Синтезатор имеет полифонию 32 голоса при 16-частной мультитембральности. Есть 1024 пэтча (Program), из которых 256 редактируются (находятся в RAM), а остальные 768 зашиты в ROM. Есть 128 редактируемых перфомансов, в терминах Access называемых Multi. В каждой части Multi может использоваться собственный арпеджиатор и процессор эффектов.
Пэтчи организованы в восемь банков (от A до H) по 128 штук в каждом. Пользовательские банки — первые два, A и B. Перфомансы хранятся в отдельном банке и имеют в названии букву "М".
Нужно отметить, что оперативная память в синтезаторе энергозависимая и питается от аккумулятора типа CR2032, — такие же аккумуляторы-"таблетки" обычно используются для питания микросхем CMOS на материнских платах компьютеров. Производитель рекомендует раз в три-четыре года менять аккумулятор, чтобы предотвратить случайную потерю информации. А чтобы не потерять безвозвратно все пользовательские установки при замене батареи, рекомендуется все содержимое оперативной памяти предварительно сохранять во внешнем секвенсоре, пользуясь для передачи данных процедурой Total Dump. После замены все данные нужно передать в обратном направлении.
Операционную систему синтезатора также можно обновлять по MIDI. Установка происходит в два этапа. Вначале загружаются собственно операционная система и пэтчи первых четырех банков (два из ROM и два из RAM). Вторым этапом загружаются оставшиеся четыре банка ROM.
На сайте производителя можно найти и скачать специальную версию программы Sound Diver, предназначенную для работы с синтезатором.
Управление синтезом
Любой синтезатор начинается с генерации звуковых сигналов. Virus имеет целых четыре осциллятора плюс источник шума.
В качестве основных работают только три осциллятора. Хотя, если говорить строго, то два, поскольку набор регулировок третьего в сравнении с первыми двумя ограничен. Каждый из трех имеет огромный набор генерируемых волновых форм. Если перебирать их по порядку, то вначале пройдут простые формы (традиционные синусоида и треугольник), затем — более сложные, содержащие в одном большом периоде колебания десятки "микропериодов" весьма разветвленной структуры.
Первые два осциллятора содержат по 64 волновые формы. Третий имеет на две простые формы больше (добавлены пила и прямоугольник) и идентичный первым двум комплект сложных волновых форм, то есть всего их количество доведено до 66. На сайте компании (www.access-music.de) можно найти и скачать файл с набором изображений генерируемых волновых форм. В некоторых из них можно увидеть комбинации органных тонов, некоторые по сложности сопоставимы с формой колебаний смычковых инструментов. Есть какие-то сложнопериодические структуры, по изображениям которых совершенно невозможно догадаться, как они должны звучать. На рис. 1 представлены несколько образцов таких сигналов вместе с порядковыми номерами, под которыми их можно найти в перечне волновых форм в осцилляторе.
Высота тона первого осциллятора служит опорой для остальных трех, поэтому для него нет такого понятия, как расстройка (Detune). Тем не менее, по полутонам его высоту можно изменять в пределах +/-48 шагов, то есть до четырех октав вверх и вниз от стандартной высоты.
Первый и второй осцилляторы имеют возможность изменять форму генерируемой волны при помощи параметров Shape и Pulse Width. Работу шейпера нагляднее всего наблюдать на примере синусоиды. Она остается сама собой при среднем значении параметра Shape (это 63). При уменьшении этого значения синусоида плавно начинает превращаться в пилу. При достижении нулевой отметки вместо изначально чистой синусоиды получается "чистая" пила. При увеличении же этого параметра, от 64 до 127, синусоида так же плавно превращается в импульсный (прямоугольный) сигнал. Как только мы "въехали" на территорию прямоугольного сигнала, то есть при значении параметра Shape большем, чем 64, подключается функция изменения ширины импульса, до этого заблокированная. Поскольку степень превращения синусоиды в прямоугольник может быть различной, постольку различными для слуха оказываются изменения параметра Pulse Width при различных значениях параметра Shape.
На сложных волновых формах работа этих двух функций приводит к несколько иным изменениям. Нет, она остается, в принципе, той же самой, и изменение формы колебаний тоже происходит. Только несколько иначе. Меняется форма главного колебания, определяющего высоту основного тона (первая гармоника), но вся микроскопическая "начинка" каждого периода, все наложенные колебания форму не изменяют. Меняется лишь их амплитуда в зависимости от положения в периоде основного тона. Таким образом, для всех имеющихся гармонических наслоений как будто бы изменяется огибающая амплитуды. Часть этих мелких наложенных волн исчезает, часть, наоборот, несколько увеличивает свой уровень. В результате изменяется гармонический состав колебаний. Таким образом, в целом воздействие параметров Shape и Pulse Width на комплексную волну получается более сложным, чем в случае с простыми формами, что непосредственным образом влияет на тембр образующегося звука.
Отмечу, кстати, что активирование регулировки ширины импульса автоматически отменяет возможность выбора новой волновой формы для данного осциллятора. Чтобы эту возможность вернуть, нужно всего лишь уменьшить параметр Shape до значения ниже среднего, скажем, до 60. Так уж устроена операционная система.
На рис. 2 можно посмотреть изображения различных колебаний, полученных из одной волновой формы путем воздействия на нее параметров Shape и Pulse Width в разных пропорциях.
На рис. 3 показана структура спектра умеренно сложного колебания в исходном виде (в центре), с уменьшенным до предела значением Shape (слева), с максимальным значением Shape (справа).
Второй осциллятор можно синхронизировать по первому. Кроме того, сигнал второго осциллятора можно модулировать по частоте (FM). В терминах FM-синтеза второй осциллятор будет работать в качестве несущего (carrier). Источником модулирующего сигнала (модулятором) может выступать первый осциллятор, шумовой генератор или внешний источник.
Уровень результирующего сигнала регулируется независимо от выходного уровня осцилляторов. Уровни выхода первого и второго осцилляторов взаимозависимы, то есть можно изменить только их относительный баланс.
Кроме этого, сигналы первого и второго осцилляторов можно перемножить в кольцевом модуляторе. Уровень производного сигнала регулируется независимо от уровней исходных колебаний.
Второй осциллятор имеет регулировку Detune, используя которую, можно вносить в тембр новые нюансы, в особенности при использовании FM-синтеза или кольцевого модулятора. Здесь же, в меню осцилляторов, можно назначить управление глубиной FM-модуляции от огибающей.
Для обоих осцилляторов можно изменять параметр KeyFollow. Есть прямой и обратный режим работы (понижение звука при увеличении номера клавиши), можно даже установить удвоенную скорость изменения высоты. То есть при переходе на клавиатуре на одну октаву вверх осцилляторы будут выдавать увеличенную на две октавы высоту тона.
Третий осциллятор может работать как в независимом режиме, так и в подчиненном (Slave). В первом случае он может оперировать полным набором волновых форм и иметь собственный уровень выхода. В подчиненном режиме третий осциллятор становится двойником второго и реагирует на все управляющие воздействия синхронно со вторым. Единственный независимый параметр, который в этом режиме можно регулировать отдельно, — тонкая расстройка, Detune.
Включение третьего осциллятора уменьшает полифонию. Наиболее узким местом в этом смысле является перфоманс, поскольку, чем больше его частей используют в своих голосах третий осциллятор, тем сильнее расходуется полифония. Максимально в таких случаях она может снизиться на шесть голосов.
Для первых трех осцилляторов есть такой параметр, как Phase Init, заведующий согласованием фаз колебаний. Он работает в диапазоне 360 градусов, что соответствует условной регулировочной шкале от 0 до 127. При нулевом значении осцилляторы стартуют с произвольными фазами, как в традиционных аналоговых синтезаторах. При единичном значении осцилляторы работают синфазно. При повышении этого значения начинается фазовая расстройка, при которой сигналы как бы "разбегаются": второй осциллятор уходит по фазе вперед относительно первого, третий осциллятор, наоборот, на такую же величину отстает от первого. При максимальном значении параметра (127) расфазировка с каждой стороны достигает полного периода, то есть 360 градусов относительно фазы первого осциллятора.
Общий уровень смикшированного сигнала трех первых осцилляторов регулируется при помощи параметра Osc Vol. Он проградуирован от -64 до +63. При нулевом значении выходной сигнал микшера имеет номинальный уровень. Понижение значения соответственно снижает уровень сигнала. В положительной области значений, от 0 до 63, подключается сатуратор, и регулятор Osc Vol работает в качестве регулятора уровня сатурации. Увеличение параметра плавно увеличивает перегруз и насыщает сигнал гармониками. Выходной уровень звука при этом остается неизменным.
Звуковой пример, иллюстрирующий работу сатуратора, показан в файле Saturation (172 Кб). Здесь не нужно ожидать какого-то резкого изменения звука. Все происходит достаточно мягко и неназойливо. Изменение спектра можно посмотреть на рис. 4.
Четвертым источником звука работает субосциллятор. Он действует в привязке к первому осциллятору и может использовать только две формы волны, прямоугольную или треугольную. Амплитуда выходного сигнала субосциллятора регулируется независимо от прочих.
Шумовой генератор имеет только два регулируемых параметра: громкость и "цвет" (volume и color). Цветовая шкала проградуирована от -63 до +63. В среднем значении производится нейтральный, белый шум. Повышение значения приводит к увеличению высокочастотной составляющей и образованию тонкого и яркого шума. Понижение значения "цвета" приводит к постепенному перетеканию мощности из верхней в нижнюю часть спектра и образованию тяжелых шумов, почти гула.
Если обычного набора осцилляторных голосов окажется недостаточно для создания звука нужной плотности, то можно включить унисон. Настройка режима производится в меню Edit. Количество голосов унисона может быть от двух до шестнадцати, и дополнительные голоса уменьшают полифонию. В предельном шестнадцатиголосном случае реальная полифония равна двум нотам.
Для унисона есть еще такие параметры, как расстройка голосов (Detune) и ширина их панорамирования (PanSpread), а также фазировка модулирующих генераторов (LfoPhase). Последний из указанных параметров работает только в двухголосном унисоне (Twin Mode) и занимается сдвигом фаз модулирующих сигналов, используемых для первого и второго голоса. Доступен диапазон от -180 до +180 градусов, что соответствует крайним значениям параметра: -63 и +63. Последние два параметра (панорама голосов и фаза LFO), работающие в паре, позволяют добиться ощутимого увеличения стереофоничности звука и его оживления. В частности, когда я попробовал умеренно завести LFO на частоту среза фильтра, включил двухголосный унисон с максимально широким панорамированием голосов и установил LfoPhase на +63, то получил противофазное открытие и закрытие фильтра в левом и правом каналах. То есть, голос начал "летать" между каналами. Это впечатляет.
Чтобы установить дополнительную жесткость атаки в осцилляторах, можно воспользоваться параметром Punch, который также расположен в меню Edit. Максимальное его введение заметно уплотняет фазу атаки, вводя в нее перкуссионную составляющую.
Подобные функции встречаются и под другими именами. Например, в синтезаторе Roland V-Synth такой же, в сущности, параметр называется Impact.
Работа унисона продемонстрирована в файле Unison (298 Кб). Ширина панорамирования и расстройка голосов здесь выведены на максимум. Использованы две короткие фразы, сыгранные разными звуками. Сначала каждая из них проигрывается с отключенным унисоном, и в процессе игры вводятся дополнительные голоса, вплоть до шестнадцати. Изменения звука особенно хорошо слышны, если сравнивать непосредственно начальный его вариант и конечный, с большим количеством введенных голосов. Как правило, от добавочных голосов звук становится громче и заметно уплотняется. Записав пример, я немного выровнял уровни начального и конечного участков файла, чтобы скомпенсировать влияние возрастания громкости на слуховое восприятие. Таким образом, слышимые изменения должны принадлежать почти исключительно деятельности унисона.
После суммирования сигналы всех осцилляторов попадают в фильтр. Собственно, фильтров в Вирусе два, и каждый из них может работать в различных режимах.
Для обоих фильтров доступны типы LPF, HPF, BPF и BR. То есть, это пропускающие фильтры нижних и верхних частот, полосовой и режекторный. Каждый фильтр имеет изменяемые частоту среза и уровень резонанса (для полосовых типов — добротность). Частоту среза второго фильтра при желании можно привязать к частоте среза первого, установив нужное смещение (offset). В таком режиме частоты среза обоих фильтров будут перестраиваться синхронно и по одной команде, что особенно удобно при ручном управлении.
Для каждого фильтра можно изменять полярность воздействующей на него огибающей.
Первый фильтр имеет на выходе сатуратор (включается в меню фильтров и только в режиме ФНЧ). Как и соответствующий параметр в меню осцилляторов, это перегруз, имеющий результатом небольшой дисторшн, позволяющий изменить звук и насытить его гармониками. Существует несколько кривых сатурации, предлагающие различные виды искажений.
Для фильтров доступны четыре варианта взаимной конфигурации. Их можно включать последовательно, параллельно или независимо. Последовательное подключение имеет два варианта. В первом из них оба фильтра имеют второй порядок, то есть крутизну спада характеристики 12 дБ/окт каждый. Суммарно получается фильтр четвертого порядка. Второй вариант предполагает цепочку из фильтров четвертого и второго порядков. Таким образом, можно построить кривую спада, эквивалентную таковой для фильтра шестого порядка с крутизной 36 дБ/окт.
В параллельном режиме оба фильтра работают как двухполюсные, с крутизной спада 12 дБ/окт каждый. Их входы и выходы объединены. Независимое подключение (Split) является, по сути, тоже параллельным, но с некоторыми нюансами. Входы фильтров независимы, то есть отбирают различные сигналы. Условно говоря, на первый фильтр идет сигнал с первого осциллятора, а на второй — со второго. При таком подключении фильтров особенно удобно конструировать выраженные стереофонические звуки. Дополнительно контролировать их панорамные свойства можно, если перейти в режим двухточечного унисона и изменять параметр Pan Spread.
В меню фильтров есть параметр Balance, позволяющий регулировать уровни сигналов, поступающих на входы фильтров. Балансирование работает при любом типе включения, последовательном или параллельном.
Варианты маршрутизации фильтров проиллюстрированы на рис. 5.
Virus имеет две огибающие: амплитуды и фильтра. Их названия не следует воспринимать как догму. Например, огибающая фильтра может модулировать второй осциллятор, а именно высоту тона и глубину FM-модуляции. Все это настраивается прямо в осцилляторном меню. А если забраться в меню Edit, то можно обнаружить, что посредством матрицы модуляции этими огибающими можно модулировать практически все. Но о матрице мы поговорим дальше.
Огибающие в Вирусе имеют вид ADSTR. К обычным атаке, спаду, поддержке и затуханию добавился параметр Time, относящийся к стадии Sustain. С его помощью формируется дальнейшее изменение огибающей после вхождения ее в стадию поддержки, причем без отпускания клавиши, то есть без приема команды Note Off.
Параметр Time — биполярный. В зависимости от знака, уровень огибающей по истечении некоторого времени будет либо опускаться до нуля, либо вновь подниматься до максимума.
Вообще-то правильнее было бы назвать этот параметр не "временем", а "скоростью". Это не время, в течение которого поддерживается уровень стадии Sustain, а скорость, с которой происходит изменение огибающей. При крайних значениях параметра огибающая прыгает почти рывком. При малых — изменяется плавно, линейно. Но промежуток времени от достижения уровня стадии Sustain до начала его перегиба в обоих случаях остается примерно одинаковым.
После окончания ноты, с текущего фактического уровня огибающей формируется стадия затухания. Разумеется, если параметр Time был отрицательным, то может оказаться, что звучать будет уже нечему, поскольку огибающая уже опустилась в ноль. При положительном значении параметра Time огибающая вначале поднимется до того уровня, с которого начинала работу стадия Decay, поэтому затухание будет формироваться от этого "громкого" участка.
Virus имеет три LFO. У всех них практически тот же самый набор волновых форм, что и у основных осцилляторов. И даже немного больше, поскольку к 64 основным формам (включающим синусоиду и треугольник) добавлены пилообразная и импульсная формы, а также две произвольные: Sample&Hold (сокращенно S&H) и Sample&Glide (S&G). Первая хорошо известна — это обычная ступенчатая случайная форма волны. Вторая отличается от нее только сглаженными переходами, то есть представляет собой непрерывную функцию.
Аналогично шейпингу для осцилляторов, модулирующие генераторы имеют собственную функцию для модификации формы колебаний. Она называется Contour и воздействует на большинство из имеющихся волновых форм.
Принцип действия такого морфинга тоже напоминает работу шейпинга в осцилляторах. Функция биполярна, глубина воздействия регулируется как в положительную, так и в отрицательную сторону от нуля.
Изменение параметра Contour модифицирует первую гармонику любого колебания, простого или сложного. Различные "надстройки", присущие сложным волновым формам, изменяются опосредованно, то есть меняется не форма, а лишь амплитуда частичных тонов.
Результат воздействия на типичные простые формы таков. Синусоида в предельных случаях может превращаться в треугольник (при отрицательных значениях параметра) и в прямоугольник (значения выше нуля).
Треугольное колебание становится неравнобедренным, с различной крутизной фронтов. В предельном случае из него формируется пилообразное колебание с короткой атакой и длинным спадом (параметр Contour равен -63), либо длинной атакой и коротким спадом (+63).
Пила при крайних отрицательных значениях параметра вместо линейного приобретает экспоненциальный спад, а при крайних положительных превращается в прямоугольник.
Для прямоугольной волны всякие изменения Contour означают только изменение ширины импульса.
Для любого LFO можно использовать функцию Key Follow, позволяющую изменять частоту генерации в зависимости от высоты взятой ноты. Максимально возможная крутизна функции, то есть изменение частоты LFO, — в два раза на одну октаву.
Частоту модулирующих колебаний (Rate) можно синхронизировать с сообщениями MIDI Clock. В полифоническом режиме работы с ручной настройкой Rate генераторы стараются оживить звук. Для этого они формируют для каждой взятой ноты немного отличающиеся по частоте колебания.
Вышеописанные параметры в основном доступны с лицевой панели, посредством вращения ручек. Если же забраться в меню LFO, то можно изменять еще целый ряд параметров. Например, выбрать режим работы Mono или Poly, что имеет актуальность для полифонических (не одноголосных) пэтчей. В первом случае (Mono) все голоса осцилляторов будут работать с единственным LFO. То есть любое количество звуков будет модулироваться совершенно синхронно. Во втором режиме (Poly) каждому голосу будет соответствовать свой собственный LFO. То есть, нажимая несколько разных клавиш, мы будем иметь независимую модуляцию для каждой ноты, каждого звука. Но с точки зрения пользователя, тем не менее, это будет все тот же один генератор, с одним комплектом настроек.
Параметр Trigger Phase в первых двух LFO задает начальную фазу генерации. Если установить нулевое значение параметра, то колебание при всяком нажатии клавиши стартует с произвольной фазой, а интервал значений от 1 до 127 соответствует диапазону от 0 до 360 градусов.
Включение параметра Envelope Mode переключает LFO в одноцикловую генерацию. То есть, при нажатии клавиши будет возникать только один период модулирующего колебания, так же как это происходит в генераторах огибающей. В других синтезаторах такой режим иногда называется One Shot.
В разделе LFO пользовательского мануала я обнаружил небольшую странность. В подразделе Env Mode каждого из трех генераторов можно найти изображение экрана дисплея, комментирующее этот параметр. Но в качестве возможных значений там нарисованы не On или Off, а почему-то Poly. Возможно, это сказываются изменения в операционной системе, поскольку руководство было составлено для версии 5.0, а у меня в синтезаторе была установлена 6.5. Как реально выглядит данная страница меню в пятой версии, я не видел. Но возможно, что это просто ошибка. На той же странице руководства, почти рядом, есть изображение меню LFO в разделе Mode. И выбранное значение на картинке — тоже Poly. Но здесь оно на своем месте.
В экранном меню можно отдельно настроить глубину модуляции нескольких параметров. В меню первого LFO глубина модуляции регулируется отдельно для следующих параметров: высота первого и второго осциллятора независимо, параметр Pulse Width совместно для двух осцилляторов, резонанс обоих фильтров сразу, Filter Gain (входной уровень в секции фильтров). Еще есть один свободно выбираемый параметр с отдельно изменяемым уровнем модуляции. "Свободно выбираемый" — значит, практически любой. В списке этих параметров больше сотни, поэтому даже на простое перелистывание и чтение списка может понадобиться немало времени. Среди прочих целей там можно найти, например, продолжительность нот в арпеджиаторе или даже номер паттерна. Соответственно, при работающем арпеджиаторе можно простым введением модуляции добиться значительного изменения звуковой картины.
Доступные настройки второго LFO в целом такие же. Отличаются только индивидуальные цели модуляции. Здесь есть параметр Shape двух осцилляторов совместно, отдельно частота среза первого и второго фильтров, панорама и FM Amount.
Третий LFO отличается сильнее. Установки Clock, Mode, Env Mode идентичны, но здесь выбирается только одна цель модуляции из списка: Osc 1 Pitch, Osc 2 Pitch, Osc 1+2 Pitch, такая же комбинация, но только с Pulse Width, и параметр Syncphase. Последний параметр определяет разность фаз между первым и вторым осциллятором, когда они работают в режиме синхронизации. Соответственно, синхронизированные осцилляторы можно дополнительно оживить, модулируя не только высоту одного из них, как это часто делается, но и фазовое согласование.
Еще один параметр в третьем LFO, Fade In, позволяет вносить задержку начала модуляции.
Эффекты представлены практически стандартным для такого рода аппаратов набором. Если почитать краткую спецификацию синтезатора, то можно обнаружить там строчку "98 одновременно работающих эффектов". Эту цифру, конечно, следует воспринимать с поправкой на мультитембральность, так же как и 16 арпеджиаторов. То есть, одновременно в таком количестве они работать могут, но типов эффектов значительно меньше указанной цифры. Перечень доступных алгоритмов таков: реверберация (с синхронизируемым по MIDI параметром предварительной задержки), трехполосный эквалайзер, фейзер (до шести полос с фильтрами четвертого порядка), дисторшн/сатуратор (с изменяемыми параметрами), синхронизируемый с MIDI Clock хорус, дилей (с полиритмическими паттернами), 32-полосный вокодер, кольцевой модулятор и усилитель (Analog Boost).
Под привычными названиями, как выясняется, скрываются не вполне обычные возможности. Например, ревербератор с дилеем находятся в одном меню и одновременно работать не могут. Или задержка, или реверберация. В меню есть страница с названием Delay/Reverb Mode. В списке доступных режимов можно найти Delay, Reverb, Rev+Feedback, после чего следует приличный набор вариантов Delay с разным соотношением задержек правого и левого каналов, а также ритмических паттернов.
Ревербератор имеет несколько типов помещений и выделенную настройку ранних отражений. Есть установка времени затухания реверберации и поглощающей способности поверхностей (damping). Ревербератор в целом мне понравился. Даже в самом "долгоиграющем" режиме, когда выбран тип Ambience и установлено гигантское время затухания, реверберация мне не досаждала. Она просто была.
В зависимости от выбранного режима для этого эффекта изменяются названия соседних страниц меню. Если выбрать тип "задержка", то на следующей странице можно найти параметр Clock (привязка к длине нот). Если не привязываться к ритму, то время задержки можно регулировать в абсолютных единицах, а именно в миллисекундах.
Здесь есть еще встроенный LFO, или модулирующий генератор. В пользовательском руководстве этому посвящен целый абзац, где глубокомысленно сказано, что этот генератор модулирует задержку. Причем слово Delay написано с большой буквы, что неверно, поскольку речь в действительности идет не об эффекте, а о единицах измерения. Я из-за этого не сразу понял, о чем там вообще сказано.
Итак, после заявленной "модуляции Задержки" в руководстве написано следующее (привожу дословно). "The Delay LFO modulates the left and right sides of the signal antiphase, which generates a true stereo effect. Wenn das Delay fur rhytmische Effekte verwendet wird, dann sollte die modulationstiefe moglichst gering eingestellt werden oder auf Null gestellt werden, da die LFO-Modulation das Timing des Delays beeinflusst."
Понимаете, о чем идет речь? Замечу, что руководство пользователя первоначально составлялось на немецком языке, после чего переводилось на английский. Это, кстати, чувствуется с первых страниц — читать довольно сложно из-за своеобразной структуры предложений. В Англии так не говорят. А в приведенном отрывке на самом интересном месте вдруг такой конфуз. Забыли перевести. Я, к несчастью, не владею немецким языком наравне с английским, и кроме слов "fur rhytmische Effekte" в данном куске текста разве что слово "gering" считаю знакомым, да и то из курса истории и, к тому же, начинающееся с большой буквы. А уж все эти "верден одер ауф нулл гештальт" и вовсе звучат как стихи с ускользающим смыслом.
Электронный переводчик, которого я попросил помочь, тоже почему-то не понял некоторых слов и под этим предлогом отказался сделать толковый перевод.
Но, насколько мне удалось понять, в немецкой части текста говорится о том, что вводить модуляцию задержки (Delay Depth) нужно понемногу, поскольку она изменяет собственно время задержки. Ну, наконец-то! Признались все-таки! Из английской же части текста становится понятным, что модуляция времени задержки проводится противофазно для левого и правого каналов, чтобы получить хороший стереоэффект.
Параметр Delay Shape определяет форму колебания LFO, что, в свою очередь, влияет на характер изменения звука. Согласитесь, есть разница между плавным "уплыванием" звука (с треугольным модулирующим сигналом) и резкими скачками, вызванными прямоугольной модуляцией. Частоту LFO (Delay Rate) можно менять в довольно широких пределах.
Эту замечательную модуляцию я хочу продемонстрировать наглядно. Глубина эффекта во многом зависит от изначально установленного времени (Delay Time), поскольку, чем выше его абсолютное значение, тем шире получается диапазон изменения времени задержки при модуляции. В файле Delay_mod (616 Кб) приведены образцы звука, в котором постепенно изменяется параметр Delay Rate (скорость модуляции времени задержки). Вначале записан образец с установленной задержкой около 40 мс, а затем кусочек звука, в котором она составляет около 160 мс. В самом конце файла записан "обратный" проход — это когда скорость модуляции изменялась от максимума к меньшему значению.
Дисторшн тоже предлагает значительную свободу действий. Эффект имеет несколько режимов работы, отличающихся воздействием на звук. Есть несколько уровней "аналогового" искажения сигнала, есть цифровой режим (Digital) с жестким неблагозвучным искажением, есть такие вещи, как Bitreducer и Ratereducer, имитирующие понижение, соответственно, разрядности (с генерацией шума квантования) и частоты дискретизации.
В режиме Rectifier процессор пытается выпрямлять поступающий сигнал, формируя очень сочный эффект. Образец работы этого ректификатора предлагаю прослушать в файле Distort_rectif (203 Кб).
Фейзер звучит довольно жирно, причем добавление частотных полос, как мне показалось, иногда делает звук более сухим и трескучим, хотя и сочным. А такой параметр, как Spread, позволяет получить хорошо разнесенный в пространстве звук. Введение обратной связи позволяет формировать металлическое звучание эффекта. Аналогичное, в принципе, действие параметр Feedback оказывает на эффект хоруса.
Эффект Analog Boost успешно справляется с поджирнением звука, дополнительно усиливая выбранные частотные области. До овердрайва он еще не дотягивает, но в паре с эффектом дисторшн (да и без него тоже) может мягко, но заметно уплотнить звук. В классическом применении он призван поднимать усиление на низких частотах. Но здесь можно изменять не только интенсивность эффекта, но и усиливаемую полосу частот. Для этого есть параметр Tune, с помощью которого можно перемещать усиление от низкочастотной области до среднего или даже средне-верхнего диапазона частот.
Эквалайзер прост, но эффективен. Он состоит из двух полочных фильтров, верхнего и нижнего, и полосового фильтра в середине. Полки построены на фильтрах первого порядка, полосовой фильтр — второго порядка. Центральную частоту полосового фильтра можно двигать от 20 Гц до 24 кГц. Добротность регулируется от 0,3 до 15. Оба параметра заведены на регуляторы лицевой панели.
Для демонстрации работы эквалайзера я приготовил два небольших звуковых примера. Первый называется EQ (284 Кб) и содержит две части. В первой части показан исходный звук пэтча, во второй — тот же пэтч, но с эквализацией. Полки подняты до +16 дБ, середина опущена на 16 дБ в районе 3 кГц.
Во втором примере (файл EQ_glide, 206 Кб) показано скольжение центральной частоты ПФ (я крутил ручку) сверху вниз и обратно. Добротность была установлена на 8.
Про остальные эффекты специально говорить не стану — там нет ничего необычного. Несколько слов заслуживает вокодер. Для него реализована гибкая внутренняя коммутация. Достаточно сказать, что в качестве несущей может выступать сигнал осциллятора, шум или же сигнал с внешнего входа (в классическом варианте — человеческий голос). Соответственно, в качестве источника модулирующего сигнала может выступать не только внешний вход, но и осциллятор. Банки анализирующих фильтров могут быть промодулированы LFO. Здесь можно воздействовать на частоты среза, резонанс, параметры огибающей — все это подробно перечислено в пользовательском руководстве.
Нужно еще отметить, что вокодер и ревербератор/дилей могут использоваться только в единичном включении. То есть, их можно назначать или на общий выход, или только на одну часть при мультитембральной работе. Остальные эффекты (кольцевая модуляция, дисторшн, analog boost, фейзер, хорус, эквалайзер) могут использоваться как угодно во всех частях перфоманса.
Матрица модуляции выполнена в размере "шесть на девять", что означает шесть источников и девять целей модуляции, которые могут работать одновременно. Первый, четвертый, пятый и шестой источники имеют по одной цели, второй источник — две цели, третий — три. Соответственно, есть возможность при максимально используемом количестве источников назначать синхронную модуляцию сразу трех целей.
Но сам по себе размер "шесть на девять" — это всего лишь контейнер. Для заполнения его ячеек в качестве источников можно выбрать любой из 27 параметров. Это могут быть сообщения клавиатуры или колеса модулятора, педали, LFO, огибающие, контроллеры и так далее.
Целей модуляции (полный список приведен в руководстве пользователя) я насчитал 122 штуки. Похоже, нет такого параметра звукообразования, который бы нельзя было модулировать. Назначив пару "источник — цель", на отдельной страничке меню можно установить необходимую глубину модуляции для каждой такой пары.
Это, говоря условно, можно назвать автоматическим режимом модуляции. Но ведь есть еще два назначаемых регулятора. Они тоже могут использоваться как элементы ручного управления различными параметрами — любым из 118. И вся эта многомерная конструкция сохраняется в памяти отдельно для каждого пэтча.
Заканчивая описание структуры звукообразования, не могу не упомянуть специальную функцию Random Patch. Она может использоваться в качестве подручного средства при поиске новых звуков. Для ее работы нужно только выбрать количество изменяемых параметров и возможную глубину их изменения. После этого можно просто нажимать кнопку на лицевой панели синтезатора. Каждое нажатие приводит к случайному изменению звука в соответствии с выбранной моделью. Все это напоминает калейдоскоп — каждый маленький поворот трубки дает новый неожиданный рисунок.
Звучание
Теперь, наконец, можно поделиться впечатлениями от работы с синтезатором.
Помню, как только появился первый Вирус, я заинтересовался этим аппаратом. Сам синтезатор я тогда так и не увидел, но через некоторое время ко мне в руки попала библиотека семплов формата Akai, целиком состоящая из звуков этого синтезатора. Послушав ее, я надолго потерял интерес к синтезатору, поскольку услышанное в ней меня и разочаровало, и удивило, и оттолкнуло. Более грязных и хриплых звуков я в жизни не слышал. Считается, что синтезатор служит делу создания музыки, но музыкальность хрипа и скрежета лично у меня под большим вопросом. И мода с конъюнктурой здесь не советчики — они вполне могут постоять в стороне. Не имея под рукой первенца компании Access, я, к сожалению, так и не смог узнать: действительно ли аппарат был такой ужасный, или это составитель библиотеки проявил непозволительную предвзятость и собрал коллекцию самых зловещих звуков, какие только смог найти.
Тем интереснее было попробовать в деле аппарат нового поколения. Оставив в стороне эргономические свойства рэковой версии, могу сказать, что за такие синтезаторы можно ставить памятники. Теперь, кстати, у меня появилась новая ассоциация со словом Virus, хотя и на старую тему ("если вирус — значит заразный"). Этот синтезатор вполне способен заразить музыканта своей энергией. Удивительно также, что он очень послушен, и выкрутить нужный звук можно довольно быстро. Какие-то особенные изыски, конечно, потребуют более кропотливой работы, ведь инструмент не настолько прост, но это вполне оправданные затраты времени. И оторваться от такого чуда довольно сложно.
Инструмент очень креативен. Меня всегда удивляло: как получается, что тот или иной звук может вызвать то или иное ощущение? Казалось бы, что особенного в звуке как таковом? Но что-то все-таки есть, поскольку, когда я слышу интересный тембр, пальцы сами начинают бегать по клавиатуре, выискивая наиболее адекватное отображение услышанному. В такие моменты под пальцами очень часто рождается что-то новое, о чем мгновением раньше как будто и не имел представления.
Чтобы не быть голословным, предлагаю прослушать еще несколько звуковых примеров. Кажется, я уже упоминал, что пресетные пэтчи составлены очень толково, и для первого знакомства с возможностями синтезатора даже необязательно забираться в дебри его программирования. По этой причине основная часть примеров записана с использованием готовых пэтчей и практически без дополнительных манипуляций. Во многих случаях я использовал в названии файла номер оригинального пэтча в банке и букву самого банка.
Первый пэтч в первом банке носит имя "увертюра". Это широкий переливчатый подклад. С его помощью я и записал что-то вроде увертюры. Наверное, надо было ей придумать соответствующее название. Например: "Введение в прикладную вирусологию". Но я назвал файл просто, по имени пэтча: A0_Overture (706 Кб).
Представьте, что вы вошли в храм и стоите у самого входа. Внутри немного сумрачно, но через окна пробиваются лучики солнца, в которых видны пылинки. И все внутреннее пространство пронизано такими светлыми и немного пыльными полосками. А из самой глубины мягко доносятся звуки органа. Именно такую картину я увидел, начав играть на таком органе (файл называется A104_Shine_Chr, 220 Кб).
Следующие два примера показывают использование исполнительской техники для воздействия на звук. В файле Arp-morph (418 Кб) я вращал колесо модулятора в процессе игры. В пэтче на это колесо были заведены сразу несколько параметров из разных узлов: огибающая, фильтр, FM-модуляция. Звук периодически меняет атаку и начинает скольжение в этой фазе, приобретает звонкость и небольшой FM-привкус, затем вновь смягчается.
Следующий пример — жирный синтетический стрингс. Я начал играть умеренно энергично, затем смягчил атаку, легче ударяя по клавишам. Стрингс тоже смягчил атаку и начал выплывать неспешно, как бы издалека. Файл называется C12_commerse (496 Кб).
В файле C21_devlish (196 Кб) показано мягкое соло, сыгранное плотным синтетическим звуком.
Файл D12_bubble (97,6 Кб) содержит образец синтетического эффекта. Не знаю, с чем его лучше сравнить, поскольку слышу в нем одновременно скрип ржавых дверных петель и бульканье каких-то пузырьков. Возможно, эта дверь висит под водой — вот и заржавела.
Файл D15_choir (180 Кб) показывает распевы синтетического хора. Для синтетики очень даже неплохо.
Еще один образец "искусственной реальности" показан в файле D20_dance_piano (117 Кб). Это действительно звук какого-то усредненного электрического пиано, вполне пригодного для электронной музыки.
А вот в пэтче, который представлен файлом D60_mark1 (155 Кб), совершено поползновение на воспроизводство звука Rhodes. И сделано это, на мой взгляд, весьма недурно.
Мягкий обволакивающий сольный звук можно послушать в файле D61_mars (320 Кб). Подобные звуки мне доводилось слышать в семпловоспроизводящих синтезаторах. Не с Вируса ли их записывали?
В файле D63_Mello_Vln (449 Кб) изображена синтетическая скрипка. Для явной синтетики скрипка смотрится весьма реалистично, особенно если не лезть в низ ее диапазона. В качестве темы я использовал известный фрагмент (хор девушек) из оперы "Князь Игорь" А. П. Бородина, сыгранный поочередно в разных октавах.
Типичный пример использования двух фильтров в одной упряжке можно послушать в файле D113_tuva (331 Кб). Это имитация горлового пения. Найденная составителями форманта здесь просто закреплена связыванием частот среза фильтров. Их синхронное изменение происходит легким поворотом колеса модулятора.
Файл DX_pianos (302 Кб) представляет поочередно два электропиано, составленные с помощью FM-модуляции и записанные в соседних пэтчах.
В файле Hammond (340 Кб) представлен, конечно же, орган Хаммонда, собранный средствами Вируса. Лично мне этот звук кажется узнаваемо-хаммондовским и симпатичным.
В файле Hand_piano (139 Кб) записан звук жуткого электрического пиано, который я составил из подвернувшейся под руку подходящей волновой формы. В фазе затухания последних звуков слышен сам первоисточник и даже некоторое количество использованных модуляционных процессов.
В файле FLooton (327 Кб) изображено нечто вроде синтетической дудки. Причем, вряд ли это флейта — скорее, что-то очень восточное. И сам звук, и та тема, которая у меня вышла из-под пальцев. Хитрый переход основной частоты звучания достигается поворотом колеса модулятора. Что именно туда заведено, я не проверял, хотя догадаться можно.
Готовые перфомансы покажу в минимальном количестве, лишь два небольших примера. Один из перфомансов представляет в разных частях клавиатуры разные звуки. Справа это подклад с внушительным уровнем эффекта Delay, а слева — басовое арпеджио. Я вначале взял несколько аккордов правой рукой, а затем подыграл им левой (файл называется Perf_m3, 386 Кб).
Еще один перфоманс составлен из мягких звуков и без разделения клавиатуры. Звучит он, на мой взгляд, весьма романтично. С его помощью я в две руки отыграл небольшую зарисовку в стиле Dream (файл Perf_m7_Abyssus, 929 Кб).
Напоследок хочу продемонстрировать две полноценные миниатюрные композиции. Первую из них я написал в стиле транс, причем выбрал достаточно мягкое его направление, ибо не очень люблю скрежет. Композиция практически целиком (а это примерно 16 треков) собрана на звуках Access Virus. Причем редактированием пресетов я почти не занимался, поскольку посчитал их вполне удачными. Единственное исключение из полной "вирусности" звуков составляет вспомогательная ритмическая дорожка, которую хорошо слышно в начале композиции. Дело в том, что в синтезаторе легко нашлись замечательные трансовые бочки и хеты, но прочих барабанов в готовом виде оказалось мало. Чтобы сэкономить время, я взял готовый барабанный луп из семплерной библиотеки, обработал его до получения металлического звучания и поместил в микс.
Порхающие и мельтешащие звуки получены с использованием штатного арпеджиатора. Развертка басовой линии делалась практически вживую, поскольку частота среза фильтра в пэтче заведена на колесо модулятора. Поэтому я сначала записал эту партию в MIDI-редактор, а при воспроизведении потихоньку двигал колесо в нужном мне темпе.
Нечто вроде соло, сыгранное псевдочеловеческим голосом, тоже модулировалось колесом. Думаю, понятно, что второй фильтр в этом случае работал в ведомом режиме и изменял частоту среза синхронно с первым.
С удовлетворением отмечаю, что звуки в миксе не замазываются и не пытаются замаскировать друг друга. Файл называется Trance_mix (1,83 Мб).
Вторая композиция записана в более свободном стиле. Собственно, я решил ее записать почти случайно. Субботним днем посмотрел в окно, а там лил дождь, и вообще было как-то мрачновато. Ну и под настроение руки сами начали искать что-то меланхоличное. Правда, ближе к окончанию композиции меланхолии в ней как-то поубавилось, звучание стало более энергичным. Но название я все же решил оставить немного печальным (файл Sorrow_mix, 1,15 Мб).
Здесь тоже использована вспомогательная дорожка с ударными. Все прочие четырнадцать треков, бочка, хеты, бас, подклады, арпеджио и даже орган — все сыграны пресетными звуками синтезатора.
Заключение
В целом инструмент звучит жирно и плотно, но не "мажет" звук. При этом я бы не стал выдавать эти субъективные впечатления за оценку характера звука или синтезатора в целом. При всей своей плотности звук может быть совершенно разноплановым. То это легкая скрипка, то шорох ветра, то раздирающий барабанные перепонки хруст и скрежет. Или — оленеводы Крайнего Севера со своими гортанными криками. Перевоплощение синтезатора происходит легко и естественно. И, кстати, не последнюю роль в формировании нужного звука играют эффекты. Если говорить о каких-либо абстрактных эффектах, без привязки к конкретному синтезатору, то мне было бы не так просто представить, сколь сильно можно изменить звук использованием только параметрического эквалайзера и дисторшна. Но в Вирусе я это очень хорошо прочувствовал. Все эти аналоговые и цифровые усиления, перегрузы, "квазипересемплирование", эквализация и прочее придают аппарату своеобразный шарм синтезаторного всемогущества.
Мне кажется, что Вирус не вполне соответствует определению "квазианалоговый синтезатор", он его перерос. Потому что приставка "квази" означает "как будто", то есть подразумевается подобие аналоговому синтезу. Подобие, конечно, сохранилось, но синтезатор шагнул дальше. Если взглянуть хотя бы на список первичных волновых форм осцилляторов, то становится понятно, что традиционные аналоговые синтезаторы оказались бы в большом затруднении, попытайся они создать подобные формы. Во всяком случае, это была бы уже настолько громоздкая схемотехника, что ни о каких рэковых или небольших клавишных инструментах можно было не думать. Только шкаф. А скорее всего — два.
Так вот, я остался очень доволен синтезатором. Это весьма гибкий, мощный, но без "зауми" инструмент. Я бы даже рискнул предположить, что его способностей хватит на то, чтобы быть востребованным практически в любом современном музыкальном направлении. А уж если говорить о "чистой" электронной музыке, то здесь мое предположение переходит в уверенность.
К сожалению, клавишные версии Вирусов довольно дороги, и только настольный или, тем более, рэковый варианты менее "кусачие". Но при всем этом свою цену синтезатор оправдывает полностью.
В разговорах музыкантов нередко можно услышать о том, что "вот эти два синтезатора хорошо дополняют друг друга". Такое действительно встречается, например, тогда, когда один из них категорически отказывается "рычать", а второй — наоборот, не может играть ласковым голосом. Что касается Вируса, то он мастерски справляется с самыми разноплановыми задачами. Поэтому, если вы заняты поисками универсального инструмента для создания современной музыки, то, возможно, вам стоит обратить внимание именно на Вирус.
Saturation (172 Кб)
Unison (298 Кб)
Delay_mod (616 Кб)
Distort_rectif (203 Кб)
EQ (284 Кб)
EQ_glide (206 Кб)
A0_Overture (706 Кб)
A104_Shine_Chr (220 Кб)
Arp-morph (418 Кб)
C12_commerse (496 Кб)
C21_devlish (196 Кб)
D12_bubble (97,6 Кб)
D15_choir (180 Кб)
D20_dance_piano (117 Кб)
D60_mark1 (155 Кб)
D61_mars (320 Кб)
D63_Mello_Vln (449 Кб)
D113_tuva (331 Кб)
DX_pianos (302 Кб)
Hammond (340 Кб)
Hand_piano (139 Кб)
FLooton (327 Кб)
Perf_m3 (386 Кб)
Perf_m7_Abyssus (929 Кб)
Trance_mix (1,83 Мб)
Sorrow_mix (1,15 Мб)
07.11.06 23:43
AK
Люди добрые!
Это, что, все звуки с VIRUS ?
Если никто ничего не напутал местами - то это чума!!!
22.01.07 14:00
portoponte
Не напутали. Это ОН!
07.02.07 12:54
AK
уфтыы, могёт! =))
05.01.08 21:18
Check_oFF
Да.. Он еще как может!!!
09.01.08 14:39
Браззза Ниггга
А как можно связаться с Владимиром САПРЫКИНЫМ?
Статья супер, но у меня остались вопросы...
10.01.08 15:23
Владимир Сапрыкин
Для "Браззза Ниггга"
Если очень нужно, Вы можете оставить здесь свой адрес, я с Вами свяжусь. Только у меня нет сейчас этого инструмента, что-то уже подзабылось за три года, так что конкретно по этому аппарату может быть и не смогу помочь. Если же что-то более общее, то - пожалуйста.
11.01.08 09:29
Браззза Ниггга
Просто у меня чёт толком не удаётся его вписать в остальной сетап. Вопрос о том как вы демки полные делали Trance_mix и Sorrow_mix.
я просто только недавно стал перелазить с софта на железо.
11.01.08 10:03
Владимир Сапрыкин
Как раз эти демки я полностью делал в компьютере. Записывал поочередно дорожки (по одной или сразу парами), укладывал в многодорожечную сессию в Cool Edit Pro и прямо там микшировал. Учитывая его жирный звук, нужно или микс делать проще, чтобы остальным инструментам "хватило места", или же так подчеркивать его звук (фильтрами, эффектами), чтобы можно было легко снизить его уровень до приемлемого баланса с прочими инструментами, сохранив в то же время его читаемость.
11.01.08 16:56
Браззза Ниггга
Ясно. Я не в том смысле что в миксе. Я думал как к секвенсору правильнее прикрутить чтобы с остальными железками синхорнизировалось и стоп\плей-елось. Может разговор всё же по почте? А то здесь явно не чат ;-) и каждый раз статью грузить не хочется...
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.
|