Начало
 
 


Звуковые редакторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Sound Forge 5.0

Steinberg WaveLab 3.0

Syntrillium Cool Edit Pro 1.1
 
 
  Звуковые редакторы

Борис НИКИТИН
Музыкальное Оборудование
июль 1997

Три самые распространенные программы редактирования звуковых файлов для PC - Cool Edit 96, Sound Forge 4.0b и WaveLab 1.6.

Спор о преимуществах и недостатках цифровой записи звука по сравнению с аналоговой закончится еще не скоро. Но одно из преимуществ цифровой записи несомненно: возможность намного более свободной манипуляции записанным, ведь все, что нужно для изменения цифрового звука - поменять нолики и единички в нужном месте. А кто лучше всего справляется с цифрами, как ни компьютер? Вот и рассмотрим три программы для PC, предназначенные для редактирования звуковых файлов.

Две из рассматриваемых программ, WaveLab и Sound Forge, являются коммерческими. Они поставляются на дисках CD-ROM, которые и служат защитой от копирования. В случае Sound Forge, диск требуется при инсталляции программы. WaveLab же может затребовать диск в любой момент и следует постоянно иметь его под рукой, а лучше и вовсе не вынимать из дисковода без необходимости. Третья программа, Cool Edit 96, является условно-бесплатной (shareware). Это означает, что вы можете попробовать поработать с программой в течение определенного срока и если она вам понравится, то заплатить за ее дальнейшее использование. Во время пробной работы только часть функций программы будет доступна одновременно, а после оплаты и получения пароля все функции будут работать как нужно. Кроме Cool Edit существует еще много условно-бесплатных редакторов звуковых файлов, но по моему (и не только) мнению он является лучшим, так что ограничимся им.

Хочется уточнить, что все представленные программы являются универсальными редакторами. Существуют также специализированные программы, предназначенные для выполнения какой-то определенной обработки (например условно-бесплатные программы реставрации DART Pro и D-Noise). Так что, если вам необходима именно такая обработка, советую вам рассмотреть и эти продукты.

Все программы являются 32-разрядными и работают под управлением Windows 95 и NT. Sound Forge, к тому же, может работать с Windows NT для процессоров Alpha, MIPS и PowerPC.

Операции с файлами
Поскольку все описываемые программы предназначены для выполнения одной и той же задачи, то они имеют много общего. Все программы позволяют записывать, загружать, создавать, прослушивать, обрабатывать и сохранять звуковые файлы различных форматов (например, WAV или AIFF) и типов (моно/стерео, 8 или 16 бит и т. д.). Возможно преобразование типа и формата файла.

 
Cool Edit открытие файла  
   

Cool Edit 96 поддерживает большое число форматов файлов. При наличии дополнительного фильтра (доступен на сайте www.syntrillium.com) можно загружать и сохранять файлы в формате MPEG (Layer I и II), возможен экспорт в формате RealAudio. Типы: моно или стерео, 8- или 16-разрядные, частота дискретизации от 6 до 48 кГц. Окно открытия файла позволяет просмотреть информацию о выбранном файле (формат, тип, размер, время звучания) и мгновенно прослушать его не загружая, что, конечно, очень удобно. Нет возможности открыть несколько файлов в разных окнах, но можно запустить несколько программ Cool Edit (пункт New Instance меню File) и загрузить в каждую свой файл. Индикаторы позволяют осуществлять мониторинг уровней поступающего на вход сигнала. Программа не имеет собственного микшера и изменение уровня необходимо производить отдельным программным микшером. Возможна прорисовка формы волны прямо во время записи.

Sound Forge открытие файла

Sound Forge может работать с самым большим числом форматов файлов из всех трех программ. Типы: моно или стерео, 8 или 16 бит, частота дискретизации от 2 до 96 кГц. При открытии файла, Sound Forge, как и Cool Edit, показывает различную информацию о выбранном файле и позволяет воспроизвести его, не загружая. Можно открыть два моно файла как один стерео файл (Merge L/R to stereo). Если выбрана опция Operate Directly on the Sound File, то действия производятся непосредственно с файлом, а не с его копией. Возможен мониторинг уровня входного сигнала индикаторами с показом пикового уровня. Можно выбрать разные способы записи (перезапись, несколько дублей и т. д.). Программа содержит простенький микшер (View/Mixer) для регулирования различных параметров звуковой платы.

WaveLab обладает скромным списком форматов файлов (WAV, AIF, AU, RAW). При открытии файлов возникает стандартное окно Windows без каких-либо дополнительных возможностей. Можно открыть два моно файла как один стерео файл, если выбрана опция Allow opening of dual mono files в Options/ Preferences/ File. Типы файлов: частота дискретизации от 11 до 48 кГц, разрядность 8, 16, 20 и 24 бит. Кроме пункта открытия звуковых файлов, в меню File/Open находятся пункты CD Program (организованный список файлов, необходимых для прожигания аудио CD), Import Audio CD Track (импортирует аудио дорожку с устройства записи CD), Project (несколько файлов, относящихся к одному проекту; файлы можно организовывать в группы, воспроизводить; группы и файлы переименовывать), Database (позволяет организовать очень большое количество файлов по категориям, присвоить им ключевые слова, осуществлять поиск по названиям, ключевым словам и т. д., возможно создание базы данных посредством сканирования диска). Можно открывать несколько файлов одновременно. При записи возможен мониторинг уровня входного сигнала при помощи индикаторов с пиковым уровнем, есть микшер для изменения уровней.

 
WaveLab запись  
   

Интерфейс
Во всех программах файл после загрузки отображается в графическом виде.

 
Cool Edit интерфейс  
   

Cool Edit. Над окном основного вида располагается полоса, представляющая весь файл. Выделение в ней области (правой кнопкой) приводит к показу этого фрагмента файла в основном окне. Под меню находится инструментальная панель с кнопками для часто используемых функций, порядок кнопок настраивается (Options/Custom Toolbar Settings). Возможна настройка цветовой гаммы. Справа и снизу основного окна располагаются вертикальная (уровень) и горизонтальная (время) линейки, формат их шкалы настраивается. Посредством линеек возможно перемещение и управление масштабированием. Под основным окном располагаются кнопки транспортных функций и масштабирования, поля с информацией о файле и выбранном фрагменте, еще ниже - индикаторы. Возможно масштабирование до уровня отдельного семпла и графическое редактирование на этом уровне. Выделение фрагмента файла в основном окне возможно при нажатии левой кнопки мыши, изменение размера выделенной области осуществляется при нажатии правой кнопки мыши. Двойной щелчок выбирает видимую часть файла. Для установки маркеров необходимо вызвать функцию Cue List в меню View. Кроме маркеров, указывающих на позицию в файле, при помощи этой функции можно определять фрагменты файла. Данные фрагменты затем могут быть внесены в список воспроизведения (Play List). Еще можно связать фрагмент с определенной клавишей на компьютерной клавиатуре, нажатие данной клавиши затем приведет к воспроизведению связанного с ней фрагмента. Кроме показа в виде формы волны (Waveform View), где вертикальная шкала указывает амплитуду сигнала, программа может показывать частотный состав файла (Spectral View), где вертикальная шкала определяет частоту, а наличие этой частоты указывается цветом (чем темнее цвет, тем меньше уровень). Многие функции редактирования в программе имеют готовые наборы параметров - пресеты. Возможно создание собственных пресетов. Cool Edit может воспроизводить только видимую часть файла или выбранную часть. Плавность перерисовки экрана во время воспроизведения зависит от глубины масштабирования. При небольшой глубине программа пытается перерисовывать плавно, но некоторая нервозность наблюдается. При более глубоком масштабировании экран перерисовывается скачкообразно. Программа имеет развитую систему помощи (Help).

 
Sound Forge интерфейс  
   

Sound Forge располагает каждый загруженный файл в своем окне. В верхней части окна находится полоса, представляющая весь файл, на ней обозначается видимая в окне основного вида область файла и его выбранная часть. Нажатием и двойным щелчком левой кнопкой мыши в этой полосе происходит перемещение, нажатием правой кнопки мыши - воспроизведение с любой точки файла. Слева и сверху окна основного вида располагаются линейки, возможна настройка формата шкалы и перемещение при помощи линеек. В левом верхнем углу находится кнопка выбора Инструмента (редактирования, масштабирования или рисования), в левом нижнем - кнопки транспортных функций, в правом нижнем - поля, указывающие местоположение выбранной области. Слева от горизонтальной полосы прокрутки находятся кнопки вертикального масштабирования, справа - кнопки горизонтального масштабирования и кнопка, при нажатии на которую окно файла достигает максимальной ширины. Пункт Workspace в меню File позволяет сохранение и последующую загрузку всех открытых файлов, их положения и масштаба. Инструментальные панели программы свободно перемещаются и убираются, также, как и индикаторы (View/Play Meters). Возможна настройка цветовой гаммы. Следует отметить, что по сравнению с другими программами Sound Forge обладает менее глубоким масштабированием. Выделение области файла возможно мышью, с клавиатуры или посредством диалогового окна (Edit/Selection/Set). Можно также изменять размер выделенной области файла мышью. Позицию курсора, масштаб, видимую и выбранную области файла можно запомнить, как View и затем восстановить. Возможно определение фрагментов файла (Regions List) и маркеров. Фрагменты затем могут быть внесены в список воспроизведения (Playlist). При выборе опции Treat as Cutlist, внесенные в список фрагменты не будут воспроизводиться при воспроизведении файла. Маркеры можно также устанавливать во время воспроизведения или записи. Sound Forge отличается самой плавной из представленных программ перерисовкой экрана при воспроизведении: курсор доходит до середины экрана, далее начинается движение изображения файла. Возможно воспроизведение файла в режиме семпла, то есть с учетом параметров петли. Большинство функций редактирования в программе имеют пресеты и возможность предварительного просмотра (Preview) результата в реальном времени, параметры Preview настраиваются (Options/Preferences). К недостаткам интерфейса программы можно отнести излишнее, по моему мнению, обилие пунктов меню и несколько нелогичное разделение функций редактирования между меню Process, Effects и Tools. Система помощи в программе развитая.

 
WaveLab интерфейс  
   

В WaveLab каждый файл также загружается в отдельное окно, которое может быть разделено на две части: основного вида и общего вида. Но, в отличии от других программ, в WaveLab окно общего вида показывает форму волны, имеет органы управления масштабированием, размер этого окна можно изменить или вообще убрать его. Выделение части файла в окне общего вида определяет масштабирование в окне основного вида. При помощи инструмента под названием Magnifying glass (Увеличительное стекло) можно выделить часть файла в окне основного вида, которая затем заполнит все видимое пространство окна. Слева и сверху основного окна находятся линейки, формат их шкалы и внешний вид настраиваются. В левом нижнем и правом верхнем углах окна основного вида располагаются органы управления масштабированием. Установки масштаба и видимой части файла можно запоминать и вызывать (Snapshot). Инструментальные панели свободно перемещаются и убираются. Можно определять цвета разных элементов программы и вообще настраивать интерфейс в значительной степени. Настройки внешнего вида можно сохранять и вызывать (меню Options/Style). Клавиатурные команды транспортных функций в основном совпадают с Cubase, но зато не согласуются с принятыми в Windows. Многие функции редактирования и все подключаемые модули в программе имеют пресеты. Многие диалоговые окна не препятствуют выполнению других команд и их можно сложить, дважды щелкнув на заголовке. Выделение области файла возможно мышью, с клавиатуры или посредством меню (Edit/Select). Можно изменять размер выделенной области файла при помощи мыши. Нет возможности графического редактирования на уровне семпла. Возможна установка маркеров, в том числе во время воспроизведения. Следует сказать, что программа обладает недостаточным вертикальным разрешением (по уровню) при показе формы волны. Места, где присутствует звук, хотя и низкого уровня, показываются программой как полная тишина. Это может привести к ошибкам при редактировании и, как мне кажется, недопустимо для программы с такими претензиями. При воспроизведении окно перерисовывается скачкообразно. Уже стало хорошей традицией ругать систему помощи в продукции Steinberg, и программа WaveLab не препятствует продолжению этого славного занятия.

Монтажное редактирование
Все программы позволяют производить монтажное редактирование файла, то есть можно выделить фрагмент файла, прослушать его, удалить (Delete), в том числе с сохранением пустого места (Silence в Cool Edit и WaveLab, Mute в Sound Forge), скопировать в буфер (Copy), вырезать (Cut), то есть поместить в буфер и удалить одновременно, вставить содержимое буфера (Paste), в том числе и смешивая его с имеющимися данными (Mix Paste в Cool Edit, Paste Special в Sound Forge и WaveLab). Можно удалить все, кроме выделенного фрагмента (Trim), обратить фрагмент "задом наперед" (Reverse), добавить пустой фрагмент (Generate/Silence в Cool Edit, Insert Silence в Sound Forge и WaveLab), изменить фазу звука (Invert), центрировать фрагмент относительно нулевого напряжения (DC Offset в Sound Forge, Eliminate DC offset в WaveLab, в Cool Edit эта возможность является частью некоторых других функций).

Cool Edit монтажное редактирование

Cool Edit в основном использует собственный буфер, но может также копировать в стандартный буфер Windows и использовать его для вставки (Edit/Windows Clipboard). Программа имеет отключаемую функцию отмены действий (Undo), неограниченную по числу уровней. Функция Channel Mixer в меню Transform/Amplitude предназначена для управления каналами, их громкостью и фазой, а также для смешивания каналов. Функция Zero Cross Adjust позволяет установить границы выделенной области к ближайшим местам, в которых волна имеет нулевую амплитуду. Это важно при удалении или добавлении фрагментов, чтобы избежать щелчков. В других программах подобное происходит автоматически при выборе соответствующей опции.

 
Sound Forge настройки редактирования  
   

Sound Forge имеет отключаемые функции отмены (Undo) и повтора (Redo) действий, с установкой числа сохраняемых действий (до 999). Буфер редактирования у программы свой, но он работает и как стандартный. Можно просмотреть данные о текущем содержимом буфера и воспроизвести его (View/Clipboard). Функция Auto Trim/Crop в меню Process позволяет удалить ненужную тишину в файле и разделить его на отдельные фрагменты. Функция Channel converter в меню Process предназначена для управления громкостью и фазой каналов, при помощи ее можно осуществлять смешивание каналов. Pan/Expand позволяет графически редактировать панораму и осуществлять расширение/сжатие стерео образа. Функция Gapper/Snipper в меню Effects с необходимой периодичностью удаляет части файла или вставляет тишину.

В WaveLab функции отмены и повтора действий могут быть как неограниченными, так и содержать определенное число уровней. Программа имеет собственный буфер, никак со стандартным буфером Windows не связанный. При вставке содержимого буфера, смешивая его с имеющимися данными (Paste Special), относительная громкость вставляемого не регулируется. При выборе пункта Edit/ Clipboard/ Show содержимое буфера показывается в отдельном окне. Пункт Swap channels в меню Edit просто меняет местами левый и правый каналы. Прилагаемый модуль Auto Panner производит автоматическое изменение панорамы звука.

Амплитудное редактирование
Сюда относятся различные способы изменения громкости звука и динамическая обработка. Все программы могут осуществлять нормализацию (Normalize), то есть установку максимального уровня сигнала до появления перегрузки. Возможно изменение громкости выделенного фрагмента (Transform/ Amplitude/ Amplify в Cool Edit, Process/ Volume в Sound Forge, Level/ Change Gain в WaveLab), в том числе с линейным изменением по времени (в Cool Edit это закладка Fade в функции Amplify, в Sound Forge пункты In и Out меню Process/Fade, в WaveLab - пункты Fade In и Fade Out меню Level). Все три программы имеют функцию динамической обработки (Dynamics) с графическим управлением, включающую компрессор, лимитер, экспандер и гейт.

 
WaveLab Dynamics  
   

Cool Edit. Пункт меню Transform/ Amplitude/ Envelope позволяет изменение громкости в соответствии с графически устанавливаемой огибающей.

Sound Forge также имеет возможность изменения громкости в соответствии с графически устанавливаемой огибающей (Process/ Fade/ Graphic или Effects/ Envelope). Функция Amplitude Modulation в меню Effects осуществляет амплитудную модуляцию, создает эффекты тремоло и перемещения звука между каналами. Кроме гейта, входящего в состав динамической обработки, есть также отдельный гейт (Effects/ Noise Gate). В меню Effects находится и четырехполосный частотно-зависимый компрессор/лимитер (Dynamics/ Multiband).

WaveLab. Пункт Crossfade меню Level позволяет произвести перекрестное изменение громкости. Подключаемый модуль Leveler, который прилагается к программе, предназначен для использования в мастер секции, он просто изменяет громкость для согласования уровня между другими эффектами.

Частотное редактирование
Программы позволяют изменить частотный состав звука или тембр, в основном посредством эквалайзеров и фильтров.

Cool Edit FFT Filter

В Cool Edit эти функции сосредоточены в меню Transform/ Filters. FFT Filter - эквалайзер с графическим управлением (но не графический эквалайзер, поскольку отсутствуют жестко заданные частоты), возможно изменение параметров во времени. Эта функция во внешне простой форме реализует очень сложный тип частотной обработки. Quick Filter - восьмиполосный графический эквалайзер, возможно изменение параметров во времени.

Sound Forge Paragraphic EQ

В Sound Forge частотная обработка осуществляется функциями, находящимися в меню Process. EQ: Graphic - графический десятиполосный эквалайзер, Paragraphic - эквалайзер с четырьмя полностью параметрическими полосами, двумя фильтрами и графическим дисплеем, Parametric - однополосный параметрический эквалайзер, имеет набор из четырех типов фильтров: пропускающих высокой и низкой частот, полосы частот, заграждающего полосы частот. Функция Smooth/ Enhance осуществляет удаление или добавление высоких частот.

В WaveLab функция частотной обработки вызывается из меню Process/EQ и содержит фильтры высоких и низких частот, а также однополосный параметрический эквалайзер. Еще в комплект поставки входит подключаемый модуль EQ-1 - трехполосный параметрический эквалайзер, полоса средних частот имеет регулировку добротности.

Обработка с применением задержки
Изменение звука, обычно осуществляемое процессорами эффектов. Интересно, что при применении ревербератора в WaveLab продолжительность звукового файла увеличивается на время, необходимое для полного затухания реверберации. В Cool Edit и Sound Forge при обработке их ревербераторами размер файла не изменяется, хотя при применении в Sound Forge подключаемого модуля TrueVerb фирмы Waves также происходит увеличение файла.

В Cool Edit эти функции находятся в меню Transform/ Delay Effects. Delay - задержка, только одно повторение. Echo - более сложная форма задержки, в том числе с перемещением между каналами и частотной обработкой задержанных сигналов. 3D Echo Chamber - акустическая имитация помещения, устанавливаются размеры, положение источника звука и микрофона, отражающая способность поверхностей. Flanger - фленджер. Reverb - ревербератор.

Cool Edit Reverb

Sound Forge. Меню Effects. Chorus - хорус. Delay/Echo: Multitap - имитирует многократные отражения (до восьми), имеет модуляцию высоты тона и пропускающий фильтр низкой частоты; Simple - обычная линия задержки. Flange/Wah-Wah - фленджер, вау-вау, здесь же фейзер. Хотя эффект вау-вау относится, скорее, к частотной обработке. Reverb - ревербератор.

WaveLab. Меню Process. Hi-fi Chorus создает до 100 копий оригинальной записи, изменяя копии по высоте тона и осуществляя их задержку. Harmonizer позволяет создать до 16 дополнительных голосов. Прилагаемые модули: Chorus - обычный (в отличии от Hi-fi) хорус, Echo - линия задержки, Reverb - ревербератор.

Изменение высоты тона и скорости
Программы позволяют производить изменение высоты тона и темпа записанного. Можно изменять их одновременно или по отдельности.

Cool Edit. Меню Transform/ Time\Pitch. Stretch - изменение скорости и/или высоты тона. Возможно изменение параметров по времени.

Sound Forge. Меню Process. Time Compress/Expand - изменение скорости. Меню Effects. Pitch: Bend (графически изображается огибающая высоты тона) и Shift (смещение высоты тона). Абсолютно непонятно, почему функции изменения высоты тона и скорости находятся в разных меню. Vibrato - периодическая модуляция высоты тона.

Sound Forge Pitch Bend

WaveLab. Меню Process. Time Stretch - изменение скорости. Pitch Correction - смещение высоты тона.

Особые возможности
Естественно есть и особые возможности, встречающиеся не во всех представленных программах.

Cool Edit 96 содержит функцию шумоподавления (Transform/ Noise Reduction), которая в других программах получается только при приобретении дополнительных модулей. Для работы требуется создать образец шума (Noise Profile), подлежащего удалению.

Cool Edit Noise Reduction

Меню Transform/Special. Distortion - различные виды искажений и перегрузки. Music - создание мелодии, с использованием выбранного фрагмента в качестве семпла. Brainwave Synchronizer позволяет модифицировать стерео файл для синхронизации с волнами активности мозга, что, при прослушивании в наушниках в течении от 15 до 30 минут, может вызвать у слушателя определенные состояния: сна, расслабленности, внимания, страха. Мне кажется, за такие штучки следует всю морду набить. Кстати, надо посмотреть, какие параметры вызывают состояние агрессивности.

Возможно создание сценариев и пакетная обработка файлов (Options/ Scripts & Batch Processing). Сценарии - это макрокоманды, которые вы можете создать и применять многократно. Можно также применять сценарии к группам файлов, находящихся в одном каталоге.

Меню Generate. Кроме уже описанного Silence, предназначенного для создания тишины, в этом меню имеются следующие пункты: DTMF Signals (создает сигналы, производимые при тоновом наборе телефонного номера), Noise (различные виды шума), Tones (генерация простых форм волны: синусоидальной, прямоугольной, пилообразной; возможна генерация гармоник, модуляция, изменение параметров во времени).

Меню Analyze. Statistics - показывает статистические данные о выделенном фрагменте: пики амплитуды, возможные искажения и т. д. Frequency Analysis показывает частотный состав файла в месте расположения курсора или в центре выбранной области. Возможно также сканирование выбранной области или всего файла для показа присутствующих частот. При определенных установках возможно обновление графика во время воспроизведения.

Можно сохранить в WAV файле информацию для семплера, в том числе границы петли (View/ Sampler Info). К сожалению, эта функция реализована не столь удобно, как в Sound Forge. Программа содержит CD плеер (View/ CD Player).

Sonic Foundry Sound Forge 4.0b. В меню Effects находится пункт Distortion, предлагающий различные формы искажений и перегрузки.

Меню Tools. Auto Region - автоматическое разделение на фрагменты. Crossfade Loop - смешивает звук на границах петли, чтобы сделать ее плавней. Preset Manager - создает файл, содержащий все пресеты, что позволяет переносить их между компьютерами. Sampler - позволяет обмениваться звуковыми данными с семплерами посредством MIDI (SDS) или SCSI (SMDI). Можно устанавливать параметры петли для семплера (Special/ Create Sample Loop) и точно настраивать ее границы (View/ Loop Tuner). Find - поиск щелчков, тишины или определенного уровня громкости звука. Synthesis: DTMF - синтезирует сигналы, производимые при тоновом наборе телефонного номера; FM - создание звуков посредством частотной модуляции (Frequency Modulation), четыре "оператора" (см. МО, март 97, "Yamaha DX 7"); Simple - синтез простых форм волны. Statistics - статистические данные о файле.

Sound Forge Spectrum Analysis

Также в меню Tools появляются (после их установки) приобретаемые за отдельные деньги подключаемые модули Noise Reduction (шумоподавление, сначала необходимо создать образец шума), Spectrum Analysis (анализатор спектра, возможен объемный показ и обновление во время воспроизведения или записи) и Batch Converter (пакетная обработка). При наличии последнего, в этом меню также появляется пункт Run Batch Script, который позволяет применить уже созданные сценарии пакетной обработки. Модуль Noise Reduction также добавляет в это меню пункты Vinyl Restoration (комбинированная система удаления щелчков и шума, предназначенная для реставрации виниловых грампластинок) и Click Removal (удаление щелчков). Последний содержит подпункты Find (поиск щелчков в соответствии с текущими установками), Interpolate (удаление звука посредством интерполяции сигнала на границах выбранного фрагмента), Replace (замена фрагмента предшествующим), Replace Channel (замена звука в одном канале на звук из другого канала), Settings (установка параметров, используемых другими функциями).

В меню DirectX находятся подключаемые модули этого формата. Собственным вкладом Sound Forge является модуль Audio Plug-in Chainer, позволяющий обработать выбранный фрагмент файла эффектами сразу нескольких модулей. Все модули, прилагающиеся к программе Cakewalk 6.0, нормально работают в Sound Forge при обработке моно файла или одного канала стерео файла (см. МО, июнь 97, "Cakewalk Pro Audio 6.0"). Почти все модули фирмы Waves, входящие в набор Native Power Pack (L1-Ultramaximizer, S1-StereoImager, TrueVerb, Q10-Paragraphic EQ, C1-Compressor, C1-Gate, IDR) также не вызвали проблем, кроме модуля IDR, выдающего сильно искаженный сигнал и в конечном итоге приводящего к крушению программы (поскольку то же самое происходит и в WaveLab, дело, видимо, в самом модуле), и TrueVerb, который осуществляет воспроизведение в режиме предварительного просмотра с треском и пропаданиями, но нормально обрабатывает файл (по всей видимости, не хватает мощности компьютера).

Программа позволяет загружать AVI видео файлы и редактировать их аудио дорожку, а также преобразовывать формат видео файла.

Sound Forge может синхронизироваться посредством MTC как ведущее или ведомое устройство. Для обмена MIDI информацией с другими программами необходимо установить виртуальные MIDI порты. Программа Virtual MIDI Router, позволяющая установить до четырех виртуальных портов, прилагается на CD. Если у вас уже есть мультипортовый MIDI интерфейс, то будьте осторожны с количеством виртуальных портов, поскольку Windows 95 отказывается загружаться, если в системе установлено больше 11 MIDI устройств.

Возможно воспроизведение областей файла в определенное время (в соответствии с синхросигналом) или посредством MIDI нот. Возможно также управление функциями программы по MIDI. Программа содержит виртуальную MIDI клавиатуру (View/ Keyboard).

Steinberg WaveLab 1.6. В меню File находится пункт Batch Processing, при выборе которого появляется окно, связанное с управлением пакетной обработкой.

В меню View располагаются пункты Find Peak (находит место максимального уровня сигнала в выбранном фрагменте и перемещает туда курсор) и Do Frequency Analysis (производит частотный анализ выбранной части и показывает его результаты, в том числе и в объемном виде).

Программа содержит мастер-секцию (Master Section), которая используется для обработки звука подключаемыми модулями. Она состоит из шести слотов для модулей, процессора дизеринга и индикаторов выходного уровня. Можно выбирать эффект для каждого слота (один и тот же модуль может быть назначен на несколько слотов), настраивать параметры эффекта (FX), проверять его уровень на индикаторах (Mon), отключать его (ON) и отключать все, кроме него (Solo). Еще в мастер-секции находится кнопка Apply, нажатием на которую можно сделать результат обработки неотъемлимой частью файла. Обработка происходит в фоновом режиме и позволяет производить дальнейшую настройку мастер-секции для обработки других файлов.

WaveLab Master Section

Можно использовать мастер-секцию для обработки сигналов, поступающих на вход звуковой платы, в реальном времени (Live Input), то есть превратить WaveLab в процессор эффектов. Для этого надо иметь дуплексную звуковую плату или использовать разные звуковые платы для ввода и вывода звука. При этом, правда, возникает задержка не менее 100 миллисекунд, что делает невозможным использование данной функции в процессе исполнения или для обработки отдельных дорожек записи.

В комплект поставки программы WaveLab 1.6 входят несколько подключаемых модулей: Auto Panner (автоматически изменяет панораму звука), Chorus (хорус), Echo (линия задержки), EQ-1 (трехполосный параметрический эквалайзер), Grunge (ухудшает звук, добавляет шум и треск), Leveler (изменяет уровень сигнала), PseudoStereo (создает эффект псевдостерео), Resampler (позволяет воспроизводить звук с другой частотой семплирования), Reverb (ревербератор), Tools One (изменяет уровень сигнала и его фазу).

Возможно приобретение следующих дополнительных модулей: DeClicker (удаляет щелчки), DeNoiser (удаляет шум, в отличии от подобных функций в других программах постоянно анализирует шум в поступающем сигнале, что делает его предпочтительным для использования с изменяющимся шумом), Loudness Maximizer (повышает субъективную громкость звука), Spectralizer (расширяет частотный спектр, улучшает прозрачность, утепляет звучание).

Также в мастер секции можно выбрать и модули формата DirectX. Подобные модули, прилагающиеся к программе Cakewalk 6.0, в WaveLab 1.6 практически не работают. Что касается модулей фирмы Waves из набора Native Power Pack, то почти все они работают, кроме нигде не работающего IDR, и TrueVerb, сразу вызывающего крушение программы. Однако и другие модули работают не без проблем. Например, во многих модулях часто не происходит обновление экрана при изменении параметров во время воспроизведения звука. Особенно этим страдает Q10. Кроме того, в этих модулях оказались недоступны прилагающиеся пресеты.

Программа WaveLab 1.6 позволяет подготавливать файлы для создания аудио CD и управлять процессом прожигания диска на совместимом устройстве CD-R. При создании нового или открытии существующего образа диска (CD program) появляется новое меню CD Wizard, содержащее связанные с этими процессами пункты.

 
Сравнение по скорости
Сравнение производилось на компьютере Pentium 133 с 72 Мб оперативной памяти и двумя жесткими дисками (интерфейс SCSI), обрабатывался стерео файл формата WAV (16 бит, 44,1 кГц) объемом 44,9 Мб.
  Cool Edit 96 Sound Forge 4.0b WaveLab 1.6
Открытие файла 38 сек. 32 сек. 20 сек.
Повторное открытие файла 1 сек. 29 сек. 1 сек.
Нормализация 2 мин. 3 сек. 1 мин. 52 сек. 2 мин. 5 сек.
Отмена нормализации 32 сек. 1 мин. 25 сек. мгновенно
Удаление начала файла 14 сек. 52 сек. мгновенно
Сохранение 57 сек. 30 сек. 1 мин. 29 сек.
 
   

Итоги
Подведем. На удивление достойно выглядит условно-бесплатный Cool Edit 96. Некоторые его возможности достигаются в других программах только при покупке дополнительных модулей. Если вы подготавливаете звуковые файлы для Интернет, то вас, несомненно, заинтересуют экспорт/импорт в формате MPEG и экспорт в RealAudio. К сожалению, программа не работает с подключаемыми модулями. Устаревший интерфейс программы напоминает о временах DOS и явно показывает, что один человек (у программы единственный автор) не может и хорошо реализовывать алгоритмы обработки звука, и красивый интерфейс разрабатывать. Впрочем, внешний вид программы не мешает плодотворной работе с ней, а простота интерфейса даже облегчает многие действия, особенно для новичков.

Sound Forge радует обилием форматов файлов и имеет уникальные возможности для совместной работы с семплерами. Способность программы работать с операционной системой Windows NT для процессоров Alpha, MIPS и PowerPC также не имеет конкуренции. Еще одна уникальная особенность - поддержка файлов с частотой семплирования до 96 кГц. Обилие операций меню и не вполне понятная логика распределения пунктов по разным меню не способствует комфортной работе, а в начале даже пугает.

WaveLab отличается в качестве программы для мастеринга CD (см. статью Мастеринг), поскольку может работать с 24-разрядными файлами и имеет специальные возможности для подготовки CD. Уникальной является способность программы производить обработку в реальном времени. WaveLab обладает высоким качеством алгоритмов и высокой скоростью обработки. Интерфейс - дело индивидуальное, но мне интерфейс в WaveLab нравится больше, чем в других программах. К недостаткам программы можно отнести способ защиты от пиратства, несовпадающие с другими клавиатурные команды, но особенно недостаточную точность экранного изображения. Что же касается нестабильности, то в моем случае все программы работали одинаково стабильно и никаких проблем не вызывали.

Современные версии программ:
Sonic Foundry Sound Forge 4.5с 499$
Steinberg WaveLab 3.0 396$
A&T Trade
Syntrillium Cool Edit 2000, Cool Edit Pro
www.syntrillium.com

  Оценка статьи
Посещений: 60512 | Проголосовавших: 91 | Средняя оценка: 4.0

   

  Комментарии
07.08 12:39
Трущенков Сергей (звукооператор)
Пробую освоить нелинейный монтаж звука. Очень нравится работать с WaveLab. Но литературу по его практическому применению найти не могу. Поэтому хотелось бы получить больше информации по использованию функций данного редактора звука, обменяться уже существующими наработками по этому вопросу, посоветоваться о путях "ковыряния" в редакторе методом "научного тыка". С уважением - Сергей Трущенков.

16.02.07 14:55
Bala-jan
Очень хорошо. Мне, и остальным начинающим как раз это надо. Вот таких людей я обожаю.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА