Начало
 
 


Компьютерные системы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Echo Mia и Marian MARC 2

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
июнь 2001

Четырехканальные платы ввода-вывода.

Цифры 24/96 сегодня значат для цифровой аппаратуры то же, что для остального мира 90/60/90. Несомненно, 24-разрядные форматы аудиоданных при частоте дискретизации 96 кГц (даже если вся основная работа ведется на частоте 48 кГц) весьма привлекательны, перспективны и, в определенном смысле, красивы. Одной из моих попыток приобщиться к прекрасному путем выбора не очень дорогого компьютерного аудиоинтерфейса, способного корректно работать с 24-разрядными аудиоданными при частоте дискретизации 96 кГц, не так давно уже была посвящена статья (см. "M-Audio Audiophile 2496 и TerraTec EWX 24/96"). Сразу же после ее выхода мне удалось познакомиться еще с двумя устройствами из той же ценовой категории (до 300 долларов), имеющих примерно такую же конфигурацию и возможности, разве что без MIDI-интерфейсов. Это платы Echo Mia и Marian MARC 2. Так что данную статью имеет смысл считать продолжением вышеупомянутой. Платы рассматривались в контексте все той же концепции малой компьютерной студии, которая, в принципе, сводится к следующему: количество одновременно записываемых треков ограничивается двумя (или, в крайнем случае, четырьмя), а сведение выполняется программно. В этом случае все остальное оборудование делится на три основных категории: устройства подготовки сигнала к вводу в компьютер (предусилители, предварительная динамическая обработка и т. д.), устройства контроля или вывода (в том числе набор контрольных устройств, акустики и т. д.), вспомогательные устройства, в том числе коммутационно-распределительное оборудование. Тогда требования к компьютерной плате можно сформулировать как наличие "честного" (способного на побитовое копирование) цифрового интерфейса, поддерживающего максимальное количество цифровых форматов, и пары аналоговых входов-выходов с лучшими, насколько это возможно в соответствующей ценовой категории, аналогово-цифровыми и цифро-аналоговыми преобразователями. Итак, я попытался проверить, насколько платы Echo Mia и Marian MARC 2 соответствуют изложенным требованиям, а также ответить на вопрос, в каком случае какая из них предпочтительнее.

Возможности
Четырехканальный аудиоинтерфейс Echo Mia (299$) серии Echo 24, выполненный в виде платы для шины PCI, имеет два аналоговых входа и два аналоговых выхода, а также цифровой интерфейс формата SPDIF (электрический, используются разъемы RCA).

Echo Mia

Аналоговые входы и выходы - симметричные, на четвертьдюймовых джеках, уровни сигналов программно переключаются между +4 дБ и -10 дБв. Аналогово-цифровые преобразователи, имеющие 64-кратную передискретизацию, и цифро-аналоговые преобразователи, имеющие 128-кратную передискретизацию, поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 8 до 96 кГц. Цифровой интерфейс поддерживает разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 96 кГц. Программы "видят" на плате восемь виртуальных выходов вместо одной пары цифровых и одной пары аналоговых физических выходов. Сигналы виртуальных выходов микшируются с помощью расположенного на плате DSP, и только после этого направляются на физические выходы. Такая архитектура улучшает работу драйверов платы в мультиклиентном режиме (т. е. когда к плате одновременно обращается несколько приложений). Возможна совместная работа нескольких устройств серии Echo 24. Прилагаются драйверы для Windows 9.x, Direct Sound и GSIF, а также программа многодорожечной записи и редактирования Syntrillium Cool Edit Pro SE. Обещан выпуск драйверов для Windows 2000 (WDM), Mac, BeOS.

Программная панель Echo Console (рис. 1) имеет секции управления входами, мониторингом, микшированием и выходами. В нижней части панели расположены две группы больших кнопок: группа Clock Source позволяет выбирать в качестве источника синхронизации встроенный осциллятор платы (Internal) или сигнал, поступающий на цифровой вход (Digital), а группа Output Controls позволяет экономить площадь экрана за счет совмещения функций секций управления мониторингом и микшированием для аналоговых и цифровых выходов. Если включена кнопка Analog, то секции управления мониторингом и микшированием отвечают за микс, поступающий на аналоговый выход (именно эта ситуация показана на рисунке 1). А если включена кнопка Digital, то эти секции переходят в режим управления миксом, воспроизводимым через цифровой выход.

Рис. 1

Секция управления аналоговыми входами (Analog In) имеет индикаторы уровней входного сигнала левого и правого каналов, под которыми расположены кнопки переключения чувствительности (между +4 дБ и -10 дБв, причем цифра, написанная на кнопке, соответствует текущей чувствительности). Секция управления цифровым входом (Digital In) имеет только индикаторы уровней входного сигнала. В секциях управления мониторингом аналоговых (Analog=>Analog/Digital) и цифровых (Digital=>Analog/Digital) входов для каждого канала есть отдельные фейдеры, радиокнопки заглушения (M) и солирования (S), регуляторы панорамы, а также окошки, в которых отображается в децибелах текущий коэффициент передачи фейдера. Каждая пара "мониторных" фейдеров может быть синхронизована путем включения соответствующей опции (G). Секции микширования сигналов виртуальных выходов (от Out 1/2=>Analog/Digital до Out 7/8=>Analog/Digital) отличаются от секций управления мониторингом только наличием индикаторов уровня сигнала. Секция управления аналоговыми выходами (Analog Out) имеет для каждого канала фейдеры, радиокнопки заглушения и солирования, окошки отображения текущего коэффициента передачи фейдера, кнопки переключения уровня выходного сигнала между +4 дБ и -10 дБв. Пара фейдеров может быть синхронизована путем включения соответствующей опции. Секция цифровых выходов (Digital Out) имеет только индикаторы уровня сигнала каждого канала. Все фейдеры панели управления можно вернуть в исходное положение, для чего необходимо нажать клавишу Ctrl и щелкнуть по нужному фейдеру левой кнопкой мыши.

В меню File панели Echo Console есть пункт под названием Preferences, открывающий доступ к странице настроек - Preferences Page (рис. 2). На этой странице сосредоточены три группы настроек: Digital I/O, General и Sample Rate Lock. Первая группа, Digital I/O, содержит радиокнопки S/PDIF Out Format Professional и S/PDIF Out Format Consumer, позволяющие выбирать формат выходного цифрового сигнала. Несмотря на то, что цифровой интерфейс платы не передает кодов защиты от копирования (SCMS), некоторые цифровые устройства воспринимают сигнал только в формате Consumer. В этой же группе настроек есть опция Dither Input, позволяющая применять дизеринг к входному цифровому сигналу. Группа настроек General имеет только одну опцию, Sync Wave Devices, которая обеспечивает синхронную работу всех устройств платы (одним устройством являются аналоговые входы и выходы, другим - цифровой интерфейс, в дальнейшем я буду употреблять словосочетание "устройства платы" именно в таком значении). Производитель рекомендует использовать эту опцию, если для ее отключения нет веских оснований. Заявляется, что полная независимость всех входов и выходов платы, достигаемая при отключении опции Sync Wave Devices, может понадобиться разве что программистам, и что для выхода из ситуации, когда программы отказываются работать с платой в полнодуплексном режиме, в большинстве случаев достаточно включения опции Multi-client audio.

Рис. 2

Группа настроек Sample Rate Lock содержит радиокнопки "unlocked" и "locked at", первая из которых позволяет музыкальным приложениям свободно выбирать частоту дискретизации, а вторая, доступная только в режиме синхронизации со встроенным осциллятором платы, позволяет жестко фиксировать частоту дискретизации. Значение фиксированной частоты дискретизации можно выбрать в окошке, расположенном справа от радиокнопки "locked at".

Кроме того, драйверы платы имеют множество свойств, недоступных из панели управления Echo Console. Можно только гадать о причинах такого свинства разработчиков. Тем не менее, до этих настроек можно добраться через панель управления Windows, выбрав Mia By Echo в "звуковых, видео и игровых устройствах". В появившемся окне интерес представляют две закладки: Settings и DirectSound/GSIF. Закладка Settings содержит четыре опции (рис. 3). Опция Show console on taskbar позволяет выводить значок панели Echo Console (в виде голубой буквы "M") на панель задач. Опция Monitor during playback позволяет включать мониторинг во время воспроизведения (в этом случае мониторинг включен постоянно, в противном случае мониторинг работает только во время записи). Опция SAW compatibility mode позволяет работать с платой старым версиям некогда популярной программы Software Audio Workshop (SAW), требующим наличия на плате одинакового количества входов и выходов. При использовании этой опции драйверу платы удается обмануть программу, предоставляя ей требуемое количество дополнительных фиктивных входов. Опция Multi-client audio позволяет драйверу работать в мультиклиентном режиме, то есть позволяет нескольким музыкальным приложениям одновременно обращаться к различным парам выходов платы.

Рис. 3

Закладка DirectSound/GSIF (рис. 4) позволяет с помощью радиокнопок Enable DirectSound и Enable GSIF выбирать режим работы с драйвером DirectSound или GSIF. Здесь же расположены настройки драйвера DirectSound. Опция Enable DirectSound for analog outputs разрешает системе DirectSound использовать аналоговые выходы платы, а опция Enable DirectSound for digital outputs позволяет системе DirectSound использовать цифровые выходы. С помощью опции Lock DirectSound format можно заставить драйвер DirectSound воспроизводить аудио исключительно в определенном формате (аудиоданные, имеющие другой формат, при этом подвергаются пересемплированию). Выбрать желаемый формат в этом случае можно с помощью группы настроек Locked format: предлагаются частоты дискретизации (Sample rate) 11, 22, 44,1, 48, 88,2 и 96 кГц, разрядность (Bit depth) 8 или 16 бит, моно или стерео (Channels). Возможно восстановление настроек по умолчанию, для чего на данных закладках предусмотрены кнопки Set Defaults.

Рис. 4

Четырехканальный аудиоинтерфейс Marian MARC 2 (230$) является платой для шины PCI, имеет по паре аналоговых входов и выходов, выполненных на трехконтактных джеках, электрические (RCA) и оптические (TOS-Link) цифровые входы и выходы формата SPDIF.

Marian MARC 2

На плате также расположен электрический цифровой вход для CD-привода. К аналоговому выходу, благодаря его низкому выходному сопротивлению, могут непосредственно подключаться наушники. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 11 до 96 кГц. Цифровой интерфейс также может работать с 24-разрядными сигналами, но частота дискретизации должна находиться в пределах от 32 до 96 кГц. Цифровой интерфейс платы игнорирует коды защиты от копирования. До четырех плат этой серии могут одновременно работать в одном компьютере с одним драйвером. Возможна точная синхронизация плат между собой с помощью специальной шины Sync Bus, для чего расположенные на платах восьмиконтактные разъемы необходимо соединить шлейфом. Плата имеет функцию аппаратной поддержки ASIO, но пока, с существующими версиями драйверов, эта возможность полноценно не реализована. Предлагаются драйверы для Windows 9.x (ASIO 2.0, GSIF и DirectSound) и NT 4.0. Обещаны драйверы для Mac.

Рис. 5 Панель управления платой имеет модульный интерфейс. Первым вызывается главное окно MARC 2 Manager (рис. 5), это можно сделать с помощью появляющегося при установке платы значка на панели задач Windows. Включение четырех верхних опций позволяет развернуть модули настроек аналоговых входов (Analog Inputs), цифровых входов (Digital Inputs), аналоговых выходов (Analog Outputs) и цифровых выходов (Digital Outputs).

Рис. 6 Модуль Analog Input (рис. 6) имеет группу настроек Monitor, позволяющих назначить мониторинг аналогового входа на аналоговый выход (Analog Output) или на цифровой (Digital Output), и группу настроек Active, определяющих, когда функция мониторинга активизируется: Never (полное отключение мониторинга), while Record (мониторинг во время записи) и while Punch Record (мониторинг во время записи "врезкой"). Также, модуль Analog Input имеет индикаторы уровня и пару фейдеров, позволяющих изменять уровень входного сигнала на величину от +18 дБ до -40 дБ. Возможность увеличения уровня сигнала может оказаться очень полезной при совместной работе платы с некоторыми мультимедийными устройствами, имеющими пониженный выходной уровень. Под каждым фейдером расположено по кнопке заглушения соответствующего канала, а чуть ниже - опция синхронизации фейдеров левого и правого каналов.

Рис. 7 Модуль настроек цифрового входа Digital Input (рис. 7) имеет группу настроек мониторинга и маршрутизации, позволяющих выбрать физический цифровой вход (группа радиокнопок Input Select в верхней части модуля, возможны три варианта выбора: Optical, Electrical и CD, что соответствует оптическому и электрическому входам формата SPDIF, а также цифровому входу для подключения CD-ROM) и назначить мониторинг цифрового входа на аналоговый или на цифровой выход (Monitor, радиокнопки Analog Output или Digital Output соответственно), и группу настроек Active, определяющих, когда функция мониторинга активизируется (Never, while Record, while Punch Record). Несколько ниже расположены индикаторы уровня сигнала цифрового входа.

Модуль Analog Output (рис. 8) имеет группу настроек маршрутизации (Playback), позволяющих путем переключения радиокнопок направлять на аналоговый выход поток аудиоданных, воспроизводимый музыкальными приложениями (Application Program), сигнал, воспроизводимый через цифровой выход (Digital Output), сигналы с аналоговых и цифровых входов (Analog Input и Digital Input, - интересно, зачем тогда нужны некоторые из настроек мониторинга в модулях Analog Input и Digital Input?). Модуль также имеет индикаторы уровня выходного сигнала и пару фейдеров, позволяющих изменять уровень входного сигнала на величину до -60 дБ. Под каждым фейдером расположено по кнопке заглушения соответствующего канала, а чуть ниже - опция синхронизации фейдеров левого и правого каналов.

Рис. 9 Рис. 8

Модуль настроек цифрового выхода Digital Output (рис. 9) отличается от модуля Analog Output отсутствием фейдеров, кнопок заглушения и, естественно, возможности их синхронизации, а также меньшими возможностями маршрутизации. Как можно видеть на рисунке, для цифрового выхода возможен выбор всего из двух источников сигнала: воспроизводимый музыкальными приложениями поток аудиоданных (Application Program) и цифровой вход (Digital Input).

Включение на панели MARC 2 Manager опции Settings открывает доступ к соответствующему окну настройки драйверов Marc2 Settings Card #1, при развертывании этого окна все остальные модули автоматически закрываются. Окно имеет три закладки. Первая из них, под названием Syncronization (обратите внимание, что это слово правильнее писать Synchronization), содержит настройки синхронизации (рис. 10). Здесь можно выделить один существенный момент: архитектура платы позволяет обоим ее устройствам работать от разных источников синхронизации, выбор которых осуществляется с помощью двух групп радиокнопок (Analog Clock и Digital Playback Clock), расположенных в нижней части окна. Для каждого устройства платы возможны три источника синхронизации: синхронизация с встроенным осциллятором платы (Internal), синхронизация с сигналом, поступающим на цифровой вход (Digital Input), и синхронизация с шиной SyncBus, используемой при совместной работе нескольких плат данной серии (SyncBus). Также на закладке находятся независимые настройки синхронизации начала/остановки записи и воспроизведения для каждого из устройств платы, осуществляемые с помощью четырех групп радиокнопок: Start/Stop Analog Record, Start/Stop Analog Playback, Start/Stop Digital Record и Start/Stop Digital Playback, названия которых говорят сами за себя. Все четыре указанные группы кнопок - абсолютно одинаковые, и предлагают выбор из двух вариантов синхронизации: автономный (Autonomous) и посредством шины Sync Bus (SyncBus). Здесь же (в верхней части закладки) расположена группа настроек SyncBus, относящаяся к вышеупомянутой синхронизационной шине. Опция под названием Card is Master позволяет назначить данную плату (Marc2 Card #1, см. название окна) источником синхронизации для нескольких установленных плат данной серии, объединенных шиной SyncBus. При включении этой опции активизируются расположенные под ней радиокнопки, позволяющие выбирать режимы синхронизации шины SyncBus с встроенным осциллятором "главной" платы (Internal Clock To SyncBus) или с поступающим на цифровой вход этой платы сигналом (Digital Input Clock To SyncBus).

Рис. 10

Вторая закладка окна Marc2 Settings, под названием DirectSound/GSIF (рис. 11), в соответствии со своим названием содержит настройки драйверов Direct Sound и GSIF, объединенные в группы DirectSound и GigaSampler соответственно. Группа DirectSound содержит радиокнопки Automatic Latency Adjustment и Adjust Latency Manually, позволяющие выбрать автоматический или ручной режим настройки времени ожидания системы (latency). В ручном режиме становится доступным горизонтальный регулятор, с помощью которого и задается время ожидания. Далее, опция под названием Optimized Cursor Handling способствует более быстрому определению текущей позиции курсора для некоторых приложений. Поскольку разные программы реагируют на эту функцию по-разному, создатели данной панели управления не дают на этот счет готовых рецептов, а предлагают определить оптимальные настройки экспериментально. Можно заставить систему Direct Sound воспроизводить звук только в определенном формате, для чего необходимо включить опцию "Restrict Playback Format to:" и выбрать желаемые разрядность и частоту дискретизации в становящихся доступными окошках, стоящих в продолжение этой строки, причем все аудиоданные, формат которых не совпадает с указанным, в этом случае подвергаются пересемплированию. Также можно ограничить выбор устройств, доступных системе Direct Sound, одним. Для этого следует включить опцию "Available Playback Devices limited to:" и выбрать желаемое устройство в окошке, стоящем в продолжение этой строки.

Рис. 11

Блок настройки драйвера GSIF, под названием GigaSampler, содержит только горизонтальные регуляторы двух параметров: Granularity и Latency. Смысл последнего параметра (Latency) особого пояснения не требует, а параметр Granularity определяет размер блоков аудиоданных, которые программа GigaSampler передает плате. Наименьший размер блока соответствует крайнему левому положению регулятора (Fine), при этом достигается наилучшая работа программы, но дополнительно возрастает нагрузка на систему.

Третья закладка панели, Misc./About (рис. 12), содержит группу настроек Error Messages, состоящую из двух опций, позволяющих отключать сообщения об ошибках, которые часто понапрасну отвлекают от работы. Первая опция, Disable Messages about Samplerate Conflicts, избавляет от сообщений о несовпадении частот дискретизации, постоянно возникающих в процессе подключения к плате цифровых устройств. Вторая опция, Disable Messages about Device Conflicts, отключает сообщения об ошибках, возникающих при одновременной работе с несколькими музыкальными приложениями. На этой же закладке расположена кнопка "About...", которая открывает окно, содержащее информацию о версии драйвера и адрес электронной почты коллектива разработчиков продукта.

Рис. 12

В нижней части окна Marc2 Settings расположены стандартные для приложений Windows кнопки Ok, Apply и Cancel, функции которых пояснения не требуют, а также кнопка со стрелкой, которая становится доступной при установке нескольких плат этой серии одновременно. Эта кнопка позволяет выбирать текущую настраиваемую плату, название и порядковый номер которой отображается в заголовке окна Settings.

И, наконец, последняя опция панели MARC 2 Manager (рис. 5), под названием Always On Top, позволяет держать панель управления платой поверх окон других приложений.

Как происходило тестирование
Во всем процессе проведенного тестирования, который большей частью происходил в студии МО, можно выделить два ключевых момента: первый из них состоял в испытании цифровых интерфейсов плат на побитовое копирование, вторым являлось прослушивание качества звучания аналогово-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей. В процессе решения этих двух основных задач и была получена вся остальная информация. Еще одним важным обстоятельством, позволившим получить описанные ниже результаты, стало то, что обе платы испытывались одновременно.

Теперь о наборе использовавшегося оборудования. Во-первых, это компьютеры. Их было целых три:
1) процессор Pentium III Coppermine 750E, 256 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR, звуковые платы Sound Blaster AWE 64 и Sound Blaster Live!, Windows 2000;
2) процессор Pentium III Coppermine 800E, 256 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), SCSI-контроллер Adaptec 29160N (160 LVD), жесткие диски IBM DDYS 36 Гб (две шт.), видеоадаптер Matrox G400 32 Мб (Single Head), Windows 98;
3) процессор Pentium 233 MMX, 64 Мб памяти, материнская плата ASUS TXP4, жесткий диск WD 4,3 Гб, видеоадаптер S3 Virge DX 2 Мб, звуковая карта Sound Blaster Live! , Windows 98.

Аналоговые выходы устройств подключались к микшеру Soundcraft Ghost LE, прослушивание осуществлялось через мониторы Tannoy AMS 8 A, а также наушники Sennheiser HD 580 и AKG 240 M. Источником тестового материала служил CD-проигрыватель Tascam CD 301 Mk II. Цифровая коммутация осуществлялась с помощью цифровых кабелей Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (электрические форматы) и оптических кабелей Swissonic. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare.

В качестве "эталонного" устройства для сравнительного прослушивания использовался процессор эффектов TC Electronic M-One. Это относительно недорогое 24-разрядное устройство обладает высококачественным цифровым трактом, а также аналого-цифровыми и цифро-аналоговыми преобразователями, что выгодно выделяет его среди устройств своей ценовой категории.

Знакомство с платами началось с их распаковки, проверки комплектации и осмотра. Плата Echo Mia оказалась упакована весьма заботливо: все свободное пространство коробки было заполнено поролоновой прокладкой, в нише которой и размещалась завернутая в металлизированный антистатический пакет плата. В комплект входит довольно толстое руководство пользователя на английском языке, а также компакт-диск с драйверами и программным обеспечением. К аккуратности изготовления самой платы никаких претензий не возникло. На плате установлены микросхемы аналого-цифровых преобразователей AKM4528VF и цифро-аналоговых преобразователей CS8427. Мне понравилось наличие на плате современной микросхемы AKM4528VF, обладающей улучшенным по сравнению с предшествующими моделями динамическим диапазоном. Компакт-диск с программным обеспечением оказался предназначенным для всей серии Echo 24 (Layla 24, Gina 24, Mona, Mia), для платы Echo Mia на нем были драйверы только под Windows 9x/ME версии 5.57 (не WDM), что не радовало. В качестве "приданного" выступала программа многодорожечной записи и редактирования Cool Pro Special Edition 1.1. Также на диске содержались демонстрационные или пробные версии большинства широко известных музыкальных приложений, перечислять которые нет смысла.

Упаковка MARC 2 выглядела аскетически: уложенная и завернутая в пакетик плата имела возможность беспрепятственного перемещения по коробке вместе с компакт-диском и тонюсеньким (всего 16 страниц) руководством пользователя на английском языке. Диск также оказался универсальным (для всех плат серии MARC), на нем были драйверы для MARC 2 под Windows 9x и NT 4.0 версии 1.02. Разъемы платы - позолоченные, аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи - хорошо знакомые микросхемы AKM4524VF и CS8427. Со стороны компонентов внешний вид устройства претензий не вызывал, но обратная сторона платы оказалась или окислившейся, или не отмытой от остатков флюса после пайки (возможно, что последнее стало причиной первого), к тому же качество пайки с этой стороны платы оставляло желать лучшего.

Итак, я оказался перед компьютером, работающим под Windows 2000 (компьютер под номером 1, см. ранее), с двумя платами, не имеющими драйверов для этой операционной системы. Правда, для платы Marian Marc 2 были драйверы под Windows NT 4.0, и опыт работы с операционными системами этого семейства подсказывал мне, что можно попытаться проинсталлировать плату под Windows 2000 с драйверами Windows NT 4.0. Именно так я и поступил. Трюк сработал. По крайней мере, с программой Cool Edit Pro 1.2 плата работала нормально (использовался MME-драйвер).

Затем платы по очереди устанавливались в компьютер, работающий под Windows 98. Установка проходила без каких-либо проблем, однако из имевшихся в наличии музыкальных приложений более или менее нормально работать согласились только все тот же Cool Edit Pro 1.2 и WaveLab 3.0 (с MME-драйверами), в то время как Cubase Audio 3.7 и Nuendo глючили страшно. В принципе, нормальной работы от приложений, использующих ASIO, вряд ли можно было ожидать, поскольку Echo Mia не имеет ASIO-драйвера вообще, а ASIO-драйвер Marian Marc 2, как известно, пока полноценно не работает. Не имея WDM-драйверов для плат, проверять их на совместимость с только что появившейся программой Cakewalk Sonar я даже не стал, отложив этот вопрос до лучших времен. Таким образом, выяснив положение дел по части взаимодействия обеих плат с музыкальными приложениями, было решено проводить тест на побитовое копирование с использованием программы Cool Edit Pro 1.2. Надо сказать, что наличие не имеющей большого практического значения возможности работы цифровых входов данных устройств в режиме, когда источником синхронизации является встроенный осциллятор платы (напомню, что такой возможностью M-Audio Audiophile 2496 и Terratec EWX 24/96 не обладали), оказалось весьма полезным для тестовых целей. Это позволило проводить тест на побитовое копирование без использования дополнительного оборудования, непосредственно соединяя соответствующим кабелем цифровые входы с цифровыми выходами плат. Цифровой интерфейс платы Marian Marc 2 успешно прошел этот тест. Более того, задержка сигнала составила всего пять семплов! Кстати, для Marc 2 тест на побитовое копирование проводился также и под Windows 2000, результат - тот же самый. А вот Echo Mia тест на побитовое копирование не прошла. Я долго копался в ее настройках, но желаемого результата это не дало. В качестве тестового материала использовался барабанный луп, и каково было мое удивление, когда я обнаружил, что разностный файл исходного материала и его копии, сделанной посредством цифрового тракта Echo Mia (после "отрезания" излишков), повторял ритмику данного лупа. Если бы разностный файл содержал бы лишь более или менее равномерный шум, то я принял бы его как просто результат транкейта, выполняемого DSP микшера платы, и на этом бы успокоился. Возможно (хотя я не очень то в это верю), что Echo Mia прошла бы тест на побитовое копирование при использовании другой методики (режим внешней синхронизации и соединение цифрового входа с цифровым выходом платы через заведомо честный цифровой тракт).

Добытые на сайтах производителей более свежие версии драйверов (для Marian Marc 2 - версии 2.01 под Windows 9.x и 1.03 под Windows NT 4.0; для Echo Mia - 5.58 под Windows 9.x) ситуацию не изменили. Поэтому испытания плат по-прежнему продолжались с программой Cool Edit Pro 1.2.

Вторым этапом тестирования стало прослушивание и сравнение звучания устройств. В качестве эталона выступали аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи все того же процессора эффектов TC Electronic M-One. Обе платы были проинсталлированы в один и тот же компьютер, процессор TC Electronic M-One был подключен к успешно прошедшему тест на побитовое копирование цифровому интерфейсу платы Marian MARC 2. Аналоговые входы обеих плат и M-One были соединены с выходами шести подгрупп микшера (для подключения аналоговых входов и выходов Marian MARC 2, выполненных на трехконтактных джеках, пришлось использовать Y-образные инсертные кабели), а проигрыватель компакт-дисков подключен к входу канала пульта, в свою очередь, подключенного к шести используемым подгруппам, после чего в программе Cool Edit были одновременно записаны три стереодорожки, прошедшие аналогово-цифровые преобразователи трех разных устройств. Далее, аналоговые выходы плат и M-One были соединены с микшером несимметричными кабелями, каждый из полученных стереотреков воспроизводился через то же самое устройство, через которое он и был записан. Уровни сигналов трех стереопар были выровнены. Кстати, во время настройки этой системы выяснилось, что истинные уровни выходных сигналов плат соответствуют -10 дБ для Marian MARC 2 и -10 дБ или +4 дБ для Echo Mia (в зависимости от настройки ее панели управления), что в точности соответствует паспортным характеристикам (по крайней мере, для Echo Mia, об уровне выходного сигнала Marian MARC 2 производитель умалчивает). Выбор прослушиваемого устройства осуществлялся с помощью кнопок заглушения каналов. Устройства прослушивались и сравнивались попарно. В первые же секунды прослушивания стало ясно, что преобразователи M-One звучат значительно лучше, чем преобразователи испытываемых плат. По сравнению с M-One разница в звучании самих плат оказалась небольшой. Но в конечном итоге было признано превосходство Echo Mia, которое заключалось, главным образом, в лучшей передаче динамики и стереообраза. Результат, вообще говоря, парадоксальный. Значит ли это, что обнаруженные ошибки Echo Mia относятся исключительно к цифровому интерфейсу этой платы? Или аналоговая часть Marian MARC 2 настолько плоха, что убивает ее потенциальное преимущество? Пока это остается загадкой.

Напоследок был оценен уровень шума звуковых трактов плат. Пиковый уровня шума (мне был интересен именно невзвешенный пиковый уровень шума, так как этот показатель - наихудший из возможных) измерялся с использованием программы WaveLab 3.0 по очень простой методике ("честность" индикаторов уровня записи программы WaveLab я предварительно специально проверил, записав файл, содержащий только шум, пиковый уровень которого оказался идентичным показаниям индикаторов уровня записи). После выполнения соответствующих настроек в панелях управления плат и программе, аналоговые входы соединялись кабелями с аналоговыми выходами. Таким образом, была смоделирована ситуация записи аудиоматериала с аналогового входа и последующего его воспроизведения через аналоговый выход. Для Echo Mia индикатор уровня записи программы WaveLab 3.0 стабильно показывал -84,29 дБ шума вне зависимости от того, симметричным или несимметричным кабелем были "закорочены" выходы на входы (при соединении входа платы с выходом другого устройства по "несимметрии" эта цифра, вероятно, будет хуже). Marian MARC 2 в этом тесте показала несколько худшие результаты. Уровень шума в ее тракте был нестабилен и колебался между -84,29 дБ и -80,77 дБ. Эти цифры были получены при разрядности 16 бит. Тем не менее, использование разрядности 24 бита существенного влияния на результаты не оказало. Конечно, расслышать шумы такого уровня вряд ли возможно, однако фактически ни одна из рассмотренных плат снова не реализует полностью даже потенциальных 96 дБ динамического диапазона шестнадцатиразрядной цифровой шкалы.

Выводы
В данном случае, как часто бывает, нельзя утверждать однозначно, что одно из устройств - хорошее, а другое - плохое. Сильным местом Marian MARC 2 является "честный" цифровой интерфейс, в то время как аналоговое "хозяйство" этой платы не блещет качеством, и ее аналоговые входы-выходы для особо ответственных задач лучше не использовать. Для ввода-вывода двух каналов цифрового звука и работы с внешними аналого-цифровыми и цифро-аналоговыми преобразователями это устройство может стать отличным решением. Кроме того, для двухканального цифрового ввода-вывода звука эта плата является, пожалуй, единственным в своей ценовой категории более-менее серьезным устройством.

Плата Echo Mia, напротив, привлекает более добротной аналоговой частью и несколько лучшим звучанием аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, а также меньшим уровнем шума. Полноценные симметричные аналоговые входы и выходы этой платы, к тому же работающие со стандартными студийными уровнями сигнала, добавляют устройству "профессиональности". Цифровой же интерфейс Echo Mia я бы не стал воспринимать всерьез. Пока я могу лишь догадываться о причинах, по которым устройство не прошло тест на побитовое копирование: возможно, виной тому архитектура платы, возможно - просто капризность цифрового интерфейса, не пожелавшего нормально работать в режиме синхронизации по встроенному осциллятору (кстати, большинство знакомых мне специалистов, работающих с цифровым звуком, предпочитает синхронизировать компьютерные системы с внешним источником тактового сигнала). Также я не могу пока сказать точно, "кто здесь врет", цифровой вход или выход. Для этого потребуются дополнительные эксперименты с использованием устройств, имеющих заведомо честные цифровые тракты. Если цифровой вход является "честным" (что, на мой взгляд, наиболее вероятно), то недостатки цифрового интерфейса данной платы применительно к виртуальной студии оказываются смягчены. Плата явно заточена под работу с Nemesis GigaSampler (или GigaStudio): достаточно вспомнить про поддержку GSIF-интерфейса и восемь виртуальных выходов. К сожалению, проверка практической совместимости обеих плат с Гигасемплером не проводилась.

В настоящее время общей для обеих плат является проблема с драйверами и ограниченность в выборе платформ. К достоинствам же плат следует отнести то, что за все время общения с ними не было замечено ни одного сообщения об аппаратных конфликтах, хотя обе платы неоднократно устанавливались вместе.

Echo Mia 299$
Marian MARC 2 230$
Мультимедиа Клуб
ISPA

  Оценка статьи
Посещений: 22005 | Проголосовавших: 41 | Средняя оценка: 2.9

   

  Комментарии
09.12.02 03:50
AndrewOstapenko
Я работаю с MIA год, и настоятельно РЕКОМЕНДУЮ использовать с драйверами WDM ver. 6, 05 на платформе Win - XP. Звук просто ПОТРЯСНЫЙ. Если интересно: проводили в студии ТЕСТИРОВАНИЕ с новинкой от DIGIDISIGN "M - BOX".... Так эта НОВИНКА, во всяком случае "на ухо" - - - ПОДВИНУЛАСЬ ДАЛЕКО и даже ОЧ - ЧЕНЬ по критериям "ПЛОТНОСТЬ, Рельефность", и просто то, что мы называем ЖИРНЫМ звуком... Извините, может НЕ К МЕСТУ информация, но MIA: действительно ОЧЕНЬ КЛАССНЫЙ продукт. Использую её под LogicAudio и собственно ГРУЖУ её на 100 % под Софтовые VST - шки. Лично Я - ЗА MIA/во всём Мире.../: -))

17.12.02 22:25
Willy Gor
Великолепная карточка MIA! А "старшая сестра" LAYLA - просто умничка!!!! Рекомендую (я не рекламный агент ECHO Digital)

21.12.02 03:22
Stas Tristan
Присоединяюсь к пользователям Echo Mia. ЛУЧШАЯ карта за эти деньги.

14.12.06 16:55
ay-
недавно приабрёл MIA, надеюсь не разочеруюсь

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА