Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Cakewalk Sonar
Cakewalk Pro Audio 9.0
 
 
  Cakewalk Pro Audio 8.0

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
май 1999

В 1994 году у меня появился первый компьютер. Это была крутая по тем временам машина: 386 DX, с 16 Мб памяти и диском на 100 Мб. Разумеется, я тут же укомплектовал его популярным SB 16, подключил "самоиграйку" Yamaha PSR и принялся осваивать различные музыкальные программы. Люди знающие рекомендовали мне попробовать два секвенсора: Cubase и Cakewalk. Установив первый, я долго ковырялся в интерфейсе, пока у меня не зарябило в глазах. Так толком ничего не поняв, и пару раз завесив компьютер, я плюнул, и решил попытать счастья с Cakewalk 3.0. А вот эта программа просто очаровала меня своими квадратиками тактовой сетки, мягкими серо-синими тонами и стабильной работой. С тех пор я неплохо освоил многие музыкальные приложения для Windows (в том числе и Cubase), поменял несколько синтезаторов, но свои собственные проекты старался делать в Cakewalk - при сочинении музыки я почему-то чувствую себя по-настоящему комфортно только в этой программе. И пока изменил ей лишь единственный раз - когда появился секвенсор Cubase VST 3.5. Причина была проста: Cakewalk 6.0 не очень хорошо справлялся с обработкой звука в реальном времени, да и не все его алгоритмы меня устраивали. Cubase же в этой версии работал с аудио дорожками практически без задержки, да и процессор нагружал гораздо меньше. Но роман с детищем Steinberg продолжался только до появления Cakewalk Pro Audio 8.0, попробовав который в работе я моментально забросил другие секвенсоры, и даже Cubase VST 3.6 не смог меня надолго заинтересовать.

Дело в том, что фирма Cakewalk Music Software полностью переписала базовый код (engine) программы, в результате чего появилась поддержка оцифровки звука с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 кГц. Но самое главное, что Cakewalk перестал "притормаживать" при обработке аудио: теперь изменения в звуке слышны сразу после перемещения виртуальных движков. Да и нагрузка на процессор, как это ни парадоксально, уменьшилась. По ощущениям Cakewalk стал работать так же шустро, как и Cubase. А теперь прибавьте сюда великолепный интерфейс, богатые возможности редактирования MIDI и аудио, поддержку огромного количества синтезаторов и различных студийных устройств, полный MIDI контроль органов управления. Получается портрет, пожалуй, лучшей на сегодняшний день "виртуальной студии".

Интерфейс
Интерфейс программы кардинально изменился еще в версии 7.0. Появились плавающие панели инструментов (в том числе и большая панель транспорта), нормальный микшер, более логичными стали меню. При запуске программы на экране появляется диалоговое окно Cakewalk Quick Start, в котором можно выбрать один из вариантов дальнейшего развития событий. Cakewalk и раньше был гораздо больше похож на стандартные приложения Windows, чем его конкуренты, однако в версии 7.0 соответствие стандарту стало наиболее полным.

 
Рис. 1  
   

Рабочее окно в версии 8.0 (рис. 1) по сравнению с предыдущей версией практически не изменилось: линейка меню, плавающие панели инструментов (менеджер панелей доступен из меню View/Toolbars), строка состояния. Вся работа над аранжировкой по-прежнему производится в окне Track, левое поле которого представляет собой очень удобную таблицу с параметрами дорожек. Правое поле окна Track предназначено для графического отображения клипов (аналогов частей Cubase и секвенций Logic), расположенных на дорожках. На MIDI клипах можно увидеть горизонтальные и вертикальные черточки - это символы нот и контроллеров. По ним можно примерно ориентироваться, если достаточно увеличить изображение. На аудио клипы выводится изображение формы волны. В распоряжении 256 дорожек, на каждую из которых можно записывать либо MIDI события, либо "живой" звук (разделения на MIDI и аудио дорожки в Cakewalk нет).

Начиная с версии 7.0, все, что делается в Cakewalk, называется проектом (project). У каждого проекта могут быть собственные настройки, которые собраны в диалоговом окне Project Options (команда меню Tools/Project Options). Можно менять параметры синхронизации (закладка Clock), метронома (закладка Metronome - рис. 2), настраивать MIDI вход и MIDI выход программы (закладки MIDI Input и MIDI Output). Все эти настройки сохраняются в файле формата WRK. Помимо индивидуальных настроек и аранжировки, в этом файле запоминаются и такие параметры, как взаимное расположение открытых окон, цвета клипов, положение курсора и многое другое. То есть, вернувшись к работе на следующий день, вы гарантированно находите интерфейс в том же самом виде, каком он был оставлен накануне.

Рис. 2

Глобальные настройки программы (которые сохраняются всегда и не зависят от проекта) собраны в диалоговом окне Global Options (команда меню Tools/Global Options). Здесь можно настроить такие параметры, как, например, промежуток между автосохранениями, расположение каталогов с проектами и многое другое. Кроме этого, с помощью диалога Colors (команда меню Tools/Colors) можно изменить цвета любых элементов интерфейса и "поклеить" любимые "обои" (wallpaper).

Таблица в левой части окна Track практически не претерпела изменений со времен Cakewalk 4.0, не считая того, что в седьмой версии на каждой дорожке появились по три кнопки (Solo, Mute и Record). Колонки таблицы можно перемещать на другую позицию и настраивать их ширину. Однако в восьмой версии параметры в ячейках таблицы можно менять и при помощи мыши, а не только вводя значения с клавиатуры или устанавливая их клавишами "плюс" и "минус". Для этого надо подвести курсор к нужной ячейке и, удерживая левую кнопку, переместить мышь вверх или вниз.

Все операции редактирования клипов со времен Cakewalk 4.0 также практически не изменились. Щелчок правой кнопкой мыши открывает контекстное меню, одновременно перемещая курсор позиции песни в нужное место и выделяя выбранный клип. В этом меню собраны все стандартные команды редактирования (копирование, вырезание, вставка и т. д.). Кроме того, из контекстного меню теперь доступны команды вызова других окон программы, команды DirectX обработки аудио клипов, MIDI эффекты (о них немного позже), диалоговые окна настройки интерфейса и свойств каждого клипа. Лично мне работать с контекстным меню нравится гораздо больше, чем с контекстной панелью инструментов Cubase: больше команд находится под рукой (точнее - "под мышью").

Разумеется, от предыдущих версий Cakewalk сохранились и стандартные операции редактирования, в которых используется клавиатура. С помощью клавиши Shift и щелчков мыши можно выделять несколько клипов одновременно. Перетаскивание клипа с нажатой клавишей Ctrl приводит к его копированию. Осталась и возможность произвольного назначения комбинаций клавиш. Команда меню Tools/Key Bindings открывает диалоговое окно (рис. 3), в котором можно выбрать удобные клавиатурные комбинации и присвоить им практически любые команды программы. Кроме того, для вызова команд можно использовать и MIDI ноты. Для этого надо определить MIDI сообщение, которое будет работать подобно клавише Shift (MIDI Shift Option), а затем назначить на ноты различные команды. После этого, нажатие MIDI-Shift одновременно со взятием назначенной ноты будет приводить к запуску соответствующей команды. Кстати говоря, у меня команды панели транспорта дублируются и с обычной, и с MIDI клавиатуры. Это очень удобно.

 
Рис. 3  
   
В восьмой версии программы двойной щелчок мыши на клипе открывает другое окно, выбранное в диалоге Track View Options (команда контекстного меню View/Options). После полутора лет работы с Cubase эта функция пришлась очень кстати. По умолчанию, двойной щелчок мыши на MIDI клипе открывает Piano Roll (Клавишный редактор), а на аудио клипе - редактор Audio. Помимо этого, между кнопками изменения масштаба изображения появились ползунковые регуляторы Zoom Control, позволяющие быстро менять масштаб одним движением мыши. В "спокойном" состоянии эти регуляторы занимают площадь не больше обычной кнопки, но стоит на них щелкнуть мышью, как они вытягиваются. Еще одно приятное нововведение - инструмент лассо (Lasso). Кнопка, его включающая, находится над кнопками изменения вертикального масштаба. Инструмент позволяет быстро увеличить до размеров окна выделенные клипы. Рядом с кнопками изменения масштаба расположена кнопка Snap to Grid, которая включает режим притягивания клипов к тактовой сетке. Нажатие этой кнопки одновременно с клавишей Shift приводит к открытию диалогового окна, в котором можно настроить шаг сетки.

В восьмой версии появилась возможность устанавливать на линейке тактов окна Track маркеры границы петли (желтого цвета), которые появляются при включении соответствующего режима. Маркеры легко перемещаются мышью, и с их помощью очень удобно оперативно менять границы закольцованного фрагмента. Помимо маркеров петли можно в аранжировке использовать неограниченное количество простых маркеров, которые представляют собой синие флажки с надписями над линейкой тактов. Для установки маркеров можно использовать соответствующую панель на линейке инструментов, однако удобнее бывает открыть окно Markers (команда меню View/Markers) и редактировать позиции маркеров и подписи именно там.

В Cakewalk 8.0 обнаружилась еще одна очень полезная возможность: теперь никто не мешает в разных окнах работать одновременно с несколькими проектами. Причем совершенно спокойно можно перетаскивать клипы из одного проекта в другой.

Работа с MIDI
Отличительной особенностью Cakewalk всегда являлась изумительная поддержка разных синтезаторов и других студийных устройств. Сегодня ни один секвенсор не обладает столь внушительной библиотекой поддерживаемого оборудования, как Cakewalk 8.04. Если вы настроите Cakewalk на свои синтезаторы или процессоры эффектов, то сможете прямо из таблицы окна Track выбирать для каждой дорожки банки, пэтчи или пресеты, не прикасаясь к физическому устройству. А если захотите также и "порулить" звук, то можно воспользоваться либо программными редакторами синтезаторов типа MOTU Unisyn или Emagic Sound Diver, либо самостоятельно создать панель Studio Ware (о ней - позже), если не найдете уже готовую.

Настройка Cakewalk под конкретное устройство производится очень просто. Надо выбрать команду меню Tools/Instruments, в появившемся диалоговом окне Assign Instruments нажать кнопку Define. На экране появится диалоговое окно Define Instruments and Names. В этом окне надо нажать кнопку Import. На экране появится окно Import Instrument Definition. Здесь видны несколько каталогов с библиотеками определений инструментов (Instrument Definition). Далее следует дважды щелкнуть на каталоге с названием производителя нужного синтезатора или процессора эффектов (если такой папки нет, как, например, для фирм Lexicon или DigiTech, то следует щелкнуть на папке Misc). После этой процедуры в диалоговом окне откроется список поддерживаемых устройств выбранной фирмы (на рис. 4 показана часть библиотеки поддержки Roland - хорошо видны карты расширения серии SR-JV 80 или ультрамодный интерфейс UA 100).

Рис. 4

Выбираем наш синтезатор, нажимаем кнопку ОК и возвращаемся в окно Define Instruments and Names. Нажимая кнопку Close, возвращаемся назад в Assign Instruments, а в поле Uses Instrument уже появилось название синтезатора (рис. 5). Теперь остается связать каналы каждого порта вашего MIDI интерфейса с синтезатором. Для этого надо просто щелкнуть мышью по номеру MIDI канала в поле Port/Channel, а затем - по названию синтезатора. Между ними появится связь. И так до победного конца. Важно не забыть перед закрытием этого диалога установить флажок у опции Save Changes for Next Session.

 
Рис. 5  
   
Запись MIDI дорожек в Cakewalk 8.0, как и в предыдущих версиях программы, производится довольно просто. После инсталляции программы настраиваются MIDI порты (меню Tools/MIDI Devices), портам присваиваются различные синтезаторы, как это было описано выше. Следующий шаг - настройка метронома для текущего проекта (меню Tools/Project Options, закладка Metronome). Можно указать в каких случаях должен работать метроном, установить затакт, определить порт, канал и MIDI ноты, которыми будет производиться отсчет.

Двойной щелчок мыши на любой ячейке таблицы окна Track в колонках Source (Источник), Port (Порт), Chn (MIDI канал), Bank (Банк) или Patch (Пэтч) приводит к появлению на экране диалогового окна Track Properties (Свойства дорожки) - рис. 6.

Рис. 6

В этом окне можно устанавливать все параметры как для MIDI, так и для аудио дорожек - делать это в одном месте гораздо удобнее, чем щелкать по разным ячейкам таблицы. Кроме того, в Cakewalk 8.0 появилась очень порадовавшая меня функция поиска нужного инструмента в памяти синтезатора (или синтезаторов). Если в диалоге Track Properties нажать кнопку (с символом папки), которая расположена правее списков Bank и Patch, то на экране появится окно Patch Browser (рис. 7). Если Cakewalk настроен на конкретный синтезатор, то в этом окне будут видны названия всех инструментов, находящихся во всех банках синтезатора. Теперь в верхней строке (Show patches containing the text) нужно ввести ключевое слово, букву или комбинацию букв. Моментально будут выведены все найденные варианты. Тут же можно прослушивать найденные пэтчи, щелкая мышью по их названиям - Cakewalk при этом автоматически передает в синтезатор все необходимые MIDI сообщения. Кстати, на рис. 7 показан результат поиска по слову synth в памяти звукового модуля Korg NS 5 R.

Рис. 7

С записанным MIDI клипом можно делать все, что заблагорассудится: закольцовывать, квантизировать (Edit/Quantize или Groove Quantize), транспонировать (Edit/Transpose), сдвигать MIDI ноты (Edit/Slide), копировать и т. д. Причем, все это можно делать прямо во время воспроизведения. Если не нравится звук, которым играет дорожка, не останавливая секвенсор можно воспользоваться поиском пэтчей и порыться в памяти синтезаторов - все отлично работает в реальном времени. Да еще и про возможность установки "горячих" клавиш не следует забывать - они основательно увеличивают скорость проведения операций. Надо сказать, что Cakewalk 8.0 имеет неограниченное количество уровней отмены. Поэтому можно смело кромсать клипы - всегда существует возможность вернуться назад (если не нажимать во время работы кнопку Save). Кстати говоря, в Cubase 3.5 и 3.6 меня всегда сильно раздражало наличие только одного уровня отмены - для современных программ это никуда не годится.

Cakewalk поддерживает два вида квантизации: простую и стилистическую (Groove Quantize). В диалоговом окне простой квантизации (рис. 8) помимо традиционного поля Resolution (Разрешение), есть еще довольно много органов управления. В поле Change можно отметить параметры нот, на которые будет воздействовать квантизация. Если установлен флажок Start Times, то Cakewalk будет изменять значения начала ноты, притягивая ее к ближайшей указанной доле такта. Флажок Note Durations включает изменения длительности нот согласно ритмической сетке. Флажок Only Notes, Lyrics and Audio указывает, что воздействие будет осуществляться только на указанные события - ноты, слоги текстов песен (если таковые имеются) или аудио данные. Все остальные события - изменения темпа, смена пэтча и т. д. - не будут затрагиваться квантизацией. Последняя функция, Stretch Audio Events, применяется для квантизации аудио клипов.

 
  Рис. 8  
   
В правой части окна простой квантизации находится группа полей Options. Поле Strength позволяет регулировать степень воздействия квантизации на ноты. При установке 100% (значение по умолчанию), программа полностью притягивает ноту от ее первоначальной позиции к ближайшей позиции ритмической сетки. Если же установить в этом поле 50%, то нота будет проходить только полпути к сетке. Поле Swing позволяет менять ритмическую сетку, относительно которой работает функция квантизации. Значение по умолчанию - 50%. В этом случае отношение длительности каждой пары ячеек сетки 1:1. Значение Swing 66% соответствует отношению длительностей каждой пары ячеек 2:1, а значение Swing 33% соответствует отношению 1:2 (рис. 9). Поле Window определяет ширину захвата нот при квантизации. Значение по умолчанию - 100%. При таком значении программа квантизирует все ноты фрагмента. При уменьшении значения уменьшается и расстояние от осей координатной сетки, на котором захватываются ноты. И, наконец, поле Offset позволяет сдвигать ритмическую сетку квантизации относительно абсолютного ритма композиции, который задается метрономом. То есть, если указать в этом поле значение +3 импульса (ticks), то все квантизированные ноты сместятся относительно долей такта точно на эту величину.

Рис. 9

В диалоговом окне стилистической (Groove) квантизации, есть два списка: Groove File (Стилистический файл) и Groove Pattern (Стилистический паттерн) - рис. 10. В комплект поставки Cakewalk входит файл Cakewalk DNA Grooves.grv, в котором находятся 12 паттернов стилистической квантизации. Именно этот файл и нужно выбрать в списке Groove File. А при помощи трех ползунковых регуляторов под общим названием Strength можно подобрать степень воздействия на клип того или иного шаблона. Регулятор Time показывает степень воздействия на начала нот. Сто процентов соответствуют полному смещению, а меньшие значения показывают в процентах проделываемый "путь" от реального положения нот к шаблонному. Регулятор Duration показывает степень воздействия на длительности, а Velocity - на соответствующий параметр. Кроме готовых паттернов, в качестве шаблона можно использовать и любой клип. Для этого его нужно скопировать в буфер, а затем открыть окно Groove Quantize и из списка Groove File выбрать Clipboard. Также поддерживается и квантизации MIDI - аудио, аудио - MIDI, аудио - аудио.

 
Рис. 10  
   
Для современных секвенсоров стандартом де-факто является наличие как минимум трех MIDI редакторов: клавишного, нотного и списка событий. Cakewalk 8.0 здесь не исключение. Клавишный редактор называется Piano Roll, нотный - Staff, а список событий, как и положено - Event List. Помимо этого, у программы есть редакторы системных эксклюзивных сообщений (SysEx), текстов песен (Lyrics), темпа (Tempo) и размера (Meter/Key). Все это хозяйство вызывается либо из меню View, либо с одноименной панели, которая по умолчанию находится на линейке инструментов. Как уже говорилось, в диалоговом окне Track View Options можно указать редактор, который будет открываться двойным щелчком мыши на любом MIDI клипе.

Клавишный редактор Cakewalk (рис. 11), на мой взгляд, самый лучший из имеющихся в известных секвенсорах. В нем пять инструментов, с помощью которых производится редактирование: "стрелка" - выделение, "карандаш" - рисование, "линия" - рисование прямых участков изменения контроллеров, "ластик" - удаление, "динамик" - прослушивание. Если вести "динамиком" по полю Piano Roll, то будут слышны все ноты, попадающие под курсор. Кнопки, активизирующие тот или иной инструмент, находятся в верхнем левом углу окна редактора. При активизации к курсору "приклеивается" соответствующий символ.

 
Рис. 11  
   
Если при любом активном инструменте щелкнуть правой кнопкой мыши на любой ноте, то появится окно Note Properties, в котором можно точно выставить все параметры ноты. Если щелкнуть правой кнопкой мыши в рабочем поле Piano Roll, то появится контекстное меню, в котором сосредоточены команды обработки MIDI событий: Quantize, Slide, Scale Velocity и т. д. Команды применяются к выделенным нотам. Кстати говоря, при работе со "стрелкой" (инструментом выделения), при выходе за пределы окна Piano Roll экран начинает прокручиваться.

Инструмент "карандаш" позволяет перемещать ноту куда вздумается, менять ее длительность и динамику, а также рисовать новые ноты. Когда "карандаш" подводится к полоске-ноте, в самом начале полоски курсор из карандаша превращается в горизонтальную двухстороннюю стрелочку. Если в этот момент нажать на левую кнопку мыши и потащить полоску, то можно переместить ноту по горизонтали. Когда указатель мыши подводится к середине полоски, горизонтальная стрелка меняется на вертикальную. Нажав кнопку мыши в этот момент, можно перемещать ноту по вертикали. И, наконец, когда указатель мыши подводится к концу полоски-ноты, он снова превращается в горизонтальную стрелочку. Если нажать в этом месте левую кнопку мыши и потащить, то будет меняться длина самой полоски - то есть длительность ноты. Щелкнув же "карандашом" в любом месте рабочего поля Piano Roll, получаем новую ноту. После такой простоты "пинающие ноги" Cubase кажутся крайне неудобными.

В нижней части окна Piano Roll находится поле с тонкими вертикальными линиями. Здесь по умолчанию отображается параметр динамики (velocity) для каждой ноты. Но в это поле при помощи трех списков в верхней части окна можно вывести любой MIDI контроллер, и "карандашом" или "линией" отрисовать любые его изменения. Правее списков выбора контроллера есть кнопки включения притяжения к координатной сетке (нажатие этой кнопки с клавишей Shift приводит к открытию диалога настройки сетки) и переключения дорожек.

Нотный редактор Cakewalk - Staff (рис. 12) - довольно прост но, по утверждению некоторых пользователей, в автоматическом режиме создает партитуры гораздо корректней, чем аналогичный редактор Cubase. Тем не менее, до специальных программ нотации ему далеко. Редактор имеет функцию специальной перкуссионной нотации, возможность отображать тексты песен и сетки гитарных аккордов (аккорды расставляются с помощью списка событий), а с помощью "карандаша" партитуры можно писать и мышью. Заголовок композиции, имя автора и ссылка на авторское право вводятся в окне Info (команда меню File/Info). Готовые партитуры можно распечатать при помощи команды File/Print.

Рис. 12

Нотный редактор и редактор текстов песен (Lyrics) тесно связаны между собой. Все, что пишется в последнем, немедленно появляется в первом. Если заранее записать дорожку с мелодией, которую должен петь вокалист, то при открытии Lyrics появится строка с множеством черточек. Слоги песни следует писать как раз между этими черточками - они автоматически будут вставляться в партитуру точно под нотами.

Event List (рис. 13) в восьмой версии Cakewalk наконец получил все необходимые органы управления для полноценного редактирования событий - над самим списком теперь есть линейка инструментов. Пользователи предыдущих версий наверняка помнят, на какие ухищрения приходилось пускаться для того, чтобы, например, вставить в нужное место аранжировки эксклюзивное сообщение, меняющее пресет процессора эффектов - ведь команды вставки события просто не существовало. Теперь, кроме специальных кнопок вставки, удаления событий и переключения дорожек, в Event List имеются кнопки для быстрой фильтрации тех или иных типов MIDI событий. Есть и Event Manager, который также позволяет фильтровать события, но более наглядно.

 
Рис. 13  
   
Музыкантам, для которых гитара не является основным инструментом, или начинающим гитаристам, наверняка понравится возможность вставки в партитуру небольших схем аппликатуры (рис. 14). Сначала в Event List надо вставить в нужное место любое событие, затем дважды щелкнуть мышью на ячейке в колонке Kind, и в появившемся окне Kind of Event установить переключатель Chord. После нажатия кнопки ОК надо дважды щелкнуть мышью на ячейке в колонке Data и на экране появится диалоговое окно Chord Properties. В этом окне надо ввести с клавиатуры буквенное обозначение аккорда и перебрать несколько вариантов аппликатуры (для того, чтобы схемы появились, надо сначала импортировать файл Chords.liw, который входит в комплект поставки Cakewalk). После закрытия диалогового окна, схемы появятся в редакторе Staff над партитурой. Если щелкнуть по такой схеме правой кнопкой мыши, то снова появится окно Chord Properties, где можно посмотреть другие варианты аппликатуры.

 
Рис. 14  
   
Редактор системных эксклюзивных сообщений (рис. 15) позволяет загружать в рамках одного проекта до 256 банков SysEx (файлы с расширением sys или syx), передавать их через разные порты в различные устройства, получать и сохранять в файлах сообщения от устройств, и вручную редактировать любые банки эксклюзивных сообщений. Кнопка Auto заставляет указанные банки SysEx автоматически загружаться в синтезаторы при открытии файла проекта.

 
Рис. 15  
   

С помощью редактора Tempo (рис. 16) можно рисовать произвольные кривые изменения темпа, с точностью до сотых bpm. По умолчанию список событий изменения темпа не виден в окне редактора. Для того, чтобы его открыть, надо потянуть мышью разделитель окна, который проходит прямо по вертикальной полосе прокрутки. А редактор Key/Meter позволяет в любом месте аранжировки менять размер.

 
Рис. 16  
   

Работа с аудио
Как уже говорилось, Cakewalk 8.0 поддерживает звук с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 кГц. Разумеется, звуковая плата компьютера должна уметь работать с такими параметрами. Но Cakewalk способен пересчитывать 16-разрядный поток аудио данных, поступающий с платы, в 24-разрядный формат. То есть, плата и "не подозревает" о том, что где-то идет работа в 24 битах. Единственное преимущество такого трюка - встроенная обработка Cakewalk и микширование начинают работать с разрядностью 24 бита. Но, на самом деле, большого улучшения качества я при этом не заметил, а вот центральный процессор нагружается сильнее.

При первом запуске Cakewalk, запускается программа Wave Profiler, которая тестирует звуковую плату и подбирает оптимальные параметры буферизации памяти и DMA. Как правило, после такого тестирования вручную ничего настраивать не надо. Я пробовал Cakewalk со многими звуковыми платами и многоканальными интерфейсами, и всегда Wave Profiler справлялся со своими обязанностями очень хорошо. Проблемы были только с CreamWare Pulsar и Yamaha SW 1000 XG, но замена драйверов последней на более свежую версию сразу поставило все на свои места. Говорят также, что Wave Profiler не всегда корректно работает с платами фирмы AdB, но AdB MultiWav Pro 24 Analog работала с Cakewalk хорошо, а с другими мне его попробовать не удалось.

Помимо звуковых плат и систем со стандартными мультимедийными или DirectX драйверами, Cakewalk напрямую поддерживает Digidesign AudioMedia 3 и Session 8, Soundscape HDR 1 и Digital Audio Labs V 8. Владельцам одной из таких систем перед началом работы нужно открыть диалоговое окно Audio Hardware (команда меню Tools/Audio Hardware) и выбрать нужный вариант.

Все остальные настройки аудио сосредоточены в окне Cakewalk DirectShow Audio (команда меню Tools/Audio Options). На закладке General этого окна (рис. 17) можно выбрать параметры частоты и разрядности проекта, которые будут использоваться по умолчанию (Default Sampling Rate и File Bit Depth), системы синхронизации дорожек при записи и при воспроизведении (Playback и Record Timing Master), количество посылов/возвратов на эффекты виртуального микшера (Number of Aux Busses), разрядность работы звуковой платы (Bit per Sample в поле Wave Driver), включить и выключить дизеринг на итоговом миксе (Dither), а также настроить кривые громкости и панорамы для аудио дорожек (MIDI Volume и Pan Mapping). Надо сказать, что в поле Default File Bit Depth можно указывать 24 бита и для платы, которая поддерживает только оцифровку с разрядностью 16 бит. Это как раз тот случай, когда Cakewalk будет программно пересчитывать 16-битный поток в 24 бита и всю обработку производить с соответствующей разрядностью. Но сами семплы останутся 16-битными. А вот в поле Bit per Sample для записи аудиодорожек в соответствующем формате можно указать разрядность, которую поддерживает данная плата. Здесь устанавливается "честная" разрядность записи.

Рис. 17

На странице Drivers диалогового окна можно выбрать драйверы звуковых плат, которые будут активны во время сеанса работы. Причем, неактивные драйверы будут доступны для других программ, например Gigasampler. А на странице Advanced можно вручную настроить параметры буферизации, если по каким-то причинам работа Wave Profiler не устраивает. Кроме этого, здесь же можно указать каталог, куда Cakewalk будет записывать аудио данные (Data Directory). По умолчанию "живой звук" пишется в Cakewalk/WaveData.

На странице Advanced есть еще одна опция: Use unpacked 32 bit storage for >16 bit audio. Выбор этой опции может улучшить работу некоторых 24-разрядных звуковых систем (например, Sonorus STUDI/O), которые поддерживают так называемый 24-разрядный "неупакованный" формат данных ("24-bit unpacked" data format). В этом случае отключаем встроенные 24-разрядные операции пересчета аудиоданных Cakewalk и передаем эту работу процессорам, установленным на плате. Для того, чтобы понять, насколько эта опция необходима, придется внимательно посмотреть руководство пользователя данной платы и поискать там заветные слова "24-bit unpacked".

После завершения всех настроек можно начинать запись. Как я уже говорил, в Cakewalk нет разделения на аудио и MIDI дорожки. В диалоговом окне Track Properties любой дорожки, в списках Source и Port можно выбрать любые доступные входные и выходные аудио порты. На этом превращение MIDI дорожки в аудио и заканчивается. Если работать с многоканальным аудио интерфейсом, то для одновременной записи с восьми (или более) физических входов надо у каждой из восьми выбранных дорожек указать разные порты записи в списке Source. После этого на всех дорожках, которые предполагается записывать, нажимается кнопка с буквой R. И все - можно нажимать кнопку записи. При работе со звуковыми библиотеками формата WAV семплы можно импортировать. Для этого нужно выбрать команду меню Insert/Wave File. Стерео файлы записываются на две соседние дорожки, и у них автоматически разводится панорама (для этого при импорте должен быть установлен флажок Stereo Split). Также можно импортировать и видео файлы форматов AVI, MPG и MOV. При этом видеоряд будет выводиться в отдельном окне, а звуковое сопровождение - на указанную дорожку.

В отличие от Cubase и Logic, воспроизведение и запись в Cakewalk начинаются сразу после нажатия соответствующих кнопок. И это без всяких ASIO драйверов (у меня вообще есть ощущение, что вся история с ASIO была затеяна компанией Steinberg для того, чтобы замаскировать собственную беспомощность в уменьшении времени ожидания - latency). Кстати говоря, Cakewalk уже анонсировал свой собственный формат драйверов AudioX, который должен помочь более полно использовать ресурсы DSP, установленных на звуковых платах. О поддержке этого формата уже заявило большое количество фирм, в том числе и Microsoft. А это означает, что, скорее всего, новинка пойдет.

С записанным или импортированным аудио клипом, или звуковой дорожкой видео, можно производить те же самые операции, что и с MIDI клипом: резать, перемещать, копировать и т. д. Надо сказать, что если разделить такой клип, а затем удалить одну из частей, то такое редактирование является деструктивным. Однако имея неограниченное количество уровней отмены можно особо не беспокоиться за возможность испортить материал. Также клипы можно квантизировать. Если в диалоге квантизации не отмечена опция Stretch Audio Events, то притягиваться к ближайшим значениям тактовой сетки будут начала аудио клипов. Если же эту опцию отметить, то длина клипов будет увеличиваться до ближайшего значения тактовой сетки. Например, если ваш клип имеет длительность 3,51/16 такта, то после применения квантизации с растяжением, его длительность станет ровно 1/4. Но надо сказать, что Cakewalk имеет алгоритм временного сжатия/расширения не очень высокого качества, поэтому лучше такой квантизацией не злоупотреблять.

По умолчанию, двойной щелчок мыши на аудио клипе открывает окно Audio - собственный аудио редактор Cakewalk (рис. 18). От редакторов конкурирующих программ его отличает, в первую очередь, возможность применения DirectX модулей для обработки клипов не в реальном времени. Это позволяет, во-первых, использовать Cakewalk и на слабых компьютерах, а во-вторых - существенно разгружать процессор, когда требуется использовать много программной обработки: можно сначала в реальном времени настроить эффект должным образом, запомнить все настройки, а затем деструктивно обработать клип в редакторе Audio с этими настройками. Когда я работал с Cubase VST, мне страшно не хватало подобной возможности - приходилось открывать WaveLab (другие звуковые редакторы у меня почему-то с Cubase работать не хотели) и деструктивное редактирование осуществлять там.

 
Рис. 18  
   

Как и в любом другом волновом редакторе, в окне Audio над графическим изображением клипа есть шкала времени, которая может выводиться в тактах/ четвертях/ импульсах, часах/ минутах/ секундах/ кадрах или семплах (для этого над линейкой есть три специальные кнопки). В левой части окна имеется шкала амплитуды, по умолчанию отградуированная в процентах. Эту шкалу можно вывести и в децибелах. Для этого нужно щелкнуть по ней правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать dB.

Все операции копирования и перемещения в редакторе Audio осуществляются совершенно стандартно. При этом операция разрезания клипа не распространяется на клип, расположенный в окне Track - на нем показываются только маркеры разделения. В левом верхнем углу окна расположены кнопки, активизирующие тот или иной инструмент. Они похожи на кнопки в окне Piano Roll, только отсутствует инструмент "карандаш", а инструмент "линия" в окне Audio предназначен для рисования изменения амплитуды сигнала. Кнопка Snap to Zero Crossing включает режим совмещения начала и конца аудио клипа с точками перехода уровня сигнала через ноль. Эта функция нужна для избежания щелчков при воспроизведении отредактированных фрагментов.

В контекстном меню окна Audio сосредоточены все необходимые команды редактирования звука. Они остались практически неизмененными с Cakewalk 6.0. Помимо стандартных команд типа Copy или Paste здесь есть команды нормализации, шумоподавления, эквализации, создания кроссфейдов и т. д. Выбором из контекстного меню команды Audio Effects открывается доступ и ко всей DirectX обработке. Для того, чтобы послушать результат работы алгоритма, нужно после каждого действия нажимать кнопку Audition. Но, в отличие от предыдущих версий, после нажатия этой кнопки в акустических системах звучит общий микс аудиодорожек, а не только один трек. То есть, теперь можно слушать как обработка действует в общей канве композиции. Правда, MIDI дорожки по-прежнему не будут слышны.

В контекстном меню живет и весьма полезная функция Extract Timing, которая анализирует аудио файл на предмет пиков, копирует их ритмическую сетку и передает в буфер. После этого можно открыть диалоговое окно Groove Quantize, выбрать в качестве шаблона содержимое буфера и применить квантизацию либо к MIDI дорожкам, либо к аудио клипам. Таким манером очень удобно, например, квантизировать MIDI бас относительно лупов ударных.

В редакторе Audio появились две новые функции. Во-первых, в самом начале каждого клипа, отображаемого в Audio, теперь есть небольшой красный треугольник, который называется Anchor (Якорь). Функция притяжения к тактовой сетке действует именно относительно якоря, а не относительно начала клипа. Если подвести курсор к якорю и, удерживая нажатой правую кнопку, перемещать мышь, то клип будет перемещаться относительно якоря, который останется на месте. Таким манером гораздо проще править ритмические неточности, подтягивая акценты к сильным долям такта.

Вторая новинка - это огибающие панорамы и громкости, которые можно рисовать для каждого аудио клипа, и которые обсчитываются в реальном времени (эти огибающие с узелками перегибов видны на рис. 18). Для того, чтобы создать огибающую, надо выделить аудио клип, щелкнуть на нем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать Envelope/Create Volume или Create Pan. Двойной щелчок мыши на огибающей добавляет узелок перегиба (Node). Щелчком правой кнопки мыши на узелке открывается контекстное меню с командами управления огибающей. Команда Properties открывает диалог Node Properties, в котором можно точно установить позицию узелка по вертикали и горизонтали.

Аудио клипы можно экспортировать с помощью команды меню Tools/Export Audio. Также есть возможность микширования аудио дорожек с просчетом всех эффектов реального времени. Это делается с помощью команды Tools/Mixdown Audio. Видео клипы экспортируются с помощью команды Tools/Export Video to AVI.

Некоторое неудобство Cakewalk заключается в том, что программа записывает аудио данные в папку WaveData (или другую указанную) под собственными именами, не поддающимися дешифровке. Навести порядок в этой папке можно двумя способами. Во-первых, по окончании работы над композицией сохранить ее в формате BUN (Cakewalk Bundle). В этом случае аудиоданные записываются в файл вместе со всей остальной информацией. А все, что находится в папке WaveData, после этого можно удалить. Второй способ более трудоемок, но позволяет обходиться без сохранения в BUN. В Cakewalk есть команда Tools/Clean Audio Disk, открывающая одноименное окно. При помощи кнопки Find находятся все аудио файлы Cakewalk, при помощи кнопки Play - прослушиваются, после чего можно решить какие удалять, а какие нет.

Микшер и эффекты реального времени
Какая "виртуальная студия" может обойтись без панели микшера и обработки, действующей в реальном времени? В Cakewalk 6.0, при всех его достоинствах, микшер был самым слабым местом, а обработка очень сильно "тормозила" - между движением виртуального регулятора и изменением в звуке мог пройти и добрый десяток секунд. В Cakewalk 7.0, наконец, появился микшер с очень удобным интерфейсом, но проблемы с задержкой при обработке в реальном времени по-прежнему имели место. И только в Cakewalk 8.0 разработчикам удалось победить все проблемы.

На самом деле, микшер Cakewalk 8.0 (рис. 19) - это пульт управления всей программой. Разработчики пошли по пути сосредоточения в панели микшера большинства необходимых органов управления записью и воспроизведением MIDI и аудио дорожек. То есть, во время записи можно держать на экране только пульт, внешний вид которого для большинства музыкантов гораздо привычнее любых таблиц. А когда потребуется осуществлять редактирование, можно переключаться в окно Track.

 
Рис. 19  
   
Микшер запускается либо командой View/Console, либо соответствующей кнопкой на линейке инструментов. У меня для вызова консоли используются также "горячая" клавиша и MIDI нота - так просто гораздо удобней работать. Cakewalk автоматически показывает столько каналов, сколько имеется записанных или настроенных дорожек. Но если надо в микшере добавить канал, не залезая в окно Track, то нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по полю рядом с фейдером любого канала и в контекстном меню выбрать команду Add Track.

В верхней части MIDI и аудио линеек микшера находится название соответствующей дорожки, и если в ячейки Name таблицы окна Track введены названия, то они появятся и в окне микшера. Верно и обратное: если в окне микшера ввести название дорожки, то оно автоматически появится в ячейке Name таблицы окна Track. Ниже на всех линейках находится серое поле разрыва канала для установки эффектов, работающих в реальном времени (у MIDI каналов есть свои подобные эффекты). Для каждого канала можно установить до шести модулей одновременно. Доступ к модулям происходит через контекстное меню, которое появляется, если щелкнуть правой кнопкой мыши по полю разрыва.

На MIDI линейках микшера, ниже полей разрыва, есть по четыре кнопки, которые дублируют ячейки таблицы окна Track. С их помощью можно настроить порт вывода, MIDI канал, банк синтезатора и пэтч. Если нажать одну из этих кнопок, то появляется список с вариантами выбора. Еще ниже, на MIDI линейках находятся регуляторы уровня посыла на ревербератор и хорус. На аудио линейках ниже поля разрыва присутствуют регуляторы и кнопки. Регуляторами устанавливают уровень посыла на эффект, который находится в секции Aux, кнопками же включают/выключают посыл. Количество секций Aux, а, следовательно, и регуляторов с кнопками, устанавливается, как уже говорилось, в диалоговом окне Cakewalk Direct Show Audio (опция Number of Aux Busses).

Нижние части и аудио, и MIDI линеек практически идентичны. Здесь есть фейдер уровня, регулятор панорамы, а над ними - три кнопки: заглушения, солирования и записи, которые дублируют аналогичные кнопки таблицы окна Track. Текущее значение контроллера активного фейдера или регулятора выводится в окно Value, расположенное в левом верхнем углу окна микшера. В самом низу MIDI линеек находится кнопка выбора MIDI канала, по которому будет производится запись (Source). У аудио линеек в самом низу есть две кнопки - выбора источника и выбора порта воспроизведения.

При нажатии кнопки записи на аудио дорожке или соответствующем канале микшера, около фейдера канала появляется индикатор по которому легко отстроить уровень. При выключении кнопки записи этот индикатор исчезает. Постоянно на экране присутствуют только индикаторы мастер-секции. У любого индикатора можно поменять отображаемый диапазон сигналов. Для этого надо щелкнуть на нем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать один из четырех возможных диапазонов (24, 42, 60 и 90 децибел).

В секции Aux микшера у каждого дополнительного канала есть свое поле разрыва. Модули здесь устанавливаются также, как и в основных линейках - из контекстного меню. В это поле можно установить неограниченное количество модулей, точнее столько, сколько позволит мощность компьютера, однако есть и ограничение - сюда устанавливаются только стерео модули. Еще ниже находятся мастер-регуляторы уровня и панорамы посыла на эффекты, а также регуляторы уровня и панорамы возврата с эффектов. Кнопка Pre переключает точку отбора сигнала в дополнительный канал. По умолчанию отбор производится до фейдера канала. Если нажать эту кнопку, то надпись на ней поменяется на Post - отбор после фейдера канала. Для работы с многоканальными интерфейсами в секции возвратов предусмотрена и кнопка выбора выхода для направления обработанного сигнала.

Среди кнопок в верхней части окна микшера самыми полезными являются три. Кнопка записи включает запись контроллеров, которые производятся при перемещении регуляторов микшера. Кнопка с фотоаппаратом позволяет делать "снимок" положения регуляторов микшера в позицию курсора. Последняя активно используемая кнопка имеет рисунок фейдера со стрелкой. Она активизирует режим считывания микшером значений контроллеров, записанных на разных дорожках. При этом все органы управления микшером выполняют перемещения сообразно записанной информации. Если есть желание что-то поменять в миксе, то сначала следует отжать эту кнопку, иначе при возврате к началу композиции все фейдеры вернутся в исходное положение. Кстати говоря, некоторая сложность управления микшером и невозможность автоматического запоминания положения всех органов управления в файле проекта - это единственное, в чем Cakewalk проигрывает Cubase.

В режиме записи, производимые фейдерами и регуляторами каналов MIDI сообщения записываются на соответствующие дорожки. Если же крутить регуляторы секций Aux и Мастер, то автоматически создается дорожка под названием Console Automation Data и производимые микшером MIDI сообщения записываются туда. Все записанные данные автоматизации можно редактировать. Для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по интересующему регулятору или фейдеру, и в контекстном меню выбрать команду Edit Automation Data. На экране появится нижняя часть окна Piano Roll, с графическим отображением контроллера выбранного органа управления. Редактирование производится с помощью инструмента "карандаш" или "линия".

У микшера есть и возможность группировки регуляторов. Всего в распоряжении имеется двенадцать групп, в каждую из которых может входить произвольное количество органов управления. Для группировки нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на первом регуляторе и в контекстном меню выбрать Group и букву, обозначающую группу. Затем ту же самую процедуру проделать и со вторым регулятором. В центре обоих регуляторов появится точка цвета, соответствующего группе. Операция разгруппировки осуществляется с помощью команды контекстного меню Ungroup.

Одной из главных особенностей микшера Cakewalk является возможность произвольной настройки дистанционного управления любыми движущимися элементами. При наличии любого внешнего контроллера, его можно заставить работать с микшером. Если щелкнуть правой кнопкой мыши по любому фейдеру, регулятору или кнопке, и в контекстном меню выбрать команду Remote Control, то на экране появится одноименное окно (рис. 20), в котором можно выбрать тип и номер MIDI сообщения для дистанционного управления. В Cubase у микшера есть только жесткая прошивка. Cakewalk, как видите, свободен от этого ограничения.

Рис. 20

В посылах-возвратах микшера и в разрывах аудио каналов могут работать любые DirectX подключаемые модули. В комплект поставки Cakewalk 8.0 входит семь CFX модулей, оставшихся в наследство от версии 6.0, и пять из версии 7.0 (они называются Cakewalk FX). В число CFX модулей входят: хорус, двухполосный параметрический эквалайзер, задержка, фленджер, ревербератор, модули сдвига высоты тона и сжатия/расширения времени. Новые модули Cakewalk FX отличаются улучшенным качеством звука (используется 24-разрядная обработка) и предлагают следующие алгоритмы обработки: задержка, хорус, фленджер, ревербератор и параметрический эквалайзер (рис. 21). Однако несмотря на некоторые улучшения, эти модули сильно проигрывают по качеству обработки продукции фирм Waves, TC Works или DSP-FX.

Рис. 21

Зато в версии 8.0 появились подключаемые модули и для обработки MIDI дорожек. Они устанавливаются в разрывы микшера для работы в реальном времени, но могут быть использованы и из контекстных меню окон Track, Piano Roll и Staff. В этом случае для оценки воздействия модуля на MIDI события надо в его диалоговом окне нажимать кнопку Audition. В комплект поставки программы входят семь MIDI модулей: Arpeggiator (рис. 22) - арпеджиатор, Chord Analyzer - анализатор аккордов, показывающий буквенное название аккорда, Echo Delay - MIDI задержка, MIDI Event Filter - фильтр MIDI событий, Quantize - модуль простой квантизации (работает в реальном времени), Transpose - модуль транспонирования и Velocity - модуль, позволяющий производить разного рода воздействия на динамику, в том числе и устанавливать ее диапазон.

Рис. 22

Кроме того, для Cakewalk 8.0 фирмой NTONYX создан модуль Style Enhancer Micro.

 
Style Enhancer Micro 1.28
Первым и, насколько нам известно, пока единственным MIDI модулем для Cakewalk 8.0, произведенным сторонней фирмой, является Style Enhancer Micro новосибирской компании NTONYX. В модуле используется технология Performance Modeling (как и в программе Style Enhancer этой фирмы), основной задачей которой является оживление MIDI партий, хотя с ее помощью можно получить и другие интересные результаты. Модуль анализирует поступающую на него MIDI информацию, после чего добавляет и изменяет различные параметры (динамику, громкость, данные контроллеров высоты тона и модуляции, и т. д.) в соответствии с выбранным стилем. Прилагающаяся библиотека стилей содержит 100 алгоритмов, по большей части для струнных и духовых инструментов. Демонстрационную версию можно получить на сайте производителя (www.ntonyx.com), там же можно приобрести и полную версию.
 
   

Studio Ware
Studio Ware позволяет создавать панели управления любыми MIDI устройствами. В программах Cubase и Logic тоже есть нечто подобное (в Cubase - StudioMix, а в Logic - Environment), но в них мне не удавалось сделать панели красивыми. А в Studio Ware - пожалуйста. Согласитесь, что с панелью, показанной на рис. 23, дело иметь приятно. В комплект поставки Cakewalk входит довольно много готовых панелей для управления самыми разными устройствами. Здесь и цифровые микшеры Yamaha ProMix 01, 03 D и 01 V, рабочая станция Roland VS 880, звуковые модули Roland JV 2080 и SC 88 Pro, E-mu Orbit, Novation Bass и Drum Station, заменитель пульта дистанционного управления RC 808 для цифровых магнитофонов фирмы Tascam и многое другое. Кроме того, много панелей выложено на сайте Cakewalk (www.cakewalk.com).

Рис. 23

Studio Ware не только красив, но еще и функционален. Если в его окне (команда меню View/Studio Ware) нажать кнопку Design, в распоряжении оказываются кнопки, различные колеса, фейдеры, лампочки, индикаторы - все для создания полноценных панелей управления. Кроме перечисленного, есть еще специальные элементы дизайна, называемые кластерами - с их помощью очень удобно организовывать группы других органов управления. Кроме того, в панелях существует возможность использования текста и графики. Подробнее работа со Studio Ware описана в статье о Cakewalk 6.0 в июньском номере MO за 1997 год.

Заключение
Итак, достоинства и недостатки Cakewalk 8.0 можно сформулировать следующим образом:

Достоинства
Великолепный интерфейс, полностью соответствующий стандартам, существующим для приложений Windows.
Очень удобные редакторы MIDI и аудио.
Стабильная работа.
Обширная библиотека поддержки синтезаторов, звуковых модулей и процессоров эффектов.
Возможности перкуссионной нотации, вставки в партитуру текстов песен и сеток аппликатуры гитарных аккордов.
Развитая панель микшера, имеющая полное MIDI управление.
MIDI эффекты, действующие в реальном времени.
Поддержка оцифровки с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 кГц.
Очень быстрая обработка аудио и отсутствие времени ожидания старта записи и воспроизведения. Сравнительно невысокая загрузка процессора.

Недостатки
Не очень удобная система управления аудио файлами, находящимися на диске.
Отсутствие автоматического запоминания положений регуляторов микшера в файле проекта.

И в заключение хочется сказать следующее. Если вы работаете сейчас в Cubase или Logic, и у вас тяжело со временем, не бросайтесь в срочном порядке осваивать Cakewalk - ведь это очень сложная программа с большим количеством "подводных камней". Пока вы освоите ее настолько, чтобы нормально работать, пройдет много времени. Кроме того, нет никакой гарантии, что Steinberg или Emagic в ближайшем будущем не выпустят версии своих программ, которые победят Cakewalk 8.0. Война "виртуальных студий" в самом разгаре.

Cakewalk Pro Audio 8.0 450$
Мультимедиа Клуб


Cakewalk Sonar

Cakewalk Pro Audio 9.0

  Оценка статьи
Посещений: 9778 | Проголосовавших: 10 | Средняя оценка: 2.6

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА