Начало
 
 


Программные синтезаторы
Подключаемые модули

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Emagic Logic 5
 
 
  Виртуальные инструменты Emagic

Сергей НЕЧИТАЙЛО
Музыкальное Оборудование
октябрь 2002

Серия подключаемых модулей.

В своей прошлой статье я рассказал о знаменитом секвенсоре Logic Audio Platinum немецкой фирмы Emagic. Настоящий обзор продолжает начатую тему, и на этот раз речь пойдет о семействе виртуальных инструментов Emagic: как приобретаемых отдельно частях самой программы, так и подключаемых модулях формата VST 2.0, которые будут работать в любом программном звуковом приложении, поддерживающем данный протокол. И те, и другие существуют в версиях под обе платформы — как PC, так и Mac. К сожалению, достать для тестирования отдельные VST-инструменты Emagic не получилось, поэтому в данном повествовании речь пойдет, главным образом, о дополнительных модулях Logic (тем более, что VST-инструменты являются, по сути, их урезанными версиями).

Современный Logic в своей базовой конфигурации обладает тремя штатными виртуальными синтезаторами: ES Mono (ES M), ES Poly (ES P) и ES Ensemble (ES E). О каждом я уже успел очень подробно рассказать, описывая саму программу, так что больше возвращаться к ним не буду (кратко расскажу в конце статьи лишь о появившемся в версии 5.2 четвертом штатном псевдоинструменте — Klopfgeist). В дополнение к этим синтезаторам можно расширить возможности Logic еще несколькими инструментами: имитаторами аналогового синтеза ES 1 и ES 2, семплером EXS 24, электропиано EVP 88, клавинетом EVD 6 и синтезатором-вокодером-фильтром EVOC 20 PolySynth. А совсем недавно появился еще один инструмент — имитатор электрооргана EVB 3. Вообще-то, перечисленные инструменты уже “зашиты” в Logic, и процедура инсталляции лишь активизирует их. Если же ваш релиз программы совсем древний, он будет обновлен до версии 4.1 с включением туда устанавливаемого инструмента. Приобретя Logic версии 5.х, можно ознакомиться со всеми этими виртуальными инструментами в демонстрационном режиме, прежде чем их покупать. Это полнофункциональный режим, ограничено лишь время использования. Естественно, полный набор инструментов будет доступен в самом последнем релизе, так что следите за обновлениями. Во время тестирования я возился именно с демонстрационной активизацией инструментов, поэтому подробного описания окончательной инсталляции дать не могу. Знаю лишь, что на их дистрибутивных дисках присутствует много всяких “полезностей”: готовых пресетов, демонстраций и т. п. Плюс подробные “бумажные” мануалы. Не могу точно сказать, как будет проявляться защита авторизации — с одной стороны, я слышал, что каждые один-два месяца вам придется подтверждать свою честность, вставляя инсталляционный CD-ROM, а в другом месте читал, что новый XSKey берет все на себя. Ну, это, в сущности, не так принципиально.

К большому сожалению, покрутить инструменты в демонстрационном режиме могут лишь зарегистрированные пользователи Logic. Для всех остальных доступно лишь краткое описание на сайте Emagic плюс несколько звуковых примеров в формате MP3. Ни рабочих демоверсий, ни пользовательских мануалов на сайте нет (исключение составляют лишь ES 1 и EXS 24 — для первого выложена флэш-версия файла справки, а для второго — обновление мануала в разделе Download).

Все манипуляции с дополнительными виртуальными инструментами по назначению, маршрутизации, регулировке, копированию, удалению и т. п. аналогичны работе со штатными модулями. Вкратце напомню: чтобы использовать в работе тот или иной программный инструмент, надо сначала “повесить” его в первый разрыв специального трека Logic (он так и называется — Audio Instrument или, сокращенно, Audioinst). Для этого надо прямо на соответствующей линейке микшера или в окне Audio Configuration кликнуть и потянуть мышью за клавишу разрыва (рис. 1).

Рис. 1

К моему недоумению, в последних версиях Logic (начиная с 5.2) первый разрыв линейки микшера зачем-то перенесли вниз — в графу I/O. Раньше было гораздо нагляднее. Ну ладно. В открывшемся меню выбирается любой из установленных в системе инструментов. Теперь данный канал доступен к использованию как обычная MIDI-дорожка для записи и редактирования MIDI-секвенций, либо в качестве выходного порта уже существующего MIDI-трека. Само собой разумеется, любые доступные для регулировки параметры инструмента допускается изменять не только из его окна управления, но и при помощи гибкой и точной системы автоматизации Logic. Выбор необходимых контроллеров для автоматизации осуществляется из списка, открывающегося в трековом меню (рис. 2).

 Рис. 2

 Рис. 3

В оставшиеся свободные разрывы линейки микшера можно назначить эффекты реального времени (как из штатного набора Logic, так и любые из установленных в системе подключаемых модулей формата DirectX и VST), что позволяет не только грамотно “уложить” исполняемую партию в общий микс, но и существенно увеличить звукоформирующие возможности самого виртуального инструмента (рис. 3).

Сразу хочу заметить, на моем компьютере у всех инструментов (у кого больше, у кого меньше) отмечается небольшая задержка (latency) при живой игре. Вполне возможно, причина кроется не в инструментах, а в моей звуковой плате и ее драйверах. В рекомендованных системных требованиях к инструментам четко указано — low-latency audio hardware (плюс современный процессор и не менее 256 Мб оперативной памяти). Да и в тематических конференциях внимание на этой проблеме не акцентируется.

ES 1
Имитатор аналогового синтеза Emagic Synthesizer 1 (рис. 4) функционально является традиционным инструментом, использующим аддитивно-субтрактивный принцип звукообразования. Пара осцилляторов, генератор шума, резонансный фильтр, генераторы низкой частоты и огибающей, овердрайв, выходные эффекты — все это имели в своем арсенале еще самые первые модели аналоговых синтезаторов. Но, в отличие от них, ES 1 обладает шестнадцатиголосной полифонией, чувствительностью к сообщениям динамики и изменения высоты тона, возможностью использования в качестве источника модуляции и звукообразования существующие аудиотреки и т. д. и т. п. Короче говоря, ES 1 имеет все замечательные возможности старых синтезаторов и свободен от их недостатков: нестабильности строя, несовершенства управления, отсутствия автоматизации, громоздкости, дороговизны и многих других. В то же время, некоторые особенности звучания (обусловленные как раз этими недостатками и ставшие своеобразной визитной карточкой аналогового синтеза) поддерживаются ES 1 и могут сознательно имитироваться. Все это (а также возможность одновременного использования до восьми модулей) делает ES 1 ценным приобретением.


 
 Рис. 4  
   

Окно управления синтезатором выполнено в виде весьма наглядной “лицевой панели” с разнообразными кнопками, ручками и слайдерами. Для тех, кому требуется более точная регулировка, предусмотрен “технический интерфейс” (рис. 5), аналогичный штатным синтезаторам Logic. В описании сказано, что часть параметров доступна только из него, но почему-то в моем ES 1 такая дискриминация отсутствует. Чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, скажу сразу — такие окна управления существуют для всех инструментов Emagic, поэтому, если вы что-то не нашли на “лицевой панели”, смело ныряйте туда. Переключение между двумя типами окон осуществляется в верхней части любого из них — достаточно потянуть мышью клавишу Editor или Controls (в зависимости от текущего окна).


 
 Рис. 5  
   

ES 1 не имеет жесткой специализации работы, с его помощью можно получить самые разнообразные звуки: басы, перкуссию, пэды, духовые и т. п. Предлагаются 128 пресетов, доступ к которым осуществляется кликом по клавише с треугольничком вверху окна управления. Через это же меню производятся сохранение и загрузка пользовательских настроек (а также копирование и вставка — удобно при одновременной работе с несколькими синтезаторами).

Давайте подробно остановимся на органах управления. Я специально пройдусь по ручкам и кнопкам максимально подробно, чтобы далее не повторяться, поскольку многие функции и блоки других инструментов Emagic конструктивно напоминают соответствующие узлы ES 1. Итак.

Колонка из пяти кнопок с цифрами футов (2’, 4’, 8’, 16’ и 32’), расположенная слева сверху, служит для переключения рабочей октавы — чем больше цифра, тем ниже октава. Единица измерения “фут” является, видимо, данью памяти еще баховских органов — трубы каждого регистра обладали определенной длиной.

За создание звука в ES 1 отвечают два осциллятора и слайдер баланса их сигналов. Тот осциллятор, который сверху (он называется Wave — волновой), генерирует волны треугольной, пилообразной и импульсной формы. Для последнего типа сигнала можно произвольно задать ширину импульса, перемещая регулятор выбора между значками квадратной и прямоугольной волн. Крайнее левое положение регулятора дает сигнал с шириной импульса, равной половине основной частоты, т. е. “квадрат”, при повороте ручки вправо импульс будет становиться все уже и уже.

Нижний осциллятор (или субосциллятор) вырабатывает прямоугольные и квадратные волны одной и двумя октавами ниже частоты основного осциллятора, а также два типа сигналов, полученных в результате сложения и фазового взаимовлияния этих волн. Кроме того, на выход субосциллятора можно направить сигнал любого записанного аудиотрека (регулятор в положении Ext), который задается сверху рабочего окна в графе Side Chain, для чего надо потянуть мышью соответствующую клавишу (для мгновенного сброса Side Chain просто кликните по клавише правой кнопкой). Два оставшихся положения ручки управления субосциллятором позволяют переключить его в режим генератора белого шума и отключить вообще (положение Off), что будет совсем не лишним сделать для экономии ресурсов системы в случае, когда он не требуется.

Слайдер Mix регулирует соотношение между выходами обоих осцилляторов. При отключении субосциллятора его сигнал исчезает из общей суммы, и тогда фейдер может лишь изменять амплитуду волнового осциллятора.

После сложения сигнал попадает на резонансный пропускающий фильтр низких частот. Регулятор Drive задает его входной уровень, позволяя перегрузить фильтр. Сам фильтр работает в четырех режимах: 12 dB, 18 dB, 24 dB Classic и 24 dB Fat. Значения децибел на октаву обозначают крутизну среза фильтра — чем выше цифра, тем круче срез. Частоту среза (или резонансную частоту) определяет регулятор Cutoff; то, что находится выше этой частоты, будет обрезаться. При движении указателя влево она уменьшается, а вправо — увеличивается вплоть до полного открытия фильтра. Ручка Resonance изменяет уровень резонанса, т. е. всплеска сигнала с вершиной в частоте среза. Режимы 24 dB Classic и 24 dB Fat отличаются тем, что в первом из них при увеличении параметра Resonance ослабляются нижние частоты, а во втором это ослабление компенсируется для достижения более “жирного” звучания. Изменять значения частоты среза и уровня резонанса можно и еще одним способом. Для этого нужно уцепиться мышью за круг со словом Filter и потянуть в нужную сторону в горизонтальном или вертикальном направлении: в первом случае будет варьироваться значение Resonance, а во втором — Cutoff.

Расположенный в правой части блока фильтра слайдер Key отвечает за глубину модуляции частоты среза в зависимости от высоты нажимаемой на клавиатуре ноты. Нулевое значение регулятора отключает эффект — какую бы клавишу вы не нажали, значение Cutoff не изменится. Если же слайдер передвинуть на максимум, то отношение резонансной частоты фильтра к высоте клавиши станет постоянным.

Также модулировать частоту среза может и генератор огибающей, при этом тембр ноты может варьироваться на протяжении ее длины в соответствии с установками генератора. Регулятор ADSR via Vel определяет зависимость этой модуляции от поступающих значений динамики (velocity). Положение верхней стрелки задает глубину модуляции для максимальной величины динамики (127), а нижней — для минимальной (0). Выбранный диапазон ADSR via Vel отображается голубой полосой. Если эту полоску потянуть мышью, можно передвинуть диапазон на другие значения глубины модуляции, не изменяя при этом его границы (т. е. расстояние между обеими стрелками). Чтобы мгновенно сбросить установки регулятора, достаточно разок кликнуть по нолику в середине шкалы.

Аналогичным образом организовано управление и блоком усилителя (имеется в виду настройка рабочего диапазона динамики). Такой же (только прямой) слайдер с двумя стрелками Level via Vel позволяет определить динамический диапазон и граничные значения выходного уровня блока в зависимости от команд динамики. Поскольку верхняя стрелка задает максимальную амплитуду усилителя, для большей гибкости управления ES 1 имеет дополнительный регулятор суммарной громкости Out Level, который находится в нижней полосе окна синтезатора и позволяет изменять ее в пределах от -40 до +10 дБ.

Прямое отношение к блоку усилителя имеет переключатель режимов генератора огибающей. Всего доступны три режима: AGateR, ADSR и GateR. При активной клавише ADSR блок будет отрабатывать все четыре фазы огибающей: атаку, спад, сустейн и затухание. Остальные кнопки позволяют усилителю игнорировать некоторые из этих фаз: спад и сустейн в случае AgateR, и все, кроме затухания, в случае GateR. Два последних режима удобно применять, когда требуется получить пэтч, в котором тембральные изменения ноты во времени сложнее, чем динамические, — поскольку фильтр управляется тем же ADSR-генератором, нельзя просто взять и обнулить значения ненужных для амплитудной модуляции фаз (а вот вышеописанными клавишами легко это сделать без ущерба для остального).

Фейдер Glide определяет время портаменто (т. е. скорость плавного изменения высоты звучания). Эффект может работать двумя способами: постоянно и только при игре легато. Первый режим не зависит от полифонии синтезатора, а второй доступен лишь для одноголосой игры. Чтобы включить Glide, достаточно передвинуть фейдер с его нулевого положения на нужное значение скорости — взятые ноты (или аккорды при нескольких голосах) начнутся с характерного “въезда”. Для назначения портаменто только на легатные (т. е. слитно взятые) ноты надо выбрать в окошке Voices последнюю опцию — Legato.

В окошке Tune осуществляется точная коррекция строя синтезатора с разрешением до одной тысячной цента.

Следующее окошко, Analog, отвечает за эффект, который, по замыслу разработчиков, должен в еще большей степени приблизить ES 1 к звучанию настоящего аналогового синтезатора. Смысл его заключается в модуляции высоты каждой ноты и частоты среза фильтра на случайные величины. Чем больше процент “аналоговости”, тем глубже модуляция. Кроме того, при нулевом значении Analog волна, генерируемая осциллятором, жестко синхронизирована с включающей ее нотой. Увеличение параметра позволяет осцилляторам работать все более свободно. Как известно, все эти “огрехи” (плавание строя, девиация голосов, расстройка осцилляторов и т. п.) являются визитной карточкой многих известных синтезаторов и (при использовании с умом) делают звучание более плотным, “жирным” и читаемым. Стоит отметить, что эффект работает лишь при многоголосном режиме, так как с одним голосом он влияет лишь на синхронизацию осциллятора с командой Note On.

Параметр Bender Range определяет рабочий диапазон колеса высоты тона, задаваемый в полутонах. Максимальное значение — двенадцать полутонов (октава).

Про окошко Out Level я уже писал. В графе Voices задается количество голосов полифонии ES 1 (от одного до шестнадцати), а также режим работы портаменто для одноголосого исполнения.

Последнее окошко, Chorus, позволяет включить любой из трех доступных типов хоруса: C1, C2 и Ens (Ensemble). Регулировок никаких нет. Признаться, я не очень понимаю, зачем разработчики вставили их в свой синтезатор — ведь есть прекрасная возможность вслед за ES 1 повесить в разрывы микшера не только нормальный хорус или ревербератор из установленных модулей, но вообще любой процессор по своему вкусу.

Генератор низкой частоты (LFO) производит не только волны разных форм — треугольник, квадрат, пила (с разным направлением “зубьев”), а также два типа случайных волн, но и сигнал управляющей цепи (Side Chain), на которую можно назначить любой аудиотрек, как и в случае с субосциллятором.

Расположенный правее регулятор Rate отвечает за рабочую частоту LFO, причем позволяет выбрать ее как произвольно, так и в связке с музыкальным материалом. При повороте ручки по часовой стрелке (от нуля до Free) увеличивается частота LFO, вплоть до максимально допустимого значения в 24,5 Гц. Левый сектор диапазона регулировки (от Synch до нуля) дает возможность выставить частоту LFO с точностью до такта, нескольких тактов или доли такта. Самое большое значение — 32 такта, самое малое — 1/64 триоль.

Среднее положение ручки Rate (DC) равняется нулевой частоте, то есть генератор вырабатывает сигнал постоянного уровня. В этом случае есть возможность при помощи колеса модуляции вручную (без использования LFO) модулировать различные параметры в соответствии с установками Int via Whi и маршрутизатора.

Классический генератор огибающей ADSR (Attack-Decay-Sustain-Release) заново представлять не надо. Его слайдерами можно задать произвольные значения четырех фаз ноты: время атаки, спада и затухания, и уровень сустейна. Генератор огибающей воздействует как на блок усиления (при включении режима ADSR, в случае других режимов, как я уже говорил, отрабатываются лишь отдельные фазы), контролируя изменения громкости сигнала, так и на фильтр (в зависимости от установок ADSR via Vel), динамически варьируя тембр нот.

LFO и генератор огибающей могут использоваться в качестве источника модуляции и других переменных значений синтезатора: высоты нот, ширины импульса прямоугольной волны, соотношения уровней осцилляторов и т. д. При этом каждый генератор может воздействовать лишь на единственный параметр. Выбор “цели” осуществляется при помощи специального маршрутизатора Router, расположенного в центре нижней (черной) половины окна управления (для этого достаточно кликнуть в специальном кружочке рядом с требуемым названием).

Слева и справа от маршрутизатора расположены слайдеры, определяющие минимальную и максимальную глубину модуляции для границ рабочего диапазона сигналов управления: Int via Whi и Int via Vel. Генератором низкой частоты (регулятор Int via Whi) управляет MIDI-контроллер №1, в народе называемый колесом модуляции, а генератором огибающей (регулятор Int via Vel) — поступающие значения динамики. Так же, как и при регулировке слайдерами ADSR via Vel и Level via Vel, можно синхронно перемещать крайние значения, уцепившись мышью за соединяющую их линию, выделенную зеленым цветом.

Надо заметить, что в качестве независимого источника модуляции генератор огибающей управляется не фейдерами ADSR (как это реализовано для блока фильтра и усилителя), а ручкой Form. Поворачивая ее в ту или иную сторону, можно либо увеличить время спада, либо растянуть фазу атаки (одновременно сделать и то и другое нельзя). Я, честно говоря, долго не мог понять, зачем сделана такая регулировка. Только потом дошло, что таким образом получаются фактически два независимых генератора огибающей: один из них (с ADSR-управлением) модулирует фильтр и усилитель, а другой (с ручкой Form) — все остальное.

Что можно сказать о звучании ES 1? Мне понравилось, хотя, конечно, эта оценка субъективна. Думаю, настоящий Moog или Oberheim звучат несколько богаче, но их счастливым обладателям, пожалуй, программный имитатор и не нужен. Для тех же, кто не имеет доступа к дорогим раритетам, ES 1 будет очень даже неплохим приобретением.

Большим плюсом синтезатора является наличие электронной системы помощи, вкратце описывающей все его функции (после инсталляции соответствующий пункт появляется в общем меню помощи Logic). К сожалению, этим не может похвастаться ни один из остальных виртуальных инструментов Emagic — все описания только в бумажном мануале, что не всегда удобно.

ES 2
Из всех виртуальных “аналоговых” синтезаторов, которые я видел за последнее время, именно Emagic Synthesizer 2 (рис. 6) показался мне самым многофункциональным. Причем, это изобилие возможностей достигается не за счет наращивания количества составляющих синтезатор блоков, а использованием современных технологий управления ими: разветвленной системой маршрутизации, векторным управлением и т. п. В результате, то, что традиционными способами достигалось бы при помощи целого зала ламповых блоков, сотен метров соединительных кабелей и нескольких часов работы большого количества операторов, ES 2 осуществляет самостоятельно, обременяя пользователя лишь необходимостью выполнить несколько движений мышью. Да-да, в отличие от известного своей сложностью программного синтезатора Reactor, ES 2 элементарно прост в управлении, а чтобы разобраться в нем, достаточно врубиться в основной принцип работы. Впрочем, давайте по порядку.


 
 Рис. 6  
   

ES 2 пока доступен лишь обладателям Logic — отдельного модуля формата VST не существует (и, не знаю, предвидится ли такой вообще). Максимальная полифония составляет 32 голоса, при включении режима унисона она сокращается вдвое. Одновременно могут работать до 32 синтезаторов (в версии Logic Platinum и в зависимости от мощности компьютера).

Аддитивную часть ES 2 представляет блок, состоящий из трех осцилляторов. Перед каждым из них расположена ручка транспонирования рабочего тона с диапазоном регулировки в три октавы вверх/вниз и шагом в один полутон. Если требуется более точная подстройка частоты, потяните мышью колонку центов в черном поле снизу. Осцилляторы генерируют как классические аналоговые волны, каждой из которых соответствует легко узнаваемый символ, так и цифровые (по выбору из ста доступных семплов). Чтобы переключать последние, надо зацепить мышью надпись, представляющую название волны (она находится точно на шесть часов сектора регулятора), и потащить ее вверх или вниз. Волны прямоугольной и пилообразной формы второго и третьего осцилляторов могут синхронизироваться относительно первого (имеются соответствующие позиции включения). Кроме того, первый и второй осциллятор могут модулировать сигналы друг друга с использованием частотной (FM) и кольцевой (Ring) модуляции, а третий способен выступать в роли генератора шума. Еще второй и третий осцилляторы дают возможность регулировки ширины импульса прямоугольной волны. Баланс выходов со всех трех осцилляторов регулируется вместо традиционных фейдеров очень удобным в управлении графическим способом — передвижением специального якоря в треугольном поле (каждая вершина этого треугольника символизирует свой осциллятор). Чтобы выключить ненужный осциллятор из звукового тракта синтезатора, кликните мышью по зеленой цифре его номера.

После сложения сигнал поступает в блок фильтров. Да-да, именно фильтров, так как в ES 2 их целых две штуки. Блок устроен очень хитро — нажав кнопку Series/Parallel, можно изменить их включение с последовательного на параллельное, и наоборот. Для наглядности блок поворачивается на 90 градусов. Чтобы вообще отключить фильтры, достаточно нажать кнопку с надписью Filter.

Оба фильтра резонансные, имеют регулировки частоты среза и уровня резонанса. Первый из них работает в пяти режимах, переключаемых соответствующими кнопками: пиковом, режекторном, полосовом и пропускающим верхних и нижних частот. Также он имеет на входе усилительный контур, позволяющий перегрузить фильтр. Второй фильтр идентичен по функциям фильтру ES 1, только режим компенсации низких частот он имеет для каждой кривой среза, а не для одной лишь 24 дБ/окт. Кроме того, он может частотно модулироваться первым осциллятором. Баланс между фильтрами регулируется слайдером Blend.

После фильтра сигнал, как обычно, направляется на блок усиления. Для придания пэтчам жирности и читаемости можно при помощи ручки Sine Level подмешать к отфильтрованному звуку синусоидальную волну с первого осциллятора. Регулятором Volume изменяется общий выходной уровень синтезатора с максимальным значением +6 дБ.

Следующим в цепи стоит блок эффектов, представляющий два типа обработок. Дисторшн работает в двух режимах, жестком и мягком, и управляется ручками глубины перегрузки и тембра. Эффекты модуляции (по выбору из трех возможных — хорус, фленджер и фейзер) имеют стандартные регулировки: глубина (Intensity) и частота (Speed).

Глобальные настройки ES 2 объединяют стандартные режимы работы портаменто и выбора количества голосов полифонии (аналогично ES 1), способ работы осцилляторов при команде Note On, коррекцию строя, автоматический сброс фильтра, эффект унисона, диапазон колеса высоты тона и т. п. Для оживления звучания можно задать (в процентах) значение расстройки (CBD, Constant Beat Detune). Как видите, все просто и понятно.

Есть два LFO, способных вырабатывать по семь типов волн. Первый — полифонический, имеет простейший собственный генератор огибающей, управляемый специальной ручкой. Второй — монофонический, его рабочая частота может задаваться как произвольно, так и в привязке к тактовой сетке аранжировки. Выбор нужной волны производится в поле Wave, расположенном между ними.

ES 2 имеет три самостоятельных генератора огибающей. Первый из них хоть и позволяет контролировать только фазы атаки и спада (или затухания, если нажать на кнопку с символом параметра), зато может работать в трех режимах: Mono, Poly и Retrig. А вот два остальных по устройству сложнее привычных ADSR-генераторов и дают возможность задавать не только четыре стандартных параметра огибающей, но также дополнительный характер сустейна (возрастание или затухание амплитуды) и чувствительность к поступающим значениям динамики. У всех трех генераторов может быть задана зависимость времени атаки от динамики.

Ну, вот мы и добрались до самого главного — возможностей модуляции и векторного управления. ES 2 дает возможность модуляции более тридцати различных функций двадцатью двумя разными источниками. Одновременно можно использовать до десяти независимых модуляций. Назначения источников, функций, диапазона глубины воздействия осуществляются при помощи специального коммутатора (Router), состоящего из десяти отдельных ячеек. Его интерфейс весьма прост и нагляден: в меню Source выбирается источник, меню Via отвечает за “посредника”, а в меню Target указывается конечная функция. Двойной слайдер справа обозначает границы глубины модуляции в привязке к диапазону значений контроллера из секции Via. Чтобы было понятней, посмотрите на рисунок 7. В данном примере генератор огибающей номер два модулирует частоту среза второго фильтра в соответствии со значением динамики, причем верхняя граница зеленой полосы слайдера соответствует величине динамики 127, а нижняя — 0.

 Рис. 7

Если нажать расположенную справа от коммутатора клавишу Vector, то попадаешь в режим векторного управления синтезатором (рис. 8). Суть его заключается в командовании изменениями различных параметров во времени не через ручки управления или задание числовых значений, а описывая эти изменения математическими функциями. Ну, по аналогии с векторной графикой, когда для отображения какой-либо линии не надо записывать координаты всех составляющих ее точек, а достаточно указать начальное положение и формулу дальнейшего построения. Окно Vector абстрактно показывает синтезаторный звук во времени. Он разбивается на несколько узлов, расстояние между которыми можно задавать абсолютно (в миллисекундах) или относительно (в процентах). Для каждого узла можно задать произвольное положение суммы осцилляторов и величины двух каких-нибудь других параметров, которые выбираются справа в полях X Target и Y Target (значение Int для каждого из них характеризует максимальную глубину воздействия). Векторное управление работает в трех режимах (они задаются в меню Vector Mode): Mix — задействовано изменение только суммы осцилляторов, XY — только функций X Target и Y Target, Mix+XY — активизировано и то и другое. Баланс осцилляторов для каждого временного узла указывается в уже знакомом нам черном треугольнике слева, а параметры X и Y — в черном квадрате справа (в середине блока эффектов). Все, что вы накрутите, будет воспроизводиться при взятии какой-нибудь ноты. Таким образом, можно создать действительно интересный пэтч, который, к примеру, начнется звонкой фазой атаки, потом постепенно “зарычит” пульсирующим звуком, а в конце — вообще растворится в шуме. Но это еще не все! Можно задать точки лупа, указать его направление и даже привязать к ритмической сетке аранжировки. А к этому еще можно добавить весьма неслабую систему модуляции ES 2 и полную автоматизацию всех функций инструмента!


 
 Рис. 8  
   

Чтобы помочь пользователю в экспериментировании и поиске свежих идей, разработчики включили в синтезатор подобие автоматического саунд-дизайнера. К сожалению, это не искусственный интеллект, а просто хитро приспособленный рандомизатор. При нажатии на его управляющую кнопку (RND), ES 2, прибавив к текущим параметрам настроек случайные величины, представит на ваш суд продукт своего электронного воображения. Есть возможность произвольно определить круг доступных для изменения параметров. Для этого зайдите в меню RND Int и выберите нужные из списка (или отметьте All, разрешив все). При помощи находящегося рядом слайдера определяется “резвость случайнизации” — то есть насколько сильно рандомизатор будет варьировать доступные переменные.

Звучание ES 2 настолько разнообразно и неповторимо, что тех звуков, которые я переслушал, играя целый вечер с кнопкой RND, как Шура Балаганов с пишущей машинкой, вполне хватило бы на озвучивание спецэффектами какого-нибудь современного фантастического блокбастера. Для оценки его возможностей в применении к музыке достаточно послушать несколько сотен готовых пресетов — там можно найти пэтчи на все случаи жизни. Раньше на сайте Emagic в разделе Download лежал 500-килобайтный архив дополнительных пэтчей. Похоже, его включили в последний релиз синтезатора — уж очень большое количество пресетов прилагается. Само собой, все личные наработки также можно сохранять, загружать копировать и т. п.

EXS 24 и EXSP 24
Emagic Xtreme Sampler 24 Bit (рис. 9) является программным семпл-плеером, а в комбинации с Logic — полноценным семплером, обладающим полным инструментарием для семплирования и создания пэтчей. Он имеет весьма широкие возможности даже по современным меркам. Максимальная полифония составляет 64 голоса. В зависимости от мощности компьютера, одновременно можно использовать вплоть до 24 модулей (каждый с 64 голосами) в версии Logic Audio Platinum/Gold, и до восьми — в варианте Silver или MicroLogic. Поддерживаются семплы с разрядностью от 8 до 24 бит и частотой дискретизации до 96 кГц в форматах WAV, AIFF и SDII. Есть специальная функция конвертации семплерных библиотек Akai S 1000/3000, SoundFont 2, SampleCell, GigaSampler и DLS. Кроме этого, обещается в будущем обеспечить поддержку и других форматов.


 
 Рис. 9  
   

Окно управления EXS 24 очень напоминает имитатор аналогового синтеза — те же блоки фильтров, усиления, генераторов низкой частоты и огибающей, и т. п. Ну, фактически EXS 24 и является таким синтезатором, за исключением того, что вместо волн, вырабатываемых осцилляторами, для звукообразования используются семплы. Я сначала вкратце рассмотрю органы управления уже сформированным звуком, а потом перейду к описанию семплерных функций инструмента.

Блок фильтра напоминает соответствующий модуль ES 1 — те же параметры крутизны среза (12, 18 и 24 дБ/окт, с дополнительным режимом компенсации низких частот при резонансе), возможность перегрузки по входу, модуляция высотой клавиши и те же органы управления: регуляторы Drive, Cutoff, Resonance и Key. Там же находятся слайдеры определения зависимости глубины модуляции фильтра от входящих значений динамики и модуляции, причем в последнем случае возможен выбор одного из двух LFO (для чего надо щелкнуть мышью по окошку над соответствующим слайдером). Между прочим, выбор того или иного LFO разрешен вообще во всех местах их использования (т. е. над всеми регуляторами Via Whl). Генераторы низкой частоты обоих типов (полифонический LFO1 и монофонический LFO2) могут вырабатывать по семь разных типов волн, которые задаются в специальном блоке Wave. Частота волн определяется знакомой по ES 1 ручкой Rate, в правой части рабочего диапазона которой она выбирается произвольно, а в левой привязывается к тактовой сетке музыкального материала. Полифонический генератор низкой частоты имеет, плюс ко всему, еще и простейший генератор огибающей, управление его фазами осуществляется при помощи регулятора EG из блока LFO1.

И блок фильтра, и блок усиления имеют свои собственные генераторы огибающей (ADSR), что обеспечивает их полную независимость при модуляции, управляемой значениями динамики. Для модуляции фильтра по высоте ноты тоже предусмотрен своеобразный генератор огибающей (Via Key) — можно задать время и тип управляющей кривой.

Для наглядности, эффекты частотной и амплитудной модуляции скомпонованы в отдельные блоки. Первый из них отвечает за портаменто, автопитчер и вибрато. Эффект портаменто может работать в двух режимах: обычном и только при игре легато. Более подробно я говорил об этом, описывая ES 1. Слайдер Glide, переключатели режимов Legato/Mono/Poly выполняют в EXS 24 те же функции. Кроме того, поддерживается модуляция высоты ноты в зависимости от динамики. Диапазон и направление (сверху или снизу) такого “подъезда” задается регулятором Pitcher, а его время соответствует значению Glide. Самый правый слайдер блока (Via Whl) отвечает за интенсивность вибрато — глубины частотной модуляции в привязке к управляющим сигналам колеса модуляции.

Регуляторы блока усиления Via Vel и Via Whl определяют зависимость выходного уровня от значений динамики и положения колеса модуляции (эффект тремоло). Как видите, не ахти какая сложная архитектура. Между прочим, если вы не хотите использовать фильтр, его можно отключить и высвободить дополнительные ресурсы системы. В рекламном описании EXS 24 упоминалось также о возможности модуляции панорамы, но что-то мне не удалось найти эту функцию.

Я не буду рассказывать о принципе работы семплеров — полагаю, что это ни к чему. EXS 24 функционирует вполне традиционно. Для создания пэтча с нуля требуется либо взять готовые семплы в поддерживаемом формате, либо записать их самостоятельно, используя возможности Logic. В редакторе Sample можно их почистить, обработать и выставить позиции петли. После этого нужно открыть редактор семплера, нажав в окне управления кнопку Edit. Интерфейс EXS 24 Instrument Editor (рис. 10) весьма нагляден и ничем не отличается от других подобных программ, разве что не такой красочный, как многие из них. Сначала создаете новый инструмент, потом, соответственно, загружаете семплы, создаете зоны, группы и т. п. Можно использовать команды меню, можно назначить клавиатурные сокращения (после инсталляции или активизации демонстрационного режима соответствующий раздел появится в настройках Key Commands). Проблем с освоением не возникнет — все просто и понятно, что даже несколько странно для Logic.


 
 Рис. 10  
   

Зоны семплов отображаются графически под рисунком клавиатуры (клавиши можно кликать мышью и контролировать назначения на слух), а их параметры, равно как и настройки групп, находятся в поле ниже, в виде отдельных меню, которые можно свернуть за ненадобностью в полоски. К параметрам зоны относятся семпл, номер ключевой клавиши, рабочий диапазон, принадлежность к группе, точная настройка, громкость, панорама и т. п. Там же можно указать индивидуальный выход при работе в многоканальном режиме (о нем далее). Можно независимо подстроить по высоте область петли. Нажав буковку E в строчках определения границ семпла или области лупа, вы попадете в соответствующую функцию редактора Sample.

Настройки групп объединяют громкость, панораму, диапазон динамики, независимый выход (при многоканальном режиме), количество одновременно звучащих голосов, привязку к конкретной клавише или контроллеру. Группа в ESX 24 является не только вертикальным слоем (layer), но и вообще любой, отличной от остальных, комбинацией зон. Так, к примеру, объединив в одной группе все зоны хай-хета и поставив количество голосов, равное одному, вы избежите одновременного звучания разных типов удара.

Остальные настройки пэтча — фильтр, модуляция и т. п., производятся соответствующими ручками. Результат сохраняется как пэтч (файл .exs) в папку Sampler Instruments, расположенную в рабочем каталоге Logic. Для загрузки инструмента в семплер кликните мышью по черному табло с именем текущего инструмента, расположенному между клавишами Edit и Options, — вы увидите содержимое этой папки Sampler Instruments со всеми поддиректориями (рис. 11). Администрирование папки (копирование пэтчей, их удаление, перемещение и т. п.) осуществляется при помощи навигатора операционной системы компьютера — чтобы семплер увидел ваши EXS-пэтчи, надо переписать их в нее (подкаталоги и имена создавайте по вкусу).

 Рис. 11

Чтобы не перерывать каждый раз всю коллекцию семплерных звуков, можно привязать к песне используемые в ней пэтчи. Для этого создайте папку с названием Sampler Instruments в отдельном каталоге с аранжировкой — при ее загрузке EXS 24 “увидит” только то, что вы туда поместили.

Как известно, семплеры очень широко используются в качестве “проигрывателей” звуковых библиотек (а кто-то вообще только так и работает), коих развелось великое множество для самых разных аппаратных моделей. Я уже упоминал о поддержке пяти популярных форматов, включая ставший стандартным Akai S 1000/3000. Для совместимости с ними EXS 24 имеет специальную утилиту конвертации, доступ к которой осуществляется через меню Options окна управления семплером. Собственно, конвертилка работает лишь с акаевским форматом, остальные пэтчи (SoundFont, SampleCell, Giga и DLS) переруливаются автоматически — достаточно скопировать их в папку Sampled Instruments. Отдельная же функция Akai Convert обязательна из-за несовместимости файловой системы библиотек с компьютерной операционкой. Окно Akai Convert (рис. 12) представляет собой навигатор по акаевскому диску, до боли напоминающий интерфейс программы CDXtract. В вертикальных колонках отображаются разделы, тома, программы и семплы соответственно. Под первыми тремя колонками находятся клавиши Convert. То есть, выделив раздел и нажав кнопку, вы “перерулите“ в формат EXS программы всех составляющих этот раздел томов, причем название раздела станет названием директории в папке Sampled Instruments, названия томов — названиями ее поддиректорий, а названия программ — названиями пэтчей. Если нажать Convert для тома, — сконвертируются все входящие в него программы. И так далее. В колонке семплов кнопка называется не Convert, а Prelisten. Щелкнув по ней, можно прослушать выделенный семпл. Дополнительные опции позволяют сконвертировать за один присест весь диск, задать отдельную папку для сохранения, объединить программы в один EXS-инструмент и т. п. Утилита работает вполне корректно, но есть один неприятный момент — она игнорирует параметры фильтра. Нельзя сказать, что это прям уж так прискорбно — ведь фильтры Akai и EXS 24 наверняка работают по-разному, однако все равно обидно. Поэтому при необходимости придется доруливать вручную и пересохранять.


 
   Рис. 12  
   

Поскольку EXS 24 не имеет своей оперативной памяти, семплы загружаются в RAM компьютера. При работе с семплами большого объема это может создать известные проблемы. Поэтому не мешает скачать с сайта Emagic специальный менеджер виртуальной памяти (если у вас Logic версии 5.2 и старше, то семплер уже содержит его), позволяющий использовать жесткий диск компьютера для подкачки аудиоданных. Доступ к настройкам утилиты (скорость диска, активность записи и т. п. — рис. 13) осуществляется из меню Options модуля.

 Рис. 13

Еще из этого меню стоит отметить раздел Additional Parameter — в нем можно производить точную пошаговую коррекцию нескольких параметров семплера (общей громкости, диапазона колеса высоты тона, транспонирования и т. п.), которые в более ранних версиях было удобнее регулировать из “технического” вида окна управления.

С выходом Logic версии 5.2, EXS 24 тоже получил ряд новых функций. В частности, семплер теперь имеет несколько независимых выходов. Чтобы включить этот режим, надо при назначении в разрыв пульта выбрать модуль из меню Multi Channel (рис. 14), а не из меню Mono или Stereo, как в предыдущих версиях. Всего будут доступны 16 выходов, из которых первые десять объединены в стереопары. Первая “мастер-пара” (1-2), естественно, направляется на выход линейки аудиоинструмента. Остальные выходы (начиная с третьего) доступны как новые посылы (Aux). Для справки — новый самостоятельный аудиообъект Aux (не путать с Send) появился в Logic версии 5.2. Он может быть как моно, так и стерео. Соответственно, существует немало новых возможностей его использования, в связи с чем я настоятельно рекомендую ознакомиться или со свежим мануалом программы, или хотя бы с последними файлами Readme или Help.

 Рис. 14

Управление дополнительными каналами семплера весьма простое — все, что направляется на ауксы, автоматически удаляется из мастер-выхода. И наоборот, — те каналы, которые не маршрутизированы на ауксы, направляются на основной стереовыход.

Индивидуальные выходы могут использоваться для независимого вывода отдельных групп и зон пэтча. При таком назначении конкретной зоны ее сигнал будет “изыматься” из общего микса остальных зон группы. Подобные настройки сохраняются в общем пэтче. Если этот многоканальный пэтч загрузить в семплер, включенный в обычном (моно или стерео) режиме, то все индивидуальные назначения попросту направятся на мастер-выход инструмента.

Что можно сказать о работе EXS 24? Он ничуть не хуже других подобных программ, которые я видел. Немного непривычно отсутствие мультитембрального режима, но это решается просто — можно объединить пэтчи при конвертации, или просто повесить на каждую дорожку по своему семплеру. Из недостатков могу отметить недоделанную акаевскую конвертацию и немного неудобную систему работы с пэтчами. В остальном EXS 24 нареканий не вызывает. А прозрачность интерфейса меня даже приятно удивила. Считаю, что это очень даже неплохой выбор для тех, кто работает с Logic и вынужден использовать виртуальный семплер.

Emagic Xtreme Sample Player 24 Bit (рис. 15) — это аналог EXS 24 для всего остального (не лоджиковского) мира. Как это и видно из названия, EXSP 24 может только воспроизводить семплерные пэтчи, но не семплировать самостоятельно. Однако такие параметры, как настройки фильтра, огибающих и модуляции, могут сохраняться. Поддерживаются не только “родные” пэтчи EXS, но и импорт библиотек в форматах Akai S 1000/3000 и SoundFont 2.


 
Рис. 15  
   

EVP 88 и EVP 73
На мой взгляд, самым элегантным и интуитивно понятным представителем всей серии инструментов Emagic является виртуальное электропиано Emagic Vintage Piano 88. Его интерфейс так привычен, что сразу ощущаешь буквально домашний комфорт. Окно управления модулем (рис. 16) выполнено в истинно “раритетном” стиле — “металлическая” передняя панель, поворотный переключатель выбора модели с окошком, отображающим его текущее положение, ручки регуляторов с характерными шкалами и т.д., и т.п.


 
Рис. 16  
   

Секцию настройки параметров исходного звука можно даже закрыть специальной виртуальной крышкой (рис. 17), оставив под руками лишь органы управления встроенными эффектами. Впрочем, я забегаю вперед...


 
Рис. 17  
   

EVP 88 является программным имитатором таких известных инструментов, как Fender Rhodes Mark I серии Suitcase и Mark I & II серии Stage, Wurlitzer Electric Piano 200A, Hohner Electra Piano и других. Для звукообразования используются алгоритмы физического моделирования, благодаря чему достигается необыкновенно правдоподобная имитация звучания прообраза. Инструмент не просто издает похожие звуки с разными уровнями громкости (как это делает, к примеру, семплер), а реагирует на ваши действия подобно настоящему электропиано.

Всего EVP 88 имеет 15 разных моделей (в текущей версии). Переключение их осуществляется уже упомянутым мною “ностальгическим” секторным переключателем — содержимое каждого его сектора отображается в прямоугольном окошке слева. Названия моделей соответствуют их прообразам: скажем, SuitcaseMkI является сокращением от Fender Rhodes Mark I серии Suitcase, а Wurlitzer200A — Wurlitzer Electric Piano 200A.

Правее переключателя располагается ручка изменения полифонии инструмента. Здесь стоит отметить, что из-за применения технологии физического моделирования общая полифония может достигать числа всех одновременно звучащих нот поддерживаемого клавиатурного диапазона, то есть 88 одновременно нажатых клавиш (понятно теперь, откуда в названии взялись цифры 88?). Естественно, реальное количество голосов зависит от быстродействия и мощности компьютера, поэтому для экономии ресурсов полезно выставить необходимый минимум, чтобы освободить зарезервированную под это дело память.

Еще правее находится регулятор точной подстройки инструмента. С его помощью можно скорректировать строй в диапазоне примерно четверти тона вниз и вверх.

Каждый тип электропиано можно видоизменять, варьируя отдельные его параметры. Речь идет не об изменении природы звукообразования самой виртуальной модели, а орегулировке баланса отдельных ее компонентов. За это отвечает специальный блок управления — Model Parameters. Левая пара ручек (Times) позволяет задавать времена спада звука (Decay) и его затухания после отпускания клавиши (Release). Ну, грубо говоря, представьте, что это такой вид генератора огибающей, пусть он и работает по другому принципу. Вторая пара регуляторов (Volume) определяет уровни громкости двух таких важных составляющих звучания электропиано, как Bell (металлический звон, возникающий в фазе атаки от удара молоточка) и Damper (характерный шум специальной механической “глушилки”). Последняя ручка (Stereo Intensity) изменяет глубину стереобазы инструмента — в нулевом ее положении все ноты звучат в одной куче, а в максимуме распределяются по пространству сообразно своим высотам.

Следующий блок управления (Stretch) позволяет оживить математически точное интонирование имитатора (stretch tuning — настройка с расширением октав). Ручками Lower и Upper задается расстройка для нижней и верхней половин клавиатуры, а регулятором Warmth — погрешность общего строя.

Штатный набор эффектов существенно расширяет креативные возможности EVP 88. Всего присутствуют пять эффектов: эквалайзер, овердрайв, фейзер, тремоло и хорус. Эквалайзер (блок EQ) двухполосный (Treble и Bass), однако этого вполне достаточно, что, возможно, связано с использованием эквалайзером алгоритмов лоджиковского модуля Fat EQ и с тем, что он специально адаптирован для инструмента. Овердрайв (блок Drive) имеет традиционные ручки усиления (Gain) и тембра (Tone). Фейзер управляется тремя регуляторами: Rate (частота), Color (оттенок, грубо говоря — тембр) и Stereophase (ширина стереобазы). Чтобы отключить фейзер, надо повернуть Rate в крайнее левое положение (Off). Эффект амплитудной модуляции (блок Tremolo) контролируется ручками Rate (частота), Intensity (степень воздействия) и Stereophase. Для отключения тремоло поверните до упора против часовой стрелки регулятор Intensity. Последний эффект, хорус, имеет всего одну ручку глубины эффекта.

Любую комбинацию настроек можно сохранить-загрузить-скопировать через соответствующее меню вверху окна. Само собой, электропиано имеет 32 пресета, большая часть которых — очень даже ничего.

Звучит EVP 88 действительно классно. Для любого пользователя Logic — однозначно “must have”! Никаких огрехов я просто не заметил. Правда, имеется некоторая задержка при живой игре, но, как я уже говорил, это может быть связано с моей звуковой платой. Одновременно в Logic могут работать несколько инструментов. Я так и не понял, чем определяется их количество — общей максимальной полифонией (88 голосов) или только ресурсами компьютера (т. е. каждый может играть по 88 голосов). Восемь штук на партиях средней плотности я включал — работают.

Emagic Vintage Piano 73 (рис. 18) является урезанной версией EVP 88 и представляет собой имитатор одной модели электропиано — Fender Rhodes Stage Piano Mk II. Инструмент EVP 73 является подключаемым модулем формата VST 2.0 и работает не только с Emagic Logic, но и с любой другой программой, поддерживающей данный протокол, на обеих платформах: Mac и PC. Инструмент имеет аналогичные своему старшему собрату регулировки параметров модели (Decay, Release, Bell, Damper, Stereo Intensity), за исключением Stretch и Warmth. Из штатных эффектов присутствует лишь тремоло. Полифония также чуть-чуть меньше — до 73 одновременных голосов.


 
 Рис. 18  
   

EVD 6
В версии Logic 5.2 появился еще один программный имитатор еще одного электромеханического инструмента — знаменитого с начала 70-х годов прошлого века Hohner Clavinet D 6. Модуль Emagic Vintage D 6 продолжает серию модельных виртуальных инструментов Emagic и представляет собой очередную физическую модель, как и описанный в предыдущем разделе EVP 88. Вообще-то продажи модуля еще не начались, но, обновив свой Logic до версии 5.2 или старше, вы можете попробовать EVD 6 в демонстрационном режиме. Поскольку деморежим ограничивает лишь время использования инструмента, но не его функции, и в виду того, что его официальный выход намечается со дня на день, я думаю, “рождение” EVD 6 можно считать свершившимся фактом. А посему — давайте познакомимся с ним поближе.

Интерфейс (рис. 19) выглядит более “мультипликационно” в сравнении с EVP 88, однако он предлагает гораздо больше регуляторов управления параметрами физической модели. Да и сама модель охватывает больше возможностей звукообразования и сравнима по сложности с хорошей имитацией электрогитары. Конструктивно клавинет как раз и является своеобразным гибридом клавесина и электрогитары — управление осуществляется с фортепианной клавиатуры, звукоизвлечение мне, как гитаристу, больше всего напоминает тэппинг или прием легато “hammer”, а съем звука производится при помощи электромагнитных датчиков. Возможность независимого контроля над этими процессами — расположение и тип датчиков, поведение струны, особенности возбуждения и остановки ее колебаний и т. п., порождает бесчисленное множество тембровых и артикуляционных комбинаций инструмента, далеко выходящих за рамки возможностей реального Hohner D 6.


 
 Рис. 19  
   

Рабочее окно EVD 6 делится (как и в EVP 88) на общие и расширенные настройки имитатора. Последние можно скрыть, нажав специальную кнопку в самом низу серой области панели (рис. 20).


 
 Рис. 20  
   

Общие настройки представляют такие глобальные установки инструмента, как количество голосов полифонии (до 24), режим легато, точная коррекция строя (в пределах примерно четверти тона в обе стороны), рабочий диапазон колеса высоты тона (от полутона до двух октав), параметры расстройки и реакция на послекасание. Там же расположены позаимствованные у настоящего D 6 клавишные переключатели режимов фильтра (Brilliance, Treble, Medium, Soft) и звукоснимателей (CD и AB, об этом — отдельно). Между прочим, EVD 6, в отличие от оригинала, может работать и с полностью отключенным фильтром. Чуть правее в этом же блоке находится регулятор распределения нот по стереобазе — разрешается раскидывать по каналам не только ноты в зависимости от их высоты, но и разделять выходы обоих звукоснимателей. Для осуществления регулировки надо уцепиться мышью за нужную клавишу (Key или Pickup) и потянуть вниз или вверх. Далее располагаются меню выбора текущей модели, ручка выходного уровня и колесо “заглушки” (Damper, по умолчанию оно привязано к командам колеса модуляции). В оставшихся трех графах можно задать произвольные контроллеры на управление колесом заглушки и эффектом “вау” (по умолчанию — педаль), а также реакцию инструмента на поступающие значения динамики (фиксированное значение, линейная зависимость и несколько типов кривых).

Базовым элементом звукообразования в EVD 6 является модель. Всего в первой версии инструмента тринадцать моделей, и каждая из них может дополнительно настраиваться четырьмя способами (и это не считая общих установок и эффектов!). Блок Exite на слух напоминает работу эффекта эксайтер и позволяет сделать звук более ярким и читаемым, не добавляя в то же время определенной “пластмассовости”, свойственной обычному эксайтеру. Блок Click отвечает за характерную особенность клавинета — щелчок, который возникает при отпускании клавиши и принудительном заглушении струны. Используя слайдер Random, можно сделать щелчок каждой клавиши непохожим на остальные, что дополнительно оживит звучание инструмента. Блок String обеспечивает весьма продвинутое управление моделью струны — помимо стандартных параметров спада, затухания и заглушения могут регулироваться такие эксклюзивные нюансы, как перетягивание струны при щипке, натяжение, ослабление при отпускании клавиши и состав обертонов. Это, однако, еще не все. Любой гитарист знает, насколько влияет на выходной сигнал тип и место расположения звукоснимателя. EVD 6 мало того, что, подобно оригиналу, дает возможность четырех комбинаций из двух звукоснимателей (первый, второй, первый + второй и оба в противофазе), но также позволяет передвигать их по вашему усмотрению в специальном окне Pickup Position. Причем допускаются не только передвижение их по мензуре струн, но и изменение углов наклона. Режимы включения датчиков можно выбирать как там, так и специальными клавишами внизу.

На выходе EVD 6 стоят три эффекта: Distortion, Modulation и Wah. Очень удобно, что в строке Effect Order можно произвольно определять их очередность во всех возможных сочетаниях. Кроме того, Distortion имеет еще и штатный компрессор с единственной регулировкой — степени компрессии (Ratio) в диапазоне от 1,1:1 до 20:1. Modulation представляет три модуляционных эффекта: фейзер, фленджер и хорус. Вау работает в шести рабочих режимах и может управляться как вручную (например, педалью), так и автоматически.

EVD 6 имеет 68 пресетов, которые представляют собой как различные варианты звучания Hohner D 6, так и другие струнные инструменты: басы, гитары, клавесины и т. п. Также можно создавать-сохранять-загружать-копировать неограниченное количество пользовательских установок. Ну и, само собой, любой параметр EVD 6 (включая даже положение звукоснимателей) может управляться системой автоматизации Logic.

Звучит инструмент очень правдоподобно. Думаю, как и EVP 88 он должен стать обязательным приобретением любого пользователя Logic.

EVOC 20
Emagic Vocoder 20 Band поставляется в трех ипостасях: аудиоинструмент EVOC 20 PolySynth (вокодер и полифонический синтезатор) и два модуля эффектов, доступных в списке Logic/Filter — EVOC20Filterbank и EVOC20TrackOscillator. Чтобы не лепить все в одну кучу, разработчики весьма мудро разделили разные задачи по трем отдельным модулям. Их приоритеты, в двух словах, такие: EVOC20 PS является синтезатором с вокодерным управлением и работает с MIDI-данными, анализируя управляющий аудиоматериал, EVOC20TO работает со звуковыми дорожками, а EVOC20FB — это мощный многополосный фильтр.

Прежде чем идти дальше, давайте вспомним вкратце, что такое вокодер. Изобретено устройство было совсем не для музыки, а для передачи и шифрования речи по линиям связи. Исходная речь подвергалась анализу, далее данные этого анализа передавались, и на их основе речь заново синтезировалась уже на приемной станции. Чтобы это понять, постарайтесь представить речь в виде несущего сигнала определенной частоты, который при помощи органов артикуляции подвергается разным видам модуляций. Снятая анализатором характеристика этих модуляций, во-первых, была значительно меньше по объему информации (что повышало пропускаемость линий передач), а во-вторых, не могла быть расшифрована без специального устройства восстановления. Блок восстановления (синтезатор) заново вырабатывал несущую частоту и подвергал ее модуляции в соответствии с принятой характеристикой. На выходе прибора воссоздавалась исходная речь.

Музыканты быстро просекли, какие возможности для звукообразования скрываются в этой технологии — можно играть одним инструментом с артикуляцией другого, петь гитарным тембром, получать умопомрачительные эффекты и т. п. Модуль EVOC 20 за вполне умеренную плату позволяет добиться подобных результатов и предлагает возможности, доступные далеко не во всех аналоговых раритетах.

EVOC 20 PolySynth (рис. 21), как я уже говорил, “вешается” на линейку аудиоинструмента и работает с MIDI-дорожками, как обычный синтезатор. Его вокодерная часть анализирует сигнал управляющей цепи (любого выбранного вами звукового трека) и сообщает ее артикуляцию воспроизводимой (или исполняемой) партии.


 
 Рис. 21  
   

Синтезатор имеет два осциллятора (по 50 типов волн каждый), которые работают в двух режимах: аддитивном и частотной модуляции. В первом случае, расположенный рядом фейдер регулирует их баланс при сложении, а во втором — глубину модуляции. Присутствуют функции транспонирования и расстройки. В дополнение к осцилляторам имеется генератор шума с возможностью подстройки уровня и спектрального состава. Далее идет резонансный фильтр с ручками частоты среза и амплитуды резонанса. Генератор огибающей управляется слайдерами времен атаки и затухания. Синтезатор имеет полифонию до 16 голосов, эффекты портаменто и унисона. Корректируется общий строй, количество голосов, режим работы портаменто, диапазон колеса высоты тона и степень “аналоговости” звучания.

Вокодерную часть инструмента открывает мощный многополосный фильтр с возможностью подстройки резонанса. Количество полос можно варьировать от пяти до двадцати. Специальным двойным слайдером задается общий частотный диапазон. Две крайние полосы могут работать как полосовые фильтры или как пропускающие фильтры верхних/нижних частот. Форманты можно сдвигать в обоих направлениях (Formant Shift), а также растягивать/сужать (Formant Stretch). Отдельно регулируются временные характеристики анализа управляющего сигнала — атака и затухание. При помощи кнопки Freeze можно “заморозить” текущий спектральный состав. Ручка Sensitivity отвечает за чувствительность анализатора, а настройки U/V (Unvoiced/Voiced) Detection — за разборчивость речи, осуществляя анализ гласных и согласных звуков в трех режимах работы.

Два LFO вырабатывают по семь типов волн и могут подстраиваться по частоте к ритмическому размеру аранжировки. Один из них модулирует высоту тона, позволяя получить эффект вибрато, а второй дает возможность автоматически изменять положение формант (Formant Pitch).

На выходе EVOC 20 PS стоит фейдер уровня, два типа ансамблевых эффектов и расширитель стереобазы. Над фейдером располагается окошко выбора режима работы модуля — в положении Ana вокодер мониторит сигнал управляющей цепи, при выборе Syn дает возможность настроить звучание синтезатора, а в состоянии Voc работает сообразно своему предназначению, то есть модулирует звучание синтезатора.

EVOC 20 TrackOscillator (рис. 22) имеет регуляторы, аналогичные EVOC 20 PS, — тот же фильтр и органы управления анализом. Его принципиальное отличие заключается в том, что в качестве основы для синтезированного сигнала он использует аудиотрек или выход специального монофонического осциллятора Pitch Tracking. Последний представляет собой такой генератор, который вырабатывает волну с частотой, точно соответствующей частоте анализируемого сигнала. Волна может быть как пилообразной формы, так и образованная путем частотной модуляции. На выходе этого осциллятора может быть включен автоинтонатор, названный разработчиками Pitch Quantize. С его помощью вырабатываемый осциллятором “визг” можно заставить точно “попадать” в ноты. Задается даже требуемый музыкальный строй, для чего нужно либо перебрать заводские заготовки, либо на маленькой клавиатурке указать ноты самостоятельно. Регулируются также жесткость квантизации (Strength — на панели управления написано “Strengh”, видимо, сказывается немецкое происхождение компании Emagic) и время портаменто (Glide), если вы хотите избежать резких скачков.


 
 Рис. 22  
   

Единственный LFO позволяет синхронизироваться по частоте с музыкальным произведением и может автоматически изменять высоту (Pitch) и смещение (Shift) формант.

Есть два меню выбора — Analysis in и Synthesis in, где достаточно указать требуемые объекты: трек (на который назначен модуль), сигнал цепи управления (Side Chain) или осциллятор Pitch Tracking. Соответственно, на выходе режим Ana включит анализируемый сигнал, Syn — синтезируемый, а Voc — результат работы вокодера. Очень удобно.

Ну, и последнее воплощение EVOC 20 — Filterbank (рис. 23), позволяющий использовать для обработки аудиотреков всю мощь своего многополосного фильтра. Модуль представляет два таких фильтра, соединенных параллельно, выходные сигналы которых суммируются. Для каждого из банков фильтров предусмотрена подстройка усиления в диапазоне 20 дБ в обе стороны. Регулировка количества полос, режима работы крайних из них, границ рабочего диапазона частот, уровня резонанса и сдвига формант не отличается от остальных членов семейства, разве что ручки находятся в других местах и картинка иная. Для полос можно выбрать один из двух типов крутизны фильтра (slope). Уровень каждой полосы фильтрации регулируется мышью (вплоть до полного подавления полосы). Полукруглый слайдер Fade AB отвечает за баланс при сложении выходных сигналов банков. Внизу расположены два LFO, синхронизируемые с аранжировкой. Они вырабатывают волны семи типов и предназначены для модуляции сдвига формант и баланса банков. На выходе может быть включен опциональный овердрайв. Под фейдером общего уровня расположены окошко выбора режима работы (mono-stereo или stereo-stereo) и ручка настройки расширителя стереобазы.


 
   Рис. 23  
   

Само собой, для каждого из представителей семейства EVOC 20 существует набор пресетов и возможность создания собственных шаблонов. Модули полностью интегрированы с Logic, включая полную поддержку системы автоматизации.

При всей моей личной антипатии к Emagic, я, в очередной раз, вынужден признать, что они создали превосходный в работе и удобный в управлении инструмент, который, вне всякого сомнения, будет очень полезен пользователям Logic. Тем более, что, помимо собственно вокодера, арсенал эффектов пополняется очень хорошим фильтром.

Klopfgeist
В версии Logic 5.2 появился четвертый штатный аудиоинструмент с мистическим название Klopfgeist. По легенде, Klopfgeist — это такое “доброе” привидение, которое, в отличие от своего гораздо более грозного братца Полтергейста, демонстрирует присутствие лишь легким постукиванием. Это очень точно характеризует основное предназначение инструмента — виртуальный метроном. По умолчанию, он назначается на линейку аудиоинструмента номер 64. Чтобы использовать Klopfgeist, надо активизировать его в настройках Metronome Settings. В самом последнем обновлении Logic разработчики добавили очень важную функцию — автоматическое включение режима “solo save” для линейки, на которую назначен Klopfgeist. Это нужно для того, чтобы при солировании какого-либо объекта не исчезал сигнал метронома.

Также допускается использование Klopfgeist и в качестве обычного виртуального инструмента (при условии, конечно, что вас удовлетворят его более чем скромные возможности).

Klopfgeist (рис. 24) генерирует только монофонический сигнал. Из регулировок доступны общий уровень, чувствительность к динамике, транспонирование, расстройка и три регулировки, отвечающие за звукообразование: Tonality (степень мелодичности), позволяющая изменять сигнал от сухого щелчка до мягкого “пиньканья”, очень напоминающего woodblock, NoteOff Damp, варьирующая время затухания звука после отпускания клавиши, и меню Mode, задающее “полифонию” инструмента от одного до целых четырех голосов.

 Рис. 24

Если в вашей системе нет даже простейшего синтезатора звуковой платы, Klopfgeist является достойной альтернативой метроному PC-спикера, с которым совершенно невозможно работать.

EVB 3
Незадолго до завершения работы над статьей вышла последняя на текущий момент версия Logic — 5.3. Помимо различных новшеств и исправлений, Logic 5.3 содержит еще один аудиоинструмент, как и EVD 6, доступный пока только в демонстрационном режиме — Emagic Vintage B 3 (EVB 3). К моему крайнему сожалению, на тестирование инструмента не хватило времени. Это тем более обидно, что модуль представляет собой дальнейшее развитие линейки модельных инструментов Emagic, воссоздавая звучание легендарного электрооргана Hammond B 3, о котором я рассказал бы с гораздо большим удовольствием, чем о несколько приевшихся за последнее время “аналоговых” синтезаторах.

Внешний вид окна управления EVB 3 можно оценить, взглянув на рисунок 25. Всякий, кто видел настоящий орган Hammond, сразу обратит внимание на унаследованные модулем ручки регистров (drawbars), регулирующие уровень гармоник. Различные их сочетания позволяют достичь более 250 миллионов тембровых комбинаций. Как и у прообраза, регистры разделены на три части — два ряда клавиш и секция педалей, позволяя производить для каждого нотного диапазона отдельные настройки. Для быстрого переключения регистров есть 24 горячие клавиши (по 12 на клавиатуру). EVD 6 также способен брать ноты на целую октаву выше и ниже, чем оригинал, что позволяет извлекать как пронзительно высокие, так и “жирные” низкие ноты.


 
 Рис. 25  
   

Также, как и в остальных инструментах серии Vintage, звукообразованием в EVD 6 занимается физмодель, точно имитирующая работу каждого колесика электрооргана. Она учитывает все присущие инструменту особенности: взаимовлияние колес, плавание громкости, шум клавиш и т. д. и т. п. Соответственно, присутствуют и органы управления отдельными параметрами модели. За характер перкуссионной составляющей звука отвечает специальный блок в правой части окна управления.

Из встроенных эффектов присутствуют “ламповый” дисторшн, трехполосный эквалайзер (основанный на лоджиковском Fat EQ), вау (с возможностью управления по MIDI), хорус, ревербератор, а также эффект вращения динамиков (Leslie), знаменитый не меньше самого Хаммонда. Между прочим, приобретя EVB 3, вы также получаете отдельный модуль эффекта Leslie, который сможете использовать для любого аудиотрека Logic.

На примере уже описанных EVP 88/73 и EVD 6 можно составить некоторое мнение о возможностях Emagic в области моделирования звучания различных представителей реально существующих музыкальных инструментов. Нисколько не сомневаюсь, что Hammond EVB 3 не является здесь исключением и звучит достойно.

Выводы
В заключении хочу еще раз повторить — и штатные, и дополнительные инструменты Emagic мне очень понравились. Особенно стоит выделить модули серии Vintage — они произвели на меня самое большое впечатление (правда, вполне возможно, что за последнее время я видел слишком много имитаторов аналогового синтеза и немного от них устал). Единственное, что мне трудно оценить, — ощущение от инструментов при живой игре, поскольку мои отношения с фортепиано оставляют желать лучшего. А это очень важно: для грамотной записи MIDI-партий их лучше всего исполнять уже конечным тембром, так как воссоздавать последующим редактированием живую артикуляцию — дело весьма кропотливое и неблагодарное. Поэтому обратите на это внимание, знакомясь с инструментами в демонстрационном режиме. Могу сказать лишь, что отзывы зарубежных пользователей Logic в основном положительные, а скачанные с сайта Emagic демонстрационные файлы звучат вполне убедительно.

Emagic ES1 77$
Emagic ES2 208$
Emagic EXS24 283$
Emagic EXSP24 170$
Emagic EVP73 83$
Emagic EVP88 167$
Emagic EVOC20 151$
МьюТэк

  Оценка статьи
Посещений: 5673 | Проголосовавших: 2 | Средняя оценка: 5.0

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА