Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Cakewalk Sonar

Cakewalk Sonar 2.0

Cakewalk Sonar 3.1.1

Cakewalk Sonar 4
 
 
  Cakewalk Sonar 1.3.1

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
январь 2002

Программу Cakewalk Pro Audio я использовал в течение многих лет, хорошо ее знал и особенно ценил за удобство и доходчивость интерфейса. Тем не менее, время от времени (когда возможности текущей версии Cakewalk Pro Audio исчерпывались), я пытался перейти на другие секвенсоры (например, Cubase Audio или Logic Audio). Но каждый раз появлялась новая, соответствовавшая современным требованиям, версия Cakewalk Pro Audio, и все вставало на свои места. Появление вместо десятой версии Cakewalk Pro Audio нового продукта, Cakewalk Sonar, сильно меня озадачило. С одной стороны, эта программа более или менее соответствовала современному уровню развития виртуальных технологий, однажды попробовав которые, возвращаться в "каменный век" предыдущих версий уже как-то не хочется. С другой стороны, программа, очевидно, была выброшена на рынок наспех и работала настолько некорректно, что я почти был готов отказаться от нее в пользу все того же Logic Audio. Однако за то время, пока я возился с детальным изучением новой версии Logic Audio, ситуация с корректностью работы Cakewalk Sonar значительно улучшилась, программа "доросла" до версии 1.3.1 и приобрела кое-какие новые возможности, о которых далее и пойдет речь.

Итак, в силу того, что первая версия Cakewalk Sonar грешила огромным количеством багов и недоделок, пакеты обновления до версий 1.0.1 и 1.0.2 не добавляли возможностей, а являлись, скорее, "заплатками". Стоит отметить, что после применения "патча" версии 1.0.2 программа стала работать более или менее корректно. Тем не менее, с точки зрения развития программы самым существенным шагом стало обновление ее до версии 1.3.0. Наиболее серьезные изменения произошли в автоматике: была не только улучшена ее работа, но и появились новые, интересные возможности. Изменился формат файлов: теперь файлам Cakewalk Audio Bundle, проекта Cakewalk и шаблона проекта Cakewalk соответствуют расширения CWB, CWP и CWT. Использование новых форматов позволяет уменьшить объем файлов и увеличить скорость открывания проектов. Также стоит отметить новые панели инструментов окна Track. Однако обновление Sonar до версии 1.3.0 имело один очень опасный баг: программа стала повреждать файл проекта при попытке открыть его. Далее следовало сообщение об ошибке "Not a Cakewalk format file", которое также появлялось каждый раз при последующих попытках открыть файл. Проявлялся этот баг довольно редко, но неожиданно. От катастрофических последствий, в принципе, могло бы спасти регулярное резервное копирование особо ценных файлов. Тем не менее, сообщение о том, что "ваш проект убит", - не самая желанная новость для людей со слабыми нервами или отсутствием чувства юмора. Поэтому, вскоре после того, как баг был обнаружен, последовала "заплатка" - версия 1.3.1, которая отличалась от версии 1.3.0 только исправлением этого досадного явления. Кроме того, данное обновление позволяет открывать файлы, поврежденные предыдущей версией программы.

Обновление
Процесс обновления Cakewalk Sonar с версии 1.0 до 1.3.1 имеет ряд особенностей. Скажу сразу, что сделать это "в один ход" не удастся. Во-первых, следует обновить программу, как минимум, до версии 1.0.2, и лишь затем до версии 1.3.1. Здесь и далее необходимо учитывать, что для Sonar и Sonar XL предназначены разные патчи.

Для того, чтобы получить необходимые патчи с сайта Cakewalk, требуется ввести серийный номер продукта. Файлы не так уж велики: их размер составляет примерно 8,3 Мб и 5 Мб для версий 1.0.2 и 1.3.1 соответственно. Так что со скачиванием проблем возникнуть не должно.

Теперь, выполнив обновление Sonar (у меня это Sonar XL) до версии 1.3.1, давайте совершим экскурсию по программе и посмотрим, какие новые возможности у нее появились по сравнению с версией 1.0. Для удобства, порядок изложения будет примерно таким же, какой был в предыдущей статье.

Главное меню
Главное окно программы и его панели инструментов не изменились. Новизну можно заметить в главном меню и некоторых, вызываемых с его помощью, окнах настройки и диалогах.

В подменю Audio меню Edit появился новый пункт - Extract Timing. Аналогичная функция, насколько я помню, когда-то была в Cakewalk Pro Audio. Наверное, ее просто забыли перенести в Cakewalk Sonar 1.0. Теперь, выделив любой аудиоклип или фрагмент аудиоклипа, можно попытаться определить его темп (рис. 1). Именно попытаться, так как это может получиться не с первого раза. Здесь для каждого конкретного случая нужно поэкспериментировать с анализатором импульсов (Pulse Analysis), подобрать порог срабатывания "триггера" (Trigger Level) и минимальную длительность импульса (Minimum Length). Также можно указать, чтобы программа выделяла и принимала в расчет только ритмически однородные фрагменты (опция Find A Steady Rhythm). На основе результатов, полученных с помощью анализатора импульсов, осуществляется синтез темпа (Timing Synthesis). Синтез темпа может осуществляться с учетом смен темпа (опция Insert Tempo Changes). В этом случае следует указать, каким музыкальным длительностям будут соответствовать обнаруженные импульсы (Expected Pulse Duration). Более того, можно преобразовать обнаруженные импульсы в выбранную MIDI-ноту (опция Convert Each Pulse To MIDI Note). Значения параметра velocity для полученных нот могут быть пропорциональны уровням породивших их импульсов (Vary With Pulse Level) или назначены для всех нот равными заданному (Set All To Same Value).

Рис. 1

В меню Transport пункт Automation Record Options затенен. Соответствующий диалог настройки режима записи данных автоматики убран за ненадобностью. Все необходимые настройки доступны на панели инструментов Automation в главном окне программы.

Из меню Track убраны пункты Show Record Meter и Show Playback Meter. Соответствующие панели инструментов, позволяющие настраивать, показывать или скрывать индикаторы уровней, есть как в окне Track, так и в окне микшера Console (см. далее).

В окне настройки аудиосистемы, доступном через пункт Audio меню Options, появилась новая функция. Теперь на закладке Advanced окна Audio Options (рис. 2), в группе настроек синхронизации (Synchronization), возможна точная настройка (в миллисекундах) задержки аудио относительно MIDI (Timing Offset). Положительные значения задерживают аудио относительно MIDI на указанное время, отрицательные задерживают MIDI относительно аудио.

 
Рис. 2  
   
Окно глобальных настроек, доступное через пункт Global меню Options, претерпело существенные изменения: теперь здесь стало пять закладок вместо четырех. Интерес представляют две закладки: General и Timecode. Три других закладки (MIDI, Folders и Editing) со времен первой версии программы не изменились.

Закладка Global Options/General (рис. 3) содержит три принципиально новых опции: Display Left on Top for MIDI Pan Envelopes, Display Envelopes On Percentage Scale и Load Non-SONAR Files in Offset Mode. Первая опция позволяет отображать огибающие панорамирования MIDI таким образом, чтобы панорамирование влево соответствовало положению огибающей в верхней части "стрипа" трека. Опция Display Envelopes On Percentage Scale позволяет отображать огибающие по вертикали в процентном масштабе, если же эта опция отключена, то огибающие отображаются в логарифмическом масштабе. Следует отметить, что в районе 0 дБ огибающие отображаются в процентном масштабе с несколько лучшим разрешением. Опция Load Non-SONAR Files in Offset Mode позволяет автоматически открывать проекты Cakewalk старых форматов, а также MIDI-файлы в режиме Offset Mode, о котором подробнее будет рассказано далее.

 
Рис. 3  
   
Настройкам синхронизации теперь посвящена отдельная закладка Global Options/Timecode (рис. 4). Здесь можно выбрать, каким образом должна вести себя программа, обнаружив SMPTE/MTC-таймкод (верхняя группа из четырех кнопок, озаглавленная When SMPTE/MTC timecode is detected). Также можно выбрать, каким образом должна реагировать программа на нажатие кнопки Play на ее транспорте, если выбрана синхронизация посредством SMPTE/MTC или MIDI (нижняя группа из двух кнопок, When clock source is set to SMPTE/MTC or MIDI Sync, pressing play in SONAR will). Здесь необходимо отметить, что вариант "Maintain current clock source and wait for timecode" следует использовать только при внешней синхронизации (посредством SMPTE/MTC или MIDI). В противном случае при случайно включенном режиме внешней синхронизации нажатие кнопки Play приводит к тому, что программа ожидает поступления таймкода, не реагируя ни на что. Выйти из этого режима можно, только сняв задачу и потеряв при этом все несохраненные данные (что в данном случае даже Windows 2000 делает со скрипом, а Windows 9.х и вовсе может повиснуть, да так, что без перезагрузки посредством кнопки Reset не обойтись). Несмотря на то, что сама программа при этом как бы и не считается "повисшей", сам факт подобного поведения я считаю серьезной недоработкой.

 
Рис. 4  
   
В меню Help появился новый пункт - What's New. Выбор этого пункта открывает раздел справочной системы Sonar, озаглавленный как New Features in SONAR 1.3, из которого можно узнать некоторые подробности о нововведениях в Sonar 1.3 по сравнению с предыдущей версией. Сам по себе этот раздел не очень интересен, но в нем есть ссылки на соответствующие разделы справочной системы, в которых и сосредоточена наиболее полезная информация. Вообще говоря, справочная система Sonar, несмотря на то, что она включает в себя руководство пользователя в полном объеме, не очень хороша. По крайней мере, я убедился в том, что "подсказки" зачастую поверхностны. Встречаются и отдельные несоответствия.

Окно Track
Окно Track, или Track View (рис. 5), по-прежнему является центральным элементом интерфейса программы. Снова именно здесь наиболее заметны нововведения.

 
Рис. 5  
   
Во-первых, существенно доработана панель инструментов. Рассмотрим ее кнопки подробнее (слева направо - рис. 6). Первая слева кнопка (Select) является уже знакомым инструментом выделения. Меню настройки инструмента выделения (Select Options), состоящее всего из одной опции, не изменилось со времен первой версии программы.

Рис. 6

Далее идет кнопка с изображением ножниц, перерезающих ленту. Несложно догадаться, что это инструмент "ножницы" (Split Tool). Выбрав его, можно не просто разрезать любой клип одним щелчком мыши, но и разрезать клип в двух местах, для чего достаточно нажать правую кнопку мыши там, где должен быть первый разрез, затем, удерживая кнопку, "протащить" указатель мыши до места второго разреза и отпустить кнопку (это действие очень удачно описывается формулой "Click And Drag").

Следующая кнопка, на которой изображен динамик, - инструмент Scrub, изменений не претерпевший.

Рис. 7 Еще правее расположена кнопка с символическим изображением ломаной линии, являющаяся инструментом редактирования огибающей (Envelope Tool). Меню настройки редактирования огибающих теперь выглядит иначе (рис. 7). Принципиально новой здесь является опция Create Track Envelopes Using Linear Shapes. Справочная система программы не содержит информации об этой опции, которая, в действительности, позволяет создавать новую огибающую в виде сплошной (а не пунктирной) прямой линии, определенной формы не имеющей (несмотря на то, что отображается в виде прямой). Насколько данное нововведение (кстати, добавленное еще в версии 1.0.2) полезно, становится понятно даже после небольшой практики работы с автоматизацией программы.

Рис. 8 Следующий инструмент - "лупа" (Zoom Tool). Выделенный с помощью этого инструмента в правой части окна Track фрагмент проекта увеличивается на всю правую часть окна Track. Кнопка "лупа" есть и в правой нижней части обрамления окна Track, как было в первой версии программы. Обе кнопки работают синхронно. То есть, указанное новшество заключается лишь в дублировании кнопки на панели инструментов. Данный инструмент имеет выпадающее меню настройки View Options (рис. 8). Здесь особый интерес представляют возможности отмены изменения вида (Undo View Change) и возврата отмененного изменения вида (Redo View Change). Теперь посредством меню View Options также может быть вызвано знакомое окно Track Manager. Также посредством этого меню можно отображать только предварительно выделенный фрагмент проекта, развернув его на все окно Track (Show And Fit Selection), изменить масштаб отображения треков так, чтобы все они, по возможности, одновременно, без вертикального прокручивания, умещались по высоте в окне Track (Fit Tracks To Window), изменить масштаб по горизонтали и по вертикали так, чтобы весь проект, если это возможно, целиком умещался в окне Track (Fit Project To Window), показывать только выделенные треки (Show Only Selected Tracks), скрыть выделенные треки (Hide Selected Tracks), показать все треки (Show All Tracks).

Поскольку, начиная с версии 1.3, автоматика программы может работать по выбору в одном из двух режимов, то появление на панели инструментов кнопки переключения режима (Envelope/Offset Mode) вполне логично.

Кнопка включения притягивания к сетке (Snap To Greed) и диалог настройки этого режима (Snap To Greed Options) не изменились. Несложно заметить, что в текущей версии программы с обрамления окна Track убран дубль кнопки Snap To Greed.

На панель инструментов перекочевала кнопка включения режима автоматического создания кроссфейдов Enable/Disable Automatic Crossfades. Раньше эта кнопка располагалась в правой нижней части обрамления окна Track и была невзрачной, чего нельзя сказать о ее новом виде. Кроме того, появилась возможность выбора "траекторий" фейдов. В меню Fade Options можно выбрать один из трех вариантов восходящих фейдов (Default Fade-In Curve, рис. 9), один из трех вариантов нисходящих фейдов (Default Fade-Out Curve, рис. 10) и девять вариантов кроссфейдов (Default Crossfade Curves, рис. 11). Пользу этого нововведения трудно переоценить. Вспоминаю, как мне не хватало возможности выбора форм кроссфейдов в ранних версиях программы, особенно когда возникала необходимость смонтировать аудио "на скорую руку".

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12 Индикаторы уровня теперь включаются одной кнопкой Show/Hide All Meters (крайняя правая кнопка), а то, какие из индикаторов отображаются, можно выбрать в выпадающем меню Meter Options (рис. 12). Три последних пункта открывают подменю настройки для каждого типа индикаторов (записи, воспроизведения для треков, уровня сигнала на выходных шинах), которые со времен первой версии программы изменений не претерпели. Единственно разумным объяснением данной инновации мне кажется экономия места на панели инструментов, в то же время, на панели инструментов микшера индикаторы уровня по-прежнему включаются отдельными кнопками, имеющими одноуровневые меню настроек.

Еще одним важным новшеством, появившемся в окне Track, является возможность индивидуального для каждого аудиотрека масштабирования по уровню. На вертикальной полосе, разделяющей окно на зону "стрипов" (слева) и зону клипов (справа), напротив каждого аудиотрека может отображаться шкала (о том, как включить или отключить эту опцию, см. далее). Шкала может быть проградуирована в процентах, децибелах, или может быть показано текущее значение коэффициента масштабирования. Выбор градуировки осуществляется посредством контекстного меню, а изменение масштаба - с помощью мыши. Для этого необходимо, поставив указатель мыши на шкалу аудиотрека, нажать правую кнопку мыши и, удерживая кнопку нажатой, протащить указатель вверх или вниз, что приводит, соответственно, к увеличению или уменьшению масштаба.

Рис. 13 Теперь заглянем в контекстные меню различных областей окна Track. В контекстном меню "стрипов", соответствующих аудио- и MIDI-трекам (рис. 13), появился новый пункт - Show Selected Tracks. Эта команда позволяет скрыть все треки, за исключением тех, которые были выделены на момент ее применения.

Выпадающий список MIDI-пэтчей теперь организован в несколько колонок, так что все названия пэтчей можно видеть на экране одновременно. В старой версии список пэтчей, организованный в виде одной колонки, приходилось прокручивать, что, согласитесь, неудобно.

В диалоговом окне Track View Options (рис. 14), доступном через пункт View Options контекстного меню шкалы времени правой части окна Track, появилась новая опция - Show Audio Scale. Эта опция отвечает за отображение на разделительной полосе левой и правой частей окна Track вертикальной шкалы для аудиотреков.

 
Рис. 14  
   

Микшер
Внешний вид микшера, или Console View, принципиально не изменился. Однако в связи с изменениями в работе автоматизации, на панель инструментов микшера добавлена кнопка Envelope/Offset Mode (на панели инструментов данного окна это первая кнопка справа, рис. 15), точно такая же, как на панели инструментов окна Track. Эти кнопки взаимосвязаны.

 
Рис.15  
   

По-прежнему у меня вызывает негодование невозможность ввода численных значений параметров для органов управления микшера и несоответствие элементов интерфейса различных частей программы. Достаточно сравнить, например, вид панелей инструментов окна Track и микшера.

Эффекты и виртуальные инструменты
В первой версии Sonar было обнаружено множество багов, проявлявшихся при работе с прилагаемыми в комплекте эффектами и виртуальными инструментами. Часть этих багов принадлежала самой программе, другая же часть - модулям. Так или иначе, к версии 1.3.1 (точнее, 1.3) ситуация существенным образом изменилась в лучшую сторону. Подключаемые модули также были обновлены, но новые возможности появились разве что у программного синтезатора LiveSynth Pro SE формата DXi (рис. 16). Теперь можно задавать максимальную полифонию из окна модуля (а не путем редактирования INI-файла, как было в старой версии), задавать ослабление выходного уровня, а также использовать встроенные эффекты: хорус и реверберацию. Впрочем, выход виртуального инструмента формата DXi и так можно обработать любыми (за некоторым исключением) подключаемыми модулями формата DX. К тому же, встроенные в LiveSynth Pro SE эффекты не имеют поддающихся регулировке параметров. О возможности управления этими эффектами посредством MIDI-контроллеров (кроме уровня эффекта) неизвестно ничего.

Рис. 16

Работа с автоматикой
Как уже было отмечено, автоматизация органов управления программы теперь имеет два режима работы. Первый режим называется Envelope Mode. Это обычный режим работы автоматики, когда значения параметров органов управления считываются непосредственно из огибающих. Второй режим - новый, он называется Offset Mode. В этом режиме огибающие и органы управления программы работают независимо. Точнее, в этом случае воздействие огибающих и органов управления "суммируется". В окне Track к названиям органов управления прибавляется символ "+" (рис. 17), что наглядно характеризует суть данного режима работы. Вполне естественно, что диапазоны изменения параметров в режиме Offset Mode несколько иные (см. таблицу 1).

Рис. 17

Таблица 1
Значения параметров органов управления Sonar
при различных режимах работы автоматики

 
Значения параметров органов управления SONAR при различных режимах работы автоматики  
   

По-моему, единственной ситуацией, когда имеет смысл работать в режиме Offset Mode, является работа с проектами старого формата. Дело в том, что органы управления Sonar в режиме Envelope Mode могут в ряде случаев не совсем корректно воспринимать старые данные автоматизации. Изменение данных для адекватной работы в режиме Envelope Mode может оказаться проблематичным. В этой ситуации помогает использование режима Offset Mode, когда все старые данные автоматизации отрабатываются, не влияя на органы управления, которые теперь высвобождаются для добавления старому проекту новых нюансов.

Поскольку в Sonar появилась возможность выбора масштаба отображения огибающих (в децибелах, что является характерным для Sonar, или в процентах, как это было в Cakewalk Pro Audio 9.х), то неудивительно, что их вид может быть очень разным. Так, при отображении огибающих в процентном масштабе, значение 0 дБ будет соответствовать вертикальному центру трека, в то время как в логарифмическом масштабе (децибелы) 0 дБ будет располагаться на 2/3 высоты трека.

Также следует отметить, что сама работа автоматики значительно улучшена. Теперь редактирование огибающих не вызывает перебоев в воспроизведении. Все изменения становятся слышны непосредственно в процессе их внесения.

Заключение
Пожалуй, главный вопрос, который меня интересовал при обновлении Cakewalk Sonar до версии 1.3.1, был в том, имеет ли смысл продолжение работы с данной программой. Ответ однозначен - да. Теперь Cakewalk Sonar превратился в мощный рабочий инструмент.

Тем не менее, хочется отметить, что, на мой взгляд, программа организована не очень логично и даже противоречиво. Интерфейс по-прежнему сильно перегружен, что вызывает быстрое утомление. Более того, для нормальной работы с Sonar я бы порекомендовал использовать как минимум девятнадцатидюймовый монитор при разрешении 1280 х 1024 (я использую семнадцатидюймовый монитор при разрешении 1280 х 960, и не очень доволен), а то и вовсе два монитора. Конечно, интерфейс новой версии программы несколько изменен, но изменения эти не имеют концептуального смысла, а, скорее, являются всего лишь такими же заплатками, как и сами пакеты обновления. Впрочем, все это не исключает возможности приятных сюрпризов от Cakewalk в обозримом будущем.

Cakewalk Sonar 495$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи
Посещений: 14741 | Проголосовавших: 20 | Средняя оценка: 4.4

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА