Начало
 
 


Propellerhead Reason

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Reason
 
 
  Propellerhead Reason 2.0

Александр ФЕДОРОВ
Музыкальное Оборудование
март 2003

Новая версия популярной виртуальной студии.

Чуть больше полугода назад вышла вторая версия одной из самых популярных программ в домашних студиях компьютерных музыкантов. Речь идет, конечно, о виртуальной студии Reason, которую выпускает шведская компания Propellerhead Software.

В новой версии программа стала поддерживать операционные системы Windows XP и MacOS X. Появились два новых инструмента: синтезатор Malstrom и семплер NN-XT. Во всех инструментах теперь есть возможность синхронизации генераторов низкой частоты с темпом проекта. Семплерные устройства (Redrum, Dr.Rex, NN-19 и NN-XT) теперь могут воспроизводить семплы с высокой разрядностью (вплоть до 32 бит). Раньше семплы можно было загружать любые, но при воспроизведении они усекались до 16 бит. Появилась возможность импорта пэтчей формата SoundFont.

Окно секвенсора стало съемным и масштабируемым до любых размеров, появились несколько новых инструментов редактирования: Eraser, Line, Magnifying Glass и Hand. Прокрутка всякого рода теперь возможна с помощью колеса мыши.

Наконец, для семплера NN-XT появилась библиотека оркестровых звуков, которая входит в комплект поставки.

Секвенсор
Больше всего мне понравилась возможность "вынимать" окошко секвенсора из рэковой стойки и превращать его в большое, настоящее окно. Раньше работа сводилась к поиску миниатюрных событий, тоненькие кирпичики которых требовали филигранной точности при движениях мышью. Самые характерные действия, оставшиеся в памяти от предыдущего секвенсора, — щелчки по кнопкам масштабирования и прокрутки. Высокое разрешение экрана не помогало, ширина секвенсора оставалась равной ширине рэковой стойки (около 750 пикселей). Дело иногда доходило до того, что костяк аранжировки я подготавливал в Cubase, а потом импортировал MIDI-файл в Reason.

Теперь панель секвенсора при нажатии кнопки в правом верхнем углу рэковой стойки (рис. 1) превращается в окно, которое можно масштабировать как угодно.

Рис. 1

Повторное нажатие кнопки возвращает секвенсор в рэк. Еще проще вернуть секвенсор на место — закрыть его окно. Если у вас есть возможность использовать два монитора, то работа с Reason станет еще более удобной. Один монитор можно отдать под рэк, а другой — под секвенсор. Для удобства панель транспорта дублируется в нижней части окна секвенсора (рис. 2). Кстати, панель транспорта теперь может складываться, как и все остальные приборы Reason, для экономии места.


 
 Рис. 2  
   

Новый инструмент редактирования ластик (Eraser Tool), понятное дело, предназначен для удаления событий. Его особенно удобно использовать при включенной привязке к сетке (Snap). При наведении ластика на одно событие, все события, находящиеся рядом в пределах области привязки, оттеняются и готовы к удалению одним щелчком мышью (рис. 3). Очень удобно.

 Рис. 3

Как раньше можно было обходиться без инструмента Line — ума не приложу, провести ровную линию карандашом очень сложно. При работе со слоями очень удобен новый инструмент Hand. С его помощью можно быстро перетащить мышью нужную область дорожки для просмотра.

Malstrom
Семплеры, плеер лупов и драм-машина — это хорошо, синтезатор Subtractor — тоже неплохо, но звуков, какие умеет издавать новый инструмент Malstrom (рис. 4), программе определенно не доставало. Его звучание не спутаешь ни с чем, оно одновременно пронзительное и ворчливое, а порой и просто потустороннее. В инструменте используется особый тип синтеза, который разработчики назвали Graintable.


 
 Рис. 4  
   

За основу синтеза Graintable взят принцип двух других типов синтеза: гранулярного и Wavetable. Суть гранулярного синтеза состоит в том, что исходная волновая форма (неважно — взятая из семпла живого инструмента или рассчитанная математически) разрезается на множество коротких сегментов (гранул) длиной от 5 до 100 мс. При этом могут подвергаться обработке как сами гранулы, так и способ их соединения друг с другом. Синтез Wavetable, в свою очередь, основан на таблице, в ячейках которой хранятся волновые формы любого вида длиной в один период. Осциллятор может последовательно обращаться к разным ячейкам таблицы под воздействием внешнего контроллера (например, колеса модуляции), выполняя "морфинг" между содержимым ячеек.

В синтезе Graintable ячейка таблицы содержит не один период волны, а целую гранулу.

Источники звука Malstrom — два осциллятора (Osc A и Osc B), основная задача которых состоит в выборе гранул из таблицы. Частота, с которой гранулы следуют друг за другом в формируемом сигнале, и есть частота тона. Осциллятор в каждый момент времени может выбирать гранулы только из одной таблицы, но таблицы можно динамически менять, сохранив изменения как данные автоматизации. Если щелкнуть по полю в верхнем левом углу секции осциллятора, то откроется список, где представлены более 60 таблиц, сортированных по категориям: басы, эффекты, гитары, перкуссия, синтезаторы, вокал, простые волновые формы и т. д. Так что строительный материал для пэтча можно выбирать самый разный — от "живого" вау-вау гитары до холодной математической "пилы". Для точной подстройки высоты тона есть обычные ручки: Octave, Semi и Cent.

Но самое главное — это параметры Index, Motion и Shift. Изменяя их в реальном времени, можно вытворять такие вещи, которые и словами не описать, — что-то вроде морфинга со сложной фильтрацией и сдвигом формант по спектру...

Слайдер Index определяет ячейку в таблице, с которой начинается воспроизведение при получении сообщения Note On. Если, например, таблица представляет собой семпл акустической гитары, то при перемещении слайдера вправо все больше и больше ячеек с атакой инструмента будет пропадать и, в конце концов, гитару будет не узнать вовсе. Нужно заметить, что диапазон изменения слайдера (0-127) не соответствует числу ячеек в таблице (а, следовательно, и числу гранул), — в каждой таблице оно свое.

Регулятор Motion задает скорость перемещения по ячейкам таблицы. При вращении регулятора влево скорость уменьшается, при вращении вправо — увеличивается. В среднем положении регулятора гранулы следуют одна за другой так, как и хранятся в таблице. В этом случае, например, атака акустической гитары длится обычное время. При уменьшении скорости гранулы повторяются по несколько раз, в результате атака (и вся стационарная часть семпла) растягивается. Если регулятор Motion повернут до упора влево, то будет воспроизводиться одна ячейка таблицы в цикле. При увеличении скорости звук гитары уже отдает перкуссией, имеет быструю атаку и быстрое затухание. По достижении конца таблицы воспроизведение начинается снова с некоторой позиции, которая для каждой таблицы жестко задана и настройке не поддается. Жестко зашит также и тип цикла — "вперед" или "вперед-назад".

Регулятор Shift изменяет высоту тона в каждой грануле путем ресемплинга. Но, поскольку высота тона результирующего звука определяется количеством гранул, звучащих в единицу времени, а не высотой тона в самих гранулах, то вращение регулятора воспринимается как перемещение формант по спектру. Эффект потрясающий.

Необычное дело — генераторы огибающей (в Malstrom их два, ADSR-типа) расположены на выходе осцилляторов, перед фильтрами и секцией модуляции. Завершает выход обоих осцилляторов регулятор Vol, с помощью которого можно задать "вклад" каждого из них в результирующий сигнал.

Секция модуляции Malstrom состоит из двух модуляторов (Mod A и Mod B), которые отличаются только тем, что имеют разные точки назначения. При внешней простоте управления модуляторы способны кардинально преобразить исходный сигнал. Генератор низкой частоты в каждом модуляторе имеет 32 пресетные формы волны: синусоида, треугольная, квадратная, прямоугольная и их варианты с положительным полупериодом, ступенчатая, логарифмическая, сложная синусоида и несколько разновидностей шумовых форм. Формы волны отображаются без названий в левом верхнем углу секции. Частота генератора задается регулятором Rate. Кнопка Sync позволяет синхронизировать генератор низкой частоты с темпом проекта, в этом случае частота задается регулятором Rate в музыкальных единицах — от целой ноты (в крайнем левом положении) до одной тридцать второй (в крайнем правом положении).

Модулятор может работать в режиме One Shot, когда отрабатывается только один цикл генератора низкой частоты. По сути, в этом режиме модулятор превращается в своеобразный генератор огибающей.

Модулироваться может первый или второй осциллятор либо оба сразу — в правой части обоих модуляторов есть трехпозиционный переключатель, с помощью которого можно выбрать точку назначения. Первый модулятор воздействует на высоту тона осцилляторов, а также на их параметры Index и Shift. Второй модулятор может управлять параметром Motion, уровнем на выходе осциллятора, частотой среза фильтра, а также глубиной модуляции первого модулятора. Звучит устрашающе, поэтому проще один раз попробовать.

Malstrom имеет два мультирежимных фильтра с общим генератором огибающей. Каждый фильтр может работать в одном из режимов: пропускающий низких частот (LP, 12 дБ/окт), пропускающий высоких частот (HP, 12 дБ/окт), гребенчатый положительный (Comb+), гребенчатый отрицательный (Comb-), AM-фильтр. Отличие двух типов гребенчатых фильтров состоит в том, что фильтр "Comb-" значительно подрезает низкие частоты. А вот AM-фильтр производит нечто особенное. Его действие можно сравнить с кольцевой модуляцией, при которой происходит перемножение двух сигналов. В данном случае первый сигнал — тот, что приходит с основного генератора, а второй — синусоида, генерируемая внутри фильтра, с которой он и перемножается. Регулятор резонанса управляет в этом режиме глубиной кольцевой модуляции.

В Malstrom есть еще своеобразная "примочка" под названием Shaper, а проще говоря, исказитель. Если обработки в других частях синтезатора покажется маловато, то это — последнее средство выразительности. Модуль имеет шесть режимов искажения и регулятор управления степенью искажений.

Благодаря удобной организации передней панели прибора проследить или изменить путь сигнала не составляет труда. Так, например, сигнал с выхода второго звукового генератора можно направить во второй фильтр, а из него, через модуль Shaper, — в первый фильтр, а после уже и на выход. Главное — включить или выключить кнопку "питания" в нужной секции. Очень облегчают дело всплывающие подсказки, которые говорят о том, куда будет направлен сигнал при включении кнопки. Регулятор Spread в выходной секции прибора позволяет управлять шириной стереобазы, но только в том случае, если в пэтче используются два звуковых генератора или фильтра. В левой части передней панели можно настроить реакцию инструмента на динамику нажатия клавиши и вращение колеса модуляции.

Задняя панель Malstrom богата управляющими входами и выходами (рис. 5). Здесь есть два входа для управления прибором с секвенсора (Matrix или Redrum), два входа для перезапуска огибающих генератора и фильтра, семь входов для модуляции (с переключателями секции назначения) и три выхода с модуляторов. Интересная деталь — аудиосигнал можно снимать прямо с выходов звуковых генераторов инструмента, минуя фильтры, для чего служат выходы Oscillator Output. Сигнал, обработанный фильтрами, снимается с главных выходов инструмента. Более того, сигнал с любых других приборов Reason можно обработать фильтрами Malstrom или модулем Shaper. Для этого служат два входа в правой части задней панели. Кстати, на эти входы можно подать сигнал и с выходов Oscillator Output, что даст сразу несколько необычных эффектов.


 
 Рис. 5  
   

Пэтчи Malstrom имеют расширение XVW. В стандартном наборе (Reason Factory Sound Bank) их прилагается более 200, в нескольких категориях (басы, эффекты, подклады, перкуссия, простые, сложные и т. п.).

Для демонстрации возможностей инструмента я подготовил несколько звуковых примеров. В первом примере, coins.mp3 (358 Кб), использован пресет Coins из раздела PolySynth. В процессе игры попеременно и в небольшой степени изменяются параметры Index, Motion и Shift в обоих генераторах.

Второй пример, step_out.mp3 (112 Кб), демонстрирует пресет Step Outside из раздела Fx. В пресете используется синхронизация модуляторов с темпом проекта. Характерный рисунок получен простым нажатием и удержанием клавиши.

Третий пример, dizzy.mp3 (207 Кб), демонстрирует работу фильтров Malstrom. Используется пресет Dizzy KillerBee из раздела Fx.

Пример grain.mp3 (389 Кб) показывает всю "гранулярную" суть Malstrom. Используется пресет Graindrops из раздела Polysynth. Тут я активно покрутил ручки во многих секциях синтезатора. Попробуйте получить что-либо подобное в Subtractor или с помощью семплеров!

В примере three_malstrom.mp3 (617 Кб) показан небольшой законченный отрывок, совместная работа трех экземпляров синтезатора с разными пэтчами без применения дополнительной обработки. Видно, что Malstrom успешно справляется как с басами, так и с подкладами и даже с ритмической основой композиции.

NN-XT
Этот новый прибор не заменяет собой семплер NN-19, а, скорее, дополняет его, особенно по части имитации живых инструментов. Главные отличия NN-XT от NN-19 — это более сложная структура пэтча, восемь стереовыходов и возможность импорта пэтчей формата SF2 с максимальным сохранением настроек.

NN-XT напоминает аппаратный семплер со съемной передней панелью и состоит из двух частей: главной панели и съемной панели (рис. 6). Обе панели "монтируются" в рэковую стойку и могут, как и все остальные приборы Reason, сворачиваться до размера в "1U".


 
 Рис. 6  
   

Органы управления на главной панели воздействуют сразу на весь пэтч. Нажатие кнопки High Quality Interpolation, как и в приборе NN-19, улучшает качество звука в высокочастотной области за счет большей нагрузки на процессор. Интересно, что на компьютерах Macintosh с процессором G4 интерполяция всегда выполняется с максимальным качеством, поэтому нажатие кнопки ничего не дает. Назначение остальных регуляторов главной панели довольно очевидно.

Большую часть съемной панели занимает "жидкокристаллический" дисплей, на котором отображается карта семплов. Слева находится список семплов, сверху — клавиатура, а на их пересечении — зоны действия семплов (в виде прямоугольников). Очевидно, что зоны можно перемещать и растягивать как угодно. При перемещении зоны соответственно изменяется ключевая нота ее семпла. Если это нежелательно, то перед перемещением зоны включите кнопку Lock Root Keys. Очень удобна функция автоматического определения ключевой ноты семпла, вызываемая командой контекстного меню Set Root Notes From Pitch Detection. Не менее удобна функция Automap, которая автоматически распределяет семплы по клавиатуре, основываясь на их ключевой ноте. В левом верхнем углу, а также внизу дисплея, в своеобразной строке состояния отображается информация по выделенному семплу. Прослушивать семплы можно, щелкая по ним в списке либо по клавиатуре при нажатой клавише Alt.

NN-XT позволяет создавать "слоеные" (layered) пэтчи, причем количество слоев не ограничивается и определяется количеством перекрывающихся зон. С помощью таких зон можно построить и карты разделения по динамике, когда в зависимости от силы нажатия клавиши будут воспроизводиться разные семплы. Подобные вещи уже неоднократно обсуждались на страницах МО, поэтому не буду на них останавливаться (см. статью "Steinberg HALion 1.1", NN-XT ведет себя практически идентично). Отмечу только очень полезную функцию Alternate. Она позволяет воспроизводить семплы перекрывающихся зон в случайном порядке. Например, для большей реальности партии малого барабана можно загрузить в NN-XT несколько разных его семплов, повесить их на одну клавишу и для всех семплов включить эту функцию (ручка Alt под дисплеем на съемной панели). В результате последовательные удары по барабану будут отличаться друг от друга, как это и бывает в реальной жизни. То же самое можно применить и к движениям смычка струнных (если, конечно, есть семплы, записанные с разным направлением смычка).

Для логического объединения зон с одинаковыми параметрами (например, диапазоном динамики) используются группы. Для создания группы нужно выделить зоны, которые войдут в группу, и выбрать в контекстном меню команду Group Selected Zones. После чего сами зоны и семплы, им соответствующие, переместятся в нижнюю часть экрана и будут отделены от остальных зон и групп жирной линией. Для быстрого выделения всех зон в группе служит столбец G слева от списка семплов.

Метод настройки семплов в NN-XT очень похож на тот, что используется сейчас почти во всех программных семплерах: параметры можно задавать как для каждого семпла индивидуально, так и для произвольного их количества.

Секция Pitch предназначена для настройки высоты тона. Здесь особый интерес представляет параметр Kbd Track. При его среднем значении нажатие соседней клавиши в зоне ведет к изменению высоты тона, как и положено, на полутон. При повороте ручки влево высота тона изменяется на меньшую величину (вплоть до нуля), что позволяет исполнять микротональную музыку. При повороте ручки вправо высота соседних клавиш начинает отличаться более чем на полутон, вплоть до октавы.

Фильтр в NN-XT мультирежимный, может переключаться между пропускающим низких частот (с крутизной среза 6, 12 или 24 дБ/окт), пропускающим высоких частот (крутизна 12 дБ/окт), полосовым (крутизна среза 12 дБ/окт) и режекторным. Генераторы огибающей Mod Envelope и Amp Envelope пятиступенчатые, с секцией Hold (удержание после атаки). Первый генератор низкой частоты может производить шесть форм волны, второй — только треугольную. Первый генератор имеет три режима работы: Group Rate, Tempo Sync и Free Run. В режиме Group Rate частота генератора определяется параметром LFO 1 Rate, заданным для всей группы. В режиме Tempo Sync генератор синхронизируется с темпом проекта, а ручка Rate в этом случае задает частоту в музыкальных единицах (от целой до 32 ноты). Последний режим позволяет выставлять частоту генератора независимо для каждой зоны. Секции Modulation и Velocity передней панели предназначены для настройки реакции семплера на стандартные MIDI-контроллеры.

На задней панели NN-XT помимо 16 аудиовыходов есть два управляющих входа для внешнего секвенсора (Redrum или Matrix), семь входов для модуляции и два входа для перезапуска генераторов огибающей (рис. 7).


 
 Рис. 7  
   

Библиотека оркестровых звуков
Глядя на состав устройств, на их пэтчи, наконец, на стиль, в котором выполнена программа, трудно представить, что Reason можно использовать для создания симфонической музыки. А почему бы нет? Секвенсор программы, в принципе, позволяет работать с любым материалом, новый семплер NN-XT как раз и заточен под сложные пэтчи, все, что нужно, — это набор семплов оркестровых инструментов. И такой набор появился.

Он находится на третьем диске установочного комплекта и представляет собой файл типа ReFill (Orkester.rfl) размером около 560 Мб. Такой размер может показаться чрезвычайно малым для того, чтобы вместить семплы всех инструментов симфонического оркестра. Для пользователей GigaStudio он вообще покажется смешным — например, одна библиотека струнных в формате Giga, выпускаемая фирмой Sonic Implants, занимает 20 компакт-дисков. И, тем не менее, сказать, что библиотека Propellerhead ущербная, язык не поворачивается. Все семплы записаны в известной стокгольмской студии Atlantic Studios, сыграны профессиональными оркестрантами и имеют разрядность 24 бита.

Большинство семплов имеют зону действия в две-три ноты, но в некоторых пэтчах есть зоны, где каждой ноте соответствует свой семпл. Все пэтчи правдивы с точки зрения высотного диапазона реального инструмента — так, если на скрипке самый низкий звук может быть извлечен на открытой струне Соль, то, нажав на MIDI-клавиатуре любую клавишу ниже Соль малой октавы, вы ничего не услышите.

В пэтчах совсем не используется раскладка по динамике, а для получения разных тембров в зависимости от силы звукоизвлечения предлагаются просто разные пэтчи. Динамика указывается в конце имени пэтча в виде стандартных сокращений (от PP — очень тихо, до FF — очень громко). Надо сказать, что это ужасно неудобно. Например, для программирования партии трубы, в которой есть нюансы от пиано до форте, приходится создавать в рэке два семплера NN-XT (а то и больше, если есть промежуточные нюансы, например, MF), в первый семплер загружать "тихий" пэтч, во второй — "громкий", а в секвенсоре тщательно раскладывать ноты по нужным трекам. Исполнение такой партии на MIDI-клавиатуре оказывается и вовсе невозможным — при любой силе нажатия клавиши будет звучать пэтч текущего семплера.

Для каждого приема звукоизвлечения в библиотеке есть отдельный пэтч, и семплы в нем записаны "живые". Например, трель флейты или вибрато кларнета, в принципе, можно было бы имитировать в секции модуляции NN-XT, взяв за основу простой семпл, записанный без трели или вибрато. Но настоящая трель, исполненная живым музыкантом, звучит намного натуральнее, а некоторые способы исполнения (типа тремоло струнных или сфорцандо медных духовых) получить из обычных семплов практически невозможно. Здесь, правда, подстерегает то же неудобство, что и с динамикой, — если партия скрипок должна попеременно играться смычком и пиццикато, то уже потребуются два экземпляра NN-XT, а если еще и с разной динамикой, то четыре и более. Если бы NN-XT позволял создавать трехмерные раскладки семплов, то все способы исполнения можно было бы хранить в одном пэтче и переключаться между ними, например, с помощью, колеса модуляции или любого другого контроллера. Но, увы...

Большинство семплов монофонические, но в струнной группе есть несколько пэтчей со стереосемплами (скрипки и виолончели). Вообще, хотелось бы стереосемплов побольше, особенно в пэтчах, где играют несколько инструментов одновременно (секция). А то получается, что секция тромбонов вроде и записана живьем (играют три тромбона одновременно, даже чувствуется легкая примесь живой акустики студии), но семплы монофонические, и выглядит секция в стереокартине точечным источником звука, куда ее ни панорамируй. Нужно, правда, учесть, что все семплы NN-XT грузит в оперативную память, а при 24-разрядных семплах (да если они еще и стерео) память может быстро закончиться. Поэтому многие пэтчи имеют двойников с меткой Lite в конце имени, в них используется меньше семплов (один семпл на пять-шесть нот), и памяти они потребляют меньше.

В струнной группе нет пэтчей сольных инструментов, есть только секции: скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Представлены пэтчи с игрой смычком, пиццикато, маркато и тремоло, а у скрипок еще и стаккато. Есть также пэтчи натуральных и искусственных флажолетов, а у контрабасов еще два уникальных пэтча: "тремоло у подставки" (Tremolo Sul Ponticello) и игра древком смычка (Col Legno). Для облегчения жизни заготовлены пэтчи комбинаций струнных, например, "виолончели плюс контрабасы", "скрипки плюс виолончели", "альты плюс виолончели плюс контрабасы", играющие в унисон либо в октаву. Эти комбинированные пэтчи составлены обычным многослойным методом.

В группе деревянных духовых как раз наоборот — все пэтчи сольные. Здесь есть флейта, флейта пикколо, гобой, английский рожок, кларнет, бас-кларнет, фагот и контрафагот. Многие из них представлены в двух вариантах звучания — A и B, а также с вибрато и без вибрато. У флейт, гобоев и английских рожков есть пэтчи трелей на большую и малую секунду; у флейт, кларнетов, бас-кларнетов, фаготов и контрафаготов есть еще и пэтчи стаккато. Без комбинаций и здесь не обошлось — их столько вариантов, что глаза разбегаются.

В группе медных духовых есть как сольные пэтчи, так и пэтчи секций. Здесь есть валторна, труба, тромбон, басовый тромбон и туба. Почти все медные духовые имеют пэтчи с игрой стаккато и сфорцандо. В секции валторн и, конечно, у тромбонов, есть пэтчи глиссандo, а у труб — игры с сурдиной.

Из ударных в библиотеке имеются литавры, большой барабан, малый барабан, томы, гонг, тарелки, колокольчики, кастаньеты, бубенцы, треугольники и еще много чего интересного.

Сомнительно, конечно, что пользователи Reason будут теперь создавать аранжировки классической музыки направо и налево, как, впрочем, и электронные версии симфоний. Но сам факт расширения звуковой палитры живыми инструментами порадует многих — есть стили электронной музыки, где без "живья" не обойтись.

Для демонстрации новой библиотеки я подготовил три звуковых примера — отрывки "Марша" из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик". Я выбрал "Марш" не случайно — в этом произведении задействованы основные инструменты оркестра, к тому же и с разными приемами звукоизвлечения. Звуковую картину (расположение виртуальных источников звука в плоскости и пространстве) я предполагал такую: инструменты звучат в среднем плане, некоторые даже в общем плане, в большом акустическом пространстве (в концертном зале). Первые и вторые скрипки расположены левее центра и имеют значительную горизонтальную протяженность. На том же расстоянии от слушателя, что и скрипки, только справа, располагаются виолончели (также довольно протяженным объектом), за ними (в глубину) альты, еще правее и дальше — контрабасы. Вся группа деревянных духовых в виде точечных источников находится чуть левее центра и как бы глубже, за скрипками. Валторны — далеко и ровно по центру, трубы, тромбоны и туба справа, но дальше от слушателя, чем контрабасы. Тарелки — далеко и около центра.

Полностью, правда, такую картину средствами Reason реализовать не удалось. Во-первых, из-за малого количества стереосемплов. Для имитации протяженности группы альтов и виолончелей пришлось из моноисточников делать псевдостерео. По-хорошему, для такого дела нужно один из каналов монопары пропустить через линию задержки и на несколько центов сдвинуть высоту тона относительно другого канала. Но из-за отсутствия в Reason прибора типа Pitch Shifter пришлось довольствоваться только задержкой. Дальше — все семплы записаны в библиотеке крупным планом, с характерными исполнительскими шумами и призвуками, да со значительной высокочастотной составляющей — в таком виде звук никогда не доходит до слушателя в зале. С расстоянием особенно быстро затухают высокочастотные составляющие, впрочем, и низкочастотные также теряют силу. Поэтому почти все инструменты потребовали эквализации в микшере (те, что дальше от слушателя, — в большей степени). Что касается реверберации, то прибор RV-7 в Reason не имеет такого параметра, как время предварительной задержки, поэтому у всех инструментов оно получилось одинаковым, чего в реальности не бывает. Чем ближе инструмент к слушателю, тем больше должно быть это время. Все, что я мог сделать, — это изменять долю прямого и отраженного сигнала для разных инструментов, регулируя уровень соответствующего посыла.

Из-за того, что каждый семплер NN-XT рассчитан только на один пэтч, а инструменты в "Марше" играют с разной динамикой и разными приемами, потребовалось "засадить в рэк" 29 экземпляров семплера. Так на одни трубы ушло пять NN-XT. Понадобились также четыре микшера, соединенные в цепочку (два из них ушли на струнную группу). Увидеть все это хозяйство в действии можно, загрузив файл песни nutcracker_march.rns (399 Кб), при условии, что у вас есть Reason 2.0, описанная здесь оркестровая библиотека и довольно мощный компьютер.

Первый отрывок, nutcracker_march1.mp3 (625 Кб), демонстрирует разные динамические оттенки флейт, кларнетов, фаготов, валторн и труб, а также пиццикато струнной группы. Во второй половине отрывка есть отчетливые фразы труб, тромбонов и тубы. В самом конце, в партии труб, отчетливо слышна "синтетика" — вроде семплы и живые, но как я ни бился, труба при прослушивании как будто "прилипает" к диффузору. Натуральности звучания в этом месте добиться не удалось.

Второй отрывок, nutcracker_march2.mp3 (222 Кб), демонстрирует стаккато флейт, игру смычком струнной группы и яркий тембр валторн в форте.

Третий отрывок, nutcracker_march3.mp3 (433 Кб), демонстрирует почти все инструменты в форте, характерное сфорцандо медных духовых и своеобразное глиссандо в струнной группе, когда пассаж передается от контрабасов к виолончелям, а затем к скрипкам и альтам. В результате создается впечатление динамического панорамирования, хотя на самом деле все инструменты остаются на своих местах.

Оптимизация
Ресурсы процессора ограничены, а потребности программ растут день ото дня. Аппетиты Reason тоже подросли по сравнению с предыдущей версией. Если после добавления очередного прибора или дорожки процессор отказывается "тянуть" вашу песню в реальном времени, не сдавайтесь. Есть три основных способа улучшения производительности: настройка буферов, оптимизация работы компьютера и оптимизация песни.

Первый способ банален — увеличьте размер буфера (окно предпочтений, страница Audio), это снизит нагрузку на процессор, но также и увеличит время ожидания при живом исполнении. По поводу оптимизации компьютера написано уже немало (см. статью в августовском номере МО за прошлый год). А вот оптимизация песни — способ неочевидный, но действенный. Здесь можно пожертвовать качеством на этапе создания песни, но зато все будет работать в реальном времени. Когда песня будет готова, можно все параметры, отвечающие за качество, выставить по максимуму и сделать цифровой миксдаун в офлайне — тут уже ресурсы процессора не важны.

Во-первых, загляните в окно предпочтений на страницу General (рис. 8). Там есть параметр CPU Usage Limit — он определяет, сколько ресурсов процессора (в процентах) программа будет использовать для генерации звука. Оставшаяся часть ресурсов уйдет под графику и обработку действий пользователя. По умолчанию это параметр равен 80%, но ничто не мешает подтянуть его поближе к максимуму. Если сбросить флажок Use High Resolution Samples, то все семплы, независимо от их исходной разрядности, будут воспроизводиться в разрядности 16 бит, что снизит нагрузку на процессор.

 Рис. 8

Во-вторых, не загружайте в Reason сразу несколько песен. Даже если у вас воспроизводится только одна песня, остальные загруженные отнимают часть процессорной мощности и оперативной памяти. Тем более, если в этих песнях используется много семплов.

Лишние соединения также отнимают ресурсы. Если вы используете моносемплы, то подключайте провод только к выходу L прибора, оставив правый выход свободным. Выключите режим High Quality Interpolation и, наоборот, включите режим Low Bandwidth на тех устройствах, где есть соответствующие кнопки. Обратите внимание на фильтры — выключите те из них, которые не принимают участия в обработке сигнала. Выключите также фильтры, у которых частота среза выставлена на максимум или огибающая такова, что фильтр полностью открыт, поскольку в этих случаях фильтр никак не воздействуют на сигнал. Попробуйте использовать фильтры с крутизной среза 12 дБ/окт — они потребляют меньше ресурсов процессора, чем фильтры с крутизной 24 дБ/окт: если разница в звуке не принципиальна, "зачем платить больше"? Попробуйте также уменьшить значение Release в секции огибающей прибора — это сбережет полифонию. У всех приборов Reason есть множество кнопок и ручек, которые можно случайно "зацепить" при редактировании пэтчей, из-за чего включатся новые алгоритмы обработки, съедающие ресурсы, а видимых изменений в звуке это не повлечет. Будьте внимательны!

Кстати, я заметил интересную деталь. Если при воспроизведении программа выкидывает окно "Computer too slow to play song…" и останавливается, то после нескольких повторных попыток воспроизведения Reason как будто справляется с проблемой ресурсов, и песня начинает играться без проблем. Такое бывает не всегда, и я подозреваю, что здесь многое зависит от текущего состояния операционной системы, в частности, от активности ее фоновых задач.

Эта странная математика
Еще в первой версии Reason, в файлах, которые я делал для звуковых примеров к статье, было замечено большое значение постоянной составляющей (DC Offset). Меня этот факт тогда заинтересовал, и я задал вопрос производителю, но никакого ответа не получил. Решив проверить математику во второй версии программы, я натолкнулся на те же самые и даже более странные вещи. Но обо всем по порядку.

Сначала я создал песню, в которой играли четыре устройства: Subtractor, NN-XT, Redrum и Dr.Rex. Они были подключены к микшеру, а на посылы повешены линия задержки и ревербератор. Я сделал миксдаун (в 24 битах) с использованием команды Export Song As Audio File и загрузил полученный файл в WaveLab. Анализ показал в левом канале постоянную составляющую на уровне -80,9 дБ, а в правом -83,5 дБ. Многовато для 24-разрядного файла! Затем я вывел тот же файл в 16 битах — постоянная составляющая оказалась примерно на том же уровне.

После добавления в песню Malstrom, NN-19, еще трех NN-XT и нескольких приборов обработки результаты оказались и вовсе неожиданными — для 16-разрядного файла постоянная составляющая была на уровне -72 дБ, а для 24-разрядного — на уровне -54 дБ (0,18%)! Затем я попробовал заглушить в песне все приборы, кроме новых NN-XT и Malstrom. Результат оказался вполне приличным: -131 дБ. Выходит, что постоянная составляющая растет по мере добавления приборов в рэк, причем по-разному для разного состава приборов и разных форматов и миксдауна.

Следующим испытанием стала проверка программы на честность воспроизведения семплов. Дело в том, что звук, производимый Reason, меня несколько настораживает. Вроде бы формально придраться не к чему — низ четкий, верха не замылены, середина на месте. Но ощущение какого-то непонятного фильтра остается, такое чувство, что звук искусственно облегчают, прореживают, что ли... В целом ощущение похоже на то, которое возникает при прослушивании файла формата MP3. Какая-то психоакустическая модель. То же самое могу сказать и про известную программу ReBirth. Она, помнится, отличалась тем, что не требовала больших вычислительных мощностей процессора и работала нормально чуть ли не на Pentium 90, хотя делала немало. У меня есть подозрения, что фирма Propellerhead в обеих программах применяет какой-то алгоритм, который облегчает звуковую математику и позволяет уменьшить нагрузку на процессор.

Идея теста проста. Загрузить в семплер, например, NN-XT, сгенерированную в WaveLab синусоиду (монофайл), создать под нее зону размером в одну клавишу, указав эту клавишу в качестве ключевой для семпла. Выключить все фильтры и модуляцию, полностью спанорамировать семпл в левый канал, уровень мастер-выхода и уровень семпла оставить по умолчанию. Затем в секвенсоре нарисовать указанную ноту с максимальной динамикой и длиной пару тактов. Выполнить цифровой миксдаун и... сравнить спектр исходной и полученной таким путем синусоид.

Действительно, при указанных настройках семплера его задача ограничивается тем, чтобы воспроизвести файл без изменений (ну или с небольшим изменением уровня). Я сгенерировал в WaveLab синусоиду частотой 1000 Гц и длительностью 5 секунд, загрузил в NN-XT, сделал все настройки и на всякий случай подключил NN-XT, минуя микшер, прямо к выходам Reason Hardware Interface. В семплере был включен режим High Quality Interpolation, хотя видно, что интерполировать в данном случае просто нечего. Полученный с помощью функции экспорта 24-разрядный файл я загрузил в SpectraLab. На рисунке 9 показан спектр исходного файла, на рисунке 10 — того, что выдал Reason.

 Рис. 9

 Рис. 10

Обращают на себя внимание как уровень новообретенных составляющих, так и появление нечетных гармоник (3, 5, 7 кГц).

Я задал вопрос разработчикам по поводу такой веселой спектрограммы. И еще раз спросил, почему появляется большая постоянная составляющая. Ответа пока не получил.

Что в итоге
Несмотря на последний тест, мое впечатление от программы не изменилось. Reason — это уникальная рабочая среда для творческого человека.

Новая версия программы меня порадовала, в основном, улучшениями секвенсора, синтезатором Malstrom, а также возможностью воспроизводить семплы высокого разрешения. За время работы я также заметил, что многие мелкие ошибки и недочеты предыдущей версии исправлены, а это тоже приятно.

Хочу повторить, что Reason не стоит сравнивать по качеству производимого звука с аппаратными устройствами, — синтезаторами, семплерами и приборами обработки. Достоинство программы заключается не в качестве имитации "железа", а в удобстве реализации музыкальных идей.

  Звуковые примеры

coins.mp3 (358 Кб)
step_out.mp3 (112 Кб)
dizzy.mp3 (207 Кб)
grain.mp3 (389 Кб)
three_malstrom.mp3 (617 Кб)
nutcracker_march1.mp3 (625 Кб)
nutcracker_march2.mp3 (222 Кб)
nutcracker_march3.mp3 (433 Кб)

  Оценка статьи
Посещений: 21936 | Проголосовавших: 34 | Средняя оценка: 4.6

   

  Комментарии
20.04.03 06:27
SED
Несмотря на крутую звуковуху,после "REASON" я понял для чегосуществуют синтезаторы!!!Даже подгруженный семпл теряеткачество,с большим трудом можно сделать что-то реальное,всегда останется призвук "ризона"в басах и в верхах даже после мастеринга.

22.04.03 01:36
SED
Для тех кто работает в "REASON",хочу заметить,что через "Малстром"можно пропустить любой другой прибор (например "NN-XT"),и крутить,крутить...

09.08.03 17:27
shaman
я пользуюсь программой Reason почти с самого начала её появления ! кстате верха и бас можно выкрутить и с хорошим качеством !!! до вчерашнего дня не видел программы лудше !!! теперь появилась новинка (NUENDO 2.0) !! это программа куда успешней остальных !) мир

18.09.03 23:00
Ted
Попробуйте использовать Reason (2.5) Splitter вместе с Nuendo и обработать его Microfon modeller by Antares (на три канала) и вы услышите как зазвучит допустим бочка... или любой другой инструмент...

21.09.03 19:12
Garik
Не знаю ребята о чем спорите? Главное усердие и фантазия. На взгляд тех, кому я давал слушать свои уже законченные вещи, можно было попробовать на арену. Сейчас куплю миди-клавиши и работать станет легче. Может кто-то захочет пообщать - буду рад!!!

25.02.04 01:30
Жора
А никто не знает где можно найти стрэтч генератор для ризона?

27.05.04 12:47
vax
Reason звучит плохо.Я работал на нем около 2 лет и сделал множество треков. Выпустил альбом - в нем все барабаны шли из Ризона в Лоджик 5.Сейчас я полностью все делаю в Лодже и ресурсов не хватает.Зато звук потрясный.Ризон воспроизводит семплы мыльно.Но штука хороша для начинающих и.

16.07.04 11:49
Нехороший человек
Меня вообще бесят форумы и все подобное потому что реальной полезной информации процентов 10Если у вас ни чего не получается и вы ни чего не добились не чего обсирать то чем вы пытались этого добится и другим мозги парить , рассказывать например про ваш суперслух и т.п.

29.08.04 04:55
No Way
ВЕРНО! ДЕЛО ГОВОРИШЬ!

03.10.04 17:22
Alexey
А у меня Virus B и Waldorf Q . Прощай Reason !( Пишу для тex , у кого уши и карман от 20Hz до 44.100Khz )

04.10.04 10:24
Shaman
Я согласен, Reason по звучанию и функционально напоминает рабочие станции - вроде бы все наворочено, а звучит не по-настоящему. У меня Logic и Reaktor - даже простые звуки намного убедительнее.

12.10.04 01:20
Udo
Reason 2.5 по-моему предназначен только для создания танцевальных треков. Я пробовал записывать живые семплы гитар и баса, а барабанные партии прописывать. Как не крути вс тавно какой-то Linkin Park получается...)

24.10.04 23:28
Paul
Reason звучит мыльно, и это правда! Да и звуки там, ну скажем так для минусовок на школьные вечера! Лучше всего конечно эт железо, вот там то настоящий звук, ведь физика железа намного отличаеться от физики всяческих там VST ну и резона. Поэтому когда сводишь микс с железа, то там тебе и прозрачность и все что нужно. На хрен плагины!!!!!!!!

08.12.04 08:41
komok
На вкус и цвет Ризона нет или не все то Ризон,что блестит или без труда и т.д. :)

24.12.04 04:15
eddy
posowetujte,chto kupity,esli ne reason? chto esche kruche?saranee blagodaren.

26.06.06 21:38
stek
если комуто надо то есть ресурс посвященный ризону

http://...

в принципе найдет каждый что то


21.08.06 13:34
Ivan Sorokin
реасон 3 полнейший отстой, работаю в румынии в американскоий фирме, занимаемся веб дизаином, рабоатем на проф оборудовании, проф звук карта, студииные монитора, помещение с заглушкой, начали работать на реасоне, вродебы все нормално, по мере добавления треков и инструментов искажается звук каждого инструмента, при рендировании в 192 кгц, 24 бит, выходит глухои , плоскии звук, не помогают никакие компрессоры и мастеринг сюиты, короче переходим на куб, реасон для детей маленких и домохозяек, большущая на***ка.

12.11.08 22:42
shiftup
Ха-Ха)) А что вы хотите за такую цену $382 (Reason 4)? Для сравнения более или менее приличный виртуальный синтезатор стоит $200 (к примеру: Arturia Minimoog V), так что господа очень много хотите ;)

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
muzoborudovanie.ru
mail@muzoborudovanie.ru

© Агентство ДАТА