Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Sonic Foundry ACID Pro

Александр ФЕДОРОВ
Музыкальное Оборудование
сентябрь 1999

ACID - один из новейших программных продуктов фирмы Sonic Foundry, призванный облегчить жизнь создателям танцевальной музыки. Предназначенный, в первую очередь, для музыки на основе лупов (то есть с преобладанием в основе композиции циклически повторяющихся коротких звуковых фрагментов), ACID является, по сути, многодорожечным аудио секвенсором, и в этом качестве может быть использован также в других музыкальных направлениях.

Интуитивно понятный, простой и логичный интерфейс, а также возможность работы практически с любыми звуковыми платами, делают ACID незаменимым инструментом в руках аранжировщика. Встроенный в ACID алгоритм временного сжатия/ растяжения для подгонки фрагмента под основной темп превосходит по качеству работы все известные мне программные средства. Наконец-то можно забыть об утомительной ручной подстройке семплов к временной сетке композиции. ACID сделает это за вас, позволяя в то же время серьезно вмешиваться в свою работу.

В статье будет рассмотрена версия ACID PRO 1.0d Final (Build 119), как наиболее проработанная. Основные отличия этой версии от предыдущей:

  • усовершенствованный алгоритм временного сжатия/ растяжения (добавлен новый метод настройки);
  • поддержка 24-разрядного звука с частотой дискретизации до 96 кГц;
  • вывод в файлы формата MP3 и Mixed Windows Media (или ASF - Active Streaming Format);
  • расширены возможности объединения файла проекта и звуковых файлов (см. далее);
  • поддержка работы с файлами через проигрыватель Microsoft NetShow;
  • возможность получения сведений о новых библиотеках лупов (а также их покупка) с сервера Sonic Foundry прямо из программы;
  • совместимость с Sonic Foundry CD Architect и другими программами мастеринга CD;
  • увеличены буферы записи.

Кроме ACID PRO, существуют также программы ACID Music (значительно облегченная версия продукта) и ACID Style (есть варианты ACID Rock и ACID DJ, рассчитанные на специфику соответствующих музыкальных направлений). В отличие от ACID PRO, они не поддерживают синхронизацию с другими программами/ устройствами посредством MTC и MIDI Clock, не могут работать с несколькими звуковыми платами, не поддерживают разрядность 24 бита и частоту дискретизации 96 кГц, не имеют возможности настройки алгоритма временного сжатия/ растяжения. Кроме того, ACID PRO позволяет работать с неограниченным количеством дорожек, а в ACID Style, например, оно ограничивается восемью.

Системные требования
Минимальные системные требования для программы - процессор Pentium 133, Windows 9x, Windows NT 4.0 и выше, любая Windows-совместимая звуковая плата, 32 Мбайта RAM, 5 Мбайт на жестком диске для инсталляции, а также наличие установленного компонента DxMedia 6.0 и выше (в случае Windows 98 о нем беспокоиться не нужно, так как этот компонент входит в комплект системы).

Конечно, минимальная конфигурация не позволит получить полную отдачу. Так, для более-менее продуктивной работы потребуется Pentium 200 и 64 Мбайта RAM (плюс несколько сот мегабайт на жестком диске). А для того, чтобы почувствовать всю мощь ACID, нужен Pentium II 400 (или Pentium III), 128-256 Мбайт RAM, 1-2 Гбайта свободного дискового пространства.

Разумеется, аппаратная конфигурация накладывает ограничения на количество одновременно воспроизводимых дорожек, а также на количество подключаемых модулей DirectX. Так, например, при работе с процессором Pentium 133 на машине с 64 Мбайтами RAM, IDE-интерфейсом, жестким диском Quantum 4,3 Гб и звуковой платой Tropez Plus, процессор компьютера начинает "захлебываться" уже при сведении трех-четырех стерео дорожек.

При тестировании ACID на компьютере уровнем выше (процессор Pentium III 400, материнская плата ASUS с Intel 440 BX AGP Set, SCSI-2 интерфейс Adaptec Tekram, 128 Мбайт RAM, диск SCSI-2 Seagate 9,4 Гб, PCI плата Event Darla) мною не было замечено ничего подозрительного при тридцати (!) одновременно воспроизводимых дорожках. В сведении участвовало четыре подключаемых модуля формата DirectX (компрессор, эквалайзер, хорус и ресурсоемкий Waves TrueVerb), у дорожек во время воспроизведения менялись все возможные параметры (уровни громкости и посыла, панорама); прямо в процессе воспроизведения добавлялись новые лупы, изменялись огибающие и т. п. Все работало в реальном времени без малейшего намека на перегрузку процессора: фейдеры двигались без ощутимой задержки, а изменение масштаба панели треков и вращение виртуальных регуляторов безупречно подчинялись движению мыши.

В любом случае, удобство и качество работы с ACID зависит от многих параметров: от насыщенности дорожек огибающими изменения громкости и панорамы (баланса в случае стерео дорожек), количества подключенных модулей и, главное, от характера звукового материала. Поскольку ACID оптимизирован под музыку на основе лупов, он прекрасно справляется с 10-15 треками и на Pentium 133, если каждый трек представляет собой короткие лупы.

Установка
На компакт-диске с ACID PRO находится, помимо программных файлов и документации, большая библиотека лупов (более 450 Мбайт), которую сами разработчики называют "bread and butter" ("хлеб с маслом"). Надо отдать должное Sonic Foundry: большинство лупов в Essential Sounds I звучат "с чувством, с толком, с расстановкой" (последнее относится к оптимизированности лупов под ACID - при работе с фирменным набором не приходится лазить по настройкам алгоритма временного сжатия/ растяжения).

Все же, на мой взгляд, данная коллекция предназначена скорее для ознакомления с продуктом, а для расширения музыкальной палитры можно воспользоваться дополнительными библиотеками "Loops for ACID" производства Sonic Foundry.

Установка программы, как и ее "снос", происходят гладко, если следовать экранным инструкциям. Некоторые пользователи жаловались, что после установки программа поработает 10-15 минут нормально, а затем зависает, причем полный снос и переустановка не помогают. Надо сказать, что подобное происходит только с версиями ACID до Build 60, и эта ошибка устранена в последующих версиях.

Итак, вставляем CD с дистрибутивом, выбираем из появившегося меню автозапуска Install и следуем инструкциям программы установки. Если на вашем компьютере не установлен пакет DxMedia 6.0, то появится соответствующее окно и будет предложено немедленно установить DxMedia. Далее выбираем установочный путь и дожидаемся копирования файлов. Перезагрузка после установки не требуется.

Интерфейс
Интерфейс программы полностью соответствует стандартам приложения Windows: разработчики сделали элементы управления максимально понятными и логично расположили их в рабочих окнах, не забыв и о таких мелочах, как заметно облегчающие освоение программы всплывающие подсказки.

Как и в любых подобных программах, основной рабочий файл - это файл проекта. В ACID туда записывается все, кроме звуковых файлов: настройки дорожек, огибающие изменения громкости/ панорамы/ посылов, карты темпа и тональностей, структура композиции, пути к используемым в проекте файлам (в текущей версии ACID PRO в файл проекта *.acd можно внедрить все используемые в нем звуковые файлы). После загрузки проекта окно ACID выглядит примерно так, как показано на рисунке.

 
Главное окно ACID после загрузки проекта  
   

Ниже меню располагается, как обычно, панель инструментов, которую можно настраивать. Если вы работаете с разрешением больше 1024x768, вынесите на панель все доступные кнопки (через меню Options - Customize toolbar), и вам практически не придется залезать в главное меню.

Под панелью инструментов располагается главная область рабочего окна, состоящая из двух частей, размеры которых можно менять. В правой части (Track View) располагаются сами аудио события в обычной для секвенсоров форме. Над ними находится линейка ритма (Beat Ruler), на которой показаны границы тактов и долей, а рабочее пространство аудио событий промаркировано вертикальными линиями ритмического деления, что очень удобно. Снизу окно Track View ограничено линейкой времени (Time Ruler), показывающей абсолютное время от начала проекта. Линейка времени может настраиваться с помощью контекстного меню и отображать время в любых форматах: семплах, секундах, кадрах и т. д.

Левая часть окна программы - это список дорожек (Track List). Здесь выполняются основные настройки дорожек (уровень громкости и посылов, панорама, заглушение/ солирование, устройство вывода). Дабы сэкономить драгоценное экранное пространство, разработчики ACID предусмотрели многофункциональные фейдеры (текущий режим работы фейдера выбирается из контекстного меню). Слева от названия трека показан его тип в виде картинки.

Нижняя область рабочего окна ACID многофункциональна - в зависимости от выбранной внизу вкладки это может быть окно Media Explorer (см. далее), окно свойств лупа, микшера или подключаемых модулей (FX). В правом нижнем углу рабочего окна располагается мастер-секция с индикаторами уровня и фейдерами для его регулирования. Более удобно работу в мастер-секции производить из вкладки Mixer, где отображаются все устройства вывода звука.

Как видно, интерфейс прост настолько, насколько это возможно (вспомните Samplitude, которого неискушенному пользователю легко испугаться). Практически со всеми объектами можно работать методом Drag & Drop - перетаскиванием и отпусканием объекта в нужном месте. Множественное выделение, как обычно, выполняется при нажатой клавише Ctrl, копирование также производится с использованием этой клавиши.

Треки
В ACID есть три типа треков: Loops, One-Shot и Disk-Based. Треки типа Loops - это, как правило, небольшие (1-4 такта) фрагменты, предназначенные для циклического воспроизведения, которые хранятся целиком в оперативной памяти. One-Shot - это также хранимые в памяти фрагменты, предназначенные для одноразового воспроизведения (тарелки, например, или короткие семплы - барабаны, крики, спецэффекты). Главное отличие One-Shot от Loops в том, что треки One-Shot не подстраиваются под темп проекта, а звучат в том виде, в каком хранятся в файле. Треки Disk-Based могут иметь значительную продолжительность и целиком хранятся на диске. Как правило, это вокал или длинные партии, которые не должны зацикливаться. Треки Disk-Based могут, как и Loops, подвергаться временному растяжению/ сжатию, то есть подстраиваться под темп проекта. Порог изменения статуса трека регулируется и равен по умолчанию 4 Мб (то есть, файл длиной менее пороговой будет рассмотрен как "луп", более длинный - как читаемый с диска). Статус трека можно изменять вручную из окна свойств трека. Это может помочь, когда композиция изобилует треками типа Disk-based, и компьютеру явно не хватает мощности для их сведения (например, из-за слабой дисковой подсистемы). Если у вас достаточно большой объем оперативной памяти (128 Мбайт и более), попробуйте "загнать" все длинные партии в память, указав в свойствах трека Loops вместо Disk-based.

В отличие от всех остальных подобных программ, ACID не является многодорожечной программой в обычном смысле (как Cubase и CakeWalk, например). Любой звуковой файл в ACID требует для себя отдельного трека, то есть трек предназначен для представления одиночного аудио события (однократно или многократно звучащего). Разработчики полагают, что такой метод облегчит работу с программой и позволит не запутаться в редактируемом материале (хотя, согласитесь, непривычно назначать отдельную дорожку для семпла длиной две секунды, который звучит в композиции один раз). Таких семплов, да и типичных партий, в серьезной аранжировке накапливается прилично, что в случае с ACID выливается в 40-50 треков.

Радует то, что количество треков ограничивается только вашим воображением и возможностями компьютера. По мере загрузки новых файлов и создания новых треков растет занятость оперативной памяти - она постоянно видна на индикаторе в нижней части окн