (H/W In 1/2 или H/W In 3/4). На вторую пару аналоговых выходов (H/W Out 3/4) может быть назначено все то же самое, но за исключением мониторного микшера. На цифровые выходы (H/W Out S/PDIF) может быть назначен поток аудиоданных, посылаемый на них программами (WavOut S/PDIF), выходной сигнал мониторного микшера (Monitor Mixer), сигнал с цифровых входов (S/PDIF In), то же самое, но с переменой местами правого и левого каналов (S/PDIF In (L/R Rev.)), сигнал, поступающий на первую или вторую пару аналоговых входов (H/W In 1/2 или 3/4). Неиспользуемые опции (затенены) предусмотрены для других устройств серии Delta, имеющих больше входов и выходов.
Третья закладка (Hardware Settings) позволяет управлять основными настройками системы (рис. 10). Здесь возможен выбор источника синхронизации (Master Clock), в качестве которого могут выступать осциллятор платы (Internal Xtal) или поступающий на цифровой вход сигнал (S/PDIF In). При использовании осциллятора платы цифровой вход не воспринимает поступающий сигнал. Состояние синхронизации отображается надписью "Locked" в окошке под кнопками выбора источника синхронизации. При отсутствии на входе цифрового сигнала (в то время, как источником синхросигнала является S/PDIF In) в этом окошке вместо "Locked" появляется сообщение "No Signal". Здесь же устанавливается и размер буфера ASIO-драйвера (DMA Buffer Sizes/ASIO), в семплах. Группа настроек Variable Signal Levels предназначена для переключения уровней сигнала аналоговых входов и выходов. Выходной уровень переключается для всех четырех выходов одновременно с помощью подгруппы настроек Variable Signal Levels/Outputs. Здесь есть три радиокнопки (+4dBu, Consumer и -10dBV), предлагающие три варианта уровня сигнала на аналоговых выходах. Для каждого из входов чувствительность переключается индивидуально кнопками +4, Con и -10. Производителем заявляются следующие уровни входных и выходных сигналов, соответствующие полной цифровой шкале: +14 дБ в режиме "+4dBu", +6 дБв в режиме "Consumer" и 0 дБв в режиме "-10dBV".
На этой же закладке расположены кнопки выбора режима для совместной работы нескольких плат серии Delta или настройки одновременного использования различных устройств одной выбранной платы, таких, например, как аналоговые и цифровые входы (MultiTrack Driver Devices). Синхронизация устройств системы может обеспечиваться используемой многодорожечной программой (Single and In-Sync), возможна независимая работа устройств (Independent), что позволяет одновременно обращаться к разным входам и выходам нескольким программам, также возможна синхронизация нескольких плат (Multiple Card Sync). Группа радиокнопок S/PDIF Sample Rate при работе в режиме синхронизации с поступающим на цифровой вход сигналом (иными словами, когда источником Master Clock является входной поток SPDIF-входа) отображает частоту дискретизации, которая должна принимать одно из стандартных значений (32, 44,1, 48, 88,2, 96 кГц). Это значение частоты дискретизации должно использоваться работающей с устройством программой. Группа радиокнопок, объединенных под названием Codec Sample Rate, отображает текущую частоту дискретизации, общую для всей системы. Обращающиеся к устройствам программы могут изменять текущую частоту дискретизации (естественно, при этом в качестве источника тактового сигнала должен быть выбран осциллятор платы). Опция "Reset Rate When Idle" позволяет контролировать поведение системы в течение времени, когда она не используется приложениями. Если эта опция отключена, то, освободившись, система продолжает сохранять последнюю назначенную частоту дискретизации; если включена, - возвращается к частоте дискретизации, назначенной с помощью радиокнопок Codec Sample Rate. Опция "Rate Locked" фиксирует выбранную частоту, не позволяя программам изменять ее, причем при попытке приложения сделать это возникает сообщение об ошибке.
Четвертая закладка (S/PDIF) содержит некоторые особые настройки цифрового интерфейса (рис. 11). Группа сообщений Digital Input отображает текущий статус цифрового входа SPDIF. При распознавании входного сигнала приемником SPDIF "Дельты" продолжением строки "S/PDIF Signal:" является сообщение "Valid Input Detected"; в противном случае, если входной цифровой сигнал содержит ошибки или вовсе отсутствует, появляется надпись "Invalid or Not Present". Под строкой статуса входного сигнала расположены две затененных радиокнопки "Coax (RCA)" и "Optical", причем первая из них "включена", что соответствует наличию в системе электрического интерфейса формата SPDIF на разъемах RCA. Вполне логично, что выбор типа цифрового интерфейса в данном случае невозможен (Delta 66 имеет только электрический цифровой интерфейс), но при работе этой панели управления с другими платами серии Delta (Delta DiO 2496, например), имеющими как электрический, так и оптический цифровые интерфейсы, указанные кнопки функционируют. Группа настроек под названием Digital Output Format позволяет выбирать формат выходного цифрового сигнала и управлять некоторыми его параметрами. Возможны два режима: Consumer и Professional. В режиме Consumer выходной цифровой сигнал имеет формат SPDIF. В режиме Professional через SPDIF-интерфейс передаются данные в формате AES/EBU. Такой сигнал способны воспринимать некоторые, но далеко не все устройства с входами AES/EBU.
Включение опции Advanced Settings в обоих режимах обеспечивает доступ к дополнительным настройкам. В режиме Consumer возникает группа дополнительных настроек (Consumer Format Advanced Settings), позволяющая управлять кодами защиты от копирования (SCMS), статус-битом Emphasis и использовать цифровой выход для передачи данных в формате AC-3 (Dolby Digital 5.1). Группа настроек кодов защиты от копирования (подгруппа Copy Mode) предлагает три переключаемых режима: защиты от копирования (SCMS), неограниченного копирования (Original (Copy Permitted)) и пометки воспроизводимого материала как копии первого поколения или более позднего (1st Generation). Статус бит Emphasis может быть отключен (кнопка None) или установлен (кнопка 50/15uSec). Тип передаваемых данных (подгруппа Data Type) может выбираться радиокнопками Audio и Non-Audio, что соответствует обычным аудио данным и формату AC-3 (Dolby Digital 5.1). В режиме Professional название группы дополнительных настроек меняется на "Professional Format Advanced Settings". Здесь возможен выбор типа передаваемых через цифровой интерфейс данных и управление статус-битом Emphasis. Как и в предыдущем случае, тип передаваемых данных (подгруппа Data Type) может выбираться кнопками Audio и Non-Audio. Набор настроек управлением статус-бита Emphasis в режиме Professional несколько богаче: кроме отключения статус-бита Emphasis, возможна его установка для двух вариантов кодировки: CCITT или 50/15uSec. Кнопка Restore Defaults позволяет восстановить для цифрового интерфейса исходные установки.
И, наконец, последняя закладка, названная About, содержит полезную информацию о версии используемых драйверов и самой панели управления. Кроме того, эта закладка имеет ссылку на сайт M-Audio/Midiman.
Как происходило тестирование
На этот раз тестирование происходило по несколько усовершенствованной методике. Усовершенствование заключалось в том, что теперь прослушивалось и сравнивалось воздействие не целого звукового тракта тестируемых устройств, а вклад в звучание аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей по отдельности.
Среди использовавшегося при тестировании оборудования были три компьютера:
1) процессор Pentium III Coppermine 750E, 256 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE-контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR, звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 2000;
2) процессор Pentium III Coppermine 800E, 256 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), SCSI-контроллер Adaptec 29160N (160 LVD), два жестких диска IBM DDYS 36 Гб, видеоадаптер Matrox G400 32 Мб (Single Head), цифровая плата ввода-вывода RME Hammerfall Project (DIGI 96/52), Windows 98 SE;
3) процессор Pentium 233 MMX, 64 Мб памяти, материнская плата ASUS TXP4, жесткий диск WD 4,3 Гб, видеоадаптер S3 Virge DX 2 Мб, звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 98 SE.
Аналоговые выходы устройств подключались к микшеру Soundcraft Ghost LE, прослушивание осуществлялось через мониторы Tannoy AMS 8 A, а также наушники AKG 240 M. Тестовый материал воспроизводился на CD-проигрывателе Tascam CD 301 Mk II. Для коммутации цифровых сигналов использовались цифровые кабели Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (электрические форматы) и оптические кабели Swissonic. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare.
В качестве эталонного устройства при прослушивании использовались 20-разрядные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи Apogee AD 1000 и Apogee DA 1000.
Знакомство с аудиоинтерфейсами началось с их распаковки, проверки комплектации и визуальной оценки добротности конструкции и аккуратности изготовления. Система Echo Gina 24 оказалась упакована весьма заботливо: все свободное пространство коробки было заполнено поролоновой прокладкой, в нишах которой и размещались завернутая в металлизированный антистатический пакет плата и коммутационная коробка. Кроме того, в коробке находились кабель для соединения платы и коммутационного блока с 25-контактными разъемами D-Sub, довольно толстое руководство пользователя на английском языке, регистрационная карточка, двухжильный синхронизационный кабель (для шины Esync), а также компакт-диск с драйверами и программным обеспечением. Соединительный кабель выглядел вполне серьезно: он имел толщину не менее 15 миллиметров и длину около полутора метров. Производитель заявляет, что этот кабель - специальный, рассчитан на высококачественную передачу аудиосигналов и имеет хорошую экранировку. Кабель был довольно жестким, но и коммутационная коробка имела приличную массу, достаточную для того, чтобы сохранять устойчивость при несильном изгибе кабеля. Единственное, что меня удивило, так это реализация передачи сигналов восьми симметричных выходов, двух симметричных входов, цифровых входов, цифровых выходов и напряжения питания (для буфера выхода на наушники) по 25-контактному кабелю. Дело в том, что через "мультикор" с 25-контактными разъемами D-Sub "по симметрии" принято передавать только восемь каналов. Не знаю, к каким ухищрениям прибегли разработчики, но, как в последствии подтвердится, данная "нестандартная" схема работает хорошо. По кабелю действительно передаются аналоговые сигналы. Это опровергает байки, которые мне неоднократно доводилось слышать, о том, что якобы у "Джины" аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи установлены внутри коммутационного блока. Внутри действительно есть микросхемы (даже целых четыре), но они выполняют совсем иные задачи.
К качеству изготовления как коммутационного блока, так и самой платы никаких претензий не возникло: все выглядело весьма добротно. Плата имеет небольшие размеры и трехслойную конструкцию (печатная плата внутри коммутационного блока также трехслойная), монтаж качественный; здесь у меня особое умиление вызвало то, что имеющиеся на плате стабилизаторы напряжения в интегральном исполнении (типа 7805 и 7809) даже установлены в радиаторах и заботливо привинчены. Одним словом, производитель не поскупился. На плате установлены микросхемы аналого-цифровых преобразователей AK5383VS и цифро-аналоговых преобразователей AK4393VF производства AKM. Компакт-диск с драйверами и программным обеспечением оказался универсальным, предназначенным для всех устройств серии Echo 24 (Layla 24, Gina 24, Mona, Mia), версии 5.58. На этом диске обнаружились драйверы под Windows 9x/ME (версии 5.58, не WDM), Windows 2000 и NT версии 1.60 beta, поддерживающие ASIO и DirectSound (данные драйверы для Windows 2000 основаны на драйверах Windows NT и не являются WDM-драйверами), а также для Mac (версии 4.00). Остальное "приданое" состояло из программы многодорожечной записи и редактирования Cool Pro Special Edition 1.1, а также огромного количества демонстрационных или пробных (trial) версий большинства широко известных музыкальных приложений компаний Cakewalk, Native Instruments, Sonic Foundry, Steinberg и Waves, перечислять которые нет смысла. В конверте с компакт-диском лежала записка с сообщением о частом обновлении драйверов и рекомендацией скачать их свежую версию с сайта Echo (www.echoaudio.com).
Комплект поставки аудиоинтерфейса M-Audio Delta 66 состоял из платы небольших размеров, коммутационной коробки, соединительного кабеля, руководства пользователя на английском языке, компакт-диска с драйверами и программным обеспечением и конверта с надписью "MAXIMUM AUDIO TOOLS Bundle", в котором находились два компакт-диска, озаглавленные "MAXIMUM AUDIO TOOLS" и "Logic Delta Volume 1". Плата, на первый взгляд, никаких особых нареканий не вызвала, на ней установлены микросхемы AK4524VF, осуществляющие как аналогово-цифровое, так и цифро-аналоговое преобразование. И хотя эти популярные "кодеки" AKM на сегодняшний день несколько устарели, их потенциал часто оставался не полностью востребованным из-за стремления некоторых производителей снизить себестоимость своих устройств в ущерб качеству звучания.
При более внимательном осмотре платы был выявлен один досадный изъян, а, точнее, результат вопиющего нарушения элементарных технологических норм. А именно, стабилизатор напряжения в интегральном исполнении (типа 7805), имеющий теплоотвод с отверстием под фиксирующий винт, не то что не был закреплен на плате, но даже стоял под углом к ней и был смещен относительно предусмотренного на плате крепежного отверстия примерно на два миллиметра. То же самое было и у некогда протестированного мной экземпляра платы M-Audio Audiophile 2496 (см. статью "M-Audio Audiophile 2496 и TerraTec EWX 24/96"). Соединительный кабель, имеющий пятнадцатиконтактные разъемы типа D-Sub, на поверку оказался обыкновенным дешевым низковольтным компьютерным кабелем (для передачи аудиосигналов, вообще говоря, не предназначенным), что лишний раз подтверждают надписи на нем. Пожалуй, единственным достоинством этого кабеля является то, что, имея примерно такую же длину, как и соединительный кабель для Echo Gina 24, кабель от M-Audio Delta 66 гораздо более гибок. Однако, как вскоре выяснилось, последнее особого значения не имеет: гораздо менее массивная коммутационная коробка "Дельты" все равно легко опрокидывалась даже при малейшем шевелении кабеля.
Коммутационная коробка сделана очень аккуратно, тем не менее, на этом все ее достоинства заканчиваются. Подозрение у меня вызвало использование пятнадцатиконтактного разъема. Вспомним, что производитель заявляет о "совместимости как с симметричной, так и с несимметричной коммутацией" входов и выходов системы. Здесь слово "совместимость" вовсе не означает, что мы имеем дело с истинной "симметрией". Простейший подсчет подсказывает, что для передачи восьми (четыре входа и четыре выхода) симметричных сигналов нам потребуются как минимум шестнадцать проводников, плюс, как минимум, один общий или "земляной", итого получаем семнадцать. В чем дело? Если бы коммутационная коробка являлась бы активной, то вполне можно было бы обойтись без передачи симметричных сигналов через соединительный кабель, а техническое решение задачи в этом случае было бы вполне очевидным. С пассивной коммутационной коробкой такое было бы невозможно. Оставалось выяснить, является коммутационный блок активным или же пассивным, и в чем здесь обман, если верно последнее.
Итак, коммутационная коробка оказалась пассивной. Следовательно, через соединительный кабель передается несимметричный сигнал. Совместимость коммутационной коробки с симметричной коммутацией достигается за счет применения в ней ряда схемотехнических решений, известных под названием "псевдосимметрия", единственными достоинствами которых являются простота и дешевизна. Самое интересное, что в данном случае "псевдосимметрия" реализуется одинаково и по входам и по выходам: второй контакт TRS-джека (то есть так называемое "кольцо") соединяется с "землей" через последовательно включенные резистор и электролитический конденсатор. В идеале номиналы этих резисторов должны быть точно равны активным сопротивлениям между первыми и третьими контактами джеков. Несложно догадаться, что при несимметричном подключении вся эта конструкция не оказывает на передаваемый сигнал никакого воздействия. При симметричном же подключении все гораздо веселее. Надо сказать, что нормальная работа "псевдосимметрии" возможна только при определенных условиях, обсуждение чего выходит за рамки данной статьи. Короче говоря, изучив конструкцию коммутационного блока, я сделал вывод, что хотя совместимость с симметричной коммутацией она, конечно, обеспечивает, но с точки зрения защиты от помех не дает никаких преимуществ по сравнению с обычной несимметричной схемой, особенно если вспомнить про добрых полтора метра соединительного кабеля сомнительного качества. Для соединения "Дельты", например, с микшером, штатной коммутационной коробкой можно вообще не пользоваться и лучше самостоятельно изготовить нормальный "мультикор". Распайка пятнадцатиконтактного разъема D-Sub приведена в
таблице 1.
Таблица 1.
"Распайка соединительного кабеля от Delta 66"
На прилагаемом к плате компакт-диске находятся драйверы и "мануалы" для всей продукции Midiman и M-Audio, полная версия сайта Midiman и M-Audio, а также обзор данной продукции в прессе. Для аудиоинтерфейсов серии Delta на этом диске были найдены драйверы под Windows 9x, Windows ME, Windows NT, Windows 2000 и под Mac. Компакт-диск MAXIMUM AUDIO TOOLS из конверта MAXIMUM AUDIO TOOLS Bundle содержит продукты компаний Antares (Auto-Tune DX 1.3, Mic Modeler DX 1.0), Arboretum Systems (Ray Gun DX and Stand-Alone), MixMeister, Qdesign (MVP), Sonic Foundry (ACID, Siren Jukebox 2.0, 17 Мб лупов). Этот диск принес мне немало неприятностей. Так, в результате установки Antares Auto-Tune DX 1.3 с этого диска под Windows 2000 требуется перезагрузка, при ее выполнении вместо операционной системы появился синий экран с сообщением о стоп-ошибке. Таким образом, известная своей надежностью операционная система Windows 2000 "слетела с катушек" (я специально проверил этот возмутительный факт, переустановив систему еще раз, после чего, снова пытаясь инсталлировать Auto-Tune, получил тот же результат). Так что после этого указанный диск я к компьютеру и близко не подносил. Другой компакт-диск из конверта MAXIMUM AUDIO TOOLS Bundle, с надписью Logic Delta Volume 1, содержал специальную версию программы Logic Audio, предназначенную для совместной работы с аудиоинтерфейсами M-Audio серии Delta.
Далее платы устанавливались в компьютер номер 1, под Windows 2000. В этом компьютере оставалось как раз два свободных слота (помимо всего прочего, в этом компьютере обитали еще модем USR Sportster 56K PCI и SCSI-контроллер Adaptec AHA 152X (ISA)). Понятно, что свободных ресурсов при этом оставалось мало, однако обе платы проинсталлировались с прилагаемыми драйверами без проблем. Операционная система увидела все пары входов и выходов Echo Gina 24, включая ADAT-интерфейс, которые были доступны в "мультимедийных" настройках панели управления. Ситуация с M-Audio Delta 66 была несколько иной. Операционная система видела только одно устройство записи и одно устройство воспроизведения. По всей видимости, этим устройством был мониторный микшер. Поэтому о нормальной работе M-Audio Delta 66 с некоторыми музыкальными приложениями, такими, как, например, WaveLab, не могло быть и речи. Несмотря на это, панель управления платой вела себя, в общем-то, адекватно, ее маршрутизатор работал, и ничто не вызывало подозрений (вспомним, что та же самая панель управления вместе с платой M-Audio Audiophile 2496 вела себя странно, особенно ее маршрутизатор). Панель управления Echo Gina 24 (Echo Console) также работала более или менее нормально, за исключением, разве что, того, что при перемещении ее фейдеров был слышен громкий треск. Далее, оба аудиоинтерфейса были проверены на предмет взаимодействия с музыкальными приложениями, в число которых вошли Cakewalk Sonar XL 1.0, Cubase VST 3.7, Nuendo 1.x, Cool Edit Pro 1.2 и WaveLab 3.0. Здесь лучше показала себя Echo Gina 24, у M-Audio Delta 66 были серьезные проблемы. Например, при работе M-Audio Delta 66 с Cakewalk Sonar были слышны ритмичные щелчки, темп которых был обратно пропорционален размеру буфера в настройках программы. С программой Cool Edit Pro обе системы вели себя неадекватно: уровень записи оказывался существенно заниженным.
Тест на побитовое копирование с Echo Gina 24 проводился под Cakewalk Sonar. Копируемый материал имел частоту дискретизации 48 кГц, разрядность - 16 и 24 бита. Использовался как внешний источник синхронизации (соединение через процессор TC Electronic M-One при разрядности 24 бита, в режиме "обхода"; цифровой тракт прибора успешно проходит тест на "честность"), так и осциллятор платы. Результат этого теста оказался весьма странным: цифровой интерфейс "Джины" успешно прошел испытание только при разрядности 24 бита и непосредственном соединении кабелем цифрового входа устройства с его цифровым выходом. Разностный файл оригинала и копии в случае их несовпадения (при разрядности 16 бит, после "отрезания" лишних "пустых" семплов в начале копии) содержал идеальный белый шум, амплитудой в два бита. Опция применения дизеринга к входному потоку в панели управления была отключена. Тест на побитовое копирование с M-Audio Delta 66 проводился в Cubase. Результат - отрицательный. Затем, я попробовал заменить драйверы. Для "Джины" с сайта Echo были скачаны WDM-драйверы версии 0.63 beta, новая версия панели управления и утилита для удаления старых драйверов. Для "Дельты" штатные драйверы под Windows 2000 были заменены на WDM-драйверы с прилагаемого компакт-диска, означенные на нем как "драйверы под Windows ME". После переустановки драйверов, которая прошла успешно (если не считать неудобной, на мой взгляд, программы установки новых драйверов для "Джины"), тесты были проведены повторно. Результаты принципиально не изменились.
Далее был оценен уровень шума в звуковых трактах устройств. Для этого на один из треков проекта в Cakewalk Sonar и в Cubase помещался 24-разрядный стереофонический аудиофайл, содержащий цифровую тишину. Тишина воспроизводилась через пару аналоговых выходов, которая была накоротко замкнута кабелями на пару аналоговых входов, с которых осуществлялась запись на другой трек. Затем записанный файл подвергался статистическому анализу в WaveLab с целью выяснения его пикового уровня, который и является искомой оценкой уровня шума. Перепробовав различные комбинации входов и выходов обоих аудиоинтерфейсов, я получил, в худшем случае, -93,51 дБ шума для "Джины" и -83,86 дБ шума для "Дельты", что, по-моему, говорит само за себя. Также было отмечено, что в процессе работы "Джина" очень сильно греется, источником тепла являются как раз те самые микросхемы стабилизаторов напряжения, заботливо установленные в радиаторы. При выключении компьютера у обоих аудиоинтерфейсов был слышен громкий щелчок переходного процесса.
Следующим этапом было сравнение "звучания" аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, для чего действие переместилось в студию МО. В качестве тестового материала использовался альбом Van Halen III, несомненно, являющийся классикой рока 80-х. Этот альбом, на мой взгляд, очень хорошо записан, и его звучание имеет массу нюансов, позволяющих всесторонне оценить музыкальные качества тестируемого звукового тракта. Обе платы были успешно проинсталлированы под Windows 98 с прилагавшимися в комплекте драйверами. Первыми прослушивались цифро-аналоговые преобразователи. Для этого отобранные композиции были записаны на два стереотрека программы Nuendo, которые были назначены на разные шины. Одна из шин, в свою очередь, была назначена на пару аналоговых выходов "Джины", а другая - на пару аналоговых выходов "Дельты". Здесь возникла одна сложность, связанная с особенностью ASIO-драйверов. Дело в том, что несколько ASIO-драйверов одновременно использоваться не могут. Наверное, именно по этой причине по несколько плат каждой серии (как Delta, так и Echo 24) работают с одним драйвером. К счастью, "мультитрекеры" Steinberg имеют "примочку" под названием ASIO Multimedia, которая позволяет использовать все имеющиеся устройства, правда, только с их MME-драйверами. Далее аналоговые выходы аудиоинтерфейсов были подключены к двум парам каналов микшера, после чего две стереопары были выровнены по громкости на синусоиде. Синусоида была помещена на два других трека Nuendo, назначенных на те же шины, через которые должен воспроизводиться музыкальный материал, после чего эти треки были "просолированы". Здесь была отмечена существенная разница уровня выходного сигнала аудиоинтерфейсов. Несмотря на то, что переключатели уровня в панелях управления обоих устройств были установлены в положения, соответствующие +4 дБ, уровень выходного сигнала "Дельты" был существенно тише, чем у "Джины", и существенно ниже паспортного значения. Таким образом, если "Джина" имеет динамический запас (обычно обозначаемый англоязычным термином headroom) примерно в 14 дБ (что нормально для серьезной аппаратуры) относительно стандартных +4 дБ, то "Дельта" реально имеет или очень маленький, или даже отрицательный запас.
Характер звучания устройств различался сильно. "Джина" обладала более пробивным, ярким и насыщенным звучанием, которое субъективно даже казалось громче (несмотря на то, что уровень сигнала был точно выровнен). Звучание "Дельты" было менее ярким и показалось мне несколько вялым. Однако относительно того, "что лучше", мнения разделились. Мне больше понравилась "Джина", а, например, Владимиру Севостьянову, также участвовавшему в тестировании, наоборот, "Дельта". Для осуществления прослушивания аналого-цифровых преобразователей аудиоинтерфейсов необходимо было синхронно записать тестовый аудиоматериал с их аналоговых входов. Для этого к цифровому выходу проигрывателя Tascam CD 301 Mk II были подключены цифро-аналоговые преобразователи, пара аналоговых выходов которых была подключена к паре каналов микшера, каждый из которых, в свою очередь, был назначен на свою пару подгрупп (к такому трюку в очередной раз пришлось прибегнуть из-за отсутствия сплиттера). К парам подгрупп подключались пары аналоговых входов аудиоинтерфейсов. Уровни записи на двух стереотреках Nuendo были выровнены с помощью фейдеров подгрупп микшера, после чего одновременно были записаны два файла. Воспроизведение осуществлялось через цифровую плату ввода-вывода RME и цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000. Переключение между образцами осуществлялось путем переключения кнопок заглушения треков в программе. В первые же секунды прослушивания стало ясно, что звучание обоих образцов очень мутное и сдавленное. То есть, порча аудиоматериала аналого-цифровыми преобразователями была ощутима гораздо сильнее, в сравнении с "вкладом" цифро-аналоговых преобразователей аудиоинтерфейсов. Однако некоторое превосходство аналого-цифровых преобразователей "Джины" было признано единогласно. Некоторое время у меня даже были сомнения в том, что устройства производят "оцифровку" настолько плохо. Весь звуковой тракт, использовавшийся в последнем тесте, был тщательно перепроверен на предмет возможных ошибок в коммутации или настройках микшера и Apogee DA 1000, но проверка лишь подтвердила правильность выполнения данного теста.
В заключении был еще раз проведен тест на побитовое копирование. Для M-Audio Delta 66 снова получен отрицательный результат. А цифровой интерфейс "Джины" вообще отказался работать надлежащим образом.
Панель управления устройств серии Delta имеет одно неприятное свойство: она остается в панели управления Windows (и 9.x, и 2000) даже после деинсталляции платы. Устранение этого досадного артефакта - дело сложное и трудоемкое. Например, для того, чтобы освободить Windows 2000 от следов пребывания "Дельты", можно проделать следующую процедуру.
1. Прежде чем деинсталлировать устройство, составить список файлов его драйверов. Этот список доступен через панель управления, значок System, вкладку Hardware окна System Properties, кнопку Device Manager, далее в окне Device Manager надо найти раздел Sound, video and game controllers, где выбрать из списка удаляемое устройство, раскрыть окно его свойств (например, двойным щелчком мыши), где выбрать вкладку Driver и нажать на ней кнопку Driver Details.
2. Деинсталлировать устройство.
3. Удалить те файлы из списка, которые система позволит вам удалить, кроме .../system32/ksuser.dll, .../system32/wdmaud.drv, .../system32/drivers/portcls.sys и .../system32/drivers/stream.sys (эти файлы являются системными файлами Windows).
4. Перезагрузиться.
5. Удалить из системного реестра все упоминания об удаленном устройстве. Здесь надо соблюдать особую осторожность.
6. Перезагрузиться еще раз.
7. Удалить остальные файлы, подлежащие удалению.
Теперь можно открыть панель управления и убедиться в отсутствии значка.
|
Выводы
Теперь можно подвести итоги и порассуждать о сильных и слабых сторонах каждого из рассмотренных устройств. Во-первых, я еще раз убедился, что продукция компании Echo по-прежнему оставляет своих соперников далеко позади. Так, Echo Gina 24 имеет примерно на 10 дБ меньший уровень шума при равных условиях, а сама цифра -93,51 дБ действительно впечатляет, однако, если учесть, что эта цифра считается относительно полной шкалы цифрового сигнала (0 dBFS), которая соответствует примерно +18 дБ, то абсолютное значение уровня шума в звуковом тракте этой системы будет примерно таким же, как и у M-Audio Delta 66. Стоит отметить, что M-Audio Delta 66 по качеству цифро-аналогового преобразования не ударила в грязь лицом. Для совместной работы с аналоговым микшером я особенно порекомендовал бы Echo Gina 24, которая, несомненно, также подошла бы для работы с многоканальным форматом 7.1. Во-вторых, цифровые интерфейсы обеих систем не так уж хороши. При столь странной и нестабильной их работе лично я бы вообще не стал пользоваться даже столь привлекательным своей функциональной развитостью цифровым интерфейсом Echo Gina 24. К числу общих проблем можно отнести откровенно низкое качество аналогово-цифрового преобразования, хотя и здесь Echo Gina 24 оказалась получше, что, впрочем, сути дела не меняет. Взаимодействие этих аудиоинтерфейсов с музыкальными приложениями оставляет желать лучшего, однако и тут у Echo Gina 24 дела несколько получше. О работе с GigaStudio ничего сказать не могу, так как этой программой не пользуюсь. Еще одной проблемой продукции Echo является ее весьма избирательная совместимость с различными "чипсетами" материнских плат. Использовавшиеся при тестировании компьютеры когда-то собирались, исходя именно из соображений совместимости, поэтому такой проблемы у меня не возникало. К сожалению, прогресс в области создания "периферии" (особенно музыкальной) и написания для нее драйверов под операционные системы, действительно находящиеся на острие прогресса, очень сильно отстает от процесса создания новых "мейнфреймов" и операционных систем. Так что пока компромисс неизбежен. Всю необходимую информацию по вопросам совместимости можно найти на сайте производителя. И, наконец, немного о хорошем. Похоже, что вечная проблема с драйверами начала постепенно решаться. Производители наконец-то зашевелились, хотя до полного торжества прогресса еще очень далеко. Подтверждение тому - появление WDM-драйверов для Echo 24. Несмотря на то, что пока это всего лишь бета-версия, каких-либо особых проблем с ними я не испытал.
12.03.07 23:58
JARS
Купил Delta 66. Характеристика: рабочая лошадка без лишних понтов! У меня материнка на VIA всё нормально работает( кнкретно Gigabyte ga7va).
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.
|
|