Начало
 
 


RME Hammerfall DSP 9652

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  RME Hammerfall DSP 9652

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
август 2003

Плата цифрового ввода-вывода.

Выпущенная в 2000 году плата RME Hammerfall DIGI 9652 успешно прошла проверку временем и хорошо себя зарекомендовала. Сколь-нибудь серьезных недостатков устройство само по себе не имеет, но не имеет и встроенного микшера. Это вынуждает для осуществления полноценного мониторинга использовать внешние микшер и сплиттер (или микшер с "прямыми" выходами каналов и развитыми возможностями). Для студии, построенной, скажем так, "традиционно", это не проблема, так как центром такой студии является "навороченный" микшер, к которому система записи (это может быть как автономное устройство, так и компьютерная система) как бы "пристегивается". Но сегодня именно компьютер претендует на главную роль в студии. И оказывается, что, в общем-то, без внешнего микшера вполне можно обойтись, но для этого на компьютерном аудиоинтерфейсе должен быть встроенный микшер. Фирма RME, выпустив серию устройств Hammerfall DSP (см. статью "RME Hammerfall DSP"), вероятно, учла сегодняшние реалии, снабдив устройства встроенными цифровыми микшерами. Однако функционально системы Hammerfall DSP (с блоками Multiface или Digiface) не могут заменить плату Hammerfall DIGI 9652.

Не так давно в серии Hammerfall DSP появилась достойная замен для DIGI 9652 — плата Hammerfall DSP 9652, о которой далее и пойдет речь.

Краткое описание устройства
Система Hammerfall DSP 9652 состоит из двух плат, основной и дочерней. Основная плата (PCI) имеет по два оптических цифровых входа и выхода формата ADAT (разъемы Tos-link на заглушке, причем первые входной и выходной разъемы могут программно переключаться в режим оптического цифрового интерфейса формата SPDIF), порт ADAT-синхронизации (девятиконтактный разъем типа D-Sub, расположен на кабельном адаптере), электрические цифровые вход и выход формата SPDIF (разъемы RCA, расположенные на вышеупомянутом кабельном адаптере, подключаемом к плате посредством девятиконтактного разъема типа D-Sub). Электрический цифровой интерфейс формата SPDIF также может работать с цифровым сигналом формата AES/EBU. На плате есть цифровой вход для подключения привода компакт-дисков, разъемы для подключения двух плат аналого-цифровых преобразователей AEBx-I и двух плат цифро-аналоговых преобразователей AEBx-O, разъем для подключения дочерней платы. Также на плате есть несколько других разъемов (в том числе синхронизационных), которые производитель предполагает использовать в будущем. Дочерняя плата устанавливается в компьютер вместо заглушки-брэкета и не занимает слота. На ней есть два MIDI-входа и два MIDI-выхода, выполненные в виде кабельного адаптера, подключаемого к плате посредством разъема miniDIN, оптический цифровой вход и оптический цифровой выход (разъемы Tos-link на заглушке), вход и выход Word Clock (разъемы BNC на заглушке платы), светодиодный индикатор синхронизации по Word Clock. Поддерживаются частоты дискретизации до 96 кГц и разрядность до 24 бит. Возможно одновременное воспроизведение до 26 каналов и запись до 26 каналов. При частотах дискретизации свыше 48 кГц количество воспроизводимых/записываемых каналов в формате ADAT сокращается вдвое, таким образом, имеем 14 одновременно воспроизводимых и 14 одновременно записываемых каналов. Встроенный микшер выполняет обработку с разрядностью 40 бит. Максимальное число каналов микшера — 1352.

RME Hammerfall DSP 9652

Система HDSP имеет драйверы под Windows 98/ME (мультиклиентный MME-драйвер, ASIO 2.0 и GSIF), Windows 2000/XP (мультиклиентный MME-драйвер и ASIO 2.0) и MacOS (ASIO 2.0). Обещаны драйверы под Linux.

Панель управления содержит закладки с настройками, число закладок равно количеству проинсталлированных экземпляров HDSP плюс одна общая, информационная закладка. Панель управления (рис. 1) содержит настройки буфера, цифрового интерфейса и синхронизации.

Рис. 1

Информационная закладка (рис. 2) сообщает о текущей версии драйверов и имеет ссылку на сайт производителя.

Рис. 2

Программная консоль Hammerfall DSP Mixer (рис. 3), использующая технологию Total Mix, позволяет создавать для каждой пары физических выходов индивидуальный субмикс всех входных сигналов и потоков аудиоданных, воспроизводимых музыкальными приложениями.


 
Рис. 3  
   

Блок-схема микшера показана на рисунке 4. Рабочее пространство консоли организовано в виде трех рядов линеек, очень похожих на элементы микшера Cubase. Верхний ряд линеек отвечает за мониторинг физических входов, средний ряд относится к потокам аудиоданных, воспроизводимых музыкальными приложениями, а нижний ряд — к физическим выходам. Линейки верхнего и среднего ряда позволяют регулировать уровень сигнала и стереопанораму, имеют столбчатые индикаторы уровня сигнала, численные индикаторы уровня сигнала и текущего коэффициента передачи фейдера (в децибелах), кнопки заглушения и солирования, настройки маршрутизации. Точнее, никаких настроек маршрутизации здесь нет, а есть меню выбора слоя, соответствующего определенному субмиксу. Линейки нижнего ряда имеют только фейдеры, столбчатые индикаторы уровня сигнала, численные индикаторы уровня сигнала и текущего коэффициента передачи фейдера (в децибелах).


 
Рис. 4  
   

Также прилагаются тестово-измерительные программы DigiCheck, Meter Bridge и Totalyser, о которых уже было рассказано в статье про Hammerfall DSP.

Как происходило тестирование
При тестировании использовался компьютер следующей конфигурации: процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE-контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), аудиоинтерфейс RME DIGI 96 PAD, операционная система Windows XP Professional.

Тестирование началось с проверки комплектации устройства и осмотра его внешнего вида. В коробке находились основная и дочерняя платы, шлейф для их соединения (14 жил, длина примерно 20 см), компакт-диск с драйверами и программным обеспечением, гарантийно-регистрационная карточка, руководство по инсталляции (лист формата А4, на одной стороне на английском языке, на другой — на немецком), кабель (в экране) длиной примерно 30 см с двухконтактными разъемами на концах, кабельный адаптер для MIDI-интерфейса, кабельный адаптер ADAT-синхронизации и электрических входа-выхода формата SPDIF. Первый кабельный адаптер состоит из девятиконтактного разъема типа miniDIN (male), подключаемого к дочерней плате, и четырех подписанных проводков длиной примерно по 30 см с разъемами DIN-5 (female). Второй адаптер представляет собой кабель длиной около 20 сантиметров с девятиконтактными разъемами типа D-Sub на концах, причем из корпуса одного разъема (подключаемого к плате) выходят еще два тонких жестких проводка с разъемами RCA.

Прилагаемый CD-ROM версии 12/2002 (PC/Mac) содержит драйверы и документацию для всей продукции RME, программы HDSP Meter Bridge и DigiCheck, демоверсии нескольких программ (BPM Studio, HPW Lite, Reaktor, RME DAM-1 и Windows Commander) и сайт производителя.

Кабельные адаптеры произвели не очень хорошее впечатление. Я не могу одобрить применения для электрических цифровых выходов "бытовых" разъемов RCA вместо специальных, предназначенных для цифровой коммутации (с характеристическим импедансом 75 Ом), и каких-то очень уж хлипких проводков (кстати, иногда RME все-таки комплектует платы "нормальными" проводами и разъемами).

Проинсталлировалась плата без проблем. К сожалению, в прилагаемом к драйверам текстовом файле было написано, что эти WDM-драйверы не поддерживают Kernel Streaming, что звучит почти как приговор. Это значит, что при работе с таким драйвером аудиоданные с разрядностью более 16 бит будут подвергаться транкейту где-то в недрах операционной системы (в ядре Windows XP есть свой микшер, который можно обойти посредством Kernel Streaming). Даже если этот транкейт выполняется более или менее корректно, что, по моим сведениям, соответствует действительности, то все равно, производить его мы не собирались.

Напомню, тест на побитовое копирование можно выполнять двумя способами. Можно непосредственно замкнуть кабелем цифровой вход и цифровой выход испытываемого устройства, после чего просто "прогнать" тестовый материал. Кроме того, тест можно провести в два этапа, отдельно для входа и для выхода. В этом случае понадобится еще одно цифровое устройство, предварительно проверенное на "честность". Следует отметить, что первый способ предъявляет к устройству более жесткие требования, и положительный результат в этом случае говорит об очень высоком качестве цифрового тракта.

Не удивительно, что при неполноценном WDM-драйвере с программой Cakewalk Sonar 2.1 плата не прошла теста на побитовое копирование при разрядности 24 бит. А при шестнадцатиразрядном аудиоматериале все было идеально.

При использовании ASIO-драйвера совместно с программой Logic Audio 5.10 все тесты платой были пройдены успешно, независимо от разрядности материала и частоты дискретизации.

Очень интересное поведение замечено за программой Samplitude Producer 2496 6.04. Как известно, эта программа ASIO не поддерживает. Но при определенных настройках (меню Options, пункт System/Audio, выбрать Device Resolution/Driver Communication 24 bit, причем, если здесь выбрать 32 bit, то никакого побитового копирования не получится) она успешно проходит тест на побитовое копирование в формате 32 бит с плавающей запятой (по крайней мере, файлы создаются в этом формате). Вероятно, эта программа нашла какие-то свои способы связи с "железом", не надеясь на корректность работы драйверов. Формат 32 бит с плавающей запятой, конечно, хорош с точки зрения качества обработки, но пока этот формат для различной аппаратуры является чисто "внутренним". Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи с такой разрядностью пока не появились.

Еще для доказательства "честности" платы я использовал программы WaveLab 4.0c и Cool Edit Pro 2.0 для проведения следующего теста, в котором выход устройства (в мультиклиентном режиме) отдавался программе Cool Edit Pro, а вход — WaveLab. При этом переписывание аудиоматериала "по цифре" проходило идеально: все цифровые интерфейсы работали честно при любой разрядности и частоте дискретизации материала. Здесь надо отметить, что Cool Edit Pro, как и Samplitude, разрядность 24 бит не признает, а предлагает взамен "продвинутые" 32 бита с плавающей запятой. Трудно сказать, есть ли в этом закономерность.

Несмотря на "кривой" WDM-драйвер, в целом устройство работало стабильно — никаких зависаний, торможений и тому подобного.

Заключение
Теперь можно подвести итоги. В плате Hammerfall DSP 9652 сохранены все достоинства DIGI 9652 (главное из которых — честный цифровой тракт) плюс добавлены "полезные мелочи" от Hammerfall DSP (микшер и MIDI-интерфейс). В общем, весьма разумная "железка". Ну, можно, конечно, придраться к несерьезным кабельным адаптерам, к использованию легко ломающегося разъема miniDIN. Еще панель управления микшера требует к себе слишком большого внимания. Впрочем, микшер дополнительно компьютер не нагружает, за что ему огромное спасибо.

О драйверах надо сказать отдельно. Возможно, что близкие отношения компаний RME и Steinberg проявились в наличии нормального ASIO-драйвера и неполноценной поддержке технологии WDM, используемой конкурирующей с продукцией Steinberg программой Sonar.

Тем не менее, я считаю плату RME Hammerfall DSP 9652 разумным выбором.

RME Hammerfall DSP 9652 670$
RME AEB 4 I 185$
RME AEB 8 I 250$
RME AEB 4 O 210$
RME AEB 8 O 265$
RME TEB 210$
Eurasia Pro Audio

  Оценка статьи
Посещений: 16441 | Проголосовавших: 22 | Средняя оценка: 3.5

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА