Начало
 
 


Звуковые редакторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Digidesign Sound Designer II
 
 
  Звуковые редакторы для MacOS

Антон БАЛАБАН
Музыкальное Оборудование
июнь 2001

Исторически сложилось так, что редактирование звука на персональном компьютере начиналось именно с Маков, с программы Digidesign Sound Designer, появившейся в середине 80-х. Выбор этой платформы был обусловлен, видимо, тем, что компьютеры Macintosh от рождения имели встроенные звуковые возможности (восьмибитный, правда, но уже звук), а главное - графический интерфейс. Sound Designer, во многом непревзойденный до сих пор, не вошел в этот обзор, так как, включив большинство его функций в Pro Tools, фирма Digidesign прекратила дальнейшую разработку (последняя версия - 2.83) и к современным он поэтому не относится (о программе Sound Designer II рассказывается в дополнении к статье). Также не вошли в обзор программа Passport Alchemy (причина та же: разработка прекращена, последняя версия 3.0) и несколько имеющихся на рынке условно-бесплатных программ, которые рядом с описываемыми в статье программами не хочется использовать даже даром. Вошли же в обзор три редактора: BIAS Peak, TC Works Spark и Prosoniq SonicWorx. Все они позволяют работать со становящимися уже привычными высокой разрядностью (как минимум до 24 бит) и частотами дискретизации (96 кГц), особенно на этом фронте отличился Peak: разрядность до 32 бит, частота дискретизации - до 10 МГц (!). Все программы могут выполнять стандартные операции монтажного редактирования (копирование, вставка и т. д.), конвертировать разные форматы файлов (WAV в том числе) друг в друга, менять разрядность и частоту дискретизации звукового файла, а также выполнять другие привычные функции. Поэтому в описаниях каждого редактора я постараюсь рассматривать только особенности программы, не отвлекаясь на общие свойства.

BIAS Peak
Текущая версия - 2.5, есть модификации Lite (облегченная версия) и TDM (может работать с "железом" от Digidesign), которая и будет рассмотрена (рис. 1). Программа поддерживает подключаемые модули форматов AP, AS, VST, TDM (при наличии в системе DSP плат Pro Tools), ограниченно - RTAS. Может работать с Sound Manager, ASIO и DAE.

 
Рис. 1  
   

Несмотря на впечатляющий список поддерживаемых форматов подключаемых модулей, безукоризненна лишь реализация формата AP, при работе с остальными возникают те или иные неудобства. Например, в VST (всего доступно пять "инсертов") Peak позволяет запустить только одну копию модуля, что особенно неудобно при работе с продуктами Waves, так как у них сначала вызывается оболочка, а затем уже из этой оболочки выбирается конкретный модуль. Так что при попытке вставить вторую обработку от Waves программа говорит, что "VST Plug-in already in use". Такое ограничение, правда, можно обойти, скопировав файл оболочки несколько раз под разными именами, но, согласитесь, это не слишком удобно (рис. 2). Также неудобно сделана работа с уже вставленными модулями: никакого графического представления (как в Spark или sonicWORX), все - только через меню. Кроме того, окна с обработками надо держать все время открытыми, так как после закрытия окна модуль без предупреждения убирается из "инсерта", а постоянно открытые окна загромождают экранное пространство. Из модулей Audio Suite программой не поддерживаются обработки с управляющим (side chain) входом (она их просто не открывает), к которым принадлежит большинство компрессоров, а интерфейсы некоторых модулей отображаются некорректно. Модули формата TDM мне, к сожалению, попробовать не представилось возможности.

Рис. 2

Никаких "глюков" и неадекватности в работе модулей AP я не заметил, через них можно даже записывать звук (зачем это нужно, я не знаю, но такая функция есть). Единственное разочарование при работе с AP - 16-битные модули, которые зачастую представляют интерес в качестве производителей диких спецэффектов, но при подаче на них 24-разрядного звука на выход прорываются только ужасающие скрипы. Так что при необходимости обработки именно 16-битным модулем приходится сначала переводить файл из 24 бит в 16.

Теперь перейдем от эффектов к функциям самой программы. Первым делом хочется отметить очень богатые возможности управления выделением аудиоматериала. Можно не только привычно выделить мышью часть аудио файла, но и задать его начало и конец цифрами (в любых удобных единицах). Также можно, например, после неудачного изменения границ выделения вернуть их назад (обычная функция отмены тут не работает). Отмена операций многоуровневая, причем функция "Edits..." представляет все сделанные изменения в виде таблицы и позволяет вернуться на нужный уровень одним щелчком мыши. Очень удобно реализованы функции изменения уровня и панорамы - на экран выводится окошко (рис. 3), в котором графически редактируются эти параметры выделенного участка (так же, как управляется автоматизация в большинстве многодорожечных секвенсоров).

 
  Рис. 3  
   

Программа позволяет работать по SCSI и MIDI с различными семплерами, есть Loop Tuner, с помощью которого подгоняются границы лупов для бесшовного воспроизведения, можно автоматически сделать кроссфейд между началом и концом лупа. В общем, все редакторские функции очень логичны, работать с ними можно очень быстро и продуктивно, особенно если выучить клавиатурные сокращения, которые есть практически для любой функции.

Prosoniq sonicWORX
Текущая версия - 2.0, существует в модификациях Artist, Studio и Power Bundle (в порядке возрастания количества функций; будет рассмотрена самая мощная - Power Bundle, рис. 4). Поддерживает подключаемые модули своего собственного формата и VST. Может работать с ASIO и Sound Manager (через ASIO Sound Manager Driver).

 
Рис. 4  
   

Пакет sonicWORX долгое время был "гадким утенком" среди аудиоредакторов. Отсутствие поддержки подключаемых модулей сторонних производителей, неудобный интерфейс (изначально программа разрабатывалась для компьютеров Silicon Graphics, и интерфейс был обычным для этой системы, но непривычным для пользователей MacOS) и выскакивающие время от времени меню на немецком языке делали работу с этой программой довольно неудобной. Но во второй версии программы все эти недостатки были исправлены, и тут sonicWORX предстал во всей красе. Во-первых, была введена поддержка VST, причем сделанная лучше, чем в любом другом редакторе. Об этом хотелось бы рассказать поподробнее, так как интерфейс работы с эффектами реального времени в этой программе мне кажется наилучшим из всех, которые я когда-либо видел как на Маке, так и на РС. При вызове функции Realtime DSP Page на экран выскакивает окно для работы с эффектами (рис. 5).

 
Рис. 5  
   
Вверху этого окна находятся кнопка выключения всех эффектов, индикаторы перегрузки, максимального уровня и ресурсов компьютера, а также кнопка Process File (думаю, понятно) и четыре пронумерованные кнопки. Назначение этих кнопок - создание до четырех наборов эффектов (выглядят как страницы) и сравнение их одним щелчком мыши. При этом неактивизированные "страницы" не используют процессорные ресурсы компьютера, и в каждый блок можно загнать столько модулей обработки, сколько позволит компьютер (кстати, никаких ограничений на количество одновременно вставленных модулей нет - я хотел было проверить, но на третьем десятке мне надоело). Эта функция (четыре набора эффектов) очень удобна (особенно при большом количестве модулей) и, к сожалению, нигде мне больше не встречалась. Добавление модуля производится командой меню Add Module, причем эти модули можно разложить по каталогам (физически, перемещая файлы), например, в одном - компрессоры, в другом - эквалайзеры, и т. д., после чего в меню добавления модулей появятся соответствующие подменю. Очень удобно. При добавлении обработки появляется окошко, в котором отображаются основные элементы модуля - кнопка выключения, индикатор загрузки процессора, индикатор уровня, регуляторы входного уровня и соотношения прямого/обработанного сигналов, органы управления пэтчами и кнопка Open, которая открывает графический интерфейс. Модули можно перетаскивать, чтобы изменить порядок обработки, при выключении модуля высвобождаются ресурсы процессора (но сам модуль остается на "странице", и его в любой момент можно включить).

В отдельное меню вынесены функции обработки, не предназначенные для работы в реальном времени (рис. 6).

 
  Рис. 6  
   

Поскольку таких алгоритмов очень много (несколько десятков) и они очень разные, то все их обсуждать нет смысла, но на одном - шумоподавителе, хотелось бы остановиться. Этот модуль работает по фирменным алгоритмам Prosoniq - на основе нейрораспознавания. Суть алгоритма в том, что программно формируется нейронная сеть, которая анализирует сигнал, выделяет шум и пытается его удалить. Эффективность шумоподавления сильно различается в зависимости от исходного материала, но, в принципе, ее можно оценить, как хорошую. Из-за использованного алгоритма дополнительных настроек в модуле практически нет (только выбор типа шума и интенсивность подавления), так что подстроить обработку под конкретный материал практически невозможно, тут уж как повезет, но если повезло, то удаление шума практически полное и без заметных артефактов.

Особо хочется отметить философию программы: все, что можно, делается в реальном времени, что нельзя - в фоновом режиме. Это проявляется сразу после открытия аудиофайла - в отличие от других программ не приходится ждать обсчета формы волны всего материала, sonicWORX быстро просчитывает видимую область файла, и с ним уже можно работать, а остальная часть просчитывается в фоновом режиме. Обсчет обработки файла также не парализует программу (опять-таки, в других редакторах в это время делать ничего нельзя), пока идет обсчет, можно прослушать уже обработанную часть, сравнить ее с исходной (это компенсирует отсутствие предварительного прослушивания у функций обработки программы), или открыть другой файл и работать с ним. Подобный подход значительно ускоряет работу и является основным достоинством программы.

Общее редактирование без особых изысков, и, выучив клавиатурные сокращения и освоившись с особенностями интерфейса (например, фейды вынесены в меню Offline), можно работать очень быстро и продуктивно. Отмена операций многоуровневая, доступна история сделанных изменений в виде диаграммы (соответственно, можно вернуться на выбранный в диаграмме уровень). К сожалению, не поддерживается работа с семплерами, что несколько расстраивает, так как среди встроенных функций обработки есть очень много подходящих для саунд-дизайна. Подводя итог, хочется сказать, что sonicWORX очень удобная, быстрая в работе программа, хотя и с некоторыми странностями в интерфейсе.

TC Works Spark
Текущая версия 1.6, существует модификация XL (предмет нашего рассмотрения), которая позволяет работать с Pro Tools через Direct Connect (аналог ReWire) и содержит средства реставрации (рис. 7). Поддерживает подключаемые модули форматов VST и TDM (только XL версия и при наличии соответствующего "железа"). Может работать с ASIO, Sound Manager (через ASIO Sound Manager Driver) и Direct Connect.

 
Рис. 7  
   

Это - самый "молодой" из участников обзора, первая версия программы вышла чуть более полутора лет назад. В отличие от других описываемых программ, работа в Spark построена не на отдельных звуковых файлах, а на проектах. То есть сначала создается проект, а затем уже внутри проекта открывается или записывается нужное количество звуковых файлов, а все пути к файлам программа сохраняет внутри проекта. Это очень удобно при работе, например, над CD с множеством треков, каждый из которых можно быстро вызвать для редактирования, не вспоминая местоположение файлов. Кроме того, программа позволяет создавать образ аудио CD из расставленных в нужном порядке файлов проекта. Обработка подключаемыми модулями может быть осуществлена двумя способами. Первый - обсчет файла с предварительным прослушиванием небольшого участка фонограммы может быть произведен непосредственно из окна редактирования. Второй способ заключается в использовании так называемой мастер-секции - отдельного окна программы, которое представляет собой матрицу 4 x 5 ячеек, в каждую из которых можно вставить модуль обработки и соединить их между собой разными способами, в том числе и самыми замысловатыми. В мастер-секции также находятся индикатор загрузки процессора, мастер-фейдер и блок дизеринга. Интересно, что сама мастер-секция представляет собой подключаемый модуль формата VST, и ее можно открыть, например, в Cubase, а уже внутрь матрицы вставить дополнительные обработки. К программе прилагается также MAS-версия мастер-секции, что позволяет открыть ее в Digital Performer и таким образом использовать в этой программе подключаемые модули формата VST. Через Direct Connect мастер-секцию (рис. 8) можно вставить даже в Pro Tools (и, соответственно, пользоваться в нем модулями VST), но это уже на любителя.

 
Рис. 8  
   

Вернемся к интерфейсу. Особенностью Spark является использование в программе контекстных меню (да, на Макинтоше такое тоже возможно, несмотря на воинствующую однокнопочность), в частности, это используется для добавления модуля в ячейку матрицы. Каждая ячейка отображает название вставленной в нее обработки и уровень входного сигнала. К сожалению, одномоментно может отображаться только одно окно с параметрами обработки, для отображения интерфейса модуля нужно дважды щелкнуть по ячейке с ним или "перепрыгнуть" напрямую, выбрав нужный модуль из меню Plug-In в окне редактирования параметров обработки.

Теперь о грустном. Во-первых, функция отмены одноуровневая (и это в XXI веке!). Во-вторых, все операции редактирования происходят очень медленно: сначала Spark сохраняет резервную копию аудиофайла, потом делает требуемую операцию (и это тоже долго, так как вместо того, чтобы работать с редактируемым куском, программа пересчитывает весь файл), затем просчитывает форму волны (тоже всего файла). В общем, крайне медленно и неудобно, особенно с большими (20-30 минут) файлами. Судя по всему, такая медленная работа вызвана тем, что при стандартных операциях редактирования (удалить, вставить и т. д.) Spark не может работать с частью файла, а только с файлом целиком, при этом создавая каждый раз резервную копию. Создание резервной копии можно, в принципе, отключить, но тогда вы лишаетесь отмены совсем. Другие программы мне кажутся более продуманными в этом месте. Есть еще один небольшой недостаток, касающийся способа хранения просчитанной формы волны. В большинстве своем программы для Макинтоша хранят просчитанную форму волны не в отдельном файле (как у многих Windows программ), а в специальной области аудиофайла, называемой "resource fork". То есть пользователь видит у себя только один файл, без всякого одноименного мусора, который накапливается, если редактировать файл в нескольких Windows редакторах. Это очень удобно, тем более, что многие программы "понимают" друг друга и не приходится просчитывать форму волны каждый раз заново. Spark же в этом смысле не блещет: мало того, что других не понимает, так еще и сохраняет графическое представление формы волны в отдельном файле, рядом с исходным. Мелочь, конечно, но все равно неприятно.

Но хватит о грустном, перейдем к работе Spark с семплерами. Здесь все очень хорошо, общаться с семплерами программа может как по MIDI, так и по SCSI, и хотя список напрямую поддерживаемых моделей не так широк, как у Peak, зато можно импортировать семплы из библиотек Akai с CD-ROM компьютера прямо в программу (а затем уже - и в семплер).

Особо хотелось бы отметить прилагаемые к Spark XL средства реставрации фонограмм. Это два подключаемых модуля: TC Declick и TC Denoise (к сожалению, они не VST, и поэтому могут работать только в Spark). Denoise (рис. 9) работает с образцом шума, вычитая его из фонограммы, для Declick образца не требуется, интенсивность и частота щелчков задаются регуляторами. Качество шумоподавления у обоих модулей очень хорошее. Среди ресурсозависимых обработок такого типа модули от Spark вносят наименьшее количество искажений в фонограмму. Декликеров, сравнимых по качеству с Declick, я не встречал, а с Denoise может поспорить, пожалуй, лишь DINR от Digidesign. Последний имеет много настроек, и иногда, "поигравшись" с параметрами DINR, удается добиться лучших результатов, чем с Denoise. Справедливости ради необходимо отметить, что с Denoise работать довольно просто, и хорошие результаты он выдает даже с настройками по умолчанию (впрочем, если результат не устраивает, кардинально исправить ситуацию почти невозможно, остается предлагать модулю разные образцы шума).

Рис. 9

Если же говорить о Spark в целом, то хочется отметить хорошую концепцию программы и интуитивно понятный интерфейс. А вот реализация же многих функций этого редактора пока, к сожалению, не очень хороша, так что будем надеяться на улучшения в будущих версиях.

Тестирование
Обилие функций современных звуковых редакторов впечатляет, но как честно выполняют программы эти функции? Не секрет, что многие фирмы не информируют пользователя о внутренней архитектуре и "подводных камнях" своих программных продуктов. Бывает, например, что разрядность встроенных в программу обработок может быть низкой (16-битной), но при этом программа без зазрения совести и без предупреждений обрабатывает ими 24-битные файлы. Результат - испорченный звук. С целью выяснения некоторых не лежащих на поверхности особенностей программ был проведен ряд тестов.

Итак, первый тест - на корректность записи и воспроизведения. Для него была использована PCI-плата RME DIGI 96/8 Pro, установленная в компьютер Power Macintosh 9600/350. Плата имеет цифровые интерфейсы формата ADAT, SPDIF и AES/EBU. У этой платы есть драйверы Sound Manager, но для тестирования использовались драйверы ASIO, так как через Sound Manager можно воспроизводить и записывать только 16-битный (или ниже) звук. В качестве контрольной использовалась система Digidesign Pro Tools 442 с интерфейсом Pro Master 20 и программа Sound Designer II версии 2.82, установленные в Macintosh Centris 650. Несмотря на свой уже довольно почтенный (по компьютерным меркам) возраст, эта система до сих пор работает отлично и протестирована на корректность уже много раз и в разных концах света, так что без колебаний была выбрана эталонной. Итак, методика: брался сгенерированный сигнал (частота дискретизации 44,1 кГц, разрядность 16 и 24 бита) со скользящей частотой (от 5 до 22000 Гц) продолжительностью 30 секунд, воспроизводился программой Sound Designer (через AES/EBU на Pro Master), а записывался в исследуемых программах (тоже через AES/EBU на плате RME); затем, наоборот - воспроизводился программами, а записывался в Sound Designer. При этом использовались полуметровые провода Apogee Wyde Eye с позолоченными разъемами Neutrik. Полученные файлы в Sound Designer обрезались по началу и концу сигнала (естественно, с точностью до семпла) и сравнивались с исходным сгенерированным файлом. Для такого сравнения в Sound Designer существует команда Compare Files, при которой значения каждого отсчета в одном файле вычитаются из соответствующих семплов другого, в результате получается звуковой файл "разницы" между двумя файлами. Если два файла побитно совпадают (как и должно быть при цифровой записи), то результирующий файл будет состоять из одних нулей. Для полной уверенности использовалась команда Find Peak, и если в файле "разницы" значения всех семплов равны нулю, то Sound Designer выдает об этом сообщение. Если же есть значения, отличные от нуля (соответственно, тестируемые файлы не совпадают побитно), то на самый громкий из таких семплов будет установлен курсор. Для верности, тестирование проводилось минимум пять раз по каждой позиции, если программа записывала и воспроизводила корректно, то проводился дополнительный тест с сигналом длительностью пять минут.

Результаты данного теста получились довольно удручающими. Из всех программ корректно (то есть записанный файл проходил нуль-тест) записать и воспроизвести смог только Peak, да и то лишь на 16-битном звуке. Все остальные нуль-тест не прошли ни на 16 битах, ни на 24. К сожалению, нельзя точно сказать, что именно происходит со звуком при записи и воспроизведении программами, но очевидно, что это не 16- или 20-битный транкейт (то есть простое отбрасывание "ненужных" разрядов) - во-первых, искажения были бы намного более заметны, во-вторых, битскоп программы SpectraFoo, с помощью которой анализировались полученные результаты (рис. 10), показывал активность всех 24 бит сигнала. Это также и не дизер, так как частота разностного сигнала возрастает по мере возрастания частоты тестового сигнала. О вине собственно исследуемых программ однозначно говорить сложно, так как система состояла из многих элементов (плата, ASIO-драйвер, программа), хотя Peak показал, что "правильную" работу по крайней мере с 16-битным звуком с данной платой и драйвером вполне можно обеспечить. В попытке добиться корректной работы использовались различные установки драйвера платы RME, менялось ведущее устройство по частоте дискретизации (по умолчанию, ведущим является воспроизводящий прибор), но результаты всегда оказывались одинаковыми.

Рис. 10 (а)

Рис. 10 (б)

Показания битскопа программы SpectraFoo на 16- (а) и 24-битном (б) сигналах.

Напоследок - о ряде выявленных в этом тесте особенностей программ. Peak не мог воспроизводить звук непосредственно с начала файла, первые несколько семплов "зажевывались", поэтому для тестирования этой программы был использован файл с двухсекундной тишиной в начале, чтобы Peak успел "разогнаться". После записи 24-битного сигнала, воспроизведенного программой Spark, выяснилось, что записанный фрагмент тестового сигнала после отрезания тишины получился длиннее исходного на четыре семпла. Чем это вызвано - не известно, но, судя по всему, влияние этого факта на звук незначительно.

С помощью нуль-теста было проведено еще одно исследование. Был взят файл с тем же самым тестовым сигналом, но с двухсекундной тишиной перед ним (тот самый, который использовался для предыдущего теста программы Peak). Затем в каждой программе на этой тишине был сделан фейд. Потом вся ненужная тишина отрезалась, и полученный файл сравнивался с оригиналом. Это делалось для того, чтобы выяснить, влияет ли обработка программой начала файла на оставшуюся часть звуковой информации. Spark и sonicWORX с честью выдержали это испытание, а вот обработка в программе Peak при 24-битном файле как-то влияет на необработанную часть. На графике спектра тестового сигнала (был использован тон 1 кГц, подробнее об этом - далее) не было видно никаких искажений, так что, возможно, такое влияние не оказывает негативного воздействия на звук, но это явление все равно настораживает.

Последний нуль-тест был проведен только с программой Spark, так как данная функция есть пока только у нее. Эта функция - "сборка" образа компакт-диска из разных аудиофайлов, выставленных в нужном порядке. Образ диска, создаваемый Spark (в дальнейшем из него можно сделать аудио CD программой Adaptec Jam) представляет собой обычный аудиофайл с расставленными регионами, обозначающими начало и конец трека на CD. Поэтому был взят 16-битный тестовый файл, из него сделан образ CD на три трека, а затем проведен нуль-тест. Результат - исходные 16-битные файлы и информация, содержащаяся в сгенерированном из них образе диска, побитно совпадают.

Затем было решено протестировать качество внутренней обработки аудиоредакторов. Для этого был взят 24-битный файл с синусоидальным сигналом частотой 1 кГц и обработан VST-модулями в следующей последовательности: Waves Renaissance EQ, в котором была полностью выключена собственно эквализация, а уровень на выходе обработки понижен на 3 дБ, затем тот же модуль, но с повышенным на 3 дБ уровнем на выходе, а в конце цепочки - Waves L1, который использовался только для дизеринга из 32-битной обработки VST в 24 бита выходного файла (dither type 1, без нойз-шейпинга, все остальные параметры L1 не менялись). Это все пересчитывалось в новый файл, который затем анализировался спектроанализатором рабочей станции Sonic Solutions и программой SpectraFoo. В данном случае все исследуемые программы показали себя с наилучшей стороны - никаких нелинейных искажений на графиках спектра тестовых файлов обнаружено не было, а это значит, что VST-система построена правильно и никакой "отсебятины" в сигнал не вносит (рис. 11).

Рис. 11 (a)

Рис. 11 (b)

Рис. 11 (c)

Рис. 11 (d)

График спектра чистого 24-битного синусоидального сигнала частотой 1 кГц:
a) - полный спектр в спектроанализаторе Sonic Solutions,
b) - спектр выше 1 кГц в SpectraFoo,
c) - для сравнения тот же сигнал после транкейта по 16 битам в том же масштабе, что и b,
d) - тот же транкейт, но в другом масштабе, позволяющем рассмотреть "лес" возникающих гармоник.

В последнюю очередь была протестирована корректность встроенных функций обработки с помощью все того же тона в 1 кГц. К тестовому тону была применена команда Change Gain, сначала уровень был понижен на 1 дБ, затем на тот же 1 дБ повышен. Таким же образом была проверена еще одна из важнейших обработок - фейд. Затем тестовые файлы были исследованы в спектроанализаторе (рис. 12). Результаты оказались довольно хорошими, то есть нелинейных искажений обнаружено не было, а это значит, что встроенные обработки всех редакторов истинно 24-битные. Единственное неприятное исключение - фейд программы Spark, где проявился непонятный широкополосный шум, который убывал вместе с сигналом (соответственно, это не дизер). В принципе, уровень этого шума не высок (максимум -110 дБ), но само его появление настораживает.

Рис. 12 (a)

Рис. 12 (b)

Рис. 12 (c)

График спектра шума, возникающего при фейде в Spark:
a) - спектроанализ в Sonic Solutions,
b) - в SpectraFoo,
c) - для сравнения фейд в sonicWORX с тем же разрешением.

Таким образом, современные звуковые редакторы, которые работают исключительно за счет центрального процессора компьютера (а не за счет специализированных DSP, как Sound Designer или Sonic Solutions), несмотря на довольно высокую функциональность и скорость работы, к сожалению, в настоящее время пока не отвечают некоторым базовым требованиям для профессиональной работы со звуком. И хотя они нашли свое место в студийной практике и могут успешно применяться для решения определенных задач, для сколько-нибудь серьезного мастеринга (именно в эту нишу позиционируют некоторые производители свои продукты) эти программы пока не годятся.

Выводы
Какой же из приведенных редакторов выбрать? Однозначного ответа, как всегда, не существует. И хотя все описываемые программы находятся примерно в одном секторе рынка, каждая имеет свои сильные и слабые стороны. Если вы предпочитаете быстро редактировать звук и работать с эффектами в реальном времени, то sonicWORX подойдет для этой цели как нельзя лучше. А благодаря прилагаемым модулям обработки файла он также пригодится любителям нетривиальных спецэффектов. Если же вы предпочитаете работать не в реальном времени (форматы AP и AS) и часто редактируете семплы, то подойдет Peak. Последний также неплох в качестве базового редактора (подрезать, подклеить и т. п.), хотя при одновременной работе с большим количеством файлов немного проигрывает по скорости sonicWORX. Peak также можно порекомендовать счастливым обладателям Pro Tools TDM, как единственный из описываемых редакторов, позволяющий использовать для ввода-вывода звука протокол DAE. Пользователям Pro Tools также будет небезынтересен Spark, но технология Direct Connect - не самый лучший способ взаимодействия с детищем Digidesign. Основным же достоинством Spark я считаю возможность работы с проектами, внутри которых может содержаться множество отдельных аудиофрагментов. Для любителей редактировать семплы Spark тоже подойдет - уникальная функция импорта с дисков формата Akai очень удобна, а большим временем обсчета редакций можно пренебречь, на коротких фрагментах это почти не отравляет жизнь.

Таблица 1.
Распространенные форматы подключаемых модулей.


 
Таблица 1  
   

Таблица 2.
Распространенные типы драйверов.


 
Таблица 2  
   

Автор выражает благодарность Андрею Субботину за консультации и помощь при подготовке этой статьи, Александру Крашенинникову, который был инициатором и идейным вдохновителем данного тестирования, а также компании ISPA за предоставленную плату RME DIGI 96/8 Pro.

BIAS Peak
www.bias-inc.com
TC Works Spark
www.tcworks.de
Prosoniq SonicWorx
www.prosoniq.com

Digidesign Sound Designer II

  Оценка статьи
Посещений: 21818 | Проголосовавших: 28 | Средняя оценка: 3.0

   

  Комментарии
20.01.06 17:49
Anzy
Но не понятно почему весь софт тестировался в девятке ??? Что проблема с Mac Os X ??? Там же стабильнее и лучше всё работает

02.06.06 19:17
Maksgraf
А потому что старая статья наверное.

07.02.08 11:11
Алексей
Очень интересная статья! Спасибо! Все эти редакторы достойны внимания, правда я Pro Tools HD не изменяю:-) (Pro Tools HD 7.0 на Mac PPC G4)

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА