Начало
 
 


Другие программы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Нотные редакторы

Дмитрий МОНАХОВ
Музыкальное Оборудование
декабрь 1999

Несколько слов для тех, кто до сих пор не имел дела с компьютерными музыкальными программами, но кого может заинтересовать красивое и благородное искусство нотопечатания, которым не гнушался и великий Бах, собственноручно гравировавший ноты своих произведений.

Трудно себе представить, но еще совсем недавно, в век массового книжного и газетно-журнального издательства, в век телевидения и космонавтики, в основе нотного издательства лежал ручной труд каллиграфов-переписчиков нотных знаков. Искусство мелотипии, то есть нотопечатания, оставалось уделом профессионалов. И только появление персонального компьютера и специальных музыкальных программ - нотных редакторов - сделало набор и печать нотных партитур доступными человеку обычных способностей.

Ноты для гитары, набранные в редакторе Encore

Нотные редакторы во многом сродни давно уже всем знакомым обычным компьютерным текстовым редакторам, таким, например, как Word. Они так же позволяют набирать текст (как нотный, так и буквенный), свободно изменять его, копировать, перемещать части, форматировать и выдавать на печать (на принтер или на типографскую машину). Но программы компьютерной нотации даже превосходят текстовые редакторы: они могут еще и воспроизводить, проигрывать набранный нотный текст. Причем, этот текст может быть самой высокой степени сложности, технически недоступный для исполнения ни одному виртуозу. Каждый музыкальный инструмент электронной партитуры (будь то в симфоническом оркестре, экзотическом народном или экспериментальном электронном составе) прозвучит своим тембром, более или менее похожим на настоящий инструмент. Тональность и темп исполнения пользователь может свободно изменять.

В редакторе Finale проигрывается партитура

Таким образом, нотный редактор не только служит инструментом наборщику или переписчику нот, но и приближает обычные способности простого музыканта к способностям тех немногих особенно одаренных людей, которые могут слышать партитуру, всего лишь просматривая ее глазами. Такой инструмент может быть полезен и композитору, и аранжировщику, и дирижеру - любому музыканту, привыкшему выражать или воспринимать музыкальные сообщения с помощью традиционной нотной записи. И не только традиционной, кстати. Все современные нотные редакторы позволяют, в частности, автоматически переводить нотную запись в так называемую гитарную табулатуру с обозначением струн и ладов, на которых они прижимаются (и в гитарную, и в лютневую, и в балалаечную, если хотите).

Нотный редактор превращает традиционную нотацию в гитарную табулатуру

Разнообразие музыкальных графических программ
Собравшись писать статью о работе нотного редактора и окинув взглядом рынок компьютерного программного обеспечения, предназначенного для графического отображения музыки, я был поражен обилием программ, программочек и утилит, созданных в этой области. Нотные редакторы, позволяющие набирать и печатать ноты любой сложности, вплоть до симфонических партитур. Секвенсоры, которые тоже обладают некоторыми возможностями нотопечатания. Программы, сканирующие нотный текст с переводом его в MIDI файлы и дальнейшим их превращением в новые партитуры. И кроме этого - множество разнообразных специальных программ, вплоть до создания гитарных табулатур или печатания текстов песен с гитарными аккордами.

Три рекомендуемых нотных редактора
Полноценных нотных редакторов существует около десятка. Какой предпочесть? Трудно ответить однозначно. Каждая программа имеет свои сильные и слабые стороны, свои преимущества. Давайте попробуем, хотя бы бегло, познакомиться с тремя достойнейшими, чтобы ваш выбор мог стать осознанным.

Вот эти, самые известные программы-нотаторы: Finale 2000, Encore 4 и Cakewalk Overture 2.

Finale - это уже классика. Выпуском новой версии Finale 2000 компания Coda Music Technology отметила в 1999 году десятилетие своей деятельности. Нужно признать, что последний, "юбилейный" выпуск отличается от своих предшественников не только большим номером и новыми возможностями. Интерфейс программы стал удобнее, понятнее, его дизайн теперь больше напоминает другие распространенные редакторы. Так что, если раньше у кого-то сложилось мнение о небывалой трудности освоения Finale, после знакомства с новой версией оно может измениться.

Следующим заслуженным участником нашего шоу будет нотный редактор с красивым названием Encore ("На бис"), созданный калифорнийской фирмой Passport Designs. Кроме многих достоинств это еще и очень удобная в обращении программа. Мне почти не понадобилось заглядывать в Help, чтобы освоить ее основные функции. К сожалению, в настоящее время компания Passport Designs прекратила свое существование. И версия Encore 4.2.1, возможно, навсегда останется последней.

Компания Cakewalk, известная своим знаменитым секвенсором, порадовала прекрасным нотным редактором Cakewalk Overture (в 1998 вышла версия 2.11). Overture своим построением и дизайном удивительно напоминает Encore. Надеюсь, что юридические проблемы такого сходства компаниями улажены, а пользователи, как со стажем, так и будущие, в явном выигрыше: то же удобство, та же простота освоения, плюс несколько важных дополнительных возможностей.

В качестве четвертого претендента на звание "Мистер Нотатор" я хотел было предложить новый, мало известный, но вселяющий большие надежды редактор Sibelius компании Sibelius Software. Его интерфейс интуитивен и должен легко осваиваться, у него есть несколько принципиально новых возможностей, но... В ранней версии, которой я располагаю (1.003), есть и значительные недоработки. С некоторыми из них еще можно было бы смириться. Но программа упорно не желает в некоторых режимах поддерживать кириллицу. Поэтому при всем моем интересе к Sibelius я пока не могу порекомендовать его русскоязычному пользователю. Надеюсь, что в новой версии досадные недостатки будут исправлены.

Сходства и различия в построении нотных редакторов
Поскольку при написании музыкальных партитур используется огромное количество разнообразных нотных, графических и текстовых символов, создателям программ пришлось разработать систему единовременной активизации ввода только какой-то определенной их части. Это нашло выражение в общей для всех трех программ системе так называемых палитр инструментов. В каждой из этих палитр пользователю предлагаются на выбор несколько кнопок для введения в текст партитуры родственных элементов. Объединены в такие группы-палитры: различные ключи, ноты различной длительности, паузы, случайные знаки, обозначения динамики, обозначения аккордов и т. д.

Разница в активизации палитр в программах Encore и Overture лишь в том, что в Encore палитры вызываются на экран из меню Windows/Palette. А в Overture для активизации и вытаскивания палитр мышью на экран служат иконки, расположенные в главном меню. В обеих программах на экране может одновременно находиться любое количество из существующих палитр. Их число при работе будет ограничено лишь практической необходимостью и размером экрана монитора (семнадцатидюймовый монитор после четырнадцатидюймового - это роскошь!). У Encore есть удобная опция: щелчок мышью по названию какой-либо вызванной палитры превращает ее в следующую из списка, без лишнего обращения к меню. Комбинацией клавиш [Ctrl]+[K] все уже активизированные палитры убираются с экрана или вновь вызываются на него.

 
Редакторы Encore и Overture  
   

Для выделения, копирования и перемещения фрагментов партитуры в Encore и в Overture достаточно выбрать мышью стрелку в главной панели инструментов. Для удаления отдельных элементов нотного текста служит ластик в Encore или перечеркнутый кружок в Overture.

Особенности организации интерфейса Finale 2000
Система активизации инструментов в Finale 2000 организована иначе. Из меню Window пользователь может вызвать на экран до семи различных палитр. Все они могут свободно располагаться на экране, но могут и встраиваться в любое место обрамления экрана. По дизайну это похоже на последние версии звукового редактора WaveLab. Мне кажется удобным вызвать на экран только главную палитру инструментов (Main Tool Palette) и поместить ее вместе с главной панелью инструментов (Main Tool Bar) под главным меню программы.

 
Все палитры Finale  
   

Пользователь имеет возможность командой View/Customize Palettes настраивать главную палитру, то есть размещать на ней иконки необходимых в текущей работе инструментов. Для работы с теми или иными элементами текста партитуры необходимо, как и в двух других программах, активизировать щелчком мыши иконку соответствующего инструмента. Что при этом может произойти на экране? В зависимости от конкретной нажатой иконки возможно следующее: 1) могут появиться дополнительные палитры, 2) могут активизироваться определенные элементы партитуры на экране, 3) может появиться новое меню. Каковы могут быть дальнейшие действия пользователя? 1) Обратиться к новой палитре. 2) Сразу перейти к работе на экране. 3) Обратиться во вновь появившееся или в одно из уже существовавших меню. Назначение иконок при подведении к ним курсора указывается во всплывающих подсказках, а более подробное описание выбранного инструмента появляется при этом в нижней части экрана в строке состояния (ее тоже следует активизировать в меню Windows).

В отличие от двух других программ, в Finale для того, чтобы иметь возможность выделять, перемещать или удалять отдельные элементы партитуры, нужно активизировать тот же инструмент, в котором эти элементы создавались. Активизация приведет к появлению так называемых "хендлов" (буквально: "рукояток" - handles) - маленьких пустых квадратиков возле нужных элементов. Ухватившись за них курсором можно перемещать эти элементы, а, предварительно активизировав хендлы, - удалять их носителей клавишей Delete. Удалять более-менее значительные участки партитуры можно, предварительно выделив их с помощью Mass Mover Tool - кнопки с изображением трактора из главной палитры. Должен сказать, что и другие два наших редактора имеют почти такую же систему "горячих точек" для перемещения различных элементов партитуры. Но для пользования ими их вовсе не обязательно каждый раз активизировать. Нужно только запомнить, где они появляются. Они функционируют постоянно, даже оставаясь невидимыми.

 
В редакторе Finale с помощью хендлов нотный материал распределяется на странице партитуры.  
   

Для того, чтобы услышать создаваемые партитуры, а заодно и активизировать MIDI клавиатуру (для ввода больших объемов нотного текста), нужно в главном меню найти команду MIDI Setup в Finale или MIDI Devices в двух других программах, и выделить нужные порты своей звуковой платы.

 
Окно установки MIDI портов в редакторе Overture  
   

Перед тем как начать печатать собственные ноты, было бы полезно открыть в выбранной вами программе один из демонстрационных файлов (команда Open в меню File). Прослушайте музыку, нажав кнопку воспроизведения. Просмотрите нотный текст. Познакомьтесь с системой перемещения текста на экране с помощью обычных для Windows "полос прокрутки". Возможно также перемещение нотного листа с помощью изображения руки, появляющегося при нажатии правой кнопки мыши в Finale. Попробуйте увеличивать и уменьшать видимый лист с помощью увеличительного стекла или окошка с обозначенными в нем процентами. В Finale трудным делом может показаться возвращение нотного листа к нормальному размеру и дальнейшее уменьшение его, пока вы не догадаетесь, или не прочтете, что для этого нужно использовать клавишу Ctrl, нажатие на которую меняет знак "+" в увеличительном стекле на знак "-"

 
Установка параметров просмотра партитуры в редакторе Overture  
   

Создание собственной партитуры
Первой операцией по созданию своего документа может стать выбор вида партитуры. В простом случае необходимое количество нотоносцев и названия инструментов можно задать самому. Но при желании можно и нужно воспользоваться шаблонами для создания нового документа. Например, в программе Finale можно найти шаблоны для самых различных составов. Любые виды партитур, вплоть до полного симфонического оркестра. С уже готовым количеством строк, с обозначением нужных инструментов и с уже проставленными ключевыми знаками у инструментов транспонирующих. В каждой из трех программ цепочка команд для установки вида партитуры или поиска шаблона будет начинаться одинаково: меню File, команда New. В Finale выберите далее Document From Template.

 
Шаблон-заготовка партитуры симфонического оркестра из редактора Finale  
   

Создание титульного листа
На следующем этапе можно создать заголовок, ввести имя композитора, советы по исполнению произведения, словом, все то, что должно быть написано на титульном листе, да и на всех остальных листах партитуры - номера страниц, объявления об авторском праве и т. д. Создать титульный лист можно было бы и с помощью текстового окна нотного редактора, но удобнее воспользоваться специальным шаблоном.

В Encore шаблон создания титульного листа открывается в меню Score, командой Text Elements. Все надписи, введенные с помощью этого шаблона в Encore, будут намертво прикреплены к своему месту (название пьесы - посередине вверху первой страницы, имя композитора - над первой нотной линейкой справа и т. д.) Но, конечно, вид и размер шрифта пользователь устанавливает по своему вкусу. В Overture (меню Score, команда Title Page) созданные надписи можно перемещать во всех направлениях. А в Finale название пьесы, например, (созданное с помощью мастера установки нового документа, или в меню Text командой Inserts) по желанию пользователя будет помещено по центру вверху, внизу или даже посередине листа. Его можно перемещать мышью по полю листа во всех направлениях, и при этом оно будет сопровождаться пунктирными линиями вертикальных и горизонтальных координат. Это даст возможность, скажем, в составляемом сборнике при помощи вертикальной и горизонтальной линеек расположить титульные элементы различных пьес строго одинаково.

 
Шаблон создания титульного листа из редактора Encore  
   

Линейное и страничное представление партитуры
Все три программы позволяют создавать нотный лист, расположенный как по вертикали, так и по горизонтали (это расположение выбирается в окне диалога Page setup). Производить же нотный набор и выполнять многие другие операции будет удобнее в так называемом Linear View - линейном представлении партитуры. Другое название этой функции в программе Finale: Scroll View - "вид свитка", то есть без разбиения партитуры на страницы, представляя ноты как бы записанными в одну строку из нескольких нотоносцев на бесконечном листе. В таком представлении удобно оперировать сразу всеми нотами на одном нотоносце: выделять, вырезать, копировать, относить их к определенному голосу, видоизменять графику, перемещать из нотоносца в нотоносец и прочее.

Установление размера и тональности
Следующим шагом создания партитуры может стать установление тональности и размера нового произведения или его части. В Encore и в Overture обе операции выполняются примерно одинаково: нужное окно диалога открывается в меню Measures (такты) командами Set Key Signature (установить ключевые знаки) и Time Signature (установить размер). В Finale для этого активизируются иконки Key Signature и Time Signature Tool.

Установка размера в редакторе Overture

Устеновка тональности в редакторе Encore

Различные способы ввода нотного текста
И, наконец, мы добрались до самой главной и, самой трудоемкой операции, до ввода нотного текста. Для начала отметим возможность представления в нотном виде уже готового MIDI файла. Это может быть ранее созданное в привычном вам секвенсоре произведение или найденный где-либо уже готовый MIDI файл. У всех трех программ для его прочтения нужно выбрать тип открываемого файла - MIDI File.

Диалоговое окно для открытия MIDI файла в редакторе Finale 2000

Замечу здесь, кстати, что разработчики Finale предлагают возможность импортирования их программой файлов, созданных в другом нотаторе. Я попробовал просмотреть ноты, напечатанные когда-то в добром старом Encore, с помощью новейшего Finale 2000. Поразительно! Программа действительно читает "чужой" формат. Хотя появляющиеся при этом искажения требуют некоторой редакции.

Ввод же своего собственного нотного текста в каждой программе возможен несколькими способами. Самый простой, можно даже сказать примитивный путь, пригодный для создания небольших документов, заключается в использовании компьютерной мыши. Любой человек, более-менее знакомый с ней, догадается, как можно выделить ноту нужной длительности и одним щелчком поставить ее на нужное место. Предварительно необходимо только активизировать палитру установки нот. В Encore палитры выбираются в меню Windows командой Palette/Notes, а в Finale и в Overture - щелчком по соответствующей кнопке в главной панели. В Finale - по кнопке с изображением прямой ноты, а в Overture - по кнопке, при наведении на которую появляется всплывающая подсказка Notes (изображения на этих кнопках в Overture меняются; остается значок, который был активизирован в палитре в предыдущем сеансе).

Более производительный способ набора нотного текста заключается в пошаговом вводе нотных знаков с использованием компьютерной клавиатуры. Для этого в Encore нужно в меню Windows командой Keyboard вызвать изображение MIDI клавиатуры и на ней активизировать надпись QWERTY Keyboard Note Entry (ввод нот посредством компьютерной клавиатуры).

 
Активизирован ввод нот с компьютерной клавиатуры в редакторе Encore  
   

Выделите курсором такт, с которого вы хотите начать запись нот, и активизируйте изображение карандаша в панели инструментов. Ваша левая рука будет выбирать длительность вводимой ноты на цифровом ряду клавиатуры (это выделение будет отражаться и в палитре нот, которую первое время лучше оставлять на экране для зрительного контроля). Целая нота - [1], половинная нота - [2], четвертная нота - [3], восьмушка - [4], шестнадцатая нота - [5], 32-ая нота - [6], 64-ая нота - [7], 128-ая нота - [8], триоль - [Т], точка - [.], пауза той же длительности, что и предшествующая нота, - [R]. Правая же рука в это время будет вводить ноты, используя верхний и средний буквенные ряды клавиатуры, как показано на рисунке:

 
Так можно довольно удобно набирать ноты в Encore.  
   

Интересно, что в программе Finale этот процесс организован, как сейчас любят говорить, "с точностью до наоборот". Начинается он со щелчка мышью по изображению стремительно скошенной восьмушки (убедитесь, на всякий случай, что в появившемся при этом меню Speedy не активизирована MIDI клавиатура, а ваша компьютерная клавиатура переключена на английский язык). В этом режиме при щелчке по нужному такту курсор принимает вид рамки, в которой жирная черточка, определяющая положение будущей ноты, может перемещаться вверх-вниз с помощью вертикальных стрелок клавиатуры (правой рукой). Сама же нота одновременно с выбором ее длительности вводится клавишами цифрового ряда клавиатуры (левой рукой). Цифры соответствуют длительностям таким образом: [1] - 1/64 нота; [2] - 1/32; [3] - 1/16; [4] - 1/8; [5] - четвертная; [6] - половинная; [7] - целая нота. Точка после ноты ставится клавишей [.]; знаки альтерации: диез - [+], бемоль - [-]. Форшлаг можно выставлять, наведя курсор на обычную ноту и нажимая клавишу [;]. Чтобы проставить паузу, необходимо сначала вместо нее напечатать ноту, затем навести на ноту курсор и нажать клавишу Backspace. Появится пауза той же длительности, что и удаленная нота. После правильного заполнения такта курсор автоматически перескакивает в следующий такт. Если вы случайно или сознательно наберете такие ноты, чья суммарная длительность не поместится в одном такте, перед вами появится диалоговое окно с различными предложениями исправления ошибки или сохранения этого нарушения. Стирание нот осуществляется наведением курсора на стираемую ноту или аккорд и нажатием клавиши Delete.

 
Система пошагового ввода нот в редакторе Finale 2000.  
   

B Overture процесс организован несколько сложнее. Сначала через меню Windows открывается окно пошагового ввода Step Input.

Диалоговое окно пошагового ввода в редакторе Overture

В нем нужно выбрать значок ноты в правом верхнем углу (если вы собираетесь вводить ноты, а не гитарные аккорды или другие возможные символы). Во второй строке окна активизируйте длительность вводимой ноты. В дальнейшем длительность каждой ноты будет определяться клавишами цифрового ряда клавиатуры. Выбранная длительность будет видна в окне пошагового ввода. Высота ноты при наборе определяется буквенными клавишами: До - [С]; Ре - [D]; Ми - [Е] и т. д. Причем Си чистое - [В], как в джазе. Все ноты, по умолчанию, в первой октаве. Повысить диапазон на октаву можно, напечатав латинскую букву "о" строчное, понизить - "О" прописное. Повышение и понижение ноты на полтона вводится вертикальными стрелками. Но это еще не все. Чтобы, наконец, напечатать с таким трудом установленную ноту, нужно нажать клавишу Enter. Представим, сколькими нажатиями клавиш можно в тональности До-мажор после ноты До набрать ноту Си-бемоль вниз (пусть даже без изменения длительности). Си - буква [В], бемоль - [стрелка вниз], на октаву ниже - буква [О], и напечатать ноту - [Enter]. К счастью, программа учитывает ключевые знаки, и в Фа-мажоре, скажем, Си-бемоль в нашем примере появился бы автоматически, без применения понижающей стрелки.

Осуществлять пошаговую запись гораздо удобнее, используя MIDI клавиатуру.

Вся разница в настройке программ будет заключаться в том, что вместо компьютерной вы активизируете MIDI клавиатуру. Не забудьте активизировать в программе и MIDI вход вашей звуковой платы. Теперь выбирать высоту ноты можно более привычным для музыканта способом. А длительности - по-прежнему, левой рукой на клавиатуре QWERTY. Некоторое неудобство доставляет то обстоятельство, что иногда в гармонически сложной музыке с обилием хроматизмов программами неверно проставляются встречные знаки. Чтобы избежать последующей возни с ручной энгармонической заменой каких-нибудь соль-диезов на нужные вам ля-бемоли, заранее, до записи, проставляйте ключевые знаки не только в начале пьесы, но и во всех эпизодах, связанных с модуляцией, программы это "понимают". Таким образом можно свести к минимуму ошибки программ.

Наиболее производительный способ набора нот
Таким способом является самая обычная запись с MIDI клавиатуры в реальном времени под метроном. При этом нужно установить оптимальное значение "транскрипции" или "квантизации" (разные названия одной и той же функции в разных программах). Суть ее в том, чтобы во время записи продолжительности реально сыгранных нот или пауз округлялись к выбранной длительности. По существу, это означает, что, если вы при установке транскрипции (квантизации) выбираете, скажем, восьмые ноты, программа будет записывать даже очень короткую ноту восьмой длительностью, а ноту несколько длиннее одной четверти запишет либо четвертью, либо четвертью с точкой. В Overture поможет избежать лишних пауз, ненужных лиг, точек и прочей графической неразберихи активизация команд AutoPosition и AutoTranscribe из меню Options. В Encore минимальная записываемая длительность (до 1/64) устанавливается командой Setup/Transcription Setup. Есть возможность игнорировать или записывать сыгранные триоли. В Finale, после активизации кнопки HyperScribe Tool в главной палитре, командой HyperScribe/Quantization Settings открывается диалоговое окно с богатейшими возможностями. Минимальная длительность до 1/128 или 1/128 с точкой, три варианта записи триолей. Если пользователю и этого мало, командой More Quantization Settings можно открыть еще одно окно. Здесь выбор опций огромен: смягчение синкоп, минимизация числа пауз и т. д., и т. п. Конечно, и здесь для того, чтобы добиться нужного результата, придется выбрать удобный темп, постараться играть ровно, верно выдерживая длительности нот. Все эти установки будут действовать и при конвертировании MIDI файлов.

Вы помните, что все три наши программы легко читают MIDI файлы, представляя их в нотном виде. Учитывая это, я бы порекомендовал на первых порах попробовать обратиться за помощью к вашему любимому секвенсору, если у вас такой есть. Редактируя в привычном секвенсоре уже существующий MIDI файл или создавая собственный для последующей нотной записи, следует абсолютно точно квантизировать все звуки, установить нужные в будущем нотном тексте фиксированные длительности; если получится, сразу разделить по голосам партии полифонических инструментов. Не беда, что звучать это будет слишком ровно, сухо и строго. Сейчас мы пишем не для уха, а для глаза. Кстати, не забудьте, что полное имя нотного редактора Overture - Cakewalk Overture. Командой Window/Graphic Window в нем открывается абсолютно такое же, как в секвенсоре Cakewalk, окно клавишного редактора. Хороший подарок любителям Cakewalk.

Окно клавишного редактора Overture

Нотация партий ударных и гитары
В каждой из трех рассматриваемых программ есть специальные инструменты и палитры для создания партий гитары и ударных. Поскольку аппликатурные указания в нотах для гитары значительно отличаются от того, что принято для других инструментов, для гитары предусмотрена своя собственная палитра.

Для специальной нотации ударных инструментов в Overture, в меню Score создается диалоговое окно Setup Track, в котором командой Instrument устанавливается "имя инструмента" Drums или Percussion. В редакторе Encore для этого служит команда Score/Percussion Staff (для ее действия нужно сначала выделить нужный нотоносец). В Finale диалоговое окно Staff Attributes откроется после активизации в главной палитре первой кнопки Staff и двойного щелчка по выбранному нотоносцу. В окне устанавливается "стиль нотации" - Percussion, выбирается ключ и количество линеек на нотоносце (от одной до пяти и более).

 
  Нотация ударных инструментов в Overture.  
   
 
Нотация ударных инструментов в Finale.  
   

Нотация ударных инструментов в Encore

Вряд ли я смогу в этой статье описать все детали нотного набора, все приемы записи нотного текста (затакта, триолей, мелизмов и т. д.). Но один, общий для всех нотных редакторов, принцип их устройства я должен описать подробно.

Система "слоев" или "голосов" для отображения полифонии
О ее необходимости не задумываешься, пока не откроешь в нотном редакторе записанную в каком-нибудь секвенсоре и хорошо звучащую партию полифонического инструмента (фортепиано, аккордеона, гитары). Вряд ли даже опытный концертмейстер согласится играть по таким нотам.

MIDI файл, записанный в один трек секвенсора, открыт в редакторе Encore. Пока неудачно.

Система записи отдельных голосов по очереди, по слоям, с их индивидуальной редакцией, делает возможным отображение многоголосия на одном нотоносце. Принадлежность набираемых нот к тому или другому голосу выбирается в Encore с помощью кнопки Voice в левой части меню. В Overture для этого служит кнопка Voice в строке состояния под главным окном. В Finale слой (Layer) выбирается кнопками 1, 2, 3 и 4 в нижнем левом углу главного окна.

Тот же файл после редакции по слоям.

Как правило, мелодический голос набирается в первом слое, штилями вверх. В Encore и в Overture для "принудительного" разворота штилей в одну сторону служит команда Notes/Stems/Stems Up или Stems Down. В Finale направление штилей в каждом слое можно определить заранее в меню Options, затем Document Settings, затем Layer Options, или вручную в меню Mass Edit/Utilities/Freeze Stems Up, Freeze Stems Down. Нижний голос набирается в третьем или четвертом слое штилями вниз. А средние голоса - во втором или в третьем слое штилями вниз или вверх.

В каждой программе можно выделить какую-то часть общего нотного текста и установить ее принадлежность тому или другому голосу-слою. В Finale можно передать голоса из одного слоя в другой. Если активизирован один голос, вся работа ведется только с ним. И проигрывается только он. В любой момент можно "равноправно" активизировать все слои-голоса командой Voice/All.

Различные графические и текстовые элементы
Динамику, штрихи, текстовые элементы и другие служебные пометки в Encore и Overture удобно проставлять мышью, выбирая нужный знак из нескольких предварительно активизированных и размещенных "под рукой" палитр (у меня - справа от нотного листа). Щелчок в нужной палитре - выбор, щелчок в нужном месте листа и протяжение, если нужно, - вставка. В левой руке при этом можно держать чашечку кофе.

А вот как тот же процесс организован в Finale. Сначала в главной палитре инструментов нужно активизировать иконку выбора палитры нужных инструментов. Smart Shape Tool (знак лиги) - для графических протяженных элементов, Articulation Tool (знак акцента над целой нотой) - для штрихов, Expression Tool (буквы mf) - для текстовых элементов, и т. д. Причем щелчок по значку лиги активизирует еще одну дочернюю палитру с 12 иконками графических элементов. Для установки, скажем, вилочки крещендо делаем следующее. Выбираем на ней нужный символ и, удерживая левой рукой клавишу Ctrl, дважды щелкаем в нужном месте нотного листа мышью и протаскиваем курсор на нужное расстояние. Вот как! Протяженный символ готов. Активизация иконок для установки артикуляционных штрихов или текстовых элементов не приведет к открыванию новой палитры. Но, активизировав одну из иконок и щелкнув один раз по конкретной ноте (для значков артикуляции) или два раза в нужном месте листа (в случае создания текстового элемента), можно открыть диалоговые окна, в которых выбирается и, при желании, редактируется по размеру и по расположению относительно других элементов нужный символ. Видите? Три различных приема при работе с тремя соседними кнопками. На мой вкус - многовато. Причем активизация новой палитры приводит к потере активности предыдущей. То есть в каждый отдельный момент можно работать только с одной палитрой! Но зато применительно к любому элементу возможна точнейшая редакция.

Введение подстрочного текста в вокальных партиях
Вот как это делается в Encore. Командой Windows/ Palette/ Graphics на экран вызывается палитра графики. Для ввода подстрочного текста в ней активизируется первая кнопка с буквой L. При этом в главном меню появляется новое меню Text. В нем устанавливаются нужные параметры шрифта. Но удобнее сразу создать панель инструментов (командой Setup/ Tool Bar Setup), включив в нее окна установки шрифта и его размера, чтобы сэкономить время на обращение в появляющееся и исчезающее меню Text.

Курсором мыши выбирается нота, от которой начнется ввод текста. При этом слева от нотного листа появляется красная стрелка, передвигая которую вверх-вниз можно будет регулировать вертикальное положение набираемой строки текста. Далее текст вводится с компьютерной клавиатуры. Для перехода от слога к слогу нажимается клавиша пробела. Если нужно напечатать пробел в тексте под одной нотой (например, между предлогом "в", "с" и первым слогом следующего слова, или в церковной музыке, где на одну ноту может приходиться целая словесная фраза) вместе с клавишей пробела нажимается клавиша Ctrl. Если между слогами нужна черточка-дефис, вместо пробела нажимается клавиша с дефисом.

Encore

В программе Overture подстрочный текст сначала набирается в специальном окне Lyrics, которое открывается командой Windows/ Lyrics Window. В открывшемся окне нужно щелкнуть по кнопке Insert Lyric. В активизировавшихся маленьких окнах устанавливаются параметры шрифта, рабочее название текстового блока, номер нотоносца и номер такта, в котором должен начаться набираемый текст, номер куплета (для печати текста в несколько строк). Далее прямо в этом окне печатается текст с пробелами или дефисами между слогами. Программа сама расставит слоги набранного текста под нотами после щелчка по кнопке Apply Lyric. При распевании одного слога на нескольких нотах, на каждую лишенную слога ноту печатается знак подчеркивания ([Shift] + [дефис]). Неразрывный пробел (в тексте под одной нотой) создается следующим образом: удерживая клавишу [Alt], на правой, цифровой части клавиатуры набирается число 0160. Четыре цифры вместо одной клавиши пробела в Encore!

Набор текста для вокальной музыки в программе Finale начнется с активизации Lyric Tool - самой красивой кнопки с изображением руки, держащей гусиное перо. При этом в главном меню появится меню Lyrics. Но параметры шрифта устанавливаются не в этом меню, а в меню Options/Select Default Fonts. Зато здесь можно установить за один раз три разных шрифта: для запева, припева и еще одного раздела.

Затем уже в меню Lyrics нужно выбрать команду Type into Score. При этом в левой части экрана появится изображение четырех "треугольников позиционирования", позволяющих регулировать расположения текста относительно нот по вертикали с помощью мыши. Затем курсором выбирается нота, от которой начнется ввод текста и... дальнейшие действия аналогичны набору текста в программе Encore. В Finale неразрывный пробел (в тексте под одной нотой) создается так же, как и в Overture: [Alt]+0160 на правой клавиатуре.

Finale допускает и другой способ набора текста - в окне Edit Lyrics, открываемом из меню Lyrics. Набранный или скопированный из другого источника и отредактированный в этом окне текст вводится затем в партитуру командой Click Assignment и щелчком по начальной ноте. Тот же метод, что и в программе Overture.

Для того, чтобы иметь возможность перемещать или удалять отдельные слоги, нужно в меню Lyrics выполнить команду Adjust Syllables. Теперь после щелчка мышью по текстовым элементам в их нижней правой части будут появляться квадратики-хендлы, с помощью которых можно передвигать выбранные фрагменты, а также, предварительно пометив квадратик и нажав клавишу Delete, уничтожать их.

Кстати, все три программы предусматривают возможность размещения в нотной партитуре блока обычного текста. Но Finale 2000 имеет к тому же превосходные средства его технического редактирования. Можно установить различные параметры шрифта: отступ, расстояние между строками, расстояние между буквами. Можно отредактировать положение самой рамки с текстовым блоком, определить точное положение текста на странице или нескольких страницах, совместить текст с рисунками, вписать текст в произвольные фигуры.

Finale

Скорее всего, случится так, что после введения текста песни, буквы подписанных под некоторыми нотами слогов будут наезжать друг на друга. В каждой из трех программ есть команды, которые позволят автоматически расставить ноты шире, так, чтобы словесный текст был размещен гармонично. В Encore это можно сделать подробно в диалоговом окне Spacing, открытом с помощью команды Measures/ Align Spacing. В Overture для этого используется простая команда Measures/ Justify. В Finale 2000 нужно "выделить все" в меню Edit или только нужный фрагмент с помощью "трактора", выполнить команду MassEdit/ Music Spacing и выбрать один из трех предлагаемых вариантов выравнивания в зависимости от характера текста.

Оформление партитуры
Осталось рассмотреть несколько возможностей наших трех редакторов, умелое использование которых может превратить нотный набор в некоторое подобие искусства. Нотные строки созданной партитуры могут быть автоматически равномерно распределены по странице партитуры (в программе Encore - команды Center Staves и Center Systems в меню Score, в Overture - Score/ Respace Staves, в Finale - Staff/ Respace Staves). Нотные системы или отдельные нотоносцы можно передвигать и с помощью мыши, а в Finale можно задать в процентах неравные расстояния между строчками. Расстояния между пятью линейками одного нотоносца можно менять в широких пределах. Только в Encore возможна установка четырех различных размеров нотоносцев для разных голосов в одной партитуре. Может редактироваться и размер различных элементов нотного письма: величина головок нот, длина штилей, толщина вязок и т. д. В Finale, в диалоговом окне, созданном командой Options/ Select Default Fonts, пользователь может даже выбирать и редактировать различные музыкальные шрифты, то есть стили начертания всех нотных знаков.

Редактирование шрифтов в программе Finale

Когда набор партитуры готов, наступает пора редактировать вид будущих страниц: масштаб изображения на листе, размер полей. Программы Overture (командой Score/ Page Dimensions) и Finale (кнопкой Layout Page) позволяют располагать блок нотного текста на странице несимметрично, устанавливая поля любой ширины. При издании нотного сборника или книги, включающей ноты, это может оказаться принципиально важным.

Размещение нотного текста на странице партитуры в Finale

Экспорт и импорт графических файлов в нотный текст
Программы Encore и Finale позволяют сохранять созданные в них партитуры в виде графических файлов формата EPS. Это может понадобиться для использования нотных примеров в издательских программах или при печати с компьютера, на котором не установлены нотные редакторы. В Encore файл просто сохраняется в меню File командой Export to EPS. В Finale сначала нужно выделить Graphics Tool в главной палитре и затем в открывшемся меню Graphics выбрать команду Export Pages. При попытке сохранения музыкальных примеров в виде EPS файлов обе программы просят активизировать драйвер PostScript принтера. Этот драйвер можно найти в Интернете на сайте компании Adobe Systems. В справочной системе Encore подробнейшим образом описан порядок скачивания драйвера (его объем 1100 Кбайт).

В том же диалоговом окне Export Pages редактор Finale сохраняет нотные файлы в графическом формате TIFF.

Кроме того, Finale допускает и вставку в нотный текст графических файлов любого из трех форматов: TIFF, EPS или WMF. Например, фотографии. Тут есть тонкость. В физическом смысле Finale не встраивает рисунок или фотографию в нотный текст, а лишь формирует ссылку на графический файл.

Finale допускает и вставку в нотный текст графических файлов.

Все готово? Включаем принтер или приносим дискету с готовыми файлами в типографию. Вот здесь, при печати оригинал-макета для солидного нотного издания, у Finale не будет конкурентов среди других нотных редакторов. Возможности настроек его диалогового окна печати удовлетворят самого требовательного метранпажа.

Диалоговое окно печати Finale.

Что выбрать?
Я старался описывать и оценивать работу программ беспристрастно, так, чтобы читатель сам мог сделать свой выбор. Конечно, выбор этот будет зависеть от задач, которые придется выполнять с помощью нотного редактора. Если вам, допустим, нужно быстренько прямо в студии распечатать партию гитаристу или певцу, лучше воспользоваться привычным секвенсором Cubase или Cakewalk, открыв в нем окно Score. А если вы ищете редактор для музыкального издательства, вам придется набраться терпения и освоить Finale, чтобы быть во всеоружии (хотя мне удалось довольно прилично издать сборник пьес для соло и ансамблей гитар с помощью редактора Encore). Принципиальное превосходство Overture над Encore я вижу лишь в возможности свободного форматирования страницы.

Кому это нужно?
Знакомясь с документацией этих программ, мне пришлось прочесть довольно много материалов с благодарными отзывами пользователей. Кто же работает с нотными редакторами на Западе? Композиторы, профессоры, студенты, церковные органисты, военные и симфонические дирижеры, джазовые исполнители (в частности, Оскар Питерсон и Чик Кориа).

А у нас? Кто сможет позволить себе удовольствие приобрести компьютер только ради печатания нот? Трудно решать за других. Но я думаю, одних только корпоративных пользователей наберется у нас немало. Где еще, кроме музыкальных издательств, могут понадобиться нотные редакторы? В каждом музыкальном учебном заведении. В каждом оркестре, хоре, в филармонии, в музыкальном театре. А в церкви! Мне случалось петь в церковных хорах, и я знаю, что их нотное хозяйство находится в печальном состоянии и ждет своих подвижников. Представляю себе келью и в ней послушника, набирающего при колеблющемся свете четырнадцатидюймового монитора такой лист:

  Оценка статьи

Посещений: 9899 | Проголосовавших: 44 | Средняя оценка: 2.1

   

  Комментарии

10.04.02 23:21
Szloma szloma@tut.by
"...в настоящее время компания Passport Designs прекратила свое существование. И версия Encore 4.2.1, возможно, навсегда останется последней."

Это неверно - программа поддерживается другой фирмой (www.gvox.com)и существует в версии 4.5


04.06.02 13:47
Виктор vivo-lux@dr.lv.ukrtel.net
Я бы хотел узнать у автора побольше о програмах,которые преобразовывают изображения напечатанной музыки в миди файл.Подскажите кто работал с этими програмамми.

05.07.02 00:49
кк
статья на 5.

07.11.02 22:17
Sergey
"...при всем моем интересе к Sibelius я пока не могу порекомендовать его русскоязычному пользователю. Надеюсь, что в новой версии досадные недостатки будут исправлены..."

Sibelius 2.0 - просто SUPER. Ошибки исправлены.Для печати нот идеально подходит.Интерфейс также прост и приятен.Добавилось очень много настроек, которые можно изменять, если вас не устраивает то, что предлагается по умолчанию.


08.11.02 15:49
Rodger Rockerman@inbox.ru
Not bad!

16.11.02 13:21
Flinx
Sibelius 2.0 пока еще не имеет конкурентов!В сравнении с ним другие нотные редакторы просто "дети"

16.12.02 03:44
XXX
По некоторым параметрам Sibelius 2.11 пока еще значительно уступает Finale 2003. Но одно бесспорно: Освоить Sibelius значительно проще, чем Finale.

24.02.03 22:24
andre andrekuli@yahoo
rebiata|||Pomogite naiti perevodSIBELIUS-2002.Za ranee spasibo

24.03.03 13:23
Янна Рускова
Sibelus все может!

11.06.03 09:43
Stas stas_salem@yahoo.com
Sibelius - это чудо! Это буквально то, что я хотел! И, я уверен, хотят все!

23.06.03 21:33
Богдан bogdan_b@ichistory.org
Люди, спасайте! Как написать макрос в Финале? Хочу автоматизировать некоторые часто повторяющиеся манипуляции. bogdan_b@ichistory.org

10.11.03 14:31
Наташа
Отлично!

02.12.03 16:16
Дмитрий dmitry_gordienko@mail.ru
Лично я, одни вещи набираю в Финале, другие в Сибелиусе. Одним словом хорошо знать обе программы и впоследствии решать что в чем набирать.

25.12.03 20:17
Вася metallist@hotbox.ru
Помогите пожалуйста!!!Как перевести *.mp3 в табы в формате *.ptb.Или *.mp3 в *.mid!!!!У меня есть прога AKoff Music Composer 2.0, которая переводит *.wav в *.mid, но получается чёрти-что!!!!ПОМОГИТЕ!!!!!!!!!!!

23.02.04 13:38
sergei iv-sergei@yandex.ru
Я новичок в этих программах Может кто-то подскажет какую выбрать для быстрого и удобного редактирования партитур.Буду очень благодарен.

01.03.04 03:10
Вениамин veniamin@bluewin.ch
Люди добрые, помогите. Где можно скачать описание как пользоваться програмой "Sibelius"? Желательно на русском языке.

24.05.04 04:01
funk_D dibass75@mail.ru
спасибо. хорошо написано.

25.06.04 16:30
Дмитрий admin@musicaleditor.com
Кто пробовал работать с MagicScore Maestro? Какие впечатления?

29.07.04 03:00
didi lauradidar@mail.ru
Есть ли Cakework Overture в сканирование нот

28.09.04 01:06
Андрей _andrei_@mail.ru
Помогите, пожалуйста, найти БЕСПЛАТНУЮ версию программы SCORE (если не трудно, отправьте, пожалуйста, информацию в почтовый ящик) Спасибо.

03.10.04 13:15
Анжелика
Очень хотелось бы узнать.Сколько стоит в среднем компьютерный набор нот? И вообще есть ли официальные расценки?

07.12.04 23:13
Karen dashnak_23@yahoo.com
Dear Sir, > > Two post graduates of Yerevan Conservatory, laurates of the > international > contest who have great experience within the program Sibelius, which > includes: Extract parts, tronspose, typesetting. > Turn to with a gread request to cooporate with us within the program > Sibelius. > We have high hopes to cooporate and > Thank you > With respect to you > Sarafyan Karen > Gasparyan Vahan



10.01.05 00:34
Romis romstar@mail.ru
Ребята...подскажите, где можно найти нотный редактор Нотный редактор Sibelius 3

03.03.05 14:12
Andrew oster13@mail.ru
подскажите, пожалуйста, где можно найти описание по пользованию Sibelius3. заранее благодарен

04.03.05 16:31
Вячеслав sb007@yandex.ru
Кому нужен русификатор вместе с русской помощью к Sibelius 3.1 смотрите в разделе Программы на сайте www.monkhood.narod.ru

04.03.05 16:35
Вячелав
p.s. Кстати, там же вы найдете ссылки на другие хорошие программы для работы с нотным набором, сканированием и распознаванием нот, русификаторы к ним и т.д. Успехов!!

06.04.05 14:38
Boris b-post1@yandex.ru
Подскажите, кто знает, как поставить в оркестровой партитуре цифры в Finale 2004. Заранее благодарен.

08.04.05 01:08
N.O. Nymous
www.websound.ru в помощь -- там в архиве файлов и Финале, и Сибелиус, и много чего ещё...

01.05.05 15:45
Айв
Я работал с MagicScore Maestro. Мне понравилось. Для начинающих самое то.

03.08.06 00:14
Евгений
Однако не ясно, можно ли в Encore изменять количество нотных станов в разных системах на той же странице или (хотя бы!) на разных страницах?

09.10.07 10:02
Владимир -----
Финал для тупых,нет русификации,дикая трудность при освоении, сложность форматирования набранного материала. СИБЕЛИУС 1,2,3,4,5 И 6 версий это просто подарок для композиторов,любителей и начинающих.

23.02.08 15:25
мария genny2007@mail.ru
здравствуйте! Статья для профессионалов, наверное, прекрасная - на 5! Но у меня, начинающей, банальный вопрос: кто может записать в нотах произведение, сочиненное на синтезаторе (со всеми сложными аранжировками) Спасибо заранее, если сможет кто ответить, мой имеил genny2007@mail.ru ВСем удачных хитовых записей!

08.10.08 06:20
Наталья volotos@yandex.ru
Здравствуйте! Столкнулась с такой проблемой - нравится работать в Сибелиусе, но не получается изменить размер нотного шрифта, в конечном итоге все записанные партитуры читать несколько сложновато особенно детям. Прдскажите советом, что не так делаю!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
moline@comtv.ru
© Агентство ДАТА