Начало
 
 


RME Hammerfall DSP

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  RME Hammerfall DSP

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
октябрь 2002

Компьютерная система.

Компьютерные платы ввода-вывода звука серии Hammerfall немецкой фирмы RME уже давно имеют хорошую репутацию и весьма популярны, несмотря на то, что недешевы. Причиной успеха, вероятно, являются прецизионные цифровые тракты этих устройств и аппаратная поддержка ASIO. А примерно год назад линейка продукции RME пополнилась еще одной системой, Hammerfall DSP, базирующейся на проверенной временем технологии Hammerfall. Однако эта система радикально отличается от своих предшественников: она состоит из интерфейсной платы и внешнего блока, а также имеет встроенный DSP, выполняющий функцию микшера. С одной стороны, это интересно возможностью использования различных интерфейсных плат и внешних блоков, ведь недалек тот день, когда, например, 32-разрядная шина PCI вконец потеряет актуальность и разделит судьбу старушки ISA, а Hammerfall DSP можно будет по-прежнему использовать, заменив только интерфейсную плату (другой вопрос, будет ли обеспечена производителем такая поддержка). С другой стороны, было неизвестно, в какой мере новинка обладает достоинствами, присущими предыдущим продуктам RME. Эти сомнения были развеяны в процессе моего двухнедельного общения с системой Hammerfall DSP в составе внешнего блока Multiface и интерфейсной платы.

На сегодняшний день система Hammerfall DSP предлагает выбор из двух интерфейсных плат и двух внешних блоков.

Аппаратная часть
Внешний блок Hammerfall DSP Multiface (700$) выполнен в полурэковом корпусе, имеет на задней панели восемь симметричных аналоговых входов и выходов (на джеках), цифровые интерфейсы форматов ADAT (Tos-Link) и SPDIF (электрический, RCA), вход и выход Word Clock (BNC), порт ADAT-синхронизации (девятиконтактный разъем типа D-Sub), порт для соединения с интерфейсной платой (шестиконтактный разъем типа IEEE 1394 или FireWire), разъем для подключения адаптера питания. На передней панели расположены аналоговый стереовыход линейного уровня (джек, может использоваться для подключения наушников), MIDI-вход и MIDI-выход (DIN-5), а также светодиодные индикаторы ошибки связи с интерфейсной платой, светодиодные индикаторы источника синхронизации, активности MIDI-входа и MIDI-выхода. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 32 до 96 кГц. Номинальные чувствительности входов и выходные уровни устанавливаются индивидуально, посредством джамперов, расположенных внутри устройства. Возможны три варианта настроек: -10 дБв при запасе в 12 дБ (обычно обозначаемом термином “headroom”), +4 дБ при запасе в 9 дБ и +4 дБ при запасе в 15 дБ. Оптический цифровой интерфейс может работать в формате SPDIF (переключение осуществляется программно). Также возможна передача данных в формате AES/EBU и AC-3 через электрический цифровой выход. Цифровые интерфейсы поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 32 до 96 кГц (ADAT-интерфейс работает при частотах дискретизации свыше 48 кГц c использованием алгоритма S-MUX).


 
RME Hammerfall DSP Multiface  
   

 
RME Hammerfall DSP Multiface  
   

Внешний блок Hammerfall DSP Digiface (550$) выполнен в полурэковом корпусе, имеет на задней панели три цифровых интерфейса формата ADAT (Tos-Link), цифровой интерфейс формата SPDIF (электрический, RCA), вход и выход Word Clock (BNC), порт ADAT-синхронизации (девятиконтактный разъем типа D-Sub), порт для соединения с интерфейсной платой (шестиконтактный разъем типа IEEE 1394 или FireWire), разъем для подключения адаптера питания, MIDI-вход и MIDI-выход (DIN-5). На передней панели расположены аналоговый стереовыход линейного уровня (джек, может использоваться для подключения наушников), светодиодные индикаторы ошибки связи с интерфейсной платой, индикаторы источника синхронизации, активности MIDI-входа и MIDI-выхода, а также продублированы MIDI-вход и MIDI-выход. Один оптический цифровой интерфейс может работать в формате SPDIF (переключение осуществляется программно). Также возможна передача данных в формате AES/EBU и AC-3 через электрический цифровой выход. Цифровые интерфейсы поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 32 до 96 кГц (ADAT-интерфейс работает при частотах дискретизации свыше 48 кГц c использованием алгоритма S-MUX).


 
RME Hammerfall DSP Digiface  
   

 
RME Hammerfall DSP Digiface  
   

Оба блока имеют встроенный DSP, который обеспечивает работу микшера. Микширование осуществляется с разрядностью 40 бит. Устройства могут получать питание от интерфейсной PCI-платы или от внешнего адаптера (при подключении к интерфейсной плате CardBus — только от внешнего адаптера).

Плата Hammerfall DSP PCI Interface (270$) для шины PCI соединяется с внешним блоком посредством кабеля с разъемами типа IEEE 1394 (прилагается). На плате есть две трехконтактные колодки, предназначенные для синхронизации нескольких систем HDSP. Синхронизационный кабель прилагается.

RME Hammerfall DSP PCI Interface

Плата Hammerfall DSP CardBus Interface (290$) является адаптером типа PCMCIA type II (32 бит, предназначена, главным образом, для ноутбуков). С внешним блоком соединяется посредством прилагаемого кабеля-переходника с разъемами Closed LAN (пятнадцатиконтактный) и IEEE 1394. В комплект также входят сетевой адаптер питания, автомобильный и батарейный кабели питания.

RME Hammerfall DSP CardBus Interface

Оба варианта интерфейсных плат полностью совместимы с Plug’n’Play и используют для всех функций системы HDSP только одно прерывание. Допустимая длина соединительного кабеля — 15 метров, в то время как интерфейс FireWire поддерживает кабели длиной не более пяти метров.

Программная часть
Система HDSP имеет драйверы под Windows 98/ME (мультиклиентный MME-драйвер, ASIO 2.0 и GSIF), Windows 2000/XP (мультиклиентный MME-драйвер и ASIO 2.0) и MacOS (ASIO 2.0). Обещаны драйверы под Linux. Панель управления имеет закладки с настройками, число закладок равно количеству проинсталлированных экземпляров HDSP плюс одна общая, информационная закладка. Панель управления (рис. 1, соответствует системе с блоком Multiface) содержит настройки буфера, цифрового интерфейса и синхронизации. Информационная закладка About сообщает о текущей версии драйверов и имеет ссылку на сайт производителя.

Рис. 1

Программная консоль Hammerfall DSP Mixer (рис. 2), использующая технологию Total Mix, позволяет создавать для каждой пары физических выходов индивидуальный субмикс всех входных сигналов и потоков аудиоданных, воспроизводимых музыкальными приложениями.

Рис. 2

Рабочее пространство консоли организовано в виде трех рядов линеек, очень похожих на элементы микшера Cubase. Верхний ряд линеек отвечает за мониторинг физических входов, средний ряд относится к потокам аудиоданных, воспроизводимых музыкальными приложениями, а нижний ряд — к физическим выходам. Линейки верхнего и среднего ряда позволяют регулировать уровень сигнала и стереопанораму, имеют столбчатые индикаторы уровня сигнала, численные индикаторы уровня сигнала и текущего коэффициента передачи фейдера (в децибелах), кнопки заглушения и солирования, настройки маршрутизации. Если уж говорить совсем точно, то никаких настроек маршрутизации здесь нет, а есть меню выбора слоя, соответствующего определенному субмиксу. Линейки нижнего ряда имеют только фейдеры, столбчатые индикаторы уровня сигнала, численные индикаторы уровня сигнала и текущего коэффициента передачи фейдера (в децибелах). Блок-схема микшера показана на рисунке 3.


 
Рис. 3  
   

Индикаторы уровня сигнала имеют множество полезных настроек (рис. 4), к которым можно получить доступ через меню Options главного окна консоли или двойным щелчком мыши по индикаторам.

Рис. 4

Рис. 5

В правой части консоли расположена панель быстрого доступа, вид которой зависит от версии программы. Вид консоли, показанный на рисунке 5, соответствует более свежей ее версии (2.33), чем можно найти на прилагаемом к устройству компакт-диске. Здесь есть общие (Master) кнопки заглушения и солирования, воздействующие сразу на все одноименные кнопки линеек консоли. Также можно выбрать, отображать или нет каждый из трех рядов линеек, или отображать одновременно линейки только определенного субмикса. Возможно сохранение восьми вариантов настроек. И, наконец, для данной версии консоли стал возможным выбор режима мониторинга. Режимы Mix и Replace пояснения не требуют, а вот под загадочным обозначением ZLM скрывается ни что иное, как мониторинг во время записи “врезкой” в программах Samplitude и Sequoia. Следует отметить, что эта группа настроек (т. е. настройки режима мониторинга) действует только при работе с MME-драйвером.

Утилита DigiCheck предназначена для тестирования устройств RME, измерения параметров и анализа потоков цифрового аудио, повторяя часть возможностей измерительной системы RME DAM-1. В число функций программы входят двухканальный измеритель уровня и коррелятор фазы (рис. 6), многоканальный измеритель уровней, “глобальный” измеритель уровней, “битскоп” и множество других тестовых функций.

Рис. 6

Возможна гибкая настройка измерителей (рис. 7).

Рис. 7

Программа Meter Bridge является измерителем уровня, функции которого практически идентичны измерителям уровней, имеющимся в программе DigiCheck. А вот набор настроек измерителей Meter Bridge несколько отличается (рис. 8).

Рис. 8

Программа Totalyser (рис. 9) является современной версией DigiCheck, эдаким гибридом DigiCheck и программного обеспечения другого детища RME, системы DAM-2. В число функций Totalyser входят тридцатиполосный анализатор спектра, измеритель уровня сигнала, коррелятор фазы, гониометр (векторный осциллограф). Программа имеет множество настроек, однако анализирует только сигнал, поступающий на одну выбранную стереопару входов.


 
Рис. 9  
   

Аксессуары
Отдельно можно приобрести множество дополнительных принадлежностей, повышающих гибкость системы и позволяющих оптимизировать ее для работы в конкретных условиях.

Адаптер 36000 позволяет установить в рэк два любых блока HDSP. Имеет набор крепежных отверстий, обеспечивающий совместимость с многими полурэковыми устройствами других производителей.

Кабели 36001, 36002, 36005, 360010 с разъемами IEE1394, предназначенные для соединения блока и PCI-платы, имеют длину 1, 3, 5 и 10 метров соответственно.

Кабели-переходники 36081 и 36082 с разъемами IEE1394 и Closed LAN, предназначенные для соединения блока HDSP и CardBus-интерфейса, имеют длину 5 метров и 1 метр соответственно.

Оптические кабели 36003, 36004, 36006, 36007, 36008 и 36009 имеют длину 0,5, 1, 2, 3, 5 и 10 метров соответственно.

Использование нескольких активных ретрансляторов 36011 позволяет разнести интерфейсную плату и внешний блок на практически неограниченное расстояние. Устройство не является ретранслятором FireWire. Имеется возможность развязки “земляных” цепей.

Сетевой адаптер 37011 может использоваться как при работе с интерфейсной платой CardBus (он же прилагается к этой плате), так и с интерфейсной платой для шины PCI.

Как происходило тестирование
При тестировании использовался компьютер следующей конфигурации: процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE-контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, аудиоинтерфейс Marian MARC 2, Windows XP Professional. Прослушивание осуществлялось через мониторы Polk Audio, а также наушники AKG 240 M, Beyerdynamic DT 990 Pro и Beyerdynamic DT 770 Pro (совместно с усилителем для наушников Oz Audio HM 6). В качестве контрольных использовались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи процессора Lexicon M 300 и цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000. Коммутация цифровых сигналов осуществлялась посредством кабелей Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (для электрических интерфейсов) и оптических кабелей Swissonic и Mutec. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon с разъемами Switchcraft.

Первым этапом тестирования стала проверка комплектации устройства и внешний осмотр. В коробке с платой Hammerfall DSP PCI Interface, кроме самой платы, находились компакт-диск с драйверами и программным обеспечением, гарантийно-регистрационная карточка, руководство по инсталляции (лист формата А4, на одной стороне на английском языке, на другой — на немецком), синхронизационный кабель (витая пара в экране, длиной примерно 30 см, трехконтактные разъемы на концах), кабель для соединения интерфейсной платы с блоком (длиной около пяти метров, довольно жесткий, с шестиконтактными разъемами типа IEEE 1394). Плата оказалась на удивление маленькой, компонентов на ней — раз, два и обчелся. Прилагаемый компакт-диск версии 12/2001 (PC/Mac) содержит драйверы и документацию для всей продукции RME, программы HDSP Meter Bridge и DigiCheck, утилиту для обновления прошивки интерфейсных плат HDSP, демоверсии нескольких программ (BPM Studio, HPW Lite, Reaktor, RME DAM-1 и Windows Commander) и сайт производителя.

В коробке с блоком Hammerfall DSP Multiface находился сам блок, компакт-диск версии 12/2001 (PC/Mac) с драйверами и программным обеспечением, гарантийно-регистрационная карточка, руководство по инсталляции, комплект самоклеющихся резиновых ножек для настольной установки устройства и оптический кабель длиной два метра. Номинальные чувствительности входов и выходные уровни устанавливаются индивидуально, посредством джамперов, расположенных непосредственно на платах внутри устройства (заводские установки соответствуют +4 дБ). Конечно, это повод заглянуть внутрь коробочки и убедиться в аккуратности монтажа и серьезности начинки устройства, но отсутствие защиты “от дурака” создает дополнительный риск, хотя, с другой стороны, такой вариант переключения уровней существенно упрощает конструкцию, что положительно сказывается на надежности устройства.

Устройство было проинсталлировано в компьютер с драйверами, прилагаемыми на компакт-диске (версии 2.01, для Windows 2000/XP). Установка прошла, на первый взгляд, успешно. На панели задач Windows появились значки программной консоли и панели управления HDSP (рис. 10). Однако на внешнем блоке горел индикатор ошибки — почему-то не устанавливалась связь между интерфейсной платой и блоком. Естественно, звука не было. Отчаявшись найти решение этой проблемы, я собрался, было, идти в магазин, менять неработающее устройство. Но до этого дело не дошло, так как я вскоре с удивлением обнаружил, что сообщение об ошибке исчезло само собой, и между платой и блоком установилась связь. Следует отметить, что описанная ситуация (плохая связь блока с платой) возникала неоднократно и разрешалась также непредсказуемо. Кроме того, блок Multiface в процессе работы сильно грелся.

Рис. 10

После выполнения соответствующих настроек в программной панели управления система была отдана во власть популярных музыкальных приложений, в число которых вошли Cakewalk Sonar 1.3.1, Emagic Logic Audio Platinum 4.7, Steinberg WaveLab 3.0 и Syntrillium Cool Edit Pro 1.2. В принципе, сюда можно было бы добавить Cubase или Nuendo, однако, полагаю, что такой вариант был бы самым беспроблемным, особенно учитывая давнюю дружбу Steinberg и RME (см. статью "Steinberg Nuendo"). Итак, все перечисленные программы, за исключением Logic, нормально взаимодействовали с устройством. Неприятность, обнаруженная во время работы с Logic, заключалась в возникновении обратной связи вследствие самопроизвольного включения мониторинга при попытке записи. А ведь мониторинг в программной консоли HDSP перед этим был специально отключен. Не помогали ни возня с настройками программ, ни замена драйверов и программной консоли на более свежие (версий 2.332 и 2.33 соответственно). Мониторинг по-прежнему упрямо включался сам. В общем, от дальнейшего использования Logic в данном тестировании пришлось отказаться.

Если говорить о программной консоли HDSP, то, в первую очередь, следует отметить ее огромные возможности. С другой стороны, консоль, интерфейс которой стилизован под микшер Cubase, организована крайне невразумительно. Если посмотреть на блок-схему микшера HDSP (рис. 3), то становится ясно, что для этой системы функции микширования и распределения сигнала равнозначны. Этот микшер можно представить в виде объемной сетки, одной из координат которой являются физические входы, другой — физические выходы, а третьей — потоки аудиоданных, воспроизводимые музыкальными приложениями. Ну как? Впечатляет? Можно долго спорить, является ли это излишеством (я все-таки в таком количестве “тупых” субмиксов необходимости не вижу). Ясно одно, что при данной организации консоли мы одновременно можем видеть только один “срез” указанной выше фигуры и не имеем одновременного доступа ко всем настройкам. Зато имеем полное равноправие — в двух верхних рядах все фейдеры одинаковые. А в таком “лесу” из фейдеров и заблудиться недолго. Остается надеяться на то, что интерфейс следующих версий программной консоли HDSP будет организован более доходчиво.

Тест на побитовое копирование проводился при непосредственном соединении кабелями цифровых входов и выходов, в режиме внутренней синхронизации. Использовалась программа Cakewalk Sonar 1.3.1. Разрядность тестового материала — 16 и 24 бит, частоты дискретизации — 44,1, 48 и 96 кГц. Все тесты пройдены с положительным результатом, что лишний раз подтверждает безупречность цифровых трактов устройств RME.

Для тестирования аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей Hammerfall DSP Multiface снова применялась программа Cakewalk Sonar 1.3.1. В качестве тестового материала использовался компакт-диск Van Halen III. К проверенным на честность цифровым входам и выходам Multiface были подключены контрольные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. Затем тестовый материал воспроизводился через эти цифро-аналоговые преобразователи, выходной сигнал подавался на аналоговые входы Multiface, с которых и осуществлялась запись результата работы его аналого-цифровых преобразователей. Аналогично, при воспроизведении тестового материала через аналоговые выходы Multiface и подачи его на входы контрольных аналого-цифровых преобразователей, с цифрового входа был записан тест цифро-аналоговых преобразователей испытываемого устройства. К качеству звучания у меня особых претензий не возникло, хотя конверторы Aardvark Direct Pro Q 10 (см. статью "Aardvark Aark 24 и Direct Pro Q 10") звучат поприятнее. Звук у Multiface несколько сухой и колючий. Впрочем, это лишь мое субъективное мнение.

Уровень шума в аналоговой части звукового тракта системы оценивался при непосредственном соединении несимметричными кабелями аналоговых выходов с аналоговыми входами. Все джамперы блока стояли в положении +4 дБ, мониторинг на панели управления микшера отключался. Значения пикового уровня шума считывались с индикаторов уровня записи программы WaveLab. Для разных входов и выходов уровень шума находился в пределах от -91 дБ до -84 дБ относительно полной цифровой шкалы (0 dBFS). Это очень неплохой результат для устройств данного класса. Следует также отметить, что индикаторы уровня входного сигнала “фирменного” программного обеспечения (Meter Bridge, DigiCheck и Totalyser) дают те же значения.

Заключение
Система RME Hammerfall DSP показала себя весьма серьезным устройством, которое, на мой взгляд, подходит для использования в студиях практически любого “калибра”. Для сравнительно небольших студий, скорее, подойдет блок Multiface, в то время как для более крупных студий естественным выбором может быть блок Digiface. Несомненным плюсом являются возможность выбора типа интерфейсной платы (PCMCIA или PCI) и поддержка большинства популярных в музыкальной среде платформ. Еще одним достоинством системы является аналоговая часть приличного качества. Недостатков, в общем-то, не так уж и много. Самый зловредный “глюк” заключается в том, что иногда интерфейсная плата и внешний блок подолгу не находят взаимопонимания. Возможно, это проблема лишь данного комплекта. Второй недостаток — “глюки” программной консоли при работе с Logic Audio (обратная связь, возникающая вследствие самопроизвольного включения мониторинга при записи). Снова, при использовании только одного ASIO-приложения (Logic Audio) невозможно сказать точно, кто виновен в этом: данная программа или ASIO-драйвер, но симптоматично, что проблема повторялась при использовании двух различных версий консоли и драйверов. Панель микшера показалась мне неудобной по причине невозможности одновременно видеть все настройки. В остальном же система Hammerfall DSP подтвердила хорошую репутацию продуктов серии Hammerfall.

RME Hammerfall DSP Multiface 800$
RME Hammerfall DSP Digiface 650$
RME Hammerfall DSP PCI Interface 270$
RME Hammerfall DSP CardBus Interface 350$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи
Посещений: 23582 | Проголосовавших: 28 | Средняя оценка: 3.7

   

  Комментарии
15.06.04 20:15
Blauert
"Самый зловредный “глюк” заключается в том, что иногда интерфейсная плата и внешний блок подолгу не находят взаимопонимания. Возможно, это проблема лишь данного комплекта." Да, есть такое. При загрузке, иногда, Multiface теряет дрова. Лечится холодной перезагрузкой. Интересно, что с Digiface такой проблемы не наблюдал, хотя pci-ная часть у карт одинакова (меняли местами). Это единственный крупный недостаток серии (работаем под нуендой, поэтому про лоджиковский мониторинг ничего не могу добавить). Спасибо за статью и, главное, за тесты.

01.03.05 06:18
Alex Striganov
А почему ничего не пишете об элементной базе? ЦАП, АЦП, примененные операционники, DSP, даже тип кварца - это все важно ... Неплохо бы пользоваться RMAA, хотя бы точки от которых отталкиваться были, а так - "мы послушали и сравнили", прямо как в High-End журналах ... даже DBT не делали - ведь так просто это слелать - foobar2000 ABX плагин, записать на одну карточку фрагмент с выхода на вход, на другую и потом воспроизвести на референсной карточке, определяя разницу. Мало инфо, лично мне статья очень мало полезного дала - толково написано, хорошие фотки, а вывод я сделать после нее никакой не смог.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА