Начало
 
 


Steinberg Cubase SX

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Steinberg Cubase SX 3, часть 1 (платная)

Steinberg Cubase SX 3, часть 2 (платная)

Steinberg Cubase SX 2

Аранжировка в Cubase SX

Steinberg Cubase VST 5.0

Steinberg Nuendo 1.5
 
 
  Steinberg Cubase SX

Александр ФЕДОРОВ
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2002

Тринадцать лет секвенсор Cubase победоносно шагал по студиям мира. Настало время новых технологий и новых возможностей. Встречаем Cubase SX.

C тех пор, как в 1989 году Cubase появился на компьютерах Atari, число приверженцев этого программного секвенсора неумолимо росло. “Кубом” пользовались и продолжают пользоваться начинающие музыканты и профессиональные композиторы, работающие во всех музыкальных стилях. Некоторые методы редактирования, применяемые в Cubase, оказались настолько удобными, что были практически один в один перенесены в программные секвенсоры других производителей.

Под влиянием времени MIDI-ядро программы обрастало аудиофункциями. Сначала Cubase обрел свойства многодорожечного магнитофона и микшера. Еще через пару лет мощности компьютеров возросли настолько, что стали возможны обработка и синтез звука внутри компьютера в реальном времени. Cubase превратился в виртуальную студию, и затем почти пять лет программа Cubase VST приобретала новые возможности без существенного изменения архитектуры.

Наконец, настал момент, когда конкуренция на рынке виртуальных студий потребовала пересмотра существующего положения дел. Возросшие требования пользователей уже нельзя было выполнить, создавая надстройки над старым ядром программы. Очевидно было и другое: новые возможности требуют иного подхода к организации интерфейса. То, что было удобно в MIDI-секвенсоре начала 90-х, когда компьютер скромно занимал один из углов аппаратной, стало неудобно сегодня, когда компьютер является центром творческого процесса и основным управляющим элементом студии.

Но писать программу с нуля - далеко не лучший выход. Поэтому за основу новой программы был взят коммерчески успешный проект Nuendo, который имел большую популярность у пользователей и хорошо отлаженный современный “аудиодвижок”. Взяв ядро от Nuendo, предстояло написать заново всю MIDI-часть (и сделать ее более развитой, чем в предыдущих версиях Cubase), создать максимально удобный интерфейс, внедрить новые технологии, специфичные для программы по созданию музыки. Новый проект получил название “Essex”, что вылилось в дальнейшем в двухбуквенную аббревиатуру после привычного имени.

Какие принципиальные отличия имеет Cubase SX от предыдущего поколения секвенсоров Cubase?

Во-первых, неограниченное количество отмен и повторов операций с историей редактирования. Давняя проблема Cubase, отпугивающая многих пользователей, наконец-то решена.

Во-вторых, полностью измененная логическая структура проекта. Вместо отдельных файлов песен, частей и аранжировок вся информация о проекте хранится в одном файле, который ссылается на другие рабочие файлы. Этот принцип давно применяется в аналогичных программах других производителей и зарекомендовал себя как наиболее удобный в работе.

Полностью изменен интерфейс окна аранжировки (теперь оно называется окном проекта). Более удобным стало управление дорожками, просмотром и изменением свойств частей и событий. Теперь можно использовать не только пользовательские клавиатурные команды, но и создавать макрокоманды.

Объединены аудио- и MIDI-микшер, возможна настройка внешнего вида микшера в зависимости от предпочтений пользователя. Возможны микширование и панорамирование в многоканальных форматах окружающего звука и автоматизация всех параметров. Графическая автоматизация действует с точностью до семпла.

Возможно одновременное воспроизведение до 200 аудиодорожек разрядностью 32 бита и частотой дискретизации до 96 кГц.

Появились новые подключаемые модули: инструменты A1 (виртуальный аналоговый синтезатор, созданный компанией Waldorf), B1 (басовый синтезатор) и D1 (24-разрядная ритм-машинка), процессоры QuadraFuzz и SPL De-Esser. Используется усовершенствованный алгоритм дизеринга Apogee UV 22 HR.

Стало возможно позиционировать MIDI-события с точностью до семпла. Появились подключаемые модули для обработки MIDI-дорожек в реальном времени. Нотный редактор позволяет теперь размещать до 32 нотоносцев на страницу при восьмиголосной полифонии.

Cubase SX поддерживает новую технологию фирмы Steinberg под названием VST System Link. Эта технология предназначена для организации сети из двух и более компьютеров и распределения вычислительной нагрузки между ними.

Кроме Cubase SX, вышла облегченная (и вдвое более дешевая) версия программы под названием Cubase SL. В ней урезаны не только количественные, но и качественные возможности, то есть, попросту говоря, отсутствуют многие функции версии SX. Предыдущее поколение программ Cubase (VST, VST Score, VST 32) останется, по словам производителя, в состоянии мелких доработок. Серьезных изменений в этих программах не предвидится.

Понятно, что рассказать про все функции Cubase SX в одной статье - задача немыслимая. Поэтому я рассмотрю наиболее существенные, на мой взгляд, отличия от старых версий программы. Для получения полной картины рекомендую прочитать весь предыдущий цикл статей про Cubase, опубликованных в МО. Основы работы с аудиочастью описаны в двух статьях про Nuendo.

В этой статье будет рассмотрен несколько обновленный вариант Cubase SX - версия 1.03. Главные ее отличия от предыдущих версий состоят в поддержке MIDI-контроллера Mackie Control и улучшенной поддержке контроллера Houston. Кроме того, исправлены ошибки, связанные с работой функции Undo, ошибки импорта проектов Cubase, добавлен второй микшер, возможность сохранять сцены микширования в пресетах и много других новшеств.

 
Трудности переходного периода
При переходе на новую версию программы, естественно, возникает вопрос: а можно ли будет в нее загружать проекты, созданные в предыдущих версиях? Если нет, то и переходить как-то не хочется.

Cubase SX позволяет импортировать песни, созданные в версиях Cubase 3.x и выше. Правда, с большими ограничениями. Если в песне были MIDI-дорожки, выходы которых направлены на несколько портов, то после импорта у дорожки останется выход только на первый порт. Вообще не импортируются такие параметры MIDI-дорожки, как Transpose, Velocity, Compression, Length. То же происходит и с параметрами MIDI-части. Игнорируются все установки MIDI-эффектов (типа арпеджиатора), параметры настройки интерактивного синтезатора фраз, клавиатурные сокращения и скринсеты.

Невозможен импорт параметров автоматизации подключаемых модулей, позиций левого и правого локаторов, настроек синхронизации, цикла, стартового времени проекта, меток синхронизации (Hitpoints), мастер-трека. Есть также ошибки при импорте настроек каналов аудиомикшера.

Невозможен импорт карт микширования (Mixer Maps), но возможна загрузка Cubase-совместимых карт ударных. Пока невозможен импорт шаблонов грув-квантайза, но в следующих версиях программы этот недостаток обещают исправить.

 
   

Системные требования
На данный момент Cubase SX работает только на компьютерах PC в операционных системах Windows 2000 и Windows XP. Версия программы для компьютера Macintosh и операционной системы MacOS X находится в состоянии разработки. Дело в том, что операционная система нового поколения MacOS X (основанная, кстати, на одном из вариантов системы Unix) предъявляет особые требования при создании продукта класса Cubase SX. Здесь требуется особая согласованность действий со стороны разработчиков программы, производителей “железа” и разработчиков самой системы (фирмы Apple). Именно поэтому в команде разработчиков Steinberg трудятся несколько программистов из Apple. Одновременно с выпуском версии Cubase SX для MacOS X обещается выпуск драйверов под эту систему для MIDI-интерфейсов Midex 3 и Midex 8.

Пару слов о Windows 98. Известно, что очень многие компьютерные музыканты в нашей стране еще работают в этой системе и не торопятся переходить на гораздо более совершенные, удобные и надежные Windows 2000 и Windows XP. При попытке установить Cubase SX под Windows 98 “в лоб” программа установки выдает сообщение “Only Windows 2000 or Windows XP” и прекращает работу. Но я знаю умельцев, которые устанавливали программу в Windows 2000, а потом переносили ее образ на диск с Windows 98, после чего успешно запускали. Правда, информации о том, насколько корректно работает Cubase SX в Windows 98, у меня нет.

Минимальные требования к “железу” могут показаться довольно жесткими: процессор Pentium III 500 МГц и 256 Мбайт памяти. Рекомендуемая конфигурация - двухпроцессорная (два Pentium III или Athlon с частотой 1 ГГц и выше), 512 Мбайт памяти. Я пробовал устанавливать программу на разные компьютеры, в том числе и на те, чьи параметры гораздо скромнее минимальных, - никаких особенных “тормозов” или нестабильной работы не наблюдалось. Понятно, что на слабой машине будет просто доступно меньше аудиодорожек, виртуальных инструментов и подключаемых модулей одновременно. Основное тестирование Cubase SX я проводил на машине с процессором Pentium IV и 512 Мбайтами RAM. Проекты, созданные в Cubase VST 5.1 и импортированные затем в Cubase SX, на этой машине практически не изменяли нагрузку на процессор. По сравнению с Nuendo Cubase SX показался мне несколько быстрее в работе: при начальной загрузке, при импорте/экспорте файлов, при обработке аудиособытий.

Производитель настоятельно рекомендует использовать звуковые платы, имеющие драйверы ASIO 2.0. Но поддерживаются также MME- и DirectX-совместимые звуковые платы. При тестировании программы я использовал плату Midiman Audiophile 2496 c драйверами ASIO 2.0.

Проект
Окно проекта Cubase SX (рис. 1) претерпело, пожалуй, больше всего изменений по сравнению с окном аранжировки предыдущих поколений Cubase. Новый интерфейс показался мне значительно более удобным. В нем практически мало чего осталось от старого Cubase, и в основном Cubase SX повторяет интерфейс Nuendo. Окно проекта состоит из списка дорожек и экрана частей, но при желании можно вызвать три дополнительные панели: информационную, обзорную панель проекта и панель Инспектора.

 
Рис. 1  
   

Рис. 2

Теперь панель инструментов перенесена в верхнюю часть окна проекта, а при нажатии правой кнопки мыши появляется контекстное меню, содержание которого зависит от объекта, на котором находится мышь. Для удобства первые команды меню дублируют инструменты редактирования (рис. 2).

В Cubase SX есть восемь типов дорожек. Аудио- и MIDI-дорожки могут иметь неограниченное число дорожек автоматизации, которые раскрываются при нажатии значка “+” в левом нижнем углу каждой секции. От предыдущей версии Cubase остались также дорожки типа Folder, которые являются контейнерами для других дорожек и позволяют применять команды редактирования сразу к нескольким дорожкам разных типов. Есть также групповые дорожки (Group Channel), дорожки Master Automation, Plug-in Automation и Video, поведение и функции которых такие же, как в программе Nuendo.

Каждая дорожка имеет в своей левой секции несколько управляющих кнопок, поле имени и другие элементы. Аудио- и MIDI-дорожки имеют также миниатюрные индикаторы уровня (рис. 3 и 4).

Рис. 3

Рис. 4

На обоих типах дорожек есть кнопка (для MIDI-дорожек она находится в панели Инспектора), меняющая свой вид с ноты на часы и переключающая дорожку между двумя режимами отсчета времени: “музыкальным” и “линейным”. В музыкальном режиме позиции событий на дорожке измеряются в долях такта, поэтому при изменении темпа проекта абсолютное время начала события также будет меняться. В линейном режиме положение событий измеряется в абсолютных единицах (минутах, секундах, кадрах), поэтому изменение темпа не влияет на фактическое время наступления события.

Панель Инспектора Cubase SX теперь выполнена в виде закладок, при щелчке по которым появляется нужная секция, а предыдущая скрывается для экономии места. В зависимости от типа дорожки содержимое панели Инспектора и количество закладок меняется. Например, для дорожки маркеров в Инспекторе отображается список, в котором можно редактировать положения маркеров. Для дорожки типа Folder отображается дерево, облегчающее перемещение по вложенным дорожкам. Для аудио- и MIDI-дорожек Инспектор практически дублирует параметры канала в микшере. Это очень удобно - большинство действий по настройке громкости, панорамы, эквалайзеров, уровней посылов можно выполнять в окне проекта, там же, где производится монтажное редактирование (рис. 5 и 6).

Рис. 5 Рис. 6

Изменилась логическая структура блоков, из которых состоит аудиодорожка, а также принцип связи между файлами на диске и объектами, существующими в программе.

При записи аудиодорожки происходят три вещи. Первая - на жестком диске создается аудиофайл. Вторая - в Cubase SX создается внутренний абстрактный объект под названием аудиоклип, который ссылается на файл. Третья - на дорожке в окне проекта появляется аудиособытие. Зачем нужна такая трехуровневая структура? Для гибкости, высокой производительности и возможности многоуровневой отмены операций.

Из всех трех объектов только событие имеет определенное положение на сетке времени проекта. Если создать несколько копий события и поместить их в разные места на дорожке, то все они будут по-прежнему ссылаться на один и тот же клип. Каждое событие представляет собой своеобразное “окно”, через которое из аудиоклипа воспроизводится звук. Это окно имеет параметры Offset и Length, которыми задается его положение внутри клипа. Когда вы изменяете размеры события на дорожке, клип (и связанный с ним аудиофайл) остаются нетронутыми.

На один и тот же клип могут ссылаться несколько событий, так что в клипе может быть “прорублено” несколько окон воспроизведения. Если вызвать функцию обработки для такого события, то Cubase SX создаст новый аудиофайл, скопирует в него ту часть клипа, которая попадает в окно воспроизведения, и только потом обработает. При этом оригинальный файл не изменится. После обработки клип будет ссылаться на два файла. Во время воспроизведения те события, которые не обрабатывались, получат свой звук из оригинального файла, а как только курсор дойдет до обработанного события, программа быстро переключит окно в клипе на второй файл.

На аудиодорожке можно использовать еще один объект, который называется частью. Часть состоит из нескольких событий. Зачем нужны части? Прежде всего, для удобства монтажного редактирования в окне проекта. Несколько событий могут быть логически связаны между собой. Соединив их в часть, с ними можно работать, как с одним целым.

Микшер
При вызове окна микшера становится понятно, куда была направлена основная дизайнерская мысль разработчиков. В основном, усовершенствования коснулись именно внешнего вида микшера, а не его принципиальных возможностей (рис. 7).

 
Рис. 7  
   

В микшере всегда отображается так называемая общая панель (Common Panel), а все остальное содержимое настраивается в зависимости от задач и свободного экранного пространства. Справа от общей панели могут отображаться аудио-, MIDI- и групповые каналы, а также каналы ReWire и VST-инструментов. Порядок следования каналов (слева направо) соответствует порядку расположения дорожек в окне проекта (сверху вниз). Пять кнопок в нижней части общей панели позволяют выбрать тип отображаемых дорожек.

Каналы микшера могут быть представлены в обычном виде и в расширенном. В расширенном виде в верхней части канала, над полем для выбора входа, появляется панель управления, на которой можно разместить одну из четырех групп элементов. Это могут быть восемь слотов инсертных эффектов, либо восемь слотов под посылы, либо четыре полосы эквалайзера. У органов управления посылами и эквалайзерами можно менять внешний вид (регуляторы могут быть в форме линейных движков или в форме вращаемых ручек).

Каждый канал может находиться в одном из двух режимов: “узком” и “широком”. В узком режиме канал занимает меньше места по горизонтали за счет уменьшения размеров фейдера и кнопок. При большом числе дорожек и ограниченном разрешении экрана такой режим просто незаменим.

Количество выходных шин мастер-секции можно задать в окне VST Master Setup (меню Device). В этом окне есть семь пресетов: от обычного стерео до окружающего звука в формате 5.1 (рис. 8).

Рис. 8

Offline Process History
Кроме возможности многоуровневой отмены и повтора операций с историей редактирования, Cubase SX имеет замечательную функцию, которая заимствована из Nuendo и называется Offline Process History.

Работу этой функции можно сравнить с путешествием на машине времени. Вы можете попасть на любой этап в истории выполненных над событием обработок, изменить там что-нибудь и вернуться в “свое время”. По возвращении вы обнаружите, что все сделанные изменения отразились на последующем ходе истории. Например, история обработок была такая: сначала вы нормализовали событие, затем поджали компрессором и, наконец, обработали хорусом. Но после обработки хорусом показалось, что поджали-то маловато. Все, что нужно сделать в этом случае, - открыть окно Offline Process History (меню Audio), выбрать в списке второй шаг обработки и нажать кнопку Modify (рис. 9).

 
Рис. 9  
   

Откроется окно компрессора, в котором вы можете увеличить степень сжатия. После закрытия компрессора вы обнаружите, что событие-то звучит с хорусом, но уже более плотно! Cubase SX сделал за вас три рутинные операции: взял файл, который был получен в результате первой обработки (то есть нормализации), заново обсчитал его с учетом новых параметров компрессора, а затем пропустил через хорус, которому передал ваши прежние настройки. Пример с тремя обработками, конечно, не так показателен, но если обработок было бы больше, то без функции Offline Process History было бы тоскливо.

А если нужно заменить одну обработку на другую на каком-нибудь шаге? Нет проблем - выделяете шаг в списке, выбираете другой алгоритм в правой части окна и нажимаете кнопку Replace by. Можно вообще вычеркнуть обработку из истории - для этого служит кнопка Remove.

Конечно, есть ситуации, когда такие трюки не пройдут. Например, вы не сможете удалить обработку в середине списка, если ее алгоритм изменяет длину события.

Обработка
В комплект поставки Cubase SX входят 24 подключаемых модуля формата VST. По желанию можно установить также 13 модулей из пятой версии Cubase и шесть - из более ранних версий. Среди модулей есть задержки (ModDelay и DoubleDelay), эффекты модуляции (Chorus, Flanger, Metalizer, Phaser, Ringmodulator, Rotary, Symphonic, Tranceformer), динамическая обработка (DeEsser, Dynamics, VST Dynamics), дисторшны (Datube, Overdrive, Quadrafuzz). Есть также два ревербератора (Reverb A и Reverb B) и несколько специфических эффектов: StepFilter, Bitcrusher, Chopper, Grungelizer и Vocoder. Большинство модулей знакомо пользователям предыдущих версий Cubase и других программ, поддерживающих технологию VST.

Кроме модулей, обрабатывающих аудио, в Cubase SX появилась целая обойма модулей нового формата, обрабатывающих MIDI-информацию в реальном времени. Они могут не только изменить до неузнаваемости звучание MIDI-дорожек, но и подкинуть свежие идеи в творческий процесс. Вы сразу поймете, о чем я говорю, как только подключите один из таких модулей в разрыв дорожки и возьмете на клавиатуре пару аккордов.

Обработка MIDI-данных происходит “на лету”, после того, как данные поступили с дорожки, но перед тем, как они отправляются в выходной порт. Таким образом, все, что записано на дорожке, остается без изменений - при просмотре MIDI-части в каком-либо редакторе никаких результатов обработки вы не увидите. Так же, как и аудиодорожки, обрабатывать MIDI-дорожки можно двумя способами: включая модули обработки в разрыв или по принципу посыл-возврат (в обоих вариантах можно использовать до четырех модулей одновременно).

Модуль MIDI Echo имитирует всевозможные задержки средствами MIDI, причем дополнительные ноты не просто повторяют сыгранные, а могут быть квантизированы, сдвинуты по высоте и изменены по динамике. Модуль Compress позволяет сжать или расширить динамический диапазон нот путем изменения параметра динамики (velocity). Модуль Quantizer позволяет “на лету” применять некоторые из функций квантайза, которыми располагает Cubase SX. Модуль Notes to CC превращает поступающую высоту ноты в значение любого непрерывного MIDI-контроллера, что позволяет, например, изменять частоту среза фильтра в зависимости от высоты ноты.

Модуль Step Designer представляет собой паттерновый секвенсор и может посылать на выход не только последовательности нот, но и контроллеры. Все программирование паттернов происходит внутри модуля, поэтому предварительно записанных MIDI-данных на дорожке не требуется. Один экземпляр секвенсора может содержать до 100 паттернов, переключение которых во время воспроизведения может быть автоматизировано (рис. 10).

 
Рис. 10  
   

Модуль Track Controls представляет собой панель управления GS/XG совместимыми инструментами. Модуль Transformer - это не что иное, как версия Логического Редактора, работающая в реальном времени.

Об остальных модулях я хочу рассказать более подробно.

С помощью модуля Chorder можно играть аккордами, нажимая всего одну клавишу. В режиме Normal на каждую клавишу можно назначить свой аккорд, в режиме 1Oct - по одному аккорду на один и тот же звук в разных октавах (то есть всего 12 аккордов), в режиме Global - один аккорд, который будет транспонироваться в зависимости от нажатой клавиши. В первых двух режимах нужно выбрать на нижней клавиатуре клавишу или звук (Trigger Note), после чего на верхней клавиатуре (Chord Setup) задать аккорд (рис. 11).

 
Рис. 11  
   

Если хочется вариаций - нет проблем. “Повесьте“ на одну клавишу несколько аккордов - в зависимости от динамики будет выбран один из них. Включается такой режим центральной кнопкой в разделе Zone Setup, а количество зон динамики задается параметром Use. Каждый новый аккорд нужно строить, предварительно нажав на кнопку с номером зоны. Перебирать аккорды во время игры можно и другим, более экзотичным способом (кнопка с изображением ноты): нужно нажать и удерживать клавишу, на которую “вешались” вариации. При этом аккорд из первой зоны будет вызываться по клавише на полтона выше, из второй - на тон, и так далее.

Результаты работы модуля, даже при простом программировании, впечатляют - сразу чувствуешь себя человеком-оркестром. Правда, есть неприятный момент: все ноты в аккорде стартуют “тик в тик”, чего в реальной жизни никогда не бывает.

С помощью модуля Microtuner можно заставить играть MIDI-инструмент в различных музыкальных строях. Основное рабочее поле модуля - клавиатура, где вместо клавиш расположены поля для точной подстройки высоты тона (+/-64 цента). При работе с “железным” инструментом нужно в поле Convert выбрать пункт Std.MIDI, для VST-инструментов - пункт VST Instrument. Среди пресетов модуля есть чистые, пифагорейские и экспериментальные строи (рис. 12).

 
  Рис. 12  
   

Модуль AutoPan может не только изменять панораму, как следует из названия, но и любой другой непрерывный MIDI-контроллер. Все управление сводится к настройке генератора низкой частоты, который может производить одну из восьми волновых форм: синусоидальную, квадратную, треугольную прямую и обратную, W-образную, случайную и две особых формы (рис. 13).

Рис. 13

У волновых форм можно задать период (в тиках или долях), минимальное и максимальное значение контроллера, то есть, по сути, амплитуду, а также плотность MIDI-событий. Иногда нужна такая кривая, у которой период постоянен, а амплитуда увеличивается или уменьшается со временем (например, для управления экспрессией, модуляцией или параметрами фильтра). Две последних волновых формы как раз из этой серии: затухающая и нарастающая синусоида. Время затухания/нарастания задается параметром Amp Mod кратно четвертной ноте.

Работает модуль AutoPan только при включенном воспроизведении.

Модуль Arpache 5 (рис. 14) выглядит проще, чем Arpeggiator из прежних версий Cubase, но арпеджио производит ничуть не хуже. Правда, он не так удобен в программировании - рисунок приходится забивать мышью, а не с MIDI-клавиатуры. Рисунок состоит из порядковых номеров звуков аккорда, самый нижний звук имеет номер 1. Если задать рисунок 3 - 1 - 2 - 2 и сыграть трезвучие До - Ми - Соль, то арпеджиатор ответит серией нот Соль - До - Ми - Ми.

Рис. 14

Рисунок можно отключить, нажав кнопку “Order” в секции Playmode. Тогда порядок звуков будет определяться одной из оставшихся кнопок: вверх, вниз, сверху вниз и обратно, снизу вверх и обратно, случайным образом. Скорость арпеджио (Quantize) зависит от темпа проекта и задается обычными ритмическими единицами, как и длина каждого звука (Length). Диапазон выходных нот (в полутонах, считая от нижней) можно ограничить параметром Semi-Range. При нажатой кнопке Thru на выходе Arpache, кроме самого арпеджио, появляется взятый аккорд.

Модуль Control (рис. 15) представляет собой панель управления MIDI-контроллерами. Все просто, как грабли. В правой части выбираете нужный контроллер, в левой - задаете его значение. Удобства, конечно, не много, но когда под рукой нет “железных” кнопок и слайдеров, то сойдет.

Рис. 15

По-настоящему чумовой модуль - Density. Хотите услышать игру плохого пианиста, который пропускает половину нот? Или басиста, который так увлекается своей линией, что забывает не только тональность, но и стиль, в котором играет? Модуль заглушает кое-какие ноты при значении параметра Density менее 100% и добавляет новые ноты при значении более 100%.

Очень удобно организовано в Cubase SX управление подключаемыми модулями разных типов. Теперь в одном окне Plug-in Information можно разрешать или запрещать использование какого-либо модуля внутри Cubase SX, просматривать информацию по модулям и заставлять программу сканировать системный реестр на предмет обнаружения новых модулей (рис. 16).

 
Рис. 16  
   

Синхронизация
Cubase SX может синхронизироваться как с внешними устройствами, так и с программами, работающими на том же или на другом компьютере. При работе в качестве ведомого устройства Cubase SX может читать сообщения MIDI Timecode (MTC) или ASIO Positioning Protocol, в качестве ведущего - генерировать сообщения MTC и MIDI Clock, а также управлять транспортом внешних устройств по протоколу MIDI Machine Control (MMC).

При работе в автономном режиме (без внешней синхронизации) Cubase SX использует внутренний высокостабильный генератор “клока” звуковой платы, а потому синхронизация MIDI- и аудиодорожек происходит с точностью до семпла. При синхронизации по таймкоду с внешними устройствами точная синхронизация MIDI и аудио может нарушаться.

Типичный случай - синхронизация с аналоговым магнитофоном, на одну из дорожек которого прописан LTC. Сигнал этого формата преобразуется внешним синхронизатором в MTC и подается на MIDI-вход Cubase SX. Из-за неизбежных колебаний скорости движения ленты, обусловленных ее физической природой (лента имеет свойство растягиваться), считываемый таймкод не отличается высокой стабильностью. Cubase SX будет честно отслеживать флуктуации таймкода и соответственно изменять скорость воспроизведения проекта. Собственно, в этом и состоит смысл синхронизации.

Но “часы”, по которым воспроизводятся MIDI-дорожки, будут работать в этом случае от входящего таймкода, а “часы”, по которым воспроизводятся аудиособытия, - все от того же кварцевого генератора платы. В результате - рассинхронизация MIDI и аудио. Для того, чтобы этого избежать, нужна одна точка отсчета, один генератор клока, сигналы которого преобразуются в разные форматы, в зависимости от компонента системы. Синхронизатор должен считывать входящий LTC и генерировать каждому свое: секвенсору - MTC, а звуковой плате - Word Clock. Понятно, что плата должна иметь соответствующий вход, а в ее контрольной панели должен быть включен режим внешней синхронизации по Word Clock.

Обойтись без Word Clock можно тогда, когда при записи и воспроизведении используется один и тот же высокостабильный генератор таймкода (например, цифровая видеосистема, цифровой магнитофон или другой компьютер), а также в случае, когда таймкод генерируется самой звуковой платой.

Как и Nuendo, Cubase SX поддерживает синхронизацию посредством ASIO Positioning Protocol (APP, является частью спецификации ASIO 2.0). Этот протокол обеспечивает синхронизацию и позиционирование с точностью до семпла при передаче цифрового звука между компьютером и внешним устройством. Например, при передаче материала с ADAT-магнитофона на редактирование в Cubase SX и обратно. Для того, чтобы работать по протоколу APP, звуковая плата должна иметь цифровые входы-выходы, вход для таймкода (в спецификации ASIO 2.0 поддерживается таймкод формата ADAT Sync, LTC и VITC), а также драйверы ASIO 2.0. Хороший пример такой платы - RME Hammerfall 9652. При работе с ADAT-магнитофоном плата устанавливается в режим AutoSync, соединяется парой оптических кабелей с магнитофоном (синхросигнал поступает вместе с цифровым звуком на один из ADAT-входов платы), а таймкод передается по третьему кабелю, соединяющему девятипиновый разъем ADAT Sync Out на магнитофоне с разъемом ADAT Sync In на плате.

При управлении транспортными функциями внешних устройств (аналоговых магнитофонов, цифровых магнитофонов, автономных систем записи на жесткий диск) используется протокол MIDI Machine Control (MMC). Cubase SX может генерировать три команды этого протокола: Start, Stop и Locate. Особое внимание здесь нужно обратить на настройки в окне Preferences в секции MIDI - Filter. Поскольку MMC является двунаправленным протоколом (то есть устройство воспроизведения посылает ответ обратно в Cubase), нужно сделать так, чтобы сообщения-ответы MMC System Exclusive не передавались обратно в устройство по выходному порту при включенном в Cubase режиме MIDI Thru. Короче говоря, нужно отфильтровать эти сообщения, поставив галочку напротив Sysex в блоке Thru.

Любопытно, что Cubase SX может одновременно работать как в ведомом, так и в ведущем режиме. Например, программа может принимать таймкод с внешнего устройства (являясь для этого устройства ведомой) и генерировать сообщения MIDI Clock для звукового модуля (являясь для него ведущей).

Для перевода Cubase SX в режим внешней синхронизации нужно нажать на панели транспорта кнопку Sync. При этом строка состояния в правом нижнем углу панели транспорта изменит свое значение с Offline на Idle (если таймкод не поступает) или на Lock XX (если поступает корректный таймкод с частотой кадров XX).

Для синхронизации с другими программами, запущенными на том же компьютере, что и Cubase SX, может использоваться виртуальный MIDI-кабель или, что более предпочтительно, технология ReWire. Работа с ReWire в Cubase SX ничем не отличается от работы с этой технологией в Nuendo (см. статью Steinberg Nuendo 1.5).

Если нужно синхронизировать программы на разных компьютерах, то это можно сделать по старинке, через MIDI-интерфейсы. Но есть более эффективное средство.

VST System Link
Идея разделения “труда” между несколькими компьютерами в виртуальной студии витает уже давно. Как часто одну машину нагружают “под завязку” - она и многодорожечный магнитофон, и микшер, и синтезатор с семплером, и процессор эффектов одновременно! Стоит в большом проекте добавить пару-тройку новых аудиодорожек - и уже “не тянут” виртуальные инструменты, приходится преобразовывать их MIDI-дорожки в аудио. Стоит перебрать с аудиодорожками - диск начинает захлебываться, приходится делать промежуточное сведение (баунсинг). Стоит “повесить” несколько ресурсоемких подключаемых модулей, и работа в реальном времени становится невозможна. Приходится решать проблему математически, пересчетом всего проекта в офлайне. Даже машина с двумя двухгигагерцовыми процессорами когда-нибудь да скажет “не могу”.

Удобств работы на одной машине тоже не много - куча открытых панелей виртуальных инструментов и подключаемых модулей, окон редактирования MIDI- и аудиочастей, да еще автономный программный синтезатор с панелью управления звуковой платой...

В общем, сами создатели виртуальной студии сказали “хватит”. И предложили на суд общественности новую технологию - VST System Link, призванную решить указанные проблемы.

По этой технологии несколько компьютеров объединяются в сеть, в результате чего нагрузка на каждый компьютер уменьшается, а общая вычислительная мощность системы возрастает. При этом не требуются сетевые платы, концентраторы, сетевые кабели и другие атрибуты, с которыми обычно ассоциируется слово “сеть”. Все, что нужно из аппаратных устройств, - это компьютеры, звуковые платы с цифровым интерфейсом практически любого формата (SPDIF, AES/ESU, ADAT, TDIF) и цифровые кабели. Понятно, что интерфейсы должны быть совместимых форматов. Каждая плата должна иметь драйверы ASIO, а на каждом компьютере сети должна быть установлена программа, поддерживающая VST System Link. На момент написания статьи такими программами, кроме Cubase SX, являлись Nuendo версии 1.6 и выше, а также специальная версия Cubase 5.1 (System Link version).

Еще фирма Steinberg рекомендует использовать переключатели типа “клавиатура - видеоадаптер - мышь” (KVM switchbox). С помощью такого переключателя можно использовать с несколькими компьютерами одну клавиатуру, мышь и монитор. Эти устройства стоят недорого, но значительно облегчают работу, особенно в домашних условиях, когда порой и для одного компьютера с монитором места не хватает. Самое главное - не нужно покупать для каждого компьютера полный “джентльменский набор”, достаточно иметь устройства ввода-вывода в одном экземпляре.

Преимущества технологии VST System Link с инженерной точки зрения очевидны - каждый компьютер в сети выполняет свою специфическую задачу. Один работает в качестве многодорожечного магнитофона или микшера, второй - в качестве процессора эффектов, третий может быть синтезатором или семплером и так далее. Вариации на эту тему бесконечны, но, в общем, все выглядит так, как будто работает комплекс из автономных устройств, как в физической студии. Самое главное, во всей системе осуществляются синхронизация и позиционирование с точностью до семпла, без использования дополнительных внешних устройств и специальных звуковых плат, которые могут читать и генерировать таймкод.

Кроме того, технология VST System Link является платформо-независимой. Например, у вас могут совместно работать компьютеры Mac и PC. Вы получаете преимущества обеих платформ, и сами решаете какую задачу удобнее поручить той или иной операционной системе. А еще бывает, что есть замечательный подключаемый модуль для Mac, которого нет для PC, и наоборот. В сети VST System Link это не проблема. Также решается вопрос и с производительностью машин. Если есть старый компьютер, который хорошо справляется с воспроизведением нескольких аудиодорожек, то его можно использовать в качестве магнитофона, а более мощный компьютер отдать целиком под программные синтезаторы и процессоры эффектов. Если проект требует большого числа аудиодорожек, то можно распределить их по разным машинам, организовав виртуальный RAID-массив. Мне кажется, возможность такого динамического перераспределения функций в зависимости от потребностей - одно из самых главных достоинств технологии.

Сеть VST System Link имеет топологию кольца: цифровой выход первого компьютера соединяется кабелем с цифровым входом второго, выход второго - с входом третьего, и так далее (рис. 17). Выход последнего компьютера соединяется с входом первого для замыкания цепи. Число каналов передачи на каждом отрезке сети не ограничено и зависит от того, сколько входов и выходов имеет звуковая плата, а также от числа аудиоканалов, приходящихся на один вход/выход. Понятно, что многоканальные интерфейсы ADAT и TDIF позволяют создать более развитую сеть, и гораздо меньшими усилиями, чем интерфейсы SPDIF и AES/EBU.

Рис. 17

По сети передаются сигналы нескольких видов: цифровой звук с внедренным синхросигналом (self-clock), данные позиционирования, команды управления транспортом и, конечно, MIDI-сообщения. Без них управление синтезатором или семплером с другой машины невозможно. Кстати, разработчики обещают несравненно более высокую ритмическую точность передачи MIDI-событий, чем в любом другом программно-аппаратном решении, основанном на MIDI-интерфейсах.

Протокол VST System Link не требует использования отдельного сигнала Word Clock от какого-либо генератора и соответствующих разъемов на звуковых платах. Во всей сети назначается одна плата, генератор которой будет производить “клок” для всех остальных плат и “замешивать” его вместе с цифровым звуком в одном кабеле. Так что одна плата является мастером, а все остальные работают в режиме внешней синхронизации от цифрового аудиовхода. Однако в больших сетях фирма Steinberg все же рекомендует использовать синхронизацию по Word Clock. Смею предположить, что такая синхронизация понадобится уже при трех компьютерах. Ведь каждая плата генерирует собственный внутренний синхросигнал, базирующийся на приходящем синхросигнале, а это может привести к появлению джиттера и цифровым ошибкам. При прохождении сигнала через последовательность плат по кольцу сети джиттер должен еще возрастать.

Для синхронизации по Word Clock лучше использовать внешний синхронизатор или цифровой микшер. В этом случае все платы должны работать в подчиненном режиме (на некоторых платах этот режим называется AutoSync) и “слушать” синхросигнал, поступающий на входы Word Clock или по ADAT-кабелю.

Звуковые данные передаются по цифровому кабелю обычным образом, а для передачи всех остальных типов сигналов используется один бит одного из аудиоканалов. Например, при соединении двух компьютеров ADAT-кабелем получается семь каналов 24-битного звука и один - 23-битного. Специалисты фирмы Steinberg утверждают, что ничего страшного в 23-битном звуке нет, ведь динамический диапазон все равно остается огромный - около 138 дБ. С этим стоит согласиться, особенно учитывая тот факт, что большинство 24-разрядных аналого-цифровых преобразователей выдают сигнал с реальной разрядностью, не превышающей 22 бита.

Что касается передачи MIDI-сообщений, то для этой цели пользователь может назначить до 16 портов по 16 каналов на каждом, то есть всего до 256 каналов. Здравый смысл подсказывает, что передать все это добро вместе с управляющими и служебными командами по одному биту одного из аудиоканалов будет практически невозможно. Но есть выход - технология позволяет полностью отдать “сетевой” аудиоканал под управляющую и MIDI-информацию.

Здесь также встает вопрос о времени ожидания при работе сети. Оно будет равно сумме задержек на каждой плате. И хотя на точность синхронизации время ожидания не влияет (все VST-совместимые программы компенсируют его при записи и воспроизведении), при большом числе компьютеров и больших размерах ASIO-буферов работа станет очень некомфортной. Разработчики технологии рекомендуют задавать такой размер буфера на каждой плате, чтобы задержка на ней не превышала 12 мс. Проще всего найти оптимальное время задержки экспериментальным путем, уменьшая его до тех пор, пока не нарушится стабильность сети. Для того, чтобы уменьшить время ожидания при мониторинге сигнала, поступающего с других компьютеров, нужно включить режим ASIO Direct Monitoring (если его поддерживает звуковая плата).

VST System Link: практика
Разберем несколько примеров. Сначала - самый простой вариант, когда имеются два компьютера. Первый этап состоит в физическом соединении двух звуковых плат. Пусть у нас платы соединяются по ADAT-интерфейсу. Подключаем оптический кабель из выхода первого компьютера к входу второго. Подключаем второй кабель из выхода второго компьютера к входу первого (рис. 18).

Рис. 18

Следующий этап - выбор мастер-платы, по клоку которой будет работать вся система. На обоих компьютерах открываем окно Device Setup, где в разделе VST Multitrack выбираем родной ASIO-драйвер платы, поставляемый производителем (а не драйвер типа ASIO Multimedia или ASIO DirectX, поставляемый с Cubase SX). Нажимаем кнопку Control Panel. В панели управления платой настраиваем источник синхросигнала. На одном компьютере переводим плату в режим внешней синхронизации (этот режим может называться “AutoSync”, “SPDIF In” и т. п.), на другом - в режим синхронизации от внутренних часов (“Master”, “Internal” и т. п.). Если все сделано правильно, то в панели управлении подчиненной платы должна появиться информация о том, что поступает корректный опорный сигнал и плата по нему синхронизирована.

Следующий этап - согласование параметров проекта. У проектов на обеих машинах должны совпадать частота дискретизации и темп. Затем - активизация тех входных портов и выходных шин, по которым организовано соединение компьютеров (настройка производится в окнах VST Inputs и VST Outputs соответственно). Понятно, что хотя бы на одной из плат должен быть дополнительный аудиовыход (и активизированная шина) для мониторинга. Стоит также заглянуть в панель управления платой, в секцию коммутации входов и выходов (или пэтчбэй) и убедиться, что выходная шина, выделенная под сеть, соединена с нужным цифровым выходом, а цифровой вход активизирован.

Проверить правильность коммутации полученной системы можно очень просто. Импортируем на одну из дорожек первого компьютера аудиофайл и запускаем воспроизведение в цикле. Выход дорожки должен быть направлен на шину, по которой происходит передача данных во второй компьютер. В проекте второго компьютера также создаем аудиодорожку и задаем для нее “сетевой” входной порт. При включении мониторинга на этой дорожке должен зашевелиться индикатор уровня, что говорит о поступлении цифрового звука с первого компьютера. Если также хорошо работает обратная связь (то есть второй компьютер воспроизводит звук, а первый получает его на входе), то можно приступать к самому главному.

Заходим в окно Device Setup (рис. 19) и выбираем раздел VST System Link. В полях ASIO Input и ASIO Output выбираем входной и выходной каналы для передачи данных по сети (по ним пойдет 23-битный звук), после чего активизируем “рабочую станцию”, отметив опцию Active. То же самое проделываем на втором компьютере.

 
Рис. 19  
   

Как только второй компьютер будет активизирован, замигают лампочки “R” (Receive) и “T” (Transmit), а в списке в нижней части окна появятся имена рабочих станций (рис. 20).

 
Рис. 20  
   

Имя говорит о том, к какой платформе относится компьютер и какая программа, поддерживающая VST System Link, на нем работает. Для служебных целей каждому компьютеру сети присваивается уникальный номер (почти как IP-адрес в реальных сетях). Имя компьютера, с которым вы работаете в данный момент, выделено жирным шрифтом. Для удобства работы имя можно изменить на какое-нибудь более читабельное.

Все, о чем говорилось ранее, можно сравнить с настройкой программного обеспечения и сетевых протоколов для подключения компьютера к интернету. Но войти в сеть можно только после активизации удаленного подключения. Активизация в сети VST System Link выполняется отметкой опции Online, расположенной чуть выше списка. Как только компьютер переведен в режим “онлайн”, он начинает получать таймкод и команды транспорта. В режиме “офлайн” компьютер становится независимым от других и не участвует в передаче данных по сети, хотя и остается в списке. Включить воспроизведение в этом режиме можно только с его собственной транспортной панели.

Характерная особенность сети System Link - в ней нет “сервера” или мастер-компьютера, с которого можно управлять остальными. С любого компьютера, который находится в онлайне, можно запустить воспроизведение или переместить в нужную точку проекта все остальные машины.

Параметр Offset напротив опции Online может привести в замешательство. Какое еще смещение, если обещают синхронизацию с точностью до семпла? Разработчики говорят, что некоторые звуковые платы ведут себя так, что компьютер в сети начинает играть на несколько семплов раньше или позже остальных. Правда, не говорят, какие именно платы...

Что касается мониторинга, то здесь может быть несколько вариантов. Если для сведения используется внешний аппаратный микшер, то все довольно просто: выходы каждого компьютера сети подключаются к входам микшера. Гораздо чаще в домашних студиях сведение выполняется внутри компьютера, а для мониторинга используется маленький внешний микшер или вообще обходятся без микшера, подключая выход компьютера к контрольным устройствам. В этом случае один из компьютеров сети будет использован в качестве микшера, и на него будет приходить весь звук с других компьютеров.

Пусть в нашем примере первый компьютер будет микшером и одновременно магнитофоном, на котором записаны четыре дорожки, а на втором компьютере будет VST-синтезатор, ревербератор и еще две аудиодорожки. Тогда подключения будут выглядеть так. Один из дополнительных выходов первого компьютера делаем мониторным и подключаем его к акустической системе. Назначаем выходы аудиодорожек второго компьютера на первую и вторую шины (на первые четыре канала ADAT-интерфейса), выходы ревербератора - на третью шину, и выходы синтезатора - на четвертую. В первом компьютере добавляем в проект четыре стереодорожки, выбирая для них соответствующие входные порты.

Если на платах нет ADAT-интерфейса, а есть, например, только один вход-выход SPDIF, то такой гибкой коммутации не получится. Придется использовать второй компьютер в качестве вспомогательного микшера, назначив выходы аудиодорожек, синтезатора и ревербератора на одну выходную шину. При этом придется посылать на первый компьютер уже сведенный и обработанный материал.

Теперь другой пример. Пусть первый компьютер будет MIDI-секвенсором и многодорожечным магнитофоном, а второй - виртуальной стойкой с двумя VST-инструментами. В разделе VST System Link окна Device Setup на обоих компьютерах задаем по два входных-выходных MIDI-порта (поля Ins и Outs). После этого в списке MIDI-портов обоих компьютеров должны появиться два новых: System Link 1 и System Link 2. На первом компьютере выход части MIDI-дорожек направляем в порт System Link 1 (для одного синтезатора), выход оставшихся - в порт System Link 2 (для второго синтезатора). На втором компьютере создаем такое же количество MIDI-дорожек, назначаем им соответствующие сетевые входы, а в качестве выходных портов выбираем VST-инструменты. При включении мониторинга дорожки второй компьютер начнет принимать MIDI-сообщения с первого и передавать их виртуальным инструментам.

Как говорилось ранее, при передаче большого числа событий по нескольким MIDI-портам одного бита сетевого канала может не хватить. В этом случае придется отдать под MIDI целый канал (запретив передачу по нему аудиосигнала). Все, что нужно, - это включить опцию Active ASIO Ports for Data only.

Наконец, сделаем второй компьютер виртуальной стойкой с процессорами эффектов. Для этого создадим под каждый эффект отдельную стереодорожку, а сам подключаемый модуль поместим в разрыв дорожки. В качестве входного порта дорожки выберем один из сетевых и включим мониторинг. На первом компьютере выберем трек, который нужно обработать эффектом, и в панели Инспектора направим один из посылов на сетевую шину. Сигнал будет послан с первого компьютера на второй и обработан без использования ресурсов процессора первого.

Если сеть состоит из трех, четырех и более компьютеров, а звуковые платы имеют несколько цифровых входов-выходов, то разработчики рекомендуют использовать смешанную топологию (кольцо плюс звезда). В этом случае по цепи передается только управляющая информация, а звук на компьютер-микшер - напрямую через свободные входы-выходы. На рисунке показана ситуация применительно к платам с ADAT-интерфейсом (рис. 21).

Рис. 21

VST System Link: тестирование
Что ж, на бумаге все выглядит красиво, а как на самом деле? На момент написания статьи у меня были под рукой два компьютера и три звуковые платы, с которыми я и решил опробовать новую технологию в действии.

Конфигурация первого компьютера: процессор Pentium IV с тактовой частотой 1,6 ГГц, 512 Мбайт оперативной памяти, материнская плата ASUS P4 TE, SCSI-контроллер Adaptec 29160, жесткий диск IBM DDYS объемом 36 Гбайт, видеоадаптер Matrox Millenium G550, операционная система Windows XP Professional.

Конфигурация второго компьютера: процессор Pentium III с тактовой частотой 550 МГц, 256 Мбайт оперативной памяти, материнская плата ASUS P3B-F, SCSI-контроллер Tekram DC-390U/F, жесткий диск Seagate ST39175LW объемом 9,1 Гбайт, видеоадаптер ASUS AGP-V3800, операционная система Windows XP MUI.

Звуковые платы: Creative SB Live! Platinum, Midiman Audiophile 2496 и Aardvark Direct Pro LX 6. Все платы имеют по одному электрическому интерфейсу SPDIF.

По поводу платы Creative SB Live! сразу возникли сомнения, так как официально выпущенных ASIO-драйверов она не имеет. Я бы не стал ее включать в тестирование вообще, если бы не нашел отладочную версию альтернативных драйверов, разработанную нашим соотечественником Евгением Гавриловым (kxproject.spb.ru). В этой версии автор обещает “Full ASIO support”. Я подумал - а чем черт не шутит, вдруг заработает? И установил альтернативные драйверы.

Однако попытка активизации платы для работы в сети не удалась. Стоило только отметить опцию Active в разделе VST System Link окна Device Setup, как после непродолжительного шуршания диском компьютер входил в состояние спячки, а после пяти-шести секунд молчания Cubase SX с треском “вылетал”. Такая реакция программы наблюдалась на обоих компьютерах, поэтому был сделан вывод о непригодности платы Creative SB Live! для работы в сети VST System Link (по крайней мере, при текущей реализации ее альтернативных драйверов).

Оставшиеся две платы были распределены так: на более мощный компьютер - Direct Pro LX 6, на менее мощный - Audiophile. После проведения серии тестов платы в компьютерах менялись местами, но на общей картине это не сказалось.

Итак, по порядку.

Цифровые входы и выходы обеих плат были скоммутированы между собой двумя цифровыми кабелями. Затем был проведен тест на правильность коммутации, так, как это было описано в предыдущем разделе. Звуковые данные успешно передавались между компьютерами как в случае, когда генератором клока была плата Audiophile, так и в случае, когда клок генерила плата LX 6. В обеих платах был включен режим ASIO Direct Monitoring.

Наконец, была сделана попытка активизации сети. Сначала ведущей назначалась плата LX 6, а плата Audiophile переводилась в режим синхронизации по входу SPDIF. При включении опции Active на обоих компьютерах в окне VST System Link замигали индикаторы R и T, а в списке активных рабочих станций появились два компьютера с номерами 116 (LX 6) и 189 (Audiophile). Однако при попытке сделать ведущей плату Audiophile вся сеть разваливалась. Как только в контрольной панели Audiophile выбирался внутренний генератор клока, а плата LX 6 переводилась в режим внешней синхронизации, оба компьютера исчезали из списка.

Дальнейшее тестирование проводилось в единственно работающем варианте с ведущей платой LX 6. Так как в наличии имелись только два канала передачи, то более слабый компьютер выступал в качестве вспомогательного микшера, на котором сводились несколько аудиодорожек. По двум сетевым каналам сведенный материал попадал на более мощный компьютер, где происходило его сведение с другими аудиодорожками. Прослушивание осуществлялось на двух акустических системах, первая система подключалась к свободным выходам Audiophile, вторая - к мониторному выходу LX 6.

При включении воспроизведения на одном из компьютеров второй компьютер стартовал мгновенно. Затем выполнялось прослушивание одной и той же дорожки через обе платы одновременно (с целью определить наличие задержки). Для этого на главном компьютере заглушались все дорожки, кроме сетевой, а сетевая переводилась в режим мониторинга. Задержку на слух определить не удалось, не было даже легкого фленджера. Мониторы играли так, как будто были подключены к одному и тому же усилителю с четырьмя выходами.

Однако все приятности на этом и закончились. Время от времени синхронизация нарушалась, и один из компьютеров вылетал из сети. Установить какую-либо закономерность в этом процессе так и не удалось. Иногда происходили и более странные вещи. При старте с компьютера, где была установлена плата Audiophile, проект играл несколько тактов, а затем самопроизвольно останавливался с перемещением курсора в район пятисотого такта!

После серии тестов с аудиодорожками на сетевом канале были активизированы два MIDI-порта. При этом на более мощном компьютере были запущены два программных синтезатора, а менее мощный выполнял роль MIDI-секвенсора и многодорожечного магнитофона. Нужно сказать, что в такой конфигурации сеть была еще менее стабильна. Попытка отдать весь сетевой канал под MIDI к принципиальным улучшениям не привела.

В чем же состоит причина выявленной нестабильности сети? В “сырости” технологии или в конкретной аппаратной конфигурации? Для ответа на этот вопрос хорошо бы провести еще серию тестов с устройствами уровнем повыше, например, с теми же платами RME. А пока замечу, что программно-аппаратная конфигурация, использованная при данном тестировании, вполне удовлетворяет требованиям VST System Link. Поэтому лично я склоняюсь к варианту о неотлаженности технологии.

VST System Link: выводы
Итак, приняв за основу сам принцип новой технологии, и не принимая во внимание ее текущую реализацию, можно говорить об очередной революции в музыкальном компьютерном мире. При грамотно построенной сети на мощных компьютерах и использовании качественных ресурсоемких подключаемых модулей может быть преодолен основной, “инженерный” недостаток виртуальной студии. Может, наконец, решиться проблема с нехваткой ресурсов одного компьютера для качественного микширования, обработки и синтеза звука.

Правда, нельзя забывать и о стоимости, в которую выльется построение подобной сети. Несколько мощных компьютеров и звуковых плат с цифровым интерфейсом стоят немало, даже если обойтись одним монитором, клавиатурой и мышью, подключенными через KVM-переключатель. И это еще не говоря о стоимости лицензионной операционной системы на каждый компьютер, лицензионной копии основной программы (тоже на каждый компьютер) и о стоимости подключаемых модулей, программных синтезаторов и семплеров. В результате сумма затрат на сетевую виртуальную студию может сравняться с суммой, необходимой для построения “железной” студии с теми же возможностями и аппаратной реализацией всех устройств. Учитывая к тому же довольно сложный процесс настройки и поддержания работоспособности сетевого варианта, я воздержусь пока давать прогнозы на его будущее. Время покажет.

Итого
За два месяца работы в Cubase SX я практически не встретил тех неприятностей и “детских” болезней, какие обычно свойственны первым версиям программ (если не принимать во внимание сетевую технологию). Фирма Steinberg выпустила на рынок достойную смену предыдущему поколению Cubase.

По-моему, не имеет особого смысла сравнивать технические параметры Cubase SX с параметрами программ-конкурентов, таких как Sonar или Logic. Все эти программы позволяют создать сотни дорожек и обработать их сотнями способов, и вряд ли можно будет отличить по качеству миксдаун, созданный в одной из них, от миксдауна, созданного в другой.

А вот по удобству превращения музыкальной идеи в тот самый, финальный трек, сравнение вполне возможно. И мне кажется, что здесь Cubase SX конкурентов не имеет.

Выражаем благодарность фирме A&T Trade Санкт-Петербург, тел. (812) 279-45-87, за предоставленную для тестирования звуковую плату Aardvark Direct Pro LX 6.

Steinberg Cubase SX 590$
ISPA

  Оценка статьи
Посещений: 7154 | Проголосовавших: 2 | Средняя оценка: 5.0

   

  Комментарии
01.10.03 17:46

По моему это старая и не совсем актуальная статья(в смысле тестов). Есть куда более интересные точки зрения(к примеру книга Петелиных)

01.10.03 18:26

Точно! Эта статья была в сентябре 2002 года, годовое опаздывание! Ничего себе политика у редакции!

01.10.03 19:43

Ктож тогда будет покупать журнал "МО", если все будут читать интернет

02.10.03 01:13

Главная проблема sx несовместимость с прежними версиями.

03.10.03 01:01

Что там стало удобнее? На мой взгляд, как раз всё стало ещё неудобнее, чем в VST.

03.10.03 03:11

Отличная программа. Если в VST возникало ощущение недоделанности здесь все стоит на своих местах. Статья реально немного не своевременно.

06.10.03 18:32
Дмитрий Попов
> не совсем актуальная статья(в смысле тестов)

Тестов VST System Link? А что там изменилось?

> годовое опаздывание! Ничего себе политика у редакции!

Пока сайт существует за счет журнала считаю такую политику необходимой.


17.10.03 00:47
Vladimir Bebeshko
CUBASE пока не снял главную проблему-плохой и нестабильний миди-timing.Между audio и midi clikom задержка 10-20 милисекунд,

09.08.04 17:11
Mx
Здравствуйте! Я хотел бы задать вопрос. Я работаю в Cubase SX2. Звуковая карта: Creamware Luna II. КАК на микшер Луны выводятся дорожки Куба? Т.е., есть аудио и миди трэки. И их нужно свести микшщером Саундкарты. Заранее благодарен.

05.11.04 00:40
Владимир
Клики,не совпадают,звук черезчур мягкий все ровно крутишь на миксе EQ а это не правильно.

18.04.05 17:25

А вот по удобству превращения музыкальной идеи в тот самый, финальный трек, сравнение вполне возможно. И мне кажется, что здесь Cubase SX конкурентов не имеет.

- А в Logic`е пробовали работать?


06.09.06 16:08
vwolf
Может быть и очень запоздалый комент,но у меня vst link пашет идеально и не на бумаге как пишет автор,а "в натуре",глупо обвинять разработчиков в сырости продукта, мало того что на колотом софте все работают,так ещё и пнуть норовят, вы бы ещё на каком-нибудь сранном селероне с интегрированным звуком пытались тестировать sinc. Кстати работает всё без проблем на R M E.Не парьте людям мозги. Всем удачи.

24.12.08 12:32
boobFlere
Предлагаем Вам приобрести Современное Быстрое Удобное средство, повышающее потенцию - Самоклеющийся АППЛИКАТОР ЭРЕКС, сертифицирован, доставка по Москве, Спб - в день заказа, регионты 1-5 дней Телефон для получения более подробной информации и заказов: +7 (495) 2298516

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА