Оглавление:

  Сергей НЕЧИТАЙЛО
Музыкальное Оборудование
октябрь 2002

Серия подключаемых модулей.

В своей прошлой статье я рассказал о знаменитом секвенсоре Logic Audio Platinum немецкой фирмы Emagic. Настоящий обзор продолжает начатую тему, и на этот раз речь пойдет о семействе виртуальных инструментов Emagic: как приобретаемых отдельно частях самой программы, так и подключаемых модулях формата VST 2.0, которые будут работать в любом программном звуковом приложении, поддерживающем данный протокол. И те, и другие существуют в версиях под обе платформы — как PC, так и Mac. К сожалению, достать для тестирования отдельные VST-инструменты Emagic не получилось, поэтому в данном повествовании речь пойдет, главным образом, о дополнительных модулях Logic (тем более, что VST-инструменты являются, по сути, их урезанными версиями).

Современный Logic в своей базовой конфигурации обладает тремя штатными виртуальными синтезаторами: ES Mono (ES M), ES Poly (ES P) и ES Ensemble (ES E). О каждом я уже успел очень подробно рассказать, описывая саму программу, так что больше возвращаться к ним не буду (кратко расскажу в конце статьи лишь о появившемся в версии 5.2 четвертом штатном псевдоинструменте — Klopfgeist). В дополнение к этим синтезаторам можно расширить возможности Logic еще несколькими инструментами: имитаторами аналогового синтеза ES 1 и ES 2, семплером EXS 24, электропиано EVP 88, клавинетом EVD 6 и синтезатором-вокодером-фильтром EVOC 20 PolySynth. А совсем недавно появился еще один инструмент — имитатор электрооргана EVB 3. Вообще-то, перечисленные инструменты уже “зашиты” в Logic, и процедура инсталляции лишь активизирует их. Если же ваш релиз программы совсем древний, он будет обновлен до версии 4.1 с включением туда устанавливаемого инструмента. Приобретя Logic версии 5.х, можно ознакомиться со всеми этими виртуальными инструментами в демонстрационном режиме, прежде чем их покупать. Это полнофункциональный режим, ограничено лишь время использования. Естественно, полный набор инструментов будет доступен в самом последнем релизе, так что следите за обновлениями. Во время тестирования я возился именно с демонстрационной активизацией инструментов, поэтому подробного описания окончательной инсталляции дать не могу. Знаю лишь, что на их дистрибутивных дисках присутствует много всяких “полезностей”: готовых пресетов, демонстраций и т. п. Плюс подробные “бумажные” мануалы. Не могу точно сказать, как будет проявляться защита авторизации — с одной стороны, я слышал, что каждые один-два месяца вам придется подтверждать свою честность, вставляя инсталляционный CD-ROM, а в другом месте читал, что новый XSKey берет все на себя. Ну, это, в сущности, не так принципиально.

К большому сожалению, покрутить инструменты в демонстрационном режиме могут лишь зарегистрированные пользователи Logic. Для всех остальных доступно лишь краткое описание на сайте Emagic плюс несколько звуковых примеров в формате MP3. Ни рабочих демоверсий, ни пользовательских мануалов на сайте нет (исключение составляют лишь ES 1 и EXS 24 — для первого выложена флэш-версия файла справки, а для второго — обновление мануала в разделе Download).

Все манипуляции с дополнительными виртуальными инструментами по назначению, маршрутизации, регулировке, копированию, удалению и т. п. аналогичны работе со штатными модулями. Вкратце напомню: чтобы использовать в работе тот или иной программный инструмент, надо сначала “повесить” его в первый разрыв специального трека Logic (он так и называется — Audio Instrument или, сокращенно, Audioinst). Для этого надо прямо на соответствующей линейке микшера или в окне Audio Configuration кликнуть и потянуть мышью за клавишу разрыва (рис. 1).



К моему недоумению, в последних версиях Logic (начиная с 5.2) первый разрыв линейки микшера зачем-то перенесли вниз — в графу I/O. Раньше было гораздо нагляднее. Ну ладно. В открывшемся меню выбирается любой из установленных в системе инструментов. Теперь данный канал доступен к использованию как обычная MIDI-дорожка для записи и редактирования MIDI-секвенций, либо в качестве выходного порта уже существующего MIDI-трека. Само собой разумеется, любые доступные для регулировки параметры инструмента допускается изменять не только из его окна управления, но и при помощи гибкой и точной системы автоматизации Logic. Выбор необходимых контроллеров для автоматизации осуществляется из списка, открывающегося в трековом меню (рис. 2).





В оставшиеся свободные разрывы линейки микшера можно назначить эффекты реального времени (как из штатного набора Logic, так и любые из установленных в системе подключаемых модулей формата DirectX и VST), что позволяет не только грамотно “уложить” исполняемую партию в общий микс, но и существенно увеличить звукоформирующие возможности самого виртуального инструмента (рис. 3).

Сразу хочу заметить, на моем компьютере у всех инструментов (у кого больше, у кого меньше) отмечается небольшая задержка (latency) при живой игре. Вполне возможно, причина кроется не в инструментах, а в моей звуковой плате и ее драйверах. В рекомендованных системных требованиях к инструментам четко указано — low-latency audio hardware (плюс современный процессор и не менее 256 Мб оперативной памяти). Да и в тематических конференциях внимание на этой проблеме не акцентируется.

ES 1

Имитатор аналогового синтеза Emagic Synthesizer 1 (рис. 4) функционально является традиционным инструментом, использующим аддитивно-субтрактивный принцип звукообразования. Пара осцилляторов, генератор шума, резонансный фильтр, генераторы низкой частоты и огибающей, овердрайв, выходные эффекты — все это имели в своем арсенале еще самые первые модели аналоговых синтезаторов. Но, в отличие от них, ES 1 обладает шестнадцатиголосной полифонией, чувствительностью к сообщениям динамики и изменения высоты тона, возможностью использования в качестве источника модуляции и звукообразования существующие аудиотреки и т. д. и т. п. Короче говоря, ES 1 имеет все замечательные возможности старых синтезаторов и свободен от их недостатков: нестабильности строя, несовершенства управления, отсутствия автоматизации, громоздкости, дороговизны и многих других. В то же время, некоторые особенности звучания (обусловленные как раз этими недостатками и ставшие своеобразной визитной карточкой аналогового синтеза) поддерживаются ES 1 и могут сознательно имитироваться. Все это (а также возможность одновременного использования до восьми модулей) делает ES 1 ценным приобретением.
 

   

Окно управления синтезатором выполнено в виде весьма наглядной “лицевой панели” с разнообразными кнопками, ручками и слайдерами. Для тех, кому требуется более точная регулировка, предусмотрен “технический интерфейс” (рис. 5), аналогичный штатным синтезаторам Logic. В описании сказано, что часть параметров доступна только из него, но почему-то в моем ES 1 такая дискриминация отсутствует. Чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, скажу сразу — такие окна управления существуют для всех инструментов Emagic, поэтому, если вы что-то не нашли на “лицевой панели”, смело ныряйте туда. Переключение между двумя типами окон осуществляется в верхней части любого из них — достаточно потянуть мышью клавишу Editor или Controls (в зависимости от текущего окна).

 

   

ES 1 не имеет жесткой специализации работы, с его помощью можно получить самые разнообразные звуки: басы, перкуссию, пэды, духовые и т. п. Предлагаются 128 пресетов, доступ к которым осуществляется кликом по клавише с треугольничком вверху окна управления. Через это же меню производятся сохранение и загрузка пользовательских настроек (а также копирование и вставка — удобно при одновременной работе с несколькими синтезаторами).

Давайте подробно остановимся на органах управления. Я специально пройдусь по ручкам и кнопкам максимально подробно, чтобы далее не повторяться, поскольку многие функции и блоки других инструментов Emagic конструктивно напоминают соответствующие узлы ES 1. Итак.

Колонка из пяти кнопок с цифрами футов (2’, 4’, 8’, 16’ и 32’), расположенная слева сверху, служит для переключения рабочей октавы — чем больше цифра, тем ниже октава. Единица измерения “фут” является, видимо, данью памяти еще баховских органов — трубы каждого регистра обладали определенной длиной.

За создание звука в ES 1 отвечают два осциллятора и слайдер баланса их сигналов. Тот осциллятор, который сверху (он называется Wave — волновой), генерирует волны треугольной, пилообразной и импульсной формы. Для последнего типа сигнала можно произвольно задать ширину импульса, перемещая регулятор выбора между значками квадратной и прямоугольной волн. Крайнее левое положение регулятора дает сигнал с шириной импульса, равной половине основной частоты, т. е. “квадрат”, при повороте ручки вправо импульс будет становиться все уже и уже.

Нижний осциллятор (или субосциллятор) вырабатывает прямоугольные и квадратные волны одной и двумя октавами ниже частоты основного осциллятора, а также два типа сигналов, полученных в результате сложения и фазового взаимовлияния этих волн. Кроме того, на выход субосциллятора можно направить сигнал любого записанного аудиотрека (регулятор в положении Ext), который задается сверху рабочего окна в графе Side Chain, для чего надо потянуть мышью соответствующую клавишу (для мгновенного сброса Side Chain просто кликните по клавише правой кнопкой). Два оставшихся положения ручки управления субосциллятором позволяют переключить его в режим генератора белого шума и отключить вообще (положение Off), что будет совсем не лишним сделать для экономии ресурсов системы в случае, когда он не требуется.

Слайдер Mix регулирует соотношение между выходами обоих осцилляторов. При отключении субосциллятора его сигнал исчезает из общей суммы, и тогда фейдер может лишь изменять амплитуду волнового осциллятора.

После сложения сигнал попадает на резонансный пропускающий фильтр низких частот. Регулятор Drive задает его входной уровень, позволяя перегрузить фильтр. Сам фильтр работает в четырех режимах: 12 dB, 18 dB, 24 dB Classic и 24 dB Fat. Значения децибел на октаву обозначают крутизну среза фильтра — чем выше цифра, тем круче срез. Частоту среза (или резонансную частоту) определяет регулятор Cutoff; то, что находится выше этой частоты, будет обрезаться. При движении указателя влево она уменьшается, а вправо — увеличивается вплоть до полного открытия фильтра. Ручка Resonance изменяет уровень резонанса, т. е. всплеска сигнала с вершиной в частоте среза. Режимы 24 dB Classic и 24 dB Fat отличаются тем, что в первом из них при увеличении параметра Resonance ослабляются нижние частоты, а во втором это ослабление компенсируется для достижения более “жирного” звучания. Изменять значения частоты среза и уровня резонанса можно и еще одним способом. Для этого нужно уцепиться мышью за круг со словом Filter и потянуть в нужную сторону в горизонтальном или вертикальном направлении: в первом случае будет варьироваться значение Resonance, а во втором — Cutoff.

Расположенный в правой части блока фильтра слайдер Key отвечает за глубину модуляции частоты среза в зависимости от высоты нажимаемой на клавиатуре ноты. Нулевое значение регулятора отключает эффект — какую бы клавишу вы не нажали, значение Cutoff не изменится. Если же слайдер передвинуть на максимум, то отношение резонансной частоты фильтра к высоте клавиши станет постоянным.

Также модулировать частоту среза может и генератор огибающей, при этом тембр ноты может варьироваться на протяжении ее длины в соответствии с установками генератора. Регулятор ADSR via Vel определяет зависимость этой модуляции от поступающих значений динамики (velocity). Положение верхней стрелки задает глубину модуляции для максимальной величины динамики (127), а нижней — для минимальной (0). Выбранный диапазон ADSR via Vel отображается голубой полосой. Если эту полоску потянуть мышью, можно передвинуть диапазон на другие значения глубины модуляции, не изменяя при этом его границы (т. е. расстояние между обеими стрелками). Чтобы мгновенно сбросить установки регулятора, достаточно разок кликнуть по нолику в середине шкалы.

Аналогичным образом организовано управление и блоком усилителя (имеется в виду настройка рабочего диапазона динамики). Такой же (только прямой) слайдер с двумя стрелками Level via Vel позволяет определить динамический диапазон и граничные значения выходного уровня блока в зависимости от команд динамики. Поскольку верхняя стрелка задает максимальную амплитуду усилителя, для большей гибкости управления ES 1 имеет дополнительный регулятор суммарной громкости Out Level, который находится в нижней полосе окна синтезатора и позволяет изменять ее в пределах от -40 до +10 дБ.

Прямое отношение к блоку усилителя имеет переключатель режимов генератора огибающей. Всего доступны три режима: AGateR, ADSR и GateR. При активной клавише ADSR блок будет отрабатывать все четыре фазы огибающей: атаку, спад, сустейн и затухание. Остальные кнопки позволяют усилителю игнорировать некоторые из этих фаз: спад и сустейн в случае AgateR, и все, кроме затухания, в случае GateR. Два последних режима удобно применять, когда требуется получить пэтч, в котором тембральные изменения ноты во времени сложнее, чем динамические, — поскольку фильтр управляется тем же ADSR-генератором, нельзя просто взять и обнулить значения ненужных для амплитудной модуляции фаз (а вот вышеописанными клавишами легко это сделать без ущерба для остального).

Фейдер Glide определяет время портаменто (т. е. скорость плавного изменения высоты звучания). Эффект может работать двумя способами: постоянно и только при игре легато. Первый режим не зависит от полифонии синтезатора, а второй доступен лишь для одноголосой игры. Чтобы включить Glide, достаточно передвинуть фейдер с его нулевого положения на нужное значение скорости — взятые ноты (или аккорды при нескольких голосах) начнутся с характерного “въезда”. Для назначения портаменто только на легатные (т. е. слитно взятые) ноты надо выбрать в окошке Voices последнюю опцию — Legato.

В окошке Tune осуществляется точная коррекция строя синтезатора с разрешением до одной тысячной цента.

Следующее окошко, Analog, отвечает за эффект, который, по замыслу разработчиков, должен в еще большей степени приблизить ES 1 к звучанию настоящего аналогового синтезатора. Смысл его заключается в модуляции высоты каждой ноты и частоты среза фильтра на случайные величины. Чем больше процент “аналоговости”, тем глубже модуляция. Кроме того, при нулевом значении Analog волна, генерируемая осциллятором, жестко синхронизирована с включающей ее нотой. Увеличение параметра позволяет осцилляторам работать все более свободно. Как известно, все эти “огрехи” (плавание строя, девиация голосов, расстройка осцилляторов и т. п.) являются визитной карточкой многих известных синтезаторов и (при использовании с умом) делают звучание более плотным, “жирным” и читаемым. Стоит отметить, что эффект работает лишь при многоголосном режиме, так как с одним голосом он влияет лишь на синхронизацию осциллятора с командой Note On.

Параметр Bender Range определяет рабочий диапазон колеса высоты тона, задаваемый в полутонах. Максимальное значение — двенадцать полутонов (октава).

Про окошко Out Level я уже писал. В графе Voices задается количество голосов полифонии ES 1 (от одного до шестнадцати), а также режим работы портаменто для одноголосого исполнения.

Последнее окошко, Chorus, позволяет включить любой из трех доступных типов хоруса: C1, C2 и Ens (Ensemble). Регулировок никаких нет. Признаться, я не очень понимаю, зачем разработчики вставили их в свой синтезатор — ведь есть прекрасная возможность вслед за ES 1 повесить в разрывы микшера не только нормальный хорус или ревербератор из установленных модулей, но вообще любой процессор по своему вкусу.

Генератор низкой частоты (LFO) производит не только волны разных форм — треугольник, квадрат, пила (с разным направлением “зубьев”), а также два типа случайных волн, но и сигнал управляющей цепи (Side Chain), на которую можно назначить любой аудиотрек, как и в случае с субосциллятором.

Расположенный правее регулятор Rate отвечает за рабочую частоту LFO, причем позволяет выбрать ее как произвольно, так и в связке с музыкальным материалом. При повороте ручки по часовой стрелке (от нуля до Free) увеличивается частота LFO, вплоть до максимально допустимого значения в 24,5 Гц. Левый сектор диапазона регулировки (от Synch до нуля) дает возможность выставить частоту LFO с точностью до такта, нескольких тактов или доли такта. Самое большое значение — 32 такта, самое малое — 1/64 триоль.

Среднее положение ручки Rate (DC) равняется нулевой частоте, то есть генератор вырабатывает сигнал постоянного уровня. В этом случае есть возможность при помощи колеса модуляции вручную (без использования LFO) модулировать различные параметры в соответствии с установками Int via Whi и маршрутизатора.

Классический генератор огибающей ADSR (Attack-Decay-Sustain-Release) заново представлять не надо. Его слайдерами можно задать произвольные значения четырех фаз ноты: время атаки, спада и затухания, и уровень сустейна. Генератор огибающей воздействует как на блок усиления (при включении режима ADSR, в случае других режимов, как я уже говорил, отрабатываются лишь отдельные фазы), контролируя изменения громкости сигнала, так и на фильтр (в зависимости от установок ADSR via Vel), динамически варьируя тембр нот.

LFO и генератор огибающей могут использоваться в качестве источника модуляции и других переменных значений синтезатора: высоты нот, ширины импульса прямоугольной волны, соотношения уровней осцилляторов и т. д. При этом каждый генератор может воздействовать лишь на единственный параметр. Выбор “цели” осуществляется при помощи специального маршрутизатора Router, расположенного в центре нижней (черной) половины окна управления (для этого достаточно кликнуть в специальном кружочке рядом с требуемым названием).

Слева и справа от маршрутизатора расположены слайдеры, определяющие минимальную и максимальную глубину модуляции для границ рабочего диапазона сигналов управления: Int via Whi и Int via Vel. Генератором низкой частоты (регулятор Int via Whi) управляет MIDI-контроллер №1, в народе называемый колесом модуляции, а генератором огибающей (регулятор Int via Vel) — поступающие значения динамики. Так же, как и при регулировке слайдерами ADSR via Vel и Level via Vel, можно синхронно перемещать крайние значения, уцепившись мышью за соединяющую их линию, выделенную зеленым цветом.

Надо заметить, что в качестве независимого источника модуляции генератор огибающей управляется не фейдерами ADSR (как это реализовано для блока фильтра и усилителя), а ручкой Form. Поворачивая ее в ту или иную сторону, можно либо увеличить время спада, либо растянуть фазу атаки (одновременно сделать и то и другое нельзя). Я, честно говоря, долго не мог понять, зачем сделана такая регулировка. Только потом дошло, что таким образом получаются фактически два независимых генератора огибающей: один из них (с ADSR-управлением) модулирует фильтр и усилитель, а другой (с ручкой Form) — все остальное.

Что можно сказать о звучании ES 1? Мне понравилось, хотя, конечно, эта оценка субъективна. Думаю, настоящий Moog или Oberheim звучат несколько богаче, но их счастливым обладателям, пожалуй, программный имитатор и не нужен. Для тех же, кто не имеет доступа к дорогим раритетам, ES 1 будет очень даже неплохим приобретением.

Большим плюсом синтезатора является наличие электронной системы помощи, вкратце описывающей все его функции (после инсталляции соответствующий пункт появляется в общем меню помощи Logic). К сожалению, этим не может похвастаться ни один из остальных виртуальных инструментов Emagic — все описания только в бумажном мануале, что не всегда удобно.

ES 2

Из всех виртуальных “аналоговых” синтезаторов, которые я видел за последнее время, именно Emagic Synthesizer 2 (рис. 6) показался мне самым многофункциональным. Причем, это изобилие возможностей достигается не за счет наращивания количества составляющих синтезатор блоков, а использованием современных технологий управления ими: разветвленной системой маршрутизации, векторным управлением и т. п. В результате, то, что традиционными способами достигалось бы при помощи целого зала ламповых блоков, сотен метров соединительных кабелей и нескольких часов работы большого количества операторов, ES 2 осуществляет самостоятельно, обременяя пользователя лишь необходимостью выполнить несколько движений мышью. Да-да, в отличие от известного своей сложностью программного синтезатора Reactor, ES 2 элементарно прост в управлении, а чтобы разобраться в нем, достаточно врубиться в основной принцип работы. Впрочем, давайте по порядку.
 

   

ES 2 пока доступен лишь обладателям Logic — отдельного модуля формата VST не существует (и, не знаю, предвидится ли такой вообще). Максимальная полифония составляет 32 голоса, при включении режима унисона она сокращается вдвое. Одновременно могут работать до 32 синтезаторов (в версии Logic Platinum и в зависимости от мощности компьютера).

Аддитивную часть ES 2 представляет блок, состоящий из трех осцилляторов. Перед каждым из них расположена ручка транспонирования рабочего тона с диапазоном регулировки в три октавы вверх/вниз и шагом в один полутон. Если требуется более точная подстройка частоты, потяните мышью колонку центов в черном поле снизу. Осцилляторы генерируют как классические аналоговые волны, каждой из которых соответствует легко узнаваемый символ, так и цифровые (по выбору из ста доступных семплов). Чтобы переключать последние, надо зацепить мышью надпись, представляющую название волны (она находится точно на шесть часов сектора регулятора), и потащить ее вверх или вниз. Волны прямоугольной и пилообразной формы второго и третьего осцилляторов могут синхронизироваться относительно первого (имеются соответствующие позиции включения). Кроме того, первый и второй осциллятор могут модулировать сигналы друг друга с использованием частотной (FM) и кольцевой (Ring) модуляции, а третий способен выступать в роли генератора шума. Еще второй и третий осцилляторы дают возможность регулировки ширины импульса прямоугольной волны. Баланс выходов со всех трех осцилляторов регулируется вместо традиционных фейдеров очень удобным в управлении графическим способом — передвижением специального якоря в треугольном поле (каждая вершина этого треугольника символизирует свой осциллятор). Чтобы выключить ненужный осциллятор из звукового тракта синтезатора, кликните мышью по зеленой цифре его номера.

После сложения сигнал поступает в блок фильтров. Да-да, именно фильтров, так как в ES 2 их целых две штуки. Блок устроен очень хитро — нажав кнопку Series/Parallel, можно изменить их включение с последовательного на параллельное, и наоборот. Для наглядности блок поворачивается на 90 градусов. Чтобы вообще отключить фильтры, достаточно нажать кнопку с надписью Filter.

Оба фильтра резонансные, имеют регулировки частоты среза и уровня резонанса. Первый из них работает в пяти режимах, переключаемых соответствующими кнопками: пиковом, режекторном, полосовом и пропускающим верхних и нижних частот. Также он имеет на входе усилительный контур, позволяющий перегрузить фильтр. Второй фильтр идентичен по функциям фильтру ES 1, только режим компенсации низких частот он имеет для каждой кривой среза, а не для одной лишь 24 дБ/окт. Кроме того, он может частотно модулироваться первым осциллятором. Баланс между фильтрами регулируется слайдером Blend.

После фильтра сигнал, как обычно, направляется на блок усиления. Для придания пэтчам жирности и читаемости можно при помощи ручки Sine Level подмешать к отфильтрованному звуку синусоидальную волну с первого осциллятора. Регулятором Volume изменяется общий выходной уровень синтезатора с максимальным значением +6 дБ.

Следующим в цепи стоит блок эффектов, представляющий два типа обработок. Дисторшн работает в двух режимах, жестком и мягком, и управляется ручками глубины перегрузки и тембра. Эффекты модуляции (по выбору из трех возможных — хорус, фленджер и фейзер) имеют стандартные регулировки: глубина (Intensity) и частота (Speed).

Глобальные настройки ES 2 объединяют стандартные режимы работы портаменто и выбора количества голосов полифонии (аналогично ES 1), способ работы осцилляторов при команде Note On, коррекцию строя, автоматический сброс фильтра, эффект унисона, диапазон колеса высоты тона и т. п. Для оживления звучания можно задать (в процентах) значение расстройки (CBD, Constant Beat Detune). Как видите, все просто и понятно.

Есть два LFO, способных вырабатывать по семь типов волн. Первый — полифонический, имеет простейший собственный генератор огибающей, управляемый специальной ручкой. Второй — монофонический, его рабочая частота может задаваться как произвольно, так и в привязке к тактовой сетке аранжировки. Выбор нужной волны производится в поле Wave, расположенном между ними.

ES 2 имеет три самостоятельных генератора огибающей. Первый из них хоть и позволяет контролировать только фазы атаки и спада (или затухания, если нажать на кнопку с символом параметра), зато может работать в трех режимах: Mono, Poly и Retrig. А вот два остальных по устройству сложнее привычных ADSR-генераторов и дают возможность задавать не только четыре стандартных параметра огибающей, но также дополнительный характер сустейна (возрастание или затухание амплитуды) и чувствительность к поступающим значениям динамики. У всех трех генераторов может быть задана зависимость времени атаки от динамики.

Ну, вот мы и добрались до самого главного — возможностей модуляции и векторного управления. ES 2 дает возможность модуляции более тридцати различных функций двадцатью двумя разными источниками. Одновременно можно использовать до десяти независимых модуляций. Назначения источников, функций, диапазона глубины воздействия осуществляются при помощи специального коммутатора (Router), состоящего из десяти отдельных ячеек. Его интерфейс весьма прост и нагляден: в меню Source выбирается источник, меню Via отвечает за “посредника”, а в меню Target указывается конечная функция. Двойной слайдер справа обозначает границы глубины модуляции в привязке к диапазону значений контроллера из секции Via. Чтобы было понятней, посмотрите на рисунок 7. В данном примере генератор огибающей номер два модулирует частоту среза второго фильтра в соответствии со значением динамики, причем верхняя граница зеленой полосы слайдера соответствует величине динамики 127, а нижняя — 0.



Если нажать расположенную справа от коммутатора клавишу Vector, то попадаешь в режим векторного управления синтезатором (рис. 8). Суть его заключается в командовании изменениями различных параметров во времени не через ручки управления или задание числовых значений, а описывая эти изменения математическими функциями. Ну, по аналогии с векторной графикой, когда для отображения какой-либо линии не надо записывать координаты всех составляющих ее точек, а достаточно указать начальное положение и формулу дальнейшего построения. Окно Vector абстрактно показывает синтезаторный звук во времени. Он разбивается на несколько узлов, расстояние между которыми можно задавать абсолютно (в миллисекундах) или относительно (в процентах). Для каждого узла можно задать произвольное положение суммы осцилляторов и величины двух каких-нибудь других параметров, которые выбираются справа в полях X Target и Y Target (значение Int для каждого из них характеризует максимальную глубину воздействия). Векторное управление работает в трех режимах (они задаются в меню Vector Mode): Mix — задействовано изменение только суммы осцилляторов, XY — только функций X Target и Y Target, Mix+XY — активизировано и то и другое. Баланс осцилляторов для каждого временного узла указывается в уже знакомом нам черном треугольнике слева, а параметры X и Y — в черном квадрате справа (в середине блока эффектов). Все, что вы накрутите, будет воспроизводиться при взятии какой-нибудь ноты. Таким образом, можно создать действительно интересный пэтч, который, к примеру, начнется звонкой фазой атаки, потом постепенно “зарычит” пульсирующим звуком, а в конце — вообще растворится в шуме. Но это еще не все! Можно задать точки лупа, указать его направление и даже привязать к ритмической сетке аранжировки. А к этому еще можно добавить весьма неслабую систему модуляции ES 2 и полную автоматизацию всех функций инструмента!

 

   

Чтобы помочь пользователю в экспериментировании и поиске свежих идей, разработчики включили в синтезатор подобие автоматического саунд-дизайнера. К сожалению, это не искусственный интеллект, а просто хитро приспособленный рандомизатор. При нажатии на его управляющую кнопку (RND), ES 2, прибавив к текущим параметрам настроек случайные величины, представит на ваш суд продукт своего электронного воображения. Есть возможность произвольно определить круг доступных для изменения параметров. Для этого зайдите в меню RND Int и выберите нужные из списка (или отметьте All, разрешив все). При помощи находящегося рядом слайдера определяется “резвость случайнизации” — то есть насколько сильно рандомизатор будет варьировать доступные переменные.

Звучание ES 2 настолько разнообразно и неповторимо, что тех звуков, которые я переслушал, играя целый вечер с кнопкой RND, как Шура Балаганов с пишущей машинкой, вполне хватило бы на озвучивание спецэффектами какого-нибудь современного фантастического блокбастера. Для оценки его возможностей в применении к музыке достаточно послушать несколько сотен готовых пресетов — там можно найти пэтчи на все случаи жизни. Раньше на сайте Emagic в разделе Download лежал 500-килобайтный архив дополнительных пэтчей. Похоже, его включили в последний релиз синтезатора — уж очень большое количество пресетов прилагается. Само собой, все личные наработки также можно сохранять, загружать копировать и т. п.

EXS 24 и EXSP 24

Emagic Xtreme Sampler 24 Bit (рис. 9) является программным семпл-плеером, а в комбинации с Logic — полноценным семплером, обладающим полным инструментарием для семплирования и создания пэтчей. Он имеет весьма широкие возможности даже по современным меркам. Максимальная полифония составляет 64 голоса. В зависимости от мощности компьютера, одновременно можно использовать вплоть до 24 модулей (каждый с 64 голосами) в версии Logic Audio Platinum/Gold, и до восьми — в варианте Silver или MicroLogic. Поддерживаются семплы с разрядностью от 8 до 24 бит и частотой дискретизации до 96 кГц в форматах WAV, AIFF и SDII. Есть специальная функция конвертации семплерных библиотек Akai S 1000/3000, SoundFont 2, SampleCell, GigaSampler и DLS. Кроме этого, обещается в будущем обеспечить поддержку и других форматов.
 

   

Окно управления EXS 24 очень напоминает имитатор аналогового синтеза — те же блоки фильтров, усиления, генераторов низкой частоты и огибающей, и т. п. Ну, фактически EXS 24 и является таким синтезатором, за исключением того, что вместо волн, вырабатываемых осцилляторами, для звукообразования используются семплы. Я сначала вкратце рассмотрю органы управления уже сформированным звуком, а потом перейду к описанию семплерных функций инструмента.

Блок фильтра напоминает соответствующий модуль ES 1 — те же параметры крутизны среза (12, 18 и 24 дБ/окт, с дополнительным режимом компенсации низких частот при резонансе), возможность перегрузки по входу, модуляция высотой клавиши и те же органы управления: регуляторы Drive, Cutoff, Resonance и Key. Там же находятся слайдеры определения зависимости глубины модуляции фильтра от входящих значений динамики и модуляции, причем в последнем случае возможен выбор одного из дву

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум

Оглавление:

Открыть
Муз Оборудование
Logo