Начало
 
 


Звуковые модули

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  E-mu Proteus 2000 и Audity 2000

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
февраль 2000

Семплеры серии Emulator американской фирмы E-mu являются обязательным атрибутом большинства студий, а число записей, в которых использовались звуковые модули этой фирмы, и вовсе не поддается учету. Причем очень часто в аранжировки, сделанные на инструментах других производителей, просто подставляются звуки с семплеров и модулей E-mu, из-за чего, по мнению авторов подобных трюков, звучание становится намного круче.

Трепетное отношение к продукции E-mu в нашей стране сложилось еще несколько лет назад, когда у семплеров производства этой фирмы было действительно очень мало конкурентов не только по технической части, но и в поддержке звуковыми библиотеками. Все знали, что реалистичные имитаторы "живых" инструментов есть среди "эмуляторных" библиотек, и стремились использовать в качестве "строительного материала" для песен именно семплы E-mu. А звуковые модули серии Proteus были просто вне конкуренции в своей ценовой категории - их очень любили за отличные духовые инструменты и гитары.

Конечно, с тех пор многое изменилось. Сегодня синтезаторы любых производителей уже не страдают малым объемом памяти, и найти в них действительно реалистичные имитации акустических музыкальных инструментов не представляет особого труда. Семплеры стали использоваться большей частью для воспроизведения лупов и различных звуков не совсем музыкального происхождения. Однако, несмотря на порядком изменившиеся технологии создания музыки и появление новых фаворитов рынка, фирма E-mu по-прежнему воспринимается многими музыкантами как "семплеро-синтезаторостроитель" номер один, что объясняется не только стабильно высоким статусом "эмуляторов", но и тем, что компания поддерживает свое реноме, выпуская весьма оригинальные новинки. Такие звуковые модули, как Morpheus, Classic Keys, Vintage Keys, Orbit, Planet Phatt и Carnaval, семплер ESI 4000, заслужили большое количество положительных отзывов в западной прессе и любовь многих музыкантов и продюсеров.

Смену тысячелетий фирма E-mu решила отметить выпуском двух новых модулей, в названия которых была включена цифра 2000. Вышли они еще год назад, но испытать их мне довелось только сейчас. Proteus 2000 - это попытка возродить традиции славной серии на новом уровне: как и первые Proteus, прибор имеет весьма разумную цену при очень широких возможностях и весьма конкурентоспособном звуке. Audity 2000 (произносится как "одити" с ударением на "о") - это продолжение специализированной серии модулей для создания современной танцевальной музыки. В отличие от своих предшественников, Audity - это не просто "коробочка со звуками", а мощный инструмент для создания секвенций и ритмических партий, и его сердцем является уникальный арпеджиатор, по моему мнению, - важнейший плюс этого устройства.

Proteus 2000
Звуковой модуль имеет стандартный рэковый корпус высотой в одну единицу. В центре передней панели находится жидкокристаллический дисплей с подсветкой (две строки по 28 символов). Слева от него располагаются пять регуляторов: один из них меняет уровень выходного сигнала (как линейного, так и в наушниках), а четыре других предназначены для управления прибором в реальном времени. Рядом с регулятором громкости находится гнездо для наушников, а чуть выше него - кнопка Control, которая позволяет выбрать один из трех доступных режимов работы регуляторов. Таким образом, с передней панели можно "рулить" сразу двенадцать параметров пресетов, не прибегая к редактированию через меню. Справа от дисплея находятся восемь кнопок управления, колесо ввода данных и кнопка включения питания.

E-mu Proteus 2000

На задней панели прибора есть шесть аналоговых выходов на джеках (используются 18-разрядные цифро-аналоговые преобразователи). Причем два из них имеют обычные двухконтактные гнезда, а оставшиеся четыре - трехконтактные. Дополнительный контакт служит для возврата сигнала и направления его на первую пару выходов. В результате, к Proteus 2000 с помощью четырех инсертных кабелей можно подключить без всякого микшера два процессора эффектов. Также на задней панели находятся два комплекта MIDI разъемов (первый - In, Out и Thru, а второй - только In и Out), электрический SPDIF выход (дублирует первую пару выходов) и гнездо питания. Модуль питается от сети и не требует никаких адаптеров.

 
Proteus 2000 задняя панель  
   

Proteus 2000 выполнен на базе 32-разрядного процессора Motorola 5602 ColdFire. Модуль имеет 128 голосов полифонии и 32-частную мультитембральность. В 32 Мб постоянной памяти находится 1024 пресета (восемь банков по 128 пресетов). Еще 512 пресетов (четыре банка) являются пользовательскими. По умолчанию в них продублировано содержимое четырех первых пресетных банков. Постоянную память прибора можно расширить с помощью дополнительных 16- или 32-Мбайтных плат - для их установки есть три слота (рекомендуется устанавливать их не самостоятельно, а в официальном сервисе, иначе будет нарушена гарантия). Суммарный объем памяти Proteus 2000 может составлять 128 Мб.

Сейчас в продаже есть две 16-Мбайтных платы. Первая называется Protozoa и содержит семплы и пэтчи с первых трех модулей серии Proteus. Вторая, с целой кучей больших и маленьких, простых и электрических фортепиано и роялей внутри, носит название Holy Grail Piano. В ближайшее время, по утверждению дистрибьютора, должно появиться еще пять 32-Мбайтных плат: Techno Synth Construction Yard, Orchestral Sessions Vol. 1 и Vol. 2, World Expedition Vol. 1, Sounds of the ZR featuring the Perfect Piano. Помимо этого, фирма E-mu объявила о скором выпуске 16- и 32-Мбайтных плат флэш-памяти. На эти платы в семплерах E 5000, E 6400, E 4 XT и E-Synth можно будет записать семплы и пэтчи, а затем использовать платы с Proteus 2000. Таким образом, звуковой модуль может быть превращен в отличный семпл-плеер.

Операционная система звукового модуля находится во флэш-памяти и может обновляться по MIDI (файлы будут выкладываться на сайт производителя). Операционная система построена на редкость толково для прибора с таким маленьким дисплеем. После включения питания перед пользователем появляется главная страница. На нее выводится информация о текущем канале, его уровне и панораме; номере, банке и категории пресета; название самого пресета. Смена интересующего параметра производится с помощью кнопок перемещения курсора и колеса ввода данных. С помощью четырех регуляторов на передней панели в любом пресете можно быстро поменять ряд параметров, в том числе частоту среза и резонанс фильтра, параметры LFO, уровень посыла на эффекты. Все регуляторы производят MIDI сообщения, так что свои манипуляции можно записать в секвенсор.

Очень неплохо в Proteus 2000 организована и поисковая система (Sound Navigator). Все пресеты разделены на 26 категорий, в том числе басы (три категории), барабаны, фортепиано, духовые и т. д. Для выбора категории достаточно подвести курсор к ее названию на главной странице дисплея и повернуть колесо ввода. После этого можно перемещать курсор на название пресета и пролистывать все звуки данной категории. Но это еще не все. Для каждого пресета Proteus 2000 имеет свою собственную музыкальную фразу, которая проигрывается при нажатии кнопки Audition (фразы сохраняются непосредственно в пресетах). Причем можно нажать Audition один раз, а затем просто листать пресеты той или иной категории и слушать меняющиеся фразы. Такой способ поиска очень удобен, поскольку фраза подчеркивает достоинства того или иного пресетного звука и показывает, как и в каком диапазоне он будет лучше всего звучать. На других инструментах для каждой категории обычно используется одна и та же музыкальная фраза, по которой далеко не всегда можно составить представление об особенностях данного инструмента (пэтча, пресета и т. д.).

Доступ к системным настройкам звукового модуля осуществляется через меню, которое вызывается кнопкой Master. Здесь можно точно настроить высоту тона всех пресетов, изменить кривые динамики (есть 13 кривых) и музыкальный строй (высота каждой ноты может быть определена индивидуально), определить маршрутизацию сигналов, изменить параметры процессоров эффектов и сменить формат цифрового выхода (он переключается между SPDIF и AES). Также в этом меню собраны все MIDI настройки, в том числе страницы, на которых можно каждому из регуляторов присвоить любые номера контроллеров. Произвольные номера контроллеров можно присвоить и подключаемым к MIDI клавиатуре педальным переключателям. Есть возможность изменить угол обзора дисплея, чтобы легко читать информацию, находясь ниже или выше его.

В Proteus 2000 есть очень полезная функция, позволяющая сделать что-то вроде "снимка" состояния модуля и сохранить его в один из 128 специальных пресетов, называющихся "мультинастройками" (Multisetups). Соответствующее меню вызывается кнопкой Multi. В мультинастройках запоминаются значения всех параметров пресетов, их уровни и значения панорамы для 32 MIDI каналов, а также все глобальные настройки, включая таблицы пользовательских строев. При работе с секвенсором можно для каждой песни делать свою мультинастройку, что очень удобно. Мультинастройки можно вызывать по MIDI элементарными сообщениями смены банка и программы.

Доступ ко всем параметрам синтеза звука вы получаете из меню, вызываемого кнопкой Edit. Пресеты Proteus 2000 состоят из четырех слоев (layer), которые могут произвольно располагаться как на клавиатуре, так и в разных областях динамики (слои, разумеется, могут пересекаться). Каждый слой построен по классической схеме - звуковой генератор, фильтр, усилитель. В постоянной памяти модуля находится 1172 семпла (в терминологии E-mu они называются "инструментами"), которые и воспроизводятся звуковым генератором. Разумеется, если расширить постоянную память, то количество доступных семплов увеличивается. Кстати говоря, можно применять систему поиска по категории и при выборе семпла (инструмента) во время редактирования пресетов.

Proteus 2000 структура синтеза

Если внешне структура синтеза Proteus 2000 чем-то и напоминает инструменты других производителей (например, синтезаторы Roland серии XP), то при знакомстве с его модуляционными возможностями это впечатление рассеивается: изделие E-mu довольно ощутимо опережает очень многих своих соперников по части гибкости и функциональности всей системы модуляции сигнала. Во-первых, модулироваться могут практически все параметры синтеза, в том числе и сами модуляторы. Во-вторых, в пределах одного слоя можно использовать до 24 произвольных связей между источниками и точками приложения модуляции (в терминологии E-mu эти связи называются "соединительными кабелями" - patchcords). В третьих, в каждом слое можно применять не только традиционные модуляторы типа двух LFO, трех генераторов пятиступенчатой огибающей или MIDI сообщений, но и такую экзотику, как генераторы белого и розового шумов, темповые огибающие (у них сегменты привязываются к темпу) или счетчик основного темпа композиции (воспринимает сообщения MIDI Clock).

Помимо этого, у Proteus 2000 есть замечательные устройства, которые называются "процессорами модуляции". Всего их восемь: переключатель, суммирующий усилитель, процессор задержки, процессор абсолютного значения, диод, "флип-флоп", квантайзер и четырехкратный усилитель. Они включаются в любую точку цепи модуляции и служат для различных воздействий на сигнал. Например, суммирующий усилитель позволяет из двух простых волн, поступающих от двух разных LFO, сделать одну волну сложной формы; диод отбрасывает отрицательные значения волны; процессор абсолютного значения отрицательные участки волны инвертирует. Таким образом, с помощью основных модуляторов, процессоров и 24 "соединительных кабелей" можно получить практически бесконечное количество вариантов модуляции.

Proteus 2000 процессоры модуляции Proteus 2000 процессоры модуляции Proteus 2000 процессоры модуляции

В каждом слое пресета Proteus 2000 есть и по одному знаменитому фильтру Z-Plane. Эти фильтры отличаются от прочих тем, что позволяют осуществлять плавный переход от одного типа фильтрации к другому. Такой процесс называется морфингом (отсюда и название одного из классических звуковых модулей E-mu - Morpheus), и он также может модулироваться чем угодно. Всего в распоряжении есть 17 типов фильтрации, в том числе пропускающие, параметрические и гребенчатые фильтры. Среди них можно выбирать двух-, четырех- и шестиполюсные варианты (то есть с крутизной спада амплитудно-частотной характеристики 12, 24 и 36 дБ/октава соответственно).

Во время создания своих собственных пресетов или редактирования существующих возможно применение и таких функций, как сдвиг начала воспроизведения семпла, его расстройка, глиссандо или применение хоруса на каждом из слоев. Последний, между прочим, никакого отношения к процессорам эффектов не имеет, и организован посредством удвоения количества звуковых генераторов в слое. При этом, разумеется, быстрее расходуется полифония инструмента. Если же возможностей одного пресета вам не хватает, то можно создать комбинацию из нескольких пресетов с раскладкой по клавиатуре и динамике.

Proteus 2000 маршрутизация сигналов Очень интересная концепция реализована в маршрутизации сигналов, направляемых на обработку. Несмотря на то, что в приборе есть всего два процессора эффектов, шин посылов на эффекты - четыре. С любого MIDI канала можно отобрать сигнал на любую из этих шин. Если не используется внешняя обработка и в дополнительные выходы не вставлены разъемы, то оба процессора эффектов способны принимать сигнал со всех четырех посылов, причем индивидуально устанавливается уровень сигнала внутри каждого процессора для каждой шины. Но стоит воткнуть в дополнительные выходы соединительные кабели, как во встроенных процессорах отключаются шины 2 и 3 и сигнал по ним уходит на внешние приборы.

Первый встроенный процессор эффектов звукового модуля способен производить реверберацию и различные задержки (44 эффекта). Второй процессор эффектов способен производить хорусы, фленджеры, задержки и дисторшн. Эффектов у него меньше - всего 32. Зато время задержки может быть синхронизировано с MIDI Clock. Но по количеству параметров редактирования эти процессоры явно не рассчитывались для серьезной работы. Например, у реверберации можно порулить только два параметра - время затухания и уровень подавления высоких частот. По нынешним временам маловато.

Последнее меню Proteus 2000 - это меню сохранения и копирования, которое вызывается на дисплей соответствующей кнопкой. С помощью команд меню можно не только сохранять или копировать пресет, но и производить те же операции с отдельно взятым слоем. Кроме того, здесь находятся команды копирования банка или настроек "соединительных кабелей", а также немного экзотики - команда случайного создания пресета. С ее помощью звуки выходят довольно забавные...

Audity 2000
Если Proteus 2000 представляет собой универсальный звуковой модуль, в котором можно найти самые разные звуки для любых стилей музыки, то Audity 2000 - это сугубо специализированная дэнс-машина. В 16 Мб постоянной памяти находится 640 заводских пресетов, которые призваны ликвидировать нехватку модных звуков, а также 256 пользовательских пресетов. Постоянная память может быть расширена до 32 Мб. Сейчас для Audity в продаже есть только плата Xtreme, содержащая 16 Мб семплов со звуковых модулей Orbit и Planet Phatt.

Несмотря на столь кардинальные различия в характере звука, чисто внешне Proteus 2000 и Audity 2000 - близнецы. Все отличие заключается только в названиях двух кнопок (Audition и Multi на Proteus против Arpeggiator и Clock на Audity), да в отсутствии на Audity второго набора MIDI разъемов (модуль, в отличие от Proteus 2000, имеет 16-частную мультитембральность). Цвет корпуса у модулей тоже разный. А все остальное совершенно идентично: и регуляторы для управления прибором в реальном времени, и шесть выходов плюс SPDIF, и небольшой дисплей.

E-mu Audity 2000

Операционная система Audity также очень похожа на систему Proteus 2000. Главная страница, меню Master, Edit и Save/Copy обоих модулей настолько похожи, что требуется довольно долго пролистывать страницы меню, пока не найдется какое-нибудь отличие. Надо сказать, что в версии 1.0 операционной системы Audity не было навигатора для поиска пресета по категориям, но в версии 2.0 он уже появился. Также во второй версии операционной системы можно увеличить полифонию с 32 до 64 голосов, если вместо 12-полюсных фильтров использовать 6-полюсные. Кнопка Clock на Audity служит для быстрого выставления темпа, а кнопка Arpeggiator открывает меню настроек соответствующего устройства.

Audity почти полностью повторяет Proteus 2000 (или Proteus повторяет Audity?) и в структуре синтеза: те же четыре слоя на пресет, в каждом слое цепочка "звуковой генератор, Z-Plane фильтр, усилитель", те же самые модуляторы (два LFO, три генератора огибающих плюс всякая экзотика). Audity отличается только тем, что имеет 50 типов фильтров (2-, 4-, 6- и 12-полюсных) вместо 17. Системы ничем не отличаются друг от друга ни в процессорах эффектов, ни в четырех шинах посылов.

Главной особенностью Audity 2000 (помимо характера звуков) является наличие арпеджиатора. Он настолько важен, что его состояние (включен/выключен) показывается на главной странице, а в каждом пресете сохраняется свой собственный ритмический рисунок, наиболее полно раскрывающий особенности звучания. Но это еще не все. Помимо зашитых в пресеты ритмических рисунков, в распоряжении есть 100 заводских и 100 пользовательских паттернов, а в дополнении к ним - семь базовых рисунков типа Up и Down.

Вся мощь Audity начинает проявляться при использовании арпеджиатора в мультитембральном режиме. Для этого теоретически нужна MIDI клавиатура, способная передавать сообщения сразу по нескольким каналам одновременно. Но если таковой нет, то можно попробовать поэкспериментировать с секвенсором. Выглядит мультитембральная работа следующим образом: на клавиатуре берется одна нота или аккорд, а на первом канале Audity включается арпеджиатор. Затем переключаемся на второй канал и здесь также активизируем арпеджиатор. При этом получается сложная секвенция, проигрываемая сразу двумя звуками. Теперь можно добавить третий звук по третьему каналу и т. д. Поскольку в каждом пресете записан свой рисунок арпеджиатора, то при смене пресетов меняется и ритмическая фигура. Разумеется, можно включить и пресеты арпеджиатора и на каждом канале выбирать фигуры из них. Таким образом можно получить совершенно удивительные аранжировки.

Впечатления и рекомендации
Несмотря на многочисленные обновления и добавления из "эмуляторных" библиотек, звук Proteus 2000 все-таки остался похож на предыдущие модули этой серии. По традиции, у него замечательно звучат гитары и духовые. Все же остальное - более-менее ровно, но не всегда идеально. Мне кажется, что этот модуль несомненно превосходит дешевые Korg NS 5 R и NX 5 R, но с дорогими приборами от Roland, Korg (Trinity Rack) или Kurzweil его не сравнить - тот же самый Roland JV 2080 звучит более жирно и естественно даже в нерасширенном виде.

У Proteus 2000 есть одна странная особенность: при выводе звука через собственные 18-разрядные преобразователи на некоторых басовых звуках чувствовалась дискретность по динамике, из-за чего создавалось ощущение, что есть только основной уровень и три акцента. Но стоило подключить Proteus к внешнему преобразователю (Apogee PSX 100), как дискретность исчезала. Также Proteus не захотел работать с преобразователем Apogee DA 1000, хотя последний был настроен абсолютно корректно. В чем тут причина, не совсем понятно, так как через 30 секунд модуль отлично заработал с Apogee PSX 100. Все же остальное в Proteus работает как часы, а операционная система вызывает уважение продуманностью и удобством.

Удалось мне послушать и платы для Proteus 2000. Звуки с Protozoa действительно звучат идентично классическим приборам, - я сравнивал Proteus 1 с соответствующим банком расширенного Proteus 2000, и никакой разницы не обнаружил. Так что эта плата будет хорошим подарком ностальгирующим музыкантам. Holy Grail Piano - неплохой набор всяких роялей и прочей клавишной кухни. Но в отличие, скажем, от плат фирмы Roland для синтезаторов серий JV/XP, платы E-mu (во всяком случае 16-Мбайтные) по качеству звучания не отличаются от основного набора.

Таким образом, Proteus 2000 будет очень хорошим вариантом, если требуется широкофункциональный прибор за относительно небольшие деньги. Но если у вас уже есть нескольких синтезаторов (особенно - дорогих), то в Proteus 2000 вы вряд ли найдете что-то новое. Так что для расширения студии я бы его покупать не стал, разве только для обеспечения совместимости с MIDI файлами клиентов, сделанными с использованием предыдущих модулей серии Proteus.

А вот Audity 2000 - это как раз отличный прибор для расширения функциональных и звуковых возможностей студии. Он обладает собственным узнаваемым голосом и большим количеством рабочих звуков. Конечно, по мощности и яркости звучания он не дотягивает до уровня псевдоаналоговых синтезаторов, но наличие уникального арпеджиатора заставляет об этом забыть, - уж больно неожиданно звучат производимые модулем секвенции. Это как в истории с Roland TB 303 - устройство звучит не самым выдающимся образом, но стоит запустить встроенный секвенсор, как все сомнения исчезают. Кстати, арпеджиатор Audity можно использовать и с другими звуковыми модулями, поскольку в его настройках предусмотрен подобный режим работы.

Также хочется отметить, что в комплект поставки модулей входит перевод руководства пользователя на русский язык. Отрадно, что хотя бы некоторые дистрибьюторы иногда вспоминают закон о правах потребителей.

E-mu Audity 2000 1125$
E-mu Proteus 2000 875$
E-mu 9082 Protozoa 249$
E-mu 9081 Holy Grail Piano 295$
E-mu Xtreme 249$
A&T Trade

  Оценка статьи
Посещений: 28874 | Проголосовавших: 44 | Средняя оценка: 4.2

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА