Начало
 
 


Native Instruments Battery

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Native Instruments Battery 2

Евгений МЕДВЕДЕВ
Вера ТРУСОВА

Музыкальное Оборудование
август 2005

Виртуальный барабанный семплер.

Не секрет, что звучание ударных часто имеет определяющее значение в аранжировке. Можно даже сказать, что партия ударных — это "визитная карточка" аранжировщика. Для получения необходимого звучания ударных компьютерные аранжировщики используют современные виртуальные устройства. В данной статье мы расскажем об одном из таких устройств — барабанном семплере Native Instruments Battery 2 (в статье будет рассматриваться версия 2.1).

Продукция фирмы Native Instruments стала своеобразным стандартом в мире виртуальных звуковых технологий. Достаточно вспомнить такие инструменты, как Reaktor, Kontakt, Intakt и т. д. Ранее мы уже упоминали Battery (первой версии) в статье, посвященной аранжировке в секвенсоре Cubase SX. Сейчас же более углубленно рассмотрим Battery 2.

Концепция Battery 2
Звук в компьютере можно обрабатывать как в реальном времени, так и в offline-режиме. С нашей точки зрения, офлайновая звуковая обработка (например, в звуковом редакторе) неэффективна — много времени тратится на бесплодное экспериментирование. В этом случае, во-первых, нужно обладать недюжинным звуковым воображением и опытом, чтобы заранее предвосхитить конечный результат. Во-вторых, современные требования предполагают вариативность звучания, изменчивость во времени. А ее очень сложно реализовывать в звуковом редакторе в отрыве от общего звучания аранжировки.

Таким образом, сама структура и стиль современного компьютерного произведения заставляют нас выбирать как основной метод управление параметрами звука в реальном времени.

Именно по такому пути и пошла фирма Native Instruments при создании программы Battery 2. Перед разработчиками стояла задача предоставить в руки пользователя как можно больше возможностей для управления звуком и при этом не перегрузить интерфейс. Эта сложная задача, по нашему мнению, разработчиками была успешно решена.

Итак, Battery 2 это:

1) матричная структура ячеек для семплов (т. е. интерфейс представляет собой матрицу — рис. 1);


 
Рис. 1. Виртуальный семплер Battery 2.  
   

2) удобный интерфейс для управления звуком.

Другими словами, Battery 2 — это матричный барабанный семплер с большими возможностями для обработки звука в реальном времени и с высоким качеством звучания.

Перечислим технические достоинства Battery 2:
- Гибкая фильтрация с 15 типами фильтров.
- Компрессия, оптимизированная для звуков ударных.
- До четырех лупов внутри семпла, каждый из которых можно просматривать в отдельном окне.
- Расширенная модуляция с помощью огибающих и LFO в секции модуляции.
- Упрощенное отображение Velocity Mapping (многослойное распределение семплов по динамике в ячейке).
- Дополнительная обработка типа Lo-Fi, при которой подстраиваются параметры частоты дискретизации, разрядности и сатурации.
- Размер матрицы можно изменять вплоть до максимума в 72 ячейки.
- Поддержка импорта форматов Akai, SF2, GIG, SD2, AIFF и WAV с разрешением от 8 до 32 бит, а также файлов ReCycle: REX, RX2.
- Максимальное распределенное по динамике количество слоев-семплов в ячейке — 128.
- Максимальное количество выходов — 32 моно или 16 стерео.

Battery 2 может использоваться как автономная программа, например, на отдельном компьютере с внешним MIDI-контроллером, или как плагин формата Audio Units, VSTi, DXi, RTAS в зависимости от платформы и конкретного хост-приложения. В данной статье рассматриваются автономный вариант и вариант VSTi.

Вернемся к концепции этого программного продукта. Battery 2 — это сложение двух идей "виртуального звукоизвлечения": семплирования и синтеза. В результате пользователь получает в свои руки инструмент со звуком от реалистичного до самого фантастического.

Системные настройки
Как автономное приложение Battery 2 поддерживает несколько типов программных интерфейсов, которые позволяют связываться с аудиооборудованием через соответствующие драйверы: под Windows это интерфейсы ASIO 2, DirectSound и MME, под MacOS X — Core Audio. Управление Battery 2 осуществляется через MIDI-интерфейс компьютера.

Чтобы выполнить системную настройку Battery 2, нужно зайти в меню File — Audio and MIDI Settings. В появившемся окне Audio Setup (рис. 2) и выполняется настройка. Рассмотрим интерфейс этого окна.

Рис. 2. Окно Audio Setup.

Вкладка Sound Card как раз и предназначена для связи со звуковой платой. В списке Interface выбираем тип интерфейса. Очевидно, что лучше всего иметь звуковую плату, поддерживающую интерфейс ASIO. Тогда настройка важнейшего параметра — Output Latency (задержки отклика на воздействие) — осуществляется путем нажатия кнопки ASIO Config. Время задержки должно быть минимальным, чтобы игра на виртуальных барабанах не вызывала "ритмического дискомфорта".

Кроме этого, важно правильно задать устройство Output Device (рис. 3).

Рис

В списке может оказаться много "лишних" драйверов, если у вас установлены, например, Cubase SX или Adobe Audition. Для звуковой платы M-Audio на рисунке выбран "родной" драйвер — "M Audio Delta ASIO". В списке Sample Rate частота дискретизации по умолчанию задана 44100 Гц. На практике, большого смысла в ее изменении нет, так как большинство семплерных библиотек реализовано именно на этой частоте. Однако более высокая частота (48 кГц и 96 кГц) может использоваться при работе с конкретными моделями аудиоинтерфейсов, поэтому Battery 2 поддерживает частоту дискретизации до 96 кГц.

За неимением ASIO-совместимой звуковой платы придется довольствоваться тем, что есть. Встроенные звуковые платы обычно поддерживает интерфейс Direct Sound (рис. 4). Поэтому выбираем Direct Sound в списке Interface и назначаем Output Device. Регулятор Output Latency смещаем влево, так как мы стремимся к минимуму задержки.

Рис. 4. Интерфейс Direct Sound в списке Interface.

Для устаревших типов звуковых плат предусмотрен тип драйвера MultiMedia. Порядок действий по настройке ничем не отличается от последовательности действий с драйвером Direct Sound.

Вкладка Routing предназначена, как следует из ее названия, для маршрутизации аудиопотоков Battery 2. Другими словами, на этой вкладке пользователем устанавливается связь между виртуальными выходами инструмента и физическими выходами звуковой платы. Соответствие устанавливается выбором выхода в списке в каждой строчки (рис. 5).

Рис. 5. Вкладка Routing.

Ну и, наконец, на вкладке MIDI мы должны активизировать MIDI-входы и выходы, т. е. щелкнуть по полю "off" и тем самым изменить значение на "on". С этого момента уже можно использовать компьютер с автономным приложением Battery 2 как полноценный MIDI-инструмент (рис. 6).

Рис. 6. Вкладка MIDI.

Интерфейс Battery 2
Интерфейс Battery 2 реализован в традициях Native Instruments, т. е. функционален и не перегружен деталями. Программа состоит из трех основных секций (рис. 7):

Рис. 7. Основные секции Battery 2.

1) Master Section — мастер-секция, секция глобальных настроек (регулировок);

2) Drum/Sample Matrix — матрица семплов, место размещения звуков (звук может состоять из нескольких семплов — многослойный звук);

3) Edit Pane — секция редактирования, управления параметрами обработки звуков.

Рассмотрим их устройство подробнее и начнем с мастер-секции. В полном соответствии с ее названием здесь производятся глобальные настройки.

Мастер-секция
Кнопки File, Edit и View мастер-секции вызывают меню, дублирующие одноименные стандартные меню. Стандартные меню доступны только в автономном режиме; если же используется VSTi-вариант Battery 2, то будут доступны только кнопки мастер-секции. В мастер-секции расположены: панель быстрого поиска пэтчей Fast Find, индикатор выходного уровня Output Meters с красной кнопкой Panic (прерывающей звучание всех воспроизводимых ячеек), регулятор Master, а также активная панель-индикатор Data Fields (рис. 8).


 
Рис. 8. Мастер-секция Battery 2.  
   

Первое поле панели-индикатора отвечает за полифонию. Оно отображает количество задействованных голосов в числителе дроби, а в знаменатель можно ввести максимальную полифонию инструмента — 256.

Второе поле отображает размер памяти в килобайтах, которую занимает загруженный пэтч (набор звуков, kit).

Третье поле — это числовое отображение значения общего уровня. Регулятор Master изменяет уровень на всех выходах Battery 2. Если микшер хост-приложения перегружается, то это как раз тот случай, когда нужно уменьшить уровень регулятором Master.

Числовые значения в соответствующие поля можно вводить с клавиатуры после двойного щелчка мышью. Кроме этого, значения изменяются перетаскиванием курсора мыши по вертикали с нажатой левой/правой кнопкой (рис. 9).

Рис. 9. Изменение параметра с помощью мыши.

Меню File
Перейдем к рассмотрению команд меню File.

Команда New — создание нового пэтча, при этом ячейки пусты и используются параметры по умолчанию.

Команда Open — интеллектуальная функция загрузки пэтча. Пэтч Battery 2 сохраняется как файл KT2. Это информационный файл, содержащий только параметры звуков и пути к семплам. Входящие в пэтч семплы сохраняются отдельно. При загрузке новый пэтч заменит предыдущий.

Почему же функция загрузки — интеллектуальная? Можно загружать звуки других форматов (импортировать), например, SF2 (Sound Font). В этом случае новый набор заменит предыдущий, начиная со строки A слева направо. Можно загружать отдельные семплы в формате WAV (AIFF) или выделенные группы семплов. Делается это так: выделяется ячейка (одиночным щелчком мыши), а затем применяется команда File — Open. Если загружается один семпл, то он занимает выделенную ячейку. Если группа, то выделенная ячейка становится первой в группе слева направо (рис. 10).


 
Рис. 10. Загрузка группы семплов.  
   

Подведем итоги. В Battery 2 можно импортировать следующие семплерные форматы и семплы: Kontakt Instruments (NKI) — банки NI Kontakt, Cells (CEL) — ранее сохраненные ячейки Battery 2 (подробнее об этом дальше), Battery 1 kits (KIT) — пэтчи Battery 1, Battery 2 kits (KT2) — пэтчи Battery 2, семплы WAV, AIFF и MPC (SND), инструменты HALion (FXP).

Команда Open Recent Kits — открыть список последних загруженных пэтчей. Это очевидная функция, которая ускоряет работу пользователя.

Команда Import — расширенная функция импортирования. Эта команда заменяет окно редактирования на браузер (рис. 11). Совет: есть другой способ — щелкнуть на кнопке с пиктограммой папки.


 
Рис. 11. Браузер Battery 2.  
   

Браузер Battery 2 имеет много схожих черт с браузером семплера NI Kontakt. Все поддерживаемые Battery 2 типы файлов могут быть загружены из этого окна. Секция Preview предназначена для предварительного прослушивания звуков в автоматическом режиме или с помощью кнопки Listen.

Внимание! При загрузке банка может возникнуть ситуация, когда путь к семплам не будет найден. В этом случае Battery 2 выдаст диалоговое окно поиска, в котором будут предложены несколько вариантов:

Auto-Find — автоматический поиск в интерактивном или неинтерактивном режиме (выбранная опция "non-interactive" исключит дополнительные запросы к пользователю),

Find — ручной режим поиска семплов в окне Locate Sample,

кнопки Retry и Ignore позволят повторить загрузку семпла или пропустить семпл.

Команда Save — сохранение текущего пэтча поверх ранее сохраненного. Если команда выполняется в первый раз, то реализуется алгоритм Save As.

Команда Save As — сохранение пэтча под другим именем и в другое место на диске. Эта команда вызывает диалоговое окно Save Battery Kit (рис.12).

Рис. 12. Окно Save Battery Kit.

Вполне очевидно, что новое название пэтча следует дать в поле "Имя файла", а вот секция Save Mode заслуживает более подробного рассмотрения.

Если установлен режим "patch + samples", то сохраняется сам пэтч (KT2) и семплы, входящие в набор (полное сохранение). Такой вариант занимает больше места на диске. Однако, это небольшая плата за гарантию корректного сохранения проекта при переносе на другой компьютер. Полное сохранение собирает все семплы пэтча (на практике разбросанные в разных местах дискового пространства) в одно место.

В поле "sample sub-directory" (подкаталог для семплов) установлен путь "default" (по умолчанию) — это значит, что семплы будут сохраняться в субдиректорию каталога, где размещается файл KT2. Для семплов будет автоматически создана папка с названием Name Samples, где Name — название файла KT2. При желании можно выбрать другой подкаталог (рис. 13).

Рис. 13. Выбор подкаталога.

В режиме "patch only" сохраняется только пэтч (KT2). Опция "absolute sample patch" фиксирует абсолютный путь к папкам семплов. Данный вариант подходит, например, для создания коллекции звуков с разными настройками, которые основаны на локальной группе семплов.

Другой способ применения режима "patch only" может быть таким: для одного проекта из общей семплерной базы формируются несколько наборов. Они могут различаться не только настройками, но и входящими в них семплами. Экономия дискового пространства здесь очевидна и, кроме этого, удобно делать резервное копирование — достаточно лишь сохранить семплерную базу и пэтчи.

Подобная организация дискового пространства может быть наиболее эффективной в том случае, если работа над проектом идет в разных студиях, имеющих идентичную семплерную базу.

Очень полезная команда Save Selected Cells (сохранить выделенные ячейки) позволяет сохранять непосредственно звуки, из которых собрана матрица Battery 2. Полные настройки ячейки (ячеек) сохраняются в файл (файлы) CEL. Другими словами, сохраняется ссылка на семплы и все настройки звучания ячейки.

Ячейки выделяются комбинацией Shift + щелчок или с помощью кнопок A-F и 1-12 (рис. 14).


 
Рис. 14. Выделение с помощью кнопок столбцов и строк.  
   

Также с помощью комбинации Shift + щелчок можно снять выделение с любой ячейки группы. Кнопка глобального выделения всех ячеек матрицы находится между кнопками F и 1. Ячейки CEL загружаются командой Open или перетаскиванием из браузера на матрицу.

Подведем итоги: функция сохранения ячеек позволяет создать банк звуков.

По аналогии с вышеописанной семплерной базой не составит труда сформировать базу ячеек, которую можно сравнить с палитрой красок художника. Нужно отметить, что база ячеек — хорошее подспорье в концертной практике, если использовать Battery 2 совместно с Ableton Live 4. Напомним, что содержимое Battery 2 не обязательно должно ограничиваться только барабанными семплами — экспериментировать можно с любыми звуками.

Команда Revert to Saved — возвратиться к ранее сохраненному варианту. При частом сохранении пэтча командой Save — это полезная функция, позволяющая быстро вернуться к прежнему варианту. Другими словами, если вы активно редактируете звуки и часто сохраняете результат, то быстрый возврат к прежнему сохраненному варианту осуществляется одной командой — Revert to Saved.

Команда Options вызывает окно Choose (рис. 15). Окно поделено на несколько секций. Рассмотрим их.

Рис. 15. Окно Choose.

MIDI Controller — секция назначения MIDI-контроллеров. Параметрами звуковой обработки Battery 2 можно управлять одновременно с помощью восьми MIDI-контроллеров. Внутри Battery 2 контроллеры имеют собственное "служебное" обозначение: Control A-H. В секции MIDI Controller устанавливается соответствие между "служебным" обозначением и MIDI-номером контроллера. Например, седьмой контроллер Volume связан с контроллером Control H, который в маршрутизаторе модуляции (modulation router) управляет громкостью (подробнее о маршрутизации модуляции далее).

Velocity Curve — секция формирования модуляционной кривой динамики. Эта кривая определяет отклик Battery 2 на скорость нажатия клавиши MIDI-клавиатуры, то есть на параметр Velocity. Кривая формируется с помощью ползункового регулятора. Контроль за формой кривой осуществляется на маленьком дисплее, расположенном по соседству.

DFD (технология Direct From Disk) — подкачка семплов непосредственно с жесткого диска. Технология DFD была успешно внедрена в семплер NI Kontakt для воспроизведения больших семплов (до 2 Гб). Для активизации DFD достаточно нажать кнопку Active, а в соседнем списке задать режим: normal, high performance, large instruments или small instruments. Оптимальный режим подбирается экспериментально. В секции редактирования на вкладке Cell Control режим DFD включается для каждой ячейки (или выделенной группы) с помощью одноименной кнопки. Если в компьютер установлен большой объем RAM и используются семплерные библиотеки соответствующего размера, то DFD целесообразней отключить. Внимание! Если режим DFD активен, то для ячеек исключен режим реверсивного воспроизведения.

Key Follow — функция отслеживания клавиатуры. Если эта функция активна, то выделение ячейки автоматически следует за нажатой клавишей MIDI-инструмента. Данная функция необычайно удобна для быстрого редактирования звука, так как отображаемые элементы управления секции редактирования соответствуют выделенной ячейке. Другими словами, звуки пэтча можно быстро перебирать, прослушивать и редактировать с помощью MIDI-клавиатуры. Например, если нажать и удерживать аккорд, то можно применить одинаковые настройки секции редактирования к группе ячеек.

Trigger cell on select — опция, включающая режим озвучивания (запуска) ячейки при ее выделении. Иначе говоря, звук можно прослушать, выделяя ячейку. Рекомендуется оставить эту опцию активной. Громкость звука при выделении ячейки задается параметром Trigger cell velocity.

Trigger sample on velocity map — прослушивание семпла на вкладке Map секции Edit Pane.

Outputs — секция количества выходов. В списках Num Stereo и Num Mono задается, соответственно, количество стерео- и моно-выходов. После внесения изменений Battery 2 требует перезапуска.

Lock cell display to parameter — блокировка режима отображения ячейки. Без блокировки все ячейки отображают в числовом виде тот параметр, который в данный момент изменяется в окне настройки. Блокировка Lock cell display to parameter фиксирует отображение только одного параметра для всех ячеек. По умолчанию, в списке параметров выбран Select (выделенный параметр) — блокировка не активна. Достаточно выбрать любой параметр из списка, и блокировка активизируется. Чтобы снять блокировку, нужно нажать кнопку Lock cell display to parameter.

Show Absolute Paths — отображение абсолютного пути в списке Open Recent Kits.

Default Kit — секция пэтча по умолчанию. Заданный пэтч будет автоматически загружаться при запуске Battery 2. Кнопка Set current Kit устанавливает текущий пэтч в качестве пэтча по умолчанию. Если текущий пэтч не был сохранен, то Battery 2 предложит его сохранить. Кнопка Clear current Default Kit удаляет пэтч по умолчанию.

Library Path — секция, где устанавливается путь к семплерной библиотеке для ускорения операции поиска. Поиск осуществляется в мастер-секции на панели быстрого поиска Fast Find (рис. 16), где раскрываются соответствующие выпадающие меню. Перезагружать пэтчи также можно с помощью кнопок "+" и "-".

Рис. 16. Панель быстрого поиска Fast Find.

Пункт меню Audio and MIDI Settings мы рассмотрели раньше, а Exit/Quit не нуждается в комментариях, поэтому перейдем к следующему меню.

Меню Edit
Меню Edit содержит команды для операций с ячейками. Рассмотрим их подробнее.

Copy — копирование всех выделенных ячеек в буфер обмена.

Paste — вставка в выделенные ячейки содержимого ячеек, скопированных в буфер обмена. Вставка группы осуществляется слева направо от первой выделенной ячейки.

Delete — удаление всех выделенных ячеек.

Swap — перестановка выделенных ячеек. Иначе говоря, выделенные ячейки или группы ячеек можно поменять местами. С помощью команды Swap можно поменять местами столбцы или строки матрицы. Предварительно нужно выделить столбцы/строки с помощью кнопок 1-12/A-F, удерживая нажатой клавишу Shift (рис. 17).


 
Рис. 17. Групповое выделение строк и столбцов матрицы.  
   

Randomize — рандомизация (случайная перестановка) выделенных ячеек в пределах матрицы. Данная команда предназначена для экспериментирования. Хорошие результаты могут получиться, если использовать набор семплов одного типа, например, текстуры, атмосферы и т. д. Не исключено, что радикальный прием рандомизации подтолкнет вас к неожиданным идеям. Собственно, именно благодаря прогрессу в области музыкального программного обеспечения компьютер становится полноправным, хотя и не совсем обычным соавтором.

Перейдем к меню View. Меню View имеет прямое отношение к матрице семплов, которую мы и рассмотрим в следующем разделе.

Матрица семплов (Drum/Sample Matrix)
Максимальный размер матрицы 6 x 12 ячеек, то есть, в общей сложности можно загрузить до 72 звуков. Неиспользованные строки в матрице удаляются с помощью команды меню View — Delete Row (если в строки ранее были загружены звуки, то они будут удалены). При необходимости строки можно добавить (вернуть) командой меню View — Add Row (без восстановления удаленных звуков).

Согласно терминологии Battery 2, каждая ячейка содержит звук (sound). Этот звук может состоять из одного или нескольких семплов, распределенных послойно по динамике. В качестве звука можно использовать любой семпл — совершенно необязательно ограничиваться звуками ударных. Интересные результаты можно получить со звуками баса или с лупами (подробнее об этом далее).

Звук располагается в ячейке (cell). Максимальное число семплов в ячейке — 128. Отметим, что это важная особенность Battery 2, которая пригодится для экспериментов. Не рассматривайте Battery 2 только как барабанный семплер. Если подойти к делу творчески, то управляемая многослойность звука может пригодиться при создании различных шумовых текстур и других сложных многослойных звуков.

Итак, две команды меню View мы уже рассмотрели. Теперь перейдем к следующим.

Команда Show/Hide Details — показать/скрыть детали. Если навести курсор мыши на ячейку, то через короткий промежуток времени появится картинка, содержащая информацию о ячейке (Cell Info — рис. 18). После выполнения команды Hide Details эта информация появляться перестанет.

Рис. 18. Информация о ячейке (Cell Info).

Команда Toggle Edit Pane/Browser — переключатель вида нижней секции. Либо отображается секция редактирования, либо браузер.

Команда Show/Hide Footer — показать/скрыть нижнюю секцию.

Остальные шесть пунктов меню View дублируются вкладками секции редактирования. Их рассмотрим позже.

Параметры ячейки (Cell Info)
Как мы уже говорили, если подвести курсор мыши к ячейке и задержать его, то через короткий промежуток времени появится окно с параметрами Cell Info. Функции этого окна чисто информационные, т. е. здесь нельзя редактировать отображаемые параметры, такие как:
Name — название,
Key Range — нотный диапазон запуска ячейки,
Root Key — тоника (базовая нота),
Volume, Pan — громкость, панорама,
Tune — высота тона,
активные функции (эффекты) — звуковая обработка.

Отображение параметров Cell Info существенно облегчает задачу проектирования сложного пэтча Battery 2. Дело в том, что секция редактирования включает в себя много регулировок, которые невозможно одновременно отобразить на экране. Поэтому Cell Info позволяет быстро оценить степень "нагруженности" ячейки виртуальной звуковой обработкой, а также оперативно получить информацию о типе этой обработки.

Редактирование ячеек в матрице семплов
Battery 2 представляет собой комплексный программный продукт, в который включен не только семплер и синтезатор, но и редактор. Разработчики выделили отдельную секцию редактирования — Edit Pane, которая содержит все элементы управления звуком ячеек. Однако это еще не все возможности. Манипуляции с ячейками можно производить и в матрице семплов. Остановимся на матричном редактировании и начнем с традиционного перемещения/копирования.

Перемещение и копирование ячеек
Рассмотрим пример практической пользы от копирования ячеек. Предположим, в ячейку загружен звук малого барабана. Сам по себе звук нас полностью устраивает. Однако в аранжировке он звучит механистично.

Если мы сделаем две-три копии звука малого барабана и для каждой копии незначительно изменим параметры, например, высоту тона (Tune) или сатурацию (Saturation), то звучание станет более "живым". Нужно не забыть разнести ноты, управляющие копиями малого барабана, на разную высоту. Этот способ можно назвать "разнесение по высотности" (чаще используется Velocity Mapping — разнесение по динамике, об этом далее). После этого на MIDI-клавиатуре появятся ноты, соответствующие версиям звука малого барабана.

Копирование на матрице семплов выполняется тремя способами: с помощью меню Edit, перетаскиванием с клавишей Ctrl, перетаскиванием с клавишами Ctrl+Alt. В последнем случае копируется диапазон нот запуска — Key Range.

Перемещение осуществляется простым перетаскиванием ячеек, но тут есть особенности:

- при перетаскивании ячейки на занятое место выполняется операция перестановки (Swap) — ячейки меняются местами,

- при перетаскивании содержимого в новую ячейку устанавливается Key Range новой ячейки (если мы хотим сохранить исходный Key Range, перетаскивать нужно с нажатой клавишей Alt).

Режимы ячеек Mute и Solo
Все стандартные ячейки, а также ячейки A-F и 1-12 (строки и столбцы), имеют по две кнопки-индикатора (по два "светодиода"): красная кнопка — Mute, желтая кнопка — Solo. Функция Solo аддитивна, т. е. в режим Solo можно перевести группу ячеек (при этом для Solo исключен режим радиокнопки).

В режимы Mute и Solo переводятся столбцы и строки. Например, кнопка Solo столбца 3 совмещается с кнопкой Solo строки A (рис. 19).


 
Рис. 19. Режимы Solo для столбца и строки.  
   

Особенности выделения ячеек
Если в окне Choose (File — Options) установлен режим Trigger cell on select (см. ранее), то обычные приемы выделения групп с использованием клавиш Ctrl и Shift не работают. Однако сохраняется выделение строк и столбцов. Совмещение выделения строк A-F со столбцами 1-12 при нажатой клавише Shift или Ctrl позволяет объединить несколько групп ячеек (рис. 17).

Редактирование ячеек правой кнопкой мыши
Щелчок правой кнопкой мыши на ячейке вызывает удобное контекстное меню с дополнительными возможностями редактирования (рис. 20).

Рис. 20. Контекстное меню ячейки.

Рассмотрим функции этого меню.

Add Sample — добавить семпл в ячейку. Внимание! С помощью этой команды можно загрузить любой файл из предложенных в окне "Открыть", даже новый пэтч.

Replace Cell — замена ячейки (загрузка файла CEL).

Save Cell — сохранение ячейки в файл CEL.

Copy, Paste, Delete — копирование ячейки в буфер, вставка и удаление ячейки.

Load Previous/Next Sample — последовательная загрузка семплов из группы, расположенной в одной папке. Удобная функция для быстрого подбора семпла.

Загрузка файла ReCycle
Battery 2 поддерживает импорт файлов ReCycle. В диалоговом окне пользователю предлагается ответить на вопрос "Map N Slices to Battery cells?" (распределить N слайсов по ячейкам?). Если ответ ОК, то слайсы последовательно разместятся в ячейках Battery 2, слева направо от выделенной ячейки.

В выделенной ячейке ReCycle-семпл размещается полностью — без деления на слайсы. Таким образом, одна ячейка Battery 2 содержит семпл полностью, а остальные — только слайсы (рис. 21).


 
Рис. 21. Размещение слайсов ReCycle-файла.  
   

Секция редактирования (Edit Pane)
Модули этой секции позволяют выполнить звуковую обработку в широком диапазоне: от небольших изменений до свободного экспериментирования.

Рассмотрим структуру секции Edit Pane.

Cell Control and Processing Views — шесть вкладок для управления звуком ячеек: Cell, Map, Mod, Filter, Comp, Loop.

Modify — изменение параметров звука с помощью четырех регуляторов: Tune (высота тона), Sat (сатурация), Bits (разрядность), Hertz (частота дискретизации).

Envelope — модуляция посредством двух генераторов огибающей: уровня (Volume Envelope) и высоты тона (Pitch Envelope).

Output — линейка виртуального микшера Battery 2. Каждый канал этого микшера — сигнал одной ячейки. Регуляторы громкости и панорамы в комментариях не нуждаются, а в списке поля Channel назначается виртуальный выход ячейки (количество выходов устанавливается в окне Choose, меню File — Options).

Несколько важных моментов
Настройки секции Edit Pane воздействуют на выделенные ячейки матрицы (т. е. на выделенную ячейку, группу и всю матрицу).

Если мы изменяем какой-нибудь параметр секции Edit Pane, то все ячейки матрицы показывают в области Info Strip (рис. 22) числовое значение текущего модифицируемого параметра. Это очень удобное интерфейсное решение, т. к. позволяет быстро сравнить текущее значение параметра данной ячейки с остальными.


 
Рис. 22. Область Info Strip.  
   

Как и в мастер-секции, большинство числовых параметров можно модифицировать с помощью мыши, протаскивая курсор (с нажатой левой/правой кнопкой) по вертикали через числовую область. Для точной подстройки параметра нужно нажать и удерживать Shift. Другой вариант — дважды щелкнуть на числовом поле и ввести значение с клавиатуры.

Щелчок на регуляторе правой кнопкой мыши вызывает окно Automation для автоматизации параметра (подробнее об этом далее).

Совет: установка регулятора в положение по умолчанию осуществляется с помощью двойного щелчка мышью.

Познакомимся с устройством вкладок для управления звуком.

Вкладка Cell
Вкладка Cell предназначена для базовых настроек звука ячейки (включая такие параметры, как управление по MIDI, группы и др.) и содержит три секции (рис. 23): Cell Control, Voice Group и Cell Activation.

Рис. 23. Вкладка Cell.

Секция Cell Control содержит следующие элементы управления.

Поле Name предназначено для ввода названия выделенной ячейки (выделенных ячеек). Ввод осуществляется с клавиатуры после двойного щелчка мышью.

Поле Rng (Range) служит для установки диапазона MIDI-нот, запускающих ячейку. Например, если установлен диапазон C1-F1, то ноты, не входящие в этот диапазон, не будут запускать ячейку. Ноты можно вводить в нумерации MIDI (C1, B2) или в числовом виде (35, 60...). Другой способ — использовать кнопку Learn и MIDI-клавиатуру (при этом опция Key Follow в окне Choose должна быть отключена). После нажатия кнопки Learn нужно последовательно нажать нижнюю и верхнюю ноты диапазона.

Кнопки Sample +/- помогут при переборе семплов, расположенных в одной папке. Другими словами, эти кнопки позволяют оперативно перезагружать семплы при формировании пэтча.

Список MIDI служит для назначения ячейки на MIDI-канал. Пункт All означает, что ячейка принимает MIDI-сообщения по всем каналам.

Кнопка Track (Tracking) предназначена для включения режима изменения высоты тона в диапазоне Range. Иначе говоря, если кнопка Track нажата (подсвечена оранжевым цветом), то, например, в диапазоне C1-C2 звук ячейки будет транспонироваться в соответствии с высотой управляющей MIDI-ноты. Отжатие кнопки Track приведет к тому, что высота звука ячейки изменяться не будет.

Кнопка Reverse (Rev) реверсирует все семплы ячейки. Отображение волновой формы на дисплее огибающих также реверсируется.

Кнопка Rel Trig (Release Trigger) включает режим запуска ячейки по MIDI-сообщению Note Off. По умолчанию режим не активен, и запуск производится по MIDI-сообщению Note On. Режим Release Trigger можно использовать творчески, например, для запуска реверсивных лупов по окончаниям нот (Note Off) или для подчеркивания окончаний нот шумовыми семплами. Вариантов много. Даже запуск по Note Off некоторых слайсов импортированного ReCycle-файла может оказаться интересным для аранжировки.

Кнопка DFD — активизация режима Direct From Disk для ячейки (см. ранее). Напомним, что режим DFD должен быть включен в окне Choose.

Секция Voice Group предназначена для объединения ячеек в группы по голосам. Для чего это может понадобиться? Например, в пэтче содержатся взаимоисключающие звуки, такие как открытый и закрытый хет. Они не могут звучать одновременно, начало одного должно автоматически прекращать звучание второго, и наоборот. Реализуется этот алгоритм как раз через группы с ограниченной полифонией.

А теперь подробнее. Battery 2 предлагает пользователю 63 группы с полифонией до 256 голосов. Приведем пример. Чтобы реализовать взаимоисключение звуков, выделим две ячейки, и в списке Voice Group назначим их на одну группу, например, Voicegroup 01. В списке Max Voices ограничим полифонию до одного голоса, и мы добились цели.

Параметр Voice Overlap Time (ms) устанавливает в миллисекундах перекрытие звучания семплов, чтобы сделать переход между ними более плавным. Это может быть полезно не только при работе с одиночными семплами, но и с лупами.

На этом возможности Battery 2 по работе с группами не ограничиваются. Если мы хотим реализовать заглушение полифонических групп, то нам нужно воспользоваться функцией Choke Group. Данная функция служит для той же цели взаимоисключения, но теперь уже не звуков, а групп, с сохранением их полифонии. Проще говоря, достаточно выделить ячейки, принадлежащие разным группам, и в списке Choke Group отнести их к одной категории (с 1 по 16). С этого момента включится режим заглушения групп одной категории.

Секция Cell Activation предназначена для организации логического управления запуском ячейки. По умолчанию, в списке условия запуска Start Cell установлено значение "off" (логическое управление выключено).

Выберем из списка первый пункт — On Key. При этом автоматически появится второй список — Start Cell. Это означает: Battery 2 поддерживает одновременно два условия запуска ячейки.

Остановимся на функции запуска по условию On Key. Справа расположились два поля диапазона нот: Rng Min и Rng Max. Логическое управление работает следующим образом: запуск ячейки поступающими MIDI-нотами разрешен только при выполнении определенного условия — в данном случае должна быть нажата клавиша заданного диапазона Rng Min/Max. Такой метод управления звуком можно назвать стробированием. В этом примере одни ноты "разрешают звучать" другим нотам.

Другое условие запуска — стробирование по MIDI-контроллеру. В этом варианте в списке Start Cell нужно выбрать условие On Controller. Дальнейшее более чем очевидно: в поле Start CC устанавливается номер контроллера, а в полях Rng Min и Rng Max фиксируется диапазон для стробирования контроллером.

Если значение контроллера находится в диапазоне, то ячейка запускается, если значение вышло за границы — запуск запрещен. Данный метод открывает широкие возможности для экспериментов: от стробирования с помощью внешних устройств MIDI-контроллеров, до рисования контроллеров в хост-приложениях (например, огибающих MIDI-клипа с независимым циклом в программе Ableton Live 4).

Третья функция — циклический запуск ячеек (Round Robin). Выделим группу ячеек и нажмем кнопку Learn секции Cell Control, затем нажмем клавишу на MIDI-инструменте. Теперь группа ячеек назначена на одну MIDI-клавишу. Далее для всех выделенных ячеек выберем в списке Start Cell условие Cycle Round Robin. Затем выделим ячейки поочередно, и для каждой установим параметр Position. Самая элементарная последовательность выглядит так: 1, 2, 3, 4...

С этого момента каждая приходящая MIDI-нота будет запускать следующую ячейку в цикле с заданной в поле Position очередностью. Можно сконструировать последовательность с паузой. Например, в цикле из четырех ячеек задать последовательность 1, 2, 3, 8.

Функцию запуска Cycle Round Robin также можно использовать весьма широко. Самый простой пример — это "оживление" механистичного звучания. Как вы уже догадались, формируется цикл, скажем, из трех-пяти копий ячеек. Затем для каждой ячейки незначительно изменяются некоторые параметры, например, высота тона и т. п. Каждая приходящая MIDI-нота будет запускать следующую ячейку цикла с измененными параметрами.

Другой пример — это циклическое воспроизведение слайсов ReCycle-файла остинатной последовательностью нот. Здесь также открываются самые широкие возможности для эксперимента: от переключения обычных барабанных слайсов, до лупов, вокальных фрагментов и т. п.

Вкладка Map
На этой вкладке реализуется функция Velocity Mapping — многослойное распределение семплов по динамике с переходами, кроссфейдами и т. п. (рис. 24). Battery 2 обеспечивает наиболее полный и вместе с тем удобный интерфейс для функции Velocity Mapping. Особенно это удобство заметно в случае большого числа слоев-семплов в ячейке.

Рис. 24. Вкладка Map.

Функция Velocity Mapping позволяет изменять несколько параметров для зон (Zone) семплов ячейки:

- минимальный уровень динамики для запуска семпла (ограничение снизу, например, семпл запускается только при динамике ноты, превышающей 60);

- максимальный уровень динамики для запуска семпла (ограничение сверху, например, уровень 110; совет: настройку диапазона зоны удобнее всего производить, нажимая MIDI-клавишу, при этом фактический уровень динамики нажатой клавиши отображается как горизонтальная линия);

- плавный переход между зонами (кроссфейд);

- параметры громкости, панорамы и высоты тона каждой зоны независимо от других зон.

Таким образом, имеются богатые возможности для создания самых разнообразных многослойных звуков с независимыми параметрами.

Разберемся в этом подробнее. Загруженные в ячейку семплы после присвоения им дополнительных параметров (область запуска по динамике, кроссфейды) становятся зонами. В окне Map View зоны ячейки представлены как вертикальные блоки.

Зону можно прослушать, щелкнув по ней мышью, хотя лучше контролировать воспроизведение зон с помощью MIDI-клавиатуры или другого MIDI-инструмента. Не следует пренебрегать и кнопками "+" и "-", которые предназначены для изменения масштаба по вертикали и по горизонтали соответственно.

Редактирование зон
Зоны можно выделять группами (также как и ячейки) с помощью комбинации Shift + щелчок. Если курсор мыши поместить внутрь зоны, то он примет форму руки. Рукой зоны можно перетаскивать в пределах дисплея Map. На вертикальных границах зоны курсор принимает форму стрелок, с помощью которых можно изменить границу запуска по динамике (рис. 25).


 
Рис. 25. Процесс Velocity Mapping.  
   

Каждая зона имеет Fade-маркеры, которые также перетаскиваются по вертикали. В пределах области фейда сигнал зоны затухает с увеличением/уменьшением динамики соответственно. Две зоны с перекрывающимися областями и фейдами образуют межзонный кроссфейд. Благодаря кроссфейду переходы между зонами осуществляются плавно.

Для каждой выделенной зоны можно выполнить локальное редактирование параметров в нижней панели:
- точные значения динамики устанавливаются в поле Vel,
- высота тона изменяется в поле Tune,
- панорама регулируется в поле Pan,
- громкость — в поле Vol.

Внимание! Содержимое поля Root (тоника, базовая нота) имеет отношение не к зонам, а ко всей ячейке в целом.

Контекстное меню для редактирования зон
Многие операции с зонами можно выполнить с помощью команд меню Edit, которые дублируются в контекстном меню Map (рис. 24). Первая группа команд предназначена для простых операций с зонами.

Cut Zone(s), (Copy Zone(s), Paste Zone(s) — тривиальные функции вырезания, копирования и вставки выделенных зон. С помощью этих команд зоны переносятся (копируются), например, в другие ячейки.

Delete Zone(s) — удаление выделенных зон.

Replace Zone — замена семпла в выделенной зоне.

Вторая группа команд предназначена для более тонкого редактирования. Рассмотрим типичный практический пример работы с зонами. Для начала предположим, что мы с помощью контекстного меню ячейки (пункта Add Sample) наполнили ее семплами (рис. 26). Затем выполним следующее:

Рис. 26. Практический пример Velocity Mapping.

- с помощью команды Stack Zones равномерно распределим зоны по динамике,

- ухватившись мышью за верхние границы зон, создадим области перекрытия между зонами,

- применим команду Set Velocity Crossfades контекстного меню.

В результате мы получим плавные переходы между зонами на величину области кроссфейда. При желании, командой Remove Velocity Crossfades можно легко удалить кроссфейды. А команда Reset Stacked Zones предназначена для отмены равномерного распределения зон по динамике.

Вкладка Mod (Modulation)
Вкладка модуляции является развитием концепции, присутствовавшей еще в первой версии Battery. Именно на этой вкладке получила наибольшее выражение идея динамического управления звуком в контексте всего проекта (т. е. обработка звука в реальном времени в сочетании с остальными треками аранжировки).

Идея автономной обработки семпла имеет принципиальные ограничения. И это несмотря на то, что уже в седьмой версии популярного редактора Sound Forge была введена автоматизация, а в Sound Forge 8 введена поддержка VST.

Можно сколько угодно экспериментировать, "мучить" семпл в редакторе, но нередко случается так, что семпл перестает "попадать" в аранжировку. Происходит это потому, что его звучание во время процесса обработки не согласовывалось с остальными треками. Напротив, использование возможностей модуляции Battery 2 и автоматизации внутри проекта современного хост-приложения (Cubase, Logic и т. п.) позволяет выстраивать звучание в комплексе и в соответствии с музыкальной формой.

Вот пример. Попробуйте угадать какой должен быть звук ячейки Battery в 17 такте? Если мы начнем заранее готовить семплы в редакторе, то, во-первых, затратим лишнее время, а, во-вторых, будем обречены на относительно небольшое число вариантов.

Кроме того, для оживления компьютерной музыки очень важным является управление звуком в реальном времени.

Перейдем к детальному рассмотрению вкладки Mod.

Секция Modulation Router (маршрутизатор модуляции) предназначен для формирования модуляционных связей (маршрутов) между управляющими источниками и управляемыми параметрами (рис. 27).

Рис. 27. Вкладка Mod с маршрутизатором модуляции.

Маршрутизатор позволяет организовать одновременно до восьми маршрутов. Интерфейс маршрутизатора прост и эффективен. Чтобы установить модуляционную связь (маршрут), достаточно нажать любую из восьми кнопок. Если кнопка подсвечена оранжевым цветом — установлена модуляционная связь, если белым — маршрут пуст.

Список источников модуляции расположен слева от регулятора Modulation Amount Slider (регулятор глубины модуляции), а список управляемых параметров — справа. Глубина модуляции может принимать значения от -100 до 100, т. е. от инверсной модуляционной связи до прямой. По умолчанию уже сформирован первый очевидный маршрут Velocity — Volume, т. к. громкость звука должна зависеть от динамики. Все модуляционные связи (маршруты) работают параллельно.

Рассмотрим список источников модуляции.

None — источник не задан.

Velocity — скорость нажатия MIDI-клавиши.

Pitch Bend, Poly/Mono AfterTouch — модуляция соответствующими MIDI-сообщениями (колеса и послекасания).

Key Position — значение параметра зависит от номера MIDI-клавиши. Самый простой пример: выделим всю матрицу с загруженными звуками с помощью кнопки выделения всех ячеек (рис. 14), затем установим маршрут KeyPos — Pan. Теперь звуки матрицы будут равномерно распределены по панораме. Это простой и эффективный способ добиться более объемного звучания.

Субменю Controller содержит восемь контроллеров с внутренним обозначением Controller A — Controller H. На внутренние контроллеры должны быть назначены стандартные MIDI-контроллеры в окне Choose (см. ранее). Тогда появится возможность управления параметрами ячеек по MIDI.

Constant — модуляция с помощью константы или смещение управляемого параметра на постоянную величину.

Random Unipolar — однополярный генератор случайных чисел. Смещает параметр случайным образом только в положительную сторону. Например, с помощью Random Unipolar можно добиться легкого "оживления" звучания, если с небольшой глубиной модуляции изменять высоту тона ячейки. Еще один способ "оживления" — установить маршрут Random Unipolar — Sample Start и экспериментально выбрать оптимальную глубину модуляции регулятором Modulation Amount. В последнем примере семпл будет запускаться случайным образом с разных стартовых позиций, что создаст некоторую иллюзию "живого" исполнения за счет вариативной атаки. Неплохой результат можно получить со звуком хета в сочетании со слабой (глубиной не более +/-4) случайной модуляцией высоты тона. Данный прием работает не со всеми семплами ударных, здесь нужно экспериментировать. Еще одно применение генератора Random Unipolar — получение звука с вариативной панорамой от центра к краю, маршрут Random Unipolar — Pan.

Random Bipolar — биполярный генератор случайных чисел. К нему относится все сказанное выше об однополярном генераторе, с той лишь разницей, что Random Bipolar обеспечивает симметричную модуляцию.

Release Velocity — модуляция скоростью отпускания MIDI-клавиши.

LFO (Low Frequency Oscillator) — модуляция с помощью генератора низкой частоты, который расположен в одноименной секции вкладки Mod (об этом дальше).

Modulation Envelope — модуляция с помощью огибающей. Генератор огибающей расположен в одноименной секции вкладки Mod (о его устройстве дальше).

Volume Envelope — модуляция с помощью огибающей уровня. Интересные результаты можно получить, если, например, установить маршрут Volume Envelope — Saturation. Модуляция с помощью огибающей уровня станет намного ярче. Для специальных эффектов подойдет маршрут Volume Envelope — Tune, в этом случае огибающая уровня управляет высотой тона (рис. 28).


 
Рис. 28. Модуляция высоты тона с помощью огибающей уровня.  
   

Pitch Envelope — модуляция с помощью огибающей высоты тона.

Теперь рассмотрим список управляемых параметров.

None — параметр не задан.

Volume, Pan — громкость, панорама.

Tune — высота тона.

Saturation — сатурация.

Bits —разрядность.

Hertz — частота дискретизации.

Субменю Filter — параметры Cutoff (частота среза) и Resonance (уровень резонанса). Модуляция параметрами вкладки Filter.

Субменю EQ содержит настройки параметрического эквалайзера (вкладка Filter), такие параметры, как частота, добротность (ширина полосы) и уровень (усиление/подавление) для каждой полосы.

Loop Start — модуляция стартовой границы лупа для зацикленных семплов (лупов, за эти настройки отвечает вкладка Loop). Модуляция стартовой границы лупа (Loop Start) в сочетании с параметром X-Fade создает модный эффект, характерный для современного звучания ударных. Самый простой пример: можно получить эффект нарастающей барабанной дроби семпла с локальными циклами. Это выполняется с помощью движения границы лупа Loop Start к началу семпла. Параметром Loop Start лучше всего управлять с внешнего MIDI-контроллера с записью MIDI-сообщений в трек секвенсора.

Loop Length — модуляция длины лупа. Управляя этим параметром, также можно создать еще один модный эффект, характерный для современного звучания ударных. Пример: кратковременное изменение частоты барабанной дроби вплоть до появления тонального звука.

Sample Start — модуляция границы запуска семпла. Один из примеров "оживления" звучания с помощью модуляции Sample Start был рассмотрен выше. Еще один пример: установим маршрут Velocity — Sample Start с небольшой положительной глубиной модуляции. Затем выведем в крайнее правое положение (100) регулятор Saturation (сатурация). В результате получится эффект, который заключается в следующем: ноты с большой динамикой вызовут звук с более мягкой атакой, а ноты с маленькой динамикой будут звучать громче и иметь резкую атаку вплоть до щелчка. Можно сказать, что это эффект скольжения границы семпла.

Субменю Pitch Envelope содержит четыре параметра модуляции генератора огибающей высоты тона. Например, если установить маршрут Velocity — Pitch Envelope Decay 1 (первый спад огибающей), то получится модуляция высоты тона, зависящая от динамики. При этом генератор огибающей должен быть активен и регулятор Amount смещен относительно нуля. Время звучания и высота тона будут управляться скоростью нажатия MIDI-клавиши. Эффект хорошо сочетается с модуляцией сатурации.

Субменю Volume Envelope содержит пять параметров стандартного генератора огибающей уровня: Attack, Hold, Decay, Sustain, Release. Пример модуляции: для звука хета активируем генератор Volume Envelope кнопкой On/Off (подробнее об этом далее), затем регуляторами Hold и Decay укоротим звук по длительности. После этого установим маршрут Velocity — Volume Envelope Decay с глубиной модуляции 100. Теперь ноты с малой динамикой производят короткие звуки, а ноты с большой динамикой удлиняют звук. Если постараться, то можно достичь более естественного "оживленного" звука. Не помешает и легкое смещение по панораме, зависящее от динамики: маршрут Velocity — Pan с глубиной 25. Вот из таких "мелочей" и складывается современное звучание.

Секция LFO. Генератор низкой частоты (LFO) предназначен для модуляции периодическими колебаниями или для периодического модуляционного эффекта.

Рассмотрим управляющие элементы интерфейса секции LFO.

Frequency — частота модулирующего сигнала, от 0,02 до 100 Гц.

Кнопки Waveform — форма волны модулирующего сигнала (синусоида, пила, прямоугольные импульсы).

Trigger (Trig) — режим синхронизации запуска LFO с воспроизведением звука ячейки. Проще говоря, LFO стартует вместе с ячейкой.

Sync (синхронизация) — режим синхронизации с хост-приложением. Данный режим применяется в том случае, когда Battery 2 используется как плагин. В этом режиме ручка Frequency превращается в меню длительностей нот от 1 (целая) до 1/64 Triplet (64-ая триоль). Нижнее поле предназначено для ввода количества нот с заданной длительностью, т. е., например, при вводе 5 и базовой сетке 1/16 получится сетка модуляции 5/16. В итоге LFO-модуляция просто привязывается к темпу хост-приложения и заданной метрической сетке.

В поле Fade In устанавливается время фейда — постепенного нарастания громкости после запуска ячейки.

PW (pulse width control) — регулятор ширины импульса. Ручка PW появляется только при прямоугольной форме волны LFO.

Напомним: для того, чтобы задействовать сигнал LFO, достаточно выбрать пункт LFO в меню источника модуляции Source.

Совет: интересный эффект можно получить, если автоматизировать (подробнее об автоматизации дальше) регулятор PW при установке модуляционной связи LFO — Tune и активном триггере запуска Trig.

Частота LFO должна быть около 100 Гц. Если снизить (и автоматизировать) частоту Frequency до 10-30 Гц, а затем установить маршрут LFO — Sat, то получится еще один эффект, имеющий отношение к обработке типа Lo-Fi. Одновременно управляя регуляторами PW и Frequency, можно существенно разнообразить звучание. При низких частотах модуляции эффект напоминает дилей типа Lo-Fi с обратной связью (feedback). Также можно попробовать включить привязку к метрической сетке в режиме Sync.

Секция Envelope. Генератор огибающей (Envelope) предназначен для непериодической модуляции.

Рассмотрим управляющие элементы интерфейса секции Envelope.

Кнопка Mode — переключатель двух режимов огибающей: AHD (Attack, Hold, Decay) и AHDSR (Attack, Hold, Decay, Sustain, Release). Режим AHDSR предпочтителен при запуске семплов с MIDI-клавиатуры. Особенно, если для звука имеют значение последние фазы огибающей: Sustain и Release. Упрощенный режим AHD (который отображается меньшим количеством ручек) больше подойдет для тех семплов, которые запускаются однократно. Здесь трудно дать однозначный совет, лучше всего поэкспериментировать с конкретными семплами.

Типичные регуляторы A (Attack), H (Hold), D (Decay), S (Sustain), R (Release) обычно не требуют особых комментариев, но для тех читателей, которые только начали приобщаться к компьютерной музыке, "расшифруем" эти понятия.

Attack — время (мс) от момента запуска, за которое огибающая достигнет своего максимума. В поле Curve (форма кривой) вводятся значения от -100 до 100. Отрицательные значения — вогнутая кривая, положительные — выпуклая. Нулевое значение — линейная форма.

Hold — время удержания огибающей в точке максимума. Установка времени удержания 10-30 мс создает заметный эффект подчеркивания удара барабана при маршруте модуляции Mod Env — Sat.

Decay — время спада огибающей до уровня сустейна (уровня сигнала, который поддерживается до момента отпускания MIDI-клавиши).

Sustain — уровень сигнала (дБ), который поддерживается до момента отпускания MIDI-клавиши.

Release — время, за которое уровень сустейна снизится до нуля после отпускания MIDI-клавиши.

Подведем итоги. Простая, на первый взгляд, "батарейка" (компьютерные музыканты в нашей стране иногда так называют программу Battery) содержит в себе много полезных процессоров звуковой обработки. Их эффективное использование избавит пользователя от применения дополнительных внешних плагинов (генераторов огибающей, компрессоров и т. п.).

Вкладка Filter
Вкладка Filter предназначена для изменения частотной характеристики звука ячейки. Прежде всего, следует отметить, что фильтры реализуются как сложные и ресурсоемкие вычислительные процессы, поэтому для экономии ресурсов без необходимости не стоит активизировать фильтр кнопкой On/Off. Интерфейс вкладки Filter прост и эффективен (рис. 29).

Рис. 29. Вкладка Filter.

Поле Preset содержит список пресетов, с которых лучше всего и начинать знакомство с фильтром.

АЧХ-дисплей отображает АЧХ фильтра или эквалайзера. Если на дисплее доступны маркеры, то управление формой кривой становится совсем простым делом. Маркеры перетаскиваются мышью на дисплее.

Список Filter содержит все типы фильтров Battery 2. В зависимости от выбранного типа, в правом нижнем углу появляются соответствующие регуляторы. Например, для типа фильтра "2 pole high-pass" (ВЧ-фильтр второго порядка) доступны два регулятора: Cutoff (частота среза) и Reso (резонанс). Регуляторы фильтра автоматизируются. Тип фильтра "2 pole high-pass" представлен на АЧХ-дисплее одним манипулятором. Движение манипулятора по горизонтали — частота среза, движение по вертикали — резонанс.

Познакомимся с группами типов фильтров.

Первая группа — N pole low-pass (где N — порядок фильтра от 1 до 6), группа НЧ-фильтров разного порядка.

Вторая группа — N pole high-pass, ВЧ-фильтры разного порядка.

Третья группа — 2, 4 pole band-pass, полосовые фильтры.

Четвертая группа — 1-3 band EQ, параметрические эквалайзеры с числом полос от 1 до 3. Каждая полоса, как и положено, снабжена регуляторами частоты (Freq), ширины частотной полосы (BandW) и уровня (Gain). При выделении манипулятора автоматически отображается соответствующая тройка регуляторов.

Пятая группа состоит из трех типов фильтров: Phaser Filter, Vowel A Filter и Vowel B Filter. Phaser Filter — фазосдвигающий фильтр (эффект фейзер). Vowel A Filter и Vowel B Filter моделируют естественный акустический резонанс, подобный тому, который возникает при произнесении гласных звуков. Иначе говоря, данный тип фильтра работает по аналогии с естественными резонаторами человека. Автоматизация регуляторов Freq и Reso приведет к эффекту "человекоподобных звуков".

Вкладка Comp (Compressor)
Встраивать компрессоры в виртуальные инструменты уже давно стало хорошим тоном для производителей. Компрессор есть и в Battery 2. Вкладка Comp содержит элементы управления простого, но эффективного компрессора (рис. 30).

Рис. 30. Вкладка Comp.

Компрессор — это устройство для сжатия динамического диапазона сигнала. Повышается уровень тихих сигналов, снижается пиковый уровень, и в результате подобной динамической обработки средний уровень повышается. Звук становится более громким.

Не углубляясь в эту сложную тему, ограничимся простым советом: не стоит компрессировать звук только потому, что "так принято". Если не хватает громкости, то просто прибавьте уровень ячейки или добавьте сатурации (Saturation). При этом вы сохраните динамику, и звучание, скорее всего, не будет утомлять слушателя.

С другой стороны может оказаться так, что стиль музыки, которому вы отдаете уверенное предпочтение, требует обязательной компрессии ударных. Тогда для начала нужно изучить поведение компрессора на пресетных установках. Дело в том, что все виртуальные компрессоры (так же, как и их "железные братья") имеют свои особенности, которые можно изучить только на практике. Компрессор Battery 2 не исключение, хотя он и имеет стандартное устройство.

Регулятор Thresh — порог срабатывания компрессора

Регулятор Ratio — коэффициент сжатия сигнала. При Ratio 25:1 компрессор фактически превращается в лимитер.

Регулятор Gain — выходной уровень (компенсирует ослабление сигнала при сжатии).

Attack — время срабатывания компрессора. Если его увеличивать, то при глубоком сжатии можно получить отчетливый щелчок. Минимальное время срабатывания компрессора съест атаку звука, а чрезмерно большое изменит ее до неузнаваемости как спецэффект.

Release — время восстановления компрессора. Для каждого звука время восстановления нужно подбирать экспериментально (компрессор Battery 2 лишен функции автоматической установки времени восстановления, в отличие от компрессоров Waves).

Вкладка Loop
Одна из замечательных функций Battery 2 — зацикливание семплов. Причем зацикливать можно как отдельные звуки, так и импортированные в Battery 2 лупы. Зацикливание семпла ударных — прием, который позволит не только сделать звук более выразительным и ярким, но и изменить его самым радикальным образом. Например, короткие звуки ударных можно удлинить, преобразовать в продолжительные, промодулировать огибающими и многое другое. Осталось только выяснить, какие возможности для зацикливания семплов предоставляет Battery 2.

Секция Select Loop (рис. 31) — переключатель регионов семпла, зафиксированных как лупы. Кнопки 1-4 переключают регионы и соответствующие им настройки, расположенные в нижней секции Loop Settings. Если регион зафиксирован как луп — кнопка подсвечена оранжевым цветом. Чтобы отметить (зафиксировать) регион как луп, нужно нажать кнопку On/Off в секции Loop Settings.

Рис. 31. Вкладка Loop.

По умолчанию, импортированный в Battery семпл содержит два красных маркера S (Sample Start) и E (Sample End), установленных на все длину семпла. Маркеры границ можно перетаскивать на дисплее волновой формы семпла, изменяя тем самым область его воспроизведения (рис. 32).

Рис. 32. Перетаскивание маркеров границ.

Зафиксированная область лупа ограничивается аналогичными маркерами S и E, только они имеют другой цвет (от светло-зеленого у первого региона до темно-синего у четвертого — рис. 33).

Рис. 33. Маркеры локальных циклов.

Кнопка Snap to Zero включает режим привязки границ к нулевому уровню, что обеспечивает бесшовное переключение зацикленных областей семпла, а также воспроизведение самого цикла без щелчков.

Разберемся с настройкой параметров лупов. Перейдем к секции Loop Settings.

Кнопка Play Loop предназначена для циклического прослушивания лупа. В этом режиме удобнее всего осуществлять остальные настройки. Количество воспроизводимых циклов равно параметру Count.

Loop Mode — режим воспроизведения лупа, их два: Until Release (луп воспроизводится до отпускания MIDI-клавиши) и Until End (луп воспроизводится полностью, до конца).

Регулятор Count — количество повторов (циклов) лупа, диапазон от 0 до бесконечности. Повторы наглядно отображаются на дисплее семпла.

Регулятор Start — позиция стартовой точки лупа.

Регулятор Length — длина лупа. Изменение длины лупа повлечет за собой сдвиг конечной точки лупа.

Регулятор Tune — транспонирование лупа. Максимальный диапазон — октава вверх/вниз.

Регулятор X-Fade — кроссфейд на границах лупов для бесшовного перехода. Например, первый регион (луп) повторился четыре раза, а второй — пять. Отметим, что регионы воспроизводятся последовательно в порядке увеличения нумерации. Получившаяся в результате стыковка лупов дает "грязь". Для подобной ситуации и создан регулятор X-Fade, положение которого нужно экспериментально определить для каждого лупа. Кроме того, с помощью X-Fade можно просто сгладить атаку лупа для достижения спецэффекта.

Рассмотрим пример зацикливания областей импортированного лупа.

С помощью кнопки On/Off создадим первую зацикленную область (луп) внутри лупа. Обратим внимание на то, что параметр Count автоматически установлен на бесконечность, что нам и потребуется для последующих действий.

Нажмем кнопку Play Loop, и регуляторами Start и Length точно подстроим границы области. Луп будет воспроизводиться до тех пор, пока мы его не остановим повторным нажатием кнопки Play Loop.

Затем установим оптимальное количество повторов — Count (обычно не больше 2). Для этого запустим ячейку и прослушаем весь импортированный луп, корректируя Count.

При необходимости подстроим кроссфейд регулятором X-Fade.

Затем повторим последовательность действий для следующей зацикленной области.

Таким способом можно легко трансформировать ритмический рисунок исходных лупов. Достаточно загрузить группу лупов в ячейки Battery 2 и зациклить в них одну-две области. Потом останется только записать MIDI-партию, запускающую соответствующие ячейки Battery 2.

Модуль Modify
Модуль глобального регулирования звука ячейки. Изменяются параметры звучания всех слоев. Модуль Modify содержит четыре регулятора: Tune, Sat, Bit и Hertz (рис. 34).

Рис. 34. Модуль Modify.

Tune — изменение высоты тона в диапазоне +/-3 октавы для всех семплов, загруженных в ячейку. Хороший эффект дает сочетание изменения Tune с изменением Hertz.

Sat (Saturation) — эффект сатурации звука, обогащения гармониками. Положительные значения параметра делают звук громче, ярче, усиливают атаку. Можно использовать также и отрицательные значения Saturation. Результат получится прямо противоположный: пики останутся при общем уменьшении плотности. Звук барабана станет более легким. Данный прием можно использовать для создания легкого звучания ударных.

Bits — виртуальное уменьшение разрядности семплов ячейки. Данный эффект относится к обработке типа Lo-Fi и позволяет имитировать 13-битное звучание семплеров Ensoniq EPS, 8-битное — моделей Ensoniq Mirage и т. п. В принципе, количество бит можно уменьшать до предела, т. е. до одного бита. Все зависит от звуковой эстетики конкретного музыкального стиля. Оказалось, что звук меньшей разрядности (имеющий характерную окраску), появившийся на свет из-за технического несовершенства аппаратуры прошлых лет, имеет собственную ценность. Он глубоко вошел в музыкальную ткань соответствующих музыкальных стилей и стал их неотъемлемой частью.

Hertz — виртуальное снижение частоты дискретизации семпла. Это тоже относится к обработке типа Lo-Fi. С помощью регулятора Hertz несложно получить характерный металлический звук ударных. В сочетании с различными типами модуляции (см. раньше) изменение частоты дискретизации будет напоминать кольцевую модуляцию.

Модуль Envelope/Waveform Display
Модуль Envelope/Waveform Display, как и следует из его названия, сочетает в себе дисплей волновой формы семпла (к которому мы уже не раз обращались в этой статье) и собственно сами генераторы огибающей (рис. 35).

Рис. 35. Модуль Envelope/Waveform Display.

В модуле два генератора огибающей: уровня и высоты тона. Верхние элементы управления имеют отношение к огибающей уровня, а нижние — к огибающей высоты тона.

Рассмотрим устройство генератора огибающей уровня.

Кнопка On/Off включает/выключает генератор.

Кнопка Mode — переключатель двух режимов огибающей: AHD (Attack, Hold, Decay) и AHDSR (Attack, Hold, Decay, Sustain, Release). Режим AHDSR предпочтителен при запуске семплов с MIDI-клавиатуры. В этом режиме длительность звука ячейки управляется длительностью поступающей ноты. Это свойство можно использовать при рисовании управляющих нот разной длительности в любом MIDI-редакторе.

Если для каждой ячейки установлен режим AHDSR, то длительности управляющих нот могут сформировать сложный ритмический рисунок из группы загруженных лупов. Создание сложных ритмических конструкций удобно сочетать со звуковой обработкой Battery 2.

Совет: при импорте лупов желательно отметить опцию "in kit" в окне "Открыть", тогда луп можно будет прослушивать в контексте во время воспроизведения проекта. Данная функция используется для плагина Battery 2 в составе хост-приложения.

Огибающая высоты тона отображается на дисплее красной линией, а ее органы управления расположены ниже дисплея волновой формы. Рассмотрим их по порядку.

On/Off — включение/выключение генератора высоты тона.

Amount — максимальный уровень модуляции (диапазон +/-октава).

D1 — время между максимальным уровнем модуляции и уровнем точки перегиба (breakpoint).

B — глубина модуляции в точке перегиба. Значение может быть положительным или отрицательным.

D2 — время между точкой перегиба и нулевым уровнем модуляции.

Автоматизация в Battery 2
Кроме стандартной хост-автоматизации, в Battery 2.1 введена поддержка MIDI-автоматизации практически всех регуляторов. Это означает, что на регулятор можно назначить стандартный MIDI-контроллер. Если щелкнуть правой кнопкой мыши на регуляторе, то появится окно Automation (в том случае, если параметр автоматизируется) — рис. 36.


 
Рис. 36. Окно Automation.  
   

Назначить MIDI-контроллер можно следующим образом: в столбце CC# найти требуемый контроллер (например, CC 14) и дважды щелкнуть на его уровне (или нажать кнопку Set). Снять контроллер можно с помощью кнопки Remove.

Другой способ: нажать кнопку MIDI Learn, сместить элемент управления на MIDI-контроллере (послать MIDI-сообщение).

Дополнительные параметры автоматизации.

Smoothing (сглаживание) — сглаживание Zipper-эффекта автоматизации, вызванного дискретностью MIDI-контроллера. Zipper-эффект — паразитная модуляция дискретным управляющим сигналом. Увеличение сглаживания уменьшает Zipper-эффект, но при этом также уменьшает и скорость отклика на управление. Поэтому нужно найти компромисс.

Soft Takeover — функция, устраняющая скачок величины параметра при регулировании. Нередко позиция регулятора не соответствует программируемой установке параметра. Это приводит к скачку при регулировании. Активная функция Soft Takeover исключит резкие изменения параметра.

Режим автоматизации Mode. В списке два пункта: MIDI Controller и Host Automation. В режиме Host Automation автоматизируемый регулятор можно представить как любой параметр хост-автоматизации. Действия такие же, как и в случае MIDI-автоматизации.

Battery 2 в хост-приложениях
Приведем примеры использования Battery 2 в двух хост-приложениях: Ableton Live 4 и Cubase SX 2.

В Ableton Live 4 VST-плагин Battery 2 перетаскивается на MIDI-трек из окна браузера (см. статью Ableton Live 4). Для вызова окна плагина Battery нужно нажать кнопку Edit Plug In Panel. Если плагин Battery 2 сконфигурирован как инструмент с несколькими выходами, то следует воспользоваться перекрестной маршрутизацией MIDI to Audio. На целевом аудиотреке в качестве входа выбирается исходный MIDI-трек (в нашем примере — "3 MIDI"), далее в списке Track Out выбирается нужный выход (рис. 37).

Рис. 37. Пример использования Battery 2 в Ableton Live 4.

Монитор устанавливается в позицию On. Количество дополнительных аудиотреков создается, исходя из количества задействованных выходов Battery.

В Cubase SX 2 действия пользователя сведены к минимуму. Нужно загрузить Battery 2 в слот панели VST Instruments. Виртуальный микшер автоматически заполнится дополнительными канальными линейками по числу установленных в окне Choose выходов Battery (см. ранее).

Обратим внимание на одну полезную вещь: в Cubase SX 2 пользователь может "заставить" играть Groove Agent звуками Battery 2 (рис. 38).


 
Рис. 38. Воспроизведение Groove Agent через Battery 2.  
   

Для этого нужно сделать следующее:

- Загрузить Groove Agent и Battery 2.

- В Groove Agent нажать кнопку Edit, затем открыть Setup и активизировать переключатель MIDI Output (лучше еще добавить и GM Output).

- Создать MIDI-трек, нажать на нем кнопку Monitor и установить в качестве MIDI-входа Groove Agent, а в качестве выхода — Battery2VST.

- Запустить Groove Agent и приглушить его аудиовыход на виртуальном микшере. При желании паттерны Groove Agent можно записать на MIDI-трек для дальнейшего редактирования.

Заключение
Подведем итоги.

В Battery 2 появилось немало существенных улучшений по сравнению с Battery 1.

Во второй версии нашли свое отражение наработки фирмы Native Instruments, которые раньше были апробированы в семплере Kontakt. Например, удобное меню автоматизации, вызываемое по правой кнопке мыши, поддержка MIDI-автоматизации.

Разработчики сохранили матричный интерфейс Battery, упаковав в него много новых функций и устройств. При этом интерфейс не стал перегруженным.

В Battery 2 реализована концепция "семплер + синтезатор", что позволяет творчески работать со звучанием ударных, не прибегая к другим программам — в частности, звуковым редакторам.

Таким образом, виртуальный инструмент Battery второй версии вырос по уровню и функциональным возможностям, сохранив при этом свою основную специализацию.

Native Instruments Battery 3 6069 руб.
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи
Посещений: 3909 | Проголосовавших: | Средняя оценка:

   

  Комментарии
23.04.08 03:04
Cold Rain
Хорошая статья. Спасибо

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА