Начало
 
 


Звуковые модули

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Roland MC 505

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
февраль 1999

То, что музыка развивается циклично, ни для кого не секрет - периодически происходят возвраты к старым стилям, мелодиям и "орудиям производства". Вот и сейчас мы переживаем очередной такой виток: уже не первый год в моде старые синтезаторы, выпущенные в 70-х и 80-х годах, а новое поколение музыкантов, выбрав Pepsi, приступает к изучению творчества Kraftwerk и Klaus Schulze на предмет заимствования полезных идей. Производители музыкальных инструментов тоже не сидят сложа руки - рынок наводнили устройства, призванные удовлетворить интерес к антикварному звуку. Одной из удачных попыток этого является грувбокс MC 505, который за год успел завоевать популярность в самых разных слоях музыкального сообщества.

Есть люди, которые любят старые автомобили. Они приходят в полный восторг от всяких хромированных штучек, от форм, наводящих на мысли о пышнотелых красотках 50-х. Есть и музыканты, которые обожают старый дизайн и умиляются при виде потрепанного синтезатора Minimoog с разбитыми клавишами. Причем музыкантов - любителей старины, как оказалось, немало. Иначе чем объяснить успех стиля ретро в дизайне новейших синтезаторов?

Казалось, пластмассовые кнопки-клавиши (как у TB 303) навсегда исчезли с панелей - динамические прорезиненные микропэды современных ритм-машинок гораздо функциональней, да и приятней на ощупь. А вот Roland взял и выпустил сначала MC 303, а немного позднее и MC 505, на которых красовались эти жуткие кнопки. И все сказали: "Ух, класс!" И начали с удовольствием на этих клавишах щелкать разную музыку. Что ж, мне осталось лишь попробовать понять, в чем прелесть такого звукоизвлечения.

На самом деле, микроклавиатура MC 505 - это единственное, к чему я долго не мог привыкнуть. Уж больно тяжело оказаться в нужном месте в нужное время, да еще и нужным пальцем. А когда я мало-мальски приспособился, то возник дискомфорт от отсутствия динамики: сильно бьешь или слабо - один черт... В конце концов, я плюнул на моду и подключил к MC 505 нормальную клавиатуру. После этого все, наконец, пошло как по маслу.

Грувбокс - это коробка, на которой делают грувы...
Итак, MC 505 - это звуковой модуль (512 пресетных и 256 пользовательских звуков, 26 пресетных и 20 пользовательских ударных установок, полифония - 64 ноты), совмещенный с секвенсором (8 дорожек, 95000 нот, 248 пресетных и 200 пользовательских паттернов, 50 песен) и множеством контроллеров для руления звука в реальном времени. Плюс арпеджиатор (53 стиля), RPS - фразовый секвенсор (466 паттернов) и "секретное оружие шамана" - инфракрасный контроллер D-Beam, который реагирует на перемещение рук, ног и других частей тела в пространстве. Все это засунуто в металлическую коробку размером 460х320х110 мм и весом в 5 кг.

Верхняя панель

На верхней панели устройства находится вышеохаянная многофункциональная микроклавиатура (которая, помимо извлечения звука, используется во время редактирования пэтчей и программирования секвенсора), множество кнопок (большинство из них - с разноцветной подсветкой), LCD дисплей (2 строки, 16 символов), семисегментные LED индикаторы, которые дополняют дисплей, большие и удобные ручки контроллеров и слайдеры восьмиканального MIDI микшера. На задней панели расположены два главных выхода на джеках (Mix Left и Right), четыре дополнительных выхода на джеках (Direct Out), выход на наушники, вход для педального переключателя, пара MIDI разъемов (In и Out), слот для двух- или четырехмегабайтной Smart Media карты памяти и кнопка включения питания.

Грувбокс в первую очередь предназначен для диджеев и музыкантов, работающих в современных танцевальных стилях музыки: техно, хаус, транс, хип-хоп, джангл, хардкор и др. Все пресетные паттерны и паттерны фразового секвенсора заточены именно под эти стили. Имеется полный набор специфических ритмов, сбивок, басовых линий, секвенций, подкладов и особо модных звуков. Среди 512 пресетных звуков есть всевозможные солирующие синтезаторы, пэды, органы, электропиано, хаус-пиано, очень много синтезаторных басов. Есть и масса звуков, имитирующих популярные синтезаторы прошлого: Mini и Poly Moog, Sequential Prophet 5, Oberheim Matrix, Roland Juno и Jupiter, TB 303, SH 101 и другие. Разумеется, вся эта электронная "кухня" разбавлена имитаторами акустических инструментов: духовых, струнных, гитар, фортепиано и басов. Среди ударных есть звуки, имитирующие как живые инструменты, так и старые ритм-машинки (Roland TR 909, TR 808, TR 606).

Синтез звука
Специально для серии Groove (куда, помимо MC 505, входит синтезатор JX 305) фирма Roland разработала новый источник звука, который принципиально отличается от того, что используется в синтезаторах серии JV и XP, хотя в основе звукообразования и лежит все тот же принцип воспроизведения семплов. В памяти устройства хранятся 254 семпла электронных и акустических музыкальных инструментов и 251 семпл ударных. Из этих семплов собираются пэтчи (Patch).

Структура пэтча

На рисунке показана структура пэтча MC 505. Он состоит из четырех слоев, которые в терминологии Roland называются тонами (Tone). Структура синтеза каждого слоя довольно навороченная и сильно напоминает старые аналоговые и современные математические (на основе физического моделирования) инструменты. Кстати говоря, каждый слой пэтча можно вывести на один из четырех моно выходов Direct Out и обрабатывать далее раздельно.

Итак, семпл каждого слоя воспроизводит генератор (Pitch). Затем сигнал проходит через фильтр (Filter) и попадает в усилитель (Amplifier). Генератор, фильтр и усилитель могут модулироваться тремя генераторами огибающей (Envelope) и двумя генераторами низкой частоты (LFO).

Во время редактирования параметров генератора можно выбирать волновую форму, а также настраивать сдвиг высоты тона в полутонах и центах. Разумеется доступны и регуляторы глубины модуляции. Есть функции случайного выбора глубины модуляции высоты тона (Random Pitch Depth) и задания размера сдвига в зависимости от взятой ноты (Pitch Key Follow).

У фильтра может задаваться тип: Low Pass Filter (пропускающий фильтр низких частот), Band Pass Filter (пропускающий полосовой фильтр), High Pass Filter (пропускающий фильтр высоких частот) и Peaking Filter (пиковый фильтр); а также могут изменяться частота среза (Cutoff) и резонанс (Resonance). Последний параметр у разных фильтров воздействует на частотную характеристику разными способами. Если у HP и LP фильтров под резонансом традиционно понимается небольшой пик около точки частоты среза, и соответствующий параметр регулирует ширину и высоту этого пика (они связаны обратно пропорционально - чем больше ширина, тем меньше высота и наоборот), то у BP и Peaking фильтров под резонансом понимается ширина полосы пропускания у первого, и ширина пика у второго. Помимо этого, у любого фильтра можно задавать зависимость частоты среза от взятой ноты (параметр Cutoff Frequency Key Follow) и зависимость резонанса от скорости нажатия клавиш (параметр Resonance Velocity Sensitivity). Разумеется, предусмотрена и регулировка глубины модуляции.

В усилителе редактируются параметры, относящиеся к уровню и панораме слоя. Помимо традиционных панорамы, уровня и глубины модуляции, можно задавать нарастание и уменьшение уровня до и после точки разделения (Bias Point). С помощью этой функции довольно просто из двух слоев создать пэтч, у которого с повышением высоты тона один звук будет плавно перетекать в другой. Кроме этого, можно задавать значение панорамы в зависимости от взятой ноты (Pan Key Follow), либо задать случайное значение панорамы для каждой ноты (Random Pan Switch).

Генераторы огибающей (Envelope), модулирующие генератор, фильтр и усилитель, имеют одинаковые параметры, которые можно редактировать. Они позволяют создать четырехступенчатую огибающую типа ADSR. Причем, параметр Depth (глубина модуляции) может принимать как положительные, так и отрицательные значения, что позволяет создавать инверсную (перевернутую) огибающую.

Генераторы низкой частоты (LFO) позволяют производить восемь форм волны: четыре основных - синусоиду, треугольную, пилообразную и прямоугольную, и четыре производных от основных типов. У волны может задаваться частота (Rate) и амплитуда (Depth) колебаний, причем частота может синхронизироваться с темпом композиции (Tempo Sync). Кроме того, начало цикла модуляции может быть привязано к началу воспроизведения ноты (Key Sync). А при помощи функции Fade Mode можно задать скорости нарастания и уменьшения амплитуды, а также время задержки перед началом этого процесса.

Специалисты Roland предусмотрели еще одну интересную функцию, которая называется Common. Вы можете объединить четыре слоя в два, причем возможности каждого слоя, соответственно, удваиваются. То есть в каждом слое получается по два генератора, два фильтра и т. д. Есть десять готовых схем коммутации элементов слоя. Кроме этого, с помощью функции Common можно указывать зоны действия каждого слоя на клавиатуре и зависимость слоев от динамики.

В грувбоксе MC 505 есть возможность вмешиваться в процесс синтеза звука прямо во время исполнения. Для этого на верхней панели имеются соответствующие регуляторы и кнопки. Все они производят MIDI сообщения, поэтому манипуляции со звуком могут быть записаны в секвенсор.

С помощью четырех кнопок Tone Switch, прямо во время исполнения или воспроизведения готовой партии, можно включать и заглушать отдельные слои пэтча. Еще четыре кнопки Tone Select позволяют выбрать слой, к которому будут применяться манипуляции с физическими регуляторами. Причем, можно выбрать как один слой, так и все четыре. У генератора выбранного слоя можно в реальном времени изменять сдвиг высоты тона при помощи регулятора Coarse Tune (секция Pitch на панели MC 505 - рис. 2). У фильтра, прямо во время исполнения можно менять тип фильтрации, частоту среза и резонанс - для этого в секции Filter/Amplifier предусмотрены две ручки. С их же помощью можно воздействовать на панораму и уровень выбранного слоя (если нажать кнопку Func).

Рис. 2

Для модуляторов также существуют органы управления. Текущий слой пэтча, к которому применяются модуляторы, выбирается при помощи кнопок Tone Select. В секции Envelope расположены пять ползунковых регуляторов, управляющих огибающей (Depth, Attack, Decay, Sustain, Release). В секции LFO 1 находится общая ручка для изменения амплитуды и частоты (при нажатой клавише Func) и кнопка выбора формы волны первого генератора низкой частоты. Между этими секциями находится кнопка назначения (Select) и три индикатора, показывающие текущую связь (генератор, фильтр или усилитель). С помощью этой кнопки можно указывать к чему применяются текущие настройки генератора огибающей или LFO 1. Второй генератор низкой частоты во время исполнения управляться не может - он имеет фиксированные настройки.

Ниже всех перечисленных регуляторов находится секция Portamento. При помощи ручки Time меняется время перехода нот друг в друга.

Процесс создания нового пэтча не так уж и сложен, если вы хорошо представляете себе структуру синтеза звука. После входа в режим редактирования практически все операции производятся при помощи перечисленных органов управления и клавиш микроклавиатуры, нажимаемых вместе с кнопкой Shift. Значения текущих параметров отображаются на дисплее. Это кажется поначалу сложным и запутанным - попробуй запомни сразу все назначения и комбинации кнопок. А с другой стороны, традиционный способ редактирования при помощи перемещения курсора и верчения колеса ввода данных довольно громоздок и не всегда можно быстро перемещаться по многоступенчатым меню. Рулить звук при помощи физических регуляторов гораздо быстрее и удобнее (разумеется, после некоторой тренировки). Но если вам милее колесо ввода данных, то можно редактировать звуки и традиционным для семплерных синтезаторов способом.

Для сохранения результатов вашей работы есть 256 пэтчей, которые могут использоваться в аранжировках. Если вам такого количества пэтчей мало, то можете купить Smart Media карты - на каждую четырехмегабайтную карту влезает 512 пэтчей, что более чем достаточно.

Ударные установки создаются очень похоже. Структура синтеза звука отдельного ударного инструмента очень похожа на структуру синтеза слоя пэтча. Только в этой схеме отсутствуют генераторы низкой частоты. В ударной установке может быть 53 звука, распределенных по восьми группам (бас-барабаны, малые барабаны, хеты, клепперы, тарелки, томы/перкуссия, акценты и другие инструменты). Во время исполнения можно заглушать и включать эти группы, как и слои пэтча при помощи кнопок Rhythm Mute. Физические регуляторы генератора огибающей и фильтра в реальном времени могут применяться только к установке целиком. Для сохранения ударных установок есть 20 пустых пэтчей. А на каждую четырехмегабайтную Smart Media карту умещается еще 20 пэтчей ударных.

Характер звука MC 505 довольно близок к остальным современным синтезаторам от Roland - перепутать его, например, со звучанием синтезаторов Korg просто невозможно: слишком явен "фирменный стиль". Правда, акустические ударные установки звучат не столь эффектно, как у старших инструментов серии XP - они немного грубее и тарелки слегка "игрушечные". Хотя для танцевальной музыки гораздо важней плотность бочек, а с этим у грувбокса все в порядке - при помощи регулятора Low Boost можно сделать бас-барабан сколь угодно мощным. Но не стоит ожидать от MC 505 настоящего аналогового звучания. Ведь это семплерный инструмент и ему присущи все недостатки такого типа синтезаторов.

Секвенсор
Секвенсор MC 505 имеет восемь дорожек (одна из них - ритмическая) и построен традиционно: сначала создаются паттерны, которые после составляются в сонги (песни). В распоряжении есть 248 очень неплохо сделанных пресетных паттернов, которые охватывают большинство современных стилей танцевальной музыки. Кроме этого, 466 паттернов фразового секвенсора доступны и в виде обычных паттернов, но в таком виде у них записана только одна дорожка из восьми. Все пресетные паттерны можно редактировать и сохранять результаты работы в виде пользовательских паттернов. Можно и просто позаимствовать из пресетного паттерна только одну или две приглянувшиеся дорожки, а остальное записывать самостоятельно. Внутренней памяти хватает на 200 пользовательских паттернов. Всего же можно записать 50 песен (95000 нот). Еще 480 тысяч нот могут быть запомнены на четырехмегабайтную Smart Media карту. Разрешение секвенсора - 96 импульсов на четвертную ноту.

Паттерны можно записывать как в режиме реального времени, так и пошагово. В первом случае, можно сразу включить функцию Input Quantize и исполняемые ноты будут смещаться к ближайшим указанным долям такта. В паттерн могут быть записаны все MIDI сообщения, производимые контроллерами и кнопками MC 505, в том числе установки процессора эффектов и перемещения слайдеров MIDI микшера. Если вы ошиблись, то можно не выключая воспроизведения сразу удалить ненужные данные на выбранной дорожке. Причем, можно выбрать тип MIDI сообщений, подлежащих удалению.

К записанной партии можно применить квантизацию уже после записи. Всего в распоряжении есть три вида квантайза: простой (Grid), стилистический (Groove) и свинговый (Shuffle). Если выбрать стилистический квантайз, то в распоряжении оказывается 71 пресетный ритмический шаблон и возможность создавать собственные.

Пошаговую запись паттерна можно производить двумя способами. Первый - традиционный, когда вы перемещаетесь по долям такта с помощью соответствующих кнопок и при помощи колеса ввода данных или клавиш микроклавиатуры вводите ноты и их параметры (Duration и Velocity). Второй способ позаимствован из старых ритм-машинок Roland и предназначен в большей степени для записи ударных. Вы выбираете барабан (или ноту), указываете параметры длительности и динамики, а на микроклавиатуре указываете ритмическую сетку, нажимая клавиши, соответствующие нужным долям такта (над микроклавиатурой есть соответствующие обозначения для ориентировки). При известном навыке, программирование партий таким образом происходит быстро и удобно.

Песня программируется очень просто: вы указываете нужный такт и путем пары несложных операций присваиваете ему определенный паттерн. При этом записываемый паттерн можно слушать. Во время создания песни запоминается и заглушение дорожек паттерна. После этого производятся несложные процедуры сохранения песни и назначения имени собственного. И все.

Записанную песню можно и редактировать. Правда, возможностей здесь немного: можно копировать и удалять песню целиком, а также удалять или вставлять паттерны.

Процессоры эффектов
MC 505 имеет три независимых процессора эффектов. Первый производит реверберацию (шесть алгоритмов), второй - задержку (два алгоритма). Уровень обработки этими процессорами устанавливается индивидуально для каждой дорожки секвенсора. Третий процессор включается в разрыв канала (или нескольких каналов) и он способен производить один из 24 вариационных эффектов. В качестве последних могут выступать: четырехполосный эквалайзер, двухполосный полупараметрический эквалайзер (Spectrum), энхансер, овердрайв, дисторшн, имитатор низкокачественного звучания (Lo-Fi), генератор шума, имитатор настройки радио, имитатор граммофона, компрессор, лимитер, эффект пульсирующего разделения тянущихся звуков (Slicer), тремоло, фейзер, хорус (три типа), фленджер (два типа), короткая задержка, автопанер, сдвиг высоты тона, ревербератор и ревербератор с гейтом.

Процессоры эффектов звучат аналогично процессорам других синтезаторов Roland. Единственным нововведением является возможность управления эффектами в реальном времени, с записью всех манипуляций в секвенсор. Для изменения параметров самих процессоров на верхней панели MC 505 есть три регулятора (по одному на каждый процессор) с кнопкой переключения режимов. Каждый регулятор может управлять тремя параметрами, в зависимости от выбранного режима (рис. 3).

Рис. 3

А уровни посылов на все три процессора управляются при помощи слайдеров MIDI микшера.

MIDI микшер

Очень полезна возможность маршрутизации сигналов между процессорами. Выход третьего (вариационного) процессора можно завести на линию задержки и на ревербератор. Выход второго процессора (линия задержки) - на ревербератор. Таким образом, можно составлять цепочки мультиэффектов (например, хорус - задержка - ревербератор).

Прочие возможности
Описанные выше возможности позволяют использовать MC 505 в качестве приличной рабочей станции и для создания аранжировок в современных стилях музыки. Однако на этом его потенциал не исчерпывается. Грувбокс обладает по крайней мере еще тремя очень полезными функциями.

Первая - фразовый секвенсор RPS. С помощью этой функции можно на разные клавиши как встроенной микроклавиатуры, так и внешней клавиатуры назначить лупы, исполненные различными инструментами. Таким манером можно либо сочинять болванки песен, либо играть на концертах, не утруждая себя нажатием большого числа клавиш. Кстати говоря, такой способ работы очень популярен среди пользователей семплеров, и в звуковых библиотеках можно найти массу готовых лупов.

У фразового секвенсора есть 466 собственных пресетных паттернов, из которых собрано 60 фразовых наборов. Все наборы произвольно редактируются и можно назначать на клавиши и собственные паттерны. Увы, нельзя пользоваться фразовым секвенсором во время записи во внутренний секвенсор (для того, чтобы, например, в реальном времени добавить приглянувшийся басовый ход к уже записанным ударным). Зато, если подключить MC 505 к компьютеру, то совершенно спокойно можно работать с RPS во время записи.

Вторая полезная функция MC 505 - это арпеджиатор. В распоряжении есть 43 пресетных и 10 пользовательских стилей. В реальном времени можно управлять степенью акцентирования и диапазоном нот, которые "захватывает" арпеджиатор. Для этого на панели грувбокса есть одна ручка, у которой можно переключать режимы использования. В отличие от RPS, арпеджиатор можно использовать во время записи паттернов во внутренний секвенсор.

Третья крайне полезная функция грувбокса уникальна - это инфракрасный D-Beam контроллер. С его помощью, во-первых, можно произвести неизгладимое впечатление на зрителей, а во-вторых, - получить довольно неожиданные эффекты во время записи. Работает он очень просто: на панели MC 505 находятся два датчика, которые реагируют на движение над ними. Причем, изменения в звуке происходят при перемещении руки (или чего-нибудь другого) как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

D-Beam

У контроллера D-Beam есть 28 пресетных настроек (некоторые из них редактируются). Его можно использовать для управления фильтром, модуляцией, сдвигом высоты тона, панорамой, уровнем посыла на ревербератор и линию задержки, одним из трех параметров вариационного эффекта, остановкой и стартом, заглушением сразу всех каналов, уменьшением скорости воспроизведения с одновременным сдвигом высоты тона (эффект замедления пластинки), диапазоном арпеджиатора и добавления в звук жутковатых бульканий и завываний под общим названием Ad Lib. Большинство пресетов существуют в двух вариантах: для управления только по одному выбранному каналу и для управления всеми каналами сразу. То есть, в первом случае можно, например, резонансный фильтр применить только к партии баса, а во втором - ко всей композиции сразу. Как и арпеджиатор, D-Beam можно использовать во время записи.

Впечатления и рекомендации
Грувбокс был у меня около месяца и за это время я гонял его во всех мыслимых режимах и проверял все заявленные функции. Полученные от устройства ощущения можно сформулировать следующим образом: MC 505 мне понравился в качестве полностью автономной рабочей станции. На нем вполне можно делать танцевальные проекты. Пригодится он и любителям андерграундных течений современной музыки. Кстати говоря, коробочка очень хорошо пробивает плотный гитарный звук (это, вообще, общее свойство синтезаторов от Roland), так что ее совершенно спокойно можно использовать для работы, например, в стиле индастриал вместе с "живыми" гитаристами.

А вот для расширения студии покупать MC 505 вряд ли имеет смысл. Ведь скорее всего большую половину его цены съедает секвенсор вместе с пресетными паттернами, в написании которых принимали участие многие известные диджеи и модные музыканты. Если вам в студии требуется возможность руления звука руками, то гораздо разумнее в этом случае взять звуковой модуль Roland JP 8080 или синтезатор типа Clavia Nord Lead 2.

Что мне в MC 505 не понравилось? Во-первых, хотелось бы поиметь возможность делать любые дорожки секвенсора ритмическими и назначать на них ударные установки. Дело все в том, что сейчас нет возможности легко и просто один луп ударных запустить по центру, второй - в правый канал, а третий - в левый. Единственный вариант - создавать собственный набор ударных, у которого одни и те же инструменты раскиданы по панораме. Путь этот довольно трудоемок и не очень удобен.

Во-вторых, очень не хватает возможности записывать значения контроллеров прямо в песне. Например, когда хочется сделать длинную развертку резонансного фильтра паттерна эдак на четыре. У MC 505 этот процесс весьма затруднен: надо создавать развертки у каждого паттерна по отдельности и еще как-то умудряться попадать в нужные значения контроллера.

Зато очень понравилась замечательно продуманная система управления устройством. Я освоился с MC 505 буквально часа через два, а еще через час записал первую песню. И это не только потому, что я такой умный, а еще и оттого, что все операции действительно прозрачны, да и руководство пользователя написано очень толково.

Очень понравился и D-Beam контроллер. Я давно мечтал о чем-либо подобном, ведь размахивание руками - это гораздо более естественное движение, чем верчение ручки или перемещение фейдера. Ощущения от такой работы захватывающие: с закрытыми глазами кажется, что управляешь не синтезатором, а непосредственно потоком музыки. Жалко, что другие синтезаторы (особенно математические) не оснащаются подобными устройствами.

Порадовала и гибкая система редактирования звука. Собственно, большую часть времени общения с MC 505 я потратил именно на программирование звуков. Конечно, это не аналоговый синтезатор, но другие традиционные мультитембральные семплерные устройства и рядом не лежат по своим возможностям в этой области. Про характер звука я уже сказал выше: он обладает характерным "роландовским" привкусом и ваше отношение к грувбоксу будет зависеть от того, нравятся ли вам вообще синтезаторы этой фирмы или нет.

И последнее: если вам понравились возможности MC 505, но вы все-таки привыкли иметь дело с нормальной клавиатурой, а не с микроклавишами, то вам стоит обратить внимание на синтезатор Roland JX 305. Фактически, он представляет собой тот же самый грувбокс, только засунутый в корпус синтезатора с пятиоктавной клавиатурой. К тому же, у JX 305 на 4 Мбайта семплов больше, чем у MC 505. К сожалению, на нем отсутствует D-Beam контроллер. Но зато, синтезатор стоит несколько дешевле, чем грувбокс, что не может не радовать.

Roland MC 505 1155$
Слами

  Оценка статьи
Посещений: 20748 | Проголосовавших: 15 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии
21.01.05 03:15
The HAT
Roland MC 505 это самый лучший в мире сенизатор!!! Но мы не как не можем найти для него карты карты

Памогите кто может!!!!!!


04.11.08 16:33
Константин
+1 роланд респект!)

08.11.08 07:52
Kokon
Возможно вы имели ввиду Один из самых лучших)?

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА