Начало
 
 


Микшеры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Yamaha 01 V

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
март 2000

Вот уже несколько лет прошло с момента появления первого доступного по цене цифрового микшера Yamaha Pro Mix 01. Сейчас уже мало кого удивляют полная автоматизация, интегрированные процессоры эффектов и динамическая обработка на устройствах ценовой категории 1000-2000 долларов. Но тогда выпуск подобного устройства был очень смелым шагом вперед - автоматизация и встроенная динамическая обработка имелись лишь на дорогих студийных консолях, а об интегрированных процессорах эффектов вообще мало кто задумывался, хотя неудобство работы с большим количеством приборов на концерте было очевидно.

Появление Pro Mix 01 дало возможность избежать кошмара настройки звука на сборных концертах в небольших клубах. И если в "доцифровую" эпоху приходилось для каждого исполнителя судорожно восстанавливать положения всех регуляторов микшера по бумажке, то на цифровом пульте эта же задача решалась элементарной операцией вызова нужной сцены статической автоматизации. Но на этом прелести Pro Mix 01 не заканчивались. Музыканты, работающие на сцене с MIDI, очень быстро смекнули, что этот микшер - просто находка для любой команды с нетривиальным звуком. Стало возможно загодя заложить в секвенсор программу работы микшера на концерте и уже не зависеть от нерадивых операторов, забывающих изменить настройки для новой песни или произвести изменение громкости нужного инструмента в нужном месте.

Pro Mix 01 пришелся впору и владельцам домашних студий, поскольку "ноль первый" обладал по тем временам совершенно недостижимым отношением цена/возможности и был просто идеальной парой для многодорожечного магнитофона типа Alesis ADAT. Фактически, к этой паре нужен был только микрофон и инструменты - и небольшая студия готова, ведь необходимая обработка находилась в недрах микшера. Кроме того, микшер можно было использовать в качестве MIDI контроллера - многие его кнопки и регуляторы производят MIDI сообщения.

Конечно, Pro Mix 01 не лишен недостатков. Во-первых, у него нет ни ADAT-, ни TDIF-интерфейса, что ограничивает сферу его применения. Во-вторых, его интегрированная обработка далеко не самого лучшего качества, и, по-моему, годится лишь для концертов и создания демонстрационных записей. В-третьих, динамическую обработку нельзя применить на всех каналах сразу, а только на трех произвольно выбранных, что накладывает ограничения на работу с большим количеством микрофонов.

Учтя опыт создания Pro Mix 01, компания Yamaha через некоторое время выпустила еще две модели: 02 R и 03 D. Оба пульта были лишены всех недостатков "ноль первого" - на каждом имелся ADAT интерфейс (на 02 R - два интерфейса), динамической обработкой были снабжены все каналы, а процессоры эффектов отличались более высоким качеством. Кроме того, в 02 R можно установить различные платы расширения, в том числе и процессор эффектов производства TC Electronic, идентичный M 2000. Недостатком же обеих моделей можно считать довольно высокую цену.

Когда стало ясно, что потребители приняли новинки "на ура", многие компании вступили в борьбу за свой кусок цифрового пирога. Против Yamaha 02 R были выставлены Mackie Digital 8 bus, Panasonic Ramsa, Tascam TMD 8000 и Spirit Digital 328. А в качестве конкурентов Pro Mix 01 появились Korg 168 RC, Charlie Lab Mixtral, Allen & Heath Icon DL 1000, Generalmusic Falcon и Eagle, Tascam TMD 1000, Roland VM 3100 и 3100 Pro. На этом фоне Pro Mix 01 выглядел уже совсем скромно. И Yamaha, наконец, выпустила ему замену - 24-канальный четырехподгруппный цифровой микшер 01 V.

Конфигурация
Yamaha 01 V имеет шестнадцать входов: двенадцать микрофонных/линейных монофонических и два линейных стерео. При установке платы расширения становятся доступны еще четыре или восемь (в зависимости от платы) входов. Также есть стерео вход для магнитофона и цифровой вход формата SPDIF. На каждом из основных входных каналов (двенадцати моно и двух стерео) есть регулятор чувствительности, четырехполосный параметрический эквалайзер, динамический процессор, функция задержки, шесть посылов на эффекты (два из них - на внутренние) и аттенюатор. На восьми дополнительных входных каналах имеются аттенюатор, двухполосный параметрический эквалайзер и четыре посыла на эффекты (два из них - на внутренние). На дополнительных каналах может быть применена и полная линейка обработки - для этого есть специальная функция SWAP, которая меняет местами дополнительные и первые восемь основных микрофонных/линейных каналов. Магнитофонный и SPDIF входы могут быть назначены на линейные стерео входные каналы.

Микшер имеет основной и мониторный стерео выходы, четыре универсальных (Omni) выхода, выход на двухдорожечное устройство и цифровой выход формата SPDIF. Еще четыре или восемь выходов становятся доступны при установке платы расширения. Итоговый стерео микс может быть направлен на аналоговый стерео выход, SPDIF выход, любые из четырех универсальных выходов и любые выходы на плате расширения. На мастер-выходе имеются четырехполосный параметрический эквалайзер, динамический процессор и функция задержки.

Выходы подгрупп и четырех посылов (Aux sends 1-4) могут быть назначены на четыре универсальных выхода или любые выходы на плате расширения. Сигналы, отобранные на два встроенных процессора эффектов, возвращаются через два внутренних дополнительных канала (Effects returns), имеющих по четырехполосному параметрическому эквалайзеру и по пять посылов. Четыре посыла на внешнюю обработку (Aux 1-4) также имеют по четырехполосному эквалайзеру и по динамическому процессору. Специализированных возвратов с внешней обработки не предусмотрено - для них надо использовать входные каналы микшера или входы платы расширения. Выходы на плате расширения могут также работать как прямые выходы основных моно или стерео каналов.

На двенадцати моно, двух стерео и магнитофонных входах микшера установлены 20-разрядные преобразователи со 128-кратной передискретизацией. Линейный и магнитофонный выходы оснащены 20-разрядными преобразователями с восьмикратной передискретизацией. На четырех универсальных и мониторных выходах используются 18-разрядные преобразователи с восьмикратной передискретизацией. Внутренняя частота дискретизации микшера - 44,1 кГц. Возможна синхронизация с внешней частотой от 44,1 (-10%) до 48 (+6%) кГц. Цифровой SPDIF интерфейс поддерживает разрядность от 16 до 24 бит. На выходе также возможно изменение разрядности шагом в один бит с дизерингом. Внутреннее представление данных - 32-разрядное, а эквалайзеры имеют разрядность 44 бита.

В Yamaha 01 V есть одно посадочное место под плату расширения, с помощью которой осуществляется ввод/вывод сигналов дополнительных каналов. Сейчас выпускается пять таких плат: MY 8 AT (300$) с восьмиканальным интерфейсом формата ADAT, MY 8 TD (300$) с восьмиканальным интерфейсом формата TDIF, MY 8 AE (300$) с восьмиканальным интерфейсом формата AES/EBU, MY 8 AD (350$) с восемью аналоговыми симметричными входами на джеках и 20-разрядными преобразователями, MY 4 AD (350$) с четырьмя аналоговыми симметричными входами на разъемах XLR и 24-разрядными преобразователями, MY 4 DA (280$) с четырьмя аналоговыми симметричными выходами на разъемах XLR и 20-разрядными преобразователями.

Микшер имеет полный набор MIDI разъемов (In, Out и Thru) и восьмиконтактный (типа MiniDIN) разъем To Host, с помощью которого микшер может быть соединен с компьютером или со вторым 01 V. В последнем случае два микшера способны одновременно выполнять некоторые операции.

Верхняя и задняя панели
Центральное место на верхней панели (рис. 1) занимает большой (320 х 80 пикселей) жидкокристаллический дисплей с подсветкой. Правее находится секция контроля выбранного канала с регулятором панорамы и двумя регуляторами параметрического эквалайзера. Здесь же размещены кнопки переключения полос эквалайзера. Еще правее расположен 12-сегментный светодиодный индикатор уровня и регулятор контрастности дисплея. А в правом нижнем углу верхней панели микшера - прямо под правой рукой пользователя - расположены кнопки перемещения курсора, колесо ввода данных с кнопками точного изменения параметра и кнопка Enter.

Рис. 1

Левее дисплея находятся восемь функциональных кнопок и девять кнопок управления режимом фейдера. Первые открывают доступ к системным настройкам, режимам редактирования динамических процессоров и эквалайзеров, всей виртуальной коммутации микшера, меняют режимы отображения дисплея и т. д. Кнопки управления режимом фейдера позволяют назначить его на изменение различных параметров микширования, а также вызвать на дисплей соответствующую страницу редактирования. С помощью этих кнопок можно заставить фейдеры работать как регуляторы уровня основных и дополнительных каналов, как регуляторы посылов на встроенные эффекты и внешнюю обработку, а также перевести микшер в режим MIDI управления внешними устройствами. В последнем случае он начинает работать подобно любому MIDI контроллеру.

Ниже дисплея расположены три ряда кнопок и 15 моторизованных 60-мм фейдеров (14 фейдеров каналов и один мастер-фейдер). С помощью кнопок первого ряда (SEL) производится выбор канала для редактирования. При этом, в зависимости от нажатых кнопок управления режимом фейдера, на дисплей выводятся различные страницы параметров канала. Кнопки второго ряда (SOLO) позволяют включить режим солирования выбранного канала, а кнопки третьего ряда (ON) - включить или заглушить канал. Рядом с кнопками выбора и включения/заглушения мастер-фейдера находится секция контроля двух возвратов с интегрированных процессоров эффектов. У каждого возврата есть свой регулятор уровня и по три вышеописанных кнопки.

Выше дисплея расположены разъемы аналоговых входов микшера и секция их контроля. Первые 12 моно каналов имеют симметричные входы на разъемах XLR и на джеках. Фантомное питание для микрофонов включается раздельно для 1-6 и 7-12 каналов. Ниже разъемов для каждого моно канала есть регулятор чувствительности и кнопка PAD, которая меняет входную чувствительность на 26 дБ. При таком переключении регулятор чувствительности, изначально настроенный на работу с сигналом микрофонного уровня (от -60 до -16 дБ), начинает работать в линейном диапазоне (от -34 до +10 дБ).

Входы стерео каналов выполнены на трехконтактных джеках. Как и у моно каналов, у них есть регуляторы чувствительности, но уже настроенные на работу только с источниками линейного уровня. Входы и выходы для магнитофона несимметричные, на разъемах RCA. Ниже находится регулятор уровня мониторного выхода с кнопкой выбора источника (магнитофонный вход или основной микс). У второго стерео канала (моно каналы 15-16) также есть кнопка назначения на него сигнала с магнитофонного входа. Последний элемент верхней панели - это выход для наушников (джек) с собственным регулятором уровня.

На задней панели микшера (рис. 2) расположены симметричные основные выходы на разъемах XLR, симметричные мониторные выходы на джеках и четыре симметричных универсальных аналоговых выхода также на джеках. Все аналоговые выходы имеют номинальный уровень +4 дБ. Еще на задней панели находятся вход и выход цифрового интерфейса формата SPDIF (RCA), MIDI разъемы (In, Out, Thru), разъем To Host, посадочное место под плату расширения, два выключателя фантомного питания и кнопка питания пульта.

Рис. 2

Интерфейс
Большой дисплей микшера позволил разработать для него наглядную и удобную операционную систему. Практически все операции с органами управления отображаются на дисплее, а с помощью колеса ввода данных и кнопок пошагового изменения можно выставить параметры более точно. Те же параметры, которые не имеют своих физических контроллеров, управляются с помощью курсора, колеса ввода данных и кнопки Enter.

Дисплей микшера разбит на пять основных полей (рис. 3). В левом верхнем углу находится поле функции, на которое выводится название текущей функции, выбираемой при помощи кнопок выбора режима фейдера и восьми функциональных кнопок. Если все элементы функции располагаются на нескольких страницах, то на это поле выводятся графические символы закладок, по которым очень легко ориентироваться.

Рис. 3

Ниже поля функции находится поле номера сцены статической автоматизации. На это поле помимо номера выводится и статус сцены (чтение/редактирование). Еще ниже расположено поле индикации возвратов с эффектов - на нем всегда видны два графических символа регуляторов уровня первого и второго внутренних процессоров.

В правой части дисплея находится поле выбранного канала. На нем располагаются три графических символа регуляторов, показывающие значение панорамы, частоту текущей полосы эквализации и ее уровень. Эти символы привязаны к секции контроля выбранного канала и меняют свои показания при активизации соответствующих ручек и кнопок.

Все центральное место дисплея занимает поле текущей страницы. Собственно, на этом поле и происходит все общение с микшером в диалоговом режиме. Среди графических элементов разных страниц здесь можно встретить переключатели, виртуальные фейдеры и регуляторы, а также поля параметров (Parameter Boxes) - специальные окошки ввода значения интересующего параметра. Принцип управления всей этой "кухней" очень прост - к нужному графическому элементу подводится курсор с помощью соответствующих кнопок, а после вертится колесо ввода данных или нажимается кнопка Enter (если надо "щелкнуть" переключателем). Время от времени на дисплее появляются диалоговые окна - в них пользователь вводит собственные названия сцен автоматизации, а также пользовательских библиотек эквалайзеров и динамической обработки.

Каналы
Первые 12 входных каналов микшера, как уже говорилось, начинаются с разъемов, регуляторов чувствительности и кнопок PAD. Стерео каналы отличаются отсутствием этой кнопки, а восемь дополнительных каналов берут свое начало на плате расширения. На всех 24 входных каналах микшера можно применить цифровой аттенюатор, работающий в диапазоне от -96 до 0 дБ с шагом в 1 дБ.

После входного аттенюатора в линейках всех каналов находится секция эквалайзера. Как я уже говорил, первые 16 каналов имеют четырехполосный параметрический эквалайзер, а оставшиеся восемь - двухполосный. Но если на дополнительных каналах требуется полноценная эквализация (например, при сведении сигналов, поступающих от компьютера или многоканального магнитофона через ADAT или TDIF интерфейсы), то можно применить функцию SWAP, которая меняет местами первые восемь микрофонных/линейных и восемь дополнительных каналов.

Управление эквалайзером выбранного канала реализовано очень удобно - все параметры, кроме добротности, "рулятся" физическими регуляторами из секции контроля. На странице эквализации каждого канала находится таблица с параметрами каждой полосы, а также график частотной характеристики фильтра. Разумеется, все изменения положения физических регуляторов моментально отображаются и на графике, и в таблице. У эквалайзеров микшера есть и своя библиотека настроек, состоящая из 40 пресетных и 40 пользовательских пэтчей. Среди пресетов можно найти специфические фильтры для обработки ударных инструментов (большой и малый барабаны, томы, тарелки, хеты и перкуссия), басов, фортепиано, мужского и женского вокала и т. д.

После эквалайзера на каждом из первых 16 каналов можно применить и независимый динамический процессор (на дополнительных каналах процессоры становятся доступны после применения функции SWAP). Страница редактирования параметров (рис. 4) открывается после нажатия соответствующей функциональной кнопки. На ней есть шесть виртуальных регуляторов, которые меняют различные параметры алгоритмов, график зависимости уровня сигнала на выходе от уровня сигнала на входе, индикаторы степени воздействия процессора на сигнал (Gain Reduction) и уровня самого сигнала, а также поля переключения типа алгоритма, источника сигнала процессора и включения/ выключения процессора.

Рис. 4

Каждый динамический процессор имеет пять алгоритмов работы (более одного алгоритма с одним процессором использовать нельзя): компрессор, гейт, дакер, экспандер и компандер. Первый алгоритм может переключаться между жестким и мягким типом компрессии (в последнем случае можно выбирать один из пяти вариантов "мягкости"), а степень компрессии регулируется в пределах от 1:1 до жесткого лимитирования. Также можно менять параметры атаки и восстановления, порог срабатывания и выходной уровень.

Гейт имеет пять параметров управления: порог открытия, порог закрытия (Range), время атаки, поддержки и восстановления. Дакер (уменьшает уровень при превышении порога управляющим сигналом, который выставляется на странице динамической обработки в поле Key In) имеет те же параметры управления, что и гейт. А экспандер - те же параметры, что и компрессор. Компандер (помесь компрессора и экспандера) имеет два типа характеристики: жесткий и мягкий. Помимо традиционных параметров вроде порога срабатывания, степени компрессии, времени атаки и восстановления здесь есть параметр "ширина" (Width), который устанавливает на сколько децибел уровень окончания работы экспандера отстоит от порога срабатывания компрессора.

Как и у эквалайзеров, у динамических процессоров есть библиотека, состоящая из 40 пресетных и 40 пользовательских пэтчей. Среди пресетов есть специальные настройки для обработки ударных, басов, фортепиано, гитар, синтезаторов, струнных и духовых секций, голосов и т. д.

Следом за эквалайзерами и динамическими процессорами в линейках первых 16 входных каналах находятся линии задержки и переключатели фазы. На двух страницах дисплея, посвященных задержке, для каждого канала есть выключатель эффекта и три параметра: DELAY - собственно время задержки, MIX - уровень прямого/задержанного сигнала и FB. GAIN - уровень обратной связи. Значение задержки выставляется с точностью до одной десятой миллисекунды в пределах от 0 до 250 мс. С помощью этой функции можно не только сфазировать микрофоны, но и создать эффект хоруса на отдельно взятом канале, не прибегая к процессорам эффектов. Также задержка может быть полезна при создании "дабл-треков".

После перечисленных элементов на каждом канале находится кнопка включения/выключения, фейдер, регулятор панорамы, посылы на внутренние и внешние эффекты (переключаются до и после фейдера) и матрица коммутации. Для облегчения управления стерео сигналами предусмотрена возможность спаривания моно каналов. При этом становятся доступными три режима панорамирования сигналов: индивидуальный (это когда регуляторы панорамы спаренных каналов работают независимо), общий (Gang - регуляторы панорамы спаренных каналов объединяются и повторяют движения друг друга) и инверсный общий (Inv. Gang - регуляторы панорамы спаренных каналов работают прямо противоположно). Также можно включить режимы группировки фейдеров (при этом с помощью одного фейдера можно управлять уровнем нескольких каналов) и группировки заглушения. Максимум могут быть созданы три группы фейдеров и три группы заглушения.

Матрица коммутации входных каналов доступна с соответствующей страницы дисплея (рис. 5). Сигнал можно направить на любую из подгрупп или на стерео выход. На первых 12 каналах доступен и прямой выход. Если установлена плата расширения, то на дисплей может быть выведена страница коммутации ее выходов. На выходы сигналы могут быть направлены с основной шины микширования, посылов на внешние эффекты, подгрупп или основных каналов.

Рис. 5

Для облегчения работы с входными каналами можно вывести на дисплей одну из двух страниц, на которых в сжатом виде собрана вся информация о канале (рис. 6 и 7).

Рис. 6

Рис. 7

Также в распоряжении есть четыре страницы с индикаторами уровня. На первой можно посмотреть индивидуальные уровни входных каналов, на второй - уровни посылов на эффекты, возвратов с интегрированной обработки и уровни в подгруппах, на третьей странице собраны индикаторы уровня универсальных выходов и, наконец, на четвертой странице находится большой индикатор уровня мастер-выхода. Если установлена плата расширения, то к этим четырем страницам добавляются еще две - уровней сигнала на входах и уровней на выходах.

Доступ ко всем параметрам выходных каналов осуществляется с соответствующих страниц дисплея, которые очень похожи на страницы входных каналов.

Автоматизация
01 V обладает довольно развитыми возможностями статической автоматизации. Всего есть 99 сцен, в которых можно запоминать параметры микширования: положения фейдеров, регуляторов панорамы, кнопок заглушения, уровней посылов на эффекты, настройки эквалайзеров, динамической обработки, встроенных процессоров эффектов и т. д. Системные же настройки в сценах не запоминаются. Все управление сценами производится с соответствующей страницы дисплея (рис. 8), вызываемой нажатием кнопки Memory. Сцены могут быть также вызваны из памяти и при помощи MIDI сообщений смены программы (Program Change).

Рис. 8

При работе со статической автоматизацией можно применять функцию Recall Undo, которая позволяет отменить результаты последней записи. Также есть функция Fade Time, позволяющая установить время (от 1 до 25 с), за которое после вызова сцены фейдеры переместятся из текущих положений в положения, записанные в сцене. Если надо, чтобы отдельные каналы не затрагивались при вызове сцен статической автоматизации, то можно воспользоваться функцией Safe.

Большинство органов управления микшера производит MIDI сообщения (как уже упоминалось, даже есть специальный режим, превращающий пульт в полноценный контроллер с возможностью передачи сообщений MMC). Разумеется, 01 V также "понимает" поступающие к нему MIDI сообщения. Поэтому возможна динамическая автоматизация посредством любого секвенсора. Кстати, в программе Cakewalk версии 8.04 и выше есть панель управления для Yamaha 01 V. С этой панели возможен доступ к самым главным функциям микшера, в том числе к эквалайзерам, процессорам эффектов и динамической обработке. Так что теоретически можно убирать пульт в дальний угол и управлять им с помощью мыши. Только вот кому такое может придти в голову?

Процессоры эффектов
Микшер имеет два встроенных 32-разрядных процессора эффектов, идентичных (по заверениям производителя) таким устройствам, как Pro R 3 или REV 500. Каждый процессор имеет библиотеку из 42 пресетных и 57 пользовательских пэтчей. Второй процессор отличается от первого тем, что способен производить на два эффекта больше: Freeze (вариации на тему семплера) и HQ. Pitch (одиночный сдвиг высоты тона).

Всего в распоряжении оказываются 42 алгоритма. Среди них есть семь типов реверберации (Hall, Room, Stage, Plate, Early Reflection, Gate и Reverse Gate), пять типов задержек (время можно выставлять в долях), одиннадцать типов модуляционных эффектов (в том числе замечательно звучащий Symphonic - фирменный алгоритм глубокого хоруса, а также модулируемый фильтр, кольцевая модуляция, эффект вращающегося динамика и др.), три динамических эффекта (управляемые динамикой фильтр, фленджер и фейзер), двенадцать комбинированных эффектов (например, ревербератор + хорус или задержка + ревербератор), два гитарных эффекта (дисторшн и спикосимулятор), а также трехполосный параллельный фильтр (с крутизной 24 дБ/окт) и семплер (Freeze).

Каждый алгоритм имеет много параметров редактирования, доступ к которым осуществляется с соответствующих страниц дисплея (рис. 9). Например, ревербератор имеет 14 параметров, а трехотводная линия задержки - аж 16. Особенно радует возможность устанавливать в долях такта время у всех линий задержки и частоту LFO у модуляционных эффектов (хорус, фленджер, фейзер, автопанер, тремоло и др.).

Рис. 9

Настройки, утилиты и MIDI
Если система управления микшером не нравится, то ее можно существенно модернизировать за счет назначения на фейдеры и кнопки включения/заглушения каналов дополнительных функций. Например, на первые четыре фейдера можно назначить управление выходным уровнем четырех подгрупп. Также на фейдеры можно назначить любые параметры эквализации, некоторые параметры динамической обработки и эффектов, функции панорамирования каналов, посылов и подгрупп и др. На кнопки можно назначить функции включения/выключения задержки, эквалайзеров и динамической обработки, инвертирования фазы и переключения точек отбора посылов. Для быстрых настроек есть четыре банка готовых вариантов конфигурации и пользовательский перезаписываемый банк.

На специальных страницах системных утилит (вызываются соответствующей функциональной кнопкой) настройке поддаются и многие другие параметры интерфейса, типа единиц измерения времени задержки (можно выставлять задержку в миллисекундах или семплах) или возможности использования кнопок точной установки параметра для смены сцен. На первой из системных страниц есть и генератор, который может производить синусоидальные сигналы (частотой 100 Гц, 1 кГц и 10 кГц), розовый шум и его вариацию - "взрывной" (Burst) розовый шум, который подается на выход импульсами по 200 мс с интервалом в четыре секунды. Для упрощения работы с цифровыми источниками также есть и функция автоматического сканирования цифровых входов на предмет наличия сигнала синхрослова (Word Clock). В случае отсутствия такового микшер работает на своей внутренней частоте. Разумеется, источник синхронизации и его частоту можно выставить и вручную.

На страницах настроек MIDI можно включить фильтры разных сообщений, установить формат передачи данных через разъем To Host, настроить каналы передачи управляющих сообщений, назначить параметры микшера на сообщения Control Change (всего можно установить 114 параметров для управления по MIDI) и т. д. С помощью функции Bulk Dump можно сбросить на внешний секвенсор библиотеки сцен, эквалайзеров, процессоров эффектов, динамической обработки и системные настройки микшера, а затем все восстановить обратно. Поддаются настройке и функции MMC (MIDI Machine Control): можно назначить первые шесть кнопок включения/заглушения канала на передачу команд управления транспортом, а первые шесть кнопок выбора канала - на передачу шести позиций локатора (рис. 10). Все фейдеры, кнопки SOLO и ON каналов микшера могут быть произвольно назначены на передачу различных MIDI контроллеров.

Рис. 10

Испытания, впечатления и рекомендации
Системы на базе компьютера и цифрового микшера, соединенных между собой через ADAT или TDIF интерфейс, последнее время становятся все более популярными среди владельцев малобюджетных студий. Преимущества такого решения очевидны: вы получаете максимально гибкую и удобную систему записи на жесткий диск (согласитесь, что автономным системам по части удобства работы до компьютера далеко) и аппаратное микширование с обработкой. Чтобы испытать подобный способ работы, я установил в свой компьютер (Pentium III 450 МГц, 128 Мб памяти, два жестких диска IBM DTTA 371010 по 10,1 Гбайт каждый) ADAT интерфейс Frontier Design Dakota. В Yamaha 01 V была установлена плата расширения MY 8 AT, которая посредством оптического кабеля была соединена с интерфейсом.

Для начала поделюсь общими впечатлениями о микшере. Очень мне понравилась операционная система: все просто, наглядно и понятно. Обучение основным навыкам управления заняло меньше получаса во многом благодаря очень толковому руководству пользователя. Также, приятное впечатление произвели органы управления: кнопки застрахованы от случайных нажатий, а фейдеры слегка сопротивляются руке. Если дергать фейдер во время работы системы автоматизации, то микшер начинает угрожающе рычать своими моторчиками, так что рука непроизвольно отдергивается. Единственное, что мне в микшере не понравилось - это довольно грубая сборка: из верхней панели торчат крупные головки винтов, производящие отрицательное воздействие на мое эстетическое начало. Также не совсем удобна форма корпуса, но такой дизайн - это традиция фирмы. К тому же, если установить два 01 V рядом, то возникают привычные прямоугольные пропорции.

Настроив ADAT входы платы расширения и применив функцию SWAP (установившую на восьми дополнительных каналах полноценную обработку), я попробовал микшировать свой материал, используя для воспроизведения программу Cakewalk 9.0. Ощущения, возникшие при этом процессе, можно сформулировать таким образом: миксы получаются красивыми, чистыми и прозрачными, однако они звучат холодновато по сравнению с миксами, сделанными при помощи многоканального интерфейса Darla и пульта Mackie 1402 VLZ (но на этой системе по сравнению с 01 V мутноваты верха и не такие четкие низы). На 01 V гораздо строже панорамирование - точка локализации в стереопанораме ощущается сильнее. Вообще, к его звуку надо привыкнуть - после аналогового пульта поначалу все звучит довольно странно, хотя формально придраться и не к чему.

Попробовал я и запись. Микрофонные предусилители 01 V по моим ощущениям немного проигрывают предусилителям Mackie 1402 VLZ - на "цифровике" голос и акустическая гитара звучат чуть более зажато, чем на аналоговом пульте. Динамическая обработка довольно нейтральна и подойдет для работы и на концертах и в студии. Но при работе над серьезным проектом, я предпочел бы использовать внешние аналоговые приборы по причине их большей "теплоты". То же самое относится и к эквалайзерам - они точны, нейтральны, но эквалайзеры аналогового микшера мне нравятся чуть больше.

Процессоры эффектов особого впечатления не производят - все эти алгоритмы Yamaha эксплуатирует уже не первый год. Алгоритмы реверберации приемлемы, но я бы предпочел пользоваться более серьезными приборами. Зато, на мой вкус, хороши модуляционные эффекты - в них чувствуется свой характер и фирменный стиль (особенно неплох алгоритм Symphonic на вокале). Спикосимулятор вполне подходит для записи гитары "в линию", но лучше использовать нормальные гитарные процессоры или вообще снимать гитару с комбика.

После того, как сложилось первое впечатление, я занялся экспериментами. Их целью было выяснение простой вещи: умеет ли 01 V копировать сигналы бит-в-бит через дополнительную плату ADAT интерфейса (к другим платам расширения, разумеется, результаты испытаний не относятся). Если умеет, то пульт вместе с установленной платой расширения можно использовать там, где требуется неизмененное сквозное пропускание цифрового сигнала, например, при резервном копировании данных с системы записи на ADAT.

Для этого испытания применялась следующая методика: с компьютера через ADAT интерфейс на цифровой вход микшера запускалась килогерцовая синусоида. После прохождения через записывающий тракт микшера она снова направлялась в компьютер и записывалась в Cakewalk 9.0 на соседнюю с оригиналом дорожку. После этого новый файл инвертировался, его начало совмещалось с началом оригинала (микшер имеет небольшую задержку прохождения сигнала - 15 семплов) и файлы складывались. Если никаких изменений в сигнал не вносится, то такое сложение дает в результате полный ноль. В микшере я не ограничился проверкой только линеек каналов и главной шины микширования. Также были исследованы прямые выходы каналов, посылы на эффекты и подгруппы, причем с разрядностью 16 и 24 бита.

В результате испытаний стало ясно, что ни о каком цифровом копировании через плату ADAT интерфейса не может быть и речи - сигнал при прохождении по всем трактам подвергается некоторым изменениям. Очень хорошо эти изменения видны на рисунке 11 - скриншот из Cakewalk 9.0 сделан при максимальном увеличении. Он показывает одинаковые участки пика прямого и инвертированного сигналов. Хорошо видно, что форма сигнала восстанавливается неточно - вертикальные значения уровня отдельных семплов довольно сильно отличаются.

Рис. 11

Кроме этого, при испытаниях тракта "канал - мастер-выход" с разрядностью 16 бит, выключенным дизерингом и включенным эквалайзером, обнаружилась некоторая странность: на протяжении первых 600 семплов в копии плавно увеличивался уровень (рис. 12), несмотря на то, что в оригинале никаких изменений уровня не было (в Cakewalk все было сделано корректно - запись начиналась за два такта до начала воспроизведения оригинала). Во всех остальных трактах и в других режимах подобного эффекта не наблюдалось.

Рис. 12

Кстати, я обратил внимание на небольшое ухудшение шумовых характеристик при прохождении сигналом тракта "канал - мастер-выход". Скорее всего, шум появляется в эквалайзере главной шины микширования - больше ему взяться просто неоткуда. Между прочим, испытание показывает, что, несмотря на наличие функции отключения эквалайзера, реально секция эквалайзера не обходится и сигнал всегда проходит преобразование из 32 бит в 44 бита и обратно - отсюда и наличие небольшого шума (скорее всего - шума дизеринга эквалайзера). Хотя, конечно, уровень этих шумов очень мал и в большинстве случаев не превышает уровня младшего бита.

По окончании испытаний у меня сложилось следующее мнение о Yamaha 01 V: это отличный микшер и для концертной работы и для малобюджетных студий, в которых не требуется больше восьми каналов полностью цифрового микширования и отсутствует потребность в сквозном побитовом копировании цифровых данных. Как и предшественник, микшер Yamaha Pro Mix 01, новинка обладает завидным соотношением цена/возможности и очень неплохим звуком. Однако в студии с более серьезным бюджетом я бы рекомендовать его не стал - для них есть более привлекательные варианты.

Достоинства: отличная операционная система, хороший прозрачный звук, широкие функциональные возможности, приличные алгоритмы модуляционных эффектов, эквалайзеров и динамической обработки.

Недостатки: невозможность сквозного побитового копирования через ADAT интерфейс, морально устаревшие алгоритмы реверберации.

Yamaha 01 V 2100$
Yamaha MY 8 AT 300$
Yamaha MY 8 TD 300$
Yamaha MY 8 AE 300$
Yamaha MY 8 AD 350$
Yamaha MY 4 AD 350$
Yamaha MY 4 DA 280$
Слами

  Оценка статьи
Посещений: 24810 | Проголосовавших: 38 | Средняя оценка: 4.1

   

  Комментарии
10.10.04 22:54
Денис
Помогите купить инструкцию на русском языке для Yamaha 01v(Цифровой пульт) ПОМОГИТЕ!!! densax@ mail.ru ICQ-211193505 (8432)983-964 Казань

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА