Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Steinberg Nuendo

ReWire 2.0

Steinberg Nuendo 2

Steinberg Nuendo 3
 
 
  Steinberg Nuendo 1.5

Александр ФЕДОРОВ
Музыкальное Оборудование
август 2001

Основные изменения, по сравнению с первой версией, произошли в Nuendo 1.5, а версии 1.5.1 и 1.5.2 служат, скорее, заплатками и исправлениями.

Nuendo 1.5 поддерживает восемь устройств, с помощью которых можно управлять микшированием и транспортом: Steinberg Houston, Radikal SAC 2 K, Tascam US 428, JL Cooper CS 10 и MCS 3000, Yamaha 01 V, Roland MCR 8, CM Automation Motor Mix. Несколько таких устройств могут работать одновременно, каждому программа присвоит номер (окно Device List). Включена также и поддержка протокола Sony 9-Pin через последовательный порт компьютера, что определенно показывает направленность программы в сторону пост-производства.

Косметически изменился интерфейс окна проекта. Чуть более "фотогеничными" стали органы управления и кнопки. При большом масштабе волновая форма на событиях прорисовывается в реальном времени; появились три стиля ее отображения: Solid (сплошная - пространство между нулевой осью и огибающей отсчетов полностью закрашивается), Framed (рамка - указанное пространство не закрашивается, остается только контур), Solid and Framed (есть рамка, пространство закрашено белым). На событиях появился хендл для управления огибающей громкости. При редактировании фейда или огибающей громкости волновая форма отражает изменения уровня сигнала.

В микшере Nuendo 1.5 фейдеры могут перемещаться в трех режимах: Jump, Touch и Ramp. В первом режиме при щелчке мышью на линейке фейдера его движок тут же перемещается в область щелчка. Во втором режиме уровень канала можно изменить, только ухватив за сам движок, что помогает предотвратить случайное изменение уровня. Последний режим чем-то напоминает полосы прокрутки Windows - можно щелкнуть мышью в любом месте линейки и, удерживая ее, ждать, пока движок фейдера сам приползет в нужную точку.

Частотный диапазон каждой полосы эквалайзера канала расширен до 20 кГц, а ширина регулируется в пределах от 3 октав до 1/12 октавы. В окошке добротности (Q) указывается число, обратное этим величинам (то есть от 0,333 до 12). Появился также режим Solo Exclusive: при нажатии кнопки Solo канала совместно с клавишей Ctrl все остальные засолированные каналы глушатся.

Nuendo 1.5 может сохранять WAV-файл в формате Broadcast Wave. От обычного WAV-файла Broadcast Wave отличается тем, что допускает только линейное кодирование звуковых отсчетов (PCM), то есть без компрессии. Дополнительно можно сохранять текст с именем автора, описанием, датой и временем создания файла. Поле Timecode позволяет сохранить положение начала файла в любом формате времени. Это значительно ускоряет работу с файлом в других программах: после импорта на дорожку, фрагмент автоматически устанавливается в нужное место, что экономит время на его ручном позиционировании.

Стало возможным сохранять регионы внутри события как отдельные звуковые файлы. Для этого служит команда Bounce Selection, которая появляется в меню Audio при выборе региона в окне Pool.

Для более "гладкого" воспроизведения дорожек с несколькими событиями появились автофейды (Auto Fades) и автокроссфейды (Auto Crossfades). От фейдов из меню Audio - Process они отличаются тем, что существуют только во время воспроизведения и обсчитываются в реальном времени. Есть два режима автофейдов: глобальный и потрековый. Первый предназначен для обработки всех дорожек проекта, второй - только выбранных. Такое разделение связано с тем, что при большом количестве дорожек и событий на обсчет фейдов в реальном времени отбирается заметное количество процессорного времени. Если вас это устраивает, то фейды и кроссфейды можно включить глобально в диалоге Auto Fades - Project (меню Project - Auto Fades Settings), рис. 1. На закладках этого диалога представлены те же элементы, что и в диалогах Fade In, Fade Out и Crossfade.

 
  Рис. 1  
   

Для экономии ресурсов процессора нужно снять флажки, активизирующие глобальные фейды, и вызвать такой же диалог, но из контекстного меню списка дорожек. При этом для каждой дорожки можно индивидуально задавать как типы, так и формы автофейдов.

В списке дорожек появилась кнопка для переключения между двумя режимами позиционирования событий, которые называются Time Based и Tempo Based. В первом режиме положение события на дорожке не зависит от изменения темпа, во втором - зависит, поскольку привязывается к тактовой сетке. Режим Time Based применяется обычно для аудиодорожек, режим Tempo based - для MIDI. В любом случае гарантируется высокая точность позиционирования (64-битное число в формате с плавающей запятой), но при частых переключениях режимов дорожки возможна некоторая потеря точности вследствие неизбежных округлений.

Как события, так и дорожки в целом можно блокировать от случайного изменения. В окне предпочтений (меню File - Preferences) под пунктом User Interface Editing есть поле Lock Event Attributes, в котором нужно выбрать вариант блокировки (только позиция части, только размер и другие варианты). Для блокирования части служит команда Lock из меню Edit, для блокирования всей дорожки - кнопка с изображением замка в списке дорожек. Очень полезна и защита от случайного перемещения события при щелчке на нем: можно произвольно установить время задержки перед тем, как событие "поедет" вслед за мышью при нажатой левой кнопке.

Nuendo 1.5 позволяет также распечатать структуру проекта в табличной форме (команда Track Sheet из меню Project).

Некоторые улучшения коснулись и окна Pool, например, возможность сортировки списка файлов по столбцам, возможность свободного переноса папок из пула одного проекта в пул другого. Команда Reconstruct позволяет восстановить потерянные файлы, то есть файлы, на которые есть ссылка в проекте, но их местоположение или имя изменены пользователем. Работа команды основана на том, что при выполнении любой обработки результат помещается в папку Edits проекта. Если программа обнаружила в этой папке файлы, которые можно восстановить, то в столбце статуса в окне Pool будет строка Reconstructible. Если же файлы потерялись навсегда, то команда Remove Missing Files поможет избавиться от любых ссылок на них в проекте.

В меню File появилась команда Cleanup, при выборе которой программа сканирует папки проектов на жестком диске на предмет неиспользуемых звуковых файлов. Из полученного списка файлы можно удалить прямо в диалоге Cleanup.

MIDI
При циклической записи MIDI-дорожек можно переключаться между режимами Merge/Overwrite (в предыдущих версиях программы был только режим Merge, но он так не назывался по причине отсутствия других вариантов). В режиме Merge при каждом дубле происходит добавление MIDI-событий к ранее записанным, в режиме Overwrite - полная замена предыдущего дубля последующим. Выбирается нужный режим галочкой в меню MIDI.

Для квантизации MIDI-частей ничего нового не придумано (рис. 2). В поле Grid задается основное ритмическое деление, в поле Type - вариации (триоли, ноты с точкой или ровные). Если нужны дуоли, квинтоли и прочее, используйте поле Tuplet. Полученная сетка квантизации отображается на графике, длиной в один такт при размере 4/4. Движком Magnetic Area задается область действия квантайза; ноты, не попавшие в нее, не затрагиваются. В поле Non Quantize задается расстояние в "тиках" (1/120 шестнадцатой доли) от опорной точки сетки для нот, которые также затрагиваться не должны. Опция Random Quantize задает область, в которой позиции нот отличаются от положенной после квантайза позиции на случайную величину. Это несколько снижает механистичность звучания (наподобие средства Randomize Feature в Cubase). Очень удобна возможность прослушивать результат квантизации в реальном времени. Просто запустите фрагмент на воспроизведение в цикле, щелкните по флажку Auto в окне Quantize и изменяйте параметры диалога, пока не получите приемлемый результат. Команда Auto Quantize in Record из меню MIDI включает автоматическую квантизацию при записи MIDI-дорожек. Параметры ее выбираются в том же диалоге.

Рис. 2

Еще в Nuendo 1.5 появилась функция автоматического разделения MIDI-части по высоте тона. Типичное применение ей - "раскидать" ударную установку по отдельным трекам. Для этого нужно выделить MIDI-часть, содержащую "сложенные" на один канал ударные, и выбрать команду Dissolve Part из меню MIDI. Программа создаст отдельный MIDI-трек для всех нот одной высоты тона, которые были в оригинале. При этом границы новых частей совпадают с границами исходной. Советую быть внимательнее с функцией Dissolve Part - однажды я по ошибке вызвал ее для MIDI-части, содержащей этюд Шопена, после чего программа тихо и мирно добавила в проект 67 новых MIDI-дорожек, в самый конец списка, туда, где их и не видно без прокрутки.

Последнее из нововведений, касающихся MIDI - поддержка протокола LTB при работе с интерфейсом Midex8.

Виртуальные устройства
Начиная с версии 1.5, Nuendo поддерживает VST-инструменты. В комплект поставки входят четыре инструмента, уже известных пользователям пятого Cubase: Универсальный Звуковой Модуль (USM), синтезатор Neon, имитатор бас-гитары VB-1 и ритм-машинка LM-9.

Я протестировал Nuendo на совместимость с модулями сторонних производителей. Были опробованы инструменты TC Works Mercury 1, Roagine, Mysterons, LoopAZoid, Virtual Sampler Pro, Native Instruments B4, Native Instruments Pro-52 и, конечно, новое детище самой фирмы Steinberg - виртуальный семплер Halion. Тесты показали полную совместимость без подвисаний и прочих неприятностей, но также и значительные задержки при использовании нескольких инструментов одновременно (Nuendo позволяет загрузить до восьми инструментов). Тестирование производилось на машине с процессором Pentium III 800 (хотя, на сегодня это далеко не самый лучший вариант). После загрузки пятого инструмента начались подтормаживания в работе всей программы, а при игре на MIDI-клавиатуре хотелось поскорее выгрузить парочку инструментов - задержка доходила до 60 и более мс. Подозреваю, что львиную долю мощности процессора отбирал Halion, читая семплы с диска, так как после его выгрузки удалось нормально работать с пятью другими инструментами. Но, в целом, ситуация с потребными ресурсами гораздо лучше, чем в Cakewalk Sonar со стандартом DХi.

Для подключения инструмента служит окно с восемью слотами (рис. 3), появляющееся по команде VST Instrument из меню Devices.

Рис. 3

Для активизации инструмента нужно включить "питание" (красная кнопка слева), а для вызова управляющей панели нажать кнопку Edit. Кстати, пэтчи можно выбирать в списке под названием инструмента, не открывая саму панель, а банки загружать через окошко File. Инструменты грузятся быстро, кроме тех, которые сделаны фирмой Native Instruments. Ее подход к защите продуктов уже начинает раздражать - компакт-диск с многомегабайтным файлом-загадкой (Mystery File) должен быть обязательно вставлен в привод перед активизацией инструмента. А тут еще сам Nuendo при каждом запуске инициализирует VST-модули и вечно требует вставить такой-то диск с таким-то "загадочным" файлом.

После загрузки инструмента в микшере Nuendo появляются дополнительные линейки (например, для семплера Halion четыре стерео и четыре моно). Эти линейки имеют ту же фунциональность, что и подгруппы.

Чтобы MIDI-дорожка заиграла VST-инструментом, его нужно выбрать в окошке Output дорожки, а также указать правильный номер MIDI-канала. А чтобы играть с клавиатуры и слышать инструмент, нужно нажать кнопку Record Enable (красная буква R) так, чтобы она замигала. Убедитесь также, что опция MIDI Thru Active в окне предпочтений включена.

Возможна автоматизация VST-дорожек и даже автоматизация параметров VST-инструментов. Технология работы здесь та же, что и в остальных частях программы, - использование дорожки Track Automation.

Рис. 4 Мне довелось попробовать в деле и ReWire 2.0 (см. здесь), используя Nuendo 1.5 в качестве мастера, а Reason и ReBirth в качестве ведомых устройств. После установки последних двух программ в меню Devices появляются два пункта с названием приложений, совместимых с ReWire (рис. 4).

Для активизации ReWire нужно сначала запустить мастер, то есть Nuendo, а уже потом все ведомые устройства. В противном случае коммутации между программами не получится. Для завершения работы программу-мастер следует закрывать в последнюю очередь. Невыполнение этого правила приводит к надежному зависанию Windows 98 и ME. Windows 2000 не позволяет никому вмешиваться в работу своего ядра и учтиво предлагает закрыть не реагирующую ни на что программу.

Далее, из меню Devices вызываем нужную панель (рис. 5 - открыты панели Reason и ReBirth) и включаем один или несколько каналов ReWire.

 
Рис. 5  
   

Затем запускаем ведомые приложения. Они, как правило, загружаются дольше обычного и сигнализируют о том, что работают в подчиненном режиме (например, в программе Reason загорается соответствующий индикатор, рис. 6).

Рис. 6

Работа всех трех программ становится абсолютно синхронной: нажатие кнопок управления транспортом в любой из них приводит к тому же эффекту в остальных (правда, с небольшой задержкой). Более того, изменения темпа, записанные в Nuendo, так же лихо отрабатываются в секвенсоре Reason и ReBirth! Ну а в микшере Nuendo можно вытворять с ReWire-линейками все что угодно, но самое главное, посылать сигнал на разные физические выходы многоканальной звуковой платы. А теперь кульминация: откройте в MIDI-дорожках Nuendo список устройств вывода и вы увидите, что стали доступны модули, загруженные в Reason. Получилась виртуальная студия с полной взаимной коммутацией устройств (рис. 7).

Рис. 7

Скажу прямо: семилетняя борьба разработчиков виртуальных устройств за интеграцию программ завершилась полной победой.

Хотя, признаюсь, за время тестирования ReWire 2.0 я обнаружил несколько багов, приводящих к зависанию одной из программ, но они не принципиального характера и думаю, в следующих версиях будут исправлены. Принципиально то, что работается пока с тремя программами в связке не очень комфортно, уж очень много системных ресурсов расходуется. Так что дальше экспериментального уровня протокол ReWire 2.0 в моей студии не дошел (быть может, когда я поменяю процессор на Pentium 4, все встанет на свои места...).

Обработка
В Nuendo 1.5 появилось несколько новых подключаемых модулей, да и штатные модули из меню Process получили некоторое развитие: улучшился интерфейс, исправлены недочеты старых алгоритмов (при исправлении старых багов добавлены новые, но это как обычно). В алгоритм изменения высоты тона добавлен новый режим "MPEX Quality" (Minimum Perceived Loss Time Compression/Expansion), который используется в программе Prosoniq Time Factory.

Из подключаемых модулей добавлены Stereo Spread (изменение ширины стереобазы), а также SMPTE Generator (посылает на один из звуковых выходов синхросигнал формата SMPTE). Появился модуль Mix8To2, который просто микширует несколько каналов Surround (до восьми) в стереопару. При этом модуль не производит никакой имитации объемного звука или психоакустической обработки.

Вышла также версия Nuendo Surround Edition, в которую входят модули, предназначенные для обработки Surround-каналов (до восьми одновременно): эквалайзер OctoQ, компрессор OctoComp, ревербератор OctoVerb, максимайзер OctoMaxx, модули LFE Splitter и LFE Combiner для создания низкочастотного канала из сигнала остальных каналов и преобразования из форматов 5.1/7.1 в 5.0/7.0 соответственно.

Общая картина
В целом, новая версия Nuendo еще больше подтверждает направленность в сторону Post Production- и Surround-приложений. Но возможности программы таковы, что ее можно рекомендовать как систему записи на диск при внешнем микшировании и обработке, так и в качестве виртуальной студии. Сравнение Nuendo с Cubase и Cakewalk мне кажется некорректным, ибо последние две программы изначально разрабатывались для других задач, их MIDI-ядро постепенно обрастало аудиофункциями, а в Nuendo возможности для работы с MIDI представлены более чем скромно. Сама фирма Steinberg на вопросы "почему в Nuendo нет редактора ударных и партитуры" отвечает так: "Nuendo имеет достаточный багаж функций, нацеленных, прежде всего, на обработку готовой фонограммы, а для работы "с нуля" есть множество более привлекательных вариантов".

Одним словом, Cubase - для создания аранжировки, Nuendo - для последующих стадий музыкального производства. Такое деление задач весьма условно и только лишь отражает смысл, который вкладывал в программы производитель. Вы же используете их так, как считаете нужным.

Steinberg Nuendo 1.5 878$
ISPA

  Оценка статьи
Посещений: 13815 | Проголосовавших: 23 | Средняя оценка: 4.8

   

  Комментарии
04.01.04 21:26
mihaus
Да надо прочесть!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА