Начало
 
 


Компьютерные системы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Korg Oasys 2.0
 
 
  Korg Oasys

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
апрель 2001

Программно-аппаратная система на основе PCI платы.

Уже довольно много времени прошло с тех пор, как фирма CreamWare выпустила "музыкальное окружение для компьютера" под названием Pulsar. Говорят, что на Западе эта система пользуется бешеной популярностью, - я встречал в Интернете утверждения, что число пользователей Pulsar перевалило за 100 тысяч. Лично я в этой цифре сомневаюсь, но не подлежит сомнению, что Pulsar стал еще одной признанной компьютерной платформой. Все это, конечно, здорово, но настораживало отсутствие у Pulsar достойных конкурентов. Система Mixtreme фирмы Soundscape не в счет - у нее нет собственных синтезаторов. Это что же, производители считают создание полнофункциональных компьютерных систем тупиковым направлением? Ведь фирма Steinberg заявила, что отказывается от дальнейшего развития Cubase VST TDM, поддерживающего Pro Tools, так как считает, что будущее за программными технологиями. Может, другие производители думают так же? Или же у них просто сил не хватает догнать CreamWare? Эти вопросы оставались без ответа до тех пор, пока фирма Korg не объявила о выходе компьютерной системы Oasys. Наконец, у Pulsar появился достойный конкурент, который, по заявленным параметрам, выглядел очень впечатляюще.

Сначала Oasys вышел только под Macintosh, версия под Windows появилась позже. В принципе, шаг правильный - у CreamWare никак не ладилось запустить Pulsar на Macintosh, и Oasys ждали толпы поклонников "яблочных" компьютеров, у которых не было сравнительно недорогой системы аппаратного микширования, синтеза и обработки звука. В западной прессе отзывы о паре Oasys + Mac были в основном восторженными, и местами утверждалось, что Pulsar с PC работает не так хорошо. А вот здесь уже затосковали поклонники Windows, отрезанные от "чудесного оазиса". Ведь, по большому счету, фирма CreamWare не выделялась передовыми алгоритмами синтеза и обработки звука. А вот Korg - это уже совсем другое дело... К тому же везде было написано, что в Oasys используется та же самая обработка, что и в рабочих станциях Triton (очень неплохая, надо сказать), и эту обработку можно использовать для многоканального микширования.

И вот несколько месяцев назад наступило долгожданное "позже" и для владельцев PC. Фирма Korg выпустила финальную версию драйверов и программы управления Oasys для Windows, чем положила конец господству Pulsar на этой платформе.

Описание

Итак, Oasys - это система, состоящая из PCI платы, на которой находятся пять DSP, и программных устройств, реализованных на основе этих DSP. Плата имеет стерео аналоговые вход и выход на джеках (на самой плате находится разъем miniDIN, к которому подключается адаптер с джеками). Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи 24-разрядные со 128-кратной передискретизацией. Кроме того, на плате находятся цифровые входы и выходы форматов ADAT (оптические, восемь каналов) и SPDIF (электрические, стерео), а также входы и выходы Word Clock и ADAT синхронизации. SPDIF входы и выходы вместе с входами и выходами синхронизации расположены на адаптере, который присоединяется к плате посредством 26-контактного разъема. Все аналоговые и цифровые входы и выходы могут работать одновременно (вместе получается 12 каналов ввода-вывода).

Korg Oasys

После установки Oasys в компьютер, операционная система видит шесть пар физических входов и выходов, а также шесть пар виртуальных портов под общим названием Stream. С помощью последних можно назначить треки программ многодорожечной записи на каналы микшера системы и обработать любыми эффектами. Причем, при задействовании каналов Stream все физические порты продолжают работать. Таким образом, если есть внешний цифровой микшер с SPDIF и ADAT портами в сумме можно получить до 22 каналов аппаратного микширования на выход (одна пара физических выходов работает как мастер-шина для каналов Stream). Также в системе появляются две пары MIDI портов, которые служат для связи секвенсора и виртуальных синтезаторов Oasys.

Программа Oasys PCI Editor (рис. 1) является "пультом управления" всей системой. Ее главное окно - 12-канальный стерео микшер, на каналы которого можно назначить виртуальные синтезаторы, каналы Stream или физические входы системы. На каждой стерео линейке микшера есть два посыла с кнопками заглушения и переключения точки отбора до/после фейдера (всего система имеет четыре посыла, но на каждой линейке можно использовать лишь два их них). Также на линейках расположены четыре разрыва для установки модулей обработки, окно назначения прямого выхода (общий микс или индивидуальные выходные каналы), регуляторы уровня и панорамы, окно ввода значения ширины стереопанорамы, кнопки заглушения и солирования, окна выбора MIDI канала (канал надо указывать, если линейке присвоен виртуальный синтезатор, управляемый по MIDI модуль обработки или используется MIDI автоматизация микшера). В нижней части каждой линейки есть переключатель In Type, с помощью которого производится выбор типа источника звука (синтезатор, канал Stream или физический канал), а ниже переключателя - окно выбора источника.

 
Рис. 1  
   

К микшеру относятся еще два окна программы: Send Busses и Output Busses. С помощью первого организован доступ к четырем каналам Aux, каждый из которых может быть использован как посыл-возврат или как дополнительный канал микшера с каналом Stream в качестве источника звука. У каждого канала Aux есть регулятор уровня входа (Input Trim), четыре разрыва для установки модулей обработки, окно назначения прямого выхода, регуляторы панорамы и уровня, окна ширины стереопанорамы и выбора MIDI канала, а также кнопки солирования и заглушения. Окно Output Busses имеет те же органы управления линейками, за исключением регулятора Input Trim. Единственное отличие - переключатель Master, с помощью которого указывается пара физических выходов, которая будет работать в качестве мастер-канала микшера.

Окно Catalog мало чем отличается от Проводника Windows, и его главное назначение - предоставить пользователю удобный доступ к различным программным модулям обработки и синтезаторам системы. После того, как нужный модуль найден, он просто перетаскивается мышью в нужное место микшера (окно выбора источника звука или разрыв). У каталога есть три закладки: Program, Patches и Effects. Пэтчи - это модули виртуальных синтезаторов, эффекты - модули обработки, а программы - совокупность первых и последних (в каждой программе может быть до двух пэтчей и до четырех эффектов). Причем, если в программе используются два модуля синтезаторов, то можно указывать уровень сигнала каждого, положение в панораме, зоны действия на клавиатуре, зоны динамики (velocity), параметры транспонирования и расстройки, и т. д. Также программа может состоять только из эффектов. При этом запоминаются все параметры выбранных модулей. Все модули обработки и синтезаторов, а также микшер могут управляться по MIDI.

Окно Resource Monitor (рис. 2) позволяет визуально оценивать количество доступных ресурсов системы. Для каждого DSP можно посмотреть уровень загрузки, количество используемой памяти и определить, какие шины обслуживает тот или иной DSP. Также отображается загрузка центрального процессора (пиковая и усредненная) и загрузка памяти компьютера платой и редактором.

Рис. 2

Итак, предварительная настройка системы выглядит так: запускается секвенсор (Cakewalk, Cubase, Logic и т. д.), а следом за ним - программа Oasys PCI Editor. Затем в секвенсоре аудиодорожки назначаются на физические каналы или каналы Stream, MIDI дорожки - на соответствующие каналы MIDI портов Oasys, производится назначение необходимых синтезаторов, входов, каналов Stream или модулей обработки на линейки микшера Oasys. И можно работать.

Синтезаторы

В первой версии программного обеспечения Oasys (именно с ней и проводились испытания) есть 29 модулей синтезаторов, которые разбиты на восемь категорий: аналоговые, электропиано, гитары, органы, перкуссия, VPM (Virtual Phase Modulation, по сути, это ни что иное, как обычные FM синтезаторы), служебные (генераторы для измерений) и духовые. Все эти модули работают на основе физического моделирования. Когда готовилась эта статья, стало известно, что фирма Korg анонсировала вторую версию программного обеспечения, в которой обещаются еще 16 модулей синтезаторов, работающих по принципу воспроизведения семплов. Причем вместе с этими синтезаторами будет поставляться 143-Мбайтный набор звуков с рабочей станции Triton и первых трех карт серии EXB-PCM (3900 семплов и 546 мультисемплов). Также синтезаторы смогут напрямую импортировать файлы форматов WAV, AIFF и Sound Designer II с разрядностью до 24 бит.

Группа аналоговых синтезаторов
В эту группу входят девять модулей, которые, как заявляет производитель, являются точными моделями аналоговых синтезаторов.

 
Рис. 3  
   

Analog 1 Osc (рис. 3). Представляет собой модель аналогового синтезатора с одним звуковым генератором (три формы волны, модуляция ширины импульса), резонансным пропускающим фильтром низких частот крутизной 24 дБ/октава, шумовым субгенератором, двумя ADSR генераторами огибающей (фильтр и усилитель) и назначаемым LFO (четыре формы волны).

Analog 2 Osc. Модель аналогового синтезатора с двумя звуковыми генераторами (три формы волны каждый, модуляция ширины импульса, кольцевая модуляция), шумовым субгенератором, мультирежимным фильтром (24 и 12 дБ/октава, пропускающий низких частот, высоких частот и полосовой), двумя генераторами ADSR огибающей (фильтр и усилитель) и назначаемым LFO.

Analog Bass-Lead. Простейший синтезатор для создания басовых и солирующих звуков. Имеет один звуковой генератор (две формы волны, модуляция ширины импульса), резонансный фильтр низких частот крутизной 12 дБ/октава, ADSR генератор огибающей фильтра, AD генератор огибающей усилителя и назначаемый LFO.

Comb Synth. То же самое, что и предыдущий, только с комбинированным (имеющим несколько пиков) резонансным фильтром.

KB-303 (рис. 4). Самый простой в системе синтезатор, имитирующий звуковую часть классического TB 303. Имеет один генератор (две формы волны), резонансный фильтр низких частот, одноступенчатую огибающую и функцию акцента.

Рис. 4

Mini Synth. Как заявляет Korg, это точная модель классического аналогового моно синтезатора с тремя генераторами, генератором шума и фильтром 24 дБ/октава (что в качестве оригинала явно использовался Minimoog, разумеется, нигде не сказано).

Noise Synth. Модель синтезатора для создания перкуссионных звуков и эффектов. Имеет два шумовых генератора (второй - для модуляции фильтра), мультирежимный фильтр (12 и 24 дБ/октава), два ADSR генератора огибающей (фильтр и усилитель) и назначаемый LFO.

Pro Synth (рис. 5). Модель еще одного классического полифонического аналогового синтезатора. Имеет два генератора (синхронизация, модуляция ширины импульса), генератор шума, резонансный фильтр низкой частоты крутизной 24 дБ/октава, два генератора ADSR и ASR огибающих (фильтр и усилитель, соответственно), назначаемый LFO и полифоническую модуляцию.

 
Рис. 5  
   

Pro Synth Mod. То же самое, что и Pro Synth, только с двумя переключаемыми огибающими усилителя (AD и ADSR), кольцевой модуляцией звуковых генераторов, функцией отслеживания высоты тона и частоты среза фильтра, функцией инверсии огибающей фильтра и раздельными уровнями назначения модуляции.

Группа электропиано
В первой версии программного обеспечения Oasys в этой группе есть всего один модуль - Reed Piano. Он имитирует работу электропиано тростевого типа и позволяет настраивать параметры работы молоточка (Hammer) и трости (Reed), а также тип удара (Pickup). Возможна модуляция таких параметров, как ширина и сила удара молоточка, время затухания трости и позиция удара.

Группа гитар
Plucked String. Модуль синтезатора, имитирующий щипковые струнные инструменты типа гитар. Можно задавать такие параметры, как толщина струн, жесткость порожка, позиция звукоизвлечения, тембр, техника исполнения и т. д.

Small Plucked String. Модуль имеет меньшие возможности моделирования, чем предыдущий, но за счет этого увеличилась полифония.

Slap Bass. Модуль имитирует слэповый бас. Можно менять толщину струн, жесткость порожка, технику исполнения, количество слэпового призвука и т. д.

Small Slap Bass. То же самое, что и предыдущий, но с меньшими возможностями моделирования и, соответственно, с большей полифонией.

Группа органов
Tonewheel Organ. Модуль имитирует классический электроорган. Можно менять уровень регистров, полностью программировать шум клавиш и перкуссионный эффект.

Z1 Organ. Модель органа, позаимствованная с синтезатора Korg Z 1. Имеет три регистра, каждый с назначаемой формой волны, вспомогательный генератор и генератор AR огибающей.

Группа перкуссии
Percussion Synth. Перкуссионный синтезатор, похожий на Korg Electribe-R. Имеет один звуковой генератор, генератор шума с резонансным фильтром низкой частоты, универсальный модуляционный генератор высоты тона (переключается между LFO и EG) и простейший генератор огибающей усилителя.

Percussion Synth 2. То же самое, что и предыдущий, но с добавлением ADSR генератора огибающей усилителя.

Beat Box. Комбинация трехдорожечного 16-шагового секвенсора и двух синтезаторов Percussion Synth.

Группа VPM (Virtual Phase Modulation)
Все модули этой группы представляют собой имитацию классических FM синтезаторов с разным количеством операторов.

VPM 2 OP. Двухоператорный FM синтезатор с одним ADSR генератором огибающей усилителя.

VPM 4 OP. Четырехоператорный FM синтезатор с двумя парами частотной модуляции, двумя ADSR генераторами огибающей (по одному на каждую пару несущих и модулирующих операторов) и функцией вибрато.

VPM 4 OP Select отличается от предыдущего возможностью выбирать цепочки модуляции операторов (всего есть восемь вариантов), а VPM 4 Stack имеет одну фиксированную цепочку из одного несущего оператора и трех модуляторов.

Группа духовых
Tenor Sax. Синтезатор, моделирующий тенор-саксофон. У модуля можно менять такие параметры, как давление воздуха внутри саксофона, шум воздушного столба, стиль игры, характеристики отдельных частей инструмента и т. д. - все, как у синтезатора Korg Z 1.

Эффекты

Как уже говорилось, эффекты Oasys построены на той же самой технологии REMS (Resonant structure and Electronic circuit Modeling System - система моделирования резонансных структур и электронных схем), что и эффекты рабочей станции Triton или портастудии D 16. Так как в предыдущих статьях я достаточно подробно рассказывал и об этой технологии, и о самих эффектах, здесь ограничусь лишь перечислением того, что получает пользователь Oasys в свое распоряжение.

Итак, в окне Catalog все эффекты разбиты на 17 категорий: спикосимуляторы и имитаторы усилителей (2 эффекта), хорусы (14 эффектов, в том числе шестиотводный и гармонический хорусы), компрессоры и гейты (8 эффектов), дилеи (19 эффектов, в том числе и 40-секундная задержка), дисторшны (4 эффекта), имитаторы ранних отражений (2 эффекта), ансамбли (2 эффекта, в основе которых лежит хорус), эквалайзеры (14 эффектов), фильтры (12 эффектов), фленджеры (8 эффектов), модуляционные эффекты (8 модулей), органные эффекты (2 модуля), панеры и тремоло (9 эффектов), фейзеры (9 эффектов), питч-шифтеры (5 эффектов), ревербераторы (8 эффектов) и прочие (7 эффектов). Таким образом, общее количество эффектов составляет 133 модуля. Немалое, надо сказать, количество - ни Triton, ни D 16 такого богатства не имеют.

В работе

Как только в западной прессе появились первые отзывы об Oasys, мне очень захотелось попробовать эту систему. Вообще, мне нравится продукция фирмы Korg - лучшие ее синтезаторы обладают очень характерным звучанием, а здесь появилась возможность получить доступ к фирменной обработке и алгоритмам синтеза за сравнительно умеренные деньги (Oasys в два раза дешевле, чем синтезатор Z 1 вместе со звуковой платой аналогичной конфигурации). И низкая реальная полифония виртуальных синтезаторов, на которую указывали журналы, меня не смущала - система Pulsar II, установленная в моем компьютере, тоже производительностью не блещет, и синтезаторные треки все равно приходится выводить на аудиодорожки.

Итак, я установил Oasys в компьютер с материнской платой Lucky Star (чипсет BX), процессором PIII 450 Мгц, 256 Мб памяти, 32-Мбайтным видеоадаптером Matrox G400 и двумя жесткими дисками IBM DTTA 371010. Сама установка прошла с зависанием компьютера при перезагрузке, но я не особо обратил на это внимание, так как такие "фокусы" время от времени все-таки бывают. Однако потом начались более серьезные проблемы. После каждого выключения компьютера система никак не хотела запускаться снова: начинали урчать диски, однако дисплей не активизировался. Компьютер оживал только после включения-выключения питания на системном блоке (ATX). Кроме этого, вся система начала работать неустойчиво - компьютер зависал при работе с любыми приложениями, активно обращающимися к видеоадаптеру. Сначала я подумал, что Oasys не хочет уживаться с видеоадаптером, и заменил видеоплату на 8-Мбайтную ATI Expert@Works. Но система по-прежнему "глючила", а через пару дней компьютер вообще отказался запускаться.

После этого я решил попробовать поменять материнскую плату. Взял Asustek P3BF и собрал компьютер, используя те же самые жесткие диски, процессор, память и видеоадаптер. Вот в этой конфигурации Oasys заработал очень устойчиво и практически без проблем (были мелкие "глюки" в управляющей программе, однако для первой версии они вполне простительны).

От псевдоаналоговых синтезаторов системы у меня остались очень приятные впечатления. Они похожи по звуку на Korg Z 1, однако, как мне показалось (я сравнивал Oasys с записями звучания Z 1), Oasys звучит все-таки более плотно и менее дискретно. Особенно мне понравились фильтры. Я напрямую сравнивал их с фильтрами синтезаторов Roland XP 30, Novation Nova, Novation BassStation, Roland SH 101 и, разумеется, с фильтрами синтезаторов системы Pulsar. На мой вкус, Oasys проиграл только аналоговым фильтрам Novation BassStation и Roland SH 101. Nova и XP 30 были похуже. При этом, как мне показалось, фильтры Oasys были ближе всего по фактуре именно к Roland SH 101: я получил с их помощью очень похожий срыв на свист при высоком значении резонанса. Конечно, аналоговый фильтр звучал более "жирно", но в целом ощущения от Oasys были весьма приятные - фильтры у него действительно музыкальные.

Имитаторы гитар Oasys мне показались довольно интересными не как гитары, а именно как совершенно самостоятельные фактурные инструменты, обладающие очень интересным тембром и хитрыми возможностями модуляции.

А вот все синтетические басы на фоне аналоговых бас-синтезаторов (Novation BassStation и Roland SH 101) выглядели немного вялыми. Впрочем, это общая болезнь большинства математических синтезаторов. Novation Nova, к слову, выглядела не лучше. Имитаторы "живых" басов Oasys на меня тоже не произвели особого впечатления - любой бас хороших семплерных синтезаторов работает лучше. Это же касается и перкуссионных синтезаторов Oasys - они явно рассчитаны на любителей специфического "корговского" звука (как, например, Electribe-R). Я лично предпочитаю семплерную перкуссию.

Зато все электропиано и органы Oasys мне очень понравились даже на фоне Nova, у которой и те и другие отличаются способностью создавать особенную - холодную и печальную - атмосферу. Пиано Oasys были немного другими - они тоже несколько холодны, но при этом не так тоскливы и хорошо ложатся в аранжировки.

Сама плата очень качественно оцифровывает звук (по моим ощущениям - лучше, чем CreamWare Pulsar II). И еще одна важная особенность системы - она позволяет использовать гитарную обработку при записи. Я отбирал звук с предусилителя комбика и обрабатывал его алгоритмами Oasys - получалось очень похоже на "корговские" гитарные процессоры. Конечно, запись, сделанная при помощи хорошей гитары и комбика, лучше. Но для быстрых набросков возможность записывать гитару прямо в компьютер без дополнительных процессоров может оказаться весьма полезной.

Разумеется, как только мы начинаем говорить о системах, в которых всю работу выполняют DSP, возникает вопрос о расходовании их ресурсов. Здесь, к сожалению, Oasys не показывает выдающихся результатов. В среднем, можно спокойно работать одновременно с двумя синтезаторными программами, включающими набор модулей обработки. Если использовать приличный ревербератор, то системных ресурсов на синтезаторы уже не хватает (вероятно, понимая это, разработчики Oasys в комплект поставки включили несколько ревербераторов, отличающихся степенью загрузки процессоров).

Но, на самом деле, инженеры Korg предусмотрели одну полезную функцию, которая здорово помогает решить проблему нехватки ресурсов, - в панели настройки ASIO драйвера системы есть опция "запись с микшера", которая позволяет без дополнительных ритуалов прямо в цифре записывать звучание синтезаторов на аудиодорожки. То есть, работа с системой выглядит так: вы включаете модуль синтезатора, записываете на MIDI дорожку, включаете запись с микшера и тут же выводите MIDI на аудио дорожку. Затем удаляете синтезатор, включаете другой и т. д. Конечно, не совсем удобно, но зато можно во время сведения использовать всю фирменную обработку.

Кстати, для тех, кому важнее количество треков и кого устраивает качество программного микширования, я могу порекомендовать следующий способ коммутации обработки Oasys с помощью Cubase. Вы активизируете несколько мастер-шин, на которые назначены каналы Stream, а затем указываете их в качестве точек назначения для посылов каналов VST микшера Cubase. Остается установить в разрывы микшера Oasys необходимую обработку, выставить баланс прямого/ обработанного сигнала в положение Wet и направить на обработку сигналы при помощи регуляторов уровня посыла VST микшера Cubase.

Заключение

Итак, после месяца, проведенного в обществе Oasys, у меня сложилось о нем весьма приятное впечатление. Это система, которая обладает очень хорошим звуком синтезаторов и высококачественной обработкой. Конечно, как у любой интегрированной системы, у нее есть свой собственный окрас звука, который сложно перепутать с чем-нибудь еще. Но в условиях ограниченного бюджета такая особенность не будет сильным недостатком. По качеству синтеза и обработки Oasys оставляет далеко позади CreamWare Pulsar и Pulsar II, хотя и проигрывает в возможностях ввода-вывода звука, коммутации и полифонии синтезаторов. А после выхода второй версии программного обеспечения Oasys вообще может стать лидером рынка относительно недорогих интегрированных систем звукозаписи - ведь в одной системе вы получаете Triton, Z 1 и систему ввода-вывода звука. У этой системы есть проблемы с полифонией, но и стоит она в три раза дешевле, чем все названные выше устройства по отдельности. Есть еще у Oasys проблемы с совместимостью. Но если вы соберетесь покупать эту систему, то проконсультируйтесь предварительно с продавцом: с каким компьютерным железом Oasys будет устойчиво работать. Или вообще, закажите себе рабочую станцию в сборе - Oasys плюс компьютер.

Korg Oasys 1299$
A&T Trade

  Оценка статьи
Посещений: 18889 | Проголосовавших: 23 | Средняя оценка: 4.0

   

  Комментарии
04.08.02 00:22
безумный крэн
только вот система больше не производится по причине того, что она не реализовала ожидания компании Корг, ну, не покупали ее особо...

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА