Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
декабрь 2002

Компьютерные платы и блок АЦП-ЦАП.

В предыдущих тестированиях на меня произвели хорошее впечатление платы немецкой фирмы Marian Digital Audio Electronics (см. статьи «Echo MIA и Marian Marc 2» и «Ego Sys WaveTerminal 2496 и Marian Marc 4 Digi»). Главным их достоинством являются высококачественные цифровые тракты при вполне демократичных ценах. Одно это уже заслуживает самого пристального внимания. Нет ничего удивительного в наличии у продукции Marian и ряда недостатков. Да, драйверы далеки от совершенства, и обновления приходится ждать подолгу (а у какого из производителей мультимедийного оборудования дела обстоят радикально лучше?). Да, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи слабоваты (а кто-то воспринимает всерьез преобразователи недорогих плат?). Тем не менее, платы Marian являются разумным выбором для малобюджетных студий.

У фирмы Marian есть две восьмиканальные системы: Marc 8 MIDI и Marc A, которые производятся довольно давно (продавались под другими торговыми марками, в частности, SEK’D), однако актуальности до сих пор не потеряли и достойны упоминания наряду с прочими многоканальными компьютерными платами, которые я протестировал ранее. Плата Marc 8 MIDI является законченной восьмиканальной системой (плюс MIDI-интерфейс), в то время как Marc A является восьмиканальной платой цифрового ввода-вывода. Для того, чтобы сравнение Marc 8 MIDI и Marc A было уместным, я буду рассматривать последнюю плату в паре с недорогим восьмиканальным блоком аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей ADCON, также выпускаемым Marian. В принципе, совместно с Marc 8 MIDI может использоваться однорэковый коммутационно-предусилительный блок SEK’D Siena Breakout Box, подключаемый вместо штатного кабельного адаптера (имеет сетевое питание, четыре симметричных микрофонных входа на разъемах XLR с регуляторами чувствительности и индивидуально включаемым фантомным питанием, четыре симметричных линейных входа на джеках с регуляторами чувствительности и аттенюаторами для каждой пары, два дополнительных несимметричных входа на разъемах RCA, восемь симметричных линейных выходов на джеках, встроенный мониторный микшер с регулятором общей громкости и выходом на двух разъемах RCA, два выхода мониторного микшера для наушников с раздельными регуляторами громкости), но мне его добыть вовремя не удалось.

Краткое описание устройств

Плата (PCI) Marc 8 MIDI (375$), ранее известная как SEK’D Siena, имеет восемь несимметричных аналоговых входов и выходов, а также два MIDI-входа и два MIDI-выхода. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 96 кГц. Аналоговые входы и выходы выполнены на разъемах RCA, расположенных на кабельном адаптере, подключаемом к плате посредством 44-контактного разъема D-Sub. MIDI-входы и MIDI-выходы выполнены на разъемах типа DIN-5, расположенных на кабельном адаптере, подключаемом к плате посредством 9-контактного разъема D-Sub. Оба адаптера прилагаются. На плате есть разъем шины SyncBus (8-pin), предназначенной для синхронизации между собой любых плат серии Marc. В одном компьютере может работать до четырех таких устройств, при этом число одновременно записываемых каналов ограничено 15-22 (при частоте дискретизации 44,1 кГц; в зависимости от производительности компьютера). Есть драйверы под Windows 9.x/ME (MME, Direct Sound, ASIO, GSIF), Windows NT 4 (MME), Windows 2000/XP (WDM-типа, MME, Direct Sound, ASIO).



Прилагаемая программная панель управления имеет модульный дизайн. С панели задач Windows вызывается окно Marc 8 Midi (рис. 1), в котором доступны четыре опции.



Первая опция (Analog Inputs) открывает модуль аналоговых входов Marc 8 Midi Analog Inputs (рис. 2). Для каждого аналогового входа есть индикатор уровня сигнала, фейдер, допускающий регулирование уровня сигнала в пределах от -40 дБ до +18 дБ, кнопка заглушения. Кнопки заглушения и фейдеры могут объединяться в стереопары.



Вторая опция окна Marc 8 Midi (Analog Outputs) открывает модуль аналоговых выходов Marc 8 Midi Analog Outputs (рис. 3). Для каждого аналогового выхода есть индикатор уровня сигнала, фейдер (допускающий регулирование уровня сигнала в пределах от 0 дБ до -60 дБ), кнопка заглушения. Кнопки заглушения и фейдеры могут объединяться в стереопары. Для каждой стереопары аналоговых выходов возможно индивидуальное включение мониторинга каждой из четырех стереопар аналоговых входов, включение мониторинга во время записи, включение мониторинга во время записи «врезкой» (последняя кнопка на рис. 3 не показана, так как соответствующая опция PunchIn Mon. выключена).



Третья опция окна Marc 8 Midi (Settings) открывает окно настройки платы Marc 8 Midi Settings Card #1, которое имеет две закладки. Первая закладка этого окна, озаглавленная Audio (рис. 4), содержит настройки, относящиеся к аудиосистеме. Следует отметить, что при работе под Windows 9.x/ME эта закладка содержит еще две группы настроек (Direct Sound и GigaSampler), относящихся к драйверам Direct Sound и GSIF (эти настройки в точности совпадают с аналогичными настройками драйверов других плат Marian, см. статьи «Echo MIA и Marian Marc 2» и «Ego Sys WaveTerminal 2496 и Marian Marc 4 Digi»).

  

   

Вторая закладка, Midi (рис. 5), по сути является весьма развитым MIDI-фильтром, обеспечивающим тотальный контроль как над входящими, так и над посылаемыми MIDI-сообщениями. Фильтр настраивается для каждого порта индивидуально. Заметьте, что модули аналоговых входов и аналоговых выходов при открытии окна настроек автоматически закрываются. Последняя из опций окна Marc 8 Midi (Always On Top) позволяет держать панель управления поверх других окон.

  

   

Плата цифрового ввода-вывода Marc A (180$) для шины PCI, ранее известная как SEK’D Prodif A, имеет цифровые вход и выход формата ADAT (оптический), поддерживающие передачу аудиоданных с разрядностью до 24 бит. Частота дискретизации может находиться в пределах от 40 до 51 кГц при записи или от 22 до 58 кГц при воспроизведении. На плате есть разъем шины SyncBus (6-pin), предназначенной для синхронизации между собой любых плат серии Marc. В одном компьютере может работать до четырех таких устройств, однако число одновременно записываемых каналов ограничено 15-22 (при частоте дискретизации 44,1 кГц; в зависимости от производительности компьютера). Есть драйверы под Windows 9.x/ME (MME, Direct Sound, ASIO, GSIF), Windows NT 4 (MME), Windows 2000/XP (WDM-типа, MME, Direct Sound, ASIO).



Программная панель управления Marc A организована аналогично панелям управления других плат Marian. Главное окно Marc A имеет четыре опции. Первые две опции (ADAT Inputs и ADAT Outputs) открывают модули входов и выходов, содержание каждого из которых ограничивается четырьмя парами индикаторов уровня сигнала. Третья опция (Settings) открывает окно настройки Marc A Settings Card #1, которое имеет две закладки (при работе под Windows 9.x/ME это окно имеет еще одну закладку, DirectSound / GSIF, содержимое которой было описано в предыдущих статьях, посвященных продукции Marian). Первая закладка, под названием Synchronisation (рис. 6), содержит настройки синхронизации. Примечательно то, что частота, производимая встроенным генератором «клока» платы, здесь может регулироваться шагами по 10 Герц. Вторая закладка, озаглавленная Misc/About, имеет всего одну опцию (Disable Messages about Samplerate Conflicts), предназначенную для запрещения вывода мешающих работать сообщений об ошибках, и кнопку (About), предназначенную для вывода информации о версии драйверов и самой панели управления. Отличительной особенностью данной панели управления является то, что для нее открытие окна настроек не вызывает автоматического закрытия модулей входов и выходов. Назначение последней опции (Always On Top) дополнительных пояснений не требует.

  

   

Восьмиканальный аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователь ADCON (450$), поддерживающий разрядность до 24 бит, выполнен в корпусе шириной в половину рэка, имеет симметричные входы и выходы на трехконтактных джеках, общий переключатель чувствительности входов (+4 дБ / -10 дБв), общий переключатель выходного уровня (+4 дБ / -10 дБв), цифровой вход и цифровой выход формата ADAT (все перечисленное расположено на задней панели). Первая пара аналоговых входов имеет микрофонные предусилители с раздельными регуляторами чувствительности, светодиодными индикаторами перегрузки и симметричными входами на комбинированных разъемах XLR/джек, кнопку включения фантомного питания напряжением 48 В (для обоих микрофонных входов одновременно) со светодиодным индикатором (все на передней панели). Регуляторы чувствительности позволяют изменять уровень входного сигнала первой пары аналоговых входов на величину от +5 дБ до +45 дБ для разъемов, расположенных на передней панели устройства, или на величину от -15 дБ до +25 дБ, если используются разъемы, расположенные на задней панели. Возможны три режима работы устройства. В первом из них это аналого-цифровой преобразователь, работающий с частотой дискретизации 48 кГц, во втором это аналого-цифровой преобразователь, работающий с частотой дискретизации 44,1 кГц, а в третьем режиме — аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователь с внешней синхронизацией. Есть светодиодный индикатор внешней синхронизации и вращающийся трехпозиционный переключатель режима работы (расположенные на передней панели прибора). Устройство питается от прилагаемого двенадцативольтового адаптера.





Плата ввода-вывода Marc A и конвертор ADCON могут продаваться в комплекте Marc A / ADCON (555$).

Как происходило тестирование

При тестировании использовался компьютер следующей конфигурации (с этим компьютером я ни разу не испытывал проблем типа несовместимости с периферией на аппаратном уровне): процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, плата Marian Marc 2, Windows XP Professional. Прослушивание осуществлялось через мониторы Polk Audio, а также наушники AKG 240 M, Beyerdynamic DT 990 Pro, Beyerdynamic DT 770 Pro и Sennheiser HD 580 (совместно с усилителем для наушников Oz Audio HM 6). В качестве контрольных использовались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи процессора Lexicon M 300 и цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000. Коммутация цифровых сигналов осуществлялась посредством кабелей Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (для электрических интерфейсов) и оптических кабелей Mutec. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon (несимметричные) с разъемами Switchcraft.

Знакомство с устройствами началось с их распаковки и проверки комплектации. В коробке с платой Marc 8 MIDI, кроме самой платы, находились два руководства пользователя (на английском и немецком языках), компакт-диск и два кабельных адаптера. Первый кабельный адаптер, предназначенный для аналоговых входов и выходов, состоит из 44-контактного разъема D-Sub, из которого выходят шестнадцать проводков с разъемами RCA на концах. Проводки подписаны в соответствии с их назначением и делятся на четыре группы по четыре, группы отличаются длиной (в среднем длина адаптера составляет примерно 30 сантиметров). Второй кабельный адаптер, предназначенный для MIDI-портов, представляет собой девятиконтактный разъем D-Sub, из которого выходят четыре подписанных проводка с пятиконтактными разъемами DIN5 на концах. Прилагаемый компакт-диск Marc Series (март 2002) содержит драйверы для всех плат серии Marc, документацию в формате PDF, демо-версии программ Minnetoka и VbSoftware, программы Apac (предназначена для сжатия аудиофайлов без потерь) и Adobe Acrobat Reader.

В коробке с платой Marian Marc A, кроме самой платы, находились два руководства пользователя (на английском и немецком) и компакт-диск Marc Series (март 2002).

К полурэковому блоку преобразователей Marian ADCON прилагаются два руководства пользователя (на английском и немецком), адаптер питания PROFITEC V-12830 AC (12V AC 830 mA) с паспортом на немецком языке и комплект из четырех самоклеющихся ножек.

Обе платы без каких-либо проблем проинсталлировались с прилагаемыми драйверами. Устройства использовались совместно с популярными музыкальными приложениями, в число которых вошли Cakewalk Sonar 1.3.1, Emagic Logic Audio Platinum 4.7, Samplitude Producer 2496 6.04, Steinberg WaveLab 3.0 и Syntrillium Cool Edit Pro 1.2. Взаимодействие плат с программами было стабильным и никаких нареканий не вызвало.

Тест на побитовое копирование проводился, естественно, только для Marian Marc A, при непосредственном соединении кабелем цифровых входов и выходов, в режиме внутренней синхронизации. Использовалась программа Cakewalk Sonar 1.3.1. Разрядность тестового материала — 16 бит, частоты дискретизации — 44,1 и 48 кГц. Тест пройден с положительным результатом, как и ожидалось.

Для тестирования аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей Marc 8 MIDI и ADCON также применялась программа Cakewalk Sonar 1.3.1. В качестве тестового материала использовался компакт-диск Van Halen III. К неоднократно проверенным ранее на честность цифровым входам и выходам платы Marian Marc 2 были подключены контрольные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. Затем тестовый материал воспроизводился через эти цифро-аналоговые преобразователи, выходной сигнал подавался на аналоговые входы Marc 8 MIDI и ADCON, с которых и осуществлялась запись результата работы их аналого-цифровых преобразователей. Аналогично, при воспроизведении тестового материала через аналоговые выходы Marc 8 MIDI и ADCON, соединенные с входами контрольных аналого-цифровых преобразователей, с цифрового входа Marian Marc 2 был записан тест цифро-аналоговых преобразователей испытываемых устройств. В процессе прослушивания записанных файлов сразу же было замечено их отличие от оригинала. В худшую сторону. Несмотря на сильное сходство звучания обоих устройств, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи ADCON все-таки отличались несколько лучшим качеством. По крайней мере, тарелки в тестовом материале, прошедшем через ADCON, звучали, скорее, как тарелки, а не как консервные жестянки, в подобие которых их превращали преобразователи Marc 8 MIDI. А вот микрофонные предусилители ADCON меня совсем не впечатлили. По крайней мере, практически любой микшер имеет гораздо лучшие микрофонные предусилители.

Уровень шума в аналоговой части звуковых трактов систем оценивался при непосредственном соединении несимметричными кабелями их аналоговых выходов с их аналоговыми входами, мониторинг на панелях управления плат отключался. Значения пикового уровня шума считывались с индикаторов уровня записи программы WaveLab (также неоднократно проверенных ранее). Для различных пар входов и выходов ADCON при их номинальной чувствительности -10 дБ индикаторы уровня записи программы WaveLab стабильно показывали -76,33 дБ шума относительно полной цифровой шкалы (0 dBFS). При чувствительности входов +4 дБ (переключатели выходного уровня также были поставлены в положение+4 дБ) ситуация заметно улучшалась, и уровень шума принимал значения от -84,29 дБ до -80,77дБ для различных пар входов и выходов. Для различных пар аналоговых входов и выходов Marc 8 MIDI уровень шума принимал значения от -84,29 дБ до -80,77дБ относительно полной цифровой шкалы (0 dBFS), равной по паспорту +8 дБ (номинальное значение не указано). Это хороший результат для «мультимедийной» аппаратуры, если не считать отмеченного разброса (примерно в 3 дБ) значений для разных стереопар.

Заключение

В целом, обе системы показали себя достойно, учитывая, что на роль студийного оборудования высшего класса ни одна из них не претендует.

Marian Marc 8 MIDI (как с коммутационно-предусилительным блоком Siena Breakout Box, так и без него) может стать разумным выбором для бюджетной демо-студии, особенно когда требуется, чтобы было сразу все и «в одном флаконе». Про MIDI-интерфейс системы ничего особенного сказать не могу, кроме того, что он просто работает (хотя я не удивлюсь, если не со всеми устройствами, особенно с очень «древними»).

Плата Marian Marc A, несмотря на свою простоту, оказалась серьезным устройством. Система из нескольких таких плат вполне может найти применение и в профессиональной студии, когда требуется надежная передача цифрового сигнала в формате ADAT. Этой плате не помешало бы наличие порта ADAT-синхронизации и возможности переключения цифрового интерфейса в формат SPDIF. И если первому пожеланию уж точно не сбыться, то второе, вероятно, могло бы быть реализовано чисто программными средствами (с новой версией драйверов и/или прошивки ПЗУ платы).

И, наконец, блок преобразователей Marian ADCON. Особо расхваливать или ругать его, в общем-то, не за что. Поэтому поставим вопрос иначе. А существует ли хотя бы одно устройство с такими же возможностями, но с лучшим качеством и за меньшие деньги?

Marian Marc 8 MIDI375$Marian Marc A180$Marian ADCON450$Marian Marc A / ADCON555$ISPA

1 комментарий
  1. Гы, похоже на то, что в ИСПЕ нераспроданные Марианы завалялись. 🙂 Marian Marc — полное барахло. Даже за свои деньги.Хотя, отдадим должное, в статье об этом тоже говориться. Между строк есс-но.

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo