Начало
 
 


Семплеры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Amazing Sound CDxtract

Сергей НЕЧИТАЙЛО
Музыкальное Оборудование
июнь 2000

Программа для работы с семплерными библиотеками.

Сегодня семплеры широко используются как в ультрасовременных танцевальных направлениях, так и в более традиционных стилях, характерных не только секвенсорными забивками, но и живым исполнением. В самом деле, семплер можно (да и, наверное, нужно) использовать не в качестве шарманки, а как универсальный музыкальный инструмент, способный существенно обогатить звуковую палитру. Универсальность же семплеров заключается в том, что их пэтчи могут одинаково звучать при воспроизведении на разных аппаратах. Но... Во-первых, полная идентичность может достигаться лишь на семплерах одного производителя (и то, - иногда даже близкие модели звучат по разному). Во-вторых, к большому сожалению, фирмы, производящие такую аппаратуру, в силу разных обстоятельств (технических, коммерческих и других) не имеют единого стандарта как в формате пэтчей, так и в формате носителей, на которых распространяются библиотеки (дискеты, компакт-диски и т. п.). Это создает определенные трудности при работе. Ну не покупать же специально какой-нибудь очередной E-mu, если твой любимый Kurzweil не может загрузить пару понравившихся оттуда пэтчей? И наоборот.

С автономными семплерами еще полбеды - так или иначе они могут "общаться" между собой. В большинстве современных моделей есть конверторы популярных форматов, таких, как Akai, E-mu, Roland и т. п. Конечно, это не значит, что переконвертированные пэтчи зазвучат точь-в-точь как оригинальные, поскольку многое зависит от конструктивных особенностей того или иного семплера - "почерк" фильтров, специфика огибающих, уникальность процессора эффектов и т. д. Но уж такие данные, как сами семплы, их раскладка по клавиатуре, зоны динамики (velocity) и слои (layers), чаще всего переносятся без лишних проблем.

Иначе дело обстоит с компьютерной техникой - ведь существует целое море звуковых плат, имеющих семплер "на борту". Кроме того, в последнее время появилось немало и программных семплеров. Тут фантазии разработчиков развернулись на полную катушку - как правило, каждая новая плата предлагает свой формат пэтчей. Причем пользователям от этого сплошные неудобства - совершенно очевидно, что ни один серьезный производитель библиотек не возьмется, очертя голову, за поддержку еще не зарекомендовавшей себя новинки. В результате несчастные обладатели таких плат получают в комплекте пару банков, которые даже с игрушками воспроизводить противно. Очень часто это создает негативное впечатление и о самой плате, что бывает несправедливо, так как при загрузке в нее качественных семплов плата начинает звучать намного лучше. Приходится искать выход из положения. Однако создать качественный пэтч - далеко не простое дело, так как, не говоря уже о качественном семплировании, надо разбираться еще в куче нюансов (выбор позиций петли, формы огибающей, установок модулирующих генераторов и т. п.). Не проще ли вместо изобретения очередного велосипеда "перерулить" готовые фирменные банки? Тем более, что на звуки тоже существует своя мода, и иногда требуется не просто смоделировать какой-то тембр, а точно воспроизвести звучание услышанного электронного инструмента.

Как известно, спрос рождает предложение. Вот и появились программы-конверторы, позволяющие решать подобные задачи (самым известным и мощным инструментом этого типа является программа Awave). И все бы хорошо, но остается проблема другого рода. Дело в том, что для работы того же Awave необходимо иметь исходный материал на жестком (или на гибком, или на CD) диске компьютера. А подавляющее большинство носителей семплерных библиотек (таких, как Akai, Roland, Kurzweil, E-mu, Ensoniq и др.) имеет файловую систему, несовместимую с PC. То есть дисковод (а точнее, операционка) компьютера попросту не прочитает такой компакт. Так что, как ни крути, а придется искать специальную программу, способную справиться и с этим. Одна из них - CDxtract от Amazing Sound.

Особенности
Изначально программа называлась Akai CDxtract (она появилась чуть больше года назад) и предназначалась для чтения на PC компакт-дисков формата Akai S 1000/3000. Главное удобство заключалось в том, что библиотеку можно было не только прочитать, но и "пощупать" - проиграть через выход звуковой платы выбранные семплы и сохранить их на жестком диске компьютера, как стандартные WAV файлы, причем с фирменными установками петель (loops). Программу можно было скачать с сайта автора (Bernard Chavonnet) в виде демо-версии, а за небольшую денежку можно было купить регистрационный ключ. Конечно, это было лишь полдела - для полного переноса пэтча на другую платформу приходилось вручную набирать раскладку семплов, рулить фильтры и огибающие. Но основу - семплы - стало возможно заимствовать с фирменных дисков.

С тех пор Akai CDxtract подвергся существенным изменениям. Надо отдать должное автору за то, что он не воспользовался дурным примером тех фирм, которые с каждой новой версией своих продуктов все больше маскируют кривую сущность красивым интерфейсом, а полностью переписал ядро программы. Итак. Совершенно не случайно из названия убрано слово Akai: благодаря открытой архитектуре нового "движка", список распознаваемых форматов не ограничивается одним Akai - начиная с версии 3.0, добавлена поддержка Roland S-7xx, а в дальнейшем можно ожидать увеличения числа форматов. Кроме того, программе не важно, в какой CD-ROM вы будете пихать компакты, - в SCSI привод или более распространенный и дешевый ATAPI (IDE). А по SCSI шине CDxtract может читать вообще любой носитель, будь то отформатированный семплером Akai или Roland жесткий диск, ZIP или магнитооптика.

Рис. 1

Последняя версия программы (3.2 - рис. 1) позволяет не только осуществлять чтение и просмотр содержимого таких носителей (включая проигрывание семплов через выход звуковой платы), но предлагает еще несколько важных функций. Как и раньше, семплы можно сохранять в виде стандартных звуковых файлов, но, помимо обычных WAV файлов, добавлен и формат AIFF. Кроме того, специально для пользователей программ, работающих с лупами (как, например, ACID) введена возможность сохранения вместо целого семпла лишь его закольцованного участка (петли). Но самым, на мой взгляд, главным достоинством программы стала функция конвертирования пэтчей. В списке поддерживаемых форматов экспорта представлены семплеры всех типов - и аппаратные, и несколько популярных звуковых плат, и программные синтезаторы/ семплеры.

Это - пэтчи новой серии семплеров Akai S 5000/6000 (в ней инженеры Akai использовали не только стандартную для PC файловую систему FAT32, но и сами семплы представили в виде WAV файлов), файлы с расширением AKP.

Это - пэтчи для программы MESA (специальная утилита, позволяющая управлять семплерами Akai с компьютера по SCSI протоколу, в том числе загружать в них звуки), файлы S3P.

Это - ставший популярным в последнее время формат SoundFont 2.0 (файлы SF2), использующийся в плате SBLive, а также в платах Terratec, Emu APS, некоторых виртуальных синтезаторах, таких, например, как Seer Systems Reality.

Это - раскладки семплов для знаменитого программного синтезатора Reaktor от Native Instruments, файлы MAP.

И это, наконец, пэтчи для системы Creamware Pulsar, файлы с расширениями P и S.

Если же экспортных форматов CDxtract вам недостаточно, то для переруливания пэтчей в нужный формат можно использовать Awave.

На сайте www.cdxtract.com (видно, дела пошли хорошо: и сайт специальный появился, и издатель с красивым именем нашелся - Amazing Sound) проводится опрос: какие бы новые форматы пользователи желали видеть в программе? Среди ответов есть Akai S 2000 и MPC 2000/3000, E-mu EOS, BitHeadz Unity DS 1, Ensoniq EPS/ASR, Nemesys GigaSampler, Yamaha A 3000, Guillemot ISIS Maxi Studio, Digidesign Sample Cell, Kurzweil, Roland S 550 и Korg Trinity/Triton. Также выясняется мнение общественности по поводу поддержки программой других платформ и операционок - MacOS, Linux x86, Linux PPC, Linux Alpha, BeOS x86 и BeOS PPC. Помимо конвертирования, CDxtract позволяет создать файл отчета о конкретной библиотеке в виде HTML документа с указанием всех разделов (Partitions), томов (Volumes), пэтчей (Programms) и семплов (Samples). Кроме того, прочитанные диски можно заносить в базу данных и впоследствии осуществлять по ней поиск.

Приобретение, системные требования и инсталляция
Программа CDxtract продается в двух вариантах: для частного использования (Private Use), и так называемая профессиональная версия, предназначенная для тех, кто занимается коммерческим распространением пэтчей и семплов, полученных посредством конвертирования. Функционально они отличаются лишь возможностью поставить на конечном продукте свой копирайт. Зато по цене разница внушительная - обычная версия стоит $69, в то время как профессиональная - $345. Зарегистрированным пользователям предыдущих версий предоставляется существенная скидка - так, за модернизацию до версии 3.2 придется заплатить всего $39. Приобретение программы осуществляется через Интернет. Сначала надо скачать демо-версию CDxtract, затем перечислить Amazing Sound требуемую сумму (по кредитной карточке, например, или банковским переводом), заполнить соответствующую форму на специальной странице сайта, и через некоторое время по электронной почте вы получите регистрационный ключ (вроде пароля), который активизирует все отключенные в демо-версии функции программы (демо-версия позволяет работать только с первым разделом диска). К сожалению, Интернет в нашей стране есть еще не в каждой квартире, так что кому-то из вас придется обратиться за помощью к знакомым.

Своими системными требованиями CDxtract заставит расплыться в блаженной улыбке самого желчного скептика - всего-то требуется компьютер с Windows 95/98 и приводом CD-ROM. Оно и понятно - никаких вычислений в реальном времени, операций с плавающей запятой и т. п. не требуется. Программа будет прекрасно работать и под Windows NT, но для этого надо вручную проинсталлировать в системе библиотеку ASPI32. Ознакомиться с подробным описанием этой процедуры можно на странице Support сайта.

Инсталляция CDxtract очень проста. Нужно лишь разархивировать и запустить на выполнение скачанный исполняемый файл демо-версии, точно следовать всем инструкциям и после установки открыть программу. Далее, в меню Help/Register (рис. 2) ввести ваш уникальный регистрационный ключ. Все, можно работать.

Рис. 2

Интерфейс и работа с программой
В рекламе интерфейс скромно называют "мечтой музыканта", так как программа написана "музыкантом для музыкантов". Что ж, доля правды в этом есть - интерфейс действительно удобный, и чтобы освоиться с программой, вовсе не обязательно изучать руководство.

Вся навигация по открытой библиотеке осуществляется с главной страницы программы (рис. 3). Страница разбита на две части. Слева расположены три колонки: Partition, Volume и Program/Sample. Это и есть "браузер" для дисков с пэтчами. Смысл Partitions и Volumes тот же, что у каталогов и подкаталогов в компьютере. В верхней части колонки Program/Sample находится список пэтчей текущего раздела, а в нижней - имена всех семплов. Сразу хочется отметить первое, на мой взгляд, неудобство - наверное, логичнее было бы не сваливать в одну кучу семплы целого раздела, а показывать лишь те, которые задействованы в выбранном пэтче.

 
Рис. 3  
   

В правой части главной страницы находится окно, куда выводится вся информация о выделенном объекте (пэтче или семпле). Кроме того, полоса вверху окна информирует о формате и названии текущего диска. Начнем, пожалуй, с пэтчей. Как видите (рис. 4), в начале отдельно показывается краткая информация о пэтче - имя, количество Keygroups (группа клавиш, на которую назначаются семплы), нотный диапазон, подстройка, транспонирование и т. п. Ниже (на синем фоне) перечисляются составляющие пэтч семплы с номерами их Keygroups и значениями диапазонов высоты и динамики (velocity).

Рис. 4

Более наглядно это можно посмотреть, нажав кнопку с изображением клавиатуры (слева внизу). В открывшемся окне структура пэтча показана, что называется, в графическом режиме (рис. 5). Это чем-то напоминает сетку Piano Roll секвенсора, только разноцветные прямоугольники - это не ноты, а семплы. По вертикали они показывают, сколько занимают нот, а по горизонтали - распределение по динамике (сетка значений подписана снизу), причем, если в какой-нибудь Keygroup присутствует два и больше семплов, то каждый показывается разным цветом. Также общий цвет меняется в зависимости от высоты нот - чем нота выше, тем оттенок светлее. Выделив мышью любой из прямоугольников, сверху можно прочитать информацию о нем и посмотреть огибающие амплитуды и модуляции (правда, весьма схематичные).

 
Рис. 5  
   

Вернемся на главную страницу. Чтобы сохранить пэтч в другом формате, нужно нажать клавишу Save (справа от кнопки с клавиатурой). В открывшемся меню (рис. 6) можно выбрать из списка требуемый формат, а также указать путь для сохранения.

Рис. 6

У обладателей профессиональной версии вдобавок будут полностью работать все функции меню Conversion Options (рис. 7), предоставляя возможность прилепить к отконвертированному пэтчу свой копирайт ("непрофессионалам" позволено лишь транспонировать пэтч при конвертировании).

Рис. 7

Это что касается пэтчей. Если же на главной странице в колонке Program/Sample выделить мышью семпл, то окно справа выдаст всю информацию о нем (название, основной тон, частоту дискретизации, наличие/отсутствие петли, длину и т. д.), включая и волновую картинку, где зона петли будет выделена синим цветом (рис. 8). Если в меню Options активизировать опцию Auto Play Sample, то его воспроизведение начнется автоматически. Очень удобно: щелк мышью по Partition, щелк по Volume, щелк по семплу - и, пожалуйста, - он уже играет, и картинку видно. Снизу окна расположены кнопки Play/Stop (для ручного воспроизведения) и Save (для сохранения в форматы WAV или AIFF). В параметрах конвертирования можно определить способ сохранения семпла - полностью, без петли и только область петли.

Рис. 8

Для удобства конвертирования большого количества семплов и пэтчей, в CDxtract предусмотрена функция Multisave, позволяющая за один присест сохранить целиком Volume, Partition, а то и весь CD (рис. 9). Можно выделить отдельно несколько разделов или томов и указать, что надо конвертировать - одни семплы или семплы с пэтчами. Если вам когда-нибудь приходилось "рулить" целые коробки дисков, вы, несомненно, оцените эту возможность.

Рис. 9

Да, много хорошего придумал Bernard Chavonnet, однако, реализовав прослушивание семплов, он почему-то не догадался сделать то же самое и для пэтчей. А ведь во многих пэтчах определенные нюансы звука создаются совсем не семплами, а всевозможными огибающими и модуляторами. Жалко, что автору не пришло в голову вставить в свой CDxtract хотя бы одноголосый программный синтезатор, как это было реализовано даже в самых первых версиях Awave.

Другие функции
Как я уже говорил, CDxtract может читать самые разные носители - компакт-диски, жесткие диски, магнитооптику и т. д. Список всех поддерживаемых устройств из числа имеющихся в системе приводится прямо в меню Open (рис. 10), - достаточно отметить одно из них при первом запуске программы. Если надо сменить привод в процессе работы, то после выбора следует дать команду Refresh из того же меню (или нажать клавишу F5).

Рис. 10

Помимо прослушивания и конвертирования аудиоданных, CDxtract позволяет сохранить в файле формата HTML всю информацию о диске. Иногда ее полезно распечатать и иметь перед глазами. Щелкнув мышью по названию меню Report, попадаем в подменю параметров создаваемого файла (рис. 11). Здесь указывается название диска, определяется, какие данные пойдут в отчет и на сколько колонок будет разбит конечный текст.

Рис. 11

Пример такого файла можно видеть на рисунке 12. Под буквой каждого раздела сгруппированы принадлежащие ему тома. Названия томов выполнены в виде ссылок, то есть, ткнув в них мышью, вы автоматически попадаете в нужный список пэтчей и семплов.

 
Рис. 12  
   

Второй "бюрократической" функцией программы является база данных по прочитанным дискам со встроенной системой поиска. Если ее сделать активной (отметить опцию Active в меню Database), то каждый новый прочитанный диск будет автоматически заноситься в базу; потребуется лишь ввести имя, под которым хотите его там видеть. Работая с большим количеством библиотек, порой бывает трудно быстро найти интересующую информацию. Активизировав функцию Search в меню Database, попадаем в систему поиска по всей базе данных (рис. 13). Поиск можно осуществлять как по пэтчам, так и по семплам и даже по томам. Результат выводится в нижней половине окна на синем фоне. Также можно искать и вручную - верхняя часть страницы идентична системе навигации главного окна программы, за исключением того, что слева представлен список названий всех ранее прочитанных дисков.

 
Рис. 13  
   

Должен сказать, что написана база данных как-то "криво". Во-первых, ее нельзя редактировать. Иными словами, если вы допустили ошибку при вводе имени - так она там и останется, если, конечно, не составить заново всю базу. Попытки редактировать ее вручную (текстовым редактором) ни к чему не привели. Во-вторых, база способна запомнить только 200 уникальных наименований. Для большинства пользователей этого, наверное, хватит, но кто-то может оказаться и неудовлетворенным. В-третьих, функции импорта и экспорта этой самой базы реализованы на уровне "сделай сам" - надо вручную копировать файлы cdxbase.cdx и cdxbase.vps из рабочего каталога программы (для создания базы с нуля их, естественно, придется удалить). И, в-четвертых, на данный момент база данных работает только с дисками Akai.

Впечатления
Несмотря на немалое количество недоработок, CDxtract можно смело рекомендовать хотя бы потому, что на данный момент аналогов ему просто нет. Некоторые неудобства при работе с лихвой компенсируются возможностями. Кроме того, видно, что разработчики серьезно заняты своим делом - регулярно выпускают обновления, заботятся об интересах пользователей, и в недалеком будущем можно смело ожидать исправления ошибок и появления новых возможностей.

  Оценка статьи
Посещений: 16772 | Проголосовавших: 51 | Средняя оценка: 4.2

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА