Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Steinberg Cubase Audio 3.0

Геннадий БОГАЧЕВ
Музыкальное Оборудование
октябрь 1996

Существует несколько разновидностей Cubase 3.0. Например, Cubase for Windows, Cubase Score for Windows, Cubase Audio XT. Скорее всего есть и еще какая-нибудь версия Cubase 3.0, но это не суть. Насколько я успел заметить, все Cubase, так сказать, "третьего поколения" объединяет одно: возможность записывать, воспроизводить и редактировать аудио-информацию (WAV файлы). Само по себе это не ново. Существуют и другие программы, например Cakewalk Pro Audio, способные выполнять подобную работу. Но Cubase не был бы Cubase (за что его и люблю), если бы не решил эту задачу так же блестяще, как и все остальные. Или почти все. Не хочу быть голословным. Вот вам голые факты. На самой что ни на есть средней машине (486 DX 100, 20 Мб RAM), со звуковой картой Turtle Beach MultiSound я воспроизводил порядка шестнадцати MIDI треков и восемь (!) аудио треков одновременно. Назовите мне еще какую-нибудь программу, способную на это.

Альтернативой третьему Cubase мог бы выступить тот же Cakewalk Pro Audio, но, на мой взгляд, это все равно, что сравнивать лань с коровой. Во-первых, лично у меня эта программа (Cakewalk) восемь аудио треков воспроизвести не то, чтобы не смогла, но лучше бы и не пыталась. Воспроизводила она их с щелчками в начале WAV файлов, а иногда и вообще в произвольных местах. Во-вторых, для загрузки в Cakewalk WAV файлов требуется некоторое количество времени (до трех минут и больше). И загружает их Cakewalk в свой собственный буфер. Другими словами, если вы загрузили в Cakewalk файл, который занимал на вашем диске тридцать мегабайт, то после загрузки он стал занимать шестьдесят (сам файл и его копия в буфере Cakewalk). При работе с Cubase 3.0 для загрузки файла тоже требуется время, но гораздо меньшее и только первый раз. Да и то, это скорее не загрузка, ведь ничего никуда не копируется. В этот первый раз программа как бы знакомится с WAV файлами, но при последующей работе сонг, включающий в себя как MIDI, так и аудио информацию, загружается почти также быстро, как и обыкновенный ALL или MID. Разница составляет четыре-пять секунд.

Но это еще не все. Audio треки и части внутри Cubase 3.0 отображаются и редактируются также, как и обыкновенные, содержащие MIDI информацию. Вы можете копировать аудио часть, резать, переносить, глушить и даже квантизировать. В других подобных программах, когда вы сохраняете то, что у вас получилось, аудио часть проекта, в большинстве случаев, сохраняется вместе со всем остальным или в специальной отдельной директории (как в Cakewalk), и совокупный файл может раздуться до неимоверных размеров. В Cubase 3.0 при сохранении сонга делается лишь ссылка на используемые WAV файлы и в той директории, где данные WAV файлы содержатся, помещаются маленькие (в смысле занимаемого пространства) файлы с расширением WIF, которые содержат всю информацию о WAV файлах, необходимую Cubase для работы с ними.

Итак, если у вас появилась возможность работы с Cubase Audio, то при входе в него вы не обнаружите ничего нового, за исключением строки Audio в главном меню Cubase и возможности выбора в типах треков строки Audio Track.

Audio

Первый пункт с которым вы должны ознакомиться, это Hardware Setup.

Hardware Setup
На самом деле то, что вы увидите после выбора пункта Hardware Setup, будет иметь более упрощенный вид, но если вы нажмете в появившемся окне кнопку More Choices, то диалоговое окно примет вид, соответствующий рисунку. Первое, что вы должны сделать, это определить пути входа/выхода для аудио сигнала. Другими словами, через какое устройство вы будете писать, а через какое воспроизводить. Делается это с помощью самых верхних окошек модулей Record и Playback. Просто выберите в них желаемое и переходите к следующим процедурам.

 
Hardware Setup  
   

Record During Playback. Если напротив данной строки в соответствующем окошке не стоит галочка, то при записи аудио трека все остальные ранее записанные и в данный момент загруженные аудио треки будут молчать. Если галочка присутствует, то во время записи другие аудио треки тоже проигрываются.

Record Offset\Playback Offset. В этих окошках вы определяете насколько (в миллисекундах) будет происходить смещение записи и воспроизведения аудио треков. В этом месте иногда возникают споры, относительно чего, собственно говоря, происходит смещение. На мой взгляд проще всего будет сказать, что относительно метронома. Несколько схоже с функцией Delay окна Track Info нормальных MIDI частей Cubase, но, к сожалению, Record Offset и Playback Offset воздействует сразу на все аудио треки и части. А Record Offset вообще нельзя сдвигать в область отрицательных величин.

DMA Blocksize. Это окно имеется в наличии и в модуле Record, и в модуле Playback. Числа внутри этих окошек можно поставить самостоятельно, щелкнув два раза правой кнопкой мыши в поле окошка, или плавно менять в большую или меньшую сторону, нажимая в поле окна правую или левую кнопки мыши соответственно. Предупреждение: если не хотите проблем, не занимайтесь установкой размера Blocksize самостоятельно. Программа сделает это лучше и более квалифицированно. Нажмите кнопку Detect DMA Blocksize и скажите спасибо заботливым программистам Steinberg.

Sync Reference. Назначения в данных окошках (для Record и для Playback) определяют относительно каких единиц Cubase будет синхронизировать треки друг с другом. Вы можете попробовать все, что вам в этих окошках предлагается, Samples например, но я бы посоветовал вам остановиться на DMA Blocks.

Sample Rate. Здесь вы выбираете частоту (44,100, 22,050...), с которой вы будете писать аудио файлы. Чем большее число вы выбираете из предлагаемых, тем качественнее ваша запись, но тем больше места данный файл будет занимать на жестком диске. Замечу: если вы попытаетесь загрузить WAV, засемплированный на частоте 22050, например, при установке в вашем Cubase частоты дискретизации 44100, файл загрузится, но воспроизводиться он будет со скоростью в два раза превышающей его номинальную.

System Performance имеет три варианта установок:
high - в этом режиме Cubase быстрее всего реагирует на какие-либо действия, совершаемые вами относительно аудио частей. Но за это вы платите ресурсом своей машины. Если у вас не Pentium, то с проигрыванием большого числа WAV файлов могут иногда возникать проблемы.
medium - разумный компромисс между скоростью выполнения операций, таких как громкость или панорама, и надежностью проигрывания аудио информации.
normal - в этом режиме Cubase заботится прежде всего об аудио треках и уж потом обо всем остальном. В этом режиме ваш компьютер сможет воспроизвести самое большое количество WAV файлов одновременно.

Если у вас быстрая машина попробуйте high, в остальных случаях, надо полагать, normal или medium.

Mono\Stereo. Выбор этих режимов действителен только для модуля Playback. Если вы выбрали Mono, то ползунок панорамы в Monitors (о нем ниже) можете даже не трогать. Если Stereo, тогда все в порядке. Было замечено, что Cubase 3.0 менее поворотлив в режиме Stereo, чем в режиме Mono.

После того, как вы сделали соответствующие установки, нажмите кнопку ОК и считайте, что с Hardware Setup покончено.

Давайте ознакомимся с пунктом Monitors.

Monitors
Здесь все достаточно просто. В Cubase 3.0 вы можете открыть достаточно большое количество файлов (максимальное число зависит от установок Hardware Setup и мощности вашего компьютера), но разместите вы их лишь на восьми аудио треках. С помощью Monitors вы можете в процессе воспроизведения регулировать громкость и панораму каждого трека, а также глушить и отменять заглушения любого из них. При сохранении проекта (стандартное для Cubase расширение ALL) к огромному моему сожалению запомнятся не все движения ползунков, как например в программе QUAD, а лишь последняя позиция каждого ползунка на момент выхода и положение кнопки "М" (Mute).

Monitors

Pool
Pool - святая святых Cubase Audio.

Все, что имеет отношение к аудио в Cubase 3.0, имеет отношение и к Pool. Именно в нем содержится вся информация о WAV файлах и именно из него она перекочевывает непосредственно в главное окно аранжировки Cubase. В Pool можно попасть двумя способами. Или из ниспадающего меню Audio главного окна аранжировки Cubase, путем выбора соответствующей надписи ниже пункта Monitors. Или нажать на клавиатуре Ctrl+F. В обоих случаях перед вами появится диалоговое окно, за которое вы собственно и платите от 550 до 800$, в зависимости от версии Cubase 3.0.

 
Pool  
   

Щелкните мышью в окошко File. Из списка появившихся функций нас, на данный момент, интересует Import Audio File. Щелкните в поле этой строки и программа предложит вам выбрать из имеющихся у вас на диске WAV файлов тот, который вы хотите видеть в Cubase. Выберите желаемый и подтвердите свой выбор нажатием кнопки OK. Внутри Pool появится строка с именем файла, с маленьким треугольником слева от него и различными цифрами справа. Нажмите мышью на треугольник и ниже первой строки появится вторая с символом громкоговорителя с краю.

Справа от окошка File нажмите несколько раз первую из ряда кнопок. Внутри кнопки должна происходить смена символов. Там будут попеременно отображаться то часы, то какой-то другой рисунок (я не смог понять, что это такое). В строке напротив громкоговорителя при переключении кнопки тоже будут происходить изменения. Когда внутри кнопки отображаются часы, в строке с громкоговорителем после имени WAV файла вы можете видеть время старта файла, время конца файла и общую длину файла. Время старта у вас сейчас должно быть на нуле, а время конца файла соответствовать общей длине. Так будет не всегда. Когда в главном окне аранжировки Cubase данный WAV займет какое-нибудь место и если это место будет не в начале, время старта и конца будут отображены другими цифрами. Если вместо символа часов внутри кнопки отображен другой символ (тот, который я не смог разглядеть), то старт, конец и общая длина файла будут отображены в семплах. Последние цифры в данном ряду не меняются при переключении кнопки и показывают частоту, с которой ваш файл был записан.

Теперь понажимайте вторую кнопку - "i", следующую после вышеописанной, справа от окошка File. Вы можете заметить, что при нажатии этой кнопки появляются и пропадают цифры в ряду напротив треугольника и часть названий верхней из двух строк с заголовками. Выберите такое положение кнопки, при котором информация присутствует в полном объеме. Цифры в строке с символом треугольника после названия файла показывают букву диска, на котором данный файл хранится (при нажатии на нее мышью, программа спросит вас не хотите ли вы загрузить другой файл), общую длину файла в семплах, дату и время записи и странный значок ниже строки Img.

Тут не лишним будет отметить, что из двух рядов заголовков верхний относится к строке с символом треугольника, а нижний - к строке с символом громкоговорителя. С первого взгляда значок этот (который ниже img) ничем не примечателен, разве что кривой немного. Но это только на первый взгляд. Нажмите в его поле левой кнопкой мыши и вы узнаете, что у вас было все в порядке, но если вы хотите это переиграть... Объясняю. Если бы программа умела говорить, она бы сообщила вам, что рядом с вашим WAV файлом (на том же диске, в той же директории) она уже создала WIF файл (помните, я о нем уже рассказывал?), но если, по каким-либо причинам, вы хотите обновить его, в появившемся диалоговом окне нажмите кнопку OK.

Правее двух кнопок, которые мы только что разобрали, вы можете наблюдать копию странного символа, который находится в строке со значком треугольника ниже заголовка img. Понажимайте в его поле мышью. Если вы когда-нибудь работали с каким-либо из редакторов звуковых файлов, то в контурном длинном прямоугольнике строки с символом громкоговорителя вы увидите знакомую картину. Для новичков сообщу, что "связка сосисок", появляющаяся внутри прямоугольника, есть не что иное, как графическое изображение звука. Вот так вот. WAV файл можно не только послушать, но и посмотреть. Нажмите мышью в поле прямоугольника и WAV, отображенный в нем, заиграет. Причем, если вы нажмете в начале прямоугольника, WAV заиграет сначала, если в середине прямоугольника, WAV заиграет с середины (примечание: иногда в процессе работы эта функция вдруг перестает работать, почему - неизвестно). Откройте, далее нам это понадобится, еще несколько WAV файлов, понажимайте кнопки, послушайте как они звучат.

Далее в меню File у нас пункт Export Audio File - данная функция позволяет сохранить любой из находящихся в Pool файлов под новым, угодным вам, именем.

Save Pool. Когда вы сохраняете Pool, Cubase запоминает все выбранные файлы или вообще все (если не один из них не помечен) и их image (WIF) под названием, которое вы выберете с расширением POL.

Load Pool. При выборе этой строки программа предложит вам выбрать раннее сохраненный Pool и загрузит его. Внутри Pool вы будете иметь полный набор раннее сохраненных в Save Pool WAV файлов. Удобно. Не надо загружать их по очереди.

Левее меню File находится меню View. Ничего принципиально важного оно не делает и служит для различного порядка отображения находящихся в Pool файлов.
By Name - сортирует файлы по первым буквам имени в алфавитном порядке
By Date - сортирует файлы по дате их создания. Раннее записанные - в начале, позднее записанные - в конце.
By Size - сортирует файлы по размеру от самых больших к самым маленьким.
Order Segments - сортирует файлы в порядке их появления в Pool.
Expand - открывает у всех файлов строки с символом громкоговорителя.
Collapse - закрывает строки с символом громкоговорителя.
Show Headings - показывает и убирает заголовки.

Последнее, самое левое окошко в Pool, носит название DO.

В нем вы можете выбрать следующие функции:

Duplicate Segment - при выполнении этой процедуры под строкой с символом треугольника появится еще одна строка с символом громкоговорителя. Зачем нам две, спросите вы? Объясняю. Их может быть и три, и больше. Когда в окне аранжировки Cubase вы будете резать, квантизировать или как-нибудь еще воздействовать на WAV, вы будете редактировать не непосредственно файл (за исключением некоторых процедур, таких, как Normalize), а лишь информацию о нем внутри программы (значение этого трудно переоценить). Любое изменение информации о файле внутри аранжировки Cubase даст вам новую строку с символом громкоговорителя и, где это возможно, какую-либо информацию в продолговатом прямоугольнике с графическим отображением файла.

Purge Segments - эта функция удалит выбранную строку с символом громкоговорителя.

Erase Unused - стирает те WAV файлы в Pool, которые не используются нигде в сонге.

Make Image - иногда, в силу различных причин и обстоятельств, Cubase может (не по своей, а по вашей вине) потерять информацию о файле, его image (WIF). С помощью Make Image вы без труда восстановите эту потерю.

Normalize - если ваш WAV звучит слишком тихо при полной громкости трека в Monitors, выполните Normalize. Эта процедура сделает громкость вашего файла максимально возможной.

Reverse - при выполнении Reverse файл будет играться задом наперед.

PitchShift/TimeCorrection - очень глобальная функция (смещение высоты тона/изменение временного диапазона). С инструментальными партиями может работать не очень корректно, но с барабанными партиями весьма и весьма. Предположим, вы имеете барабанный Loop, записанный в темпе 120 ударов в минуту. Пользуясь PitchShift\TimeCorrection вы можете изменить темп как в одну, так и в другую сторону, и высоту звучания ваших барабанов. Можете оставить высоту звучания без изменений. Можете сделать выше или ниже.

PitchShift/TimeCorrection

VariSpeed - при вызове этой функции вашему вниманию предлагается точно такое же диалоговое окно, с тем же набором функций, как и в PitchShift/TimeCorrection, но с заголовком VariSpeed.

Create Stereo - делает из Mono файла подобие стерео.

Create Mono - делает из Stereo файла полноценный Mono. Примечание: если в Pool загружен стерео файл, это отображается в строке с треугольником символом, похожим на два обручальных кольца (недобрый знак), под строкой S/M верхнего ряда заголовков.

Edit Audio File - открывает WAV редактор, тот, который вы укажете в меню Audio в пункте Set WAVE Editor.

И вот наступает ответственный момент. Пора переносить WAV файлы из Pool в окно аранжировки Cubase. Выберите в главном окне аранжировки Cubase в типах треков столько "Audio Track", сколько пожелаете (но не больше восьми, хотя больше и не получится). Расположите Pool так, чтобы вы видели ту часть пространства окна аранжировки Cubase, куда вы желаете поместить какой-нибудь WAV. Нажмите на название желаемого WAV файла и удерживайте какую-либо кнопку мыши (правую или левую). Вы должны увидеть появление маленького контурного прямоугольника. Все еще не отпуская кнопку мыши перетащите этот прямоугольничек в то место главного окна аранжировки Cubase, где вы хотите видеть WAV файл. Задержите дыхание и отпустите кнопку мыши. В этом вся прелесть.

У меня есть знакомый программист. Он четко придерживается того мнения, что если вы работаете с интерфейсом программы не "горячими" клавишами, а мышью, то вы - дилетант, и лучше вам к компьютеру не подходить. Cubase - единственная из программ, в которой он признает преимущество мыши над клавишами.

Перетащите еще несколько файлов. Прослушайте их, нажимая кнопку Play (как и при работе с нормальными MIDI частями). Порегулируйте громкость и панораму в Monitors. Если вас не устраивает месторасположение каких-либо WAV частей, перенесите их на новые места. Воспользуйтесь услугами Quantize. Визуально это происходит так же, как и при квантизировании MIDI частей, - выбирается что квантизировать и с какой частотой (шестнадцатыми, тридцать вторыми). Попробуйте функции Cut, Copy, Paste.

Audio Editor
Теперь неплохо было бы посмотреть из чего же состоят Audio части. Щелкните в поле какой-нибудь части два раза мышью. Перед вами появилось окно (Audio Editor), "шапка" которого очень похожа на Key Editor (редактор, который открывается в Cubase при выборе в строке Edit главного меню Cubase пункта Edit).

 
Audio Editor  
   

То, что вы увидите под шапкой, будет зависеть от установок внутри данного окна и пункта меню Audio главного окна аранжировки Cubase. Для начала убедитесь, что в строке Audio пункт Use Waveforms помечен галочкой, если нет, то сделайте это. Функция Use Waveforms предназначена для разрешения (есть галочка) и запрещения (нет галочки) прорисовки формы волны, той самой "связки сосисок" в Pool, только в более подробной форме. Есть одно "но". Оно называется View и находится в Audio Editor. Если вы все еще не видите прорисовки вашего файла, в окне View пометьте галочкой пункт Waveforms. Вас может заинтересовать почему за прорисовку формы волны отвечают два пункта, причем в разных меню. На самом деле, теоретически Use Waveforms отвечает за прорисовку формы волны в аудио частях главного окна аранжировки Cubase, а Waveforms в Audio Editor - за прорисовку внутри Audio Editor. Но я прежде всего практик и поэтому описываю все так, как это происходит не в теории, а на самом деле.

Окна и функции Audio Editor, отличающиеся от функций в MIDI редакторах Cubase.

View
Waveforms - этот пункт был описан ранее.

Names - при активизации этой функции в левом верхнем углу WAV файла в Audio Editor будет показываться его имя.

Handles - показывает и прячет стрелки в начале и конце WAV файла, и квадратик с буквой Q. Если напротив Handles вы поставили галочку, то с левого и правого краев вашего прорисованного файла (WAV) вы можете наблюдать символы стрелок. В разных случаях символы стрелок могут быть разными, т. е. показывать только вправо или влево, или сразу в обе стороны. Принцип тут прост. Если взяться, например, мышью за символ стрелки, которая расположена в начале файла, и перетащить его вправо, то ваш файл начнет играть не с начала, а с того места, где теперь находится символ стрелки. Сама же стрелка стала двусторонней и это значит, что вы ее можете перетащить далее вправо (заглушив еще большую часть файла) или влево (снова разрешив играть то, что запретили). Стрелка же, находящаяся в конце файла, будет показывать только влево, ибо вправо ей показывать незачем, файл закончился и далее ничего нет.

Квадратик с буквой Q относится к функции Quantize и тут есть хитрость. Если в MIDI к началу долей сдвигаются ноты, то в Audio частях Cubase этого сделать не может и сдвигает весь файл. Возьмите мышью "Q" и передвиньте куда-нибудь. Теперь то место, где находится "Q", будет пониматься Cubase как точка, которую нужно сдвинуть к доле, и при использовании Quantize файл сдвинется в ту или другую сторону, сообразуясь с местоположением "Q".

By Output - выберите правой кнопкой мыши из набора инструментов ножницы. Где-нибудь в середине звукового файла "вырежьте" кусок примерно в один такт длиной. Убедитесь, что By Output не отмечен галочкой. Возьмитесь за вырезанный кусок файла мышью и перетащите его на одну полосу вниз (если хотите - на две). Отмените операцию и проделайте тоже самое, но с нажатой кнопкой Alt или Ctrl. Вырезанный кусок файла должен свободно переносится в первом случае и копироваться во втором. Когда By Output активизирована (помечена галочкой) все перемещения вырезанных кусков возможны только в пределах одной полосы. Замечу, что файлы или их кусочки здесь копируются чисто визуально, а Cubase лишь получает информацию где что сыграть и когда закончить.

Lane Info - показывает и прячет (в левой части Audio Editor) номер канала, на котором находится данный файл.

Volume - при активизации данной функции, ниже WAV файла появится полоса определенного цвета. При максимальной громкости красного. Принцип тут такой же, как и при работе с контроллерами в MIDI частях в Key Editor, и громкость можно изменять, редактируя полосу карандашом или циркулем, нажав правую кнопку мыши и выбрав желаемое. Эта функция работает независимо от установок в Monitors. Когда вы заходите в Audio Editor, то, как правило, ниже рассматриваемого файла есть еще довольно много пустого места. Оно там не просто так и предназначено для отображения других WAV файлов. Выберите такое место в вашем сонге, когда несколько WAV файлов звучат одновременно. Нажав и удерживая кнопку Shift, щелкните на этих WAV файлах мышью. После того, как все нужные части вами выбраны, отпустите мышь и Shift и нажмите Ctrl+E. Теперь на разных полосах вы можете наблюдать разные файлы.

DO
Snip Loop - данная функция "режет" файл по границам петли. К примеру, вы имеете WAV длиной в двенадцать тактов. Вы указали границы петли с четвертого по восьмой такт. При выборе пункта Snip Loop вы получите "кусок" вашего звукового файла, который можно копировать, переносить и т. п.

Repeat - действует так же, как и в обычных MIDI частях. Повторяет выбранный звуковой файл или его "отрезок" до заполнения части.

Keep - сохраняет тот участок звукового файла, который находится в границе петли, удаляя все остальное.

Edit Audio File - открывает WAV редактор, который вы указали в пункте Monitors меню Audio главного окна аранжировки Cubase.

Мысли вслух: очень легко "нарезать" файл внутри Audio Editor, но не спешите пользоваться этой возможностью. Подумайте о том, как вы будете все это склеивать. Внутри Audio Editor такой возможности не предусмотрено, так же, как и во всем остальном Cubase. И упаси вас бог пытаться сделать это в Pool (путем удаления лишних сегментов, тех, что с символом громкоговорителя), система может повиснуть так, что ее спасет лишь перезагрузка компьютера.

Остальные функции меню Audio
Snap to Zero. Не вдаваясь в теорию цифровой записи звука замечу, что при склейке различных частей (читай - WAV файлов) в месте стыка могут возникать щелчки. Чтобы избежать этого поставьте напротив Snap to Zero галочку. В большинстве случаев это должно помочь.

Confirm Record. Если напротив Confirm Record не стоит галочка, то при попытке записи Cubase запросит у вас имя файла, в который он будет записывать, и больше не спросит ни о чем. Вы будете писать, перезаписывать, еще писать, и все вроде бы будет хорошо. Потом вы зайдете в Pool или в директорию, где должен располагаться ваш файл и растеряетесь (в беседе с глазу на глаз я употребил бы более емкое слово). Предположим, вы назвали ваш файл First.wav. Так вот, на каждую вашу новую попытку перезаписать файл или записать что-нибудь еще на том же треке, Cubase будет создавать новый First.wav, но с присвоением ему другого порядкового номера - First1.wav, First2.wav и т. д. Потом на каждый First.wav программа создаст First.wif. Файлов будет "не много, а очень много". Мой вам совет - поставьте галочку. В этом случае программа начнет писать не запрашивая имя файла в начале, но в конце записи спросит - сохранить файл или отменить запись, и если сохранить, то под каким именем.

Mixdown. Работает так же, как и с частями, содержащими MIDI информацию. Микширует все части, имеющие место быть, в одну, имя которой запросит дополнительно.

Studio
Track Info В начале статьи я писал, что Cubase Audio отличается от других Cubase только пунктом Audio в главном меню и пунктом Audio Track в меню выбора типов треков. Все верно, но есть и еще одно отличие - это дополнительный модуль из разряда Style Track, MIDI Processor и т. п. Называется он Studio и предназначен для обслуживания вашего MIDI оборудования и не только этого. Фразу "и не только этого" надо понимать так: если модуль Studio "понял" ваше оборудование, то отныне вы не зависите от пункта Prg (который от 0 до 127) панели Track Info главного окна аранжировки Cubase. Отныне в пункте Instrument панели Track Info вы выбираете не совокупность пэтча с MIDI каналом, а конкретное устройство (Alesis D 4, Emu Proteus 1 XR и т. п.), а ниже пункта Chan у вас появилось новое окошко - Patch, в котором вы можете непосредственно, минуя пункт Prg, менять пресеты вашего устройства, и плюс ко всему оперативно менять некоторые из его характеристик.

Если у вас есть какая-нибудь "железка", способная издавать звуки, то скорее всего она представлена и в банке данных Studio. Выберите в пункте Modules главного меню Cubase модуль Studio. Нажмите на соответствующую строку и в появившемся списке выберите строку Setup. Появится диалоговая панель, представленная на рисунке.

 
Studio Setup  
   

В левом нижнем углу появившейся панели нажмите кнопку Add. Программа предложит вам указать "путь" к тому, что вы хотите "добавить". В корневой директории Cubase откройте директорию Studio.DRV. Из появившегося списка сначала выберите фирму (Emu, Alesis, Casio и т. п.), а потом, зайдя в соответствующую директорию, ту модель, которая имеется у вас в наличии, и нажмите кнопку OK. В главном меню Cubase вновь выберите Modules, далее Studio и в появившемся списке - Patch Manager.

 
Patch Manager  
   

Примечание: для каждого из устройств в Studio существует окно со своим набором опций, которые применимы лишь в данном устройстве. В связи с этим описываться будут лишь общие для всех звуковых модулей принципы функционирования.

Примечание 2: если вы решите попробовать работать с модулем Studio, то я вам гарантирую, что на некоторые из ваших (обговоренных в Studiо) действий будет выскакивать табличка, первое слово которого будет Sorry.

Первое, что вас должно интересовать в Studio - это Data Dump. Нажмите на данную кнопку (в левом верхнем углу окна) и в появившейся диалоговой панели (в верхней ее части) вы можете наблюдать меню, состоящее из трех заголовков.

Device - здесь вы выбираете то оборудование, с каким на данный момент желаете работать. Позволю себе напомнить, что в Studio вы можете (с помощью кнопки Add) "держать" столько ваших MIDI устройств, сколько имеете.

MIDI - данный заголовок содержит три пункта.
Receive - без этой функции работать с модулем Studio в общем-то и невозможно. При выборе данного пункта программа "считывает" необходимую ей информацию из вашего устройства (пэтчи, их порядок расположения и настройки, набор банков и т. п.). Здесь надо заметить, что данная функция работает очень неустойчиво. Так, считывая информацию из модуля Alesis D 4 последней модификации, Cubase радостно сообщил мне, что D 4 он видит, но так как данный модуль очень древний (!!!), то полностью нужные Studio данные он получить не может, что очень сожалеет, но при сложившихся обстоятельствах не найдется ли чего-нибудь еще. Я проникся ситуацией и предложил на пробу Proteus 1 XR. Cubase отверг и его. Прошло несколько дней и вдруг о чудо, Proteus 1 XR стал желанным и понимаемым. Случилось это после того, как я добавил в компьютер новое устройство, а именно звуковую плату. В списке драйверов появились новые и данное обстоятельство (с какого рожна?) вдруг сподвигло Cubase на более разумную политику по отношению к его преданному пользователю.
Send - с помощью данного пункта вы сможете, после того, как поработали с настройками модуля, послать все это ему обратно.
Info - выбрав этот пункт, вы прочтете о номере версии Studio и чуть-чуть информации о вашем устройстве (было подмечено, что в большинстве случаев информация не из приятных).

Третий заголовок в Data Damp называется File и в нем вы можете лицезреть и использовать следующие пункты:
Open Bank - открывает банк, считывает его с диска, при условии, что вы его туда записали.
Open Global Bank - открывает все банки, опять же с диска, и все при том же условии.
Import MIDI File - по идее должен открывать какой-нибудь MIDI файл, но лично у меня это не получилось.
Import Sysex - существует предание, что далеко-далеко, где-то в компьютерных сетях, хранятся файлы с расширением SYS. Если у вас есть, к примеру, Alesis D 4 и вам удалось достать файл, который имеет название что-то вроде D_4.SYS, попробуйте, вдруг что-нибудь получится.
Save Bank - вы поработали над звуком пресетов, как-то это скомпоновали. Теперь можно все это сохранить на диск и впоследствии вызвать с помощью опции Open Bank.
Update Bank - пересохраняет и переигрывает в недрах вашего устройства (с текущими изменениями) открытый на данный момент времени банк.
Update Global Bank - у вас может быть открыто больше одного банка. Если вы хотите во всех банках сразу переиграть, например, Tuning, воспользуйтесь этой функцией.
Clear Data - когда вы открываете какой-либо банк, то в окне высветятся имена пресетов. Если вы не хотите наблюдать эти строки, выберите пункт Clear Data.

Ниже меню, пункты которого были только что описаны, вы можете увидеть два окошка - Data Types и Comments.

Data Types - в данном окошке вы можете выбирать, что именно вы хотите считать из вашего устройства. В зависимости от вашего устройства строчек в этом окне может быть разное количество. Так, в D 4 их всего две: Kits и Trigger Setup. В Proteus 1 XR их четыре: Presets, Setup, Tuning Table и Program Map. В других устройствах может быть и еще что-нибудь.

Comments - в этом окошке вы можете по желанию записывать ваши мысли и комментарии по вашим устройствам и вообще по чему угодно. Что касается меня, то я, после трех дней безуспешных попыток поработать со Studio, написал в этом окошке все, что я об этом думаю.

После того, как вами были выполнены все необходимые действия, нажмите кнопку Exit в левом нижнем углу. Перед вами снова диалоговое окно. Кроме разобранного выше пункта Data Dump мы можем лицезреть еще два:

Devices - здесь вы выбираете то из ваших устройств, с каким в данный момент желаете работать.

Function - в этом пункте меню ниспадающие строки могут быть чуть-чуть различными, в зависимости от выбранного устройства, но суть тут одна - с помощью Function вы работаете с пресетами ваших звуковых модулей. Нажмите на строку Function и выпадет табличка со следующими пунктами:
Load Presets - примерно то же самое, что и Load Bank. Во всяком случае расширение файлов одно и то же. Считывает ранее сохраненный на диск набор пресетов.
Save Presets - сохраняет на диск набор пресетов, с тем же расширением, что и Save Bank.
Load Names - считывает с диска имя пресета.
Save Names - сохраняет на диск одну из строчек набора пресетов.
Erase Names - то же самое, что и Clear Data, но только не для всех пресетов, а для выбранных.
Rename Track - переименовывает выбранный трек.
Find - при нажатии мышью на данный пункт на экране появится узкое окошко, в котором можно ввести искомое название, потом нажать Enter и нашедшееся название станет выделенным. Можно ввести не полное название, а лишь часть, например - Ster, нажать Enter и программа найдет Stereo Sax или еще что-нибудь, что имеет в своем названии буквосочетание Ster.
Find Next - одинаковых названий может быть несколько. При нажатии на Find Next выделится следующее совпавшее название, при следующем нажатии - следующее, и так до тех пор, пока одинаковых названий не останется.
Global OFF - закроет и банки, и пресеты, и все, что можно.
Pass to Track - с моим модулем эту строку применить я не смог. Ну не знаю я, что это такое.
Auto Grid Adjustment - равняет названия пресетов по краю "решетки".
Center Names - равняет названия пресетов по середине.

После того, как вы в главном окне аранжировки Cubase выбрали модуль Studio, кроме пунктов Patch Manager и Setup будут представлены следующие:
Global Open - тоже самое, что и Open Global Bank.
Global Save - тоже самое, что и Save Global Bank.
Total Receive - "перечитывает" то, что открылось при применении пункта Global Open.
Total Send - посылает в недра вашего устройства всю информацию о том, что вы натворили в Studio.
Save Preferences - сохраняет настройки Setup и Patch Manager.
Remap Song - предлагает считать с диска файл с расширением INF. Покопайтесь в своем Cubase, если найдете что-нибудь - вгружайте, но подумайте, надо ли вам это.

После того, как вы произвели все желаемые манипуляции в модуле Studio, можете его закрыть или отодвинуть в сторону. Теперь, в главном окне аранжировки Cubase в окне Part Info при нажатии в поле окошка Instrument будет выводиться список устройств, представленных в модуле Studio, а при нажатии в поля окошек Patch и Prg будет вываливаться диалоговое окно (для каждого устройства свое) с набором ползунков (примерно как в MixerMap), c помощью которых вы оперативно можете регулировать некоторые из характеристик пресета.

  Оценка статьи
Посещений: 14828 | Проголосовавших: 20 | Средняя оценка: 4.2

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА