Начало
 
 


Компьютерные системы записи
Семплеры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
CreamWare Scope project 4.0

CreamWare Pulsar
 
 
  CreamWare Pulsar II и Power Sampler

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
июль 2000

Появление программно-аппаратной системы Pulsar вызвало в свое время много споров - далеко не все сразу прониклись новой концепцией "музыкального окружения для компьютера". На фоне бурного развития чисто программных средств создания музыки (виртуальных семплеров, синтезаторов и обработки) не совсем было понятно, зачем необходимо аппаратное решение, ведь тогда уже существовали и GigaSampler, и Generator, и многочисленные DirectX и VST модули обработки. В предвкушении резкого увеличения производительности центральных процессоров многим пользователям не по душе пришлась идея обвешивать компьютер дополнительными DSP, которые должны выполнять всю звуковую работу - ведь достаточно просто еще немного подождать, и все тоже самое будет доступно и без всяких пульсаров.

Однако прошедшие полтора года все расставили по местам. Если раньше казалось, что программным синтезаторам и обработке нужно сделать всего лишь маленький шаг, чтобы догнать автономные устройства, а компьютерам совсем немного увеличить мощность, то сейчас стало очевидно, что эти технологии забуксовали, - время идет, а ничего принципиального не происходит. Тактовые частоты центральных процессоров уже перешагнули порог в 1 ГГц, а среди DirectX и VST "плугинов" по-прежнему нет ни одного ревербератора, сравнимого по качеству с нормальными автономными процессорами. Кроме того, программные микшеры "виртуальных студий" при большом количестве задействованных дорожек по-прежнему начинают вносить в звук хорошо слышимую мутность. Программные же синтезаторы звучат бледно, невыразительно и очень похоже друг на друга. Исключение составляет лишь GigaSampler, но и с ним тоже не все так просто - на автономные семплеры он становится похож только при наличии довольно дорогих плат ввода-вывода звука. Все это заставляет отказываться от "мультимедийных" компьютеров с недорогими звуковыми платами и искать более серьезные решения, позволяющие микшировать звук с использованием внешней обработки. Вот здесь-то все и вспоминают об аппаратных системах, в том числе и о Pulsar.

В отличие от своих конкурентов Pulsar не является в чистом виде системой микширования звука или аппаратным синтезатором. Сама фирма CreamWare, как уже говорилось ранее, называет его "музыкальным окружением для компьютера". В переводе на нормальный язык это означает, что Pulsar умеет делать следующее:
1. Осуществлять параллельный ввод и вывод сигналов различных форматов (аналоговый, SPDIF, ADAT и MIDI).
2. Производить гибкую коммутацию путей прохождения сигналов внутри компьютера. Для этого у него есть полный набор всех известных драйверов Windows (MME, DirectX, ASIO2, EASI и GSIF), которые способны работать одновременно, драйверы под Macintosh и специальный графический интерфейс, позволяющий наглядно выполнять все виртуальные соединения. Причем Pulsar позволяет "рисовать" пути обмена MIDI и аудио данными не только между компьютером и внешними устройствами, но и между разными программами.
3. Микшировать и обрабатывать многоканальные проекты. Причем возможно одновременное микширование сигналов, поступающих от нескольких разных программ, и запись финального микса в еще одну программу, работающую в качестве мастер-магнитофона. Во время микширования можно использовать не только собственную обработку Pulsar, но и любую внешнюю обработку, подключенную к физическим входам и выходам системы.
4. Синтезировать звук различными методами. Для этого у Pulsar есть семпл-плееры формата Akai и различные синтезаторы, в том числе FM и модульный. Дополнительно можно приобрести программу полнофункционального семплера формата Akai, а также еще несколько различных синтезаторов.

Все эти многочисленные функции реализованы в системе Pulsar программно. Но занимается ими не центральный процессор компьютера, а процессоры SHARC фирмы Analog Devices. Таким образом, достигается очень малое время задержки прохождения сигналов и их точная синхронизация. Управление системой производится при помощи специальной программы Pulsar Background. Именно в ней открываются все виртуальные устройства Pulsar (микшеры, синтезаторы и обработка), а также указываются пути прохождения сигналов. А со всеми остальными программами Pulsar общается посредством виртуальных портов, количество которых определяется пользователем.

Весьма существенной особенностью Pulsar является и то, что система открыта для сторонних разработчиков. Все средства программирования входят в комплект поставки системы CreamWare Scope - старшей "сестры" Pulsar, в которой имеются 15 процессоров SHARC. То есть у любого пользователя Scope есть возможность производить для Pulsar виртуальные устройства и получать за это деньги. Такая политика фирмы CreamWare привела к тому, что на сегодняшний день уже появилось более 150 различных виртуальных устройств для Pulsar, которые распространяются как бесплатно, так и на коммерческой основе. И среди них есть весьма интересные.

Конечно, нельзя сказать, что Pulsar лишен недостатков. Один из них - не очень качественный звук фильтров большинства штатных виртуальных синтезаторов (есть некоторые исключения, но о них позже). Самая главная проблема - их дискретная работа при высоких значениях резонанса (а некоторые фильтры умудряются работать дискретно даже со средним резонансом). Еще одним недостатком Pulsar является отсутствие среди обработки нормального ревербератора (то, что есть, - уровня не самых лучших DirectX модулей). И третьим недостатком является нехватка вычислительной мощности процессоров при работе с синтезаторами. То есть пока вы пользуетесь семпл-плеерами, микшерами и обработкой, никаких особых проблем не возникает - ресурсы DSP "поедаются" умеренно. Но стоит ко всему этому добавить хотя бы один синтезатор и установить у него нормальную полифонию, как ресурсов DSP начинает катастрофически не хватать.

Последний недостаток подвиг фирму CreamWare на выпуск специальных плат расширения Pulsar SRB и Scope SRB (SRB - Sonic Rocket Booster), которые имеют по четыре и пятнадцать процессоров SHARC соответственно. Причем Pulsar работает с обеими платами. Таким образом, можно увеличить вычислительную мощность системы и до уровня Scope, и гораздо больше. Другое дело, что стоимость такого решения весьма высока, и далеко не каждый решится на такую дорогую модернизацию. Поэтому фирма CreamWare после полутора лет производства Pulsar решилась на выпуск его обновления под названием Pulsar II. Самым главным отличием новинки является наличие не четырех, а шести процессоров SHARC, которые отчасти решают проблему одновременной работы синтезаторов (с разумной полифонией) и всех остальных виртуальных устройств. Кроме того, в Pulsar II на аналоговых входах и выходах используются новые 24-разрядные преобразователи (у Pulsar 24-разрядные только АЦП). Еще одним отличием Pulsar II являются новые драйверы, снижающие время ожидания при работе с программами до минимальных значений. Технология, которая была использована при написании драйверов, называется ULLI - Ultra Low Latency Interface. К выходу Pulsar II фирма приурочила выпуск второй версии программы управления Pulsar Background, которая работает как с Pulsar, так и с Pulsar II. Именно об этой версии программы и пойдет речь ниже (точнее - о версии 2.01, которая имеет некоторые усовершенствования).

Помимо Pulsar II в этом году фирма выпустила еще четыре новых продукта. Power Sampler - это семплер формата Akai, который также может работать в качестве системы ввода-вывода звука и аппаратного 24-канального микшера. На плате Power Sampler установлены три процессора SHARC, которые обеспечивают работу программ микшера и семплера. Семплер представляет собой ни что иное, как программу STS 3000, изначально написанную для Pulsar и продающуюся для его пользователей за отдельные деньги. Система снабжена драйверами, написанными с использованием технологии ULLI. Еще одна система называется Elektra. Она ничем не отличается от Power Sampler, за исключением программного обеспечения - вместо семплера STS 3000 с ней поставляется модульный синтезатор Modular 2. А CreamWare Luna - это тот же самый Power Sampler, предназначенный только для микширования (никаких синтезаторов у этой системы нет). В отличие от Power Sampler и Elektra, в комплект поставки системы входит коммутационный блок, имеющий восемь аналоговых входов и восемь аналоговых выходов, поддерживающий разрядность до 24 бит и частоту дискретизации 96 кГц. И последняя новинка - плата расширения Pulsar II SRB на шести процессорах SHARC.

Пока из этих систем до нас доехали только Pulsar II и Power Sampler, поэтому далее речь пойдет, в основном, о них. Кроме того, будет сказано и о модульном синтезаторе Modular 2 - ведь он уже доступен для пользователей Pulsar и Pulsar II. Поэтому вы сможете легко составить представление и об Elektra. А в комплект поставки Luna входит урезанная программа Pulsar Background и 24-канальный микшер от Power Sampler. Так что и ее функциональные возможности не останутся для вас загадкой.

Аппаратная часть
Pulsar II выпускается в двух вариантах: стандартном и модернизированном (Pulsar II Plus). Оба варианта представляют собой PCI плату (рис. 1), на которой, как уже говорилось, установлены шесть процессоров SHARC. На плате есть два S/TDM разъема, предназначенных для связи с другими устройствами фирмы CreamWare (Pulsar, Pulsar II, Scope, Pulsar SRB, Pulsar II SRB, Scope SRB, Power Sampler и т. д.). При соединении посредством шины S/TDM ресурсы плат объединяются (на рисунке 2 показан Pulsar II, объединенный с двумя платами Pulsar II SRB). Также имеется разъем для подключения дочерней платы синхронизации.

Рис. 1

Помимо этого, Pulsar II имеет два оптических ADAT порта (16 цифровых каналов ввода-вывода) и 26-контактный разъем, к которому подключается "хвост" с прочими входами и выходами. На этом "хвосте" есть электрические SPDIF вход и выход (разъемы RCA), аналоговые стерео вход и выход (несимметричные, разъемы RCA, преобразователи 24-разрядные, поддерживается частота дискретизации до 96 кГц) и полный набор MIDI разъемов (In, Out и Thru). Модернизированный Pulsar II Plus отличается от стандартного наличием в "хвосте" симметричных аналоговых входа и выхода на разъемах XLR и цифровых входа и выхода формата AES/EBU (вместо SPDIF).

Рис. 2

Плата Power Sampler (идентичная платам Luna и Elektra) имеет три процессора SHARC (рис. 3). На ней есть один S/TDM разъем для связи с другими устройствами и разъем для подключения дочерней платы синхронизации. Также есть аналоговые стерео вход и выход (стерео джек, преобразователи 24-разрядные, поддерживается частота дискретизации до 96 кГц), электрические вход и выход формата SPDIF (разъем миниджек), MIDI вход и выход (разъемы Mini DIN, переходники на стандартные пятиконтактные разъемы прилагаются) и разъем S-Link (к которому в системе Luna подключается коммутационный блок).

Рис. 3

Программа Pulsar Background 2.01
Так как в предыдущей статье было достаточно подробно рассказано о принципах управления Pulsar при помощи Pulsar Background версии 1.0, здесь я постараюсь сосредоточиться на том, что не было описано.

Сначала о работоспособности системы в целом. В предыдущей статье я сетовал на "кривизну" MME драйверов - при работе в программах Samplitude и Cakewalk каждая последующая записанная дорожка отставала от предыдущей примерно на 0,5 с. Однако эта проблема к серьезным недостаткам приписана не была - я предположил, что в следующих версиях драйверов все станет на свои места. И действительно, уже в версии 1.1 все проблемы с драйверами были решены, и система заработала как часы. А на сегодня и Pulsar, и Pulsar II заполучили полный набор драйверов для работы с любыми программами Windows. И драйверы эти полностью работоспособны в любых комбинациях. Например, и на Pulsar, и на Pulsar II я запускал одновременно Cubase (ASIO2 драйвер), GigaSampler (GSIF драйвер), драм-машинку Fruity Loops Pro (DirectX драйвер) и Sound Forge (MME драйвер). Причем Cubase, Fruity Loops Pro и Sound Forge были синхронизированы через виртуальные MIDI порты Pulsar. И все работало в реальном времени, и нигде не возникало задержек или выпадений данных.

 
Рис. 4  
   

Рабочее окно программы версии 2.01 показано на рисунке 4. В нем есть два независимых окна: окно проекта (левое) и окно менеджера файлов (правое). В первом открываются различные виртуальные устройства и показываются схемы коммутации. Второе выполняет фактически те же функции, что и Проводник Windows, - вы получаете доступ к файлам виртуальных устройств, которые находятся на диске, пэтчам модульного синтезатора и звуковым библиотекам. Для того, чтобы открыть какое-либо виртуальное устройство, нужно найти его файл на диске и просто перетащить его в окно проекта. Рис. 5При этом на экране появляется небольшой прямоугольник с графическими символами виртуальных MIDI и аудио входов и выходов (рис. 5). Коммутация производится простым щелчком мыши по соответствующим символам входов и выходов двух устройств. А двойной щелчок на самом прямоугольнике открывает панель управления виртуальным устройством (на рисунке открыты панели управления микшером и семпл-плеером Pulsar).

Когда вы первый раз запускаете Pulsar Background, на экране оказывается пустое окно проекта, в котором находятся несколько прямоугольников, символизирующих физические входы и выходы платы, а также виртуальные порты Windows (рис. 6). Но по умолчанию открываются далеко не все возможные порты - остальные находятся в двух папках: Hardware Devices и Windows Devices. Если вы хотите работать с программами Cubase VST, Logic 4.0, GigaSampler 1.6 или любыми программами, требующими DirectX драйвер (ReBirth RB 338, например), то прежде, чем их запускать, надо обязательно открыть соответствующие виртуальные устройства из папки Windows Devices и настроить количество каналов ввода-вывода (это делается в контекстном меню).

Рис. 6

Перед запуском программ, которые нуждаются в обычных мультипортовых MME драйверах (например, Cakewalk или Samplitude), надо проделать более сложный ритуал. По умолчанию, Pulsar II имеет два виртуальных волновых порта ввода-вывода. Если этого количества недостаточно (а его явно недостаточно для нормального многоканального микширования с помощью Pulsar), то надо зайти в панель настроек Pulsar II (Пуск - Настройка - Панель управления - Система - Устройства - Звуковые, видео и игровые устройства - Pulsar II - Settings) и в поле Wave Setup (рис. 7) увеличить количество входных и выходных виртуальных устройств (Input и Output Devices) до нужного значения, например, 2 входных и 16 выходных устройств. После перезагрузки системы можно смело запускать Pulsar Background, лезть в папку Windows Devices и вытаскивать в окно проекта нужное количество виртуальных Wave портов. И только после этого можно запускать приложение, в котором вы обнаружите необходимое количество портов ввода-вывода.

Рис. 7

Итак, виртуальные порты активизированы, программы запущены - теперь можно вытаскивать в поле окна проекта нужные устройства и соединять их между собой при помощи виртуальных кабелей. А уж какие устройства вы вытащите и куда присоедините - зависит от того, чего вы хотите от Pulsar. Например, на рисунке 8 показана схема для работы с программами Cakewalk, GigaSampler, и в качестве мастер-магнитофона - Sound Forge. Самый большой вертикально расположенный прямоугольник - это 32-канальный микшер Pulsar (подробнее о нем - чуть позже). К первым 16 входным каналам подключены 8 входных Wave портов (Wave Source 1-8). Эти порты видны в Cakewalk под названием Pulsar Play 1-8, и вы их указываете в качестве портов вывода для 16 моно или 8 стерео аудио дорожек.

 
Рис. 8  
   

Следующие восемь входных каналов микшера соединены с прямоугольником под названием GSIF Source. Это драйвер программы GigaSampler 1.6, который нормально заработал только в версии 2.01. В моем примере он настроен на работу с восьмью выходными каналами, то есть GigaSampler "видит" четыре стерео порта вывода, которые можно назначить на четыре MIDI канала. Разумеется, Cakewalk и GigaSampler настраиваются на работу друг с другом вне программы Pulsar Background. Кстати, GSIF драйвер может иметь максимально 32 канала (16 стерео), то есть можно все 16 MIDI каналов раскидать по независимым портам и подключить их к 32-канальному микшеру Pulsar. Такую возможность предоставляют только системы с внешними пультами и плата Soundscape Mixtreme. Но первые стоят существенно больше, чем Pulsar, а Mixtreme позволяет микшировать только восемь стерео каналов, и у него очень слабый DSP, так что с Pulsar ему конкурировать тяжело. Оставшиеся входные линейки микшера соединены с тремя синтезаторами Pulsar (Inferno и два Blue Synth). А с другой стороны к этим синтезаторам подходят виртуальные MIDI кабели от порта Sequencer MIDI Source 1. Этот порт виден в Cakewalk под названием Pulsar MIDI Out 1, и он назначается на соответствующие MIDI дорожки.

Теперь давайте посмотрим на правую сторону микшера. Посылы Aux 1 и Aux 2 соединены с портом P2 SPDIF dest - цифровым выходом Pulsar II, а возвраты (A1L и A1R) - с цифровым входом (P2 SPDIF Source). К цифровым входам и выходам Pulsar II у меня был подключен процессор эффектов TC Electronic M-One. Уровни посылов и возвратов с эффектов устанавливаются при помощи виртуальных фейдеров микшера. Кстати говоря, M-One у меня напрочь отказывался работать с первым Pulsar в посыле-возврате через цифровой интерфейс до тех пор, пока не была установлена версия 2.01 программы Pulsar Background. С Pulsar II никаких проблем не было, но я изначально пользовался самой последней версией программного обеспечения.

В самом верху схемы видна пара соединенных между собой виртуальных устройств: P2 Anlg Source и Wave Dest 1. Первое из них - это физический аналоговый вход Pulsar II, а второе - выходной виртуальный порт. Он виден в Cakewalk под именем Pulsar Rec 1 и назначается в качестве источника аудиосигнала для записи на одну из дорожек. Кстати говоря, между физическим входом и виртуальным портом никто не мешает поставить любую обработку, например, компрессор и эквалайзер. А выходы микшера заведены сразу на два порта: P2 Anlg Dest и Wave Dest 2. Первый из них - это физический аналоговый выход Pulsar II, а второй - виртуальный волновой порт, который виден в прочих программах под именем Pulsar Rec 2. Именно его нужно выбрать в программе Sound Forge для того, чтобы она записывала финальный микс аудиодорожек Cakewalk, четырех каналов GigaSampler и трех синтезаторов Pulsar.

Теперь, когда мы в общих чертах познакомились с принципами построения проектов Pulsar, можно поговорить и о новых деталях, которые появились в процессе развития программы Pulsar Background от версии 1.0 к версии 2.01. Надо сказать, что до версии 2.0 интерфейс практически не изменялся - появлялись новые виртуальные устройства, улучшались старые, но ничего принципиально нового, кроме поддержки работы с двумя мониторами (см. врезку), так сделано и не было. Зато в версии 2.0 появилась целая куча нововведений.

Интерфейс программы получил новый дизайн, позаимствованный у системы Scope - выглядеть он стал менее топорно, да и видеоадаптер стал нагружать гораздо меньше. В линейке меню появился новый пункт Devices, куда выводятся пиктограммы активных виртуальных устройств - теперь переключение между ними осуществляется гораздо проще. Раньше для того, чтобы подобраться к нужному устройству, приходилось долго копаться в окне проекта, разгребая наслоения панелей управления и кабелей в схемах. Также в меню File обнаружился новый пункт Recent, в котором видны названия последних проектов. Появилась и функция одновременного выделения нескольких виртуальных устройств коммутационной схемы для их одновременного перемещения. Кроме того, можно сделать прозрачным фон - уж не знаю, зачем это нужно, но иногда созерцание любимых обоев Windows хорошо успокаивает нервы.

Окно менеджера файлов получило свое собственное меню вместо пиктограмм. Теперь при освоении Pulsar не надо все время лазить в руководство для того, чтобы вспомнить, какая пиктограмма что означает. Также, наконец, был сделан нормальный фильтр, с помощью которого можно спрятать, или, наоборот, вывести на экран различные группы устройств или пэтчей и семплов Akai. Еще одна полезная деталь - окно Favorites, куда можно записать любимые места жесткого диска и перемещаться к ним одним щелчком мыши (фавориты получают милую пиктограмку в виде сердечка).

Существенной доработке подверглась и система назначения MIDI контроллеров на регуляторы виртуальных устройств. В старых версиях программы с назначением все время приходилось мучаться - система периодически "глючила", и при попытке назначить контроллер на регулятор синтезатора совершенно спокойно могло выскочить окошко назначений микшера. Теперь все это в прошлом. Кроме этого, в новой версии программы "мидированию" можно подвергать и кнопки. И микшер, наконец, получил MIDI выход, - теперь в секвенсор можно записывать данные о перемещении виртуальных регуляторов.

Но самое главное новшество во второй версии программы - это окно настройки ULLI интерфейса (рис. 9), которое открывается из меню View/ULLI Settings. В этом окне есть пятипозиционный переключатель и таблица значений времени ожидания для разных частот дискретизации. Задача пользователя - выставить нужное значение и проверить, нормально ли работает система. Немного поэкспериментировав с настройками, для своего компьютера я получил оптимальные значения времени ожидания 13 мс на частоте дискретизации 44,1 кГц для первого Pulsar, и 7 мс на той же частоте для Pulsar II. В принципе, у меня Pulsar II работал и при установке времени ожидания в 3 мс (на 44,1 кГц), но при этом отказывалась работать программа Cubase VST 3.7. Кстати, в окне аудио настроек Cubase появляется то же самое время ожидания, что выставлено в окне ULLI.

Рис. 9

В последней версии программного обеспечения Pulsar и Pulsar II имеют приличное количество виртуальных устройств. Причем многие из них заметно модернизированы по сравнению с версией 1.0. Одно из главных виртуальных устройств Pulsar, это, без сомнения, BigMixer V2B - вторая версия 32-канального 16-подгруппного микшера (рис. 10). Каждая линейка микшера имеет регулятор чувствительности входа, кнопку переключения полярности, шесть индивидуальных посылов (переключаются до/после фейдера), регуляторы уровня и панорамы мониторного канала (отбор сигнала возможен до и после фейдера), четыре разрыва канала с кнопками включения и установки до/после фейдера, четырехполосный параметрический эквалайзер с графическим интерфейсом, кнопками включения и установки до/после фейдера, регулятор панорамы, кнопки солирования и заглушения, индикатор уровня и фейдер канала. У каждого канала есть поле присвоения группы заглушения (всего есть шесть групп), два поля назначения на подгруппы, кнопка направления сигнала на главную шину микширования, кнопка прослушивания до фейдера (PFL), кнопка объединения двух каналов для работы в стерео и кнопка назначения индикатора на входной или выходной сигнал канала.

 
Рис. 10  
   

Каждая линейка подгрупп имеет свой собственный выход, индикатор уровня, регулятор панорамы, кнопку направления сигнала на главную шину микширования, кнопки заглушения, солирования и фейдер. В мастер-секции находится группа из шести общих посылов с регуляторами уровня и кнопкой включения. Там же находится группа из шести стерео возвратов, с регуляторами уровня, кнопкой включения, двумя полями назначения возвратов (сигнал может быть направлен как на главную шину микширования, так и на один или два произвольных канала) и кнопкой направления сигнала в монитор. В мастер-секции есть кнопки включения главной шины микширования, мониторной секции и прослушивания до фейдера, регуляторы уровня контрольного, мониторного и переговорного (Talkback) каналов, регулятор уровня режима солирования, четыре разрыва, четырехполосный параметрический эквалайзер, два фейдера правого и левого каналов с независимыми кнопками заглушения, кнопка прослушивания в моно, два индикатора уровня с кнопкой переключения отображения входного и выходного сигналов, кнопка объединения фейдеров.

Помимо большого микшера в нынешней версии программного обеспечения можно отыскать следующие устройства: Dynamixer - простейший 16-канальный микшер, Key Splitter - MIDI фильтр, позволяющий разделять клавиатуру на две части, MIDI Merger - объединитель двух MIDI потоков, MTCToClk - преобразователь MTC в MIDI Clock, Sequencer Remote Control - пульт управления секвенсором, Mono Insert Rack - "стойка" для нескольких монофонических инсертных модулей обработки, допускающая MIDI управление ими, Stereo Insert Rack - то же самое, только для стерео модулей.

Обработка в нынешней версии Pulsar Background представлена двумя группами: общими (Aux) эффектами и инсертными модулями. В первую группу входят линия задержки, фленджер и фейзер в двух вариантах - стерео и перекрестном (Cross), а также хорус и ревербератор MiniVerb (рис. 11).

 
Рис. 11  
   

Вторая группа имеет уже гораздо больше виртуальных устройств. Монофоническая инсертная обработка представлена следующими модулями: 4-Pole Filter - пропускающий фильтр низкой частоты (24 дБ/окт) с резонансом и LFO, Decimator - модуль изменения разрядности и частоты дискретизации для имитации низкокачественного звучания, Dither Shaper - модуль дизеринга с нойс-шейпингом, EQ SP2 - двухполосный параметрический эквалайзер с высоко- и низкочастотными фильтрами типа "полка", High Cut - обрезной фильтр высоких частот, Low Cut - обрезной фильтр низких частот, компрессор (рис. 12), лимитер, гейт, задержка, фленджер, фейзер, четырехполосный параметрический эквалайзер и кольцевой модулятор. В группе стереофонической инсертной обработки присутствуют 4 Pole Filter, Dither Shaper, EQ SP2, компрессор, лимитер, хорус и фленджер.

Рис. 12

Среди синтезаторов из версии 1.0 в текущую перекочевали пять устройств: EZ Synth - простейший одногенераторный синтезатор, Blue Synth - трехгенераторный синтезатор с тремя LFO и двумя генераторами огибающей, которые модулируют фильтр и усилитель, Miniscope - имитатор Minimoog, FM One - восьмиоператорный одноголосный FM синтезатор и, наконец, Modular - довольно навороченный модульный синтезатор. Также изменения не затронули два семпл-плеера формата Akai S 1000/3000 - обычный и с фильтром. В версии 1.1 к ним прибавились Inferno - одногенераторный синтезатор с субгенератором, Miniscope Mk II - новая версия Miniscope с улучшенным фильтром и оптимизированная для полифонической работы, U KNOW 007 - имитатор Roland Juno 106. О них можно прочитать в предыдущей статье.

В последующих версиях к этим устройствам добавился EDS 8i (рис. 13) - синтезатор ударных, способный производить восемь звуков одновременно. Он обладает довольно специфическим звучанием, чем-то отдаленно напоминающим Roland TR 808, и в некоторых случаях оказывается очень даже полезен. Синтезатор имеет стерео выход и индивидуальные выходы бас-барабана и малого барабана. У каждого ударного инструмента (бас-барабан, малый барабан, римшот, клаппер, закрытый, педальный и открытый хеты, тарелка) можно менять уровень и положение в стереопанораме. Бас-барабан и малый барабан имеют регуляторы настройки высоты тона (Tune), длительности звучания (Decay) и частоты "щелчка" (Snap). Кроме того, бас-барабан имеет регулятор модуляции высоты тона (PMod), а малый барабан - регулятор времени звучания шумовой компоненты (Shape). Римшот, тарелка и хет (во всех трех своих ипостасях) имеют регуляторы длительности звучания (Decay) и частоты среза фильтра (Color). А у римшота к ним добавляется регулятор высоты тона (Tune). Клаппер имеет регуляторы частоты среза фильтра (Color) и количества одновременно звучащих хлопков (Times).

Рис. 13

Одиннадцатиполосный вокодер имелся еще в первой версии программного обеспечения. Однако впоследствии он был сильно доработан и получил название Vocoder 2 (рис. 14). Надо сказать, что у этого устройства весьма неплохой звук: обычно цифровые вокодеры обладают очень жестким и неразборчивым звучанием с металлическим привкусом, но Vocoder 2 составляет приятное исключение - звучит он довольно мягко и очень хорошо передает артикуляцию вокальной партии.

Рис. 14

Вокодер Pulsar не имеет собственного синтезатора. Для того, чтобы он заработал, к его входу нужно подключить любой синтезатор или семпл-плеер. Обычная схема коммутации для работы с этим устройством показана на рисунке 15. К входу SIn (Synth In) подключен синтезатор Miniscope Mk II, а к входу AIn (Analysis In) - аудио порт. И синтезатор, и вокодер подключены к порту Sequencer MIDI Source - на них одновременно поступает MIDI сигнал по одному и тому же каналу. А выход вокодера заведен на микшер, который, в свою очередь, подключен к физическому выходу Pulsar.

 
Рис. 15  
   

Интерфейс Vocoder 2 довольно сложен. На его основной панели управления есть две секции: Analysis (левая) и Synthesis (правая). В первой секции находятся органы управления поступающим аудио сигналом: регулятор входного уровня, три регулятора уровня (Gain) HP, BP и LP фильтров, регуляторы скорости реакции фильтров на изменения уровня сигнала (LPF/BPF/HPF Hold), регулятор добротности фильтра Analysis (Analysis Q), разрыв канала и одиннадцать окошек настройки частоты полос фильтра Analysis. В секции синтезатора находятся регулятор входного уровня, регуляторы уровня сигнала синтезатора, шумового генератора и выходного уровня, разрыв канала, одиннадцать окошек настройки частоты полос Synthesis фильтра, а также регулятор добротности этого фильтра (Synthesis Q). Там же находятся органы управления шумовым генератором - кнопка переключения типа шума (White/Bandpass-filtered) и регулятор частоты среза BP фильтра. А рядом с последними расположены регуляторы скорости, глубины и отношения прямого/обработанного сигналов хоруса.

Но это еще не все. Нажатие кнопки Matrix открывает матрицу модуляции (рис. 16). С помощью этой матрицы можно перенаправить выделенные на определенной частоте огибающие фильтра Analysis на любые другие частотные полосы сигнала синтезатора. В обычных вокодерах огибающая, выделенная на частоте 1 кГц, модулирует синтезаторный сигнал в полосе 1 кГц. А в вокодере Pulsar можно этой огибающей модулировать любую из одиннадцати полос фильтра Synthesis. Благодаря такой возможности можно не только основательно менять окраску звучания, но и получать весьма странные эффекты.

Рис. 16

Теперь осталось сказать об использовании ресурсов DSP платы. По сравнению с первой версией программы загрузка процессоров виртуальными устройствами стала заметно ниже. Особенно заметно уменьшение загрузки второй версией 32-канального микшера. Однако даже оптимизированные синтезаторы загружают DSP достаточно сильно. В среднем, при работе с несколькими развитыми синтезаторами на Pulsar II их суммарная полифония редко превышает 8-12 нот (особенно если используется обработка). Однако не стоит думать, что специалисты CreamWare чем-то хуже своих коллег из других фирм, раз не могут справиться с проблемой полифонии. Например, у синтезатора Nord Modular одноголосый пэтч, имитирующий Minimoog, загружает один DSP на 70%. То есть максимальная полифония, которая может быть получена с таким пэтчем, не превышает пяти голосов (Nord Modular имеет четыре DSP). У Pulsar аналогичный синтезатор Miniscope Mk II в одноголосом режиме загружает один DSP на 39%, но у Pulsar DSP намного мощнее. То есть понятно, что низкая полифония свойственна математическим синтезаторам любых производителей.

Кстати, если есть GigaSampler, то можно вообще не беспокоиться за функциональность системы. Четыре из шести DSP Pulsar II отдаются под синтезаторы (это позволяет получить полифонию в районе 8-12 голосов), а оставшиеся два - под микшер, обработку, GSIF и волновые драйверы. Таким образом, получается до 16 каналов GigaSampler, до 8 каналов математических синтезаторов Pulsar, плюс аудиодорожки и полноценное микширование (особенно, если к Pulsar подключены приличные внешние процессоры эффектов) - этого хватает для создания самых навороченных аранжировок. Конечно, для такой работы нужен очень мощный компьютер (особенно его дисковая подсистема).

Оценить функциональность Pulsar и Pulsar II поможет таблица 1, в которой приведены данные о загрузке одного DSP различными виртуальными устройствами. Помните только, что у Pulsar таких DSP четыре штуки, а у Pulsar II - шесть. Обратите внимание на цифры загрузки DSP микшером Dynamixer - они превышают все разумные пределы. Скорее всего, это наследие от первой версии программы - все остальные устройства подвергались доработке и оптимизации, а про Dynamixer как-то забыли. Вот и получилось, что самый простенький микшер поедает самое большое количество ресурсов.

Таблица 1
* - окно проекта, из которого удалены все до единого виртуальные устройства и порты
** - все эквалайзеры и посылы на эффекты активны


 
Работа с двумя мониторами

В Windows 98 появилось одно замечательное новшество - операционная система стала поддерживать одновременную работу с двумя мониторами. Преимущество такого решения очевидно: стоимость, например, двух 15’’ мониторов не превышает стоимости одного 17’’, а их суммарная площадь существенно больше и равняется рабочей площади 21’’ монитора. Кроме того, работать с двумя программами на двух разных мониторах очень удобно - все находится перед глазами, и не нужно без конца переключаться между окнами (а в музыкальных приложениях пара одновременно работающих программ - совсем не редкость). Но даже если вы работаете с одной программой, например, секвенсором, то можете растянуть ее рабочее окно на два монитора и в одном держать окно с дорожками, а во втором - микшер, причем поддержка двухмониторной конфигурации в большинстве случаев не требуется. На рисунке показано, как выглядит программа Cubase, растянутая на два монитора.

Cubase на двух мониторах

Существуют два пути подключения пары мониторов к компьютеру. Первый вариант - использование двух видеоадаптеров: одного AGP и одного PCI. Все современные BIOS материнских плат поддерживают их одновременную установку и позволяют назначить один из адаптеров "главным" - к нему будет обращаться система при начальной загрузке. Преимуществом такого способа подключения является относительная дешевизна - можно найти пару видеоадаптеров, суммарная стоимость которых не превысит 50-70 долларов. Однако в этом варианте есть очень много подводных камней и не факт, что выбранная вами пара вообще захочет работать. Так что не исключено, что вам придется перепробовать несколько вариантов установки разных плат. Если вас не пугает такой путь, то я рекомендую сначала посетить сайт IXBT, где есть пара статей на эту тему.

Второй способ подключения - это приобретение так называемого "двухголового" (Dual Head) видеоадаптера. У таких плат на планке находятся два порта для подключения двух мониторов. Самым известным на сегодняшний день подобным видеоадаптером является Matrox G400 Dual Head - изумительное устройство, обладающее самым быстрым на сегодняшний день 2D акселератором и очень приличным 3D ускорителем (по результатам испытаний 3D ускорителя Matrox G400 находится в тройке лидеров). Единственный недостаток этой платы - высокая цена (порядка 200 долларов). Есть еще несколько дорогих "двухголовых" видеоадаптеров. О них также можно узнать на сайте IXBT.

Программа Pulsar Background не поддерживает оконный интерфейс Windows. То есть размер ее окна нельзя выставить произвольно - она либо занимает весь дисплей, либо находится в минимизированном виде. Поэтому для того, чтобы растянуть ее на два монитора или переместить на другой дисплей, приходится включать специальный режим. Для этого нужно выбрать команду меню View/Settings, в открывшемся окне Pulsar Settings отметить опцию Dual Screen, а в поле под опцией указать, каким образом вы хотите разместить окно Pulsar Background на паре мониторов.

 
   

Дополнительные виртуальные устройства
Когда первый Pulsar появился на свет, фирма CreamWare обещала выпускать новые виртуальные устройства и распространять их совершенно бесплатно. Отчасти свое обещание она сдержала - в обновлениях Pulsar Background новые устройства появляются с завидным постоянством. Однако спустя некоторое время руководство фирмы, видно, решило не разбрасываться интеллектуальной собственностью и открыло Интернет-магазин, где дополнительные устройства для Pulsar и Scope продаются уже за деньги. Причем то, что в этом магазине лежит, выглядит гораздо привлекательней, чем штатные "девайсы" Pulsar. К счастью, никто не заставляет тратить деньги вслепую - на сайте есть полнофункциональные 10-часовые демонстрационные версии, так что прежде, чем делать покупку, всегда можно познакомиться с виртуальными устройствами поближе. Если же нет возможности делать сетевые покупки - обратитесь к дистрибьютору.

Modular 2 (99,15$). Новая версия Modular (рис. 17), прежде всего, отличается новым интерфейсом и увеличенным количеством модулей (более 140 штук). Кроме того, в Modular 2, наконец, появились и разнообразные секвенсоры, так что функционально он теперь практически ничем не уступает автономному модульному синтезатору Nord Modular шведской фирмы Clavia - тот выигрывает лишь более грамотной системой распределения ресурсов.

 
Рис. 17  
   

Интерфейс Modular 2 действительно стал намного лучше. Во-первых, он получился гораздо компактнее - модули уменьшились в размерах, что позволяет держать перед глазами гораздо большую площадь схем коммутации. Но уменьшение произошло без потери "читабельности" - все по-прежнему отлично видно. Во-вторых, появился, наконец, нормальный фильтр соединений - теперь можно убирать с экрана отдельные группы кабелей, а не все сразу, как это было раньше. А в-третьих, доступ к модулям теперь осуществляется через очень удобное меню - раньше новые модули приходилось таскать из менеджера файлов. Кроме того, окно управления количеством голосов перекочевало из диалога пэтчей на панель управления самого Modular. Да и количество штатных пэтчей увеличено чуть ли не впятеро.

Modular 2 имеет десять групп модулей: MIDI, звуковые генераторы, огибающие, микшеры и усилители, фильтры, генераторы низкой частоты, модификаторы, модули ударных, эффекты и секвенсоры. Надо сказать, что по сравнению с Modular 1.3 значительной ревизии подверглись все группы модулей: были убраны многочисленные дубликаты (старые и новые версии), а меню стали более компактными. Кроме того, появились две принципиально новые группы: модули ударных и секвенсоры.

Группа ударных (рис. 18) представлена следующими модулями: Drum Synth - синтезатор ударных с двумя синусоидальными генераторами, генератором шума и фильтром с огибающей, Drum Oscillator - генератор звуков ударных с одним синусоидальным генератором и генератором шума, Percussion Oscillator - генератор звуков перкуссии, Hihat Source - генератор звуков хета, Sample Drum Oscillator - волновой (sample-playback) генератор (в него можно загружать любые моно семплы). Также в эту группу входят два служебных модуля и шаговый секвенсор ударных MDS 8.

 
Рис. 18  
   

В группу секвенсоров (рис. 19) входят Gate SEQ1/SEQ2 - две вариации шагового секвенсора для управления огибающими, Ctrl SEQ1/SEQ2 и SEQ B1/SEQ B2 - четыре секвенсора для управления модуляционными сигналами (для управления фильтром, например), Pitch SEQ - секвенсор, оптимизированный для управления высотой тона, Pattern SEQ - блок управления для прочих шаговых секвенсоров, имеющий возможность программирования последовательности паттернов. Также есть служебный модуль PS 32, позволяющий менять паттерны секвенсоров с MIDI клавиатуры.

Рис. 19

STS 4000/STS 3000 (398,60$ и 198,30$ соответственно). Два полнофункциональных семплера, полностью совместимых с форматами Akai S 1000/3000. Также поддерживается формат SoundFont (SF). Про STS 3000 я подробно расскажу в разделе о Power Sampler, а STS 4000 отличается лишь полифонией в 64 голоса и наличием 14 индивидуальных выходов каналов.

Poison (89,13$). Довольно необычный синтезатор, комбинирующий принципы классического аналогового синтеза и цифрового FM (рис. 20). У него есть два генератора (один из которых может модулировать второй по принципу частотной модуляции), генератор шума, три генератора огибающей, два LFO, фильтр и хорус на выходе. Очень неплохо имитирует некоторые классические FM звуки.

 
Рис. 20  
   

SB 404 (129,19$). Одноголосый "псевдоаналоговый" бас-синтезатор (рис. 21) со встроенным паттерновым секвенсором. Имеет два генератора, генератор шума, два фильтра с резонансом (комбинированный и LP с крутизной 24 дБ/окт), два генератора огибающих, два LFO и секцию эффектов (дисторшн, эквалайзер, модулятор панорамы, хорус и задержку).

Рис. 21

Секвенсор (рис. 22) имеет 32 паттерна, длительностью в 16 шагов, которые могут переключаться с MIDI клавиатуры. У каждого паттерна есть четыре дорожки. Первые две предназначены для записи нот и данных заглушения. Оставшиеся две могут записывать данные изменения параметров фильтров, панорамы, громкости и огибающих. Паттерны можно копировать. В комплект входит большое количество пэтчей с запрограммированными паттернами. Синтезатор отлично справляется с созданием басовых секвенций.

Рис. 22

EDS 16i (69,10$). Псевдоаналоговый 16-канальный синтезатор ударных (рис. 23). Отличается от штатного EDS 8i не только количеством барабанов, но и наличием индивидуальных выходов для всех инструментов и 20 готовыми пэтчами различных ударных установок.

Рис. 23

Arpeg01 и Arpeg02 (19,03$ и 39,06$ соответственно). Два арпеджиатора (рис. 24). Более дорогой лучше развит.

Рис. 24

SPL Transient Designer и SPL Attacker (249,37$ и 69,10$ соответственно). Модули динамической обработки (рис. 25), написанные с использованием последних разработок фирмы SPL. Первый позволяет радикально управлять атакой и сустейном звукового материала, а второй - только атакой.

SPL Рис. 25

Graphic EQ (39,06$). 31-полосные моно и стерео графические эквалайзеры.

Но сетевой магазин CreamWare - это далеко не единственное место, где можно разжиться дополнительными виртуальными устройствами. Сейчас есть двадцать сайтов, которые так или иначе имеют отношение к Pulsar. Их полный список можно найти здесь. Из них я могу особенно порекомендовать два: www.steckenleiter.de и www.sebastian-siegel.de. Там вы найдете обширную коллекцию совершенно бесплатных виртуальных устройств: различные микшеры, измерители уровня, эффекты, динамическую обработку, эквалайзеры, резонансные фильтры, анализаторы спектра (несколько несерьезные, правда), переделанные семпл-плееры, всевозможные переключатели, MIDI модули, синтезаторы, генератор тестовых сигналов и даже записные книжки для комментариев. Правда, качество исполнения всего этого хозяйства неровное - есть и очень хорошие устройства, а есть и откровенная халтура. Отдельно могу порекомендовать Mini Drum Player и Sample Drum Synth SDS - волновые синтезаторы ударных, в которые можно закидывать любые свои семплы, и у которых есть независимые выходы для каждого канала. Также обратите внимание на эксайтер EXCITER/Bassenhancer, который пока существует в версии 0.9, но позволяет надеяться на то, что в финальной версии автор его доведет до ума. Но уже сейчас его без проблем можно использовать с малыми уровнями для "вытаскивания" инструментов в миксе. Еще одно интересное явление называется Big Multitap - монстр, состоящий из восьми стерео линий задержки. Есть там и совсем уж курьезные устройства, как фильтр Nan Nancer с интерфейсом в виде Бэтмэна в футболке с надписью France (рис. 26).

Рис. 26

Коммерческие устройства лучше всего изучать на сайте www.music-explorer.de - там есть их картинки, краткие описания и ссылки. Причем все разбито на категории, так что поиск особо не затруднит. Как правило, все устройства, которые продаются за деньги, имеют демо-версию. Также рекомендую заглянуть на сайт фирмы Sonic Timeworks. Для пользователей Pulsar, Pulsar II и Scope предлагается набор виртуальных устройств под названием Studio Bundle. В набор входят два ревербератора, пять эквалайзеров, обрезной фильтр низкой частоты, два мастеринговых компрессора и еще три компрессора/лимитера с пониженной загрузкой DSP.

Power Sampler
Если Pulsar и Pulsar II - системы весьма навороченные, то Power Sampler внешне прост и незатейлив, хотя и таит в себе много полезных возможностей. Как уже говорилось, он представляет собой комбинацию платы ввода-вывода с семплером STS 3000 и 24-канальным микшером, которые работают на базе трех процессоров SHARC. Как и Pulsar II, он имеет полный набор всех возможных драйверов (MME, DirectX, ASIO2, EASI и GSIF), а также ULLI - интерфейс с низким временем ожидания.

После инсталляции драйверов и программного обеспечения, а также перезагрузки системы, на панели задач появляется маленькая пиктограмма, свидетельствующая о том, что программное обеспечение Power Sampler автоматически запущено и активно. Двойной щелчок мыши на этой пиктограмме открывает панель управления системы (рис. 27).

Рис. 27

На ней есть пять больших кнопок, каждая из которых открывает одну из пяти программ, входящих в комплект поставки (на самом деле программы три, но одна из них почему-то разбита на три части - см. далее). Также у панели есть меню, в котором находятся команды управления файлами проектов (в терминологии Power Sampler они называются Environment - окружение) и системные настройки. В окне настроек "окружения" (рис. 28) можно активизировать необходимый драйвер и указать способ коммутации семплера STS 3000. Из меню вызывается окно настроек ULLI интерфейса, которое ничем не отличается от аналогичного окна Pulsar II.

Рис. 28

Одна из пяти кнопок панели управления открывает окно 24-канального микшера Power Sampler (рис. 29). Как уже говорилось, точно такие же микшеры имеют системы Luna и Elektra. Линейки каналов просты. На каждой из них есть окно назначения входа, регуляторы уровней посылов на встроенные задержку и хорус (с кнопками включения), регулятор панорамы, кнопки солирования и заглушения, кнопка направления сигнала на главную шину микширования, фейдер, индикатор уровня, кнопка объединения с соседним каналом для работы в стерео и окно назначения прямого выхода канала. В мастер-секции есть регуляторы общих посылов на задержку и хорус, возвраты с последних, фейдер и индикатор выходного уровня, а также окна назначения правого и левого выходных каналов.

Рис. 29

Так как в окно микшера влезают только восемь каналов и мастер-секция, в верхней части панели есть переключатель, выводящий на экран каналы с 9 по 16 и с 17 по 24, а также страницу редактирования эффектов. Параметры эффектов совершенно стандартны, но, кроме этого, у них есть кнопки направления сигнала на главную шину микширования, а также окна назначения прямого выхода. Еще в верхней части окна микшера есть кнопка вызова окна пэтчей. В нем можно записать текущее положение всех органов управления в файлы или вызвать ранее записанные "снимки".

Работа микшера Power Sampler с многоканальными проектами происходит довольно просто. Если вы привыкли иметь дело с Cakewalk, Samplitude и другими программами, обращающимися к мультипортовым MME драйверам, то прежде, чем их запускать, надо настроить систему на нужное количество виртуальных портов. Делается это в Power Sampler точно также, как и в Pulsar (см. раньше). После перезагрузки системы нужно открыть окно настроек окружения и выбрать там Multiple 16 (или 24) bit Stereo Wave, и только после этого запускать приложение. Раскидав дорожки программы по разным портам, можно открывать и микшер Power Sampler. Если же вы больше привыкли к Cubase или Logic, то перед их запуском также надо обязательно активизировать соответствующие драйверы.

Щелчок правой кнопкой мыши на окне выбора входа линейки микшера открывает контекстное меню, в котором вы указываете необходимый порт. Таким образом линейки настраиваются на работу с разными дорожками программы многоканальной записи. Если хочется что-нибудь записать с линейного входа Power Sampler, то в окне выбора входа линейки надо указать физический вход платы, а в окне прямого выхода - порт волнового драйвера (в этом случае кнопка направления сигнала на главную шину микширования работает как кнопка включения/отключения мониторинга). Если есть внешний процессор эффектов с цифровыми входами и выходами, то можно подключить его к SPDIF интерфейсу Power Sampler и использовать в процессе микширования. Правда, придется пожертвовать хорусом или задержкой - параметры эффекта выставляются на ноль, кнопка направления на главную шину микширования отжимается, а в окнах назначения прямого выхода эффекта указывается SPDIF выход - теперь сигнал, отобранный на канал эффекта, будет уходить на внешний процессор. Останется только настроить одну из линеек микшера на работу с SPDIF входом - она будет работать в качестве возврата с эффекта.

Самым главным устройством Power Sampler, разумеется, является семплер STS 3000. Он имеет полифонию 32 голоса и мультитембральность 16 частей. Для загрузки семплов и пэтчей используется оперативная память компьютера. Поддерживается импорт пэтчей форматов Akai S 1000/3000 и SoundFont, а также семплов формата AIF и WAV. Есть главный стерео выход, шесть произвольно назначаемых выходов, мониторный стерео выход, мониторный выход редактора семплов, а также стерео вход. Все входы и выходы назначаются на каналы микшера, как уже было описано.

STS 3000, как и микшер, запускается из панели управления. После нажатия соответствующей кнопки на экране оказывается его главное окно (рис. 30). В центре окна находится таблица со списком загруженных пэтчей. Каждая строка таблицы начинается с порядкового номера, далее идут кнопки солирования и заглушения, название пэтча, номер MIDI канала, регуляторы уровня и панорамы, значение максимальной полифонии. В верхней части главного окна есть меню с тремя пунктами - Main, Additional и Memory, причем пункт Main является активным. С помощью этого меню происходит переключение страниц главного окна.

Рис. 30

На странице Additional для каждого пэтча появляются переключатель назначения индивидуального выхода с регулятором уровня, значение транспонирования, данные о самой низкой и самой высокой клавишах, в пределах которых работает пэтч, а также параметр Priority, который заведует распределением голосов полифонии. А на странице Memory (рис. 31) выводится информация о наличии свободной оперативной памяти и количестве использованной. Также для каждого пэтча выводятся сведения о его размере в мегабайтах и в процентах, которые занимает пэтч по отношению к общей и использованной памяти.

Рис. 31

Загрузка пэтчей формата Akai или SF производится просто. Для этого рядом с главным окном STS 3000 открывается окно браузера (рис. 32), который запускается с панели управления при помощи одной из кнопок. Затем на жестком диске или компакт-диске находится нужный файл и просто перетаскивается на одну из строк таблицы главного окна семплера. И завершает загрузку указание MIDI канала, на котором, по мнению пользователя, должен находиться пэтч. Кстати говоря, браузер позволяет пэтчи и семплы, записанные на компакт-диски формата Akai, переводить в понятный для Windows вид (Проводник и другие приложения Windows компакт-диски формата Akai просто не видят) - для этого нужный пэтч или Partition просто копируется на жесткий диск.

Рис. 32

В нижней части главного окна STS 3000 также есть меню. Нажатие пункта Program приводит к открытию дополнительной панели (рис. 33), с помощью которой пользователь получает доступ к расширенным настройкам каждого пэтча. Меню дополнительной панели включает восемь пунктов: Loudness, Filter, LFO 1, LFO 2, Pitch, MIDI, Tuning и Soft. Первый из них открывает доступ к странице с настройками уровня громкости и панорамы, и их модуляции. На второй странице можно указать источники модуляции фильтра. Третья и четвертая страницы открывают доступ к генераторам низкой частоты, которые имеют очень наглядный графический интерфейс (страница LFO 1 показана на рисунке). На странице Pitch настраиваются параметры модуляции высоты тона, а страницы MIDI и Tuning открывают доступ к настройкам MIDI и строя клавиатуры. Последняя страница - Soft - посвящена настройкам Soft педали (MIDI контроллер 67).

Рис. 33

Второй пункт нижнего меню главного окна STS 3000 - Key Groups - открывает редактор клавишных групп (рис. 34), который называется Key Group List. Этот редактор можно вызвать и прямо из панели управления Power Sampler. Как и у семплеров Akai, у любого пэтча STS 3000 может быть столько клавишных групп, сколько есть клавиш на клавиатуре, а каждая из них может содержать до четырех моно или стерео семплов, разложенных по динамике (в рамках одной группы могут сосуществовать как моно, так и стерео семплы).

Рис. 34

В центральной части редактора находятся изображения фортепианных клавиатур, по числу имеющихся в пэтче клавишных групп. В левой части каждой клавиатуры есть поля указания диапазона действия групп (нижняя и верхняя клавиши), причем диапазон выделяется на клавиатуре белым цветом. В нижнем левом углу Key Group List расположено меню с единственным пунктом - Options. С его помощью на экран выводится дополнительная панель с расширенным набором параметров выделенной клавишной группы (на рис. 34 показан редактор с выдвинутой дополнительной панелью). У каждой группы можно настроить параметры уровня и модуляции высоты тона (страница Global), осуществить раскладку четырех семплов, входящих в группу, или загрузить дополнительные семплы формата WAV (страница Zones), изменить параметры фильтра и его модуляции (страница Filter), а также настроить две огибающие (страницы Env 1 и Env 2).

Если на странице Zones выделить строку с одним из семплов, входящих в клавишную группу, и щелкнуть по надписи Sample Editor (она находится в левом нижнем углу дополнительной панели), то на экране появится окно Sample Editor (рис. 35) с загруженным семплом. Если же выделить пустую сроку, то окно редактора откроется пустым - в этом случае можно с его помощью что-нибудь записать с входа STS 3000, отредактировать полученный семпл, а затем вставить в клавишную группу. Открыть пустое окно редактора можно и кнопкой панели управления Power Sampler. С помощью редактора можно осуществить настройку петли (к сожалению, здесь нет функции автокроссфейда), нормализовать файл, перевернуть его задом наперед, а также как следует покромсать его - поддерживаются все стандартные операции редактирования. К сожалению, STS 3000 в текущей версии не читает маркеры петли, установленные в других волновых редакторах, поэтому при импорте WAV файлов придется каждый раз мучаться с ее настройкой.

Рис. 35

И, наконец, последняя "примочка", которая входит в состав STS 3000, называется Pool - звуковой накопитель (рис. 36). Он вызывается из нижнего меню главного окна семплера. Pool позволяет составлять последовательности из 127 пэтчей, находящихся на диске, и запоминать их - то есть получается нечто похожее на банки синтезаторов. Кроме этого, Pool поддерживает загрузку пэтчей при помощи сообщений Program Change - так что сходство с банками синтезаторов практически полное.

Рис. 36

Личные впечатления
С возможностями Pulsar II и Power Sampler мы вроде бы разобрались. Теперь пришло время поговорить о самом главном - звуке систем. И начнем мы с первого Pulsar, так как с его звуком происходили некоторые загадочные метаморфозы.

При первой встрече с Pulsar мне не очень понравились его преобразователи: рядом с многоканальным интерфейсом Darla звук казался плосковатым - создавалось впечатление общей зажатости и невыразительности фонограммы. Однако некоторое время спустя я снова взял первый Pulsar - уже для того, чтобы окончательно решить вопрос о его приобретении. И каково же было мое удивление, когда выяснилось, что через аналоговый вход и выход Pulsar работает не хуже Darla (у Pulsar было только чуть больше шумов)! Но в первый раз ошибиться я просто не мог - кроме меня, Pulsar слушали еще несколько человек, и все отметили невыразительный звук аналогового выхода. После обсуждений этого странного эффекта с разными людьми, в том числе и представителями дистрибьютора, у нас родилось предположение, что в первой версии программного обеспечения в звук вносились сильные искажения.

Но и у Darla, и у первого Pulsar преобразователи далеко не идеальные - они имеют несколько мутный верх и заметно искажают нижнюю часть частотного диапазона. Это становится хорошо заметно при сравнении с другими устройствами. Например, когда я подключил к Pulsar процессор эффектов TC Electronic M-One и попробовал его в качестве преобразователя, оказалось, что Pulsar не может конкурировать с ним по части качества вывода аналогового звука. M-One выдает абсолютно прозрачный верх и четкий насыщенный низ. На этом фоне казалось, что на аналоговом выходе Pulsar стоит обрезной фильтр высоких частот, а низкие частоты обрабатываются неким специальным исказителем, который делает их вялыми и расхлябанными.

И вот появился Pulsar II. Он получил новые 24-разрядные преобразователи AKM, которые сейчас фактически стали промышленным стандартом - их ставят на большинство компьютерных систем ввода-вывода, которые поддерживают оцифровку с разрядностью 24 бита и частотой 96 кГц. Кроме того, такие преобразователи стоят во многих приборах обработки звука и даже синтезаторах (например, в семплере Akai S 5000). Разумеется, когда я привез к себе Pulsar II, то сразу же сравнил звук его аналогового выхода со звуком M-One, который работал в качестве ЦАП. Звучат они практически одинаково, и я почти уверен, что в M-One стоят те же самые AKM. То есть по качеству звучания Pulsar II - это довольно сильный шаг вперед по сравнению с Pulsar.

Для того, чтобы окончательно убедиться в приличном качестве преобразователей Pulsar II, я провел небольшое тестирование его аналогового тракта при помощи программы SpectraLab - вход был соединен с выходом, на последний подавался сигнал с генератора программы, а на входе был установлен анализатор спектра. Погоняв Pulsar II с помощью тестовых тонов разной частоты, я убедился, что нет никаких паразитных гармоник. При помощи тестового сигнала 1 кГц я померил соотношение сигнал/шум (точнее - сигнал/помеха, так как SpectraLab показывает отношение тестового тона к любым другим сигналам, существующим в аудиотракте, - то есть наведенным шумам). Оно оказалось равным 78 дБ - очень неплохой результат для системы с несимметричными разъемами RCA на плохо экранированном "хвосте". Кстати, если нужны лучшие показатели сигнал/шум, то обратите внимание на Pulsar II Plus, у которого входы и выходы выполнены на симметричных разъемах XLR.

После того, как с преобразователями стало все понятно, я озадачился проверкой качества передачи аудио сигналов внутри системы - ведь при перезаписи материала из одной программы в другую надо быть уверенным, что по пути не произойдет искажений и прочих неприятностей. Кстати говоря, даже довольно дорогие цифровые микшеры (например, Yamaha 01 V и Tascam TMD 1000) не могут похвастать корректной передачей сигналов внутри системы: при простом прогоне тестового сигнала с цифрового входа на цифровой выход с полностью выключенными обработкой и эквалайзерами в тестовый сигнал вносятся искажения. Чтобы выяснить, как в этой ситуации ведет себя Pulsar II, я взял Cubase, на стереотрек загнал заранее заготовленный файл с тестовым сигналом 1 кГц, приведенным к 0 дБ, и направил этот сигнал на большой 32-канальный микшер (все посылы, разрывы и эквалайзеры были выключены), а с микшера - в программу WaveLab 3.0, где тестовый сигнал был записан. Инвертировав полученную копию и сложив ее с оригиналом, я получил абсолютный ноль! То есть внутри системы сигналы не подвергаются никаким искажениям - Pulsar II здесь работает значительно корректнее, чем более дорогие автономные микшеры.

Последнее испытание, которое я проделал с Pulsar II - это проверка корректности работы ADAT интерфейса (далеко не все платы с ADAT интерфейсом работают корректно). Замкнув вход на выход и прогнав через интерфейс тестовый сигнал, я убедился, что все работает просто замечательно - сложение оригинального файла и инвертированной копии давало в результате полный и абсолютный ноль, как и должно быть при цифровом копировании. А задержка прохождения сигнала через интерфейс оказалась равной 12 семплам.

Теперь давайте поговорим о такой хитрой субстанции, как синтезаторы Pulsar, так как они вызывают массу противоречивых оценок - от полного неприятия до полного восторга. Фокус здесь заключается в том, что ругают Pulsar обычно люди, которые имеют приличные автономные математические инструменты, типа Access Virus, Novation Nova или Nord Modular. А вот музыканты, которые до Pulsar имели какие-нибудь недорогие волновые синтезаторы типа Korg N 5, склонны большей частью к восторженным оценкам. Мне кажется, что первые не совсем правы, ведь у Pulsar синтезаторы являются лишь одной частью его функциональных возможностей, и сравнивать их с автономными инструментами не совсем корректно, тем более, что какой-нибудь Nord Modular стоит чуть ли не в два раза больше, чем первый Pulsar. Pulsar II по своей стоимости уже близок к хорошим математическим синтезаторам, но я еще раз повторюсь - он является не синтезатором, а интегрированной многофункциональной системой, у которой синтезаторы играют важную, но не первостепенную роль...

На мой взгляд, синтезаторы Pulsar звучат нормально для своей стоимости (я ее оцениваю где-то в треть цены самого Pulsar). У всех них есть проблемы с фильтром - он работает дискретно при больших значениях резонанса (а у некоторых дискретность проявляется даже при среднем резонансе). Однако такая беда характерна и для многих автономных инструментов - к ним относятся, например, все синтезаторы Roland серии XP, Korg Trinity и Triton, и даже танцевальный Roland MC 505. Кроме этого, не забывайте, что у виртуальных синтезаторов почти нет своей обработки. Если их подключить к микшеру и повесить на них хорусы, фленджеры, задержки и ревербераторы (как это делается в автономных инструментах), то звук изменится очень сильно и будет уже гораздо ближе к привычному.

Помимо не самых выдающихся фильтров, у синтезаторов Pulsar есть еще один недостаток - довольно однообразное звучание. При слепом прослушивании вряд ли кто-то сможет отличить Miniscope от Blue Synth, а последний - от Inferno. Пожалуй, только пользователи со стажем смогут это сделать, и то - только по мелким деталям звуковой картины. Правда, есть и счастливые исключения. Например, U KNOW 007 узнается довольно легко. А SB 404, который продается на сайте CreamWare, вообще ни с чем спутать невозможно - настолько он характерно звучит. Кстати, у этого синтезатора сравнительно приличные фильтры - это еще не Virus, но уже и не Blue Synth. Также мне очень понравился Modular 2. Некоторые готовые пэтчи, например, FM электропиано, можно поставить рядом с аналогичными пэтчами Nord Modular, и выглядеть они будут вполне конкурентоспособно. Однако в имитациях аналогового синтеза модульный синтезатор Pulsar, конечно, проигрывает изделию фирмы Clavia. Зато у Modular 2 есть волновые генераторы (фактически это семпл-плееры формата Akai), чего в помине не водится у Nord Modular. Кроме того, у Modular 2 намного лучше звучат синтезаторы ударных.

Обработка Pulsar находится на уровне хороших DirectX и VST модулей - при сравнении с приличными автономными приборами становятся очевидными ее недостатки, однако это не значит, что для серьезных проектов пользоваться такой обработкой нельзя. Например, эквалайзеры 32-канального микшера страдают некоторой неточностью - эквалайзеры, скажем, микшера Yamaha 01 V работают куда аккуратнее. Но когда требуется слегка опустить середину или приподнять верх, они вполне работоспособны. Все проблемы возникают только при попытке точно вырезать или, наоборот, поднять ту или иную частотную полосу. Но никто ведь не мешает использовать на этом канале автономный прибор, сигнал на который можно отобрать, например, с выхода подгруппы, а вернуть через другую входную линейку. А если есть внешний 16-канальный преобразователь, подключенный к ADAT портам (CreamWare A 16 или нечто подобное), то к Pulsar можно подсоединить до восьми автономных приборов обработки плюс еще один по SPDIF.

Кроме того, не забывайте, что Pulsar лишен самой главной проблемы, которая возникает при обычном программном микшировании, - искажений при большом количестве обработки и аудиодорожек. Можно взять 32-канальный микшер Pulsar, повключать все эквалайзеры, обвешать его со всех сторон обработкой и при этом не почувствуется, что звук стал тусклым и зажатым - все по-прежнему будет звучать бодро и насыщенно, а эффекты не будут менять на глазах свой звук.

Теперь несколько слов о Power Sampler. На плате системы стоят те же самые преобразователи, что и на Pulsar II, и звучит она соответственно. Лично мне не понравились только SPDIF вход и выход, выполненные на миниджеке, - для того, чтобы подключить к Power Sampler любое цифровое устройство, нужен переходник с миниджека на два RCA. Зато, к PowerSampler подключается многоканальный блок преобразователей от системы Luna (блок можно приобрести и отдельно), ведь на плате Power Sampler есть тот же самый разъем S-Link. А превратить Power Sampler (или Elektra) в систему многоканального ввода-вывода за небольшие деньги выглядит довольно возбуждающе.

Семплер STS 3000 работает очень хорошо - я не заметил за ним каких-либо "глюков". К нему у меня есть только две претензии. Во-первых, в главном окне семплера для разных пэтчей нельзя выставить разные стереопары выходов - либо индивидуальный моно выход, либо главный стерео выход. Я так и не понял - это просчет или здесь имелось в виду нечто, ускользнувшее от моего понимания. Для того, чтобы пэтч был направлен на независимую стереопару выходов, надо лезть в Key Group List, открывать дополнительную панель и уже там выставлять правый и левый выходы стереопары для правого и левого моно семплов, входящих в клавишную группу! А если у меня набор петель в полклавиатуры, это, значит, надо для каждой моно половинки петли отдельный выход выставлять? Второе нарекание я уже высказывал выше - STS 3000 никак не желает читать маркеры петель, выставленные в тех же Sound Forge или WaveLab. А вот GigaSampler их читает...

Заключение
Фирма CreamWare, выпуская Pulsar в свет, ориентировалась в первую очередь на музыкантов, работающих на компьютерах в домашних студиях. Именно для таких пользователей очень привлекательна идеология "студии в одной коробке за разумные деньги", ведь владельцы более крупных студий способны потратиться и на более приличные автономные синтезаторы, и на дорогие микшеры, и на высококлассную обработку, то есть Pulsar им попросту не интересен. Поэтому не стоит зацикливаться на том, что у Pulsar слабый штатный ревербератор или на том, что его синтезаторы не могут конкурировать с Access Virus. Посмотрите на эту систему с другой стороны - можно ли приобрести за деньги, которые стоит Pulsar, по отдельности многоформатную плату ввода-вывода, неплохой 32-канальный цифровой микшер, несколько синтезаторов и семпл-плееров, а также обработку? Ответ однозначен - нет. Так что сила Pulsar именно в том, что он является ответом сразу на множество вопросов.

Конечно, есть и оборотная сторона - крайняя сложность системы Pulsar. Многие хотят заниматься только музыкой, а технические аспекты этого ремесла им глубоко чужды и непонятны. Вот таким людям Pulsar просто противопоказан: первые же попытки нарисовать схемы прохождения сигналов в программе Pulsar Background могут вызвать у них приступ клаустрофобии. Поэтому прежде, чем принимать решение о покупке системы, оцените, насколько вы готовы решать многочисленные головоломки совсем не музыкального характера. И вообще, нужны ли вам все функции, которыми так богата эта система? Ведь есть и более скромные решения, которые не потребуют от вас усиленной работы головного мозга, но позволят работать с хорошим качеством. Кстати, Power Sampler - эта одна из таких систем.

CreamWare Pulsar II 1473$
CreamWare Pulsar II Plus 1578$
CreamWare Pulsar II SRB 1112$
CreamWare Power Sampler 724$
CreamWare Luna I/O box 668$
МиксАрт

  Оценка статьи
Посещений: 19636 | Проголосовавших: 37 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии
13.02.06 22:58
michael
посибо.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА