|
|
|
В декабрьском номере МО за 1999 год подробно рассказывалось о программе Cool Edit Pro 1.1. Вышедшая в июне 1999 года версия 1.2 подняла этот звуковой редактор еще на одну ступень. Поскольку основные отличия от предыдущей версии носят не качественный, а, скорее, количественный характер, вряд ли можно говорить о том, что вышел совершенно новый продукт. Однако, как известно, количество нередко переходит в качество.
Итак, Cool Edit Pro 1.2 - это по-прежнему программа для многодорожечной записи и редактирования звука. Для тех, кто с программой не знаком, поясню, что, во-первых, обработка эффектами (как и любое другое редактирование) происходит не в режиме реального времени, а во-вторых, возможна только для одной дорожки за раз. Если эти ограничения вас не смущают, то можно считать, что Cool Edit Pro - замечательная программа, позволяющая реализовать музыкальный проект от начала до конца.
В пользу "нереального времени" можно привести достаточно веский для многих пользователей аргумент. Для полноценной работы Cool Edit Pro не обязателен компьютер со скоростным процессором и огромным объемом RAM, хватит и Pentium 166-200 МГц. Приведу выдержку из минимальных системных требований: Windows 95/98 или Windows NT/2000, 486 процессор, 8 Мб RAM (32 Мб рекомендуется), 4 Мб свободного пространства на жестком диске. Программа, по нынешним временам, обладает весьма умеренными аппетитами. Но, хотя приведенные цифры в основном правдивы, не следует забывать о том, что они - минимальные. Это означает, что, в общем случае, в подобной системе программа будет работать, но жутко медленно. Да и для хранения аудиоданных все равно потребуется дополнительный объем жесткого диска.
Из основных возможностей программы, сохранившихся от предыдущих версий, можно упомянуть 32-разрядную обработку и внутреннее представление данных, многовариантную шкалу времени звучания (в секундах, кадрах, семплах и т. д.), MIDI управление многими функциями программы, наличие большого количества качественной встроенной обработки, поддержку DirectX, поддержку до 4095 одновременно открытых файлов объемом до 2 Гбайт, сохранность временного файла при аварийном завершении работы, анализ спектра фонограмм, возможность графической настройки уровня и панорамы для каждого трека в многодорожечной сессии, поддержку нескольких аудиоплат и многое другое.
В новой версии появилась поддержка частоты дискретизации звука до 192 кГц и возможность пошагового изменения разрядности файла (от 31 до 4 бит с шагом в 1 бит). Функция Timed Record позволяет автоматически включать запись в назначенное время. Появилась возможность автоматического поиска и удаления пустых фрагментов в фонограмме (Edit / Delete Silence). Кроме того, в новой версии увеличилось количество эффектов.
Cool Edit Pro 1.2 способен, по заверениям Syntrillium, работать со всеми версиями Windows, начиная с 95 и заканчивая 2000. Работа с программой в Windows 95 и 98 проходит вполне комфортно, а использовать ее с Windows NT и 2000 я не пробовал.
Для самых нетерпеливых пользователей приготовлен подарок: программа при запуске загружается раза в два быстрее, чем ее предыдущая версия. Это связано с тем, что теперь при старте не происходит автоматического сканирования системы на предмет наличия подключаемых модулей формата DirectX, как это было ранее. И после установки нового модуля, в меню Transform/DirectX он появится только по команде принудительного поиска Refresh This List из подменю DirectX.
К поддерживаемым форматам файлов добавился, наконец, формат потокового аудио. Теперь возможно сохранять звук в формате RealMedia G2. Но - только сохранять. Прослушивать его придется уже соответствующей программой. Кроме того, для некоторых форматов (в частности, AIF и RAW PCM) добавлена поддержка 24-разрядных файлов.
На сайте www.syntrillium.com всегда доступен постоянно обновляемый список звуковых плат, протестированных фирмой на предмет совместимости с Cool Edit Pro. На рисунке 1 показан такой перечень по состоянию на начало августа 2000. Там же указаны некоторые характеристики этих плат. Однако при этом фирма не гарантирует, что у вас такая же плата будет работать, и предлагает внимательно ознакомиться со спецификацией изделия перед его покупкой. Это немного настораживает. Как и ради чего тогда проводились все эти тесты? Интересно также то, что большинство позиций в этом списке принадлежит многоканальным платам, хотя программа легко справляется со сведением в одну стереопару, и изделия типа Darla для нее не являются необходимостью.
|
|
|
|
|
|
Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что Cool Edit Pro, скорее всего, будет работать с любой платой. Во всяком случае, еще на предыдущих его версиях (1.0 и 1.1) пару лет назад у меня, хотя и со скрипом, но работали далеко не лучшие платы. И я ни разу не слышал о том, что Cool специально "заточен" под какое-либо конкретное устройство.
Маленькое, но очень нужное дополнение появилось при работе с файлами. Раньше в меню File были только команды, закрывающие или файл в однодорожечном режиме, или сессию, или сессию вместе с файлами в многодорожечном режиме. Теперь в обоих режимах можно пользоваться командой Close Only Non-Session Waveforms. Это позволяет избавиться от синдрома, проявлявшегося во время многодорожечной работы в версии 1.1. Дело в том, что, закрыв сессию, все составляющие ее файлы, и переключившись в однодорожечный режим, можно в списке открытых файлов (меню Window) увидеть кучу всякого мусора - обрезков, вариантов записи и т. п. При этом зачастую возникает желание проверить - нет ли чего нужного, - перед тем, как удалить эти файлы. И пошло-поехало. Сидишь и с трепетом слушаешь. Теперь же, расставив звук по дорожкам и убедившись, что все находится на своих местах, щелкаем мышкой в меню, удаляем все лишнее и спокойно продолжаем работать с сессией. Кроме того, поскольку в меню Insert многодорожечного режима отображаются абсолютно все открытые в данный момент файлы (независимо от того, присутствуют они в сессии или нет), можно представить себе, как облегчается поиск нужного файла в списке.
Есть еще одно чрезвычайно полезное новшество для многодорожечной работы. Если вам в процессе записи не понравился какой-либо кусок (это должен быть файл целиком, а не его часть), можно использовать команду Destroy Waves из меню Edit. Выделенный файл удаляется без сохранения одновременно из Multitrack View и из Waveform View, и уже не будет мешать работе. Мой опыт подсказывает, что эта возможность будет весьма полезна для тех, кто только начинает знакомиться с Cool Edit Pro.
В однодорожечном режиме в меню File появилась также команда Close All Waves and Session, позволяющая закрывать кроме отдельных файлов также и сессию, не переключаясь в ее окно.
Кроме того, при попытке завершить работу программы с незакрытыми в ней файлами, в появляющемся диалоговом окне теперь можно выбрать кнопки Yes, Yes to All, No, No to All и, конечно, Cancel. Быстро сворачиваться стало очень удобно.
Теперь скажу о поддержке высоких частот дискретизации. Несмотря на то, что файлы с частотой 192 кГц поддерживаются программой, эта частота не может быть корректно использована без соответствующего аппаратного обеспечения. При работе, например, с платой Turtle Beach Montego, аппаратно поддерживающей 48 кГц аудио, программа правильно записывала, воспроизводила, генерировала и обрабатывала максимум 96 кГц файлы. После попытки преобразовать 96 кГц файл в 192 кГц (равно как и при попытке просто сгенерировать таковой) этот семпл воспроизводился с вдвое пониженной высотой. Все-таки программная интерполяция не всесильна. Но, думаю, что при использовании платы с поддержкой частоты дискретизации в 96 кГц можно будет создавать и использовать файлы в 192 кГц. И, наверное, не за горами то время, когда можно будет легко найти в продаже плату, поддерживающую аппаратно не только 96, но и все 192 кГц.
С функцией Timed Record (включается в меню Options) работать стало интересней. Можно установить начало записи (например, радиопрограммы) на нужное время, а самому уйти и спокойно попить чаю. Все включится, запишется и остановится автоматически. Поставив флажок в меню и нажав кнопку записи на панели транспорта, мы попадаем в окно Recording Time (рис. 2), где быстро настраиваем все, что нужно. А именно: продолжительность и время начала записи. Кстати, именно на этой простой функции я ощутил, что на моем компьютере, вероятно, имеет место пресловутая "Проблема 2000 года". Когда в январе этого года я попытался воспользоваться Timed Record, дата в окошке настроек перескочила на сто лет назад.
А недавно на сайте компании выложили для свободного скачивания файл (8 Мбайт), обновляющий программу до версии 1.2а. Изучив спецификацию на новую версию, я понял, что проблема 2000 года, оказывается, заключалась в самой программе, а вовсе не в моем компьютере. Кроме проблем с окном Timed Record, связанных с датами после 1 января 2000 года, в обновленной версии устранена также проблема с некоторыми модулями DirectX. Раньше, совершенно неожиданно в центре окна модуля появлялась "левая" кнопка под названием "Purchase", которую не было никакой возможности убрать, не закрывая модуль.
Помимо устранения ошибок, в версии 1.2a улучшилась поддержка жестких дисков очень большого объема и появилась новая возможность автоматического дизеринга при преобразовании 32-разрядного файла в 24-разрядный. Еще появились какие-то установки для многопользовательского режима работы в Windows 2000, но я их не трогал.
Для подготовки радиовещательных программ в Cool Edit Pro существует функция Delete Silence (рис. 3). Чтобы удалить "молчаливые" участки фонограммы, нужно сначала указать программе, что именно считать тишиной, а что - полезным сигналом. Для этого в специальных окошках записываются цифры, дающие программе понять, что тишина, которую нужно удалить, - это участок записи, на котором сигнал не превышает некоторый уровень (на рисунке это -70 дБ) в течение некоторого времени. Временной промежуток, по истечении которого программа поймет, что нашла паузу, записывается в окошке под названием For more than (более чем...). В данном случае, если уровень сигнала опустится ниже минус 70 дБ и продержится там более 80 мс, программа однозначно определит участок как тишину. Для полезного сигнала делаются аналогичные настройки, только указывается превышение заданного уровня звука. Нажав кнопку Scan for Silence Now, сканируем выбранный участок фонограммы. После того, как программа определит все, что нужно удалить, она покажет результат в окне итогов поиска. И если возражений нет, то найденные участки будут вырезаны из файла. При этом участки с полезным сигналом, ранее разделенные паузой, будут склеены вместе. Отличный способ записывать скороговорки...
|
|
|
|
|
|
|
Кстати, для радиовещательных целей обновлена спецификация внедряемой в аудио файл информации. Кроме обычных сведений (об авторе, названии, звукоинженерах, оборудовании и проч.), добавили "EBU Extensions". Это "комплект" специальных полей, содержащих информацию, использующуюся в радиовещании и принятых Европейским Радиовещательным Союзом: Description, Originator, Originator Reference, Origination Date, Origination Time, Time Reference и Coding History.
Кроме перечисленного, в программе есть мелкие улучшения и дополнения, которые, пожалуй, нет смысла описывать отдельно.
Эффекты
Самым интересным в новой версии программы, на мой взгляд, является эффект Pitch Bender. Удивительно, как я до сих пор обходился без него. Раньше при необходимости изменить скорость воспроизведения я пользовался функцией Stretch, но она не обеспечивает и половины тех удобства и скорости работы, которые предоставляет Pitch Bender. Он, так же, как и Stretch, позволяет изменять скорость воспроизведения семпла, соответственно изменяя и его высоту. Но делает это быстрее и лучше. А главное - он удобнее. Да здравствует имитация жующих ленту магнитофонов!
Представляю, как хихикают пользователи Sound Forge, читая эти строки. Они-то пользуются этим эффектом с незапамятных времен. Но раньше - не обязательно лучше. Хотя, справедливости ради, следует отметить одно несомненное достоинство этой функции в Forge. В окне настроек эффекта пользователь Sound Forge видит и свой семпл, и огибающую прямо на нем. Это довольно удобно, особенно для экспериментов с барабанными лупами, но практически бесполезно для обработки каких-нибудь подкладов или заунывных соло, по причине отсутствия сколько-нибудь значительных амплитудных выбросов на рисунке волны, которые можно было бы использовать в качестве опорных точек.
В Cool Edit Pro рисунка волны в окне настроек нет. Но на этом его недостатки и заканчиваются. Работать удобно и просто. Огибающая скорости воспроизведения легко трансформируется мышью даже в процессе прослушивания. Есть несколько демонстрационных пресетов, и, разумеется, можно создавать собственные. В нижней части рабочего окна Pitch Bender (см. рис. 4) размещена горизонтальная шкала, по которой можно определить координаты во времени (в секундах) точек излома огибающей. Есть функция Spline, включение/ отключение которой позволяет получать сглаженную/ ломаную огибающую. Нажатие кнопки Zero Ends мгновенно выставляет начало и конец огибающей обрабатываемого семпла в нулевое (не транспонированное) положение. При этом все установленные точки излома остаются на своих местах. Кнопка Flat сбрасывает все изменения огибающей и приводит ее в исходное состояние. Во всплывающем списке Quality Level можно выбрать качество преобразования (от Low до Perfect). Низкокачественная обработка рассчитывается быстрее, однако авторы программы предостерегают: при этом возможно искажение сигнала. Более качественная обработка производится чуть-чуть медленнее, но позволяет избежать искажений. В секции Range можно выбрать установки для вертикальной шкалы: единицы измерения и диапазон. Выставив соответственно переключатель, можно выбрать способ отсчета смещений по полутонам (логарифмическая шкала) или в единицах темпа (удары в минуту, bpm). По умолчанию обычно выбрана звуковысотная шкала и диапазон 12 полутонов, то есть одна октава. Можно вручную установить любое другое значение и таким образом расширить предел изменений исходного семпла. Чтобы убедиться в этом, я выставил для пробы сначала 15, потом сразу 36 полутонов: все отлично и весьма шустро работало.
|
|
|
|
|
|
Можно установить в качестве единиц измерения скорость воспроизведения (в ударах в минуту). Иногда это удобнее, чем отслеживать высоту звука. Шкала BPM линейная, для настройки используются два маленьких окна с цифрами. Посмотрите на рисунок. Напротив выставленной метки можно прочитать: 40 BPM with base of 140 BPM. Это означает, что диапазон изменения скорости воспроизведения установлен в размере 40 bpm вверх и вниз (т. е. всего 80) от исходного темпа. В данном случае используемый мной исходный семпл (барабанный луп) был записан со скоростью 140 ударов в минуту, эту цифру я и выставил в окошке.
Длина семпла после обработки изменяется: при понижении скорости воспроизведения семпл удлиняется, при повышении - сокращается. В самом низу диалогового окна всегда размещается информационная строка, в которой указана исходная продолжительность семпла и та, которая будет получена после применения эффекта.
Пользуясь инструментом Pitch Bender, я менее чем за полминуты увеличил темп исходного лупа со 140 до 160 bpm без искажений. При этом большая часть времени была израсходована на ввод цифр в соответствующие окошки. Собственно обработка была завершена за каких-то две секунды. Чтобы "ускорить" луп, я установил цифру диапазона в 20 bpm и просто перетащил линию огибающей (ровно, без изломов) до упора вверх, параллельно границе окна настроек, то есть как раз в позицию 160 bpm. Чтобы убедиться в точности преобразования, я воспользовался функцией Edit Tempo в меню Edit. Полученный луп имел темп в 160,001 bpm и звучал ровно. На мой взгляд, точность обработки можно считать вполне удовлетворительной.
Раз уж была упомянута функция Edit Tempo, уместно будет отметить, что с ее помощью можно быстро определить темп любого ритмического лупа. Главное - это определить на слух размерность (Beats per Bar) и количество тактов (Bars) в анализируемом семпле. Указав эти цифры в соответствующих окошках и нажав кнопку Extract, получаем искомое значение темпа в ударах в минуту (рис. 5). Если луп неровно отрезан, то вначале следует при помощи функции Find Beats выяснить границы такта, выделить его и вызвать функцию Edit Tempo.
Full Reverb
В программе появился новый ревербератор - мощный инструмент с гибкими настройками. Естественно, что и настраивать его приходится чуть подольше, чем простой ревербератор. В рабочем окне находятся семнадцать ползунковых регуляторов да еще несколько окошек с цифрами. Все настройки распределены на три основные группы: General Reverb, Early Reflections и Coloration, плюс секция Mixing. Секция Early Reflections (ранние отражения) заведует геометрией помещения, позволяя устанавливать его объем, отношение длины к ширине, а также положение источника звука относительно стен (левее/правее). Присутствует также фильтр верхних частот с изменяемой частотой среза. Фильтр действует только на ранние отражения.
В секции General Reverb настраиваются продолжительность реверберации, ее атака, а также отдельно параметры Diffusion и Perception, которые, вообще-то, занимаются практически одним и тем же: управляют слитностью звучания реверберационного хвоста. Есть еще хитрая кнопка с длинным названием Set Reverb based on Early Reflection Room Size, позволяющая привести параметры реверберации в соответствие с выбранными настройками ранних отражений.
Секция Coloration (рис. 6) заведует фильтрами для обработки реверберации. Их три: Low Shelf, High Shelf и Mid Band. Для шельфовых фильтров настраиваются уровень и частота среза. Для полосового фильтра регулируется центральная частота, уровень и добротность. Имеется графический дисплей с огибающей. При установке добротности в нулевое значение можно передвигать всю огибающую целиком, пользуясь движком уровня Mid Band. Здесь настраивается также скорость затухания реверберации (в миллисекундах) для обрабатываемых фильтрами участков ее спектра.
|
|
|
|
|
|
В секции Mixing отдельно настраивается уровень прямого сигнала, ранних отражений и реверберации в выходящем сигнале.
Очень сильное впечатление этот ревербератор производит своей четкой работой и хорошей сочетаемостью параметров. Совершенно отсутствуют известные мне по многим подобным устройствам сложности в настройке, когда даже небольшое изменение параметров дает непредсказуемый результат.
Hard Limiter
По утверждениям авторов программы, этот лимитер можно и нужно использовать для подготовки материала к записи на компакт-диск. Он способен "поджимать" без искажений даже чрезмерно усиленные сигналы и приводить уровень звука в порядок. Работает он, в общем, хорошо. Регулируются максимальная амплитуда, атака и спад (рис. 7). Имеется входной усилитель/ аттенюатор. Обработка происходит довольно быстро. Но кто сказал, что, кроме подготовки CD-треков, Hard Limiter нельзя использовать ни для чего другого? Можно. Из интереса я слегка поэкспериментировал с барабанными лупами в целях добиться нового звучания. И кое-что мне удалось. При усилении входного сигнала выше порогового уровня барабаны начинают звучать как-то тягуче и томно. Для живых барабанов это, пожалуй, излишество. Однако электронные звуки становятся просто потрясающими.
Кроме перечисленных эффектов, присутствуют еще такие вещи, как, например, DTMF/Notch Filter (настраиваемый шестиполосный режекторный фильтр). Он может выделять полосу шириной в 1 Гц, отфильтровывая, скажем, помехи от промышленной частоты электросети.
Что касается эффектов, то это, пожалуй, все. Осталось упомянуть о том, что, наконец-то, появилась функция предварительного прослушивания в тех эффектах, где ее ранее не было. Это Reverb, Noise Reduction, Echo Chamber и Convolution. И тут-то как раз все оказалось не очень гладко, но об этом чуть позже.
Подводя итог, хочу сказать, что, в целом, я остался доволен программой. И, как ни странно, здорово помогают в работе именно малозаметные, на первый взгляд, мелочи. Правда, вначале мне слегка попортили жизнь указанные ранее ошибки в Timed Record и DirectX, но, к счастью, они были исправлены. Собственно, на этом можно и закончить обзор. Однако напоследок я хочу упомянуть о нескольких огорчивших меня открытиях.
Это касается как раз новообретенного предварительного прослушивания в некоторых эффектах. Функция Preview - это, конечно, здорово. Но она не везде одинаково хорошо работает. Я обнаружил, что в реверберации (и в Reverb, и в Full Reverb) при нажатии на кнопку Preview компьютер начинает жутко тормозить. В эффекте Reverb, например, промежуток времени между нажатием кнопки Preview и выдачей звука возрастает пропорционально параметру Total Reverb Length. Пример: для семпла длительностью в 1,75 секунды Total Reverb Length в 100 мс дает задержку воспроизведения примерно в одну секунду. При увеличении параметра до 1000 мс задержка составляет уже около шести секунд! Мало того, в процессе этого самого предварительного прослушивания все ползунки в окне настроек дезактивируются, напрочь убивая возможность что-нибудь подстроить "на лету". Такого издевательства я не обнаружил ни в одном другом эффекте программы. Складывается впечатление, что продукт в столь большой спешке готовили к выпуску, что даже не потрудились толком оттестировать. Подобная картина наблюдается и в Full Reverb. Появляется окно с полоской, индицирующей процесс расчета эффекта, а затем появляется звук. Для сравнения: при нажатии на кнопку OK обработка обсчитывается с той же самой скоростью, что и в случае с Preview. Так что можно просто сразу обрабатывать файл, а потом слушать результат. Не понравился - вернулись назад: функция Undo всегда наготове. Фактически получается, что предварительное прослушивание для ревербераторов как бы и не появлялось вовсе.
Здравый смысл подсказывает, что на компьютерах с более скоростными процессорами, чем мой Pentium 200, время предварительного расчета обработки будет, скорее всего, почти незаметным. Но, конечно, избавиться от умирания ползунков вряд ли удастся.
В остальном в программе все в порядке: работать со звуком все так же удобно и приятно. Все, что нужно, всегда под рукой. Поэтому Cool Edit Pro по-прежнему остается программой, которую я использую чаще прочих.
12.08.02 01:47
Ilghiz G.
Спасибо!
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.
|
|
|
|
|
|
|
|