Начало
 
 


Echo Layla 24/96
Ego Sys WaMi Rack 24

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Echo Layla 24 и EgoSys WaMi Rack 24

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
декабрь 2001

Многоканальные компьютерные аудиоинтерфейсы.

Сегодня рынок звукового оборудования буквально наводнен многоканальными компьютерными аудиоинтерфейсами различного качества и различных ценовых категорий. Казалось бы, здесь все уже давно есть: и цифры "24/96" на коробках, и невероятные паспортные характеристики, и удивительные наборы возможностей. Тем не менее, поток новинок не иссякает, равно как и интерес к такой аппаратуре у многочисленных владельцев малых студий. В чем же причина популярности устройств данного типа? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

Не будем даже обсуждать роль компьютера в современной звукозаписывающей индустрии. Она, бесспорно, велика. Что же нужно для превращения компьютера в музыкальную мастерскую?

Казалось бы, в условиях малой студии можно было бы вполне ограничиться вводом-выводом одной стереопары. Теоретически, это так. Что не говори, но пока концепция "виртуальной студии" хороша тоже лишь теоретически. А на практике в ней множество "дыр", одни из которых заключаются в весьма далекой от идеала стабильности работы программ (как по отдельности, так и совместно), другие - в проблемах совместимости программной части с аппаратной и т. п. К тому же, мощность центральных процессоров пока накладывает существенные ограничения на качество обработки. Можно выбрать другой путь и перейти к использованию программно-аппаратных комплексов, попав, таким образом, в зависимость от их производителей. А вдруг производитель в поддержке откажет? В то же время, многие "студийных дел мастера" имеют в своем распоряжении автономные устройства обработки, по качеству эффектов оставляющие далеко позади популярные подключаемые модули. И "железные" синтезаторы пока из употребления не вышли, несмотря на вызванный появлением "Гигасемплера" бум программных инструментов. Таким образом, до полного торжества виртуальных технологий пока еще далеко, а, стало быть, рано забывать и об аппаратном микшировании. Даже если для выполнения главного миксдауна проекта этот микшер использоваться не будет, то без него вряд ли удастся обойтись на предшествующих этапах работы. А, может быть, воспользоваться многоканальным аудиоинтерфейсом? Современные многоканальные компьютерные аудиоинтерфейсы, как правило, имеют встроенный цифровой мониторный микшер, развитые коммутационные возможности, цифровые интерфейсы различных форматов, MIDI-порты, микрофонные предусилители, посылы-возвраты для подключения обработки и т. д. Поэтому компьютер с таким многоканальным аудиоинтерфейсом вполне может стать центральным элементом малой студии. В то же время, возможность одновременной записи большого количества каналов, конечно, интересна, но в условиях малой студии такой стиль работы малоупотребим, как правило, из-за недостаточной подготовленности студийного помещения. А при работе с популярной или электронной музыкой необходимости в одновременной записи более чем одной стереопары обычно и вовсе нет. В силу всего вышесказанного, многоканальный компьютерный интерфейс в качестве центра студии мне представляется наиболее рациональным в том случае, когда все используемые в работе источники звука постоянно подключены к устройству и при этом наиболее полно задействованы его входы и встроенный мониторный микшер. То есть современный многоканальный компьютерный интерфейс есть не просто устройство для оцифровки звука и его ввода в компьютер. Этим, по-моему, во многом и объясняется повышенный интерес к продукции этой категории: купил одно устройство, а получил возможности нескольких. Другое дело - качество всего этого.

Мне довелось поработать с большинством наиболее популярных сегодня многоканальных компьютерных аудиоинтерфейсов, и все они имели одну общую черту - восемь аналоговых выходов. Тем не менее, выбор из всего многообразия продукции пары для сравнения оказался серьезным вопросом. В результате, критерием выбора стали... источники питания внешних блоков аудиоинтерфейсов. Попытаюсь объяснить, почему. Во-первых, не секрет, что на качество звукового тракта устройства оказывает существенное влияние качество его источника питания. Во-вторых, известно, что при создании серьезной аудиоаппаратуры приоритет отводится качеству звучания, а не экономии электроэнергии. Несложно заметить, что профессиональная аппаратура потребляет очень много, а если еще учесть, что для обеспечения качественного питания его источники работают при уровнях нагрузки, далеких от предельно допустимых, то становится ясно, сколь важен хороший блок питания. Тем более, что в нашем случае речь идет о сложных многоканальных устройствах, один набор микросхем которых способен запросто "съесть" весь запас мощности источника питания компьютера, а, возможно, даже перегрузить токоведущие шины его материнской платы. Кроме того, компьютерный блок питания, предназначенный для питания исключительно логических схем, имеет довольно высокий коэффициент пульсаций напряжения (плюс помехи от компьютерных компонентов), недопустимый для питания аналоговой части звукового тракта. Введение дополнительной стабилизации напряжения только усугубляет ограничения на напряжения питания, ведь для использования, например, операционных усилителей с приемлемыми параметрами потребовалось бы двухполярное питание напряжением по 15 вольт в каждом плече, чего компьютерный блок питания обеспечить, сами понимаете, не может. Указанные проблемы можно решить, снабдив внешний блок аудиоинтерфейса (где и размещена вся аналоговая часть аудиотракта, "прожорливые" аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи и т. д.) собственным источником питания. Именно таким образом организовано питание внешних рэковых блоков аудиоинтерфейсов Echo Layla 24 и WaMi Rack 24: они питаются от сети. Эта особенность дает указанным устройствам потенциальное преимущество в качестве звучания и стабильности работы по сравнению с другими, получающими питание от системного блока компьютера.

Проводя это тестирование, я не только сравнивал устройства друг с другом, но и попытался выяснить, как они позиционируются по качеству звука относительно студийной аппаратуры различных категорий.

Echo Layla 24
Аудиоинтерфейс Echo Layla 24 серии Echo 24 состоит из платы (PCI) и однорэкового блока, имеет восемь аналоговых входов и восемь аналоговых выходов, электрический цифровой интерфейс формата SPDIF (используются разъемы RCA), оптический цифровой интерфейс формата SPDIF (TOS-Link), вход и выход Word Clock (BNC), MIDI-интерфейс (вход, выход и сквозной). Оптический цифровой интерфейс может переключаться в режим ADAT-интерфейса, тогда система получает восемь каналов цифрового ввода-вывода. Оптический и электрический цифровые интерфейсы не могут использоваться одновременно. Аналоговые входы и выходы симметричные, на джеках, уровни сигналов программно переключаются между +4 дБ и -10 дБв. Есть выход для наушников (джек), на который поступает сигнал, дублирующий первую стереопару аналоговых выходов. Выход для наушников имеет регулятор громкости.

 
Echo Layla 24  
   
Линейные входы и выходы, цифровые входы и выходы, вход и выход Word Clock, разъемы MIDI-интерфейса, разъем для кабеля питания, а также разъем для подключения кабеля, соединяющего внешний блок и плату, расположены на задней панели блока. На передней панели блока расположены только выход для наушников (джек), регулятор громкости и кнопка включения питания.

 
Echo Layla 24  
   

Аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи размещены внутри коммутационного блока, имеют 128-кратную передискретизацию, поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 8 до 96 кГц. Цифровой интерфейс поддерживает разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 48 кГц (последнюю цифру я нашел только в разделе FAQ руководства пользователя). Возможна совместная работа нескольких устройств серии Echo 24. На плате есть двухконтактный разъем Sync Out, позволяющий соединять Layla 24 с некоторыми другими устройствами Echo (например, с Gina 24, которая имеет как вход, так и выход шины Esync, в отличие от Echo Mona, которая, как и Layla 24, имеет только выход Esync), если таковые присутствуют в системе, посредством синхронизационной шины Esync. Прилагаются драйверы для Windows 9x/ME (версия 5.58, поддерживаются ASIO, GSIF и DirectSound), для Windows 2000/NT версии 1.60 beta и для Mac (версии 4.00), а также программа многодорожечной записи и редактирования Syntrillium Cool Edit Pro SE. О системных требованиях аудиоинтерфейсов от Echo говорилось неоднократно, достаточно полную информацию по этому вопросу можно найти на сайте производителя.

Программная панель управления Echo Console в настоящее время на платформе PC существует в двух вариантах. Первый (рис. 1) предназначен для работы с не-WDM драйверами (каковыми являются все поставляемые в комплекте). Второй вариант (рис. 6) предназначен для работы с WDM-драйверами, которые существуют пока только в виде бета-версии (0.63, можно скачать с сайта производителя). Для того, чтобы любой из вариантов панели Echo Console для Layla 24 уместился на экране компьютера целиком, необходимо использовать видеорежим с разрешением не менее 1024 х 768.

Оба варианта панели управления организованы и оформлены аналогично таковым для устройства Echo Gina 24 (см. статью "Echo Gina 24 и M-Audio Delta 66"). Так что сейчас я ограничусь только перечислением основных возможностей и описанием новых функций.

Итак, первый вариант панели управления (рис. 1) является, по сути, мониторным микшером и имеет секции управления входами, мониторингом и выходами. Мониторинг любого входа можно осуществлять через любые выходы одновременно, за исключением того, что мониторинг цифрового входа формата SPDIF через выход формата ADAT невозможен, то есть оптический цифровой интерфейс не позволяет одновременно работать входу в формате SPDIF, а выходу - в формате ADAT (и наоборот).

 
Рис. 1  
   

В нижней части панели расположены пять больших кнопок, предназначенных для выбора источника синхронизации, в качестве которого могут выступать: осциллятор платы (Internal), внешний синхросигнал Word Clock (Word), поступающий на цифровой вход сигнал формата SPDIF (S/PDIF), цифровой сигнал формата ADAT (ADAT), MIDI таймкод (MTC). Обратите внимание, что синхронизация по внешнему источнику цифрового сигнала возможна при частотах дискретизации от 30 до 50 кГц для формата SPDIF и от 40 до 50 кГц для формата ADAT. Окошко Digital Mode Switch с выпадающим меню позволяет выбирать режим работы цифрового интерфейса: SPDIF электрический, SPDIF оптический и ADAT.

Опция View ADAT Ctrls, доступная при выборе ADAT в меню Digital Mode Switch, показывает вторую страницу панели (рис. 2), содержащую секции управления входами, мониторингом и выходами оптического цифрового интерфейса формата ADAT.

 
Рис. 2  
   

В меню File панели Echo Console есть пункт под названием Preferences, открывающий доступ к странице настроек Preferences Page (рис. 3). На этой странице можно выбрать формат выходного цифрового сигнала, включить дизеринг входного цифрового сигнала, отключить режим взаимной синхронизации всех устройств аудиоинтерфейса, жестко фиксировать частоту дискретизации или позволить музыкальным приложениям свободно выбирать ее. Группа настроек MIDI Time Code позволяет настраивать такие параметры MIDI-синхронизации, как пороговое значение ошибки, при превышении которого начинается коррекция (Tolerance), и быстрота выполнения коррекции (Damping, точнее, это величина, обратно пропорциональная скорости коррекции таймкода).

Рис. 3

Кроме того, драйверы данной версии имеют множество важных настроек, недоступных из панели управления Echo Console. Тем не менее, до этих настроек можно добраться через панель управления Windows, выбрав в "звуковых, видео и игровых устройствах" Layla 24 By Echo и открыв окно свойств. В появившемся окне интерес представляют две закладки: Settings и DirectSound/GSIF. На странице закладки Settings (рис. 4) можно, например, включить мониторинг во время воспроизведения или мультиклиентный режим работы для аудио и MIDI.

Рис. 4

А закладка DirectSound/GSIF (рис. 5) дает возможность выбирать режим работы с драйвером DirectSound или GSIF, здесь же расположены настройки драйвера DirectSound.

Рис. 5

В более современном варианте панель управления Echo Console выглядит совсем иначе (рис. 6), хотя она также является мониторным микшером. Здесь на каждую из стереошин могут быть смикшированы входные сигналы со всех аналоговых и цифровых входов, а также поток аудиоданных, адресованный музыкальными приложениями данной шине. Все выходные шины управляются с помощью одной и той же мастер-секции, текущие настройки которой относятся только к выбранной шине. Кроме того, для экономии места (при том, что площадь Echo Console используется крайне неэкономно) отображается только одна стереопара линеек, относящихся к воспроизводимому музыкальными приложениями потоку аудиоданных (Playback). Это линейки, управляющие потоком аудиоданных, адресованным музыкальными приложениями текущей выходной шине (к ней этот поток и привязан), то есть настройка которой в данный момент осуществляется с помощью мастер-секции. Переключение этих линеек происходит автоматически при выборе в мастер-секции другой пары выходных шин, при этом соответствующим образом изменяются подписи под линейками.

 
Рис. 6  
   

Источник синхронизации может быть выбран с помощью группы кнопок Input clock, в которую входят три кнопки: Internal (синхронизация от встроенного осциллятора платы), S/PDIF (внешняя синхронизация через цифровой интерфейс) и Word (синхронизация с поступающим сигналом Word Clock). Рядом с каждой из этих кнопок есть индикатор состояния синхронизации, выполненный в виде ярко-зеленого "светодиода". Эти же индикаторы состояния, если соответствующий им режим не выбран, непрерывно отображают потенциальную синхронизацию, например, распознан ли цифровым интерфейсом входной сигнал или есть ли на входе Word Clock синхросигнал. Режим работы цифрового интерфейса переключается с помощью группы настроек Digital mode.

Доступ к дополнительным настройкам открывается с помощью кнопки Settings, при этом появляется окно Layla 24 settings, имеющее четыре закладки. На странице первой закладки, под названием Driver (рис. 7), можно отключить режим взаимной синхронизации всех устройств аудиоинтерфейса, жестко фиксировать частоту дискретизации или позволить музыкальным приложениям свободно выбирать ее.

Рис. 7

На второй закладке (Digital I/O, рис. 8) можно выбрать формат выходного цифрового сигнала.

Рис. 8

Третья закладка (GSIF, рис. 9) предназначена для настройки размера буфера драйвера GSIF.

Рис. 9

К сожалению, в новой панели управления мне не удалось найти опцию включения (или, что важнее, отключения) дизеринга входного цифрового сигнала. Тем более обидно, если эта функция реализована аппаратно.

И, наконец, панель управления ASIO-драйвера ASIO Echo WDM (рис. 10) может быть вызвана из окна настройки аудиосистемы приложения, работающего с такими драйверами. Здесь можно настраивать размер буфера (Buffer size) в семплах, включать функцию мониторинга ASIO 2.0 (Enable ASIO 2.0 Direct Monitoring) и отображать только те из аудиоинтерфейсов, которые поддерживают частоту дискретизации 96 кГц (Show 96 kHz-capable cards only).

Рис. 10

EgoSys WaMi Rack 24
Аудиоинтерфейс WaMi Rack 24 состоит из PCI-платы и однорэкового блока. Устройство имеет четыре аналоговых входа с микрофонными предусилителями (увеличение чувствительности на 45 дБ и фантомное питание +12 В, включаются программно), восемь аналоговых выходов, электрический цифровой интерфейс формата SPDIF (используются разъемы RCA), оптический цифровой интерфейс формата SPDIF (TOS-Link), вход и выход синхросигнала Word Clock (BNC), четыре MIDI-входа и четыре выхода, SMPTE-синхронизатор. Аналоговые входы и выходы могут работать как в симметричном, так и в несимметричном режимах, уровни сигналов программно переключаются между +4 дБ и -10 дБв, микрофонные предусилители на входах также включаются программно. Возможна передача через цифровой интерфейс данных в формате 5.1. Электрический и оптический цифровые интерфейсы не могут использоваться одновременно. При этом использование цифрового входа исключает возможность одновременного использования второй стереопары аналоговых выходов, и наоборот, а цифровой выход параллелен первой паре аналоговых выходов, за исключением случая, когда используется драйвер вывода в формате 5.1. Возможность преобразования в реальном времени частоты дискретизации (ресемплинга) входного цифрового сигнала при ее несовпадении с выбранной частотой реализована аппаратно. Минимальное соотношение исходной и полученной частот равно 1:3, максимальное - 3:1. Преобразование производится с 32-разрядной точностью. До четырех WaMi Rack 24 могут одновременно работать в одном компьютере в полнодуплексном режиме.

 
EgoSys WaMi Rack 24  
   

На плате расположены двухконтактные разъемы (вход Sync In и выход Sync Out), предназначенные для синхронизации нескольких WaMi между собой (синхронизационные кабели прилагаются), а также цифровой аудиовход для подключения CD-привода, имеющего цифровой выход. Этот вход маршрутизирован на специальный SPDIF-выход, выполненный на разъеме RCA, расположенном на заглушке-брэкете платы. Этот выход (а также и весь связанный с ним цифровой тракт) полностью независим от остального "хозяйства" аудиоинтерфейса. На задней панели рэкового блока расположены аналоговые входы и выходы (джеки), вход и выход SMPTE (джеки), цифровые входы и выходы, вход и выход синхросигнала Word Clock, MIDI-входы и выходы, разъем для подключения кабеля питания и 44-контантный разъем типа D-Sub для кабеля, соединяющего блок с платой. На передней панели блока расположены восемь восьмисегментных светодиодных индикаторов уровня сигнала, светодиодные индикаторы питания, связи по MIDI, наличия сигнала на входе SMPTE-таймкода, генерирования таймкода SMPTE, индикаторы активности каждого MIDI-порта, а также выключатель питания. Аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи размещены внутри коммутационного блока, имеют 128-кратную передискретизацию, поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 32 до 96 кГц. Цифровой интерфейс поддерживает разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 96 кГц.

Прилагаются E-WDM драйверы под Windows 98SE/ME/2000/XP, текущая версия 1.31. Технология E-WDM позволяет единственному WDM-совместимому драйверу одновременно поддерживать MME, ASIO, GSIF, DirectSound и др. О преимуществах этой технологии, по сравнению с "обычными" WDM-драйверами, можно судить по таблице 1. Перспективы этой инновации, скорее всего, будут зависеть от взаимопонимания между EgoSys и Microsoft, так как исходный код Windows является закрытым.

Таблице 1

Программная панель управления устройством Wami Rack 24 control deck (рис. 11) похожа, скорее, на интерфейс программного имитатора аналогового синтезатора. Группа настроек INPUT (в центре панели) управляет четырьмя аналоговыми входами. Регуляторы чувствительности входов выполнены в виде вращаемых ручек. С их помощью чувствительность регулируется в пределах -/+31,25 дБ. Под каждой из таких ручек есть окошко, в котором отображается настройка в децибелах. Каждая пара виртуальных регуляторов может объединяться с помощью кнопок GANG.

Рис. 11

Далее, под каждой парой регуляторов чувствительности входов есть радиокнопки STD LEVEL, с помощью которых можно выбрать стандартные чувствительности входов +4 дБ или -10 дБв при положении указанных ранее регуляторов "0 дБ". Радиокнопки MODE позволяют выбрать симметричный (BAL) или несимметричный (UNBAL) режим работы для каждой пары входов. Следует отметить, что при переключении входов в несимметричный режим регулятор чувствительности автоматически устанавливается в положение 6 дБ, чтобы компенсировать возможную потерю 6 дБ уровня сигнала при переходе от "симметрии" к "несимметрии". Также для каждой пары входов возможно включение микрофонных предусилителей (MIC ON) и фантомного питания (Phantom Power). В левой части панели расположены настройки преобразования частоты дискретизации сигнала, поступающего на цифровой вход, кнопки DIGITAL INPUT with SRC, позволяющие включать (ON) или отключать (OFF) преобразование. Маршрутизация второй стереопары входов осуществляется группой кнопок IN-3,4 SELECT, причем возможен выбор второй пары аналоговых входов (ANALOG), электрического цифрового интерфейса (COAXIAL) или оптического цифрового интерфейса (OPTICAL). С помощью радиокнопок WORD CLOCK переключается формат синхронизации Word Clock: кнопка Fs соответствует синхросигналу на частоте дискретизации, кнопка 256хFs соответствует формату Digidesign Super Clock, при котором частота синхросигнала превышает частоту дискретизации в 256 раз. Группа радиокнопок CLOCK SOURCE позволяет выбирать источник синхронизации, в качестве которого может выступать встроенный осциллятор устройства (INTERNAL), входной цифровой сигнал (DIGITAL IN), синхросигнал Word Clock (WORD CLOCK) и синхросигнал, поданный с другого экземпляра WaMi, присутствующего в системе, путем соединения его синхронизационного выхода, расположенного на плате, с соответствующим синхронизационным входом данного устройства (WaMi to WaMi). С помощью радиокнопок Digital Output Type переключается формат выходного цифрового сигнала: в первом случае (CONSUMER) - SPDIF (IEC 958 Type II), а во втором (PROFESSIONAL) - AES/EBU (IEC 958 Type I). В правой части панели расположена группа радиокнопок выбора частоты дискретизации SAMPLING RATE (32, 44,1, 48, 64, 88,2, 96 кГц), матрица мониторинга INPUT MONITOR, где для каждой стереопары выходов (OUT 1,2 ... OUT 7,8) можно независимо включить мониторинг каждой пары входов (1,2 и 3,4). Режим работы 32-разрядного мониторного микшера переключается группой радиокнопок MIX MODE. В режиме DYNAMIC микшер суммирует сигналы точно, поэтому если уровни сигналов достаточно высоки, то возможно возникновение цифровой перегрузки. В режиме SOFT уровень выходного сигнала автоматически понижается в зависимости от количества суммируемых входных сигналов, что позволяет избежать возможности возникновения цифровой перегрузки. Номинальный уровень сигнала и режим работы переключаются для всех выходов одновременно группой радиокнопок OUTPUT LEVEL, причем режим симметричных выходов жестко привязан к уровню сигнала +4 дБ, а "несимметрия" - к -10 дБв. Кнопка SMPTE DISPLAY SHOW/HIDE позволяет показывать или скрывать панель SMPTE, расположенную в нижней части панели управления Wami Rack 24. На панели SMPTE есть дисплей, показывающий текущую позицию SMPTE-таймкода, пять кнопок выбора формата синхронизации (24, 25, 29.97, 30D и 30 кадров в секунду) и кнопка запуска/остановки генерирования таймкода.

Панель Wami Rack 24 имеет главное меню. В меню File есть два пункта: Driver Uninstall и Exit. Пунктом Driver Uninstall следует пользоваться для деинсталляции текущего драйвера устройства при обновлении его на более новый или для возврата к старой версии (например, к не E-WDM-драйверу версии 1.9). В меню Config можно выбрать шаг регулировки чувствительности входа (Mouse Wheel) от 0,5 до 4 дБ, время задержки запись-воспроизведение (Latency) в семплах (64, 128, 256 или 512 семплов), восстановить настройки по умолчанию (Factory Default), держать панель управления поверх всех остальных окон (Always On Top) и "перезагрузить рэковый блок" (Reset Rack).

Как происходило тестирование
Условия, в которых происходило тестирование, в целом способствовали тому, чтобы свести к минимуму погрешности эксперимента. Среди использовавшегося при тестировании оборудования были три компьютера:

1) процессор Pentium III Coppermine 750E, 256 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE-контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 2000 и Windows XP;

2) процессор Pentium III Coppermine 800E, 256 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), SCSI-контроллер Adaptec AHA 29160N (160 LVD), два жестких диска IBM DDYS 36 Гб, видеоадаптер Matrox G400 32 Мб (Single Head), цифровая плата ввода-вывода RME Hammerfall Project (DIGI 96/52), Windows 98 SE;

3) процессор Pentium PRO 200, 128 Мб памяти, материнская плата ASUS P/I-P6NP5, SCSI-контроллер Adaptec AHA 2940 UW, SCSI-диск Seagate 2,1 Гб, видеоадаптер Matrox Millenium II, Windows 98 SE.

Аналоговые выходы устройств подключались к микшеру Soundcraft Ghost LE, прослушивание осуществлялось через мониторы Tannoy AMS 8 A, а также наушники AKG 240 M и Sennheiser HD 580. Тестовый материал воспроизводился на CD-проигрывателе Tascam CD 301 Mk II. Для коммутации цифровых сигналов использовались цифровые кабели Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (электрические форматы) и оптические кабели Swissonic. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon с разъемами Switchcraft.

Знакомство с аудиоинтерфейсами началось с их распаковки, проверки комплектации и визуальной оценки добротности конструкции и аккуратности изготовления. В коробке системы Echo Layla 24 были обнаружены PCI-плата, рэковый блок, соединительный кабель с девятиконтактными разъемами типа D-Sub на концах, сетевой кабель, руководство пользователя на английском языке, компакт-диск с драйверами и программным обеспечением, набор для крепления рэкового блока к стойке, самоклеющиеся ножки. Плата оказалась на удивление маленькой. Соединительный кабель был длиной около 4,5 метров при толщине обычного инструментального кабеля, что позволяет без препятствий разместить рэковый блок в стойке, отстоящей от компьютера на приличном расстоянии. Данный кабель очень похож на стандартный "нуль-модемный", однако поскольку его длины мне вполне хватило, то "прозванивать" схему распайки и экспериментировать с заменой штатного кабеля я не стал. Сетевой кабель блока имел вилку американского стандарта, поэтому оказался бесполезным.

Плата и блок выглядели добротно, никаких претензий к качеству изготовления не возникло. По имеющимся у меня сведениям, внутри блока установлены микросхемы аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей производства AKM, AK 5393VS и AK 4393VF соответственно. Это значит, что, например, по сравнению с Echo Gina 24, Echo Layla 24 имеет потенциально более высокое качество аналогово-цифрового преобразования.

Компакт-диск с драйверами и программным обеспечением оказался универсальным, предназначенным для всех устройств серии Echo 24 (Layla 24, Gina 24, Mona, Mia), версии 5.58. На этом диске обнаружились драйверы под Windows 9x/ME (версии 5.58, не WDM), Windows 2000 и NT версии 1.60 beta, поддерживающие ASIO и DirectSound (данные драйверы для Windows 2000 основаны на драйверах Windows NT и не являются WDM-драйверами), а также для Mac (версии 4.00). Еще в комплекте были программы многодорожечной записи и редактирования Cool Pro Special Edition 1.1, а также огромное количество демонстрационных или пробных (trial) версий большинства широко известных музыкальных приложений Cakewalk, Native Instruments, Sonic Foundry, Steinberg и Waves, перечислять которые нет смысла. В конверте с компакт-диском лежала записка с сообщением о частом обновлении драйверов и рекомендацией скачать их свежую версию с сайта Echo. Однако прилагаемые драйверы версии 5.58 с момента их выхода до написания данной статьи являются последним официальным релизом.

В комплект аудиоинтерфейса EgoSys WaMi Rack 24 входят PCI-плата, рэковый блок, соединительный кабель длиной примерно в полтора метра и с 44-контактными разъемами типа D-Sub на концах, руководство пользователя на английском языке, дискета с драйверами (версии 1.31), два кабеля для синхронизации нескольких WaMi, кабель питания внешнего блока, рекламный проспект, посвященный продукции EgoSys.

Как и в предыдущем случае, все выглядело очень аккуратно и производило благоприятное впечатление. Единственное, что вызывало недоумение, так это маленькая длина соединительного кабеля, не оставлявшая практически никакой свободы для выбора места расположения рэкового блока (согласитесь, компьютерный монитор электронно-лучевого типа - не лучший сосед для аудиоаппаратуры и коммутационных изделий).

Далее платы устанавливались в компьютер номер 1, под Windows 2000 и Windows XP. В этом компьютере оставались как раз два свободных слота (помимо всего прочего, в этом компьютере обитали еще модем USR Sportster 56K PCI и SCSI-контроллер Adaptec AHA 152X ISA). Понятно, что свободных ресурсов было немного. Однако WaMi Rack 24 без проблем проинсталлировался с прилагаемыми драйверами под обе операционных системы. Для "Лейлы" с сайта Echo были скачаны WDM-драйверы версии 0.63 beta и новая версия панели управления. С этими драйверами Layla 24 была также успешно проинсталлирована под обе операционных системы. В этот и в другие компьютеры устройства инсталлировались как по одиночке, для обеспечения чистоты эксперимента, так и вместе, для проверки их на "конфликтность".

Сразу же после инсталляции я удостоверился, что все пары аналоговых цифровых входов и выходов тестируемых аудиоинтерфейсов были доступны в "мультимедийных" настройках панелей управления операционных систем. При подключении кабелей выяснилось, что у Echo Layla 24 аналоговые входы и выходы расположены очень тесно, и джеки Neutrik вставляются в два ряда с очень большим усилием, вызывая перекос разъемов (даже можно сказать, что джеки в этом случае стоят веером). При установке джеков Neutrik в один ряд никакого перекоса не происходит, а джеки типа Switchcraft беспрепятственно вставляются и в два ряда. У WaMi Rack 24 с расстоянием между рядами входов и выходов все в порядке, однако два переходника с джека на XLR производства Neutrik (для использования микрофонных предусилителей устройства) в соседние входы вставлять лучше и не пытаться. Поэтому в случае покупки любого из этих аудиоинтерфейсов может возникнуть необходимость приобретения подходящих разъемов и переходников. Выполнив коммутацию, я отметил высокий уровень сигнала на выходах обоих устройств, особенно Echo Layla 24. Впрочем, продукты Echo всегда имели мощный выход, что улучшает помехоустойчивость коммутации, но создает неудобства при работе с бытовой и мультимедийной аппаратурой, как правило, имеющей очень низкие уровни входных и выходных сигналов. Несомненным преимуществом WaMi Rack 24 оказалась возможность в любой момент перезагрузить рэковый блок, что избавляет от необходимости держать его всегда включенным или перезагружать компьютер после включения блока, как того требует, например, Layla 24.

Работая под Windows XP, WaMi Rack 24 преподнес маленький, но неприятный сюрприз: нажатие кнопки "пауза" в программе Windows Media Player при воспроизведении любого клипа приводит, помимо остановки воспроизведения, к возникновению на выходах устройства громкого жужжания, отдаленно напоминающего звук SMPTE-таймкода. При нажатии в программе кнопки "стоп" жужжание пропадает. Также следует отметить, что рэковый блок WaMi Rack 24 в процессе работы очень сильно нагревается, что следует учитывать при установке устройства в стойку.

В число музыкальных приложений, использовавшихся для тестирования аудиоинтерфейсов под Windows 2000 и Windows XP, входили Steinberg WaveLab 3.0, Cakewalk Sonar XL 1.3.1 и Emagic Logic Audio Platinum 4.7 (несмотря на то, что программа Logic Audio документирована для работы под Windows 2000 только начиная с версии 4.81, эта программа работает у меня даже корректнее, чем любые другие). Взаимодействие устройств с музыкальными приложениями особых нареканий не вызвало. Здесь минимальному времени ожидания (порядка 1,5 мс при работе WaMi Rack 24 с Cakewalk Sonar) я предпочел стабильность воспроизведения и записи, для чего потребовалось использовать увеличенные размеры буферов (этого правила я придерживаюсь и при работе под Windows 98SE, где единственным исключением является совместное использование WaMi Rack 24 с GigaStudio 2.2, для нормальной работы требующее установки значения параметра Latency в 128 или 64 семпла). Программным мониторингом я не пользовался, так как в обоих устройствах эта функция реализована аппаратно. Несколько расстроило то, что при нажатии в Logic Audio кнопки вызова панели управления ASIO для WaMi Rack 24 не происходит ничего. Существенной проблемой это не является, так как панель управления аудиоинтерфейса, в любом случае, может быть вызвана через панель задач операционной системы одним щелчком мыши.

Затем аудиоинтерфейсы устанавливались на другие компьютеры, работавшие под Windows 98 SE. Для WaMi Rack 24 использовались штатные WDM-драйверы версии 1.31, а для Echo Layla 24 - как прилагаемые в комплекте драйверы версии 5.58, так и более свежие WDM-драйверы версии 0.63 beta. Из музыкальных приложений использовались Emagic Logic Audio Platinum 4.7, Steinberg WaveLab 3.0, Steinberg Nuendo 1.2, GigaSampler версий 1.52 и 1.6, GigaStudio 160 версий 2.0 и 2.2. Подробнее о совместимости устройств с продуктами серии Giga будет рассказано далее. В остальном же никаких открытий здесь я не сделал. Только лишний раз убедился в "профессиональной непригодности" Windows 9.x. Используя эту операционную систему только для выполнения данного тестирования, сколько раз мне пришлось увидеть "синий экран смерти", командную строку MS-DOS и эту опостылевшую программу установки!

Отдельно следует сказать о проблемах, не связанных ни с совместимостью данных устройств и музыкальных приложений, ни с используемыми операционными системами. Очень раздосадовала неспособность цифрового интерфейса Echo Layla 24 работать при частоте дискретизации 96 кГц, в то время, как аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи системы при такой частоте дискретизации работают. Вообще говоря, дефектом это не является. Однако о том, что цифровой интерфейс системы не поддерживает частоты дискретизации свыше 48 кГц, почему-то приходится узнавать в руководстве пользователя... из раздела FAQ. Производитель обещает "пофиксить" эту проблему в последующих версиях драйверов. Лично я этому не верю. Вторая проблема, которая тоже проблемой как бы и не является, заключается, вероятно, в несовместимости форматов WordClock-синхронизации Echo Layla 24 и WaMi Rack 24. Здесь я ничего однозначно утверждать не могу, кроме того, что мне не удалось осуществить синхронизацию по WordClock этих двух систем. Использовался кабель производства Canare с "обжимными" разъемами BNC (также Canare) и характеристическим импедансом 75 Ом (то есть все, как положено). Затуманиванию этой ситуации особенно помогали программные панели управления аудиоинтерфейсов, не имеющие нормальной индикации состояния синхронизации и отображения текущей частоты дискретизации.

Тест на побитовое копирование проводился под Cakewalk Sonar и Logic Audio. Мониторинг через цифровые выходы в программных панелях управления аудиоинтерфейсов был отключен. Копируемый материал имел частоту дискретизации 44,1 и 48 кГц, разрядность 16 и 24 бита, длительность файла - пять минут. В качестве источника синхронизации использовался встроенный осциллятор аудиоинтерфейса. Оригинальный файл и полученная копия сравнивались после отрезания лишних "хвостов". Для выполнения этой процедуры использовалась программа WaveLab. Цифровые входы и выходы соединялись кабелями непосредственно. Для Echo Layla 24 при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрядности 16 бит данный тест однозначно был выполнен успешно. При частоте дискретизации 48 кГц и разрядности 24 бита тест был пройден не с первого раза: наблюдались так называемые "выпадения" данных и срывы синхронизации. На основании полученных результатов я сделал вывод о том, что цифровой тракт Echo Layla 24 способен передавать аудиоданные "честно", без деструктивного пересчета. Цифровой интерфейс WaMi Rack 24 в режиме синхронизации от встроенного осциллятора системы так и не позволил мне получить точной копии исходного файла. Тем не менее, анализ ошибок показал, что WaMi Rack 24 также обладает "честным" цифровым трактом. Отсюда мораль: используйте цифровые интерфейсы данных устройств исключительно в режиме внешней синхронизации. Однако сам факт использования внешней синхронизации вовсе не исключает возможности неверной передачи цифрового сигнала.

Далее был оценен уровень шума в звуковых трактах устройств. Для этого на один из треков проекта в Cakewalk Sonar (можно использовать и другие "мультитрекеры", например, Logic Audio или Nuendo) помещался стереофонический аудиофайл, содержащий цифровую тишину. Тишина воспроизводилась через пару аналоговых выходов, которая была накоротко замкнута кабелями на пару аналоговых входов, с которых осуществлялась запись на другой трек. Затем записанный файл подвергался статистическому анализу в WaveLab с целью выяснения его пикового уровня, который и является искомой оценкой уровня шума. Можно воспользоваться и другой методикой, дающей точно такие же результаты. Достаточно просто соединить кабелями испытуемые входы и выходы аудиоинтерфейсов и после выполнения необходимых настроек в WaveLab получить с помощью индикатора уровня записи этой программы искомую величину. Я соединял входы с выходами устройств несимметричными кабелями. Перепробовав различные комбинации входов и выходов обоих аудиоинтерфейсов при частотах дискретизации 44,1 и 96 кГц, разрядностях 16 и 24 бит, я получил для "Лейлы", в худшем случае, -74,66 дБ шума и -87,28 дБ шума в лучшем случае. Для WaMi Rack 24 эти величины составили -76,33 дБ и -84,29 дБ соответственно. Чувствительности входов и выходные уровни в каждом из тестов устанавливались одинаковыми. Худшая цифра соответствует чувствительности и выходному уровню -10 дБ, лучшая цифра получена при +4 дБ. Четкой зависимости уровня шума от частоты дискретизации и разрядности отмечено не было. Из всего вышесказанного можно заключить, что уровни шума в звуковых трактах обоих устройств примерно одинаковы. В конце концов, шумы такого уровня неплохо маскируются в композиции и являются далеко не самым главным фактором, приводящим к деградации звучания при переоцифровке материала.

Следующим этапом было сравнение "звучания" аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, для чего действие переместилось в студию МО. В качестве тестового материала использовались композиции с альбома Van Halen III, звучание которого, на мой взгляд, имеет массу нюансов, позволяющих всесторонне оценить музыкальные качества тестируемого звукового тракта. Оба аудиоинтерфейса были проинсталлированы под Windows 98SE с прилагавшимися драйверами. Первыми прослушивались цифро-аналоговые преобразователи. Для этого отобранный материал был размещен на два стереотрека программы Nuendo, которые были назначены на разные выходные шины. Одна из шин была назначена на пару аналоговых выходов Echo Layla 24, а другая - на пару аналоговых выходов WaMi Rack 24. Далее аналоговые выходы аудиоинтерфейсов были подключены к двум парам каналов микшера. К выходам пары подгрупп микшера были подключены эталонные аналогово-цифровые преобразователи Apogee AD 1000, в свою очередь подключенные к цифровому входу платы ввода-вывода RME DIGI 96/52, в "честности" цифрового тракта которой у меня нет никаких сомнений. Теперь, назначая на выбранную пару подгрупп попеременно то одну, то другую пару каналов, мы получили возможность записывать по выбору с входа платы RME сигнал, прошедший через цифро-аналоговые преобразователи Echo Layla 24 или WaMi Rack 24. Уровень записи регулировался фейдерами каналов микшера. Затем по очереди были записаны два стереофайла, содержащих "отклик" цифро-аналоговых преобразователей тестируемых аудиоинтерфейсов. Эти файлы прослушивались через цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000, подключенные к плате RME. Переключение между образцами осуществлялось с помощью кнопок заглушения и солирования на треках программы. Ну что тут можно сказать? Цифро-аналоговые преобразователи обоих аудиоинтерфейсов оказались посредственными, заметно портили звук. Существенной разницы среди этой серости я не заметил.

Для осуществления прослушивания аналого-цифровых преобразователей аудиоинтерфейсов к цифровому выходу проигрывателя Tascam CD 301 Mk II были подключены цифро-аналоговые преобразователи, пара аналоговых выходов которых была подключена к паре каналов микшера, каждый из которых, в свою очередь, был назначен на свою пару подгрупп (к такому трюку в очередной раз пришлось прибегнуть из-за отсутствия сплиттера). К парам подгрупп подключались пары аналоговых входов аудиоинтерфейсов. Уровни записи на двух стереотреках Nuendo были выровнены с помощью фейдеров подгрупп микшера, после чего одновременно были записаны два файла. Последующее воспроизведение снова осуществлялось через цифровую плату ввода-вывода RME и те же цифро-аналоговые преобразователи (Apogee DA 1000). Переключение между образцами осуществлялось путем переключения кнопок заглушения и солирования треков в программе. Как и ожидалось, аналого-цифровые преобразователи обоих аудиоинтерфейсов корежили звук гораздо сильнее, чем их цифро-аналоговые преобразователи. Бодрое и яркое, слегка "надутое" звучание композиции стало мутным, сдавленным, несколько неврастеничным. Здесь у WaMi Rack 24, на мой взгляд, было некоторое преимущество. Но это преимущество было невелико на фоне общей деградации звучания.

Под рукой еще был безнадежно, казалось бы, устаревший Alesis ADAT XT. Идея сравнить звучание его аналого-цифровых преобразователей с аналого-цифровыми преобразователями современных аудиоинтерфейсов поначалу казалась не более, чем шуткой. Через его аналого-цифровые преобразователи была пропущена та же композиция, результат помещен в Nuendo, синхронно с двумя другими, полученными ранее, образцами. Разница была четко слышна в первые же секунды. Забавно, но архаичные аналого-цифровые преобразователи ADAT XT оставили современные изделия далеко позади...

Важное замечание. Все эксперименты, связанные с прослушиванием качества звучания аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, выполнялись при частоте дискретизации 44,1 кГц и при разрядности 16 бит. Второй принципиальный момент заключается в том, что оба аудиоинтерфейса работали в режиме синхронизации от собственных встроенных осцилляторов. Такой режим выбран для обеспечения "чистоты эксперимента". При работе от внешнего высококачественного источника "клока" результат, возможно, будет иным.

Giga-совместимость
Вопрос совместимости аудиоинтерфейсов с программами GigaSampler и GigaStudio, ныне принадлежащими компании Tascam, действительно волнует многих. Уж очень требовательны и капризны эти программы. Поэтому в этот раз я решил проверить испытываемые устройства на предмет Giga-совместимости. Для этого на свежую копию Windows 98SE инсталлировались GigaSampler версий 1.52 и 1.6, а также GigaStudio 160 версий 2.0 и 2.2. Для WaMi Rack 24 использовались E-WDM-драйверы версии 1.31, а для Echo Layla - драйверы версии 5.58. При этом с WaMi Rack 24 может работать только GigaStudio 160, начиная с версии 2.2. Технология GIGA-WIRE, позволяющая передавать выходной поток аудиоданных от GigaStudio непосредственно "на входы" ASIO-драйвера, пока не работает. Важно отметить, что во избежание возникновения щелчков и прочих вредных артефактов на выходе, при работе с GigaStudio следует назначать в панели управления WaMi Rack 24 минимально возможное значение времени ожидания (меню Config/Latency), равное 64 или 128 семплов. Для работы Wami Rack 24 с предыдущими версиями программ необходимо использовать старые версии драйверов, например, 1.9 (май 2001, не E-WDM). Что касается Echo Layla 24, то с этим устройством при штатных драйверах хорошо работает GigaStudio 160 версии 2.0, в то время как GigaSampler 1.52 устройства не видит вовсе. Естественно, прежде чем пытаться запустить GigaStudio, следует через панель управления Windows добраться до окна настроек Echo Layla 24 и включить там поддержку интерфейса GSIF и, возможно, мультиклиентный режим работы драйвера. Можно было бы еще попробовать сочетание штатных драйверов Echo Layla 24 с GigaSampler 1.6, а также сочетание новых WDM-драйверов с GigaStudio 160 версии 2.2, но еще на две, неизбежные при этом, переустановки Windows 98 моего терпения уже не хватило.

За то время, пока писалась эта статья, в Giga-мире произошло очень важное событие: выпуск GigaStudio версии 2.5 под Windows 2000 и Windows XP. Жаль, что пока лишь в виде Beta-Update к предыдущей версии. Теоретически, этот релиз должен был окончательно разрешить проблему стабильности работы программы и совместимости с аудиоинтерфейсами; по крайней мере, я на это очень надеялся. Как обстоят дела на самом деле, мне пока выяснить не удалось.

Выводы
В некотором смысле оба протестированных устройства меня разочаровали, хотя, быть может, "планка" для них была поставлена заведомо слишком высоко. С другой стороны, оба устройства недешевые, так что вполне резонно было бы ожидать от них лучшего качества звучания и более стабильной работы. В любом случае, я попытаюсь дать ответ на вопрос, какое из устройств в каком случае было бы предпочтительнее.

Итак, главным аргументом в пользу Echo Layla 24 является возможность одновременного ввода-вывода шестнадцати каналов аудио (восемь аналоговых и восемь цифровых). Не забывайте про совместимость устройства с "Макинтошами". Также положительного отзыва заслуживает беспрецедентная длина и гибкость соединительного кабеля, плюс возможность его дополнительного удлинения при минимальных затратах (девятиконтактные разъемы типа D-Sub стоят недорого, в их распайке сложно ошибиться, да и кабель с необходимым числом проводников также достать не составит труда). Стабильность работы драйверов и цифрового интерфейса хотя и далека от идеала, но, все-таки, получше, чем у WaMi Rack 24. Самый серьезный недостаток устройства - качество оцифровки, а точнее - ну просто совсем никакое отношение возможностей и качества к цене. Не забывайте и то, что цифровой интерфейс вообще не может работать при частоте дискретизации 96 кГц.

Уже после того, как эта статья была написана, стало известно, что компания Echo выпустила новые драйверы версии 6.00 (платформа PC) для аудиоинтерфейсов серии Echo 24. Этот релиз является официальным, тем не менее, производитель отказывается нести какую либо ответственность за последствия некорректной работы продукта, предлагая использовать данные драйверы на свой страх и риск. Желающие могут скачать драйверы с сайта компании. К сожалению, я не успел протестировать их.

Итак, драйверы версии 6.00, предназначенные для аудиоинтерфейсов серии Echo 24, поддерживают Windows 95, 98, 98SE, Me, 2000 и XP. В действительности, это два независимых набора драйверов. Первые, VxD-типа, аналогичны драйверам версии 5.58 и поддерживают Windows 95, 98, 98SE, Me. Второй - WDM-драйвер, работающий под Windows 2000 и XP (а также Windows Me), основан на бета-версиях, которыми мне довелось попользоваться, о чем рассказано в статье.

Программа установки имеет два варианта: один предназначен для установки драйверов из интернета (размер файла 2,11 Мб), а второй - автономный (размер файла 5,75 Мб). В любом случае, программа установки сама определяет версию операционной системы и позволяет выбрать подходящий вариант драйвера (VxD- или WDM-драйвер).

Для WaMi Rack 24 упомянутое соотношение выглядит весьма привлекательно. Четыре MIDI-входа и выхода, SMPTE-синхронизатор (которым мне так и не довелось воспользоваться), какие никакие, но микрофонные предусилители... Двенадцативольтовое фантомное питание, несомненно, должно порадовать владельцев микрофонов электретного типа (именно электретные микрофоны чаще всего используют такое напряжение питания). Единственным ограничением является невозможность одновременной записи более чем четырех каналов, но большим недостатком я это не считаю. Жалко, что из-за маленького количества аналоговых входов встроенный микшер устройства всерьез рассматривать нельзя. В действительности, меня раздосадовали в WaMi Rack 24 лишь две вещи: недостаточная стабильность работы устройства (невозможно сосчитать, сколько раз мне приходилось переустанавливать внезапно "вылетевшие" в неизвестном направлении драйверы) и до безобразия короткий соединительный кабель, замена которого на более длинный проблематична (чего стоит одна только распайка трехрядного 44-контактного разъема типа D-Sub).

Еще одно общее замечание. Драйверы практически всех аудиоинтерфейсов не имеют отметки (Digital Signature) об успешном прохождении тестирования на совместимость с Windows, о чем свидетельствуют грозные предупреждения, которые выдает операционная система при каждой попытке установить "неподписанные" драйверы. То есть их установка производится на свой страх и риск. Ответственности за возможные негативные последствия не несет ни разработчик данных драйверов, ни, естественно, компания Microsoft. В связи с таким положением дел, в Windows XP даже предусмотрена специальная опция для удаления "неродных" операционной системе драйверов. Но, видимо, придется по-прежнему игнорировать рекомендации создателя операционной системы.

На самом деле, общая картина не так уж мрачна, особенно если пользоваться контрольным оборудованием невысокого качества или предназначенным для совсем других целей (а именно такое оборудование чаще всего и встречается), и смириться с риском разрушений, возникающих при "падении" операционной системы под натиском "неподписанных" драйверов. Качество аналогово-цифрового и цифро-аналогового преобразования можно значительно улучшить, если заставить данные устройства "плясать" от внешнего источника прецизионного "клока", правда, я ожидал встретить в рэковых модулях, имеющих собственные источники питания, более качественные встроенные осцилляторы. Отсюда мораль (повторяю еще раз, впрочем, это было и так понятно): компьютерные аудиоинтерфейсы лучше использовать в режиме внешней синхронизации.

Echo Layla 24 895$
EgoSys WaMi Rack 24 655$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи
Посещений: 16735 | Проголосовавших: 18 | Средняя оценка: 3.3

   

  Комментарии
21.09.04 00:47
Никита
Скажите есть ли какое-то различие между Echo Layla 24 с PCI картой и PCMCIA картой?

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА