|
|
На передней панели находятся немногочисленные органы управления. Вращаемый регулятор Power/Volume изменяет уровень выходного сигнала и имеет встроенный выключатель питания. То есть, включая питание, мы всегда имеем минимальный выходной уровень на аудиовыходах.
Рядом находится матричный светодиодный дисплей (пять светодиодов в высоту и семь в ширину), отображающий установки модуля. Справа от дисплея — столбик из трех светодиодов, отображающих текущий режим дисплея: Program, Channel, Global. Выбор режима и текущих параметров возможен при помощи пары кнопок и ручки ввода данных. Каждое нажатие кнопки Mode Select циклически переключает режим дисплея. Нажатие кнопки Bank/Menu в режиме Program выводит на дисплей отображение попеременно номера банка и номера пэтча. Вращая ручку ввода данных, можно, соответственно, выбирать или банк или пэтч. Переключившись в режим Channel, можно ручкой ввода данных установить текущий номер MIDI-канала. Это может пригодиться при “живой” работе. Ну, например, можно установить на каждый канал собственный пэтч и вместо посыла команды Program Change просто переключать на клавиатуре номер канала, быстро получая доступ к нужному тембру. При выключении питания системные настройки не сохраняются.
В режиме Global кнопка Bank/Menu переключает поочередно шесть подменю с глобальными параметрами, действующими на все 16 каналов MIDI. Маленький дисплей не может показывать более двух полноценных символов, поэтому здесь используются условные обозначения (я буду приводить их в скобках).
Подменю Transpose (XP) открывает доступ к регулировке транспонирования в пределах +/-12 полутонов. Подменю Tune (TU) заведует тонкой подстройкой генераторов в пределах +/-99 центов. Нулевое значение параметра соответствует стандартной настройке высоты ноты “Ля” первой октавы (a1) в 440 Гц. Поскольку две цифры и знак просто не умещаются на дисплее, для индикации отрицательных значений подстройки используется подсветка всех “свободных” в данный момент светодиодов вполнакала. Сами цифры при этом видны не очень разборчиво, но все же прочитать их можно. Положительные значения отображаются обычным образом на темном фоне.
Подменю Effect Type (FX) позволяет выбрать один из десяти пресетов. Вращая ручку ввода данных, можно поочередно выкрутить значения от 0 до 9. На номер ноль назначен пресет “None”, то есть, выбрав его, мы просто выключаем процессор. А остальные девять содержат комбинации от Room & Chorus до Large Hall & Chorus и, последним номером, Deep Space. Из подменю Chorus Level (Ch) и Reverb Level (Rv) можно изменить баланс прямого/обработанного уровней каждого эффекта в диапазоне от 0 до 99.
В подменю Demo Song (DE) можно выбрать одну из четырех демонстрационных композиций. Каждая из них начинает звучать сразу же, как только выкручиваешь ручкой ввода данных ее номер. Под номером 1 записаны подряд две демо-композиции, другие две идут уже под собственными номерами.
Вот, собственно, и все управление. Проще, наверное, не бывает. Единственный нюанс, на который стоит обратить отдельное внимание, — различная адресация банков и пэтчей при выборе их с лицевой панели и посредством MIDI. При локальном управлении пользователь выбирает любой из 16 банков, и внутри банка — любой из 16 пэтчей. Банки на дисплее обозначаются буквами латинского алфавита, от A до P, пэтчи идут под номерами. А при MIDI-управлении (например, из секвенсора или с клавиатуры) используется уже стандартная адресация синтезатора PC 2: банк 0 и банк 6. Оба банка имеют по 128 пэтчей.
Такое управление с лицевой панели обусловлено, скорее всего, использованием недорогих четырехразрядных микросхем переключателей. Оправданное решение, причем не только с финансовой точки зрения. Мне, например, понравилось переключаться с панели. Звуки в “локальных” банках сгруппированы по типам. Скажем, банки A и В заполнены только различными акустическими фортепиано и его комбинациями с подкладами, банк Н — медными духовыми, в банках О и P содержатся ударные установки и перкуссия. Запомнив, какого типа звуки под какими буквами находятся, я быстро находил нужные пэтчи.
Для пользователей программы Cakewalk на сайте Kurzweil ( www.kurzweilmusicsystems.com) доступны файлы типа Instrument Definition (*.ins) для синтезатора PC 2. Нулевой и шестой банки соответствуют банкам ME 1.
Должен отметить, что синтезаторы Kurzweil мне были практически незнакомы. Чтобы облегчить ознакомление со звуком совершенно нового для меня инструмента, я решил воспользоваться помощью хорошо известных мне приборов. Проводя непосредственное сравнение, легче выявить достоинства или недостатки звучания как нового синтезатора, так и “старичков”. В качестве помощников я использовал звуковые модули M-OC 1 и M-SE 1 фирмы Roland (для сравнения оркестровых звуков, реальных и синтетических струнных). А учитывая невысокую стоимость модуля, я решил заодно попробовать сравнить его звуки с явно бюджетным инструментом, в роли которого выступил синтезатор Yamaha PSR 530 (это первый базовый XG-набор на уровне модуля MU 10 или “карточного” синтезатора DB 50 XG). Года четыре назад он стоил примерно столько же, сколько ME 1, или даже немного больше.
Думаю, многим известно, что компания Kurzweil производит еще и цифровые фортепиано, в частности, инструменты серии Mark. В этой связи можно предположить, что наработки по созданию качественных фортепианных звуков хоть как-то используются и в синтезаторах. Фортепиано Kurzweil у меня под рукой не было, поэтому в целях сравнения звучания использовались соответствующие библиотеки для семплеров Akai.
Звуки
Честно говоря, впервые взяв в руки эту маленькую коробочку, я немного опасался за качество ее содержимого. Однако, включив прибор и взяв первый же фортепианный аккорд, я понял, что это серьезно.
Модуль звучит хорошо, без шумов, скрипов, шорохов и прочих неприятных явлений, его инструменты неплохо сбалансированы. Микс, собранный и сведенный прямо в модуле, звучит плотно и нейтрально. Для меня это имеет значение, поскольку сколь бы интересные пэтчи не содержались в синтезаторе, он быстро начинает надоедать, если в звуке присутствует что-то лишнее. Например, синтезаторы Emu для меня несколько резковаты, у них специфическая окраска звука, как будто высокочастотную часть спектра слегка “задрали” полочным фильтром. В звучании некоторых синтезаторов Roland (теперь уже снятых с производства) также имелась определенная специфика. Это касается не их пресетов как таковых, — имеется в виду вообще окраска звучания всего инструмента. Возможно, это как-то связано с их знаменитой компрессией, когда роландовский мегабайт волновой памяти идет за два обычных, линейных. Так вот, в этом смысле Kurzweil выдает звук нейтральный и чистый.
Следует отметить, что модуль несовместим с General MIDI, хотя все основные звуки в нем есть, только в другом порядке. Нет набивших оскомину вертолетов, поездов и автоматных очередей, зато имеются оркестровые инструменты, перкуссия и куча классной синтетики. Я думаю, что удобно будет рассмотреть звуки прямо по внутренним банкам. С наиболее интересными пэтчами я записал несколько звуковых примеров, которые можно будет найти на сайте MO.
В банке “А” находятся 16 роялей, из которых один моно, а остальные — стерео. Все они звучат хорошо, но довольно однообразно — различия между инструментами незначительные. Есть один соло рояль с чуть более яркой атакой, есть пара инструментов с уменьшенной чувствительностью к динамике нажатия клавиши. Для них, видимо, использовали меньшее количество слоев, поскольку между очень громкими и очень тихими звуками выявлена довольно небольшая тембральная разница. Поиграв вволю, я послушал для сравнения звучание нескольких различных фортепианных библиотек формата Akai и пришел к выводу, что рояли Micro Ensemble имеют сходство с роялями Steinway. И уровень качества звуков МЕ 1 в целом сопоставим с уровнем некоторых фортепианных библиотек.
Но все-таки, хотя в целом фортепиано звучит хорошо, в пресетах мало разнообразия: Classic Grand, Concert Grand, Stereo Grand — словно братья. Образцы звучания классического рояля показаны в файле Piano (628 Кб). Использовались два куска из разноплановых демо-композиций модуля.
Какой рояль был использован в действительности, знают только саунд-дизайнеры Kurzweil. Возможно, это действительно Steinway. С другой стороны, исследовательские лаборатории компании расположены в Корее. И основные производственные мощности находятся там же: основная масса инструментов выпускается давним партнером Kurzweil — корейской компанией Young Chang. Эта же компания под собственной маркой выпускает большой ассортимент роялей. Так что вполне возможно, что в звуковых банках Kurzweil зашиты семплы роялей Young Chang. Но все-таки, такое количество пэтчей с одним и тем же, в сущности, инструментом кажется мне некоторым перебором. Не знаю, что помешало вставить в первый банк образцы роялей хотя бы одного иного производителя, например, Bosendorfer.
Но два рояля из второго банка уже вносят некоторое разнообразие в фортепианное меню. Hard Rock Piano и, особенно, Rock Grand звучат более светло и энергично. Вот, кстати, пример грамотного подхода к нуждам рок-музыкантов. Отличные, яркие, но естественные рояли, и на них приятно играть, в принципе, любую музыку. Для сравнения: образцом не вполне грамотного подхода, с моей точки зрения, является, например, творение фирмы ILIO Entertainments, которая в семплерной библиотеке “Rock Piano” представила жуткого монстра вместо обычного рояля (см. статью "Семплерные библиотеки: фортепиано").
В банке “В” есть еще более яркий инструмент под названием Tack Piano. Его звук кажется несколько искусственным, но не чрезмерно. Если верить названию, то можно предположить, что в рояльные молоточки, там, где они соприкасаются со струнами, воткнули металлические кнопки. Звук при ударе такого молотка становится более резким, с металлическим оттенком. Я в юности тоже пробовал этот способ звукоизвлечения. Было довольно занятно, но быстро надоело. У компании Kurzweil результат получился более приемлемым, поскольку оригинальный инструмент все еще хорошо чувствуется и звучит интересно и свежо.
Кстати, когда я напрямую сравнил звук роялей ME 1 c ямаховскими звуками, то все гранд-пиано из XG-набора показались мне созвучными с Tack Piano, только худшего качества.
Еще в банке “В” есть одно “плохо настроенное” пианино (Upright) и совсем расстроенный рояль под названием Ragtime Piano. Правда, на слух легко можно определить, что это не настоящая расстройка (вроде классического Honky-Tonk), а всего лишь прилично обработанный хорусом звук нормального инструмента. В звуке практически нет биений, обычных для расстроенных струнных хоров рояля. Но пэтч звучит неплохо, сочно, и вполне подходит для соответствующих целей.
Еще пара пэтчей носит выраженный перкуссионный характер, и они показались мне менее интересными. Есть хороший пэтч Piano & Strings с очень приличным струнным ансамблем на заднем плане. А последние четыре пэтча в этом банке скомбинированы из рояля с различными подкладами, в основном, голосового характера. Два подклада звучат довольно гладко, другие два — более воздушные и шуршащие, так что выбор неплох. Во всех таких комбинированных пэтчах на колесо модуляции заведено управление, предположительно, уровнем сустейна в пределах пяти процентов от возможного диапазона. На практике это интереснее всего использовать для управления относительным уровнем подклада в подвешенных аккордах. Звук фортепиано в силу своей природы постепенно затухает, а подклад звучит до момента отпускания клавиши (или педали сустейна) и чутко реагирует на движение колеса. Если взять аккорд и неторопливо покрутить колесо, то получаются сказочно красивые нарастания подклада (файл Piano&pad, 340 Кб).
На этом классическое фортепиано и его производные заканчиваются. Банк “C” составлен уже из разнообразных электропиано, причем ассортимент очень богатый. Здесь есть классические электропиано 70-х годов прошлого века, различные вариации ярких и тусклых звуков, с выраженной перкуссионной составляющей или ровных. Есть инструмент с явным использованием дисторшна, пара-тройка пэтчей будто бы вообще составлена при помощи генератора прямоугольных импульсов с незначительной обработкой. Я не являюсь горячим поклонником электропиано и использую его звуки довольно редко, однако услышанное меня впечатлило. Весьма разнообразно и интересно. В частности, понравился пэтч Lotus Keys. Он имеет хорошо выраженную атаку и мягкое продолжение. Перкуссионная составляющая — как бы смесь звуков ударов по дереву, вроде ксилофонных, и ударов по каким-то склянкам или колокольцам. То, что остается звучать в сустейне, похоже на простой набор модулированных синусоид. А в целом получается довольно мягкий и приятный звук. От него прямо исходит теплота и душевность. Я слегка поиграл им и записал небольшой образец (файл Lotus_Keys, 195 Кб).
Банк “D” продолжает электропианную кухню. Здесь есть несколько хороших образцов Rhodes и Wurlitzer, но на их звуках останавливаться не буду, поскольку именно эти инструменты я, в силу сложившихся предпочтений, совсем не люблю. В этом же банке можно найти пэтчи Chorus Rock Piano и Harpsi-Piano, звучание которых полностью соответствует названиям. Кстати, рок-пиано “примочено” хорусом очень умеренно, так что из-под обработки явно проглядывает исходный звук живого рояля. Сильный тембр.
Еще мне показался интересным пэтч с названием Pearly Keys. Он классно реагирует на динамику нажатия клавиши. При малых значениях отрабатывается обычный инструмент с яркой перкуссионной атакой, каких здесь много. Начинаешь ударять по клавишам сильнее — в фазе атаки все сильнее начинает пробиваться какое-то “тау-тау”, как будто инструмент разговаривает.
Да и остальные пэтчи звучат свежо и разнопланово. Мне приглянулись несколько балладных инструментов с мягким тембром, один из которых, с названием “90 s FM Ballad”, я взял для демонстрационной записи. В качестве основы музыкальной темы использовалась известная композиция “Always”, которую фирма Yamaha часто применяла в качестве демо к своим XG-синтезаторам (как аппаратным, так и программным). Я наиграл два небольших кусочка, вначале в верхнем регистре, затем на октаву пониже (файл Always, 490 Кб).
Кстати, электропиано из комплекта “бюджетного XG” звучат относительно неплохо, однако при довольно большом количестве они не блещут разнообразием. Так что здесь первенство однозначно у ME 1.
Переходим к пятому банку — “E”. Сюда поместили последние пять электропиано, которым не нашлось места в предыдущих банках. Два из них — вариации уже известных звуков. Еще один инструмент представляет собой рок-пиано с хорусом и растянутой атакой, другой похож на обработанный дисторшном рояль, а последний, который называется Atmaz, по фактуре звука напомнил мне ситар, и тоже с дисторшном. Таким образом, получилось почти четыре десятка одних только электропиано. Учитывая значительное разнообразие тембров, это можно считать отличной коллекцией.
Остальные места в банке занимают уже синтетические тембры. Причем расположены они, в отличие от звуков предыдущих банков, довольно бессистемно. Часть пэтчей я бы однозначно отнес к категории Pad (например, “Celestial Comet”), еще часть попадает в Lead, а несколько звуков вообще относятся к SFX. Это, например, пэтч “Dronin” — великолепный, слегка тревожащий, сложный переливчатый звук, который невозможно описать словами. Собственно, это что-то вроде мультипэтча, поскольку по клавишам разбросано не менее десятка звуковых вариаций и можно очень долго сидеть, неторопливо перебирая клавиатуру, находя все новые оттенки и фактуры. Еще одна, совершенно потрясающая вещь — пэтч “Alien Salt Mine”. В нем просто изо всех щелей пробиваются чуждые человеческому сознанию звуки. Как-то раз, уже ночью, выудив этот пэтч и взяв пару-тройку нот, я поймал себя на том, что сижу и нервно озираюсь по сторонам. Это впечатляет.
Банк “F” неожиданно меняет тему космических пришельцев и предлагает нашему вниманию различные клавесины, клавинеты и им подобные Clavi и Harpsi. Им посвящены первые шесть пэтчей. Ничего особенного сказать про них не могу. Есть разные вариации, в частности знакомый мне по XG-банкам пэтч с использованием эффекта “вау”, но вот классический клавесин здесь довольно посредственный. Из двух пэтчей один получше другого, но, в целом, и он слабоват. Роландовские клавесины (из М-ОС 1) значительно сильнее и звучат практически как настоящие. Правда, Roland М-ОС 1 построен на основе оркестровой карты расширения, то есть специализированного набора звуков, и сравнение вроде бы не совсем честное. Но по объему волновой памяти (с учетом роландовской компрессии цифры получаются одинаковые) и количеству пэтчей оба прибора вполне сопоставимы.
Из “живых” инструментов в этом банке еще представлен один весьма колоритный аккордеон с кучей подключенных регистров. Оставшиеся пэтчи представляют собой комбинированные и полусинтетические тембры, всякие Cosmic Calliope и Chiff Attack. Пара-тройка из них довольно скучные и заезженные, прочие же обладают собственным характером и звучат неплохо.
Банк “G” переключает наше внимание на разнообразные органы, которых насчитывается одиннадцать штук. Из них только один вполне настоящий — Pipe Organ. Звучит он соответственно, сочно и раскатисто. Остальные имеют явные признаки электрического происхождения. Пэтчи Pipe Organ (аккордами) и Uptown Gospel (соло) я использовал для записи небольшой иллюстрации (файл Organs, 378 Кб). Музыкальная тема — известное произведение “A Whiter Shade of Pale” группы Procol Harum.
Остальные органы показались мне довольно скучными и однообразными. Здесь бы помог процессор эффектов, но из подходящих обработок в модуле есть только хорус. Он вполне приличный, но одного хоруса маловато, чтобы победить аморфное звучание. Вот, например, в Yamaha PSR 530 органов более полусотни, а за счет грамотного применения эффектов (там довольно сильный процессор) можно легко подобрать десятка два-три готовых пресетов одних только электроорганов, не похожих друг на друга. И звучат они, на мой взгляд, посильнее, несмотря на явную разницу в объемах исходных семплов. Мне думается, что недостаток органов в МЕ 1, по замыслу производителя, должен подвигнуть владельцев модуля пересесть на клавишную версию синтезатора, РС 2, в которой есть навороченная и поддерживающая рулежку секция KB3 Organs.
Замечу для информации, что органы из модуля M-OC 1, которых там всего два, звучат замечательно, как в хорошем соборе. Ими только хоралы и играть — звук просто пробирает. Pipe Organ отстает от них по “крутизне” разве что совсем чуть-чуть. Классические органы PSR 530, типа Pipe Organ или Church Organ, на этом фоне звучат сравнительно неплохо, только они в целом полегче, будто с уменьшенным регистровым составом. И в XG-наборе есть еще более легкий орган, составленный из флейтовых регистров, звучащий вполне достойно. Так что Pipe Organ из нового звукового модуля хотя и хорош, но все же очень одинок.
Еще в банке “G” есть четыре флейты и один странный звук, которому место в секции электропиано. Флейты несерьезные. Одна из них — флейта Пана, еще две представляют собой, скорее, пародии на нее. Звуки в настоящее время не актуальные. А вот четвертая флейта, Imaginary Flute, звучит уже интереснее. Правда, звук ее более напоминает воздушный подклад с несколько адаптированной атакой “под флейту”, но придираться к этому я бы не стал. Главное, что звук красивый и необычный.
Банк “H” открывает секцию медных духовых инструментов. В целом весь банк хорош, за исключением, быть может, баритон-саксофона, который звучит как-то не так. И нормальной хрипотцы в голосе не слышно, да и сам по себе тембр показался мне чересчур прямым и скрипучим. С остальными инструментами все в порядке, и всяческие тенор-саксофоны и тромбоны звучат очень хорошо. Причем, тромбон показался мне даже более живым, чем в M-OC 1, хотя у Роланда их штук пять, а в МЕ 1 — только один. Несколько сборных секций также звучат прилично — во всяком случае, играть ими несложно, и результат получается адекватный. Мне только не совсем понятен пэтч под названием Broadway Brass. Он какой-то скользкий, что ли, — странновато звучит в верхней части. Но в пределах большой и малой октав звук уже более понятный и “трубный”.
А еще тубы с валторной здесь нет, что несколько огорчительно. Уж валторну-то можно было бы вставить, ведь этот инструмент практически незаменим для оркестровок. Эти и многие другие инструменты есть только в карте расширения для синтезатора РС 2. Она называется PCR-1 и сейчас, насколько мне известно, по умолчанию встраивается в синтезатор в дополнение к первоначально существующим внутренним банкам.
Для иллюстрации звучания пэтчей предлагаю прослушать несколько звуковых примеров. В файле Saxes (345 Кб) записана мелодическая тема из композиции “Гуд бай Америка” группы Наутилус Помпилиус. Разные фразы записаны разными инструментами — всего их использовано три штуки. Файл Trombone (108 Кб) содержит коротенькую фразу, сыгранную будто бы несколькими тромбонистами, хотя пэтч использован один и тот же. В файле ClassicBrass (245 Кб) записана фраза, сыгранная при помощи пресета с одноименным названием.
Банк “I” составлен из струнных, а точнее — смычковых инструментов. Пэтчи вполне хорошего качества, с широким звуком. Все пресеты однозначно ансамблевые, сольных инструментов нет. Зато есть ощущение некоторого однообразия, возможно, вызванное тем, что каждый пэтч целиком заполняет весь клавиатурный диапазон, и вверху это вроде бы скрипки, ниже альты и виолончели, еще ниже — контрабасы. Какой-либо глубокой индивидуальности в пэтчах нет, отличия малозаметны. Где-то есть разница в скорости атаки, где-то состав ансамбля изменен, в одном пэтче инструменты играют в октаву. Все тембры весьма жирно звучат и радуют слух, но только до тех пор, пока не захочешь сыграть соло. И даже пэтчи с названиями Fast и Marcato, то есть с короткой атакой, полноценно солировать не могут, они слишком массивны. Вновь замечу, что все необходимые сольные звуки включены в карту расширения для синтезатора РС 2.
В общем, из струнного банка лучше всего добывать подклады. Если не спешить, то можно отыгрывать и что-то вроде сольных партий, правда, это будут играть сразу человек шесть-восемь: ансамблевый звук от действительно сольного отличит даже нетренированный слух. Если в вашем оркестре должна солировать группа инструментов, тогда все в порядке. Кстати, по качеству исполнения струнные тембры оказались вполне сопоставимы с аналогичными пэтчами модуля Roland M-OC 1 и показались мне даже более жирными, чем ансамблевые пэтчи модуля M-SE 1. Но при всем этом иногда у меня возникало легкое ощущение, что ансамбли звучат слегка задавленно — все могло быть светлее. Послушал несколько реальных оркестровых записей, — звучание, в принципе, сопоставимо. Повозившись еще какое-то время, я догадался, что это ощущение от смычковых ансамблей вызвано их ровностью. Ну, играют себе люди что-то в меццо-форте, — и все. Какой-либо особенной экспрессии нет, как нет и резких солирующих звуков. Отсюда результат.
На смычковых инструментах оркестровые звуки МЕ 1 практически заканчиваются, и я предлагаю послушать звуковой пример на тему именно оркестровой музыки. Вначале, когда я быстро пробежался по звукам нового для меня инструмента, у меня родилась идея сыграть трио для альта, виолончели и фортепиано. Потом я понял, что найти альт и виолончель по отдельности никак не получится, и для игры разными инструментами придется использовать разные участки клавиатуры на одних и тех же пэтчах. Попробовав, я пришел к выводу, что можно привлечь к исполнению идеи уже группу альтов и группу виолончелей. Быстро набросал простенькую мелодическую тему, для фортепиано написал тоже довольно простое сопровождение. В результате получилось своеобразное кантиленное произведение с партией альта, виолончели и фортепианным сопровождением (файл Ensemble, 1,07 Мб). Звучание в итоге оказалось довольно массивным, хотя полифония в самых широко звучащих участках не превышала десяти-двенадцати нот, из которых половина — фортепианные аккорды. Да, жаль все-таки, что в модуле нет сольных смычковых инструментов.
Кстати сказать, в этом банке нет ни одного синтетического струнного тембра. Но есть один смешанный. Последний, шестнадцатый пэтч предлагает тембр Flute & Strings, в котором флейта звучит на переднем плане и по мощности звука вполне может поспорить с находящимся на заднем плане струнным ансамблем, особенно в фазе атаки. То ли эта флейта такая большая, метра два длиной, или она располагалась значительно ближе к записывающему микрофону, — неизвестно. Как бы там ни было, пэтч звучит красиво, и поэтому совершенно неважно, насколько он похож на смесь настоящих инструментов.
Банк “J” заполнен хорами, а также их производными, типа Syn Vox или Vox Orgel. Первые пять пэтчей самые натурально звучащие и, пожалуй, самые интересные. Здесь слышны человеческие голоса с каким-то джазовым уклоном.
Первые два пэтча составлены из двух слоев, переключающихся в момент приема MIDI-сообщения Aftertouch. В первом пэтче нормально звучит “О-о”, переключаемое на “А-а”, второй пэтч переключается между “Ду” и “Да”. Скорее, между “Ду” и “А-а”, хотя Voice List содержит указание на “Да”. Меняя технику игры, можно добиться потрясающих результатов. Нажимая клавиши обычным образом, в первом пэтче мы играем звуки “О”. Задерживая клавишу и чуть сильнее нажимая, переходим на букву “А”. Если опять ослабить нажатие, не отпуская клавишу, то вновь зазвучит буква “О”, а если при звучащей “А” просто отпустить клавишу, то затухание звука пройдет на этой же самой букве, то есть на “А”. Аналогично построено управление во втором пресете.
Пэтчи с третьего по пятый тоже двойные, только у них выбор слоя происходит в зависимости от продолжительности нажатия клавиши. Хотя, возможно, здесь дело не в слоях, а в работе собственно синтезатора. Обычные голоса в этих пэтчах звучат, соответственно, как растянутые слоги “Ба”, “Ду”, “Да”. При отпускании клавиши затухание отрабатывается на соответствующей гласной. Если же играть стаккато, короткими ударами по клавишам, то слоги становятся отрывистыми и заканчиваются уже на согласной букве. В списке голосов, по порядку, они обозначены как “Боп”, “Дуп”, “Дот”.
Великолепные живые голоса, каких в пресетных синтезаторах мне еще не доводилось слышать. В принципе, можно спорить о том, насколько близки тембры голосовых пэтчей МЕ 1 тембрам реальных вокалистов. Но все-таки для синтезатора это очень хорошие звуки, с хорошей артикуляцией. Следует еще заметить, что наиболее адекватный результат получается при игре в теноровом диапазоне, то есть в пределах малой и первой октав.
Названия пэтчей, кстати, не вполне точно отображают реальное звучание. Скажем, наигрывая стаккатные аккорды, я слышу не “Ба-Ба-Ба”, а что-то вроде “Па-Бап-Пап”, то есть так, как если бы я сам напевал, слегка меняя артикуляцию подменой согласных букв. А вместо буквы “О” в первом пэтче мне иногда слышалась буква “У”, да и переход звучал примерно как “Уу-Аа”. В качестве звукового комментария предлагаю послушать образец работы двух групп вокалистов, — что-то отдаленно напоминающее джазовый ансамбль (файл Choirs, 212 Кб). Здесь я использовал два пэтча, один “Уу-Аа”, а второй “Ба-Боп”, в действительности звучащий, как “Па-Ба-Пап-Пап”, — во всяком случае, в сыгранном образце мне слышатся именно эти звуки. Одна группа вокалистов расположена относительно слушателя чуть правее, вторая — чуть левее.
Остальные одиннадцать пэтчей построены с использованием все тех же образцов звука, но уже без сложной артикуляции. В силу этого их звучание кажется менее интересным, хотя можно отметить еще несколько пэтчей, имеющих самое что ни на есть подкладочное звучание, как, например, воздушный Bright Syn Vox или драматический Vox & Strings.
Банк “К” заполнен звуками категории Synth Lead и Synth Bass. Практически все пэтчи с лидирующими звуками сделаны одноголосными, и в каждом одноголосном пресете используется портаменто. Таких пэтчей всего пять штук, и все они звучат красиво и сочно. Здесь прослеживается явная имитация аналоговых синтезаторов. Тембры выбраны яркие, но в то же время не скрипучие и не режущие слух. Есть, конечно, звуки как мягкие, так и жестче, но в целом я бы охарактеризовал их как “гладкие” и “летящие”. Чтобы получать различные вариации звучания, не требуется ничего, кроме работы пальцев. Портаменто действует в любом случае. Если играть стаккато (или просто отпускать предыдущую клавишу перед нажатием следующей), то в звуке отрабатывается атака. Если же играть легато, то фаза атаки опускается, и высота звука плавно меняется от ноты к ноте “на одном дыхании”, практически без изменения тембра. На послекасание заведено вибрато, причем его работа создает ощущение рассинхронизации нескольких осцилляторов с соответствующим изменением тембра, совсем как в аналоговом инструменте. Для этих же целей можно воспользоваться колесом модуляции. Я записал образец одного из таких звуков с отработкой легато (файл Lead, 109 Кб).
Есть еще три полифонических пэтча в этой категории, из которых выделяется один, под названием “Technicolor”, — переливчатый, как бы с надрывом (использован дисторшн), гармонически насыщенный звук.
Синтетические басы представлены в небольшом количестве, но среди них есть весьма интересные и полезные образцы. В частности, я бы выделил пэтчи Sweeper Bass и Lowdown Bass. В первом исходный семпл, по всей видимости, отфильтрован сложным формантным фильтром, и когда при игре происходит закрытие обычного НЧ-фильтра, кажется, будто инструмент разговаривает. Второй пэтч одним своим названием дает понять, что это суббас, который, в частности, неплохо ложится под ударные.
Банк “L” полностью укомплектован подкладами из категории Synth Pad. Здесь есть несколько синтетических стрингсов и множество оригинальных разработок, которые я ранее не слышал. Некоторые из них звучат переливчато и загадочно, некоторые — очень торжественно. На мой вкус, это очень хороший комплект. Главная особенность здесь кроется в сложности звука, его многогранности. Пара простейших пресетов, которые можно найти в этом же банке, в сравнении с остальными кажутся до неприличия плоскими. Кстати, почти все подкладочные звуки из XG-комплекта SR 530 в сравнении с МЕ 1 звучат однобоко, жизни в них маловато. И Synth Strings из модуля Roland M-SE 1, как мне показалось, тоже проигрывают в живости, предлагая, в основном, варианты разверток фильтра.
В качестве образца подкладов Kurzweil предлагаю послушать две короткие фразы, записанные подряд двумя тембрами по очереди (файл Pads, 366 Кб).
А еще я записал небольшой микс, состоящий всего из пяти дорожек (файл Electromix, 613 Кб). Две дорожки ударных (из имеющихся наборов), дорожка баса (Lowdown), подклад (Rez Aah Pad), а в качестве соло — пэтч Sun Spot Lead. Сольная дорожка писалась без квантизации, вживую — это, думаю, заметно по некоторым “гуляющим” нотам. Но зато можно оценить именно живое поведение пэтча. И в целом звук мне понравился. Если посмотреть файл в спектральном представлении, то можно увидеть, что весь частотный диапазон до самого верха (несколько выше 20 кГц) равномерно заполнен.
Банк “М” заполнен звуками акустической и электрогитары. Акустическая гитара показалась мне вполне приличной, но моя оценка относится только к шестиструнному инструменту. Двенадцатиструнный вариант звучит не настолько цельно, как ему положено, и естественный хоровой эффект отсутствует. Из электрогитар мне показалась интереснее прочих одна, с заглушенными струнами и обработанная легким хорусом. Индивидуальности остальных я не прочувствовал. Вообще-то, даже имея качественные семплы, звук гитары довольно затруднительно имитировать на фортепианной клавиатуре. Образцы звучания шестиструнной акустической гитары и одной электрогитары, которая называется Chr Elec & Mute, записаны в файле Guitars (422 Кб).
Банк “N” содержит одиннадцать акустических и пять синтетических басов (один из которых даже одноголосный, по образцу лидер-синтезаторов). Коллекция, на мой взгляд, очень добротная. Из акустических здесь представлены несколько различных образцов бас-гитар и несколько контрабасов. Звук плотный, и вполне адекватно передает оттенки реальных инструментов. “Дергая за струны контрабаса”, я вспомнил свои ощущения от звукового модуля Virtuoso 2000 компании Emu (см. статью "Emu Virtuoso 2000"). При работе с ним у меня тоже создавалась иллюзия, что я не на клавиши нажимаю, а дергаю струны (или вожу по ним смычком). Синтетические басы звучат, как им и положено, синтетически, но со своей изюминкой и напористо.
На этом мелодические инструменты заканчиваются. Банк “O” содержит шестнадцать наборов ударных инструментов. Не выделяя какой-либо отдельный набор, поделюсь общим впечатлением от банка. В целом, звучание приличное. Но я обнаружил небольшую хитрость: если, нажимая на одни и те же клавиши, быстро переключаться по пэтчам, то можно заметить, что одни и те же инструменты в разных наборах отличаются только высотой тона. Где-то немного выше, где-то — пониже. Впрочем, в целях экономии волновой памяти этот прием широко используется и другими фирмами, и результат получается характерный. При внешних, на первый взгляд, различиях в звучании разных наборов, создается устойчивое ощущение, что играешь одними и теми же звуками.
Тем не менее, некоторые наборы предлагают довольно индивидуально звучащие инструменты. Правда, мне показалось, что практически во всех комплектах маловато бас-барабанов. Зато очень хорошо заметно качество тарелок и прочего “железа”. Мне понравился их звук: сухой, рассыпчатый, без посторонних красок и лишнего напряжения. Разумеется, это относится в основном к акустическим комплектам. В наборах Vinil Kit, HipKit и им подобных этот “недостаток” исправлен, и в звук внесены соответствующие коррективы, хотя и не очень глубокие.
Банк “P”, последний, заполнен перкуссионными пэтчами. Причем есть мультиинструментные комплекты и есть хроматическая перкуссия, например, маримба, которая, кстати, здесь представлена в трех вариантах. В хроматике ничего нового для себя мне открыть не удалось — вполне заурядные инструменты. Обычные наборы, как мне кажется, бедноваты: это несложные однообразные звуки, которые не слишком способствуют полету фантазии. Однако замечу, что мой слух избалован шикарными перкуссионными библиотеками для семплеров, так что я готов принять упреки в пристрастности. И все-таки, хорошие и даже отличные перкуссионные звуки бывают не только в библиотеках, но и в обычных синтезаторах. Те, кто слышал перкуссионные сеты звукового модуля Emu Planet Earth, поймут, о чем я говорю.
Заключение
Общее впечатление от знакомства с новым прибором у меня сложилось очень хорошее. Прежде всего, хочу отметить отличные звуки фортепиано, хотя, конечно, здесь хотелось бы чуть большего разнообразия. И просто великолепными я могу назвать наборы электропиано и разнообразных синтетических звуков, как сольных, так и подкладочных. На мой взгляд, перечисленные три группы инструментов составляют, если можно так выразиться, лицо Micro Ensemble. Струнные и духовые группы инструментов выполнены хотя не настолько разнообразно, однако все так же добротно. Отдельно можно отметить хоры и акустические басы — с таким инструментарием можно писать неплохие джазовые вариации, звуки просто располагают к этому.
С органами и гитарами дело обстоит несколько хуже, поскольку в соответствующих банках можно найти буквально по два-три рабочих звука. Остальные же, на мой взгляд, малоинтересны.
Наборы ударных инструментов (Drum Kits) я бы охарактеризовал как нормальные. Все, что обычно требуется, они имеют, но без изысков. А вот перкуссионные наборы я бы назвал неудачными. Качество их исполнения, на мой взгляд, просто противопоставлено качеству мелодических инструментов. Вполне достоверное общее представление о перкуссионном наборе можно составить, просто прослушав вступление к одной из демо-композиций модуля. Звуки, по-моему, просто безлики и условны.
Кстати, синтетические звуки в заводских демо-записях не представлены, так что навскидку, за пару минут, вряд ли можно составить о них представление. Файл Electromix в некоторой степени можно использовать в этих целях, хотя в нем применены всего-то три звука.
Теперь несколько слов для любителей “порулить”. Ничего не выйдет — это если вкратце. В принципе, синтезаторная часть модуля подчиняется командам типа Filter Cutoff, Filter Envelope и им подобным. Однако все они доступны только “изнутри” — управление буквально всеми параметрами заведено на Key Velocity, Channel Aftertouch и Mod Wheel. Еще, конечно же, работает педаль сустейна и колесо модуляции. И это практически все.
По MIDI еще можно управлять уровнем реверберации и хоруса. Но параметры фильтров (контроллеры 71 и 74) и амплитудной огибающей (контроллеры 72 и 73) по MIDI не изменяются. Как не принимаются, например, контроллеры, управляющие параметрами портаменто. Все зашито в пресетах. Однако я должен отметить, что управление по MIDI указанными параметрами практически не реализовано и в старших моделях инструментов Kurzweil (хотя там это управление доступно с лицевой панели).
Но, несмотря на все эти упрощения, отражающие, скорее всего, стремление производителя максимально удешевить продукт, я бы назвал модуль очень удачным. Все эти параметры не особенно нуждаются в дополнительных регулировках, поскольку изначально настроены очень сбалансированно. И для бюджетного продукта, каким является Kurzweil ME 1, набор звуков очень и очень приличный. На мой взгляд, этой малютки достаточно, чтобы “заткнуть за пояс” практически любой GM-инструмент, пусть даже и нет здесь стандартных скрипок, ситара и шума моря. Все равно ведь, из стандартного GM-набора реально используешь не более половины звуков. Другое дело, что “чистых” GM-синтезаторов сейчас вообще не производят. Но по количеству звуков и объему волновой памяти ME 1 выглядит вполне современно.
Только эффектов здесь маловато. И хорус и реверберация звучат, в общем, неплохо, но никаких регулировок нет, только выбор пресета и уровень посыла. Однако не следует забывать, что если в модуль ME 1 затолкать “взрослый” процессор эффектов, да еще чего-нибудь по мелочи, то с большой вероятностью получится звуковой модуль PC 2 R, который и стоит уже по-другому.
Фортепиано (628 Кб)
Фортепиано и подклад (340 Кб)
Пэтч "Lotus Keys" (195 Кб)
Пэтч "90 s FM Ballad" (490 Кб)
Органы (378 Кб)
Саксофоны (345 Кб)
Тромбон (108 Кб)
Пэтч "ClassicBrass" (245 Кб)
Альты, виолончели и фортепиано (1,07 Мб)
Хоры (212 Кб)
Lead (109 Кб)
Подклады (366 Кб)
Electromix (613 Кб)
Акустическая и электрогитара (422 Кб)
18.05.03 03:29
Alex_HS
Ну чего саму статью зажали? Сабж очень интересен, как и МО, НО НЕ ДОСТАТЬ МО В НАШЕЙ ГЛУШИ!!!
19.05.03 06:19
Дмитрий Попов
Подписка может помочь: http://...
18.01.08 09:44
Александр
Примеры не качаются
20.01.08 18:17
Дмитрий Попов
У меня качаются.
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.
|
|